Инвалид партизанской войны 1946–1949 годов, полностью потерял зрение. Я был призывником 1946 года и служил в егерском полу батальоне, который дислоцировался в 86–м районе Агринио в Этолии и Акарнании. В этом полубатальоне я и познакомился с отцом Паисием, которого тогда звали Арсением. Арсений был радистом-связистом в полубатальоне. Я его очень хорошо помню, он часами пытался поймать сигналы, чтобы расшифровать их и передать командиру. Арсений был человеком кротким, тихим, трудолюбивым и любящим Родину. Мы участвовали во множестве сражений. В день, когда нас окружили на высоте Дендрули, 30 июня 1948 года, радист Арсений был в первой роте. Помню, мы рассредоточились и пошли наверх, а он был настолько смелый, что сам вынес из окружения рацию, хотя она была тяжелая, и не оставил ее партизанам. Во всех крупных сражениях – 30 июля 1948 года, 24 февраля 1949 года и 8 апреля 1949 года, когда я был ранен, – участвовал и Арсений, в первую очередь в качестве радиста, но, кроме того, он еще и сражался. Мой сын Антонис, когда был военным, как-то поехал на Святую Гору вместе со своим сослуживцем и встретил там отца Паисия. Тот сказал: «Я служил в егерском полубатальоне». Услышав это, Антонис говорит: «Мой отец тоже служил там и был ранен». – «Как его зовут?» – «Николаос Орфанос». Когда старец приехал в монастырь в Суроти, мне позвонила монахиня и сказала: «Вас хочет видеть старец Паисий». После этого мы встретились со старцем и говорили о многом. Монахиня Христодула, Линтульский монастырь (Финляндия) Из финнов лучше всего старца Паисия знал господин Иоанн Пойхонен, который за время своего обучения в Салонисском университете много раз встречался с ним на Святой Горе. Господин Иоанн, доктор богословия, преподает теперь в Народной академии при Ново–Валаамском монастыре. Он говорит, что из всех встречавшихся ему людей более всего на него повлиял старец Паисий. Я провела много лет в монастыре Битума в Греции, теперь – насельницаЛинтульского монастыря в Финляндии. Милостью Божией я много раз видела преподобного старца. После каждой встречи с ним, желая принести пользу своим соотечественникам, я писала статью в журнале Финской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Монополия США на ядерное оружие (до 1949 года включительно) заставляла советское руководство не только ускорять создание своей ядерной бомбы, но и активизировать пропагандистскую деятельность. Она сводилась к желанию договориться с США о запрете и уничтожении ядерного арсенала. Это было искренним желанием советских людей жить в мире; это желание поддерживали сторонники мира в других странах. Свой первый конгресс они провели в апреле 1949 года в Париже, когда представители 72 стран создали Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе со знаменитым физиком Ф. Жолио-Кюри. Это общественное движение совпало с направлением внешнеполитической деятельности СССР, который оказывал постоянную поддержку сторонникам мира. Русская Православная Церковь стала активным и деятельным участником этого движения. Спустя годы можно только гадать, была ли государственная внешнеполитическая линия реальной (если говорить о желании договориться с США о запрете и уничтожении ядерного оружия). Важно другое: люди, пережившие войну, хотели жить в мире, и их желание было искренним. И таким же значимым и искренним было миротворческое служение Церкви. 1949 год 27 января патриархом Константинопольским стал Афинагор, сторонник жесткой линии по отношению к Русской Православной Церкви. Турецким правительством были исключены все возможные кандидаты из Фанара – резиденции Вселенского патриарха. У архиепископа Нью-Йоркского Афинагора был американский паспорт, но, несмотря на это, турецкие власти допустили его выборы и предоставили ему турецкое гражданство. Патриарх Афинагор открыто поддерживал международную политику США, его антикоммунистические взгляды были хорошо известны. Это избрание совпало с началом многомиллионного движения за мир. Русская Православная Церковь активно включилась в эту деятельность, так как проблема мира во многих аспектах представляла собой идеальную сферу для сотрудничества между Церковью и государством. Любовь и мир заложены в самом существе Церкви. Миротворческая деятельность давала возможность укреплять международный авторитет Церкви, влиять на паству, которая была искренней сторонницей мира.

