J.B. de Rossi. 2 vols. (Vol. 1; Vol. 2. Pt. 1). Romae, 1861–1888 и Supplementum к нему (Pt. 1/Ed. Gatti. Romae, 1915). 1767 Le Blant E. Recueil des inscriptions chretiennes de la Gaule anterieures au 8 е siecle. 2 vols. Paris, 1856–1865 [Vol. 1. Provinces Gallicanes; vol. 2. Les Sept Provinces] («Collection de documents inedits sur l’histoire de France, publies par les soins du Ministre de Г instruction publique»); Le Blant E. Sarcophages chretiens de la Gaule. Paris, 1886. 1768 Inscriptiones Hispaniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. 2 Bde. Berlin, 1871–1900 (repr.: Hildesheim, 1975); Hiibner E. Nouvelles inscriptions latines d’Emerita Augusta en Espagne/Revue des Etudes Anciennes. 1900. Vol. 2; idem. Inscriptiones Lusitaniae aevi christiani ineditae/О Archeologo Portugues. Lisboa, 1895. Vol. 1. 7; Inscriptiones Britanniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1876. См. также его: Romische Epigraphik. 2. Aufl. Berlin, 1892; Exempla scripturae epigraphicae Latinae: A Caesaris dictatoris morte ad aetatem Justiniani. Berlin, 1885 (repr.: 1979) ( CIL, Auctarium); La Arqueologia de Espana. Barcelona, 1888; Monumenta Linguae Ibericae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1893; а также библиографический справочник: Bibliographic der classischen AltertumswiBenschaft: GrundriB zu Vorlesungen uber die Geschichte und Encyklopadie der klassischen Philologie. 2. Aufl. Berlin, 1889. 1769 Kraus F.X. Die altchristlichen Inschriften der Rheinlande von den Anfangen des Christentums am Rheine bis zur Mitte des 8. Jh. 2 Tie. Freiburg i. Br., 1890–1893. 1771 См., например: The Coptic Inscriptions edited by Sir Herbert Thompson. Cairo: LTnstitut Fran ais d’Archeologie Orientale, 1905–1906 ff.; VlietJ. van der. Catalogue of the Coptic Inscriptions in the Sudan National Museum at Khartoum (I. Khartoum Copt.). Leuven, 2003 (Orientalia Lovaniensia Analecta 121); Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского /Под ред. П.А. Сырку. Т. 2. СПб., 1895. С. 413 слл.; Тураев Б. Неизданный поэтический памятник коптской эпиграфики/Зап. Восточ. отделения Имп. Русского археологии, об–ва. 1897. Т. 10; Bounant. L’eglise copte du tombeau de Dega/Memoires de la mission archeologique du Caire. Vol. 1; Gayet A. Les monuments Coptes du Musee de Boulaq/Memoires de la mission archeologique du Caire. 1889. Vol. 3; Pietschmann R. Les inscriptions coptes de Faras/Recueil de travaux relatifs a la philologie et a l’archeologie gyptiennes et assyriennes. 1899. Vol. 21; Pleyte W., Boeser PA. Manuscrits coptes du mus6e d’antiquites des Pays–Bas. Leyden, 1897; SayceA.H. Coptic and early Christian inscriptions in upper Egypt/Proceed. Vol. 8, 175; в Aegyptische Zeitschrift за 1872 и 1885 гг. (публикатор – Stern), в Revue egyptologique (Eugene Revilloul), в Recueilde travaux relatifs a laphilologie eta l’archeologie egyptiennes et assyriennes (vol. 5; 7; 15 и др.) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Editio Basileensis. II. 1539. Editio Parisiensis I per Gagnaejum. 1545. Ed. Basileensis. III. 1550 (curavit Sigism. Gelenius). Ed. Basileensis. IV. 1562 (повторение предыдущего). Ed. Basileo-Parisiensis. 