Интерес патриарха Мефодия к личности Д. А. и его знакомство с греко-италийской агиографией Д. А. можно объяснить его сицилийским происхождением. Во время 5-летнего пребывания в Риме (815-819) патриарх занимался изучением корпуса «Ареопагитик», собственноручно переписал трактат «О церковной иерархии» ( Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. С. 84-86). По свидетельству Анастасия Библиотекаря , именно в период пребывания в Риме патриарх Мефодий и работал над составлением Жития Д. А., после чего законченная рукопись была отправлена в К-поль. Видимо, труд патриарха Мефодия был сразу же утерян в Византии. Тем не менее сведения о том, что он написал Житие Д. А., сохранялись, в результате чего ему был приписан перевод Митродора (это могло произойти не ранее XII в., когда появился 1-й слав. перевод с греческого, к-рый не приписывается Мефодию). Слав. версия Третьего Жития появилась в кон. XII в., ее авторство никогда не приписывалось патриарху Мефодию. Труд свт. Мефодия сохранился в лат. переводе (BHL, N 2184), к-рый был сделан в 876 г. Анастасием Библиотекарем по заказу франк. имп. Карла Лысого (PL. 129. Col. 737-739). В 877 г. архиеп. Гинкмар Реймсский в письме к Карлу Лысому отстаивал подлинность событий, изложенных в сочинении свт. Мефодия, и указывал на соответствие версии свт. Мефодия более древним источникам (ActaSS. Oct. T. 5. P. 586-588). Особенность Жития, составленного Мефодием,- включение в историю Д. А. рассказа о святых Санктине и Антонине, к-рые, согласно их Житию, были сотрудниками Д. А. и проповедовали в соседнем с Паризиями г. Мельды (совр. Мо). После кончины Д. А. они отправились в Рим, чтобы поведать о его смерти и попросить передать эту весть афинянам. В Риме они застали преемника сщмч. Климента еп. Анаклета (анахронизм), по происхождению также афинянина, рукоположенного во пресвитера ап. Петром. Этот сюжет заимствован свт. Мефодием из Жития св. Санктина, созданного не ранее кон. VIII в. в Галлии, и не мог быть известен автору, писавшему в сер. VIII в. в Риме. О широком распространении сюжета свидетельствует архиеп. Гинкмар Реймсский.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Marius Mercator. Nestorii blasphemiarum capitula XII. PL. 48. Col. 907–932. Monumenta vetera ad Arianorum doctrinam. PL. 13. Col. 557–593. (Niceta Remesianensis. Opera). Burn A. E. Niceta of Remesiana, His Life and Works. Cambridge, 1905. Olympiodorus. Fragmenta. Photius. Bibliotéque. Vol. I. P. 1959. P. 166–187. Opus Imperfectum in Matthaeum. PG. 56. Col. 611–946. Origenes. De principiis. PG. 11. Col. 111–413; SC. 252. P. 1978. Passio s. Irenaei. AASS. Martii T. III. Antverpiae, 1668. P. 556–557. Paulinus. Vita S. Ambrosii. PL. 14. Col. 27–46. Paulinus Nolanus. Poemata. XVII. PL. 61. Col. 437–709. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII. PL. 31. Col. 661–1174 . Philostorgius. Historia ecclesiastica. PG. 65. Col. 459–638. Phoebadius. Liber contra arianos. PL. 20. Col. 13–30. Possidius. Vita S. Augustini. PL. 32. Col. 33–66. Prisca. PL. 56. Col. 745–816. Sermo Arrianorum. CCSL. 87A. Turnhout, 2009. P. 160–175; PL. 42. Col. 677–684. Sermons ariens inédits. Recherches Augustiniennes. 