Вопрос о непостоянстве человеческой души и о борьбе с помыслами дал преп. Кассиану повод довольно пространно изложить свои демонологические воззрения 736 . Передав их подробно, конечно, излишне, достаточно взять из них то, что относится прямо к действию злых духов на человека и к борьбе с ними последнего. Дьявола собственно нужно более бояться, нежели какого-либо другого внешнего врага, так как влияние его на человека менее всего заметно, а между тем это влияние самое гибельное 737 . Большая часть помыслов и при том самых опасных – прикрытых видимостью добрых – внушается, как уже было сказано, дьяволом 738 ; от него же возбуждаются в человеке и страсти, при чем каждый демон всевает в сердце человека преимущественно ту страсть, которой сам одержим 739 . Иной подстрекает услаждаться нечистотой скверной похоти, иной располагает к богохульству, иной к ярости и гневу, иной к печали и пр. Однако не все демоны вместе внушают свои пороки людям, а попеременно, смотря потому, как будет благоприятствовать время или приемлемость человека 740 . Обыкновенно в начале допускаются на подвижника более слабые духи, а в случае побеждения этих злых духов человеком всегда уже следуют нападения сильнейших 741 . Дьявол может овладеть и телом и душой человека, но местом первоначального сочетания дьявола с человеком, при влиянии первого на последнего, является душа человека, попреимуществу ум и это конечно потому, что сами демоны тоже духовные субстанции 742 . «Нечистые духи, говорит преп. Кассиан, не могут иначе проникнуть в тех, телами которых хотят овладеть, если наперед не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха Божия или духовных размышлений, то как на обезаруженных, лишенных помощи и охранения Божия, смело нападают 743 и овладевают их телом и душой 744 ». Влияние духа нечистого на тело человека преп. Кассиан представляет очень просто: лишить человека страха Божия и духовных размышлений, духи нечистые просто устрояют в людях свое жилище, заседают как-бы в предоставленном владении 745 . Что же касается соединения дьявола с душой человека, то нельзя представлять этого соединения в том смысле, что дух злобы смешивается с душой человека и соединяется так, чтобы они друг друга могли вмещать в себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

– «Ваше высочество, добавил я, конечно не должны бы были затевать смуты; напротив, вам следовало бы молить небо об отвращении обстоятельств, открываемых в настоящее время, а не порождать их собственной вашей фантазией». Отозвавшись обо всем этом как о пустяках, принц сказал мне, что я прекрасно бы сделал, если бы уволил старых гвардейских солдат и офицеров, служивших еще великому Петру. Я отвечал, что сделать это вовсе не легко и такое увольнение будет соединено с риском еще более увеличить опасность; потому что его высочеству должно быть известно впечатление, оставленное Петром не только в умах старых воинов, но и в сердцах всех его подданных 734 . Уговаривая его высочество не слушать людей неблагонамеренных, но объявлять их, я сделал еще одну напрасную попытку изменить образ мыслей принца и закончил вопросом: советовался ли он с принцессой и знает ли она о намерениях своего супруга? Принц отвечал отрицательно 735 . После обеда я потребовал к себе министров, кн. Черкасского с Бестужевым, и передал им мой разговор с принцем. Непосредственно затем ко мне вошел камер-юнкер Менгден 736 и доложил, что принцесса, заподозрив поведение своего русского секретаря, присылает его ко мне на испытание. Секретарь допрошен гг. кабинет-министрами 737 . От него узнали, что принц брауншвейгский замышляет восстание, что адъютант принца – самое доверенное лицо его высочества 738 и что Андрей Яковлев тоже участник тайны 739 . Андрей Яковлев признался в своем преступлении; адъютант, в свою очередь, сообщил, что был избран орудием к возбуждению мятежных движений толпы, а принц в минуту смены караулов долженствовал стать во главе бунтовщиков, – захватить всех, кто стал бы сопротивляться, и провозгласить себя вторым лицом в государстве после императора. К исполнению этого плана принц намеревался приступить в самый вечер дня, назначенного для похорон императрицы 740 , хотя вольфенбюттельский советник Кейзерлинг 741 и советовал обождать, представляя, что принцу прежде всего необходимо добиться звания генералиссимуса, с чем уже все остальное совершится без затруднения и согласно