85 Но эта несостоятельность гипотезы обнаружится еще яснее при разборе объяснений других явлений. 94 Подробное соглашение кажущихся разногласий в повествованиях Евангелистов о погребении Иисуса Христа можно найти в Leben Jesu Christi in Harmonic der vier Evangelien – Rigler. 97 Рассматриваемым выражением Апостол имеет в виду разрешить естественно могущее возникнуть в христианах недоумение относительно столь тяжелого для человека факта, какова смерть, без исключения всех постигающая, даже искупленных, и между ними даже совершенных. В виду этого факта естественно мог возникнуть вопрос: искуплены ли мы от телесной смерти, когда мы видим, что она продолжает царствовать и после Христа, как царствовала до Него? Апостол и отвечает на это, что будет время, когда и этот враг уничтожится. Дело искупления продолжается. Христос царствует и побеждает врагов, и Он будет царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть. Тогда во Христе все оживут. И Апостол замечает, так и должно быть: каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу. 100 Uber die Bedeutung des Wunders in Natur und Geschichte pr Lokler in Geiszen, 65. (Beweis des Glaubens 1867). 101 Λβετε: у повелительного наклонения нет времен в нашем языке; в греческом же стоит аорист, а не настоящее. 102 Это замечание направлено против Штрауса, который разности в повествованиях Евангелистов объясняет тем, что будто бы в то время были различные рассказы в ходу, и что Евангелисты сами не имели определенных сведений о явлениях. 103 Несправедливо католические богословы толкуют эту беседу в смысле возведения Петра на высшую степень между Апостолами. Обязанность пасти овец Господа своего лежала на всех их; следовательно, эта речь имела в виду не одного Петра, но и всех учеников. Читать далее Источник: Действительность воскресения господа нашего Иисуса Христа/Соч. Михаила Соболева. - Москва : Унив. тип., 1874. - IV, 240 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс. 89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3).    Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня», но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности», когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)». Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою», наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5).    Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

87 Едва не погубили меня на земле, но не оставил я заповедей Твоих. 88 По милости Твоей верни мне жизнь, и сохраню откровения уст Твоих. 89 750 Вовеки, Господи, слово Твое пребывает на Небесах. 90 751 Из рода в род неизменна истина Твоя; сотворил Ты землю, и существует она. 91 Как заповедал Ты, наступает день; ибо все в мире подвластно Тебе. 92 Если бы не соблюдал я закона Твоего, постигла бы меня гибель в унижении моем; 93 752 Вовеки не забуду повелений Твоих, ибо они даровали мне жизнь. Середина псалма. 94 Я Твой, спаси меня; ибо я ищу повелений Твоих. 95 Стерегли меня грешники, задумав погубить меня; но я откровения Твои уразумел. 96 753 Увидел я, что всему приходит конец; но бесконечно широка заповедь Твоя. 97 754 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Всяк день он наставляет меня. 98 Умудрил Ты меня больше, чем врагов моих, заповедью Твоею, и навеки она моя. 99 755 Вразумился я больше учителей моих, ибо откровения Твои наставляют меня. 100 Вразумился я больше старцев, ибо ищу заповедей Твоих. 101 От всякого пути греховного удалялся я, да сохраню слова Твои; 102 756 От судов Твоих я не уклонялся, ибо даровал Ты мне закон. 103 757 Как сладки в гортани моей слова Твои! Они слаще меда в устах моих! 104 Заповедями Твоими вразумился я и возненавидел всяк путь неправды. 105 758 Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих. 106 759 Поклялся я неизменно хранить суды правды Твоей. 107 Смирился я глубоко; Господи, даруй мне жизнь словом Твоим! 108 760 Прими, Господи, обеты, что по доброй воле произнес я устами моими, и судам Твоим научи меня! 109 Душа моя в руках Твоих навеки, и я закона Твоего не забыл. 110 Расставили грешники сети мне; но не изменил я заповедям Твоим. 