J.B. de Rossi. 2 vols. (Vol. 1; Vol. 2. Pt. 1). Romae, 1861–1888 и Supplementum к нему (Pt. 1/Ed. Gatti. Romae, 1915). 1767 Le Blant E. Recueil des inscriptions chretiennes de la Gaule anterieures au 8 е siecle. 2 vols. Paris, 1856–1865 [Vol. 1. Provinces Gallicanes; vol. 2. Les Sept Provinces] («Collection de documents inedits sur l’histoire de France, publies par les soins du Ministre de Г instruction publique»); Le Blant E. Sarcophages chretiens de la Gaule. Paris, 1886. 1768 Inscriptiones Hispaniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. 2 Bde. Berlin, 1871–1900 (repr.: Hildesheim, 1975); Hiibner E. Nouvelles inscriptions latines d’Emerita Augusta en Espagne/Revue des Etudes Anciennes. 1900. Vol. 2; idem. Inscriptiones Lusitaniae aevi christiani ineditae/О Archeologo Portugues. Lisboa, 1895. Vol. 1. 7; Inscriptiones Britanniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1876. См. также его: Romische Epigraphik. 2. Aufl. Berlin, 1892; Exempla scripturae epigraphicae Latinae: A Caesaris dictatoris morte ad aetatem Justiniani. Berlin, 1885 (repr.: 1979) ( CIL, Auctarium); La Arqueologia de Espana. Barcelona, 1888; Monumenta Linguae Ibericae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1893; а также библиографический справочник: Bibliographic der classischen AltertumswiBenschaft: GrundriB zu Vorlesungen uber die Geschichte und Encyklopadie der klassischen Philologie. 2. Aufl. Berlin, 1889. 1769 Kraus F.X. Die altchristlichen Inschriften der Rheinlande von den Anfangen des Christentums am Rheine bis zur Mitte des 8. Jh. 2 Tie. Freiburg i. Br., 1890–1893. 1771 См., например: The Coptic Inscriptions edited by Sir Herbert Thompson. Cairo: LTnstitut Fran ais d’Archeologie Orientale, 1905–1906 ff.; VlietJ. van der. Catalogue of the Coptic Inscriptions in the Sudan National Museum at Khartoum (I. Khartoum Copt.). Leuven, 2003 (Orientalia Lovaniensia Analecta 121); Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского /Под ред. П.А. Сырку. Т. 2. СПб., 1895. С. 413 слл.; Тураев Б. Неизданный поэтический памятник коптской эпиграфики/Зап. Восточ. отделения Имп. Русского археологии, об–ва. 1897. Т. 10; Bounant. L’eglise copte du tombeau de Dega/Memoires de la mission archeologique du Caire. Vol. 1; Gayet A. Les monuments Coptes du Musee de Boulaq/Memoires de la mission archeologique du Caire. 1889. Vol. 3; Pietschmann R. Les inscriptions coptes de Faras/Recueil de travaux relatifs a la philologie et a l’archeologie gyptiennes et assyriennes. 1899. Vol. 21; Pleyte W., Boeser PA. Manuscrits coptes du mus6e d’antiquites des Pays–Bas. Leyden, 1897; SayceA.H. Coptic and early Christian inscriptions in upper Egypt/Proceed. Vol. 8, 175; в Aegyptische Zeitschrift за 1872 и 1885 гг. (публикатор – Stern), в Revue egyptologique (Eugene Revilloul), в Recueilde travaux relatifs a laphilologie eta l’archeologie egyptiennes et assyriennes (vol. 5; 7; 15 и др.) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2: The Spirit of Eastern Christendom (600–1700). Chicago; London, 1977. P. 8,31,55–56,66–67,72–73,76–77, 131–132,193–194; рус. пер.: Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 2: Дух восточного христианства (6001700). М., 2009. С. 8,30,52–53,56,64,68,70,74,80,127–128,186–187. 1130 Это выражение ( τò ε ναι ατòν προγονικòν μν, καì γενμεν ατος τμιον) явно указывает на знатное происхождение преп. Максима (вопреки сирийской биографии) и, скорее всего, на его родство с императорской семьей (родство, наверное, дальнее). 