желаниям его высочества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Продолжатель Беды Достопочтенного (Continuatio Bedae) Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов Манускрипт Мура В году 731-м король Кеолвулф отрекся, был пострижен и потом вернулся к власти; епископ Акка изгнан со своей кафедры. В году 732-м Эгберт стал епископом Эборака вместо Вилфрида. В году 733-м, в восемнадцатый день до сентябрьских календ в третьем часу до полудня случилось затмение солнца, так что весь его круг как бы покрылся черным и ужасным щитом. В году 734-м, во второй день до февральских календ луна перед рассветом стала кроваво-красной, потом сделалась черной и, наконец, восстановила нормальный свой цвет. Другие манускрипты В году 732-м Эгберт стал епископом Эборака вместо Вилфрида; скончался Кинеберт, епископ Линдисфарнский. В году 733-м архиепископ Татвин, получивший паллий от апостольской власти, посвятил в епископы Алвика и Сигфрида . В году 734-м архиепископ Татвин скончался. В году 735-м Нотельм был посвящен в архиепископы , и епископ Эгберт стал архиепископом, получив первым после Паулина паллий от апостольского престола. Он посвятил в епископы Фридуберта и Фридувальда . Скончался священник Беда. В году 737-м великая засуха сделала землю бесплодной; Кеолвулф по собственному желанию принял постриг и передал власть Эдберту . В году 739-м скончались король западных саксов Эдильхерд 10 и архиепископ Нотельм. В году 740-м на место Нотельма был посвящен Кутберт 11; король мерсийцев Эдильбальд вероломно опустошил часть Нортумбрии, пока ее король Эдберт был занят войной с пиктами. Также скончался епископ Эдильвальд, и вместо него был посвящен в предстоятели Киневулф 12; были убиты Эрнвин и Эдберт 13. В году 741-м землю охватила большая засуха. Скончался король франков Карл, и на трон взошли его сыновья Карломан и Пипин 14.

http://sedmitza.ru/lib/text/440934/

чаше 733 чинно и в глубоком смирении 734 , по прочтении положенных молитв 735 ; «со всяцем умилением и страхом» должны однажды поклониться до земли Христу, истинно сущему в св. Тайнах (сн. 1128 стр. печатного оригинала); затем, сложив руки на персях 736 в образ креста, должны подойти к св. чаше и так принять св. Тайны. Священник, причащая 737 , произносит: Причащается раб Божий , имя рек, честнаго и святаго тела и крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Принимать св. Тайны должно прямо в уста; по принятии в уста св. Тайн должно немедленно же проглотить их 738 , а священник или диакон должен обтереть уста причастившегося покровцом 739 ; затем причастник целует край св. чаши, как самое ребро Христово, из которого истекли кровь и вода и, отступив немного, делает поклон, но не до земли ради охранения приятых св. Таин, и не плюёт, доколе не вкусит антидора и теплоты 740 (сн. 1134–1135 стр. печатного оригинала и Уст., 32 гл.), но чинно, без разговоров, стоит на своём месте 741 до конца литургии и благодарственных молитв по св. причащении 742 (Служеб.; Уч. Изв.; VI, 101). Сосуд во время причащения должно держать крепко, – и преподавать из него св. Тайны не с полной лжицы, чтобы не могло кануть, хотя бы и на плат 743 (о. Попов, 2 ч., 72 стр.). – По окончании причащения лжицу всегда следует обтирать платом и полагать поверх сосуда на воздухе, покрывающем сосуд (о. Попов, 32 стр.). Подобно священнослужителям и миряне по причащении должны благоговейно и со тщанием хранить святыню Таин (см. 800–801 стр. печатного оригинала; сн. Рук. д.с.п. 1886, 34). Об исповеди и причащении больных Священник по пастырской своей обязанности должен тщательно наблюдать, чтобы никто из больных его прихожан 744 не отходил в загробную жизнь без исповеди и причастия св. Тайн, как важнейшего и спасительного напутствия 745 (сн. 945–946, 947, 1046, 1053 стр. печатного оригинала). Первое, что здесь требуется от священника, – это всегдашняя готовность спешить на обращённый к нему зов больного или его родственников, когда его зовут исповедать и причастить больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