111 761 Навеки унаследовал я откровения Твои, ибо они радость сердца моего; 112 762 Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня. 113 763 Беззаконных я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114 Ты Податель помощи и Заступник мой; на слова Твои уповаю. 115 Отойдите от меня, люди лукавые, и познавать буду заповеди Бога моего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8. (56) Взаимное пребывание Христа и «ядущего» друг в друге; 9. (57) Как для Сына источником жизни является Отец, так для «ядущего» становится Сын; 10. (58) «Ядущий этот хлеб жить будет вовек». 90 Безусловно, что исцеление расслабленного тоже было «знамением над больным», духовный смысл которого Господь раскрывает в последующей беседе. 91 Для понимания этого надо вспомнить стихи 2:23: «когда Он был в Иерусалиме на Пасхе в праздник, многие уверовали во имя Его, видя Его знамения, которые Он творил», 4:48: «Тогда сказал ему Иисус: если знамений и чудес не увидите, Вы не уверуете». 92 Это относится ко всем чудесам в Евангелии от Иоанна, кроме первых двух, происшедших в Кане Галилейской, когда Иисус откликается на просьбу Матери и царедворца. 96 Ср. 6:2: «И следовало за Ним много народа, потому что видели знамения, которые Он творил над больными», где людей вела вера в знамения. А в ст. 26 людей приводит к Нему не увиденное знамение. Ложные мессианские чаяния, желание, чтобы Он был царём, при котором наступит изобилие хлеба. 98 Это первое «Я есмь», которым открывается целая серия самооткровений Иисуса о Себе (8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). 99 Это напоминает ситуации в синоптических Евангелиях, когда для получения исцеления необходима вера. 100 Мы уже видели, что «прийти к Иисусу» означает не просто быть Его слушателем, а стать Его учеником. «И вы не хотите прийти ко мне, чтобы иметь жизнь», – сказал Он иудеям в Иерусалиме, беседуя с ними, по–видимому, уже не один час (5:40). 101 Ср. 17:24: «Когда я был с ними, я соблюдал их во имя Твое, которое Ты дал мне, и сохранил, и никто из них не погиб». 103 По смыслу эти слова (6:45 – 47) совпадают с другим Его высказыванием: «Слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную» (5:24). 104 Для Иудея кровь означала жизнь, а жизнь принадлежала одному Богу. При этом иудеи исходили из своего жизненного опыта: вместе с кровью уходит жизнь. Поэтому всё мясо, употребляемое Иудеями, забивалось и подготавливалось так, чтобы вся кровь стекла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

90 Имеется в виду возложение рук епископов во время епископ-ской хиротонии. 91 Речь идет о провозглашении избранного на епископскую кафедру. 92 Ошибка автора, который, весьма возможно, цитировал по памяти. Речь идет о месте из книги пророка Аггея (2:11—12): «...так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи, — сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, — сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым». 93 «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах». 94 Т.е. епископский сан. 95 Как и во многих других местах этой поэмы, автор здесь едко ироничен — он хочет сказать: после Илии твоя очередь восходить на небо. 96 Т.е. таким образом художник подготовился надлежащим образом к написанию картины. 97 εναι καλν τε καγαθν . Смотри об этом подробнее сноску 23 (к ст. 136). Здесь виден также сильный оттенок иронии. 98 Имеются в виду аскетические упражнения. 99 Т.е. тело. 100 Плод древа познания добра и зла (Быт.3и далее). Лишения суть последствия падения Адама и Евы в раю (Быт. 3и далее). 101 В отношении толкования этого места существуют разные мнения ученых. Наиболее логичной представляется версия о том, что здесь автор иронизирует над древнегреческими философами, некоторые из которых бросали свое богатство в море, чтобы тем самым достичь философской бедности. Благочестивый муж, по мнению свт. Григория, должен, напротив, раздать свое имение бедным по слову Евангелия: см.: Мф. 19:21. 102 Ср. Plot. Enn. VI 9.11.49—51: 103 Ум человека, поглощенного исключительно гастрономическими изысками, не способен вместить предметы божественные. 104 Т.е. диавол. 105 Мисия и Фригия — два древних региона Малой Азии, которые граничили друг с другом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

