Начало систематической разработке П. б. как богословской дисциплины было положено в XVI в. в католич. богословии в результате реакции на Реформацию. В средневек. схоластическом богословии учение о пастырском служении не вычленялось из общего объема богословского знания и в целом классические богословские системы, напр. Фомы Аквинского , не разделяли теоретическое и практическое богословие. Тридентский Собор (1545-1563) уделил специальное внимание вопросам восстановления религ. дисциплины и повышения уровня образования католич. духовенства. Собор предписывал создание епархиальных семинарий для подготовки священнослужителей. Душепопечение было выделено в особую учебную дисциплину. В течение неск. последующих столетий был написан ряд трактатов о пастырских обязанностях (напр.: Binsfeld P. Enchiridion theologiae pastoralis et doctrinae necessariae sacerdotibus curam animarorum. Trier, 1591; Musart Ch. Manuale parochorum, sive Instructiones et praxes tum vitae tum officii pastoralis. Molshemii, 1669; Opstraet J. Pastor bonus, seu idea officium spiritus et praxis pastorum. Leodii, 1689 и др.). В 1777 г. П. б. было впервые выделено в отдельный предмет в ходе реформы богословского образования католич. духовенства, инициированного в Австрии имп. Марией Терезией (1717-1780). Задачей П. б. стало обучение кандидатов в священный сан применению нравственных требований, канонов, литургических предписаний и др. элементов богословского знания к практике пастырского служения. Курсы П. б. вплоть до XX в., как правило, включали в себя 3 раздела, соответствовавшие основным аспектам служения клирика - как учителя (проповедника), совершителя богослужений и управляющего приходом, обозначенным еще свт. Григорием Великим. Ватиканский II Собор (1962-1965) изменил традиц. концепцию П. б. как учения о пастырском служении клириков. Пастырская конституция «Gaudium et spes» определила задачу Церкви в служении благу всего человечества, а пастырское служение - в служении всей Церкви вовне, а не только духовенства внутри границ Церкви. Пастырская деятельность, т. о., включает различные виды социального служения, осуществляемого не только клириками, но и мирянами, а П. б. оказывается тесно связанным с гуманитарыми светскими дисциплинами (педагогикой, психологией, социологией и др.).

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Congregatio de institutione Catholica, Ordinationes Universitatis vel facultatis ad Const. apost. «Sapientia christiana» rite exsequendam, 29 aprilis 1979; in AAS 71(1979) 500–521. – Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis, 6 ianuarii 1970; in AAS 62(1970) 321–384. Ex Actis Ss. Oecumenici Concilii Vaticani II: Notificationes: Nota explicativa praevia, facta ab EXC. MO Secretario Generali SS. Concili in Congegatione Generali CXXIII die XVI nov. MCMLXIV; in AAS 57 (1965) 72–75. IOANNIS PAULI PP. II, Constitutio apostolica Spirituali militum cura qua nova canonica ordinantio pro spirituali militum cura datur, 21 aprilis 1986; in: AAS 78 (1986) 481–486. – Constitutio apostolica Sapientia christiana de studiorum Universitatibus et Facultatibus eccklesiasticis, 15 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 469–499. – Adhortatio apostolica post-synodalis Christifideles laici ad episcopus, sacerdotes et diaconos atque ad religiosos viros ac mulieres omnesque christifideles laicos: de vocatione et missione laicorum in eccklesia et in mundo, 30 decembris 1988; in: AAS 81 (1989) 393–521. – Constitutio apostolica Pastor Bonus de curia romana, 28 iunii 1988; in: AAS 80 (1988) 841–930. – Adhortatio apostolica Familiaris Consortio ad episcopus, sacerdotes et christifideles totius eccklesiae catholicae de familiae chistianae muneribus in mundo huius temporis, 22 novembri 1981; in AAS 73 (1981) 81–191. IOANNIS PAULI PP. II, Epistula Novo incipiente ad universos Ecclesiae sacerdotes, adveniente Feria V in Cena Domini, 8 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 393–417. PAULUS PP VI, Litterae apostolicae motu proprio datae Pro comperto sane quibus njnnulli episcopi dioecesani uti membra in sacras romanae Curiae Congegationes cooptantur, 6 augusti 1967; in: AAS 59 (1967), 881–884. – Constitutio apostolica Regimine Ecclesiae Universae de romana Curia, 15 augusti 1967; AAS 59 (1967), 885–928. – Constitutio apostolica Romano pontifici eligendo de Sede apostolica vacante deque electione romani Pontificis, 1 octobris 1975; AAS 67 (1975), 609–645.