P. 33; Preuschen E. Zeitschrift für die neutestam. Wissenschaft. 1910. S. 136– 137; Esser G. Die Bussschriften Tertullians... S. 12, Anm. 1. 1506 Ibid. C. 3: «Si enim, inquiunt, aliqua paenitentia caret venia, jam nec in totum agenda tibi est. Nihil enim agendum est frustra». CSEL, 20, 1. P. 224, 21–23. 1507 Ibid. C. 3: «Hujus quoque paenitentiae fructum, id est veniam, in sua potestate usurpaverunt». P. 224, 27–28. 1508 Ibid. C. 3: «Quantum autem ad nos, qui solum dominum meminimus delicta concedere». P. 224, 29–225, 2. 1509 Ibidem, 3: «Non frustra agetur... et si pacem hic non metit, apud dominum seminat. Necamittit, sed praeparat fructum». CSEL, 20, 1. P. 225, 2, 9–11. 1511 Ibid. C. 6: «Non corpus Christi, non membra Christi, non templum dei vocabatur, cum veniam moechiae consequcbatur». CSEL, 20, 1. P. 230, 13–14. 1512 Ibid. C. 1: «Sed hoc in ecclesia legitur, et in ecclesia pronuntiatur, et virgo est. Absit a sponsa Christi taie praeconium! Ilia, quae vera est, quae pudica, quae sancta, carebit etiam aurium macula». CSEL, 20, 1. P. 220, 10–13. 1515 De pudic., 7: «Ovis proprie Christianus et grex domini ecclesiae populus et pastor bonus Christus et ideo Christianus in ove intelligendus, qui ab ecclesiae grege erraverit». CSEL, 20, 1. P. 231, 6–8. 1516 De patien. C. 12. CSEL, 47. P. 19, 3 sqq; De poenit. C. 8. PL T. 1; col. 1242B-1243A. Различие в истолковании притчей в «De pudic.» и «De poenit.» наглядно представлено у Adhémar d’Alès. См.: Tertullien et Calliste. – Revue d’histoire ecclésiastique. 1912. P. 229. 1518 Ibid. C. 7: «Moechum vero et fomicatorem quis non mortuum statim admisso pronuntiavit? Quo ore mortuum restisues in gregem ex parabolae ejus auctoritate, quae non mortuum pecus revocat?» P. 233, 4–7. 1520 Ibid. C. 8: «Quos enim populos in duobus filiis collocant, Iudaicum majorem, Christianum minorem». CSEL, 20, 1. P. 234, 9–10. 1521 Такое толкование притчи вкладывает в уста Каллиста Тертуллиан . См.: De pudic. C. 9: «Christianus est qui acceptam a Deo Patre substantiam utique baptismatis, utique Spiritus sancti et exinde spei aetemae longe evagatus a patre prodigit ethnice vivens, si exutus bonis mentis etiam principi saeculi servitium suum tradidit et ab eo porcis alendis, immundis scilicet spiritibus curandis praepositus resipuit ad patrem reverti...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Издания и переводы Bihlmeyer К. Die apostolischen Väter. Neubearbeitung der Funkschen Ausgabe. Tübingen, 1924; 1956²; 1970³. Ignace d’Anthioche, Polycarpe de Smyme. Lettres, Martyre de Polycarpe. Texte grec, intr., trad, et notes de Р.-Тн. Camelot. Paris, 1951². Polycarp, Martyrdom of Polycarp, Fragments of Papias, The Apostolic Fathers/Transi, and ed. by W. R. Schoedel. New York, 1967. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Dehandschutter B. Martyrium Polycarpi. Een literair-kritische Studie. Louvain, 1979. Orban A. P. Martyrium Polycarpi//Atti e Passioni dei Martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Milano, 1987. Polycarp s Epistle to the Philippians and the M artyrdom o f Polycarp/Ed. P. Hartog. Oxford, 2013. Мученичество св. Поликарпа Смирнского //Писания мужей апостольских/Введ., пер. и примеч. П. П. Преображенского . СПб., 1895. Мученичество св. Поликарпа Смирнского /Пер. и коммент. А. Г. Дунаева//Писания мужей апостольских. М., 2003. Научная литература Baden H. Das Polykarpmartyrium//Pastor Bonus. Bd. 24. 1911– 1912. S. 705–713; Bd. 25. 1912–1913. S. 71–81; 136–151. Baden H. Der Nachahmungsgedanke im Polykarpmartyrium//Théologie und Glaube. Bd. 3.1911. S. 115–122. Barnard L. W. In Defence of Pseudo-Pionius’ Account of Saint Polycarp’s Martyrdom//Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten/Ed. P. Granfield, J. A. Jungmann. Vol. I. Münster, 1970. P. 192–204. Barnes T. D. A Note on Polycarp//Journal of Theological Studies. Vol. 18.1967. P. 433–437. Barnes T. D. Early Christian Hagiography and Roman History. Tübingen, 2010. Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19.1968. P. 509–531. Brind " Amour P. La Date du martyre de saint Polycarpe (le 23 février 167) 11 Analecta Bollandiana. Vol. 98.1980. P. 456–462. Buschmann G. Das Martyrium des Polykarp. Göttingen, 1998. Buschmann G. Martyrium Polycarpi – Eine formkritische Studie. Eon Beitrag zur Frage nach der Entstehung der Gattung Märtyrerakte. Berlin; New York, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– внимательно исследовать и изучать программы и конкретные инициативы политики здравоохранения – как на национальном, так и на международном уровне. В Апостольской Конституции Pastor Bonus от 28 июня 1988 г. Папская Комиссия была переименована в Папский Совет. – Папский Совет по толкованию законодательных текстов ( Pontificium Consilium de Legum Textibus interpretandis ) В Motu Proprio Cum iuris canonici [«Канонического права...»] от 15 сентября 1917 г. Папа Бенедикт XV-й учредил Папскую Комиссию по аутентичной интерпретации Кодекса Канонического Права, обнародованного 27 мая 1917 г. Указанная Комиссия просуществовала вплоть до создания Папской Комиссии по пересмотру Кодекса Канонического Права, учреждённой Папой Иоанном XXIII-м 28 марта 1963 г., чтобы в свете декретов Второго Ватиканского Собора подготовить реформу Кодекса Папы Бенедикта XV-ro. 11 июля 1967 г. Папа Павел VI-й создал Папскую Комиссию по интерпретации декретов Второго Ватиканского Собора, полномочия которой впоследствии были распространены также на интерпретацию документов, издаваемых Святым Престолом во исполнение соборных декретов (Письмо Государственного Секретариата 134634 от 14 апреля 1969 г.). Папа Иоанн Павел в Moto Proprio Recognito Iuris Canonici Codice [«С пересмотром Кодекса Канонического Права...»] от 2 января 1984 г. учредил Папскую Комиссию по аутентичной интерпретации Кодекса Канонического Права, в задачу которой входило толкование канонов нового Кодекса Канонического Права, опубликованного 25 января 1983 г., а также универсальных законов латинской Церкви. С созданием этой Комиссии прекратили своё существование Папская Комиссия по пересмотру Кодекса Канонического Права и Папская Комиссия по интерпретации декретов Второго Ватиканского Собора. В Апостольской Конституции Pastor Bonus от 28 июня 1988 г. название этого ведомства было изменено, а его полномочия расширены. В задачи нынешнего Папского Совета входит, кроме исконно присущей ему функции аутентичной интерпретации универсальных законов латинской Церкви, также:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– быть в распоряжении других ведомств Римской курии, чтобы оказывать им помощь в подготовке их исполнительных документов общего характера и инструкций; – с юридической точки зрения рассматривать документы общего характера, издаваемые органами Епископов; – определять, согласуются ли партикулярные законы и генеральные декреты, издаваемые законодателями, подчинёнными верховной Власти, с универсальными законами Церкви. С окончанием работы Папской Комиссии по пересмотру Восточного Кодекса Канонического Права (Pontificia Commisio Codici Iuris Canonici Orientalis Recognoscendo), учреждённой Папой Павлом VI-м 10 июля 1972 г., и с опубликованием 18 июля 1990 г. «Кодекса Канонов Восточных Церквей» (Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium) Папа Иоанн Павел упразднил вышеуказанную Комиссию, поставив – в согласии со ст. 155 Апостольской Конституции Pastor Bonus – перед Папским Советом также задачу толкования данного Кодекса и всех общих законов Восточных католических Церквей. – Папский Совет по диалогу между религиями ( Consilium pro Dialogo inter Religiones ) Секретариат по контактам с нехристианами (Secretariatus pro non Cristianis) был учреждён Папой Павлом VI-м 19 мая 1964 г., чтобы исследовать соответствующие вопросы и способствовать дружественным отношениям между Церковью и последователями нехристианских религий. В отношении доктринальных и практических аспектов создание этого органа связано с Соборной Декларацией об отношении Церкви к нехристианским религиям Nostra Aetate [«В наше время...»]