XV. Соборная молитва тысячекратно сильнее молитвы, возносимой наедине «Нас радует общение с человеком благочестивым, искренним, добрым христианином и еще больше радует общение с человеком, нас любящим. Тем более для нас и сладостно, и радостно общение с неизменно нас любящим Богом, Спасителем нашим и Искупителем. Зная Его жертвенную, спасительную, Божественную любовь к нам и в нас воспламеняется ответная к Нему человеческая любовь, вдохновляющая нас на радостное общение со столь возлюбившим нас Христом» 97 . Когда в человеке пробудится сознание своей греховности и он уверует во Христа Искупителя и Спасителя мира, тогда он станет смиренно приближаться ко Христу с покаянием, зная, что Он «имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6 ). Кающийся в своих грехах человек просит у Христа Бога прощения их, просит в молитве укрепить Святою благодатью его, чтобы впредь ему не грешить и идти по пути спасительному, Христом указанному. Молитва есть всегда смиренное обращение верующего к неизменно всех любящему Богу 98 . Христианин всегда должен сознавать свое недостоинство пред величеством и святостью Вечносущего Господа, Которого все небесные силы немолчно славят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6 :З) 99 . Сказано: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.6:18 ). «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» ( Флп.4:6 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:16, 17 ) 100 . «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Великое обетование Божие: «Там Я посреди них»! Какая радость, какое счастье для собравшихся! Но это только для тех, кто собирается «во имя» Его – имя же Его – Бог Спаситель – Любовь 101 . Значит, можно сказать и так, где двое или трое собрались с любовью к Богу и ради спасения своих душ чрез Иисуса Христа, – там посреди них и Сам Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

    «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).     «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).     «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6).     «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).     «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их» (Пс. 101:18).     «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле» (Пс. 112:5—6).     «Высок Господь , и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6).     «Видел я нечестивого превозносящегося и высящегося как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36).     «Ты низложил их, когда они разгорделись. Как... они пришли в разорение ? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19).     «Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь» (Пс. 17:28).     «Ты смирил , как раненого, гордого» (Пс. 88:11).     «Не жил посреди дома моего поступающий гордо» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом    Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).    Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).    Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).    Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).    Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).    Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).    Гордость — это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).    Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца» ( Откр. 11, 1–2 ). «Внешний двор храма» и есть второй аспект Церкви, «попираемый язычниками», который соблазняет и отводит от истинной Церкви верных. В храмах России изображение Тайной вечери с Иудой Искариотским среди двенадцати апостолов находится над царскими вратами. Не для того ли это изображение именно здесь, чтобы всем всегда напоминать притчу о плевелах – о том, что «врата ада» борют Церковь и внутри ее, но что все равно они ее не одолеют. Века проходят, и ежедневно выносится чаша, а сверху всегда то же напоминание, чтобы не было иллюзий, и то же ободрение, чтобы не было отчаяния. «Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Если Тайная вечеря тогда в Иерусалиме, несмотря на присутствие Иуды, осталась для человечества началом святой Церкви, то, значит, это «двойное» бытие ее предусмотрено Господом («Да сбудется Писание» 100 ), и сила Его сохранит святую Церковь Его от всякого зла. «Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующие 101 . Осознание того, что к Церкви Христовой не относятся «язычники, попирающие святой город», то есть члены Церкви только по внешности, имеет для нас непосредственное значение: снимает опасность соблазна от видимой церковной неправды. Всякая неправда находится вне святой Церкви. Зная притчу о плевелах или о неводе, уже невозможно оправдать для себя