11 Кассиан, издав в 430 г. свое сочинение: de Christi incarnatione, adversus Nestorium h. VII., посвятил оное св. Льву, и в этом посвящении выражается так: tua ergo haec res, tuum negotium, tui pudoris opus est. 15 Так напр. неустройства гражданские дали способы развиться и укрепиться ереси Прискиллиан в Испании (Sulpic. Sever. hist. sacr. L. 111. c. 46–51. S. Leo Ep. ad Turrib. Ep. Asturic), Пелагианам в Галлии (Prosper. Chron. an. 410), многим еретикам в Мавритании Цезаринской (S. Leo. epist. ad. Episc. Mavrit. Cesar.). 19 Здесь он написал и издал несколько сочинений против Пелагиан, так напр. в 433 г. известное под заглавием Contr. Collator. h. (Cave script. Eccl. Hist. vol. 1 p. 435.) 23 Зависимость Церкви Галльской началась еще при Папе Зосиме (417 г). Этот Папа Прокла Еп. Арелатского объявляя Митрополитом Виены и обеих Нарбоний, называет его своим Викарием. Zosim. Ер. 1 ad Episc. Galliae et Epist. 5. ad Ep. Prov. Vienn et Narbon. 24 Испания, состоя в Диоцезе Галльском, также подчинена была Еп. Римскому, что видно из слов Осии Еп. Кордовского (Собора Сардикийского пр. 3.). В толков. на сие правило сказано: «Осия Еп. Испанского города Кордовы, принадлежа к области Римского Епископа… Кн. прав. 1839 г. Сард. Соб. прав. 3. прим. 25 Иллирия присоединена к Патриаршеству Римскому во время споров арианских, и, не смотря на присоединение ее восточной части к Восточной Империи Грацианом (379 г.), сношения Епископов Фессалоникийских с Папою не прекращались. Sozom. hist. Eccles. L. VII. 4. Ιппοс. Рар. Ер. 13. 38 Epist. 3. Prosp. Chron. an. 444. Причина сих разногласий заключалась в том, что Церковь Латинская до принятия пасхального круга александрийского (в 465 г. при Папе Иларии), в основание которого принят 19-ти летний лунный круг, высчитывала день Пасхи по лунному 84-х летнему кругу, в котором дополнительные лунные месяцы приходились не в те годы, в какие они полагались в 19-ти летнем лунном круги. Lehrbuch der chronoh. Ideher. Berl. 1831. S. 366. 42 Prosp. in chron. 444. epist. S. Leo. 7. Serm. XVI. Conf. toin. III. p. 1461. Cave Hist. Litter. vol. 1,479.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

(Greg. Nyss.). 174 Epist., Cone. Eph. ad Caelest. V, Et. St. Prosp. Op.; Phot. Biblioth. Cardinal Noris, Hist. Pelag., lib. II, ch. IX; edit. rom. 175 Epist. Synod. Cartag. ad Innocent int S. Aug. op. Aug. Epist. 191 et 194; Possid, int. op. Aug. S. Prosp Chron. ad ann. 418. 187 Дабы нас не обвинили в ложном усвоении этого различения среди римской партии, мы заявляем, что его можно находить у богослова, пользующегося большим авторитетом в этой партии, у О. Перроне; Tract, de Loc. Theol. part. I, Sect. II, cap. I, Difficult, respons ad 6. 192 Теперь римский двор так мало знает факты, что в сочинении, обнародованном им против Восточной церкви, под именем г. Пичипиоса, он выставляет Петра Моггоса патриархом Антиохийским. См. ч. I, гл. 11. 193 В сочинении, цитированном выше, смешивают общительные грамоты с испрашиванием посвящения; а это доказывает, что римский двор не лучше знает каноническое право, как и исторические факты. См. Ч. I, гл. 111. 195 Итак, Рим низложил Акакия под ложным предлогом его несогласия с Халкидонским собором; а это обличает во лжи утверждение, содержащееся в выше цитированном сочинении, что никакой догматический вопрос не подвергался пререканиям между Римом и Константинополем во времена Акакия. См. Ч. 1, гл. 111. 200 См. Facundi Ор. Издание Р. Sirm ond; статьи, относящиеся к этому делу, см. в Собрании Соборов Р. Labbe, t. V; Церк. Ист. Еваг. и Феоф. 204 По учению св. Григория, епископ принимает участие в управлении церковью, власть же пребывает в епископате. 205 Епископ римский посылал послов к Константинопольскому двору, с тех пор, как этот город сделался резиденцией императоров. 