http://religare.ru/2_98541_1_21.html

5 апр. 1946 г. назначен председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде . 22 нояб. 1945 г. в Ленинграде были открыты Богословско-пастырские курсы с 2-годичным сроком обучения, преобразованные 1 сент. 1946 г. в Ленинградскую ДС, с одновременным учреждением ЛДА. Торжественное открытие Ленинградских духовных школ состоялось 14 окт. того же года в присутствии Патриарха Алексия I. Большая часть средств епархии в течение 5 лет направлялась владыкой на восстановление зданий духовных школ и их содержание. При Ленинградских духовных школах Г. была организована б-ка, фонды к-рой к 1948 г. увеличились до 110 тыс. книг. В 1946 г. Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы в Москве также были преобразованы в МДА и МДС. Всего к 1947 г. было открыто 2 ДА и 8 ДС (в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе). 15 апр. 1949 г. по представлению ЛДА Патриархом Алексием удостоен ученой степени д-ра богословия honoris causa. В 1949-1954 гг. под рук. и под редакцией Г. составлялись «Очерки по истории РПЦ новейшего периода» в 2 ч., описывавшие события с 1900 по 1927 г. (не опубл.; в наст. время сохранившиеся части «Очерков...» находятся в ГАРФ и в б-ке СПбДА). 4 марта 1949 г. Г. вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 окт.- управление Псковской епархией, с 20 дек.- управление Эстонской епархией. 11 нояб. 1954 г. согласно прошению освобожден от управления Псковской епархией, а также правосл. рус. общинами и мон-рями в Финляндии. Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Свящ. Синоде Г. активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в мае 1946 г. сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию на торжества по случаю 1000-летия мон-ря прп. Иоанна Рильского; в авг. 1946 г. возглавил делегацию Московского Патриархата на погребении митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже, где принял ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским Экзархатом РПЦ ; в нояб.-дек. того же года совершил поездку по Ближ.

http://pravenc.ru/text/166689.html

Протоиерей Александр Степанов. Родился в 1956 году в Ленинграде. В 1980 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. Работал в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), заведовал лабораторией теплофизики. Кандидат физико-математических наук. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове. Главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров». Протопресвитер Борис Бобринский . Родился 1925 в Париже в аристократической семье. Граф. Окончил Свято-Сергиевский богословский Институт в Париже в 1949 г. Кандидат богословия (1949). С 1949 по 1951 гг. стажировался на православном факультете Афинского университета. Инспектор Института с 1951 г. Профессор догматического богословия с 1953 г. В 1957 г. женился на Е.Ю. Дистерло. Рукоположен 18 октября 1959 г. Деятельный участник экуменического движения. Настоятель франкоязычной церковной общины Святой Троицы в крипте Свято-Александро-Невского собора в Париже (1969) (с 1973 г. — приход) Константинопольский Патриархат. В 1965–1967 гг. занимался научными исследованиями на факутетете протестантской теологии Университета Нью-шатель (Франция). Один из основателей и главный редактор (directeur de la redaction) бюллетеня «Bulletin de la Crypte», издающегося с 1971 г. Один из основателей и первый руководитель радиостанции «Голос Православия» (Париж) (1970е гг.). Доктор богословия (1987). Декан Свято-Сергиевского института (1993–2005). Многочисленные богословские статьи в русских и иностранных журналах. Корельский Валентин Анатольевич. Проживает во Франции. Всю жизнь служил в банке «Лионский кредит». Пенсионер. Член правления радиостанции «Голос Православия» (радио на русском языке). Активный прихожанин Свято-Александро-Невского кафедрального собора в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат).