какой бы то ни было уход от Церкви, в частности в раскол. Самая возможность возникновения раскола происходит от непонимания двойного аспекта Церкви. Но здесь возникает иной соблазн. Двойной аспект Церкви есть временное, до Страшного суда, сосуществование добра и зла внутри ее внешних форм. «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего» ( Мф. 13, 40 ). Но это не есть придуманное лютеранами деление Церкви на видимую грешную и невидимую святую. «Принадлежать к невидимой Церкви тому, кто не принадлежит к видимой, невозможно, ибо только в сей последней можно возродиться в таинствах… только здесь, в видимой Церкви, сохраняется учение Христово» 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня [ Ин. 14, 4 – 6 ] (вот куда идет Иисус Христос и куда должны мы идти!)... Итак, все пойдем немедля к Отцу Небесному чрез Иисуса Христа, Ходатая, и при помощи Его... Всяк, имеяй надежду видеть Отца, очищает себя от всякого греха [ 1Ин. 3, 3 ]... Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [ 2Кор. 7, 1 ]. Ко Отцу, к Отцу! Купить в Синодной лавке толкование Евангелий воскресных Никифора Астраханского 100 . Объяснение Псалтыри Палладия 101 ; Ефрема Сирина 102 ; объяснение литургии Арсения Киевского 103 ; Историю Церкви Рудакова 9 . Слова Иринарха Рязанского 104 . 7 июля Благодарю Господа, многократно вчера спасшего меня милосердием Своим от страстей моих (зависти, неприязни к отцу Матфею до и во время всенощной), когда я покаялся от души и осудил себя искренно; благодарю и за самое осуждение мною себя самого – и сие от Бога. Ночь провел очень беспокойно: сильный зуд в теле всю ночь – от кофе ли, от молока ли деревенского, дурно пахнувшего навозом, от вина ли, портвейну, или от того, что поздно вечером пил чай с сахаром? Сахар не причина ли этого зуду? Суп ли старый за обедом? Плоть моя не распята со страстями и похотями, а оживлена – оттого я и слаб духом. Крепче заметь это и убий змею свою. Евангелие о слепых и немом бесноватом [ Мф. 9, 27 – 33 ]. Сердечные очи мои ослеплены самолюбием, плотоугодием, чревоугодием, объядением и пьянством, гордостью, честолюбием, завистью, сребролюбием; ропотом, нетерпением, унынием, сладострастием, лицеприятием и лицезрением, лицемерием, суетностью, леностью, нерадением, жестокосердием; скупостью, злопамятством, укорением, оклеветанием, ложью, обманом, легкомыслием, божбою, зложелательством, злорадством, лукавством, хулою, братоненавидением, придирчивостью, подозрительностью, раздражительностью, ссорою, уничижением ближнего, ругательством, предательством и иными бесчисленными грехами. А конец всего этого – смерть [ Рим. 6, 21 ], если не покаюсь и не исправлюсь. 7-го июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А некоторые св. отцы говорят об обуздании страстных движений души и о ее врачевании: Бесстрастие есть не только усекновение отдельных страстей, но и общее исцеление души. Поэтому, неудивительно, что оно имеет прямое отношение и к психическому здоровью: «Освобождение души от помыслов, страстей, тирании смерти способствует равновесию человека, как психологическому, так и социальному» 98 . Бог хочет милости, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений ( Ос. 6:6 ). Боговедение, богопознание или богообщение вытекает из заповеди любви к Богу: «Первая основная наша обязанность по отношению к Богу, это – любовь к Нему. Само собой разумеется, что этой любовию от нас требуется и то, чтобы мы знали Того, Кого должны так любить. Человек не будет и не может любить того, кого он не знает. Так любовь к Богу приводит нас к обязанности богопознания» 99 . Непосредственно с богопознанием связано богомыслие: «Богомыслием называется такая душевная настроенность, когда человек намеренно вводит в свое сознание и поддерживает в нем представление о Боге, о Его высочайших свойствах, о деле нашего спасения, о нашем вечном будущем, и т. д. Такое богомыслие было любимо нашими христианскими подвижниками, но многим и многим из нас оно, к сожалению, совсем незнакомо» 100 . Иисус Христос в своей первосвященнической молитве говорит о богопознании: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:1-3 ). Из этих слов Спасителя следует, что богопознание не только нужно, полезно, важно, но оно жизненно необходимо, и его актуальность безмерно превосходит актуальность познания любых тварных объектов, ибо от познания Бога не только зависит дарование нам вечной жизни, осуществляемое через Иисуса Христа, посланного Богом посредника между Богом и человеком, оно само и есть жизнь вечная, иначе – спасение, т. е. реализация цели, желаннее и превосходнее которой для человека в личном плане не может быть 101 .

http://azbyka.ru/dushevnye-sostoyaniya-v...