90 Филон Александрийский (род. около 20 г. н.э.) — писатель, автор сочинений по изложению и толкованию библейской истории. Мировоззрение Филона считалось близким христианскому. 91 Тертуллиан (150—230) — первый христианский писатель, писавший на латинском языке. Славился своей эрудицией и страстным пафосом. 92 Минуций Феликс (первая половина 3 в.) — уроженец Африки, римский адвокат, автор сочинения «Октавий», в котором остроумно отвергает обвинения, предъявленные христианству. 93 Арнобий (ум. около 330 г.) — латинский христианский писатель, автор сочинения «Adversus Gentes» в семи книгах, которое является апологией христианства. 94 Лактанций (конец 3 — начало 4 в.) — ученик Арнобия, автор «Божественных установлений» в семи книгах, написанных в защиту христианства, и многих других сочинений, написанных с той же целью. Считалось, что в слоге он подражает Цицерону. 95 Ювенк — уроженец Испании, пресвитер, излагал Евангелие и Ветхий Завет эпическим размером, используя фразеологию римских эпиков. 96 В синод. переводе: Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. 97 Об обстоятельствах этого дела достоверно ничего не известно. 98 Т. Ливий. V. 27. 99 Флор. 1; Плутарх. Пирр. 21. 100 Овидий. Метаморфозы. 4 101 Терещий. Андр. 18. 102 Цицерон. О наилучшем роде ораторов. 13–14; 23. 103 Гораций. Наука поэзии. Ст. 133–4. 104 Придирчивость; буквоедство (греч.). 105 Место неясно; вар.: продвигаюсь лишь на шаг. — Ред. 106 Для большей выразительности (греч.). 107 Здесь и далее имеется в виду не Иеронимова «Вульгата», а древний латинский перевод Библии, называемый теперь Италой. Итала, в отличие от Вульгаты Иеронима, переведена полностью с Септуагинты. 108 В синод. переводе (Зах 11:13): …высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. 109 В синод. переводе: …воззрят на Него, Которого пронзили. 110 В синод. переводе: Коща Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. 111 Знатоки, искусники слова (греч.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

(96, 3014) ...Положение тех, кто приобщился к католической истине благодаря небесному дару веры, совершенно отличается от положения тех, кто, ведомые человеческими мнениями, следуют ложным религиям; те, кто принял веру под наставничеством Церкви, никогда не будут иметь основательную причину к перемене этой веры и к постановке ее под сомнение [ХВ 113]. Поэтому, «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» [ Кол 1, 12 ], да не пренебрежем столь великим спасением, но, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» [ Евр 12, 2 ], «будем держаться исповедания упования неуклонно» [ Евр 10, 23 ]. Глава 4: Вера и разум Глава 4 развивает некоторые следствия двух предыдущих, касающихся веры и разума: 1 – различие этих двух порядков познания [ХВ 97]; 2 – роль и ограниченность разума в поисках истины [ХВ 98]; 3 – вера и разум не могут действительно противоречить друг другу [ХВ 99]; но, напротив, содействуют друг другу [ХВ 101–102]; 4 – воззрения некоторой так называемой науки, противные вере, не могут быть приняты верующими [ХВ 100]; 5 – развитие и верность в вероучении [ХВ 103]. (97, 3015) Католическая Церковь всегда единодушно придерживалась и придерживается того, что существуют два порядка познания, различные не только своим началом, но и предметом. Началом, потому что в одном [случае] это естественный разум дает нам познавать, в другом – Божественная вера. Предметом, потому что, кроме истин, которые естественный разум может постичь, нам предлагается верить в тайны, сокрытые в Боге, которые могут быть познаны, только если они открыты свыше [ХВ 114]. Вот почему Апостол, свидетельствующий, что Бог был познан язычниками «через рассматривание творений» [ Рим 1, 20 ], говоря о благодати и истине, «произошедших через Иисуса Христа» [ Ин 1, 17 ], утверждает: «Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» [ 1Кор 2, 7–8, 10 ]. И Сам Единородный Сын благодарит Отца за то, что Он сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам [ср. Мф 11, 25 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