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– Папский Совет «Справедливость и Мир» ( Pontificium Consilium de Iustitia et Pace ) Папская Комиссия «Справедливость и Мир» (Iustitia et Pax), созданная в экспериментальном порядке Папой Павлом VI-м в Motu Propria Catholicam Christi Ecclesiam [Вселенскую Церковь Христа] от 6 января 1967 г., была окончательно реформирована тем же Папой в Motu Proprio Iustitiam et pacem [«Справедливость и мир»] от 10 декабря 1976 г. Со вступлением в силу Апостольской Конституции Папы Иоанна Павла Pastor Bonus от 28 июня 1988 г. этому ведомству было присвоено новое название: Папский Совет «Справедливость и Мир». Эта же Апостольская Конституция в качестве первейшей задачи Папского Совета указывает на необходимость следить за тем, чтобы в мире поддерживались справедливость и мир в согласии с Евангелием и социальным учением Церкви. В частности, Папский Совет занимается углублением и распространением социального учения Церкви, особенно в том, что касается вопросов труда. Кроме того, он собирает информацию и результаты исследований, имеющих отношение к вопросам справедливости и мира, прогресса народов и прав человека. Он поощряет сотрудничество со всеми организациями и объединениями, которые – даже вне Церкви – посвящают себя поддержанию справедливости и мира и защите прав человека, особенно права на свободу вероисповедания. Папский Совет стремится также напомнить всем народам о необходимости усилий в защиту мира и принимает активное участие в проведении ежегодного Всемирного дня мира (1 января). – Папский Совет «Единое Сердце» ( Pontificium Consilium «Cor Unum ») Папский Совет «Единое сердце» был учреждён Папой Павлом VI-м в Послании от 15 июня 1971 г., направленном Кардиналу Статс-Секретарю Жану Вийо. Основные задачи Папского Совета таковы: поддерживать катехизацию евангельским милосердием и побуждать верующих к подаче свидетельства о нём; поддерживать и координировать инициативы католических учреждений, стремящихся помочь нуждающимся народам; внимательно исследовать и поддерживать проекты и совместные начинания братской помощи, направленные на прогресс человечества; предоставлять помощь отдельным Церквам, действуя посредством созданных для этой цели католических организаций, и способствовать всё более справедливому распределению этой помощи; содействовать экуменическим благотворительным инициативам; укреплять отношения между католическими организациями и международными общественными организациями (как правительственными, так и неправительственными), действующими также в области взаимопомощи и прогресса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Prospect of Asia//England in the Thirteenth Cent.: Proc. of the 1989 Harlaxton Symp. Stamford, 1991. P. 51-67; Harvey P. D. A. Matthew Paris " s Maps of Britain//Thirteenth Century England: Proc. of the Newcastle upon Tyne Conf./Ed. P. R. Coss, S. D. Lloyd. Woodbridgre, 1992. P. 109-121; Keynes S. A Lost Cartulary of St. Albans Abbey//Anglo-Saxon England. Camb., 1993. Vol. 22. P. 253-279; Menache S. Rewriting the History of the Templars According to Matthew Paris//Cross Cultural Convergences in the Crusader Period: Essays presented to A. Grabois on his 65th Birthday. N. Y., 1995. P. 183-214; eadem. Matthew Paris " s Attitudes toward Anglo-Jewry//JMedH. 1997. Vol. 23. P. 139-162; Jordan V. B. The Multiple Narratives of Matthew Paris " Estoire de seint Aedward le rei: Cambridge University Library MS Ee.iii.59//Parergon. N. S. Canberra, 1996. Vol. 13. N 2. P. 77-92; Reader R. Matthew Paris and the Norman Conquest//The Cloister and the World: Essays in Medieval History in Honour of B. Harvey/Ed. J. Blair, B. Golding. Oxf., 1996. P. 118-147; eadem. Matthew Paris and Women//Thirteenth Century England: Proc. of the Durham Conf., 1997. Woodbridge, 1999. P. 153-159; Gaudio M. Matthew Paris and the Cartography of the Margins//Gesta. N. Y., 2000. Vol. 39. P. 50-57; Bolton B. Pastor bonus: Matthew Paris " s Life of Stephen Langton, Archbishop of Canterbury (1207-1228)//Dutch Review of Church History. Leiden, 2004. Vol. 84. P. 57-70; Michael M. A. Matthew Paris, Brother William and St. Marcella: Comments on the Apocalyptic Man in British Library MS Cotton Nero. D. 1//Prophecy, Apocalypse and the Day of Doom: Proc. of the 2000 Harlaxton Symp. Donington, 2004. P. 239-249; Breen K. Returning Home from Jerusalem: Matthew Paris " s First Map of Britain in Its Manuscript Context//Representations. Berkley, 2005. Vol. 89. P. 59-93; Blurton H. F. From Chanson de Geste to Magna Carta: Genre and the Barons in Matthew Paris " s Chronica majora//New Medieval Literature. Oxf., 2007. Vol. 9. P.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