2. По действию благодати. Еще дела христианские отличаются от языческих присущею им силою благодати. Это благодать творит великие чудеса, в которые не верят умники нынешнего века, потому что сами-то благодати не имеют, ибо она живет только в верных. Это благодать делает слабых жен мужественными и сильными (Мария Магдалина, Мария Египетская, мученицы Варвара и Екатерина 737 и многие другие), детям подает разум взрослых (как пятилетнему мальчику, отроку Потиту, в житии св. мученика Арефы) 738 старцев подвигает совершать величайшие подвиги 739 Если бы не было благодати, что за жизнь была бы у человека, обладающего ищущим сердцем и горящей душой? «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано», – в мрачном отчаянии и безнадежии восклицает мирской мудрец. Но дело, к счастью, обстоит не так. На эти слова, режущие смиренное ухо богохульством, христианин в духовном восторге может и должен ответить: нет, дано, все дано!.. Вся могу о укрепляющем мя (Иисусе) Христе ( Флп. 4, 13 ). И в этом-то, в сей благодати, – величайшее преимущество добродетели сверхъестественной, обильной духовными дарами и непреоборимою силою, пред естественною добродетелью. Благодать же, как и из самого понятия ее это вытекает, есть милость Христа и дар, с нашей стороны совершенно не заслуженный, со смирением приемлемый и ради нашего смирения подаваемый 740 «Ибо добродетели исправляются собственным старанием и усердием и приобретаются собственными нашими подвигами и трудами, – говорит св. Симеон Новый Богослов 741 – а духовные дарования суть свободные дары милости, от Христа подаваемые тем, кои подвизаются. Так, например, пост и воздержание есть добродетель, от которой увядают греховные сласти и похоти и замирает огонь плоти, и это есть дело собственного нашего произволения; но чтобы кто держал пост и воздержание без всякого чувства прискорбности и приболезненности сего подвига, и еще более, чтобы кто достиг чистоты и совершенного бесстрастия, сие есть дар Божий, весьма высокий». К этим словам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ибо, если ты на падшего возлиешь, как бы масло, слово учительное, если обвяжешь его кротостию, если исцелишь терпением, – он обогатит тебя более всякого сокровища. Аще изведеши, говорит Господь, честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши ( Иер. 15:19 ). Что может сравниться с этим? Чего не может сделать ни пост, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата. Подумай, сколько раз согрешали уста твои, сколько произнесли срамных слов, сколько извергли богохульств, сколько ругательств; и все это ты можешь возместить попечением о падшем, потому что одним этим добрым делом можешь очистить всю эту скверну. И чт говорю очистить? Ты сделаешь свои уста устами Божиими. Чт может сравниться с этою честию? Не я обещаю это; сам Бог сказал, что если хоть одного кого изведешь, уста твои будут, как Его уста, чисты, святы. Минь. Т. I. С. 933 Творения Т. I. С. 737, 738 226. Не грехи ближних и добрые дела их нам следует разглашать Если кто скажет: согрешили многие, – загради ему уста, чтобы этот слух не распространился; и скажи ему: я же никого не знаю; ты, друг, обманулся и говоришь неправду; увидел ты двух или трех обольстившихся, и говоришь, что их много… Не будем же, ходя повсюду, разглашать, кто согрешил; но постараемся о том, как бы только нам исправить согрешивших. Дурная, истинно дурная привычка – только поносить братьев, но не заботиться о них; только разглашать о страданиях больных, но не врачевать их… Итак, хотя бы было и много согрешивших, не станем злорадствовать этому несчастию так, чтобы разглашать о них и говорить, что их много; но будем удерживать от этого (и других) и заграждать им уста… Разглашающие, и только этим одним занятые, делают то, что, хоть согрешивших и немного, однако же считается много; напротив, возбраняющие и заграждающие уста разглашателям, и притом пекущиеся о падших, хотя бы этих было и много, легко исправляют и их самих, и никому другому не дают потерпеть вред от молвы об их падении… Молва часто и подавляет и возбуждает душу; внушает ревность, которой дотоле не было, и погашает ту, которая была. Поэтому убеждаю распространять ту молву, которая возвышает наши дела и придает им важность, а не ту, которая покрывает бесславием общество братьев. Таким образом, если услышим что доброе, сообщим о нем всем; а если что худое и дурное, скроем это у себя и всячески постараемся искоренить. – Минь. Т. I. С. 934 Творения Т. I. С. 738, 739 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

