4:31; 43–4; Socr. 2:1; Gibbon 2:291–4. О волшебных обрядах и суевериях, бывших в ходу у философской партии, см. Broglie 3:151–75. 1056 Jul. ad. Athen. pp. 273–4; Amm. Marcell, 22:3, 4; Socr. 3, 1; Soz. 5:3; Gibbon. 11:273–4, 330. Григорий Назианзин не мог найти ничего одобрительного в нем кроме того, что, пригласив многих из своих прежних азиатских знакомых ко двору, он разочаровал их надежды на величие, о котором они мечтали. Orat. 5:20. 1073 Socr. 3:16; Soz. 5:18; Vit. Greg. Naz. (сочинения монаха по имени Григорий, в 1-ом томе Бенедиктинского издания) 37. 1079 Amm. Marc, 22:1; Greg. Natr. Drat. 5:4–7; Rufin, 1:37–9; Philostorg. 7:9; Chrysost. adv. judaeos, 6:11 (t.1); Socr. 3:20: Soz. 5:22; Theod. 3:20. 1083 Soz. 6:2; Theodoret 3:23–4; Chron. Paschal. 363 г. Об этом были так же языческие знамения (Amm. Marc. 23:1, 3; 25:2). Христиане верили что Юлиан приносил многих молодых людей в жертву с целью отгадать будущее (Socr. 3:13). 1096 Hard. 1:733. См. Hilar De Synod 68–71; Rufin 1:28, 29; Socr. 3:7; Soz. 5:12; Greg. Naz. Orat. 21:35, 36. 1099 Socr. 3:9; Soz. 5:13. Из Диалога бл. Иеронима против люцифериан с.3) видно, что Люцифер не признавал рукоположения полученного от ариан, но признавал арианское крещение; между тем, некоторые из его последователей перекрещивали обращенцев даже из церкви. 1109 Тем не менее из жалоб Ливания (Vita р. 46; Orat. 10:327, t. 2, edit. Morel) видно, что в это царствование он страдал от черни в различных местах. 1112 См. Athanas. 1:778–9; ad Jov. De Fide там же 780; Rufin 2:1; Socr. 3:24; Soz. 6:5; Theodoret. 4:2. Находясь в Антиохии, Афанасий имел общение с Павлином. 1113 Socr. 3:25; Soz. 6:4. Бл. Иероним говорит в своей «Хронике» (367 года), что они отвергали как омоусион, так и аномион, и принимали средний термин омиусион. Но вернее, по-видимому, то что они истолковывали омоусион как омиусион. Petav. De Trinit 4, 6:4. 1129 В собственных поэмах этого папы средний слог его имени всегда короткий, как напр. «ut Damasi praecibus favias, precor inclyta virgo», Carm.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, это изменение порядка не влечёт за собой изменения существа, ибо и у Дейсена Атман толкуется как объективно-космический принцип, а Браман – как субъективное откровение Божества. 1112 От an=дышать; at=идти, av=vâ=дуть, веять и т. д. Дейсен (ibid., 285 und folg.) находит в слове atman оригинальное (и даже исключительное) сочетание двух местоименных корней: a+ta=это я=самость. Во всяком случае, как справедливо пишет Гартман (ор. cit., 276), im Sanscrit das Wort Atma oder Atman verliert die Bedeutung von Athem, Hauch, Seele oder Geist viel früher als etwa das Wort πνεμα im Griechischen und geht in die Bedeutung von Selbst, ατς, ipse über; aber es geht auch weit über die Bedeutung des Pronomen reflexivum hinaus, und schwingt sich zur Bezeichnung der höchsten metaphysischen Abstraktion empor welche wir nur durch die Worte Wesen oder Absolutes wiedergeben können. Mit dieser Abstraktion ist das Atma doch zunächst nur negativ bestimmt als Nicht-Ich und Nicht-du und Nichtdieses. 1116 Braman (существит. отвлечённое, от barh-farcire – напрягаться, вздыматься) озн. напряжение или подъём духа, характеризующий молитву, отсюда – молитва. Следует строго различать браман (сущ. среди, р.) от браман (сущ. муж. рода): браман, как сказано значит молитва, и потом, позднее, открытая молитвенному духу Веда (вообще Веды – откровение): браман же значит, во-первых, брамин (священнослужитель, жрец, как преимущественный совершитель брамана и провозвестник Вед), а потом (позднее) Браман – Брама – открывающееся молитвенному духу верховное Божество. Ср. Барт, ор, cit., 96. 