1566. (Excud. Andr. Wechelus). Ed. Pameliana-Antverpensis. I, cum Jacobi Pamelii argumento et adnot. 1579. Ed. Barraeana. 1580, studio et labore Renati Laurentii de la Barre. Parisiis apud Mich. Julianum. Ed. Pameliana-Parisiensis. I. 1583. Ed. Pameliana-Parisiensis. 1584 (per Jo. Mercerinm). Ed. Pameliana-Parisiensis. III. 1585. Ed. Heidelbergensis. I. 1596. Ed. Pameliana-Franeckerae. I, cum notis Francisci Junii. 1597. Ed. Pameliana-Genevensis. I. 1597. Ed. Pameliana-Parisiensis. IV. 1598. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. II. 1599. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. III. 1601. Ed. Pameliana-Franeckerae. II. 1607. Ed. Pameliana-Parisiensis. V. 1608. Ed. Pameliana-Antwerpensis. II. 1609. Ed. Pameliana-Parisiensis. VI. 1610. Ed. Pameliana-Parisiensis. VII. 1616. Ed. Pameliana-Coloniae. L 1617. Ed. La Cerdae imperfecta. Parisiis. 1624, 1630. Libri IX ex codice Agobardi, ed. Rigaltius. 1626 и 1628. (Typis Rob. Stephani). Ed. Rigaltiana. I. Lutetiae. 1634. Nicolai Rigaltii observationibus et notis illustrata. Ed. Rigaltiana. II. 1641. Tertullianus redivivus auct. P. Georgio. Paristis. 1646 – 50. Tertulliani opera omnia, op. Caroli Moreau. Parisiis. 1658. Editio Pameliana-Rothomagensis. 1662. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. Lutet. 1664. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. II. 1675. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. III. 1695. Ed. Pameliana-Franeckerae. III. 1697 (y Migne не упомянуто). Ed. Veneta. I. 1701. Ed. Veneta. II. 1744. Ed. Halensis, recensuit Jo. Sal. Semler 1769–76. Ed. Veneta III. 1776. (у Migne не упомянуто). Ed. Wirceburgensis, -ed Oberthür. 1780–1781. Ed. Halensis. II. 1827–29. Tertulliani opera, ed. E F. Leopold. Lips. 1839–41. Cur. E G. Gersdorf. в Bibliotheca patr. eccles, latin. selecta, IV–VII. (не приведено у Migne). Editio Parisiensis, ed. Migne (Patrologiac: Cursus Completus. Tom I, II, III). Parisiis. 1843, переиздано 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

146 См.: Cyrillus Alexandrinus. Episto1ae 4 ad Nesmorium//Acta conciliorum oecumenicorum. 1960R. T. 1. Vol. 1. Pt. 6. P. 25–28; 1933. T. 2. Vol. 1. Pt. 1. P. 104–106; Cyrillus Alexandrinus. Epistola 17 ad Nestorium de excommunicatione//Acta conciliorum oecumenicorum. 1965R. T. 1. Vol. 1. Pt. 1. P. 33–42. 147 См.: Cyrillus Alexandrinus. Epistola 31 ad Maximianum Constantinopolitanum episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1927. T. 1. Vol. 1. Pt. 3. P. 72–74. 148 См.: Cyrilli Alexandrinus. Epistola 40 ad Acacium Melitinae episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1928. T. 1. Vol. 1. Pt. 4. P. 20–31. 149 См.: Cyrillus Alexandrinus. Epistola 39 ad Joannem Antiochenum episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1928. T. 1. Vol. 1. Pt. 4. P. 16–20. 150 См.: Cyrillus Alexandrinus. Epistola 44 ad Eulogium presbyterum Constantinopolitanum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1928. T. 1. Vol. 1. Pt. 4. P. 35–37. 151 См.: Cyrillus Alexandrinus. Epistolae 45 et 46 ad Succensum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1960R. T. 1. Vol. 1. Pt. 6. P. 151–162. 152 См.: Cyrillus Alexandrinus. Epistola 50 ad Valerianum Iconiensem episcopum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1927. T. 1. Vol. 1. Pt. 3. P. 90–101. 