737 У LXX: ποδιδος и: ποιν (слав. отдаяй и: творяй). У Вадима: посещающий и делающий; у Мандельштама же далеко не буквально: воспоминающий и правильнее: творящий. 739 У LXX: τν μραν τν βδμην (слав. день седмый; также и в переводе Скорины, хотя в Вульгате: diei sabbati). 740 У LXX: σα τ πλησον σου στ (слав. елика суть ближняго твоего). Перевод Вадима: что у товарища твоего; – Мандельштама: что у ближняго твоего. 741 Историч. Чтения, стр. 76–77, 79–80. Подчеркнутые слова, как вставленные для пояснения подлинника, в печати означены курсивом. 742 У Макария точно также как в переводе Библ. Общества. В Синод. издании: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели. В переводе Вадима: пошли людей, чтобы разведали; – Мандельштама: посылай себе людей разведать; – Скорины: пошли мужей, они же бы согледали. 743 У Макария, как в переводе Библ. Общества; в Синод. издании: колена и главных; у Вадима: колен и: князя; у Мандельштама: колена и: князья. Потому что дело иное в дальнейшем стихе: roschei (от rosch – голова) – главные. Перевод святителя Московского может быть объяснен лишь одинаковостью в обоих стихах перевода означенных еврейских слов у LXX: ρχηγν и в славянском: старейшину; срав. Скорины: поколения от князей. Впрочем, и у самого Филарета в Библ. истории (стр. 169, изд. 3) употреблено слово: колена в отношении к тому же случаю. 744 У Макария, по-прежнему, точно так, как в переводе Библ. Общества; но в Синодском издании точно так, как у Филарета; у Вадима: и послал их Моше из степи Паран; у Мандельштама: и послал их Мошэ из пустыни Паран; у Скорины: и послал от пустыни Фаран. 745 У Макария, как в переводе Библ. Общества; в Синод. издании: и высмотрев землю возвратились. У Вадима: и возвращаться стали они, с разведыванья земли; у Мандельштама: и вернулись они с разведывания земли; у Скорины: и возвратилися… созревши страну. 746 У LXX: κα διηγσαντο ατ κα επαν (слав. и поведаша ему, и рекоша). У Макария и в Синод. издании, как в переводе Библ. Общества; у Вадима: и поведали им и сказали; у Мандельштама: и разсказали ему, говоря; у Скорины: исповедающе им и... глаголюще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

735 Александр Македонский скончался 13 июня 323 г. до н.э. От малярии в Вавилоне в возрасте 33 лет. 736 Диадохи — полководцы Александра Македонского, разделившие после его смерти территорию огромной державы. Преемников диадохов обычно называют эпигонами. 737 Раздел державы, созданной завоеваниями Александра Македонского, который описывает Иосиф, относится к одному из промежуточных периодов борьбы между диадохами (данная ситуация сложилась примерно к 311 г. до н.э.). 738 «Сотер» по-древнегречески означает «спаситель». 739 Агатархид Книдский (ок. 200 — ок. 120 гг. до в. э.) — придворный историк и географ Птолемеев, живший в Александрии. 740 Александр Македонский был царем с 336 по 323 г. до н.э. Птолемей I Сотер правил Египтом с 323 г. до н.э. как сатрап, а с 305 г. и до своей смерти в 282 г. как царь. Птолемей II Филадельф («любящий сестру») — соблюдая древние обычаи фараонов, он первым из Птолемеев женился на собственной сестре Арсиное — царствовал в Египте с 282 г. до н.э. (по некоторым сведениям, с 285 г.) по 246 г. 741 Речь идет о знаменитой александрийской Библиотеке, ставшей крупнейшей библиотекой античности. Там же, в Александрии, Птолемеем I был основан Мусейон («храм муз») — крупный научный центр, где видные ученые того времени занимались исследованиями в области математики (например, Эвклид), астрономии, зоологии, ботаники, филологии и т.д. Птолемей покровительствовали развитию науки и культуры, и Александрия по праву считается крупнейшим центром эллинистической культуры. 742 Гекатей из Абдеры — писатель IV в. до н.э. Известен прежде всего своими фантастическими повествованиями о народах дальних стран. 743 Имеется в виду Арсиноя — жена (она же сестра) Птолемея II. 744 В эллинистическую эпоху физика (как наука о природе) являлась частью философии. Огромное внимание проблемам физики уделялось учеными александрийского Мусейона, столь лелеемого Птолемеем II. 745 В данном случае трудно установить, о каком Аристее говорит Иосиф. 746 Это остров Фарос, замыкающий александрийскую бухту. (Перев.) Здесь в 299—279 гг. до н.э. был построен знаменитый маяк высотой 110 м, считавшийся одним из семи «чудес света».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Затем священник должен был произносить молитву: «Господи, несмь достоин»... и слова «Познаста Господа ученики в преломлении хлеба»... После вложения тела в потир без влияния теплоты, причащаясь, священник произносил: «Се прикасается угль, горя в устьнах моих», «Вечери твоея тайныя», «Верую, Господи, и исповедую», «Дай же ми, Господи Иисусе Христе», «Буди ми, Господи, в отдание грехов» и «Тело и кровь, юже приях, Владыко Господи». 