1131 Высказывается мнение, что данный монастырь был расположен не в Регии, отстоящем от Константинополя более чем на 20 км, а в самой столице. См.: Janin R. La géographie ecclésiastique de lÉmpire byzantin. Pt. I, v. 3. Paris, 1969. P. 150f. 1132 В грузинском переводе имеется уточнение: «Петр отправил к нему пресвитеров церковных, в высшей степени ученых». 1133 В упомянутом выше послании Анастасия Монаха к калаританским инокам говорится, что монофелитам удалось принудить представителя старшего Рима к соглашению с их «сектой» (senioris Romae propriae consentire sectae coegerunt apocrisiarios). 1137 Приблизительная датировка сочинений преподобного (в основном принятая большинством ученых) дается в кн.: Scherwood Р. An Annotated Date-List. P. 23–56. 1138 Общий обзор ее см.: Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. S. 436–442; Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Vol. 3. Turnhout, 1979. P. 431–450; Gatti M.L. Op. cit. P. 36–109; Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 27–114. 1140 См.: Bracke R.B. Some Aspects of the Manuscript Tradition of the Ambigua of Maximus the Confessor//Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 97–109; Gatti M.L. Op. cit. P. 36–40; Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 27–35. См. также предисловие к французскому переводу «Амбигв»: Saint Maxime le Confesseur. Ambigua/Introduction par J.-C. Larchet. Avant-propos, traduction et notes par E. Ponsoye. Commentaires par Pere Dimitru Staniloae. Paris, 1994. P. 9–14. 1141 См.: Bardy G. La litterature patristique des «Questiones et responses», sur l’Ecriture Sainte//Revue Biblique. 1933. T. 42. P. 332–339. 1142 См.: Janssens B. Does the Combination of Maximus’ «Ambigua ad Thomam» and «Ambigua ad Iohannem» go back to the Confessor himself?//Sacris erudiri. 2003. Vol. 42. P. 123–127.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1760       Основные труды: De Rossi G.B. Imagines selectae Dei parae Virginis en coemeteris subterraneis udo depictae. Roma, 1863; Idem. Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores. 2 vol. Roma, 1857–1861, 1888; Supplementum de G. Gatti. Rome, 1915; Idem. Roma sotterranea cristiana descritta ed illustrata. 3 vol. Roma, 1864, 1867, 1877 (repr.: Frankfurt, 1966); Idem. I musaici delle chiese di Roma anteriori al secolo XV. Roma, 1872–1899; Idem. Il museo epigrafico cristiano Pio-Lateranense. Roma, 1877; Idem. Piante iconografiche e prospettiche di Roma anteriori al secolo XVI. Roma, 1879; Duchesne L. et de Rossi G.B. Martyrologium Hieronymianum. Roma, 1894. Библиография де Росси: Gatti G. Serie classificata delle opera publicate dal Comm. G.B. de Rossi fino al novembre 1882//Albo dei sottoscritti per la medaglia d’oro in onore del Comm. G.B. de Rossi. Roma, 1883. P. 25–54. Работы де Росси были хорошо известны в Европе. Сокращенная английская версия «Подземного Рима» появилась в 1869 г.: Roma sotterranea, or Some account of the Roman catacombs especially the cemetery of San Callisto, compiled from the works of Commendatore de Rossi, by Rev. J. Spencer Northcote and Rev. W.R. Brownlow. L., 1869. C этого издания Поль Аллар (Allard) выполнил французский перевод: Rome souterraine, résumé des découvertes de M. de Rossi dans les catacombes romaines et en particuliers dans le de Callixte. P., 1872 (2-е изд., расширенное: L., 1879). 1767       Respighi C. Orazio Marucchi//Rivista di Archeologia Cristiana. 1931. VIII, 1–2. P. 137–144; Saxer V. Marucchi O.//Lexikon für Theologie und Kirche. 1997. VI. Sp. 1447–1448; Хрушкова Л.Г. Марукки Ο.//Католическая энциклопедия. Т. 3. M., 2007. Ст. 226; Heid S. Marucchi Ο.//PChA. Bd. II. S. 881–885. 