98 . Брат спросил о том же предмете авву Анувия и пересказал ему слова авва Пимена. Авва Анувий отвечал: «Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их». Брата спросил: «Какая праведность его?» Старец отвечал: «Это – всегдашнее обвинение самого себя». 99 . Брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысл мой снедает меня и укоряет: для чего ты пал?» Старец отвечает ему: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: «Согрешил я», – грех тотчас проходит». 100 . Один брат спросил авву Пимена: «Почему демоны увлекают душу мою к тому, кто выше меня, и заставляют презирать того, кто ниже меня?» Старец отвечает: «Потому, говорит апостол, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 )». 101 . Брат спросил авву Пимена: «Почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?» Старец отвечал: «Авва Иоанн Колов говорит: «Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов " ». 102 . Брат сказал авве Пимену: «Сердце мое ослабевает, если случится со мной и небольшое искушение». Старец отвечал ему: «Как же не дивиться нам Иосифу, который, будучи семнадцатилетним юношей, до конца вытерпел искушение? Бог прославил его. Не видим ли Иова, как он до самого конца не ослабел в терпении? Искушения не могли поколебать упования его на Бога». 103 . Авва Пимен говорил: «Киновия (монашеское общежитие) требует трех добродетелей: смирения, послушания и ревностной готовности к общежительным работам». 104 . Брат сказал авве Пимену: «Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню, или лучше отдать тому, кто дал мне это?» Старец отвечал: «Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята, так как она его». Брат говорит: «Но если я принесу вещь, а он не захочет взять и скажет мне: «Пойди, отдай это в милостыню кому хочешь» – тогда что мне делать?» Старец отвечал: «И тогда вещь все еще будет принадлежать ему. Если бы кто дал тебе что-нибудь без всякой просьбы, то данное – твое. Если же ты выпросил что у монаха или у мирянина, и он не захочет принять вещи назад от тебя, то долг твой раздать это в милостыню от его имени и с его ведома».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

98. Брат спросил о том же предмете авву Анувия и пересказал ему слова аввы Пимена. Авва Анувий отвечал: «Если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их». Брат спросил: «Какая праведность его?» Старец отвечал: «Это — всегдашнее обвинение самого себя». 99. Брат сказал авве Пимену: «Когда подвергаюсь я бедственному падению, помысл мой снедает меня и укоряет: для чего ты пал?» Старец отвечает ему: «Коль скоро человек впадает в грех и скажет: “Согрешил я”, — грех тотчас проходит». 100. Один брат спросил авву Пимена: «Почему демоны увлекают душу мою к тому, кто выше меня, и заставляют презирать того, кто ниже меня?» Старец отвечает: «Потому, говорит апостол, что в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные… Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим 2,20–21). 101. Брат спросил авву Пимена: «Почему я не могу откровенно говорить со старцами о своих помыслах?» Старец отвечал: «Авва Иоанн Колов говорит: “Ни о ком так не радуется враг, как о тех, которые не открывают своих помыслов”». 102. Брат сказал авве «Сердце мое ослабевает, если случится со мною и небольшое искушение». Старец отвечал ему: «Как же не дивиться нам Иосифу, который, будучи семнадцатилетним юношей, до конца вытерпел искушение? Бог прославил его. Не видим ли и Иова: как он до самого конца не ослабел в терпении? Искушения не могли поколебать упования его на Бога». 103. Авва Пимен говорил: «Киновия (монашеское общежитие) требует трех добродетелей: смирения, послушания и ревностной готовности к общежительным работам». 104. Брат сказал авве Пимену: «Во время крайней нужды попросил я у одного святого мужа некоторой вещи для своего употребления, и он дал мне то в милостыню. Если же Бог устроит мое состояние, то раздать ли мне взятое в милостыню или лучше отдать тому, кто дал мне это?» Старец отвечал: «Справедливость пред Богом требует, чтобы вещь отдана была тому, у кого взята; ибо она его». Брат говорит: «Но если я принесу вещь, а он не захочет взять и скажет мне: “Пойди, отдай это в милостыню кому хочешь” — тогда что мне делать?» Старец отвечал: «И тогда вещь все будет принадлежать ему. Если бы кто дал тебе что–нибудь без всякой просьбы, то данное — твое. Если же ты выпросил что у монаха или у мирянина и он не захочет принять вещи назад от тебя, то долг твой — раздать это в милостыню от его имени и с его ведома».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010