В ряде случаев, согласно Блаватской, спиритам являются элементалы, которые принимаются за духов людей, а также элементарии – вампирические остатки душ порочных людей, утратившие бессмертие и притягиваемые к Земле 735 . Это представление о возможности спиритических контактов с вредоносными духами было новацией, введённой в мир западного оккультизма П. Рэндольфом, по стопам которого уже пошла Блаватская 736 . Движущей силой так называемых «материализаций» согласно Блаватской зачастую является астральное тело медиума или кого-то из присутствующих. Это астральное тело также является действующей силой при появлении надписей на закрытой доске 737 . Так медиум В. Эдди «бессознательно из ауры посетителей создавал изображения их умерших родственников или друзей… Я видела однажды, как такой фантом покинул астральное тело медиума и кинулся на одного из присутствующих, обнял его и затем медленно исчез в его живом теле, как бы всосавшись во все его поры» 738 . Несмотря на запальчивую критику Блаватской спиритической практики, она, по сути, была ею заимствована в теософию. Говоря о том, что общение между живыми и умершими невозможно, Блаватская, оставляет два исключения, которые почти обессмысливают всю вышеприведённую критику спиритического контактёрства. Она пишет: «Тем не менее, в случаях чисто психических и духовных проявлений мы верим в возможность взаимного сообщения духа живущего человека с духами личностей, находящихся вне воплощения» 739 . В таких случаях якобы не духи умерших спускаются на землю, но духи живущих поднимаются к духам умерших. Тело живого человека парализуется, входит в транс, а «духовное Я становится свободно от своих оков и оказывается на одном плане сознания с развоплощёнными духами. Поэтому, если между двумя людьми существует духовное притяжение, они могут сообщаться, как часто и случается в снах». Блаватская оговаривается, что, хотя практически нет людей, которые не имеют такого общения во время сна физического тела, всё же «в силу положительности и невосприимчивости физической оболочки и мозга у таких людей по пробуждении не остаётся либо никаких воспоминаний об этом, либо очень смутные» 740 . Но теософия как раз призывает развивать сознание до того, чтобы оно было непрерывным во время сна и вне его. Следовательно, теософы должны стремиться к тому, чтобы заниматься общением с душами умерших. Таким образом, фактически борьба Блаватской со спиритическим духообщением очень призрачна: суть его осталась в теософии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

P. 103–104. 732 Блаватская Е.П. Ключ к теософии./Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 135. 733 Incidents in the Life of Madame Blavatsky compiled from information supplied by her relatives and friends and edited by A.P. Sinnett. London: The Theosophical Publishing House, 1913. P. 138–139. 734 Letters of H.P. Blavatsky: Part III./The Path (New York). Volume IX. 11. Febuary 1895. P. 380. 736 Deveney J. Paschal Beverly Randolph: A Nineteenth-Century Black American Spiritualist, Rosicrucian, and Sex Magician. Albany, New York: State University of New York Press, 1996. P. 274. 737 Блаватская Е.П. Ключ к теософии./Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 31. 738 Blavatsky H.P. Letter 13. To her relatives./H.P. Blavatsky collected writings. The Letters of H.P. Blavatsky. Volume I. Weaton, Illinois: Quest Books, Madras, Theosophical Publishing House, 2004. P. 57. 739 Блаватская Е.П. Ключ к теософии./Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Сборник. М.: Эксмо, 2004. С. 33. 743 Блаватская Е.П. Письмо князю А.М. Дондукову-Корсакову от 5 декабря 1881 года./Блаватская Е.П. Письма. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1995. С. 304. 744 Olcott H.S. Old diary leaves. The true story of the Theosophical Society. [First series]. New York, London, Madras: G.P. Putnam’s Sons, The Proprietors of the «Theosophist», 1895. P. 244. 