1768       Marucchi О. Foro Romano ed il Palatino. Roma, 1883; Idem. Il cimitero et la basilica di S. Valentino. Roma, 1890; Idem. I monumenti del Museo cristiano Pio Lateranense. Milano, 1910; Idem. Memorie storiche della cattedrale di Palestrina. Roma, 1918; Idem. Guida archeologica della città di Palestrina. Milano, 1932.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1526 . Pattenden Ph. The editions of the «Pratum spirituale» of John Moschus//StPatr (Papers Presented to the 7 th International Conference on Patristic Studies held in Oxford in 1975. 1/Ed. Livingstone E. A.). B. 1984. 15. 15–19. 1527 . Pattenden Ph. Some remarks on the newly edited text of the Pratum of John Moschus//StPatr 1989. 18:2. 45–51. [Об изд., готовившемся к печати]. 1528 . Preuschen E. Moschus//Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche. 3 Leipzig 1903. 13. 483–486. 1529 . Riccardo М. Tradizione orale е sviluppi narrativi nel Prato di Giovanni Mosco//BBGG 1984. 38. 3–18. 1530 . Rozemond K. Jean Mosch, patriarche de Jérusalem en exil (614–634)//ViC 1977. 31:1. 60–67. 1531 . Rozemond K. La lettre «De hymno trisagi» du Damascène, ou Jean Mosch, patriarche de Jérusalem//StPatr (Papers Presented to the 7 th International Conference on Patristic Studies held in Oxford in 1975. 1/Ed. Livingstone E. A. B.). 1984. 15. 108–111. 1532 . Sahas D. J. Saracens and Arabs in the Leimon of John Moschos// Βυζαντιακ. 1997. 17. 121–138. Максим Исповедник RF VII, 537–544 Прибл. 579–662, св. Один из наиболее известных святых отцов, весьма активно изучается совр. наукой. Литература, относящаяся к преп. Максиму, охватывает практически все сферы христ. жизни и мысли, и поэтому описана нами селективно, с учетом тематики наст. библиографии. Библиография 1533 . Deun P. van. Maxime le Confesseur. État de la question et bibliographie exhaustive//SEJG. 1998–1999. 38. 485–573. NN, темат. указ.]. 1534 . Gatti M. L. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una ricostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso/Introd. di Reale G. Milano 1987. 430, 4, ind. (Pubbl. del Centro di ric. di metafisica, Sezione del Platonismo. Studi e testi. 2) (423 NN). Des Places E.//Revue de Philologie. P. 1988. 62. 353–354; Ceresa-Gastaldo A.//Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna 1989. 41. 175; Nautin P.//BEG 1989. 102. 261; Haruengt A.//NRTh 1989. 111. 978–979, Larchet J.-C.//RHPhR 1989. 69. 352–353; et criticä Conte P.//Aev 1989. 63. 361–368; Deun P. van//Byz 1989. 59. 548–555.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1149 Об этом труде см.: Gatti M.L. Op. cit. P. 79–81; LarchetJ.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 89–94. См. также предисловие к французскому переводу: Saint Maxime le Confesseur. Questions à Thalassios. Intoduction par J.-C. Larchet/Traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, 1994. P. 7–10. 1151 В плане богословском преп. Максим в этой дружбе играл ведущую роль, но в плане духовно-аскетическом преп. Фалассий был не только берущей, но и дающей стороной. См. о нем: Van Parys М. Un maître spirituel oublié: Thalassios de Lybia. T. 52. Irénikon, 1979. P. 214–240. 1152 Показательно, например, начало XVII вопроса: «Кто со страхом Божиим исследует смысл загадочных мест Священного Писания и ради одной только божественной славы снимает, как покрывало, с Духа букву, тот, по слову Премудрости, обрящет все права (ср. Притч. 8,9 ), потому что не встретит никакого препятствия в стремлении мысли к Божественному. Итак, историю, уже исполнившуюся во времена Моисея, мы опустим; духовный же смысл истории рассмотрим умными очами, ибо он постоянно повторяется в действительности и в силу этого выступает с еще большей славой». 