154 См.: Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//Cyrille d’Alexandrie. Deux dialogues christologiques/G. M. de Durand, ed. P., 1964 (Sources Chrétiennes (далее – SC); 97). P. 302–514. 155 Двое из упоминаемых ниже авторов – прп. Иоанн Дамаскин и Феодор Абу Курра, – хотя и проживали уже за пределами Империи, на территории Арабского Халифата, тем не менее, безусловно, являлись носителями византийской культурной и богосовской традиции. 156 См.: Iohannes Caesariensis. Apologia Concilii Chalcedonensis//Opera quae supersunt/M. Richard, ed. Turnhout; Leuven, 1977 (Corpus Christianorum, Series graeca (далее – CCSG); 1). P. 6–58. 157 См.: Iohannes Caesariensis. Capitula XVII contra Monophysitas//Opera quae supersunt... P. 61–66. 160 См.: Leontius Byzantinus. Epilysis (Solutio argumentorum Severi)//PG 86. 2. Col. 1916C-1945D.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

И. обратился за поддержкой к имп. Феодосию II и к-польскому двору. Сохранились его послания императору, августам Пульхерии и Евдокии, а также к-польскому клиру и мирянам, в к-рых И. оправдывает свое опоздание и принятое им осуждение свт. Кирилла и архиеп. Мемнона (PG. 83. Col. 1439-1464; 84. Col. 607-609; ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 124-127, 129-135; Pt. 7. P. 69-70; Vol. 4. P. 39-41, 46-51, 55-57; Vol. 5. Pt. 2. P. 353-354, 362-364; ДВС. Т. 1. С. 288-292, 342-345, 346-351). Уже 29 июня император попытался вмешаться в ход Собора, выразив недовольство в послании и запретив к.-л. из епископов покидать Эфес до полного примирения и принятия общего решения (ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 9-10; ДВС. Т. 1. С. 345-346). И. приветствовал послание императора, но, как и его противники, продолжал конфронтацию и даже начал агитировать (хотя и безрезультатно) жителей Эфеса избрать нового епископа вместо «отлученного» Мемнона (ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 125-127; ДВС. Т. 1. С. 346-348). В это время в Эфес прибыли легаты папы Келестина, к-рые вступили в общение с большинством и приняли осуждение Нестория (11 июля). 16 июля Собором была отправлена делегация к собранию И. с требованием явиться на общий Собор. Первая делегация не была допущена солдатами; 2-я получила ответ, что И. больше не имеет общения с отлученными. Тогда Собор свт. Кирилла объявил об отмене решений Собора И. и принял резолюцию о том, чтобы, если И. не явится на Собор свт. Кирилла по 3-му приглашению, рассмотреть вопрос о его отлучении (ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 15-21; ДВС. Т. 1. С. 305-311). И. ответил вторичной публикацией осуждения свт. Кирилла и архиеп. Мемнона; грамоты с осуждением распространялись сторонниками И. в городе. Третья делегация Собора к И. 17 июля также не была допущена; И. заявил, что ожидает решения императора. Тогда Собор свт. Кирилла объявил об отлучении И. (ACO. Vol. 1. Pt. 3. P. 22-25; ДВС. Т. 1. С. 313-316). В написанных в это время 2 посланиях - антиохийцам и еп. Акакию Веройскому - И. рассказал о происходящем в Эфесе и распорядился арестовать и предать властям любого участника Собора свт. Кирилла, если он явится в пределы префектуры Востока.