. Апостольская Конституция Pastor Bonus Папы Иоанна Павла о Римской курии от 28 июня 1988 г. изменила название этого органа на «Папский Совет по диалогу между религиями» (Pontificium Consilium pro Dialogo inter Religiones), перед которым стоит задача поддерживать и регулировать отношения с последователями нехристианских религий и религиозных групп, а также с теми, кого так или иначе привлекает религия. Комиссия по религиозным отношениям с мусульманами Комиссия по религиозным отношениям с мусульманами была учреждена Папой Павлом VI-м 22 октября 1974 г. как особый орган, входящий, однако же, в Секретариат по контактам с нехристианами (ныне Папский Совет по диалогу между религиями).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Ha чальник 2. Taken from Faber, ibid., No. 3 «Principum et Magistratum praecipuae virtutes». The poem summarises the entire sermon, as follows: 11. 1–8 cf Thema: «Quam magnum est Dei beneficium, pastor bonus, Rex bonus, Magistratus bonus; tarn grande est supplicium, pastor malus, Rex malus, Magistratus malus. Hinc Deus puniturus Israeliticum populum improbis pastoribus ob illius peccata, praecipit Zachariae c. 11 ut assumat personam pastoris improbi et stulti: (sume tibi vasa pastoris stulti).» Faber " s point is that bad rulers are God’s punishment on a sinful people, but Simeon has expressed the idea ambiguously (11. 5–6). 11. 9–16 cf sect. 1 «Religio, et pietas»: «Hanc in primis colere principes ac Rectores debent. Primo quia maiora bénéficia a Deo acceperunt, quam plebeii, imperium, gloriam, honorem, divitias, delicias, omnisque generis commoditates. ... Secundo, quia in periculosiori statu sunt, in quo facile labentur in omnis generis vitia, nisi Deum impense timeant et colant, quo mereantur ab eo protegi et dirigi.... Tertio, quia hic est optimus et securissimus modus continendi in obedientia subditos. Habebit devotos sibi subditos, qui devotus fuerit Deo.» 11. 17–24 cf sect. 2 «Humilitas»: «Humilitas, quam tribus argumentis commendabat Agathon Magistratui, cum dixit debere eum meminisse trium; primo quod imperet hominibus; secundo quod secundum leges; tertio quod non semper imperet.» Simeon mentions only the third of these points. 11. 25–34 cf sect. 3 «Prudentia»: «Prudentia, quae in primis dictât consilio uti prudentum, nec proprio capiti fidere in rebus gravioribus, iuxta id Prov. 3 Пе innitaris prudentiae tuae. Et infra: ne sis sapiens apud temetipsum [v. 7]. Plus enim vident oculi quam oculus; et sicut ad res obscuras ac subtiles cernendas adhibemus perspicilia; ita ad decemendas quaestiones praesertim graviores opera Consiliariorum adhibenda.» 11. 35–46 cf sect. 4 «Iustitia»: «Secundo, ut ius dicant unicuique.» The image of the spider " s web is not taken from this section of Faber, but was an emblem which would have been familiar to Simeon. 11. 47–50 cf sect. 5 «Fortitudo»: «Primo ut non patiantur se divelli ulla ratione ab aequo ac recto.» 11. 51–54 cf sect. 6 «Mansuetudo et affabilitas». Faber does not cite Moses as an example of gentleness. Published in PLDR.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии . Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций . При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. paenimenmiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X ; в 1917 г., при Бенедикте XV ; в 1935 г., при Пие XI . В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений. Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом

http://pravenc.ru/text/75736.html

С распространением учения о непогрешимости папы Римского возникло мнение, что папе принадлежит и исключительное право рассмотрения нек-рых наиболее тяжких проступков (causae reservatae). В кон. XII в. впервые упоминается о кардинале, к-рому папа поручил принимать исповеди у христ. паломников, приезжавших в Рим для совершения покаяния. В понтификат папы Римского Гонория III (1216-1227) такой кардинал начинает именоваться П. С этой должностью связывается формирование на протяжении XIII в. особого учреждения Римской курии - Апостольской пенитенциарии во главе с верховным П. (poenitentiarius summus, позднее - poenitentiarius generalis). Со 2-й пол. XIV в., после того как папа Римский Бенедикт XII (1334-1342) конституцией «In agro dominico» от 8 апр. 1338 г. установил структуру Апостольской пенитенциарии и ввел в ее состав должность «доктора, сведущего в каноническом праве» (doctor expertus in iure canonico), полномочия этого учреждения фактически распространились и на сферу церковного суда (forum externum), что было официально подтверждено буллой «Quoniam nonnulli» от 9 мая 1484 г. папы Римского Сикста IV (1471-1484). Папа Пий IV (1559-1565) вновь ограничил сферу компетенции Апостольской пенитенциарии (булла «In sublimi» от 4 мая 1562), папа Пий V (1566-1572) упразднил ее 23 апр. 1569 г., а 18 мая того же года восстановил в реформированном виде, резко ограничив компетенцию в сфере forum externum и учредив в ее составе должность богослова, к-рую должен был занимать представитель ордена иезуитов . Структура и функции Апостольской пенитенциарии, утвержденные папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758) (булла «Pastor bonus» от 13 апр. 1744; конституции «Quamvis» от 13 дек. 1747 и «Pastoralis» от 5 авг. 1748), существенно не менялись до нач. ХХ в., когда папа Римский Пий X (1903-1914) конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. окончательно ограничил ее компетенцию сферой forum internum. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) motu proprio «Alloquentes» от 25 марта 1917 г. закрепил за Апостольской пенитенциарией обязанность предоставления верующим индульгенций. Совр. статус и структура Апостольской пенитенциарии установлены конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

Quod igitur vanum et inutile judicatur, nemo dubitat minime profuturum. 5. Itaque quamvis et jam frater Cyrillus secundis te epistolis suis asserat esse conventum, intelligas volo, post primam et secundam illius, et hanc correptionem nostram, quam constat esse jam tertiam, ab universitate collegii et conventu Christianorum te prorsus esse sejunctum, nisi mox quae male dicta sunt corrigantur, nisi in eam viam redeas quam se Christus esse testatur (Joan. XIV, 6). Male in hunc arma desperatione movisti, qui te super familiam suam velut fidelem prudentemque servum permiserat ante constitui. (Matth. XXIV, 45). Periit tibi hujus officii beatitudo promissa. Non solum non das cibum in tempore, verum etiam veneno interficis, quos ille suo sanguine et sua morte quaesivit ( Act. XX, 29 ). Venenum namque est sub tuis labiis, quae maledictionis et amaritudinis plena videmus, cum contra eum qui suavis est, niteris disputare. Ubi est diligentia pastoralis? Pastor bonus animam suam ponit pro ovibus suis; mercenarius vero eas lupis dimittit et tradit (Joan. X, 11). Quid hic tu pastor acturus es, c i dominicum gregem pro lupis ipse discerpis? Ad quaenam grex dominicus septa confugiet, si intra ovilia Ecclesiae sancietur? qua futurus est tuitionedefensus, qui te patitur pro custode raptorem? Et alias, inquit Dominus, oves habeo quae non sunt ex hoc ovili, et illas oportet me adducere (Ibid. 16). Ille alias se promittit adducere; tibi pereunt quas habebas. Tametsi quidem certum sit, quoties ista contingunt, non oves pastoribus, sed magis ovibus perire pastores. Et vocem meam, inquit, audient (Ibid.). Quare? Ut fiat unus grex. Ad illius vocem unus fit grex; ad tuam vero aut inficitur, aut fugatur. 6. Durum est, ut in te de Actibus Apostolorum beati Pauli verba conveniant: Ego, inquit, scio quia intrabunt post discessum meum lupi graves in vost non parcentes gregi. Et ex vobis ipsis exsurgent homines loquentes perversa, ut abducant discipulos post se ( Act. XX, 29, 30 ). Haec a te alliis quam tibi dicta vellemus.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45.3. Multi praesules ecclesiarum, timentes ne amicitiam perdant et molestiam odiorum incurrant peccantes non arguunt, et corripere pauperum oppressores uerentur; nec pertimescunt de seueritate reddendae rationis, pro eo quod conticescunt de plebibus sibi commissis. 