http://azbyka.ru/fiction/puti-gospodni/

Власти должны были допустить церковный ренессанс с воссозданием системы церковного управления, ростом числа приходов, монастырей и духовных учебных заведений, но они отнюдь не были в этом заинтересованы. Поэтому в рассматриваемый нами период (в 1947-1949 гг.) происходит своего рода ревизия «церковной политики». Многие исследователи связывают этот «шаг назад» с минимальными результатами, которые были достигнуты Московской Патриархией летом 1948 года на Совещании глав и представителей Православный Автокефальных Церквей. Но это не так, как мы сможем убедиться из дальнейшего хода событий. А пока обратимся к положению Русской Православной Церкви в 1947-1949 годах. По данным на 1 января 1947 года в СССР действовало 13803 церкви и молитвенных дома, 99 мужских и женских монастырей (4668 монашествующих). Насчитывалось 9627 священников и диаконов. Более 30% из них начали служение в военные годы. На 1 января 1948 года в СССР функционировало 14329 храмов. Советом по делам Русской Православной Церкви было зарегистрировано 13104 священнослужителя и 70 архиереев. Из числа последних 70 % подвергались арестам. На 1 января 1949 года в СССР действовало 14447 храмов. Очевидно, что наметившаяся в военные годы тенденция к открытию новых храмов сохранилась. Но одновременно по завершении войны, на первом этапе мирного строительства, высшие партийные и государственные органы, действуя через Совет по делам Русской Православной Церкви, приступили к ревизии её положения в советском обществе с целью скорректировать собственную политику, проводившуюся в 1943-1947 годах. Последовал целый ряд запретительных и ограничительных мер, причем соответствующие решения проводились через Синод РПЦ. Так, 16 ноября 1948 года «по рекомендации» Совета Священный Синод принял решение о прекращении преподавания Закона Божия детям во внебогослужебное время. Ранее, 25 августа 1948 года, последовало решение Синода, принятое опять же «по рекомендации» Совета, о прекращении молебнов на полях и крестных ходов из села в село. Отметим, к слову, что самые посещаемые в Москве внебогослужебные беседы, привлекавшие многочисленных слушателей, проводились в Успенском (трапезном) храме бывшего Новодевичьего монастыря, где располагались Московские духовные школы, и члены профессорско-преподавательской корпорации принимали активное участие в их организации и проведении. Частым посетителем лекций с «туманными картинами» (диапозитивами) был Святейший Патриарх Алексий I.