746 Blavatsky H.P. Letters of H.P. Blavatsky: Part I./The Path (New York). Volume IX. 9. December 1894. P. 226; не вполне точный перевод на русский язык данного описания имеется в книге: Оккультный мир Блаватской. Воспоминания и впечатления тех, кто её знал. М.: Сфера, 1996. С. 122. 747 Olcott H.S. Old diary leaves. The true story of the Theosophical Society. [First series]. New York, London, Madras: G.P. Putnam’s Sons, The Proprietors of the «Theosophist», 1895. P. 246–247. 748 Кардек А. Книга медиумов, или Руководство для изучающих спиритизм, для медиумов и вызывателей духов. М.: Ренессанс, 1993. С. 222. 749 Блаватская Е.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Но в таком случае, необходимо согласить два положения, по-видимому, взаимно себя исключающие: Сын имеет бытие как Самосущий 729 , – и Сын имеет бытие от Отца. Эти положения приводится к соглашению или посредством строгого различения существа от ипостаси 730 или – ещё вернее – посредством другого толкования слова «самобытность». Коль скоро оно имеет смысл не столько бытия от самого себя, сколько бытия в самом себе, – выставляет на первый план не момент независимости от причины, а интенсивность внутреннего содержания самого бытия 731 , название «Самосущий» вполне приложимо к Сыну, потому что «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " 732 . Ориген не мог сделать строгого разграничения между οσα и πστασις, которые он смешивал, и, сколько известно 733 , не воспользовался в полной мере смыслом приведённых слов Евангелия. Зависимость Сына по бытию от Отца, не имея противовеса в учении о самобытности Его, поставлена у Оригена довольно резко. Только Отца он называет вседовольным в отличие от Сына. Вечно рождаясь от Отца, Сын вечно получает от Него Своё бытие, как бы пищу 734 . Далее, название «Сущий» Ориген , кажется, относит специально к Отцу 735 , и это довольно понятно: в определение этого имени Ориген ввёл признак самобытности 736 . Наконец, Ориген сделал даже попытку отнести исключительно к Отцу слова апостола: «Единый имеющий бессмертие», мотивируя свою мысль тем, что «и Сам Христос не имел бессмертия Отца, ибо за всех вкусил смерть» 737 . Конечно, смерть свойственна человеческой природе Христа 738 ; но было бы слишком странно, если бы, приписывая одному Отцу жизнь, безусловно, неизменную, Ориген противопоставлял этой неизменности только естественную изменяемость Христа как истинного человека и Его смерть не считал нисколько характеристичной и для самого божества Его. Более вероятно, что Ориген предполагал какой-то тончайший оттенок различия между Отцом и Сыном, которое позволяло считать смерть вочеловечившейся жизни менее разительным противоречием, чем то contradictio in adjecto, каким была бы смерть Самого Сущего Отца, если бы Он вочеловечился 739 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Метафоры полностью переводимы. П. Мэйсон 735 утверждал, что не может быть какой-либо самостоятельной теории перевода метафоры, помимо общей теории перевода. Метафоры переводимы, но ограничены определенными условиями межлингвистической эквивалентности. При этом, степень переводимости метафоры зависит от ее функций в тексте. П. Ньюмарк 736 выделил пять типов метафоры (dead, cliche, stock, recent, original) и семь путей ее перевода. Ван Ден Брок 737 , назвав четыре типа метафоры (private, decorate, lexicalized, lexical), предложил три варианта операций: перевод sensu scricto, то есть, в неизмененном виде; замещение выразительного средства; парафраз, т.е. замена неметафорическим выражением. Для отечественных исследователей очевидна необходимость сохранения метафоры в переводе. В художественном тексте эстетический эффект не менее важен, чем другие составляющие. В таких случаях, утрата метафоры может привести к тому, что смысл будет передан не в полной мере, а поэтому – сохранение метафорического образа весьма значимо 738 . Как отмечает В.