208), дан общий перечень прав и обязанностей католика (CIC. 208-223), значительно расширены каноны, касающиеся мирян. Вместо присутствовавшего в C. i. c. 1917 г. представления о Церкви как о совершенном обществе (societas perfecta), имеющем монархическую структуру (institutio) и собственную систему права, C. i. c. исходит из новой модели Церкви, состоящей из общин верующих (communio Ecclesiarum), которые находятся между собой в иерархическом общении; символом их единства является Римский понтифик. В C. i. c. добавлены каноны о коллегии епископов в соответствии с учением II Ватиканского Собора о коллегиальности епископата, изменен взгляд на природу власти правящего епископа как основанную на его сане, а не на должности. Каноны, касающиеся отдельных (поместных) Церквей, предоставляют диоцезам значительную автономию по сравнению с нормами C. i. c. 1917 г. Введенный декретом II Ватиканского Собора о епископах «Christus Dominus» институт епископских конференций получил в C. i. c. каноническое оформление, закрепившее за ними значительные полномочия по изданию местных норм канонического права с учетом специфики каждого региона. В C. i. c. получили отражение все послесоборные реформы, осуществленные Папским престолом к 1983 г. По сравнению с C. i. c. 1917 г. из C. i. c. 1983 г. были изъяты нормы, касавшиеся бенефициев , беатификации и канонизации святых, значительно сокращены каноны, регулирующие деятельность Римской курии. C. i. c. является не единственным источником права в Римско-католической Церкви, т. к. он не затрагивает сферу публично-правовых отношений католич. Церкви, в т. ч. связанных с конкордатами между государствами и Папским престолом. Изъятые из C. i. c. нормы, касающиеся процессов беатификации и канонизации, получили законодательное оформление в апостольской конституции папы Иоанна Павла II «Divinus perfectionis Magister» (от 25 янв. 1983). В ходе реформы Римской курии 28 июня 1988 г. папа Иоанн Павел II издал апостольскую конституцию «Pastor Bonus», регулирующую деятельность подразделений Папского престола (апостольские конституции публикуются в качестве приложения к C.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Собственно о стыдливости и целомудрии автор говорит только во введении. Основное же содержание произведения направлено против эдикта римского епископа (может быть, Каллиста, 217–222 гг.), которым установлено было смягчение покаянной дисциплины в отношении к тяжким грехам после крещения (отпадению от веры в идолослужение, убийству, прелюбодеянию, распутству) – для них допущена была возможность «второго покаяния». Тертуллиан горько жалуется на упадок всякой добродетели и добрых нравов, резко восстает против «психиков» и доказывает, что Церковь не имеет ни права, ни власти прощать тяжкие грехи, так как этим оскорбляется девственная Невеста Христа (cap. 1). Право прощения грехов принадлежит не Церкви епископов, а Церкви Духа, или вообще только Богу (cap. 3). Главную часть произведения занимают доказательства этого положения из Священного Писания (cap. 6–20). Только крещение кровью в мученичестве изглаждает грехи. Обращаясь к римскому епископу, он иронически называет его pontifex [scilicet] maximus, quod est episcopus episcoporum [верховный, то бишь, понтифик, который есть епископ епископов (cap. 1)], bonus pastor, benedictus papa [добрый пастырь, благословенный папа (cap. 13)] и apostolicus [(муж) апостольский (cap. 21)] и упрекает его, что он соперничает со Христом в прощении грехов. 