http://pravenc.ru/text/469618.html

2: The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Chicago; London, 1977. P. 8,31,55–56,66–67,72–73,76–77, 131–132,193–194; рус. пер.: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 2: Дух восточного христианства (6001700). М., 2009. С. 8,30,52–53,56,64,68,70,74,80,127–128,186–187. 1130 Это выражение ( τò ε ναι ατòν προγονικòν μν, καì γενμεν ατος τμιον) явно указывает на знатное происхождение преп. Максима (вопреки сирийской биографии) и, скорее всего, на его родство с императорской семьей (родство, наверное, дальнее). 1131 Высказывается мнение, что данный монастырь был расположен не в Регии, отстоящем от Константинополя более чем на 20 км, а в самой столице. См.: Janin R. La géographie ecclésiastique de lÉmpire byzantin. Pt. I, v. 3. Paris, 1969. P. 150f. 1132 В грузинском переводе имеется уточнение: «Петр отправил к нему пресвитеров церковных, в высшей степени ученых». 1133 В упомянутом выше послании Анастасия Монаха к калаританским инокам говорится, что монофелитам удалось принудить представителя старшего Рима к соглашению с их «сектой» (senioris Romae propriae consentire sectae coegerunt apocrisiarios). 1137 Приблизительная датировка сочинений преподобного (в основном принятая большинством ученых) дается в кн.: Scherwood Р. An Annotated Date-List. P. 23–56. 1138 Общий обзор ее см.: Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 436–442; Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Vol. 3. Turnhout, 1979. P. 431–450; Gatti M.L. Op. cit. P. 36–109; Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 27–114. 1140 См.: Bracke R.B. Some Aspects of the Manuscript Tradition of the Ambigua of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 97–109; Gatti M.L. Op. cit. P. 36–40; Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 27–35. См. также предисловие к французскому переводу «Амбигв»: Saint Maxime le Confesseur. Ambigua/Introduction par J.-C. Larchet. Avant-propos, traduction et notes par E. Ponsoye. Commentaires par Pere Dimitru Staniloae. Paris, 1994. P. 9–14. 1141 См.: Bardy G. La litterature patristique des «Questiones et responses», sur l’Ecriture Sainte//Revue Biblique. 1933. T. 42. P. 332–339. 1142 См.: Janssens B. Does the Combination of Maximus’ «Ambigua ad Thomam» and «Ambigua ad Iohannem» go back to the Confessor himself?//Sacris erudiri. 2003. Vol. 42. P. 123–127.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ист.: Scipione M. A. Elogia abbatum sacri monasterii Casinensis. Neapoli, 1643; Chronica Sacri Monasterii Casinensis/Ed. A. de Nuce. P., 1668; Annales Casinenses//MGH. SS. T. 19. P. 303-320; Bibliotheca Casinensis. Monte Cassino, 1873-1894. 5 t.; Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum//MGH. Scr. Lang. P. 231-264; Chronica S. Benedicti Casinensis//Ibid. P. 467-489; Spicilegium Casinense. Monte Cassino, 1888. T. 1; Regesti Bernardi I abbatis Casinensis fragmenta/Ed. A. M. Caplet. R., 1890; Bernardi I abbatis Casinensis In regulam S. Benedicti expositio/Ed. A. M. Caplet. Montecassino, 1894; Bernardi I Speculum monachorum seu Quaestio/Ed. H. Walter. Friburgi Brisgoviae, 1901; Loew E. A. Die ältesten Kalendarien aus Monte Cassino. Münch., 1908; [Inguanez M.] Codicum Casinensium manuscriptorum catalogus. Montis Casini, 1915-1941. 