Н. Вовк, опущения метафор оригинала являются «серьезными и весьма распространенными средствами искажения» авторского замысла 739 . Для сохранения метафоры в переводе предлагаются стратегии, в целом, созвучные идеям западных ученых. Когнитивная теория метафоры, казалось бы, подразумевает кардинально иной теоретический подход к ее переводу. Дж. Лакофф рассматривает перевод, как соотношение концептуальных систем двух языков, утверждая, что он невозможен в том случае, если языки имеют принципиально несовместимую систему концептов 740 . Е. Табаковска 741 справедливо отметила, что метафора представляет, зачастую, непреодолимое препятствие для перевода, который по определению является процессом межкультурным. В связи с этим, перевод метафоры, основу которой составляют культурно-специфические факторы, теоретически выходит за рамки лингвистических манипуляций. Для адекватного отражения концептуальной метафоры в переводе, требуется глубокое знание межкультурных связей, поскольку речь идет не о сопоставлении языков, но культур.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

—654— Для великого водного потопа открылись и бездны великие из которых излился сильный сорокасуточный дождь (7:12). И этот дождь не был дождем обыкновенным, который, в существе дела, есть только перемещение воды с одного пункта земной поверхности на другой. Он излился, несомненно, из мирового пространства. Предупредительные библеисты, 737 допускающие, как мы упомянули, возможность только частичного, а не всемирного потопа, указывают обыкновенно на то, что одновременное поглощение водой двух полушарий невозможно, так как оно должно бы сопровождаться значительным общим понижением температуры, при чем водная масса, необходимая для поглощения нашей земли, произвела бы атмосферное давление в 500 раз более обыкновенного. А это явление должно бы, по ним, раздавить человека и животных. Но все эти замечания имеют силу лишь постольку, поскольку речь идет о дождях, питающихся водными хранилищами земной поверхности. Но Библия, говоря о безднах великих, ясно указывает на что-то иное, отличное от вод земли. Ведь и наука, знающая законы атмосферического давления, законы испарения воды и образования облаков, знает еще и то, что в мировом пространстве находятся такие материальные элементы, которые сродны элементам земной поверхности. Таково, например, железо аэролитов. 738 При этом едва ли нужно входить в обсуждение страха за силу атмосферного давления, которое могло бы при массе дождя раздавить животных и людей… Ведь, это значит доказывать необходимость общей смерти и в то же время бояться, чтобы кто-нибудь не умер! Прибывающие воды подняли ковчег. И можно представить себе ужасную картину водного потопа. Недавно пережитая мессинская катастрофа, когда пролившийся, вместе с землетрясением, дождь и прилив морской воды поверг в ужас жителей Мессины, только отчасти рисует эту картину… «Заключив ковчег, говорит св. Иоанн Зла- —655— тоуст, чтобы праведный не видел всего, что делается, Господь поступил как Человеколюбец». 150 дней прошло до убыли воды. 739 Ветер, точнее (по перев. LXX, который евр. сл. переводит словом πνεμα) действующая сила Божия, согнала воды потопа, и они стали убывать. Ковчег Ноя остановился на горах Араратских, то есть, на высотах Армении. Но медленно освобождалась суша от воды… Только чрез два с половиною месяца показались вершины менее высоких гор. Желание узнать о состоянии поверхности земли заставило Ноя выпустить последовательно ворона и голубя. Голубь, вторично выпущенный чрез 54 дня после того, как показались вершины гор, принес свежий масличный лист – знак, что вода освободила предгорья, где росли масличные деревья, 740 которые стали развертывать свои почки. Вновь, и уже в третий раз, выпущенный голубь не возвратился в ковчег. Суша совсем освободилась от воды. Ной еще помедлил два месяца. Земля достаточно обсохла и Ной вышел на землю из ковчега, а вместе с ним и всё движущееся по земле, спасенное в ковчеге от потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибн ал-Хабхаб построил в Кайраване новую пятничную мечеть, 579 а в Тунисе – новую верфь, склады и мастерские, необходимые для оснащения флота, то, что по-арабски называлось дар ас-сина‘а («производственный двор»), вошедшее в европейские языки в искаженной форме «арсенал». Неудача набега 116 г. не остановила ал-Хабхаба. В 117/735 г. Хабиб б. Абу Убайда, возвратившись из похода в «страну черных», возглавил очередной набег на Сицилию. В следующем году арабский флот снова напал на Сицилию, византийцы пытались преградить им обратный путь, но потом пропустили без боя. В 119/737 г. арабский флот осадил какой-то город в Сардинии, но при неизвестных обстоятельствах значительная часть его потонула, скорее всего, из-за бури. В следующем году, как особо отмечается, морского набега не было, 580 вероятно, из-за внутренних проблем. Главной задачей Ибн ал-Хабхаба было не завоевание новых земель, а увеличение размеров дани с территорий и племен, установленных договорами, но можно было проделать ту же операцию, заменив коллективную уплату дани индивидуальным обложением, наконец, можно было лишить новообращенных мусульман налоговых льгот, полагавшихся мусульманам-арабам, переведя их из категории платящих десятину в категорию плательщиков пятины (хумс). Ибн ал-Хабхаб увеличил ставки подушного налога с иноверцев (джизйи) и перевел на хумс кого-то из тех, кто не должен был платить его, скорее всего, новообращенных мусульман-берберов. Источник, сообщающий об этом, приписывает эти меры наместнику Танджи, хотя вряд ли такое серьезное решение не принадлежало самому Ибн ал-Хабхабу. Жаловавшимся на беззаконие отвечали: «Вы – наша добыча, и можем делать с вами, что хотим». 581 Такой произвол порождал резкое недовольство, подогреваемое хариджитской пропагандой всеобщего равенства мусульман под властью выбранного халифа. Взрыв не заставил себя долго ждать: в конце 121начале 122 г. вспыхнуло восстание, руководимое хариджитами суфритского толка. Главой этого движения был бывший торговец водой на базаре Кайравана, Майсара, которого арабские средневековые авторы непременно поминают с добавлением эпитета «презренный». Его сподвижником был некий Абдала‘ла б. Худай. Против них из Танджи вышел Амр б. Абдаллах ал-Кайси (или ал-Муради), но повстанцы разгромили его, сам Амр пал в бою, и войско разбежалось. Жители Танджи не смогли защитить город, берберы захватили его и учинили резню. Майсара оставил в Тандже Абдала‘лу, а сам отправился против Исма‘ила, сына Ибн ал-Хабхаба, находившегося в Сусе. Исма‘ил оказался не удачливее Амра б. Абдаллаха: в середине рамадана 1214.VIII.739 г. берберы совершили ночное нападение на лагерь Исма‘ила, он был убит вместе со многими воинами, многие попали в плен, а остальные бежали. Далее произошло что-то совсем непонятное. Как сообщает Халифа, Майсара послал военачальника, который убил Абдалалу. Вероятно, после гибели Исма‘ила Майсара почувствовал себя достаточно сильным, чтобы стать единовластным вождем восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Нет никакого сомнения, что в идее культуры, как и во всех понятиях, обозначающих ценность или идеал (напр., в понятиях добра, красоты, и т.п.), отсутствует та принудительность, которой характеризуется объективная теоретическая истина. Если бы это обстоятельство было достаточно для обоснования релятивистического нигилизма, позиция последнего была бы совершенно неприступна. Никакой идеал не «навязывается» сознанию с той повелительностью, с которой сознанию дана внешняя реальность, и в отрицании идеала или ценности любого рода нет ни логического противоречия, ни расхождения с чувственной очевидностью. Власть идеала над человеческим сознанием есть не власть принуждения, а власть свободной любви или веры. И абсолютность (или «объективность») идеала основывается не на невозможности его отрицания, а исключительно на том, что он сознается как последняя, самодовлеющая