1132 Станс (муж. род; устар. станц , станса; мн. ч. стансы; станцы ; фр. stance от итал. stanza, комната) – стихотворная строфа с законченным содержанием. – прим. эл. ред. 1134 Публичное богословское чтение, состоявшееся 5-го марта сего 1901 года в зале Синодального училища, в Москве на Никитской. 1135 При изложении философии Ницше, автор имел под руками следующие сочинения: из произведений Ницше в русском переводе: 1) „Так говорил Заратустра“, перевод Арс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ну вот и новый колокол, совсем небольшой, а так себе, пудов в 30. Однако же, когда сняли с него покров, оказалось в окружности его сажени... 2! И невысокий, только очень тонкий, не толще блина. Такая, видишь, теперь пошла мода на колокола! 6 У ч. Ходячая молитва. Стоячий молвенник, еже есть сказаемо самовар. 3 ч. Леониды еще нет. Рассказы ее несомненно будут широкие, но тонкие, так что Якуб может их повесить все на первый крюк. Только что начертал вышеписанное, как известили, что матушка приехала. Добро пожаловать! От брата поклон и бочонок икры. Чай с нею. Прием от нее великолепной плащаницы, сосудов, дароносицы, крестов, икон и пр. Колокол в 41 ½ пуд пожертвован все тем же Ф. Н. Самойловым. Спасет его Бог! Переписыванье. О. Вениамин с вестью, что малютка регента при смерти. Но, чтобы развеять скорбь, рассказал, что να μουστκι γννησε να μουστακκι 1111 и что все это только цветочки. О ягодках-то он мне совсем и не говорит. Экой злой! В 2 часа обед, потом дремота и сон, а во сне звон у Св Гроба по нашем покойнике иеромонахе. Писание. Кружение наверху. Чай. То же занятие. Скоро час. Пятница, 11 сент Утро, как и всегда. Подряд с немцем о перевозке колокола самойловского. Малютка скончалась еще вчера в 10 ч. вечера. Горненские пилигримы. Приказ от Марьи Гавр Якубу прийти к ней непременно. Будто бы чуть жива. Писание. С почты 200 р. из Св. Питера. Добрая ты христианка, М. И. С. Обед. Визит усопшей и болящей. О. Савватий-свечник. Наверху. Переписка. Листуар о Порфирии-Джибраиле, монахе-Гниларионове. Суббота, 12 сент 6 часов. Звон на вынос. Обедня. Отпевание Людмилы II Рябич-Козубской 1112 и провожание на кладбище. Оттуда на Елеон ες τ Καλλιστρτου 1113 . Осмотр тамошних могил. Неважная вещь. Всенепременно прикупить соседнюю полоску земли. Московие. Переговоры с Зананири об архондарике Кубикуларии Феодосии 1114 . Soeur Catherine 1115 . Пропажа у кармелиток. Возвращение восвояси. S. Чай. Монахиня одесская Олимпиада с воздухами для Горней церкви. Бетжальотка. Антоний Микулин с Дону, Леонидин protegé. Уплата за дрова, за книги, за известь, за навоз и пр. Больше 30 золотых выдано сразу. Зиляра – лихорадка. Обед с историей. Всенощная. ΚΣ. Приглашение на завтрашний пирог поминальный, которому, очевидно, должна предшествовать панихида. 100 fr. от имени поминаемой. Поиски в библиотеке. Доктор. Баня отличная. Чай. Сон на диване. Пожертвование часовое от послушницы московской Марьи Вас Миловидовой. Молитва. Сие. Бубны за Постройками нашими. Комары. ψεεετης 1116 дуется что-то. Поклонница, только что прибывшая, при смерти. Никодим будто бы совсем не приедет сюда. Воскресение, 13 ч

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

удалось заметно увеличить прием в семинарии. Зависело это не только от Совета по делам Русской Православной Церкви, но больше от того, что среди верующей молодежи заметно возросло стремление к пастырскому служению. Всего в 1956/57 учебном году в духовных школах Русской Церкви обучалось 1522 человека; из них на стационаре в семинариях – 924 и в академиях – 157; кроме того, на заочном секторе при Ленинградских духовных школах занимались 302 семинариста и 139 студентов академии; те и другие были в священном сане. Через два года общее число семинаристов, обучавшихся на стационаре, составило уже 1112, академических студентов – 168; увеличилось и количество заочников. Число учащихся