3 vol. in 6; Chronicon Vulturnense del monaco Giovanni/Ed. V. Federici. R., 1925. Vol. 1-2; Regesto di S. Angelo in Formis/Ed. M. Inguanez. Montecassino, 1925; Mirra A. La Poesia di Montecassino. Napoli, 1929; I placiti cassinesi del sec. X con periodi in volgare/Ed. M. Inguanez. Montecassino, 19343; Amatus. Historia Normannorum= Amato di Montecassino. Storia de " Normanni/Ed. V. de Bartholomeis. R., 1935; Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1935. Vol. 8. P. 109-198; Ryccardi de Sancto Germano notarii Chronica/Ed. C. A. Garufi. Bologna, 1937; I Necrologi Cassinesi. R., 1941. Vol. 1: Il Necrologio del cod. Cassinese 47/Ed. M. Inguanez; Abbazia di Montecassino: I Regesti dell " Archivio/Ed. T. Leccisotti, F. Avagliano. R., 1964-1977. 11 vol.; Petrus Diaconus. Ortus et vita iustorum Casinensis cenobii/Ed. R. H. Rodgers. Berkeley, 1972; I carmi di Alfano I, arcivescovo di Salerno/Ed. A. Lentini, F. Avagliano. Montecassino, 1974; Chronica monasterii Casinensis=Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); The Codex Benedictus: An 11th-Cent. Lectionary from Monte Cassino/Ed. P. Meyvaert. N. Y.; Zürich, 1982; Il Registrum di Pietro Diacono: (Montecassino, Archivio dell " Abbazia, Reg. 3)/Ed. M. Dell " Omo. 2000. 2 vol.; Le carte di S. Liberatore alla Maiella conservate nell " archivio di Montecassino/Ed. M. Dell " Omo. Montecassino, 2003-2006. 2 t.; Kelly T. F. The Ordinal of Montecassino and Benevento: «Breviarium sive ordo officiorum», 11th Cent. Fribourg, 2008.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Bonner 1949 – Bonner S. F. Roman declamation in the late Republic and early Empire. Liverpool: Univ. Press of Liverpool, 1949. Bradley 2019 – Bradley K. Publilius Syrus and the anxiety of continuity//Mouseion. Vol. 16. No. S1. 2019. P. 65–90. Brennan 1992 – Brennan B. The image of the Merovingian bishop in the poetry of Venantius Fortunatus//Journal of Medieval History. Vol. 18. No. 2. 1992. P. 115–139. Castillo Lozano 2017 – Castillo Lozano J.A. Categorías de poder en el reino visigodo de Toledo: los tiranos en las obras de Juan de Bíclaro, Isidoro de Sevilla y Julián de Toledo. Murcia: Universidad de Murcia, 2019. (Antigüedad y cristianismo: Monografías históricas sobre la Antigüedad tardía; 2017, 33–34). Cavadini 1999 – Cavadini J. C. Pride//Augustine through the ages: An encyclopedia/Ed. by A. D. Fitzgerald. Grand Rapids, Mich.: W. B. Eerdmans, 1999. P. 679–684. Cazier 1998 – Cazier P. Introduction//Isidorus Hispalensis. Sententiae/Cura et studio de Pierre Cazier. Turnholti: Brepols, 1998. (Corpus Christianorum. Ser. Latina; 111). P. vii–xcvii. Clarke 1996 – Clarke M. L. Rhetoric at Rome: A historical survey. 3rd ed./Rev. and with a new intro. by D. H. Berry. London; New York: Routledge, 1996. Coates 2000 – Coates S. Venantius Fortunatus and the image of episcopal authority in Late Antique and Early Merovingian Gaul//The English Historical Review. Vol. 115. No. 464. 2000. P. 1109–1137. Cowan 2016 – Cowan E. Contesting Clementia: The rhetoric of Severitas in Tiberian Rome before and after the trial of Clutorius Priscus//The Journal of Roman Studies. Vol. 106. 2016. P. 77–101. Craig 2004 – Craig C. Audience expectations, invective, and proof//Cicero the advocate/Ed. by J. Powell, J. Paterson. Oxford, New York: Oxford University Press, 2004. P. 187–213. Danielson, Gatti 2014 – Envisioning the bishop: Images and the episcopacy in the Middle Ages/Ed. by S. Danielson, E. A. Gatti. Turnhout: Brepols, 2014. Di Berardino 1998 – Di Berardino A. L’immagine del vescovo attraverso i suoi titoli nel Codice Teodosiano//L’évêque dans la cité du IVe au Ve siècle.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