1154 См.: Laga C. Maximus as a Stylist in Quaestiones ad Thalassium//Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 139–146. 1156 Рус. пер.: Преп. Максим Исповедник . Вопросы и затруднения/Перевод и комментарии П.К. Доброцветова. М., 2008; рус. пер.: Преп. Максим Исповедник . Вопросы и недоумения/Перевод и комментарии Г.И. Беневича, Д.А. Черноглазова. М., 2010. Об этом сочинении см.: Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. P. 96–99. См. также предисловие к французскому переводу: Saint Maxime le Confesseur. Questions et difficultés (Quaestiones et dubia)/Introduction par J.-C. Larchet. Traduction par E. Ponsoye. Paris, 1999. P. 7–26. 1157 См.: Maximi Confessoras Quaestiones et dubia/Edidit J.H. Declercq//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 10. Tumhout; Leuven, 1982. 1159 Maximi Confessoris Opuscula exegetica duo/Edidit P. Van Deun//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 23. Turnhout; Leuven, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Троицкий мон-рь в Вильнюсе. Фотография. Кон. XX в. Троицкий мон-рь в Вильнюсе. Фотография. Кон. XX в. 12 июля 1880 г. на пленарном заседании Конгрегация по делам восточных церквей приняла решение о проведении реформы монашества визант. обряда в Италии. Восстановление визант. обряда было утверждено декретом от 12 апр. 1882 г.; принятый в тот же день декрет «Iamdudum» определил, что лат. приход мон-ря должен быть доверен священнику лат. обряда. В 1900 г. папа Лев XIII утвердил новую конституцию итал. ордена В., нек-рые дополнения были внесены в нее Конгрегацией по делам восточных церквей 6 апр. 1929 г. 19 мая 1929 г. лат. приход Гроттаферраты декретом Конгрегации по делам восточных церквей «Quanta Romanorum» был отделен от греч. После реформирования ордена стали открываться мон-ри: в 1920 г. был вновь открыт мон-рь Медзоюзо; в 1932 г. в итало-албан. приходе Лунгро (Калабрия) открылся мон-рь св. Василия; в 1935 г. после 100-летнего перерыва вновь приступила к работе Коллегия св. Василия в Риме. В 1938 г. по решению Римского престола в Албании были восстановлены василианские миссии в Фиери и Гирокастре (вновь закрыты в 1945). В 1948 г. был открыт василианский мон-рь в Пьяна-дельи-Альбанези (близ Палермо). 26 сент. 1937 г. папа Пий XI апостольской конституцией «Pervetustum Cryptaeferratae coenobium» определил юридическое положение мон-ря Гроттаферрата, придав ему статус экзархального мон-ря, или территориального аббатства (abbatia nullius), к-рое подчиняется непосредственно Папскому престолу. Избираемый монахами аббат получал титул архимандрита василианской монашеской конгрегации Италии. Мон-рю была подчинена папская семинария, учрежденная папой Бенедиктом XV в 1918 г. для подготовки священников итало-албан. обряда. В наст. время орден насчитывает 2 мон-ря с 24 монахами (из них 16 священников) (An. Pont. 2003. P. 1327). Лит.: Scaduto M. Il monachesimo basiliano nella Sicilia medioevale: Rinascità e decadenza, sec. XI-XIV. R., 1947, 19822; Capelli B. Il monachismo basiliano ai confini calabro-lucani. Napoli, 1963; Gatti C. , Korolevskij C. I Riti e le Chiese orientali. Genova, 1942. Vol. 1: Il rito bizantino e la Chiesa bizantina; Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco e il monachesimo bizantino nell " alto Medio Evo//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI sec.: Atti del Conv. storico interecclesiale (Bari, 1969). Padova, 1973. Vol. 2. P. 473-520; Filangeri C. Monasteri basiliani di Sicilia. Messina, 1980.