выросло во всех духовных школах, за исключением Волынской семинарии, где оно в 1958/59 учебном году составило 138 человек – на 10 меньше, чем в предыдущем году; в Саратовской семинарии с 1954 по 1958 г. количество учащихся увеличилось почти в три раза: с 41 до 115. Но истинное положение духовной школы обнаруживается только при сравнении приведенных статистических данных с теми, которые относятся к предреволюционной России. В 1912 г. в 4 духовных академиях обучались 939 студентов, в 57 семинариях – 21 850 и в 185 духовных училищах – 28 883. В 1957 г. духовные семинарии закончили 150 выпускников, а в 1912 г. – 2030, 4 академии выпустили кандидатами богословия и действительными студентами 220 человек. Восьми семинарий было явно недостаточно для замещения вакантных мест священнослужителей, даже при уменьшившемся в четыре раза в сравнении с предреволюционной эпохой числе приходов. Священноначалие ходатайствовало перед Советом по делам Русской Православной Церкви о разрешении на открытие еще одной – Львовской семинарии, с тем чтобы она готовила пастырей, которые бы совершали служение в приходах Галиции, где в 50-х гг. большинство духовенства составляли лица, присоединенные к Православной Церкви из униатов, и где сохранилось около 3000 церквей, то есть до четверти всех приходов Русской Церкви. Но в 1955 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Позднее, в 1310 г., латинский Патриархат был учрежден даже в находившейся под властью мусульман Александрии, прежде поддерживавшей братские отношения с римской кафедрой (по крайней мере, в XII в. восточные и западные христиане находились здесь в евхаристическом общении, в 1215 г. представитель Александрийского Патриархата присутствовал на Латеранском соборе), а в 1329 г. была основана латинская епископская кафедра в столице православной Грузии Тбилиси. Так христианский Восток стал объектом практического приложения «экспансионистской экклезиологии Запада», основанной на идее вселенского папского примата – прямом результате григорианской реформы. После латинизации Иерусалимской церкви крестоносцы решили, что насажденная здесь латинская иерархия и есть подлинная ecclesia orientalis, так что цель, сформулированная папой Урбаном, достигнута. Несмотря на церковный конфликт, политические, военные и торговые связи Византии с Западом продолжали активно развиваться. Через Константинополь проходили маршруты многочисленных европейских купцов и не менее многочисленных паломников. Западные наемники составляли все более важную часть византийской армии. Императорская династия Комнинов вступала в родство со многими правящими домами католической Европы. Однако все попытки церковного примирения были неудачны. Преемник Урбана II папа Пасхалий II, убеждённый в том, что византийцы являются схизматиками, перешел к бескомпромиссной политике, потребовав в 1112 г. в послании к императору Алексею I признать церковное подчинение Константинополя Риму на основании пресловутого «Константинова дара». В то же время православные иерархи стали все чаще отказывать западным христианам в причастии, требуя от них отречения от «ложных учений и обычаев»; на этом, в частности, настаивает известный канонист Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский в изгнании (1185 – ок. 1203), в послании к собрату, Марку III Александрийскому, и такая позиция была уже распространенной в среде восточного духовенства. Наличие параллельной иерархии в двух древних восточных Патриархатах, Антиохийском и Иерусалимском, стало фактическим проявлением углубившегося раскола («схизмы») между латинской (католической) и греческой (православной) церквами. Константинополь никогда не признавал законности латинских иерархов и считал каноническими патриархами Антиохийскими и Иерусалимскими только тех