1992. Vol. 26. P. 143–179. Siricius, papa. Epistulae et decreta. PL. 13. Col. 1151–1196. Socrates. Historia ecclesiastica. PG. 67. Col. 29–842; SC. 477. P. 2004; 493. P. 2005; 505. P. 2006; 506. P. 2007. Sozomenus. Hismoria ecclesiastica. PG. 67. Col. 843–1630; SC. 306. P. 1983; 418. P. 1996; 495. P. 2005; 516. P. 2007. Sulpicius Severus. Chronicon. PL. 20. Col. 95–160; SC. 441. P. 1999. Sulpicius Severus. De vita beati Martini liber unus. PL. 20. Col. 159–176. Tertullianus. Adversus Praxeam. PL. 2. Col. 153–196. Tertullianus. Apologeticus. PL. 1. Col. 257–536. Theodoretus. Historia ecclesiastica. PG. 82. Col. 881–1280; SC. 501. P. 2006; 530. P. 2009. Vetus interpretatio latina canonum Nicaenorum, Sardicensium et Chalcedonensium. PL. 56. Col. 823–864. Victor Vitensis. Historia persecutionis Africae provinciae. PL. 58. Col. 179–260. Victorinus Petavionensis. De fabrica mundi. PL. 5. Col. 301–316. Victorinus Petavionensis. Scolia in Apocalypsin beati Joannis. PL. 5. Col. 317–344.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Augustinus Hipponensis. Contra sermonem Arrianorum//PL. T. 42. Col. 683–708 . Augustinus Hipponensis. De civitate Dei//PL. T. 41. Col. 13–803 . Augustinus Hipponensis. De diversis quaestionibus octoginta tribus//PL. T. 40. Col. 11–100 . Augustinus Hipponensis. De fide et symbolo//PL. T. 40. Col. 181–195 . Augustinus Hipponensis. De libero arbitrio//PL. T. 32. Col. 1221–1310 . Augustinus Hipponensis. De Trinitate//PL. T. 42. Col. 819–1098 . Augustinus Hipponensis. Sermones//PL. T. 38. Col. 23 ; T. 39. Col. 1638 . Ayres L. Augustine and the Trinity. Camb., N.Y.: Cambridge University Press, 2010. 360 p. Boethius. Commentaria in Porphyrium//PL. T. 64. Col. 71–158 . Boethius. Contra Eutychen et Nestorium//PL. T. 64. Col. 1337–1354 . Boethius. De consolatione philosophiae//PL. T. 63. Col. 580–862 . Boethius. De fide catholica//PL. T. 64. Col. 1333–1338 . Boethius. De Trinitate//PL. T. 64. Col. 1247–1256 . Boethius. Dialogi in Porphyrium//PL. T. 64. Col. 9–70 . Boethius. In Categorias Aristotelis//PL. T. 64. Col. 159–294 . Boethius. Quomodo substantiae in eo quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona//PL T. 64. Col. 1311–1314 . Boethius. The Theological Tractates/Ed. and transl. by H.F. Stewart, E.K. Rand, S.J. Tester. L.: William Heinemann LTD, 1918. 420 p. Boethius. Utrum Pater et Filius et Spiritus sanctus de divinitate substantialiter praedicentur (Utrum Pater)//PL T. 64. Col. 1299–1302 . Bradshaw D. The Opuscula sacra: Boethius and theology//The Cambridge Companion to Boethius/Ed. by J. Marenbon. Camb., 2009. P. 105–128. Chevalier I. Saint Augustin et le pensée grecque. Les relations trinitaires. Fribourg: Libraire de Université, 1940. 179 p. Courcelle P. Les letters grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P.: E. de Boccard éditeur, 1948. 434 p. Craemer-Ruegenberg I. Die Substanzmetaphysik des Boethius in den Opuscula sacra. Diss. Köln, 1969. 264 S. Cross R. Quid tres? On what precisely Augustine professes not to understand in «De Trinitate» 5 and 7//Harvard Theological Review. 2007. Vol. 100. P. 215–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