735 При сослужении многих священников предписывалось им принимать тело у старейшего иерея, а кровь у младшего. 736 После причащения остатки даров и частицы влагались в потир без чтения тех тропарей, которые положено читать при этом в настоящее время; только в некоторых служебниках повелевается читать в это время благодарственную молитву по причащении. 737 Из трех возгласов, следующих за причащением священнослужащих, в некоторых служебниках, рассматриваемого нами времени, первые два опущены 738 и без всякого сомнения, согласно древней богослужебной практике церкви греческой и русской, не произносились. Но вместе с этою практикою, в рассматриваемое нами время существовала другая, по отношению к которой первая составляла исключение. По этой практике произносились все указанные возгласы. Первый из этих возгласов: «Со страхом Божиим и верою приступите», в рассматриваемое нами время произносился таким образом: слово «приступите» сначала произносил диакон, а остальные слова священник. 739 Такая особенность этого возгласа не находит для себя основания в богослужебной практике церкви Греческой; но мы находим её в одном из богослужебных памятников земель южно-славянских. 740 При причащении мирян, следовавшем за возгласом: «Со страхом Божиим» существовало обыкновение, чтобы диакон одною рукою поддерживал потир, а в другой держал горящую свечу. 741 Такой обычай сохраняется в настоящее время у Римско-Католиков и, в рассматриваемое нами время он может быть перешел к нам от церкви латинской, появившись первоначально в Новгороде, как центре латинского влияния на богослужебную практику церкви Русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. 2, S. 182. 728 Чтобы опереться на нее во время родов и в то же время скрыться за ней, добавил Бяйзави. См. его толкован. на 23 ст. 19-й гл. Корана. 731 Коран, гл. 19, 16–34 ст. см. также 5 ст. 119. Под воскресением здесь разумеется всеобщее воскресение, а не то, какое последовало, по Евангелию, в третий день смерти Иисуса Христа, котрое вообще Коран отвергает. Слова, поставленные в скобках, прибавлены для ясности: текст Корана без таких слов был неясен и неопределен. 735 Гл. 4 ст. 169.Нужно заметить. Что третья глава Корана была открыта Мухаммеду в 3-м году Гиджры, в Медине; следовательно в 623 г. Точно также и четвертая глава открыта была уже в Медине, в числе первых глав, явившихся вскоре после Гаджры. 19-я же глава принадлежит к меккским и отделена от 3-й и 4-й почти 10-ти летним периодом времени. См. Historisch-kritisch Einleitung in den Koran. Von Dr. Gustav Weil. 1844 стран. 62. 71. 73. 737 1 Коринф, гл. 15, ст. 45. Сравн. Быт. Гл. 3, ст. 7; Коран, гл. 3, ст. 53; у Герокка стран. 46. 739 Глава XI. Prolevangelium Jacobi. Evangelia Apocrypha C. Tischendorf, p 21. Lipsiae. MDCCCLIII. 745 Мы не касались здесь тех представлении мухаммеданства о благовещении, какие изложены в 3-н гл. Корана ст. 37 – 4 4, потому что они почти не представляют ничего особенного в сравнении с тем, что уже изложено в 19-й главе. Можно, впрочем, сравнивать это вместе с гл. апокрифического евангелия De nativitate Mariae и с XI гл. Protevangelii Jacobi, которые близко сходны с каноническим евангелием Луки, гл. 1, ст. 28–35. 748 Evang. iufant. Salvator, arab. cap. XLVIII. pag. 198–199. Этот рассказ встречается также в Еванг. псевдо-Матфея (cap. XXXI). в греческ. еванг. Фомы (cap. VI и XIV). Evang. apocr. pag. 64, 138, 145, 162. 750 Evang. iufant. Salvator, arab. cap. XLVI. pag. 192. См. также в evang. Cap. II. Pag. 135. Evang. Thomae. Latin. Cap. IV, pag. 159. 752 Так в 3-й гл. Иисус Христос представляется говорящим, когда он заметил неверие иудеев в его Божественное посланничество. Кто поможет мне для Бога? Ученики его сказали: «Мы помощники Божии " … Указание на это обстоятельство есть в гл. 61 ст. 14. 758 Vorgleichung der christlichen Rcligion mit der mahoinelanischen... Von Joseph White. Aus dem englischen ubersetzt von I. G. Burkhardt. Halle. 1776. pag. 292–294. Читать далее Источник: Остроумов Н. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. – Казань: Унив. тип., 1874. – 286 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010