иерархов, которые избирались в столице и оставались там как патриархи в изгнании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С из­лишней смелостью претендуя на первое место в ряду европейских красавиц, она, может быть, с достаточ­ным нравом могла, считаться первой в списке щеголих. Богатство и разнообразие ее гардероба обращало на себя всеобщей внимание. Она старательно следила за модой и запасала себе костюмы не только английского, но и французского и испанского и итальянского покроя. Желая про­извести на кого-либо особенное впечатление, она по не­сколько раз в день меняла свой туалет, а на парадных приемах и выходах появлялась расшитая серебром и золотом и обильно украшенная драгоценными камнями. При переездах королевы с места на место триста повозок ехало за ней с ее багажом, а умирая, она оставила по себе до трех тысяч парадных платьев 1109 . Особенным вкусом она впрочем не отличалась; ее туалеты слишком били в глаза и чересчур изобиловали всякого рода —279— украшениями. На современных портретах ее не трудно узнать по горе взбитых волос, увенчанных короной, по громадным брыжжам и по такому непомерному количеству драгоценностей, пришитых, приколотых и навешанных всюду, что можно, пожалуй, как говорит Уольполь, при­нять ее за какого-нибудь индийского идола 1110 . Когда епи­скоп Лондонский говорил однажды, в присутствии коро­левы, проповедь против излишней роскоши в одежде и пытался направить внимание своих слушателей от богат­ств земных к небесным, Елизавета, по выходе из церкви, заметила, что если он еще раз коснется этого предмета, то она позаботится прежде всего о том, чтобы его самого «приспособить» для неба, – он отправится туда без епископского жезла и без мантии 1111 . Страсть к пыш­ности и блеску была у Елизаветы так сильна, что отка­заться от нее она не могла и не хотела. – Ее двор в роскошно-отделанных залах блистал расфранченными в шелк, бархат и золото кавалерами и дамами, множест­вом телохранителей и прислуги в нарядных мундирах и ливреях и таким обилием золотой и серебряной посу­ды, какому, по описанию Гаррисона, могли бы позавидовать и Крез и Красс 1112 . Театральные представления, часто дававшиеся при дворе, торжественные аудиенции и парадные выходы были обычным средством, при помощи которого Елизавета любила выставиться напоказ и произвести впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Добавлены определенные законы, цель которых – поддержание лагеря святым и неоскверненным, чтобы святость Яхве не разрушила его (5:16:21). Благословение Аарона удачно вставлено в отрывок 6:2227, после того как была основана святая община. Посвящение алтаря следует за расселением Израиля вокруг скинии (7:189). После посвящения левитов, люди могут провести первую Пасху (9:114). Последняя подготовка Израиля перед походом предваряется объяснением того, как люди должны перемещаться и когда начинается поход. 270 Богословские темы Разнообразные жанры и структуры Книги Чисел вместе рисуют людей в переходный период в смысле физическом (из египетского рабства в Ханаан, землю обетованную), и духовном (из семьи рабов к организованному теократическому обществу). Процесс перехода предполагает взаимное испытание Бога и людей. Бог испытывает людей, чтобы узнать, готовы ли они слушаться Его ( Исх.15:25, 20:20 ), а люди испытывают Бога, чтобы узнать, действительно ли Он позаботится об их материальных нуждах в пустыне (17:2:7), и чтобы понять, до какой степени Он готов терпеть их непокорность ( Числ. 14:22 ). Многочисленные случаи их недовольства, недостатка веры и непокорности Моисею или самому Богу ( Исх.14:1014 , сразу же после выхода из Египта; Исх.16, 17:17, 32:133:6 ; Числ.11, 12, 1314, 16, 10:113 ) показывают постоянную перемену настроения у трех участников событий: Бога, Моисея и народа. 