158 . «О бегстве во время гонения» (De fuga in persecutione) 841 , 14 глав. Произведение написано по поводу гонения Скапулы в конце 212 г. и дает решение вопроса, можно ли христианам, особенно «духовным», спасаться от преследования бегством. Ответ совершенно отрицательный. Так как против Тертуллиана было Священное Писание, Предание и пример великих епископов (Поликарпа), то и он должен был подыскать основания для своего строгого понимания. Наставлению Спасителя при преследовании бежать из города в город ( Мф. 10: 23 ) Тертуллиан противопоставляет указание на Христа как Доброго Пастыря и Его слова ( Ин. 10: 11 ): «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы», а также новые откровения у монтанистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа Франциск реорганизовал Конгрегацию вероучения 15.02.2022 12:27 Версия для печати Ватикан, здание Конгрегации вероучения. Фото: vaticannews.va  Рим, 15 февраля. Обнародовано апостольское послание motu proprio Fidem servare, посредством которого Папа Франциск заявляет о реорганизации Конгрегации вероучения, сообщает Vatican News . В начале послания понтифик ссылается на историю предыдущих изменений, произошедших в структуре Конгрегации вероучения. В послании motu proprio Integrae Servandae Папа Павел VI наделил Конгрегацию ее современным названием, а впоследствии в апостольской конституции Pastor Bonus Папа Иоанн Павел II определил ее полномочия. Учитывая опыт, наработанный Конгрегацией за это время в различных сферах ее деятельности а также потребность в организации, более подходящей для свойственных ей функций, Папа посчитал целесообразным видоизменить внутреннюю структуру этого куриального ведомства, учредив в нем два отдела: доктринальный и дисциплинарный. Отныне каждый из этих отделов будет иметь своего секретаря, заместителя секретаря и начальника отдела.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В ХХ в. К., как правило, совмещали свой пост с др. ключевыми должностями в Римской курии или коллегии кардиналов. Так., кард. Луиджи Орелья ди Санто-Стефано был К. и деканом коллегии кардиналов, его преемник, кард. Франческо Салезио делла Вольпе, был К. и кардиналом-перводиаконом, кардиналы Пьетро Гаспарри , Эудженио Пачелли (впосл. папа Пий XII) и Жан Вийо совмещали должности К. и гос. секретаря. На момент смерти папы Пия XII в Римской курии не было К., и кардиналам, собравшимся на конклав, пришлось избрать 9 окт. 1958 г. про-камерленго кард. Бенедетто Алоизи Мазеллу, к-рого избранный 28 окт. папа Иоанн XXIII утвердил в должности К. Согласно конституции папы Римского Иоанна Павла II «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г., Апостольская палата и возглавляющий ее К. осуществляют адм. управление финансами и имуществом Папского престола в период sede vacante, отчитываясь перед коллегией кардиналов. Должность К. перестала быть пожизненной; как и главы др. декастерий Римской курии, К. подает прошение об отставке по достижении 75-летнего возраста. Конституцией «Universi Dominici Gregis» от 22 февр. 1996 г. папа Иоанн Павел II определил обязанности К. после смерти Римского понтифика (составление офиц. акта о смерти, опечатывание личных папских покоев), а также участие К. в подготовке и проведении конклава. В период sede vacante государство-город Ватикан печатает марки и чеканит монеты с гербом К.; до подписания Латеранских соглашений 1929 г. и образования государства-города Ватикан в периоды sede vacante (в 1878, 1903, 1914 и 1922) чеканились памятные медали с гербом К. К. коллегии кардиналов (Camerarius Sacri Collegii), ранее существовавшая должность, к-рая замещалась кардиналом, в чьи обязанности входило управление финансами и имуществом коллегии кардиналов. Точное время появления этой должности неизвестно. Существует мнение, что должность была введена папой Римским Евгением III в 1150 г. Однако сведения как о самих К. коллегии кардиналов, так и об их обязанностях до XVI в. носят фрагментарный характер. Согласно решению папы Льва Х, к-рое затем было закреплено конституцией папы Римского Павла III в 1534 г., должность К. коллегии кардиналов ежегодно передавалась от одного кардинала к другому. Занимать ее могли только постоянно проживавшие в Риме кардиналы, освобождались от должности немощные из-за старости или болезни. Кардиналы назначались на эту должность поочередно, согласно старшинству в коллегии. В течение нек-рого времени кардиналы-диаконы были исключены из назначаемых на должность К. коллегии кардиналов, но в 1818 г. папа Римский Пий VII вернул им это право.