цель человеческого стремления, которая придает значительность и смысл всем частным, служебным в отношении к нему мотивам, но сам никогда не служит средством ни для чего иного. Если к таким идеалам или абсолютным ценностям причисляется также и теоретическая истина, то она принадлежит к ним с совсем иной своей стороны, не имеющей отношения к ее «принудительности» для сознания. Истина есть ценность, поскольку мы преклоняемся перед ней и сознаем себя обязанными следовать за ней в нашем поведении; но эта обязанность совсем не совпадает с принудительной необходимостью для сознания констатировать навязывающуюся ему реальность. Иначе как возможно было бы утверждение, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман?» 737 Очевидно неверие столь же легко может распространяться на истину (в качестве «ценности»), как и на всякую иную ценность. Это совершенно понятно для того, кто не смешивает необходимость теоретического «признания» истины (в смысле ее констатирования или самоподчинения ее очевидности) с обязанностью практического «признания» ее (как ценности или нормы поведения) 738 , 739 . Таким образом, первое, самое общее и, так сказать, философское возражение С.В.Лурье против абсолютизации идеи культуры основано на недоразумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Среди святынь церковных, как мы заметили, народ почитает святой крест, святое Евангелие и т. д. «Без духа и плоти, а по Христе свят», – так загадывается народом святой крест 737 . Крест составляет принадлежность всякого русского человека. Как охрана против вражеской стрелы, крест обыкновенно носится на груди. В былинах рассказывается, что «чуден золот крест» был на Илье Муромце и предохранил Илью от копья злодея татарина 738 . " Золот чуден крест» спас и Алёшу Поповича от руки Якима Ивановича, который принял Алёшу за Тугарина. Крест же спасает Сампсона от стрелы Ильи 739 . Кресты, которые носят на себе богатыри, обыкновенно изображаются золотыми и серебряными, весом достигают иногда до трёх пудов 740 . Крест, по народному представлению, не только охраняет человека самого, а и жилище его. Богатыри, напр., Сампсон Манойлович, ставили крест на шатрах своих. Нельзя не указать на одно характерное место в стихе про Марью Юрьевну, увезённую к Манцилу, сыну Ягайлову. Спасаясь бегством, Мария доходит до реки. Колода помогает ей переправиться через реку. И вот в знак признания и благодарности за услугу Марья Юрьевна с мужем, с князем Романом, вывезли колоду белодубову на святую Русь И вырезали на мелки кресты И на чудны образы, И вызолотили червонным красным золотом, И разослали по церквам 741 . Подобно кресту, Евангелие также пользуется полным уважением среди народа. Если в языческие времена ведуны, как люди, более других знающие мир, люди ведущие, пользовались уважением, то во времена христианские они стали представляться послушным орудием дьявола, и их книги, тоже в своё время, быть может, уважаемые народом, стали представляться чернокнижием. Чернокнижию, как дьявольскому делу, народ русский противопоставляет, как дело доброе и святое, чтение Евангелия. В памятниках народной словесности нередко народ заставляет читать Евангелие того или другого святого. Когда Киев был окружён Батыгой Батыговичем, видели Божию Матерь, ходящею по стене с Евангелием 742 . Фёдор Тирон, отправляясь выручать свою мать, берёт с собою «книгу Евангельску» 743 . Тоже «со книгою со Евангелием» отправляется на подвиги и Егорий Храбрый 744 . Илья Муромец, посаженный Владимиром в погреб, проводит время в чтении Евангелия 745 . Сын милостивой жены, брошенный по повелению Иисуса Христа в печь, также занимается в огне чтением Евангельской книги 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это сближает указанную статью с другой, также нередко встречающейся в исповедных вопросниках: «Имееши на кого гнев? и аще имееши, иди и смирися с ним». Насколько близкими воспринимали эти две статьи сами средневековые книжники, хорошо видно на примере вопросника конца XVI в., вошедшего в состав печатного требника. В нем записана статья, будто соединившая в себе оба указанных выше вопроса: «Или гневалася еси на кого, и они умроша в гневе твоем?» 