271 Подобным же образом, меняются отношения между Богом и Моисеем. С одной стороны, Бог общается с Моисеем напрямую, в то время как Моисей служит Божьим гласом, но, с другой стороны, Моисей разочарован и постоянно жалуется на то, что занимает не свое место, пока, наконец, не начинает прямо просить о смерти (11:1115). Однажды он даже проявляет непослушание, из-за чего так и не попадает в землю обетованную (20:1112). Народ также описан сложно и больше в негативных тонах. Как и Моисей, поколение израильтян, вышедшее из Египта, осуждено на смерть в пустыне, так и не достигнув земли обетованной (14:23).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Москва В Москве, где в самом начале старообрядческого движения проповедь сторонников старой веры нашла широкий отклик, сила раскола была сильно подорвана петровскими стрелецкими казнями. Влияние стрельцов распространилось и на более широкие круги консервативно настроенного населения. Очень много старообрядцев бежало на Северную Украину и в Белоруссию, на Дон и Урал. Как в XIX веке, так и в петровскую эпоху данные о численности старообрядцев очень расходятся между собой. Так, в 1724 г., по сообщениям налогового управления, раскольников было 258 человек, по данным Сената – 1106, а по статистике церковного приказа – 1364. В Московском уезде в 1720 г. насчитывалось 5679 старообрядцев, а в самой Москве, как уже отмечалось, 304 " богатых» торговца-раскольника 1110 . Как ни противоречивы эти сведения, они все же ясно показывают, что в самой Москве преследования со стороны петровского режима разгромили и разогнали московское старообрядчество. Положение значительно меняется после опубликования екатерининских указов о веротерпимости. В 1826 г. раскольников, по данным епархиального управления, было уже 53 000 на всю Московскую губернию, 100 000 – в 1837 г., а в начале 1850-х гг., по сведениям Липранди, в городе Москве их было 50 000 и, кроме того, 100 000 в губернии, то есть всего 150 000. Перепись 1897 г. снова дает совершенно несуразную цифру 89 858, несмотря на то, что по всем данным число сторонников раскола в Москве за прошедшие полвека сильно выросло 1111 . Помимо самой древней столицы России раскол был очень силен и в восточной части Московской губернии, примыкающей к границам Владимирской губернии. Гуслицы, выросшие в середине XIX века в крупный текстильный центр России, сыграли важную роль в развитии московского раскола, и отсюда вышло немало богатых и влиятельных покровителей старой веры. Очень многочисленны были и раскольники Владимирской губернии, особенно в городах, известных кустарной промышленностью, как, например, Вязники, Шуя, и в текстильных центрах вокруг Иваново-Вознесенска, где их поддерживали раскольники-фабриканты 1112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Теперь о деле. Посылаю вам документ от профессора русской истории Д. А. Корсакова (Каз. унив.). Мне переслали этот запрос из Москвы. Благоволите принять надлежащие меры по содержанию бумаги, доложить о ней Обществу и т. п. Я со своей стороны напишу автору, что буду просить Общество об исполнении его предложения, смотря по положению нашего издания. Некоторые из предлагаемых вещей кажутся мне весьма любопытными... Я уже собирался перед отправкой письма на почту заключить его выражением моей общей признательности Вам и всем сочленам за память обо мне 1112 , как получил Ваш новый пакет, наскоро перебрал присланные карточки, наскоро просмотрел ваше любезное письмо и увидел, что если бы я удесятерил силу предположенных мною благодарственных выражений, то вышло бы далеко не все то, что мне хотелось бы сказать моим добрым сочленам, вспомнившим обо мне на заседании. При свидании передайте им это и пожмите за меня руку каждому, начиная с Аполлона Александровича 1113 . Я решил послать эту записочку тотчас, хотя по поводу нового Вашего письма хотелось бы кое-что прибавить. Наступающий день обещает хлопоты, и мне до вечера едва ли удастся сесть за письменный стол, вследствие чего письмо замедлит более чем на сутки. Итак, еще раз всем душевное спасибо, Вам прежде всех, и всех с новым годом. Преданный Вам В. Ключевский ». 