http://pravenc.ru/text/150475.html

См.: Schönbom Chr., von. 681–1981: Ein vergessenes Konzilsjubilaum – eine versaumte ökumenische Chance//Freiburger Zeitschrift für Philosophic und Theologie. 1982. Bd. 29. S. 158–159. 1072 См.: Brock S.P. A Syriac Fragment on the Sixth Council//Oriens Christianus. 1973. Bd. 57. P. 63–71. О возникновении и становлении маронитов см.: Булетов А. О маронитской церкви//Альфа и Омега. 1999. С. 346–372. 1073 См.: Rajji М. Le monothelisme chez les Maronites et les Melkites//The Journal of Ecclesiastical History. 1951. Vol. 2. P. 38–42. 1075 См.: Allen P. Blue-Print for the Edition of Documenta ad Vitam Maximi Confessoris Spectanta//After Chalcedon. P. 11–21; Gatti M.L. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e contributi per una ricostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e religioso. Milano, 1987. P. 29–35. 1077 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maksimosvita (BHG 1234)//Analecta Bollandiana. T. 85.1967. S. 285–316. 1083 См.: Brock S. An Early Syriac Life of Maximus Confessor//Analecta Bollandiana. 1973. T. 91. P. 299–346. 1085 См.: Bracke R. Ad Sancti Maximi vitam. Studie van de biografische documenta en de levensbeschrijvinge Maximus Confessor (ca. 580–662). Louvain, 1980. P. 12–55. 1086 Cm.: Garrigues J.M. La Personne composée du Christ d’après saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1974. T. 74. P. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1976. T. 26. P. 410–414; DalmaisI.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsideree?//Studia Patristica. 1982. Vol. 17, pt. 1. P. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualite. Fasc. 66–67. Paris, 1978. P. 836–838. 1087 Критическое издание их недавно вышло в свет: Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia/Ediderunt P. Allen et B. Neil//Coprus Christianorum. Series Graeca. Vol.39. Turnhout; Leuven,1999.Эmom текст также издан с параллельным английским переводомТне Confessor and his Companions. Documents from Exil/Edited and Translated by P.Allen and B.Neil.Oxford,2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Tabacco 1985 – Tabacco R. Il tiranno nelle declamazioni di scuola in lingua latina: memoria. Torino: Accademia delle scienze, 1985. Teillet 2011 – Teillet S. Des Goths à la nation gothique. Les origines de l’idée de nation en Occident du V e au VIIe siècle. 2e tir. Paris: Les Belles Lettres, 2011. Информация об авторе Михаил Юрьевич Биркин младший научный сотрудник, Лаборатория исследований церковных институций, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 1 Sent. III.41.2: E l a t i autem pastores plebes tyrannice premunt, non regunt, quique non Dei sed suam gloriam a subditis exigunt. 2 И хотя в работе Н.Д. Арутюновой речь идет в первую очередь о языке, сказанное применимо и к иным знаковым системам. Также стоит отметить, что норма может находиться как посередине между двумя полюсами, так и совпадать с одним из них. 3 Количество подобных исследований необъятно, приведу лишь наиболее значимые и показательные работы, начиная с 1970-х годов, когда начался отход от институциональной истории [Gryson 1968; Guillou 1973; Di Berardino 1998; Aurell, de Borbolla 2004; Dovere 2003, spec. 26–29; George 1987; Brennan 1992 (и ряд других его работ); Coates 2000, esp. 1120–1121; Jeanjean 2008; Lizzi Testa 2009; Danielson, Gatti 2014]. 5 Главы 33–46 посвящены епископу, 47 – пастве/подданным (de subditis), 48 – обладателям светской власти вообще (potestas saecularis), о которых подробнее говорится далее, 49–51 – королю, 52–56 – судьям (а также ключевым участникам судебного процесса), 57 – власть имущим угнетателям бедных и т. д. 6 Сказанное отнюдь не означает, что в текстах, написанных ранее, не было замечаний о дурных пастырях. Так, в «Пастырском правиле» Григория Великого (540–604) они встречаются систематически (и в таком количестве, судя по всему, впервые), однако жанровая специфика сочинения римского папы совсем иная. 7 См. также о сдвиге в сторону эмблематичности и имперсонализации, приведших в Средние века к тому, что в литературе главными героями стали персонифицированные моральные ценности: [Шкаренков 2009:155–158].