234 См. Феоф. Церк. Истор. Сочинения касательно этих споров находятся в Собрании Соборов Р. Labbe, t. VI. История Монофелитства, изданная Комбефизием. 246 Из актов Халкидонского собора (451) видно, что Церковь уже имела Сборник канонов, или собрание законов вселенской церкви. Многие из этих законов признаваемы были истекавшими от самих апостолов. Соборы продолжали дело апостолов; и когда Церковь наслаждалась спокойствием, то эти уважаемые законы обыкновенно соединяли вместе и они то составляли основание церковной дисциплины; и так как они по большей части были на греческом языке, то их переводили на латинский для употребления в Церквах западных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

С IV века, особенно при горячих спорах об истинной вере, обращение к «отцам», «святым отцам», делается гораздо чаще – на них указывают, как на истинных представителей Церковного предания в области вероучения. «Веру приемлем не иными вновь при нас уже написанную, – говорит Святой Василий Великий , – не смеем и сами преподавать порождений своего ума, чтобы глаголов благочестия не соделать человеческими, но чему научены от святых отцов, то и возвещаем вопрошающим нас. И так со времен отцов водворена в Церкви нашей вера, написанная святыми отцами, собравшимися в Никее» (Творения в рус. переводе, изд. 3, М., 1892, т. 6, с. 280: письмо 135). Григорий Богослов решительно указывает своим противникам, что он твердо держится того учения, которое сам он «выслушал в Божием слове, которому научился у святых отцов (Беседа 33:15. Творения в Рус. перев. 1844 г., ч. III, с. 179). Кирилл Александрийский говорит, что в борьбе с несторианством он всегда следовал учению святых отцов, особенно блаженного и всечестного отца Афанасия (Послание 39-е к Иоанну Антиохийскому). С другой стороны, полупелагиане Южной Галлии находили в учении блаженного Августина о благодати, по выражению Проспера Аквитанского, противоречие с воззрениями отцов и Церковным веросознанием (Prosp. Aquit. epist. Ad Aug., interepp. Augustin. 225, 2). Соборы с особенною любовью ссылались на авторитет отцов. Первый Вселенский Собор определил отношение Бога Сына к Отцу термином μοοσιος, опираясь на свидетельство отцов ( Афанасий Великий , Послание к епископу Африканскому). Второй Собор прямо потребовал от еретиков открытого заявления, хотят ли они или нет держаться суждения отцов, процветавших прежде возникновения современных ересей (Сократ и Созомен под 381-м годом). Собор 430 года, бывший в Александрии, в своем Послании к Несторию, по его собственным словам, следует исповеданию святых отцов и желает таким образом идти как бы царским путем. В первом заседании Третьего Вселенского Собора (431-й год) читали свидетельства из писаний святейших и Богобоязненнейших отцов и епископов и мучеников, чтобы, на основании их согласия и решения, правильно и торжественно подтвердить исповедания древнего учения ( Викентий Лиринский , Commonitorium, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Перефразируя своими словами происходившее на Фаворе, преподобный Григорий обращает особенное внимание на воздействие нетварного света Преображения на апостолов Христовых. «Поверженные в изумление и плененные [этим] Божественным светом» (2ekplhktoi d9e... gen)omenoi t#6w nò9i ka9i t#6w ye)i#w fwt9i k)atocoi gegon)oteq), они пали на землю, а когда очнулись, пребывали как бы «в исступлении ума и опьянении духа» (_ap9o t6hq to6u no9oq _ekst)asewq ka9i m)eyhq) [ 6 DT .§12 170,177 ]. Ум их, будучи поглощен несказанным светом, становится отделенным от мира вещей и лишается чувственного восприятия его отношений (+o no6uq +up9o to6u _arr)htou _eke)inou fwt9oq katapoy#6h... 2exw t6wn 2ontwn g)enhtai, t9hn m9en a2isyhsin _afaire6itai t6wn sc)esewn), а сами «чувства Господь утишает светом [Своей] силы» (t9aq d9e aisy)hseiq... _amauro6i t#6w fwt9i t6hq dun)amewq). Этим «светом Он отделяет ум от чувств, а чувства от отношений мира, соделывает ум охваченным Божественной ревностью (t9on no6un m9en t6wn aisy)hsewn, t9aq aisy)hseiq d9e t6wn sc)esewn t#6w fwt9i diast)ellei ka9i k)atocon poie6i t#6w ye)i#w 2erwti), так что он непрестанно отгоняет всякую привязанность к чувственным [предметам, доставляемым] через чувственное восприятие окружающего мира 2ecei, +o no6uq pr9oq t9a aisyht9a di9a t6wn aisy)hsewn prosp)ayeian _apwyo)umenoq)» [ 6 DT .