The general character of the codex is that of a scholar " s handbook or manual of scientific treatises, mostly astronomical in content. The primary hand is cramped, idiosyncratic and highly abbreviated. The original owner and primary copyist are probably identical. Among the treatises found in the manuscript are the following: Maximus Planudes, The so-called Great Calculus according to the Indians (fols. 3r–12v), ed. A. Allard, Maxime Planude. Le grand calcul selon les Indiens (Travaux de la faculté de philosophie et lettres de l’université catholique de Louvain 27; Centre d " histoire des sciences et des techniques, Sources et travaux 1; Louvain-la-Neuve, 1981); Barlaam the Calabrian, Logistica (fols. 13r–30r), ed. J. Chambers, Barlaami monachi Logistica (Paris, 1600); idem, Demonstratio arithmetica, excerpt (fols. 30v–32r), ed. J. L. Heiberg, Euclidis Elementa (Leipzig, 1888; repr. 1977) 5:351–362; ibid., Refutation of the three additional chapters (14–16) of Ptolemy " s Harmonics, Book 3 (fols. 32r–35r), ed. I. Düring, Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios (Göteborgs Högskolas Årsskrift 36.1; Göteborg, 1930), pp. 112–121; Cleomedes, De motu circulari corporum caelestium (fols. 37r–62r), ed. H. Ziegler (Leipzig, 1891); the Sphere of Empedocles (fol. 64r–v), ed. E. Maass, Commentariorum in Aratum reliquiae (Berlin, 1898), pp. 154–170; Leontius Mechanicus, De sphaerae Arateae constructione and De zodiaco (fols. 64v–65v), ed. Maass, pp. 561–570 (De zodiaco, new edition by J. Martin, Scholia, pp. 529–532); preface to the Phaenomena of Aratus (fol. 66v), ed. Maass, pp. 102–122; extracts from John Lydus, De ostentis (fols. 70r–71v, 74r–75v), ed. K. Wachsmuth (Leipzig, 1897); Demetrius Triclinius, On Lunar Theory (fols. 78r–79v), ed. A. Wasserstein, «An Unpublished Treatise by Demetrius Triclinius On Lunar Theory,» jöbg 16 (1967) 153–174; Adamantius the Sophist, De ventis (fol. 80v), ed. V. Ross, Anecdota graeca et graecolatina (Berlin, 1864), 1:49–52; John Pediasimus, Epitome de mensura et divisione terrae (fols. 81r–86r), ed. G. Friedlein, Die Geometrie des Pediasmus (Programm der Studienanstalt Ansbach; Ansbach, 1866); Pseudo–Aristotle, De mundo (fols. 86r–88v), ed. W. L. Lorimer, Aristotelis qui fertur libellus De mundo (Paris, 1933); Pseudo-Alexander of Aphrodisias, Problemata physica, selections (fols. 93r–96v), ed. I. L. Ideler, Physici et medici graeci minores (Berlin, 1841) 1:3–80; Philo, De aeternitate mundi (fols. 96v–99r), ed. L. Cohn, P. Wendland, Philonis Alexandrini opera quae supersunt, 6 vols. (Berlin, 1896–1915) 6:72–119; Theophylactus Simokattes, Quaestiones physicae, selections (fols. 99v, 102r–v), ed. Ideler 1:168–177.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Итогом этих работ стала книга De rebus liturgicis (Romae, 1671; лучшим считается издание, которое осуществил в Турине в 1747–1753 гг. Роберт Сала 937 ; он же в 1755 г. издал письма Бона), мимо которой и в настоящее время не проходит ни один уважающий себя литургист. Этот труд основан на обширном источниковом материале и представляет собой фактически энциклопедию исторической информации касательно всех предметов, связанных с мессой (ритуал, церковь , облачения и проч.). Первое издание полного собрания трудов кардинала Бона отпечатано в Антверпене (1677); туринское издание 1747 г. содержит 4 тома in folio. Ведущим литургистом своего времени был театинец Джузеппе Мария кардинал Томмáзи из сицилийской Лампедузы (также Томази; 1649–1713; в 1986 г. причислен к лику святых), которого современники за его многочисленные литургические труды величали «князем римских литургистов» и doctor liturgicus. Существенная часть литургических норм, установленных более поздними папскими документами и решениями II Ватиканского собора и до настоящего времени используемых Католической церковью, истоком своим имеет формулировки Томмази. Речь идет, в частности, о современном виде ряда молитв литургии часов, об использовании Миссала и Лекционария в служении Евхаристии, о различных нормах Понтификала и Римского Ритуала, об использовании местных языков (которое Томмази рекомендовал для частных молитв и для молитв, совершаемых всеми верующими вместе), о необходимости установления более тесного личностного участия народа Божьего в совершении Божественной литургии. Томмази принадлежат публикации ряда источников на основе ватиканских рукописей (т.