45.4. Quando a potentibus pauperes opprimuntur, ad eripiendos eos boni sacerdotes protectionis auxilium ferunt, nec uerentur cuiusquam inimicitiarum molestias, sed oppressores pauperum palam arguunt, increpant, excommunicant, minusque metuunt eorum nocendi insidias, etiamsi nocere ualeant: Pastor enim bonus animam suam ponit pro ouibus. 45.5. Sicut peruigil pastor contra bestias oues custodire solet, ita et Dei sacerdos super gregem Christi sollicitus esse debet, ne inimicus uastet, ne persecutor infestet, ne potentioris cuiusque cupiditas uitam pauperum inquietet. Praui autem pastores non habent curam de ouibus, sed sicut legitur in euangelio de mercenariis: Vident lupum uenientem et fugiunt. Tunc enim fugiunt, quando potentibus tacent, etmalisresistere metuunt. XLVI. De disciplina sacerdotum in his qui delinquunt. 46.1. Sacerdotes pro populorum iniquitate damnantur, si eos aut ignorantes non erudiant, aut peccantes non arguant, testante Domino ad prophetam: Speculatorem te dedi domui Israhel. Si non fueris locutus, ut se custodiat impius a uia sua, ille in iniquitate sua morietur; sanguinem autem eius de manu tua requiram. Sic enim Heli sacerdos pro filiorum iniquitate damnatus est, et licet eos delinquentes admonuit, sed tamen non ut oportebat redarguit. 46.2. Sacerdotes exquirere debent peccata populorum, et sagaci sollicitudine unumquemque probare, iuxta testimonium Domini ad Hieremiam loquentis: Probatorem, inquit, dedi te populo meo robustum, et scies et probabis uias eorum. 46.3. Sacerdotes studio corrigendi facta perscrutari debent subiectorum, ut emendatos lucrifacere possint; sicut autem peccatorem conuenit argui, ita iustum non exulcerari. 46.4. Sacerdotes curam debent habere de his qui pereunt, ut eius redargutione aut corrigantur a peccatis, aut, si incorrectibiles existunt, ab ecclesia separentur.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

2. Защитник Церкви (лат. advocatus (defensor) ecclesiae), титул католич. государей в ср. века, обозначавший их право и обязанность защищать Церковь. Восходит к титулу императоров в поздней Римской империи «страж веры» (лат. custos fidei). В VIII в. это представление становится важным элементом в идеологии империи Каролингов, поддерживавшей союз с Римом. Титул «патриций Рима» (лат. patricius Romanorum), жалуемый папой франк., а затем герм. императорам, подразумевал право государя защищать папу и Церковь, что на практике вело к установлению их зависимости от светской власти. С X в. римско-герм. императоры получили титул «защитник святого апостольского престола» (лат. sanctae sedis apostolicae advocatus) в отличие от др. государей, именовавшихся в своих странах просто defensor ecclesiae. В XI-XIII вв. это право опеки в результате борьбы за церковные свободы было сведено до патроната государя над Церковью. В эпоху расцвета галликанизма во Франции Нового времени, йозефинизма и Просвещения в Германии право государя как защитника (лат. jus advocatiae) превратилось в гос. права суверена в отношении Церкви. 3. В наст. время при Римской курии существуют коллегии А. Advocami consismoriales (А. консистории) - служащие прокураторы св. апостольского дворца (лат. Audientia Sacri Palatii; Procuratores Sacri Palatii apostolici), А. св. рим. роты (лат. Advocami S. Romanae Rotae), к-рые после трехлетнего стажа и экзамена допускаются к ведению дел в суде рим. роты. Порядок назначения А. и их обязанности регламентируются CIC (can. 1481-1490, 1550 § 2; см. также Pastor bonus. Art. 183-185). А. консистории и прокураторы св. апостольского дворца ведут дела, связанные с беатификацией и канонизацией . Из их среды назначаются представитель заявителя (procurator, неофиц. называемый А. Бога (лат. Advocatus Dei)) и его процессуальный противник - толкователь веры, охраняющий закон (лат. promotor fidei ad jus tuendum), выясняющий соответствие учения и деяний буд. святого учению Церкви, к-рый неофиц. называется А. дьявола (лат. Advocamus diaboli; CIC can. 1403; Divinus perfectionis magister. II 10; III 13).

http://pravenc.ru/text/63492.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010