§13 179–184 ]. Состояние восхищения, посетившее трех апостолов в час Преображения, есть награда всех ревностных подвижников, в очищенном от страстей сердце хранящих непрестанное и теплое воспоминание о Боге. Для таковых оно также есть «залог вечного блаженства в ином мире» (_arrob(wn t6hq _eke6ise _àid)iou makari)othtoq), когда достойные «преобразятся в один только свет и славу, став неизменяемыми (_en +en9i fwt9i ka9i d)ox#h metamorfwy6wmen diaiwn)izonteq), благодаря свету соделаются белоснежными на вершине духовного Селмона, горы превосходящего разумение мира, с ликованием воспевая Бога (_en Selm((w pne)umatoq t6hq +up9er no6un eir)hnhq fwt9i cionwy6wmen 2anwyen... pericore)uwmen m)elponteq)» [ 6 DT .§17 211–215 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Деятельность св. Льва на пользу церкви была настолько велика и всем известна, что при избрании нового епископа, взоры всех были устремлены на него и он единогласно был избран в преемники Сикста. Было снаряжено почетное посольство (legatio publica Prosp. Chr.) в Галлию известить св. Льва о павшем на него выборе в епископа вечного города. Спустя около 40 дней после смерти Сикста он был посвящен к общей радости своего отечества (gaudenti patriae). Радость «отечества» была понятна: в лице св. Льва оно приобрело одного из замечательных деятелей на протяжении всего V века. Богатые дарования св. Льва, получив такой обширный круг деятельности, какой принадлежал римскому епископу, имели возможность развернуться вполне. Для удобства обозрения обширной деятельности святого Льва мы разделим ее на два больших отдела: в первом отделе мы займемся обозрением церковно-правительственной деятельности св. Льва, во втором – обозрением борьбы св. Льва с ересями. I. Церковно-правительственная деятельность св. Льва а) Иллирийский викариат Есть основания думать, что подчинение Иллирии апостольскому престолу относится ко времени папы Дамаса (367–384). Папа Дамас назначил Фессалоникийского епископа Ахолия своим викарием над церквами Иллирии. Ахолий охотно принял это: викариатство избавляло его от необходимости стать в зависимость от константинопольского епископа и давало возможность ему подчинить всю Иллирию. Преемники Ахолия видимо не отказывались быть папскими викариями и папы, в свою очередь, не оставляли своей политики. Папа Сириций назначил преемником Ахолию Анисия. Иннокентий I (402–417) смотрел уже на свои отношения к Иллирии, как на благоприобретенное право. Но папам пришлось встретиться с оппозицией иллирийских епископов, считавших за более удобное подчиниться константинопольскому епископу, как к близкому и более влиятельному при Византийском дворе, чем Фессалоникийскому митрополиту. Они обратились даже с просьбою к Феодосию II о подчинении их епископу нового Рима (в гражданском отношении Иллирия с 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

«То и другое естество в Господе удержало свойства свои, но не так, чтобы могло быть различие личностей. Тварь принята в союз с Творцом, но не так, чтобы Творец был обитатель, а тварь обителью; напротив сего, так, чтоб с одним естеством срастворено было (misceretur) другое, и хотя иное есть естество восприемлемое, иное восприемлющее, однако же разность того и другого сходится в такое единство, что Один и Тот же есть Сын, Который, поколику Он истинный человек, именует Себя меньшим Отца, и, поколику Он истинный Бог, исповедует Себя равным Отцу» 211 . 