н. Codici Tommasiani), высоко оцененные европейскими академическими кругами. Наиболее важной из них считается его издание Codices sacramentorum nongentis annis antiquiores (Romae, 1680), частично воспроизведенное мавристом Ж. Мабильоном 938 , за которым последовали Psalterium (Rouse, 1683), изданный на основе римской и галликанской традиции (изд. под именем Giuseppe Maria Caro; в этом издании Томмази впервые с IX в. использовал Оригеновы обелосы и астериски для разметки в тексте); Responsalia et Antiphonaria Rom. Eccl. etc. (Romae, 1686); Sacrorum Bibliorum Tituli, sive capitula (Romae, 1688); Antiqui libri Missarum Rom. Eccl. (или Антифонарий папы Григория I, называемый Comes, составленный, по Томмази, Алкуином во времена Карла Великого; Romae, 1691); латинский текст Officium Dominicae Passionis, используемого греческой Церковью в Страстную пятницу (Romae, 1695; все поименованные издания – под тем же псевдонимом).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

647       Opera patrum apostolicorum/Hrsg. F.X. Funk. 2 Bde. Tüb., 1878–1881 (2. Aufl. Tüb., 1901; 3. Aufl. Die apostolischen Väter/Hrsg. K. Bihlmeyer, W. Schneemelcher. Tüb., 1970); Die Apostolischen Väter: Sammlung ausgewählter kirchen- und dogmengeschichtlicher Quellenschriften/Hrsg. F.X. Funk, K. Bihlmeyer. Tüb., 1924; Die Apostolischen Väter: Griechisch-deutsche Parallelausgabe auf der Grundlage der Ausgaben von Franz Xaver Funk/Karl Bihlmeyer und Molly Whittaker/Mit Übersetzungen von M. Dibelius, D.-A. Koch. Neu übers, u. hrsg. v. Andreas Lindemann, Henning Paulsen. Tüb., 1992. 650       Augusti W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie: mit beständiger Rücksicht auf die gegenwärtigen Bedürfhiße der christlichen Kirche. 12 Bde. Lpz., 1817–1831. 651       Augusti W. Handbuch der christlichen Archäologie: Ein neu geordneter und vielfach berichtiger Auszug aus den «Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie». 3 Bde. Lpz., 1836–1837. 652       De Rossi G.B. Inscriptiones christianae Urbis Romae septimo saeculo antiquiores. Vol. I. Romae, 1861; Vol. II. Pt. I. Romae, 1888. 653       Из работ о. Норткота см. также: Roman Catacombs. L., 1857; Celebrated Sanctuaries of the Madonna. L., 1868; A Visit to the Roman Catacombs. L., 1877; Epitaphs of the Catacombs. L., 1878. 654       Ritter J. De compositione titulorum christianorum sepulcralium in Corpore inscriptionum graecarum editorum. B., 1877; McCaul J. Christian Epitaphs of the First Six Centuries. Toronto; L., 1869; Northcote J.S., Brownlow W.R. Epitaphs of the Catacombs. L., 1879; Scaglia S., OCR. Notiones archaeologiae christianae, disciplinis theologicis et liturgicis coordinatae. Vol. I-IV. Romae, 1908–1909; idem. Manuale di archeologia cristiana. Romae, 1911. 656       Kaufmann C.M. Handbuch der christlichen Archäologie: Einführung in die Denkmälerwelt und Kunst des Urchristentums. Paderborn, 1905 (3., verm. u. verb. Aufl. Paderborn, 1922); Idem. Handbuch der altchristlichen Epigraphik: mit 254 Abbildungen sowie 10 schriftvergleichenden Tafeln. Freiburg i. Br. [u.a.], 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010