А продолжительных по времени молений Спаситель вовсе не отрицал и даже сказал притчу о том, что должно всегда молиться ( Лук.18:1–7 ) 97 . А апостол Павел говорит не только об обшественном богослужении, но и об обилии форм его: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Ефес.5:18–19 ). Когда же он заповедует, чтобы «мужи на всяком месте произносили молитвы» ( 1Tuм. II, 8 ), то этого никто не отрицает, всякий может молиться всегда и где угодно, а Церковь советует начинать и оканчивать всякое дело молитвой 98 . Впрочем, в собственном смысле молиться «всегда» и «беспрерывно» 99 можно только духовно, имея лишь молитвенное религиозное настроение. И великие подвижники не всегда и беспрерывно молились, но кроме молитвы занимались и делом; Макарий египетский напр. тем и жил, что плел корзины. Самое дело этих великих людей было молитвой, ибо все делали они с мыслью о Боге, имея всегда высокое религиозное настроение. И в то время, когда они трудились или отдыхали, в сердце их сама собой совершалась непрестанно молитва 100 . Но иметь такое настроение могут только совершенные, которые достигли некоторой высоты в духовной жизни. Да и они доходят до этого не иначе, как пройдя продолжительную школу церковной молитвы. Сами собой и они не научаются молитве; напротив, на самой высшей ступени духовной жизни никогда не обходились и не обходятся без церковной молитвы и готовых форм ее. И не только в храме они молятся со всей Церковью «едиными устами и единым сердцем», но и в своей домашней молитве» молятся также церковной молитвой 101 . А что сказать о громадном большинстве слабых людей, которым еще далеко до сосовершенства? Как они станут молиться своей молитвой, когда не умеют и приступить к молитве, а может быть и не знают, что такое молитва? Мы часто, а может быть и большей частью, не имеем молитвенного настроения. Поэтому лишите нас церковной молитвы, мы вовсе перестанем молиться. И так каждому предоставьте выражать свое религиозное настроения, как ему угодно и молиться так, как может и только тогда, когда ему вздумается, – тогда все перестанут молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Без всякого внимания и уважения к тексту и контексту теософы пробуют увидеть доктрину реинкарнации там, где речь идет о духовном, а отнюдь не о физическом рождении. Например, Елена Рерих пишет: «В словах «я снова в муках рождения» (Гал. 4, 19) утверждается закон перевоплощения» [ 99 ]. Приведу полный текст обращения Павла к ученикам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас» (Гал. 4, 19; ср. 1 Кор. 4, 15). Здесь — скорбь учителя и желание увидеть своих учеников духовно возрожденными. Реинкарнацию здесь может увидеть только человек, который читает не первоисточник христианства, а только вырезки из него, прошедшие теософскую цензуру [ 100 ]. Чтобы в христианстве апостольского века видеть доктрину метемпсихоза, надо забыть слова ап. Павла: «человекам положено однажды (один раз, единожды) умереть, а потом Суд» (Евр. 9, 27). Кроме того, в Новом Завете есть места, которые, хоть и не содержат прямого отвержения реинкарнации, но явно противоречат некоторым деталям, которыми обычно обставляется миф о реинкарнации. Например, один из самых красивых философских мифов в истории — это рассказ Платона о «долине забвения», проходя через которую души забывают, что они знали раньше. Те, кто идут с неба в наш мир, в этой долине забывают горнее; те, кто уходят с земли, в этой же долине забывают все земное… Но в Евангелии есть притча о богатом и Лазаре. Оба они по своей смерти помнят, что случилось с ними при жизни (Лк. 16, 19-28). Миф о «долине забвения» — далеко не частная деталь в реинкарнационном учении. Без него нельзя объяснить, почему человек не помнит своих прежних жизней. Так что эта евангельская притча находится в явном противоречии, по крайней мере, с тем вариантом реинкарнационного учения, который был более всего распространен в античности — с платонизмом. Еще одно такое скрыто-антиреинкарнационное место — слова ап. Павла о том, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). Ответ держится только за одну жизнь. Тут нет никакого «накопления кармы» или «изживания кармы» в течение многих жизней и многих тел [ 101 ]. Незадолго перед этим ап. Павел также говорит нечто, совсем не предполагающее реинкарнационного подтекста: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5, 1-2). Апостол не утешает гонимых христиан тем, что после смерти этого тела им будет дано другое. Он говорит о том, что после совлечения одежды тела мы будем облечены в Бога и войдем в вечное и нерушимое жительство на небесах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). 94. Каково различие лиц Святой Троицы? Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца. 95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы? Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог. 96. Почему Бог называется Вседержителем? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. Почему Бога мы именуем Творцом? Слова Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол 1:16 ). 99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы . 100. Кто такие Ангелы? Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. 103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании . В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Быт. 7 :17. И был потоп сорок дней и сорок ночей на земле, и увеличилась вода, и подняла ковчег, и высоко стояла 97 над землею. Быт. 7 :18. И прибывала вода и увеличивалась быстро по земле, и носился ковчег поверх воды. Быт. 7 :19. И чрезвычайно прибывала вода на земле, и покрыла все горы высокия, которые были под небом. Быт. 7 :20. На пятнадцать локтей вверх поднялась вода и покрыла все высокия горы. Быт. 7 :21. И умерла всякая плоть, движущаяся по земле, птицы, и скоты, и звери, и всякий гад движущийся по земле, и всякий человек. Быт. 7 :22. И все имеющее дух жизни и все 98 , что было на суше, умерло. Быт. 7 :23. И истреблено было все живущее 99 , что было на лице всей земли, от человека даже до — скота, и — гадов, и — птиц небесных, — истреблено было с земли. И остался один Ной и бывшие с ним в ковчеге. Быт. 7 :24. И стояла вода высоко на земле сто пятьдесят дней 100 . Глава 8 Быт. 8 :1. И вспомнил Бог о Ное, и всех зверях, и всех скотах, и всех птицах и о всех гадах, пресмыкающихся 101 , которые были с ним в ковчеге, и навел Бог дух на землю и перестала (прибывать) вода. Быт. 8 :2. И закрылись источники бездны и небесные отверстия 102 и остановился дождь с неба. Быт. 8 :3. И стала убывать 103 вода и уходить с земли, и убывала вода после ста пятидесяти дней. Быт. 8 :4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в двадцать седьмой день месяца, на горах Араратских. Быт. 8 :5. Вода же сходила и убывала до десятого месяца, и в десятом месяце, в первый день месяца, показались вершины гор. Быт. 8 :6. А после сорока дней открыл Ной окно ковчега, которое он сделал, Быт. 8 :7. И выпустил ворона (посмотреть, не сошла ли вода с лица земли) 104 , и вылетев, он не возвратился, пока не изсякла вода на земле. Быт. 8 :8. И выпустил после него голубку посмотреть, не ушла-ли вода с лица земли. Быт. 8 :9. И голубка, не нашедши покоя для ног своих, возвратилась к нему в ковчег, ибо вода была по всему лицу всей земли. И он, протянувши руку свою, взял ее и внес ее к себе в ковчег. Быт. 8 :10. И помедлив еще семь дней 105 , снова выпустил голубку из ковчега.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В 1806 г. оно возросло до 100, в числе которых были колюжские т. е. колоши-аманаты. Второй публичный экзамен в 1807 г. опять показал, что дело шло успешно (стр. 279–281). Училище это сумело приготовить из учеников своего училища даже учителей и помощников для них. Одному из них, при воспомоществовании других, было вверено даже собирание словаря Алеутского языка и сокращенное начертание грамматики этого же языка (105:280–281). Знаменитый монах Герман, стараясь всеми зависящими от него способами быть истинно полезным американцам на острове Еловом – новом Валааме – устроил также школу, в которой сам обучал небольшое число учеников и учениц чтению, письму, закону Божию и церковному пению. Эти ученики и ученицы помогали старцу при молитвенных песнопениях в часовне построенной на Еловом острове (стр. 110). —212— Автор «Очерка», выставляя на вид миссионерские труды в данном отношении, сопровождает свои рассказы о них замечаниями, звучащими несколько грустною нотою (может быть впрочем по скудости данных): цветущее состояние училища едва ли было продолжительно (101). Какова была участь училища и всего того, что… старались насадить и развить на Кадьяке – нам не известно (107). Однако же не под таким впечатлением может оставить чтение «Очерка» читатель, особенно если он припомнит себе приточное Евангельское слово о сеятеле, семени и условиях успеха сеяния… «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, – не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, – немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк.4:26–29 ). Семя брошено в землю. Как оно всходило и всходит – он не знает; – спал или бодрствовал он, – вставал, или не вставал днем и ночью, чтобы наблюдать над нивой, им обрабатываемой и засеваемой – это не предрешает вопроса о нужде построения житниц. ( Лк.12:16–19 ). Зелень может и погибнуть, как бы много по человеческим расчетам она не обещала; но она же сама может дать сверх ожиданий и колос, и полное зерно в колосе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010