735 В текстах XIV XV вв. встречается статья, заимствованная из епитимийных правил, с оригинальной епитимьей: «елико держал еси гнев, толико опитемьи поста». 736 В более поздних текстах мы не находим епитимий за гнев. 5. Препирательства с учащими добру В некоторых текстах говорится о спорах и препирательствах с теми, кто пытался наставить кающегося на путь истинный: «Перепирающеся безаконьно со учащими на добро?», «Не послушав наказанья праваго гневы?» 737 В первой из процитированных статей назначается епитимья 12 дней поста, во второй – 40 дней. Это в очередной раз демонстрирует относительность тех епитимий, которые мы встречаем в рукописях. Действительно, обе статьи, записанные в одном тексте, весьма близки по своему значению, а епитимьи, как видим, существенно различаются. Подобные вопросы записывались не только в вопросниках для мирян. В исповедном тексте для дьяконов находим следующие статьи: «Или кто учит добре, а ты гнушался, и его будет оглашал неподобно и правое учение попрал будешь?» 738 Сходные статьи записаны в вопроснике о вере первой половины XII в.: «Не противилъся ли еси учащему тя на благочестие или в церкви молчанию? Не держал ли еси гнева на обличающаго тя о зле и не мстил ли еси ему того чим?» 739 Эти вопросы говорят об открытости человека, о его готовности принять то новое, что несёт с собой как богослужение, так и общение с более благочестивыми людьми. Составитель отнёс их к вопросам о вере, поставив в один ряд веру в Бога с желанием и готовностью возрастать в вере. 689 М-Мих. Q 9: Соф. 1090 , л. 460–472; М-КБ 22/1099: Кир.-Бел.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

«Наружную гордость исцеляет наружное скорбное положение, образуемое скудостию и лишениями; невидимую — Невидимый» [ 729 ]. «Невозможно змею совлечь с себя старой чешуи иначе, как пролезши сквозь тесную скважину: и нам невозможно свергнуть с себя греховные навыки и впечатления, невозможно свергнуть ветхость души и одежду ветхого человека, если не пройдем по узкому пути поста и бесчестия» [ 731 ]. «Высохшее болото уже не приманивает к себе свиней, — и плоть, иссушенная подвигами, уже не упокоивает в себе бесов» [ 733 ]. «Облаками закрывается солнце, — лукавые помышления омрачают ум и служат для него причиною погибели» [ 734 ]. «Преступник, выслушавший приговор и идущий на казнь, не беседует о народных празднествах: так и плачущий истинно не будет угождать чреву» [ 735 ]. «Магниту невольно повинуется железо: подобно этому греховные навыки и впечатления, обратившиеся в качество, уже насилуют заразившихся ими» [ 736 ]. «Вода, будучи сжата, подымается вверх: так часто случается и с душою. Она, будучи стеснена бедствиями, восходит к Богу и спасается» [ 737 ]. «В те места, где сложено царское оружие, воры приходят с особенною осторожностию; так и мысленные воры употребляют особенную злохитрость, чтоб окрасть имеющего сердечную молитву» [ 739 ]. «Восходящие по гнилой лестнице по необходимости подвергнутся бедствию: подобно этому честь, слава, власть вредны для смиренномудрия» [ 742 ]. «За неимением воды изглаждаются буквы и другими способами: так и души, не имеющие слез, изглаждают и выскабливают согрешения свои печалию, воздыханиями, великим сетованием» [ 744 ]. «Немощный по телу, подвергшийся тяжким да идет путем смирения и теми путями, которые ведут к смирению: другого средства к спасению он не найдет» [ 745 ]. «Нет причины для страждущего горячкою к самоубийству: так никому, ни в каком случае, даже до последнего издыхания, не должно отчаиваться» [ 746 ]. «Если б похоронивший отца своего, немедленно по возвращении с похорон, пошел на брак, то поступок его был бы бесчестным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010