30-го января – день именин В. О., когда квартира его была переполнена лицами, приносившими ему поздравления и в том числе членами Императорского Общества Истории и Древностей Российских. Некоторые из последних так привыкли быть в этот день у В. О., что им казалось невозможным не поздравить отсутствующего именинника. Помещаемое ниже послание, составленное Е. В. Барсовым , и было отослано В. О. к 30-му января 1894 г.: «Преизощренному в разуме, острозрительному в бытописании, преизящному в вещании, дни древние поминающему и сладце поучающему, преименитому былю Василию, Осипову сыну, нецыи от искреньних и знаемых ти челом бьем и радоватися глаголем, целование творяще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Плиний Макрину 1105 привет. (1) Я боялся бы, что ты сочтешь непомерно большой речь, которую получишь вместе с этим письмом, если бы она не была из таких речей, которые, кажется, вновь и вновь начинаются и вновь и вновь заканчиваются: каждое отдельное обвинение составляет как бы отдельное дело 1106 . (2) Поэтому, откуда бы ты ни начал, где бы ни кончил, ты можешь читать дальнейшее и как начало и как продолжение и считать меня в целом очень растянутым, в отдельных частях очень кратким. Будь здоров. 5 Плиний Тирону 1107 привет. (1) Ты поступаешь замечательно (я ведь произвожу дознание) 1108 ; так и продолжай, повышая цену своей справедливости в глазах провинциалов своей большой человечностью. Главное здесь в том, чтобы привлечь к себе каждого честного человека и, пользуясь любовью меньших, приобрести уважение первых людей. (2) Большинство, опасаясь показаться слишком угодливыми по отношению к могущественным лицам, приобретают славу мрачности и даже злобности 1109 . (3) От этого порока ты очень далек – я это знаю, но не могу удержаться, чтобы, хваля тебя, в то же время и не предостеречь: придерживайся таких правил, чтобы соблюдать различие между сословиями и между положениями; если они спутаны, приведены в беспорядок, перемешаны, то нет ничего неравноправнее самого равноправия. Будь здоров. 6 Плиний Кальвизию 1110 привет. (1) Все это время я провел среди табличек и книжек в самом приятном покое. «Каким образом,– спросишь, – мог ты добиться этого в городе?». Были цирковые игры 1111 , а этим родом зрелищ я отнюдь не увлекаюсь: тут нет ничего нового, ничего разнообразного, ничего, что стоило бы посмотреть больше одного раза. (2) Тем удивительнее для меня, что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущих лошадей и стоящих на колесницах людей. Если бы их еще привлекала быстрота коней или искусство людей, то в этом был бы некоторый смысл, но они благоволят к тряпке, тряпку любят, и если бы во время самих бегов в середине состязания этот цвет перенести туда, а тот сюда, то вместе с ней перейдет и страстное сочувствие, и люди сразу же забудут тех возниц и тех лошадей, которых они издали узнавали, чьи имена выкрикивали 1112 . (3) Такой симпатией, таким значением пользуется какая-то ничтожнейшая туника, не говорю уже у черни, которая ничтожнее туники, но и у некоторых серьезных людей 1113 ; когда я вспоминаю, сколько времени проводят они за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меня охватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен. И в эти дни, которые многие теряют на самое бездельное занятие, я с таким наслаждением отдаю свой досуг литературной работе. Будь здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010