7) Догматическая важность исповедания двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа Кто не исповедует двух естеств в Лице Иисуса Христа, или кто не признает Его и Богом и человеком, тот противник Христу и подлежит анафеме. «Да предано будет анафеме, говорит св. Лев, нечестие отрицающих во Христе плоть естества нашего; ибо о сем нечестии несомненным словом предварял нас блаженный Апостол Иоанн говоря: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть; и всяк дух, иже разделяет 212 Иисуса, от Бога несть, и сей есть Антихристов ( 1Ин.4:2,3 ) 213 ; что же значит, разделять Иисуса? спрашивает св. Лев, – не то ли, что отделять от Него человеческое естество, и бесстыдными вымыслами обращать в ничто таинство Веры, которым одним мы спасены» 214 ? 5 Источниками сведений о жизни св. Льва могут служить во 1-х сочинения самого Льва и особенно его письма, которые, правда, писаны большей частью по делам Церкви, и мало входят во внутреннюю жизнь Писателя, впрочем, быв расположены хронологически, представляют довольно полный очерк внешней деятельности св. Льва, и хорошо характеризуют его как правителя и учителя Церкви. Во 2-х свидетельства древних писателей, как-то: Проспера и Геннадия. Просперовы (Prosp. Chron. Valentinian. Cons. V. а 440–455 an.) свидетельства особенно важны, как свидетельства писателя не только современного, но и человека весьма близкого к св. Льву. Геннадий (de vir. illustr. Eccles. de S. Leon. c. 61–76.), как продолжатель Иеронимова каталога о писателях церковных, более говорит о св. Льве как о писателе; впрочем, замечает некоторые обстоятельства его жизни. В 3-х разыскания позднейших писателей, из коих особенно важны: Тильмон (Tillemont Memoir. pour servir à I’histoir de l’Eglis Vol. XV.), у которого собрано все, что известно из древних памятников Церкви о жизни и делах св. Льва. Кенель (Quesnellius dissert. de vit. S. Leon), жизнеописание которого, составленное главным образом по сочинениям самого же св. Льва и расположенное хронологически, дает хорошее понятие о внешней деятельности св. Льва: хотя мало характеризует его жизнь внутреннюю. Бутлеров (Leben der vter. und. Martyr. Band. IV. der heil Leo), которого жизнеописание составляет, хотя краткий, но верный характеристический очерк важнейших дел св. Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Все это склонило его к пелагианству. Мысли свои Лепорий обнаружил в одном письме, неизвестно когда и к кому написанном. Письмо это сделалось известным в обществе, произвело большой соблазн и приобрело Лепорию последователей 209 . Все это побудило двух галльских епископов, Прокла Массилийского и Дилинния Аквенского, обратить на Лепория внимание. Составился собор, на котором галльские епископы убедили Лепория отказаться от пелагианства и осудить его 210 . Что касается христологических заблуждений, то о них или на соборе не было речи, или же отцы собора оказались бессильными опровергнуть их и побудить Лепория отречься от них. Так или иначе Лепорий нашел полезным посоветоваться с Августином по вопросу о лице Иисуса Христа и отправился вместе с некоторыми единомышленниками в Карфаген. Здесь на соборе епископов, благодаря главным образом убеждениям и разъяснениям Августина, Лепорий сознал свое заблуждение, отказался от него, осудил его и изложил как историю своего обращения, так и свои прежние христологическое воззрения в особом сочинении (Libellus Leporii), которое с подписями епископов Августина, Аврелия, Флоренция и Секунда было отправлено к галльским епископам в удостоверение раскаяния и православия Лепория 211 . Это сочинение Лепория заслужило автору на Ефеском соборе причисление ого к святым отцам, защищавшим таинство воплощения Бога Слова. Из этого же сочинения приводил выдержку папа Лев I в своем известном послании к Халкидонскому собору; цитирует это сочинение с большою похвалой Факунд Гермианский, а Геннадий автора ее причисляет к тем