http://bogoslov.ru/article/357184

1947) в Пензенской обл. было 47 священников, 16 диаконов, 4 псаломщика, 7 регентов, 45 штатных и 32 нештатных певчих, 48 служащих по найму в приходах (Там же. С. 353-354). 21 февр. 1947 г. еп. Кирилл вступил в управление Пензенской епархией. Во 2-й пол. того же года были открыты Параскевинская ц. в Кузнецке, Михаило-Архангельская ц. в с. Лермонтове Чембарского р-на (в 1948 переименован в Белинский р-н), молитвенный дом в Чембаре (с 1948 Белинский). В 1948 г. в Пензенской обл. не состоялось открытия ни одной церкви. Еп. Кирилл, сославшись на невозможность по состоянию здоровья лично управлять епархией, создал при ЕУ епархиальный совет. Председателем совета был назначен благочинный пензенских городских церквей прот. П. И. Иванисов. 3 авг. 1947 г. состоялось освящение епархиального дома, в к-ром располагались канцелярия епархиального совета и квартира архиерея; в доме также останавливались приезжавшие в Пензу священнослужители. В 1948 г. еп. Кирилл предпринял безуспешную попытку открыть миссионерский совет. В том же году прошло совещание пензенского духовенства, на к-ром обсуждался вопрос «взаимной помощи церквей друг другу». Было решено оказывать бедным приходам материальную помощь «в порядке позаимствования» (ГА Пензенской обл. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 37. Л. 117-118). 8 февр. 1949 г. в Пензе открылись 2-недельные богословско-пастырские курсы для священнослужителей, за учебный период на них обучалось в среднем по 5 чел. За год существования курсов состоялось 13 выпусков, обучение прошли 56 чел.: 15 священников и 21 диакон из Пензенской обл., а также 10 священников и 10 диаконов из Мордовской АССР. В 1949 г. была закрыта Успенская ц. в Мокшане, взамен верующим в 1951 г. передана ц. во имя арх. Михаила. Чтобы компенсировать нехватку храмов, Московская Патриархия предложила управляющим епархиями создать штаты разъездных священников. Однако Совет по делам РПЦ в 1949 г. дал указание своему уполномоченному по Пензенской обл. не допускать создания штатов. Чтобы обойти этот запрет, еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Деяния Святых Апостолов. Послания, Откровения св. Иоанна. Перевод и комментарии. Ватикан, 1946. Псалтырь. Ватикан, 1950. Das Alte Wahre. Сборник статей. Б., 1955. Дионис и предионисийство. Глава из докторской диссертации. 1923. На немецком языке, Амстердам, 1961. Свет вечерний. Стихи. Оксфорд, 1962, 229 стр. Шестов (Лев Исаакович Шварцман, 1866–1938). Родился 31 января в Ковно. Сын крупного коммерсанта. Учился в Московском и Киевском университетах и окончил математический и юридический факультеты. Закончил образование в Италии и Швейцарии (1895–98). Сначала помогал отцу, занимался журналистикой, потом начал писать на религиозно-философские темы. Покинул Россию в 1919 г. Поселился в Париже, где вскоре приобрел широкую известность как выдающийся религиозный мыслитель. Его книги переведены на большинство европейских языков. Умер 20 ноября в Париже. Добро в учении Толстого и Ницше. Б., 1923. (фр. пер. – 1925, нем. – 1923). 2-е изд. П., 1971, 214 стр. Достоевский и Ницше. Б., 1922. (фр. пер. – 1926, нем. – 1922, исп. – 1949, Аргентина). 2-е изд. П., 1971, 250 стр. All Things are Possible. L, 1920, (фр. пер. – 1927). Власть ключей. Б., 1923. (фр. пер. – 1928, нем. – 1926). На весах Иова. П., 1929, 378 стр. (Нем. пер. – 1929, исп. – 1932). La Révélation de mort P, 1923. Киркегард и экзистенциальная философия. П., 1939. (фр. пер. – 1936, нем. – 1949, дат. – 1947, исп. – 1949). Афины и Иерусалим. П., 1951, 278 стр. (фр. пер. – 1938, нем. – 1938, итал. – 1943–46). Апофеоз беспочвенности. П., 1971, 300 стр. Sola Fide – Только верою. П., 1967, 295 стр. Умозрение и откровение. П., 1965, 344 стр. Мат. библ., I, Б л., (1931). 1 Такие русские социологи, как Лавров, Михайловский и Иванов-Разумник описывали интеллигенцию, как принадлежащую «ко всем сословиям и ни к одному классу». См. Е. Lampert. Studies in Rebellion, Лондон, 1957, стр. 30. 4 П. В. Анненков (1812–87) – литературный критик и эссеист, первый описал русскую интеллигенцию как орден. Тот же термин был применен Николаем Чайковским к группе молодых революционеров, которую он организовал в 1871 г. См. Николай Васильевич Чайковский. «Симпозиум», изд. А. Титова , Париж, 1923, стр. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Ряжский, 1915: 26 (примечание: «Кушаны при покупке написаны на имя местного нотабля Селима Райеса, который через суд переписал этот участок на имя бывшего инспектора школ Павла Павловича Николаевского; в крепостных книгах табу это решение суда не оформлено в виде санада-хакани (кушана)»). Прохоров, 1949: 45 (указана площадь 1000 кв. м.). 51 . Хакурет-ут-Тин («огород Шурруша» или так называемый второй Назаретский участок). Использовался для сельскохозяйственной практики учащихся назаретской мужской учительской семинарии ИППО. Опись, 1895: 39 (указана площадь 2963 кв. м.). Тюканов, 1914: 16 (указана площадь 1482 кв. м.). Ряжский, 1915: 27 (указана площадь «около 1480 кв. аршин»). Справка, 1945: 30. Прохоров, 1949: 6 (указана площадь 1480 кв. м.). 52 . «Семинарский сад» в г. Назарете, так называемый третий Назаретский участок, площадью 3361 кв. м., со сторожкой. Приобретён ИППО в 1892 г. Перерегистрирован на имя Православного палестинского общества в 1927 г. В настоящее время здесь находится здание назаретской неполной средней школы и рядом с ней – так называемый дом Фрэнка Синатры. Опись, 1895: 40 (указана площадь 3360/3361 кв. м.). Список, 1903: 35. Ряжский, 1915: 19 (примечание к пунктам 52, 55 и 57: «Эти три участка по документам значатся собственностью бывшего инспектора школ Александра Ивановича Якубовича, а формальным распорядителем их состоит начальник назаретской учительской семинарии имени В. Н. Хитрово Александр Гаврилович Кезма, имеющий от Якубовича надлежаще засвидетельствованную доверенность на управление, отчуждение имений всякими способами и на передоверие своих полномочий третьему лицу»). Прохоров, 1949: 7 (с историей приобретения). Соглашение о продаже, 1964: 10. Нехуштай, 1984: 38 (указана площадь 3,437 донума). Баталден, 1990: 19. Палестина – Россия, 1993: с. 40 (указана площадь 2,437 донума). 53 . Участок Хаджи-Селима Аунуллы в Назарете, по Фаворской дороге, приобретённый в 1914 г. для постройки на нём нового здания назаретской учительской семинарии имени В. Н. Хитрово ; площадью 52 000 кв. м. Современное местоположение: на окраине Верхнего Назарета (Назарет Илит).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