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Bonner 1949 – Bonner S. F. Roman declamation in the late Republic and early Empire. Liverpool: Univ. Press of Liverpool, 1949. Bradley 2019 – Bradley K. Publilius Syrus and the anxiety of continuity//Mouseion. Vol. 16. No. S1. 2019. P. 65–90. Brennan 1992 – Brennan B. The image of the Merovingian bishop in the poetry of Venantius Fortunatus//Journal of Medieval History. Vol. 18. No. 2. 1992. P. 115–139. Castillo Lozano 2017 – Castillo Lozano J.A. Categorías de poder en el reino visigodo de Toledo: los tiranos en las obras de Juan de Bíclaro, Isidoro de Sevilla y Julián de Toledo. Murcia: Universidad de Murcia, 2019. (Antigüedad y cristianismo: Monografías históricas sobre la Antigüedad tardía; 2017, 33–34). Cavadini 1999 – Cavadini J. C. Pride//Augustine through the ages: An encyclopedia/Ed. by A. D. Fitzgerald. Grand Rapids, Mich.: W. B. Eerdmans, 1999. P. 679–684. Cazier 1998 – Cazier P. Introduction//Isidorus Hispalensis. Sententiae/Cura et studio de Pierre Cazier. Turnholti: Brepols, 1998. (Corpus Christianorum. Ser. Latina; 111). P. vii–xcvii. Clarke 1996 – Clarke M. L. Rhetoric at Rome: A historical survey. 3rd ed./Rev. and with a new intro. by D. H. Berry. London; New York: Routledge, 1996. Coates 2000 – Coates S. Venantius Fortunatus and the image of episcopal authority in Late Antique and Early Merovingian Gaul//The English Historical Review. Vol. 115. No. 464. 2000. P. 1109–1137. Cowan 2016 – Cowan E. Contesting Clementia: The rhetoric of Severitas in Tiberian Rome before and after the trial of Clutorius Priscus//The Journal of Roman Studies. Vol. 106. 2016. P. 77–101. Craig 2004 – Craig C. Audience expectations, invective, and proof//Cicero the advocate/Ed. by J. Powell, J. Paterson. Oxford, New York: Oxford University Press, 2004. P. 187–213. Danielson, Gatti 2014 – Envisioning the bishop: Images and the episcopacy in the Middle Ages/Ed. by S. Danielson, E. A. Gatti. Turnhout: Brepols, 2014. Di Berardino 1998 – Di Berardino A. L’immagine del vescovo attraverso i suoi titoli nel Codice Teodosiano//L’évêque dans la cité du IVe au Ve siècle.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

135. Fontaine J. Conversion et culture chez les wisigoths d’Espagne//La conversione al cristianesimo nell’Europa dell’alto medioevo. Settimane di studio dell centro italiano di studi sull’alto medioevo. Spoleto, 1967. P. 87–147. 136. Fontaine J. Grammaire sacrée et grammaire profane: Isidore de Séville devant l’exégèse biblique//Los visigodos. Historia y civilización. Actas de la semana internacional de Estudios Visigóticos. Madrid, 1986. P. 313–330. 137. Fontaine J. Culture et spiritualité en Espagne du IVe au VII siècle. London, Variorum reprints, 1986. 138. Fontaine J. Tradition et actualité chez Isidore de Séville. London: Variorum reprints, 1988. 139. García Gallo A. Nacionalidad y territorialidad del derecho en la época visigoda//AHDE. 41. 1936. P. 168–264. 140. García Gallo A. El carácter germánico de la épica y del derecho en la Edad Media española//AHDE. 1955. P. 583–679. 141. García Gallo A. San Isidoro jurista//Isidoriana. Colección de estudios sobre Isidoro de Sevilla, publicados con ocasión del XIV Centenario de su nacimiento por M. C. Díaz y Díaz. León: Cenro de estudios «San Isidoro», 1961. P. 133–141. 142. García de Valdeavellano L. Curso de Historia de las Instituciones españolas (De los origines al final de la Edad Media). 5 ed. Madrid, 1977. 572 p. 143. García Iglesias L. Zaragoza, ciudad visigoda. Zaragoza, 1979. 122 p. 144. García Moreno L.A. La coyuntura politica del III Concilio de Toledo. Una historia larga y tortuosa//Concilio III de Toledo: XIV Centenario. 589–1989: congreso. Toledo, 1989. P. 271–296. 145. García Moreno L.A. Historia de España visigoda. Madrid: Cátedra. Historia Mayor, 1989. 392 p. 146. García Villada Z. La obra de Sancti Isidori de Sevilla. Valoración y sugerencias//Miscellanea Isidoriana. Rome, 1936. P. 33–38. 147. Gatti P. Synonyma Ciceronis. La raccolta accusit, lacescit. Trento, 1994. 88 p. 148. Gibert R. Enseñanza del derecho en Hispania durante los siglos VI a XI.//Ius romanum Medii aevi (IRMAE). 1967. P. 1–54. 149. Gibert R. Antigüedad clásica en la España visigótica.//Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo. XXII (II): La cultura antica nell’Occidente latino dal VII al XI secolo. Spoleto, 1975. P. 603–652.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  001     002