славным мужам, кои прославились церковными писаниями 212 . Есть известия в о распространении пелагианских заблуждений в Британии. В жизнеописании св. Германа, епископа Антиссиодоренского, читаем следующее. «В тоже время (в 429 г. – Chron. Prosp.) посольство от британцев известило галликанских епископов, что у них широко распространилось в народе пелагианское заблуждение, и просило их прийти на помощь православной вере. По этой причине составился многочисленный собор и, по общему решению, все обратились с просьбою к двум светильникам веры, Герману и Лупу, апостольским священнослужителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Firm – Firmicus Matemus (Юлий Фирмик Матери Младший), †360 Fulg – Fulgentius (Фульгентий Руспийский), †527 или 533 GrNy – Gregorius Nyssensus ( Григорий Нисский ), †394 Hes – Hesychius ( Исихий Иерусалимский ), † после 451 Hier – Hieronymos ( Иероним Стридонский ), †420 Hil – Hilarius ( Иларий Пиктавийский ), †367 Hipp – Hippolytus ( Ипполит Римский ), †235 Ir – Irenaeus ( Ириней Лионский ), † II в. Irlat – Ириней в латинском переводе Irarm – Ириней в армянском переводе Julcl – Julius Cassianus apud Clementem (Иулий Кассиан в изложении Климента), II в. Ju – Justinus ( Иустин Мученик ), † около 165 Lact – Lactantius ( Лактанций ), † после 317 Lcf– Lucifer (Люцифер Каларийский), † около 371 McionT/E/A– Marcion apud Tertullianem, piphanium, Adamantium (Маркион в изложении Тертуллиана , Епифания, Адамантия), II в. Marc – Marcus Eremita (Марк Аскет), †430 MarIr – Marcus/Marcosii apud Ireneum (гностик Марк и его последователи в изложении Иринея), II в. MVict – Marius Victorinus (Марий Викторин), †363 Meth – Methodius Olympus (Мефодий Олимпский), † после 250 Nic – Nicetas Remesiansis (Никита Ремесианский), †414 Nil – Nilus Ancyranus ( Нил Анкирский [Синайский]), † около 430 Nov – Novatianus (Новациан), †251 Ophites Ir lat – Ophites apud Irenaeum (гностики офиты в изложении Иринея) Or – Origenes ( Ориген ), †254 Orlat – Ориген в латинском переводе Ors – Origenes, Supplementum пространное дополнение ( Ин 2,12–25 ), вытеснившее первоначальный текст, в толковании Оригена на Евангелие от Иоанна перед книгой X. 1 (издание Preuschen, 170) 132 Oros – Orosius (Орозий), † после 418 Pel – Pelagius (Пелагий), † после 418 Polyc – Polycarpus Smimensis ( Поликарп Смирнский ), †156 Prim – Primasius (Примасий Адрументанский), † около 567 Prise – Priscillianus (Присциллиан Авиланский), †385–386 ProspProsper (Проспер Аквитанский), † после 455 Ptol – Ptolemaeus (Птолемей Римский), до 180 PtolIr – Ptolemaeus apud Irenaeum (Птолемей в изложении Иринея) Qu – Quodvultdeus (Кводвультдей Карфагенский), † около 453

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

729 В октябре 439 г. префектуру занимал еще Флорентий (Nov. 17), а в декабре того; же года Кир (Nov. 18). 731 Malala.361; Chron. Pasch. 588; Theoph. 96–97. – Пасх. Хроника и Феофан отводят ему кафедру в Смирне. 737 Prosper.Epit chron. s. а. 411 (Chron. min. 1.486). – 21 сентября 411 г. голова Константина на копье была выставлена в Тарраконе (Chron. min. 1, 246). 741 Marc. Com.S. а. 413. 3 авг. 413 г. был издан указ, которым были кассированы все распоряжения Гераклиана. Остались в силе лишь акты по освобождению на волю рабов. Cod. Theod. 15, 14, 13. 742 Этот интересный эпизод сохранен в поэме Павлина Пеллейского Eucharistikon//Corp. scrip, eccles. latin. v. XVI, ст. 330 и сл. 744 Olympiodorifrg. 24. Устроил этот брак Кандидиан, оставшийся и позднее на службе у Галлы Плацидии и сопровождавший ее в Рим из Константинополя. Свадебные подарки подносили Плацидии 50 мальчиков, одетых в шелковые одежды; каждый из них поднес ей два блюда, одно с золотом, другое – с драгоценными камнями. То была часть добычи от грабежа Рима. 745 Philostorg.12, 5. Атталу отрубили на руке первый и третий палец. Prosper, s. а. Honorius triumphans Romam ingreditur, praeunte currum eius Attalo, quem Liparae vivere exulem iussit. 