282. Левитский Я. Я. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Некоторые черты из его жизни, главным образом, за 1902–1905 гг., по воспоминаниям служившего в то время в Кронштадте тюремного священника. Пг., 1916. 78 с.; ил. 283. О чудесах и чудесных исцелениях у гробницы о. Иоанна Кронштадтского . М., 1916, 32 с. 284. Орнатский И. H., прот. Житие и труды приснопамятного протоиерея праведника о. Иоанна Кронштадтского . М., 1916. 64 с.; портр. 285. Смирнов Ф. В. Евхаристия или Таинство Св. Причащения, по учению о.       Иоанна Кронштадтского . Пг., 1916. 32 с. 1917 286. Никольский В. Великий проповедник. Пг., 1917. 6 с. 287. Чудесные явления дивной милости Божией и благодатной помощи по молитвам приснопамятного батюшки о. Иоанна Кронштадтского . Собрание и издание Иоанновского женского монастыря. Вып. 4. Из записей 1910–1916. Пг., 1917. 78 с.; ил. 1918 288. Живой колос с Духовной нивы протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского. Выписки из Дневника за 1907–1908 гг. Посмертное 2-е изд. Пг., Синодальная тип., 1918. XVI + 159 с.; портр. Предисл.: П. Ивановский. 1929 289. О. В[асилий1 Ш[устин]. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. Из личных воспоминаний. Белая Церковь (Югославия), 1929. 62 с. 1930 290. Дубровский М. Черный отец и желтые братцы. ( Иоанн Кронштадтский , Иван Чуриков, Анисим Смирнов.) М., 1930.128 с. 1932 291. Веньямин, архиепископ. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии. Париж, Православное изд-во, 1932. 1938 292. Методий, иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский . Сливен, 1938. 293. Сурский И. К. (Я. В. Илъяшевич). Отец Иоанн Кронштадтский . Белград. Т. 1. 1938. Т. 11. 1941. 1939 294. Четвериков Сергий, прот. Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. Париж, изд. бюллетеня «За Церковь », 1939. 1948 295. Николаевский А. Великий пастырь Земли Русской. Мюнхен, 1949. 94 с. 1949 296. Арапова Д. А. Жизнь отца Иоанна Кронштадтского , рассказанная для детей и юношества. Лондон, 1949. 40 с. 1951 297. Соллогуб А. А., граф. Отец Иоанн Кронштадтский . Жизнь, деятельность и избранные чудеса. Джорданвилль, изд. Св.-Троицкого монастыря, 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

При нем начала полноценно действовать канцелярия, велось делопроизводство, функционировал благочиннический совет, собиравшийся 3 раза в год. В 1947 г. И. добился разрешения на строительство деревянного храма-часовни на Петропавловском кладбище, на фундаменте разрушенной Петропавловской ц. (освящен 6 янв. 1948). В этом храме до 1951 г. совершались регулярные богослужения. В 1948 г.- временный член Свящ. Синода РПЦ (зимняя сессия). И. учредил должность епархиального духовника, а с 1949 г.- должности окружных духовников. Он добивался открытия ранее закрытых церквей: с 1946 по 1949 г. было освящено 27 храмов, в последующие десятилетия с усилением гонений на Церковь их количество было сокращено до 14. И. совершал частые поездки по епархии, особенно интенсивные с 1947 по 1952 г., во время проведения ремонтно-восстановительных работ в храмах епархии и налаживания работы административно-хозяйственных органов управления приходами. В 1948-1949 гг. была проведена инвентаризация имущества во всех церквах епархии, освидетельствованы св. престолы и осуществлена постепенная замена старых антиминсов новыми. И. организовал выпуск рассылаемых благочинным машинописных бюллетеней, в к-рых публиковались епархиальные новости и циркуляры епископа. При кафедральном соборе для проверки знаний кандидатов в священный сан была создана комиссия из протоиереев с семинарским образованием. Мн. кандидаты затем проходили курс обучения при соборе, участвуя в богослужении в качестве пономарей. И. тогда же начал собирать б-ку, а в 1954 г. создал епархиальный архив. С 50-х гг. ощущал все большее противодействие своей епархиальной деятельности со стороны властей. 4 февр. 1955 г. возведен в сан архиепископа. 25 февр. 1960 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 29 марта 1961 г. из-за болезни И. временно управляющим епархией был назначен бывш. Ижевский еп. Михаил (Чуб ; впосл. архиепископ Тамбовский и Мичуринский). 8 авг. 1961 г. И. уволен на покой, через 7 месяцев скончался. Погребен на тамбовском Петропавловском кладбище, близ апсиды Петропавловского храма.

http://pravenc.ru/text/578084.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010