http://pravenc.ru/text/1470113.html

Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 1978 г. Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 1978 г. Выполняя пожелание чрезвычайной ассамблеи Всемирного синода епископов 1985 г. о составлении нового Катехизиса Римско-католической Церкви, адаптированного к учению II Ватиканского Собора, в 1986 г. И. П. организовал комиссию из 12 кардиналов и епископов по подготовке текста. Апостольской конституцией «Fidei depositum» от 11 окт. 1992 г. папа обнародовал новый Катехизис Католической Церкви на франц. языке, а апостольским посланием «Laetamur magnopere» от 15 авг. 1997 г. утвердил его офиц. текст в виде лат. типического издания (editio typica). 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» И. П. обнародовал новый Кодекс канонического права Римско-католической Церкви (см. Codex iuris canonici ), в к-ром учитывались доктринальные и структурно-иерархические изменения, принятые II Ватиканским Собором, и motu proprio «Recognito Iuris Canonici Codice» от 2 янв. 1984 г. учредил папскую комиссию по интерпретации Кодекса канонического права. Становление совр. системы католич. канонического права завершилось утверждением Кодекса канонов Восточных католических Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium), обнародованного 18 окт. 1990 г. апостольской конституцией «Sacri canones». Продолжая реформирование Римской курии, начатое в 1967 г. папой Павлом VI, И. П. учредил неск. новых декастерий, в т. ч. папский совет по делам семьи (1981) и папский совет по культуре (1982). После вступления в силу нового Кодекса канонического права с апр. 1984 г. папа готовил общую реформу курии, утвержденную апостольской конституцией «Pastor bonus» (28 июня 1988). Ведомства Римской курии были поделены на 3 типа (конгрегации, советы, трибуналы), ряд секретариатов и папских комиссий получили статус папских советов (в т. ч. по содействию христ. единству, по межрелиг. диалогу, по толкованию законодательных текстов, по массовым коммуникациям, по пастырству среди работников здравоохранения). Motu proprio «Inde a pontificatus» от 25 марта 1993 г. папский совет по культуре был объединен с папским советом по делам неверующих.

http://pravenc.ru/text/471418.html

е., между прочим, на разрешение всех недоуменных вопросов, возникающих в исповедной практике католического духовенства (F. X. Wernz, S. J. Jus decretalium. t. II, pars 2, p. 433 Romae 1906). Sacra Poenitentiaria возникла не позднее XIII      b, и реорганизована 13 Апреля 1744 г. папой Бенедиктом XIV (1740–1758гг.) в конституциях «Pastor bonus» и «In apostolicae» (F. X. Wernz. ib. p. 431 sqq.), на основании которых действует и в настоящее время. 179 «Если бы не было известно, что автором Регламента быль епископ Псковский и что учреждение, в таких чертах изображаемое, имело заменить собою патриарха и освященный собор и в составе своем долженствовало иметь исключитель­но духовных лиц (епископов, архимандритов, протоиереев): то никакого сомнения не могло бы возникнуть в том, что здесь идет речь о чисто государственном установлении , но отнюдь не о церковном. Установление и по названию, и по устройству отнесено в ряд коллегий государственных и основано монаршим указом и сенаторским приговором " . Н. А. Заозерский. О ц.. власти, стр. 332–333. Курсив подлинника. 182 П. Лапин, Собор, как высший орган церковной власти. (Историко-канонический очерк). Казань 1909 стр. 369–370. 184 Выписав этот указ Петра Сенату, С. Г.. Рункевич делает следующее характерное замечание: «Пропустив почему-то слова: «для подписания», А. Голубев в своем очерке св. синода («Внутр. быть» II, 230) совершенно неосновательно утверждает, будто, цель посылки проекта духовного регламента в епархии не объяснена в указе», и высказывает предположение, что «быть может монарх хотел, чтобы епархиальные власти, близко стоящие к духовной жизни провинции, сделали свои замечания и пополнения к проекту, каких требовали нужды ее; другими словами: быть может государь хотел привлечь к участию в составлении духовного регламента и провинциальное духовенство». Это номинальное предложение относительно акта, закрепленного уже высочайшею подписью, окончательно устраняется двумя пропущенными автором словами высочайшего указа: «для подписания». Не для исправления или пересоставления, а для подписания. (Его соч. стр. 121). Итак, если Регламент был предъявлен только для подписания, и при том для подписания во что бы то ни стало, в силу Высочайшего повеления, то можно ли говорить, как это делает С. Г. Рункевич, о «единогласном», разумеется свободном принятии новой формы центрального Управления Русской Церкви?.. 185 При отправке Давыдова посланы были с ним указы Сената Златоустовскому архимандриту Антонию и Московскому вице-губернатору Воейкову о том, чтобы вместе с Давыдовым они предлагали собравшемуся духовенству подписываться под Регламентам. С. Г. Рункевич, ib., стр. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010