755 Prosp.s. а. 435. Pax facta cum Vandalis data eis ad habitandum Africae portione (Chron. min. I, 474). 761 Qui longis cunctationibus negotium differentes Siciliae magis oneri quam Africae praesidio fuere. Prosp. s. a. 762 Ргосор.в. pers. с. 2 – ошибочно утверждает, что мир на персидской границе не прерывался в правление Феодосия и рассказывает любопытный анекдот про встречу Бахрама с магистром армии Анатолием. 764 Эта крепость принадлежала со времени похода Диоклетиана империи и была сдана персам по договору с Иовианом в 363 году. Аммиан Марцеллин подробно описал сдачу этого сильного пограничного пункта: 2, 271 (25, 9). 766 Theoph.86, 4 – говорит о 100 тысячах потонувших, но у него под мириадой персов разумеется также и полк персидской армии. 768 Malala.364. Аркан назван словом σωκριν, т. е. σωκριν. Готы усвоили его за время своего жительства в черноморских степях.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

904 am (=τον) и μτι (=μμτιον) – объяснение, предложенное Гельцером. ук. соч. стр. 82, прим. 2. Barbie de Meynard – τ – μτι новогреческая форма ατ=τον. 905 De Goeje.Bibl. geogr. Arab. VI, стр. 197. – Проф. Васильев, в своей рецензии на книгу Gelzefa (Виз. Врем. X, 1901) называет статью Brooks’ а : Arabic lists of the Byzantine themes, помещенную в издании: The Journal of Hellenic Studies, vol. XXI (1903), p. 67–77, которой я, к сожалению, не смог воспользоваться за отсутствием этого журнала в библиотеке нашего университета. 906 Mansi.Collectio conciliorum, XI, 737–738. – Направляя к папе акты Вселенского собора, император сообщает о составе собрания, в каком они были приняты в его присутствии. Помянув патриархов, папского апокрисиария, Константинопольский сенат, пребывавших в столице епископов, император называет затем гвардию, димы и представителей армии: quosdam de Christo dilectis exercitibus, tam о Deo conservando Obsequio, quamque ab Orientali... similiter et ab Armeniano... diende ex Cabarisianis (следует читать: Carabisianis, поправка Диля). – Этот документ привлек к исследованию вопроса о фемах Диль : подробный его анализ см. в названном сочинении Гельцера. 908 Gelzer.yk. соч. p. 79. – Забывая о продолжительности борьбы Константина с Артаваздом, Гельцер датирует возникновение новых фем 741 годом. 911 Marc. Com.p. 68–69; Mommsen. Chr. min. XI, 1; Isid. p. 272. Mom. ib. XI, 2; Prosp. p. 406. Mom. – Сопоставление всех данных и некоторые догадки о ходе событий см. Wiethersheim-Dahn, Geschichte der Völkerwanderung. 1881, II, 132–138. Mommsen в своей статье Stilicho und Alarich ( Hermes. 1903) не остановился на этом эпизоде, хотя и отметил его, стр. 114, пр. 2. 914 Zosim.V, 13–22. – О численности готов под командой Гайны красноречиво говорит тот факт, что истребление за один раз 7 тысяч человек было только одним из эпизодов в ходе событий. 916 Cod. Theod.VII, 13, 16. Contra hostiles impetus non solas iubemus personas considerar!, sed vires et licet ingenuos amore patriae credamus incitari, servos etiam huius auctoritate Edicti exhortamur, ut cum primum se bellicis sudoribus offerant, praemium libertatis, si apti ad militiam arma sumpserint, Pulveratici etiam nomine binos solidos accepturi: Praecipue sane eorum servos, quos miltia armata detentat, Foederatorum nihilominus et Deditiorum: quoniam ipsos quoque una cum dominis constat bella tractare. – О том, что у германцев рабы сражались вместе с господами, имеется целый ряд свидетельств. – Факт сдачи на волю победителя предполагает, как свое последствие, дальнейшее определение условий пребывания в пределах империи. Таково начало института летов, laeti, terrae laeticae в западной половине империи. Но в данном случае текста указа под термином dediticii понимается состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010