2284 De unitate Eccl, 14, 35. PL. Т. 43. Col. 418; Contra litt Petil., II, 45, 106. PL. T. 43. Col. 296; II, 47, 110. Col. 297; II, 78, 174. Col. 312; Contra Crescon, III, 65, 73; III, 66, 75. PL. T. 43. Col. 536, 537; Epist. 10. С. 3, 11. PL. Т. 33. Col. 411. 2286 Contra epist. Parmenian, II, 2, 5. PL. T. 43. Col. 52; Cfr.: Contra litt. Petiliani, II, 90, 199. PL. T. 43. Col. 321–322; Contra epist. Parmenian, III, 3, 19. PL. T. 43. Col. 97. 2289 Epist. 93, 9, 36. PL T. 33. Col. 339. Cfr.: Contra litt. Petil. III, 37, 43. PL T. 43. Col. 370. Retract. II, 17. PL T. 32. Col. 637. 2290 Contra litt. Petiliani, III, 4, 5: «Neque hoc ideo dixerim ut neglegatur ecclesiastica disciplina, et permittitur quisque facere quod velit sine ulla coneptione, et quadam medicinali vindicta et terribili lenitate et charitatis severitate». PL T. 43. Col. 350. 2291 Ibid. III, 4, 5: «Neque enim ferrum est inimici vulnerantis, sed medici secantis». PL T. 43. Col. 350. 2297 Contra epist. Parmeniani, III, 2, 13: «Non dormiat severitas disciplinae, in qua tanto est efficacior emendatio pravitatis, quando diligentior conservatio charitatis. Tunc autem hoc sine labe pacis et unitatis et sine laesione frumentoram fieri potest, cum congregationes Ecclesiae multitudo ab eo crimine quod anathematur, aliena est». PL. T. 43. Col. 92. Cfr.: Brevicuius collationis cum Donatistis, dies 3; 9, 16: «Quamvis debeat vigilare ecclesiastica disciplina, ad eos non solum verbis, sed etiam excommunicationibus et degradationibus corripiendos, tarnen non solum in ea latentis nesciantur, sed plerumque propter pacem unitatis etiam cogniti tolerentur». PL. T. 43. Col. 632. 2298 Ibid. III, 2, 13. PL. T. 43. Col. 92: «Tunc etiam ille et timore percutitur, et pudore sanatur, cum ab universa Ecclesia se anathematum videns, sociam turbam cum qua in delicto suo gaudeat et bonis insultet non potest invenire. Contra epist. Parmeniani». 2300 Ibid. III, 2, 14: «Jam propter multitudine non poterant ita corripi, ut ab eorom conjunctione se caeteri continerent, et eos erubescere facerent». PL. T. 43. Col. 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Изд.: PG. 88. Col. 1887-1977; Номоканон Иоанна Постника в его редакциях: грузинской, греческой и славянской/Изд. Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Бенешевич В. Н. Канонический сборник XIV титулов, со 2-й четв. VII в. до 883 г.: К древнейшей истории источников права греко-восточной Церкви. СПб., 1905; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterokanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30-120 [Protokanonarion], 154-206 [Deuterokanonarion]. Ист.: Pelagius, papa. Epistola ad Ioannem//PL. 72. Col. 738-744; Greg. Magn. Reg. epist. I 4//MGH. Epp. 1891. T. 1. P. 5; III. 52//PL. 77. Col. 647-649; V 39//PL. 77. Col. 749a; V 41//PL. 77. Col. 771a; V 44//PL. 76. Col. 738c - 743; V 45//PL. 77. Col. 743-744; VI 14//PL. 77. Col. 805-806; VI 15//PL. 77. Col. 807c; VI 16//PL. 77. Col. 808c - 809a; VI 17//PL. 77. Col. 809-810; VI 62//PL. 77. Col. 850; VII 31//PL. 77. Col. 893; IX 135//PL. 77. Col. 981; IX. 156//PL. 76. Col. 1004; Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 39, 52; Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 24; Isid. Hisp. De vir illustr. 39//PL. 83. Col. 1101-1102; Theophyl. Sim. Hist. I 1, 10, 11; VII 6; John of Nikiou. Chronicle/Ed. R. H. Charles, D. Litt. L., 1916. P. 156; Niceph. Chronogr. P. 118; Theoph. Chron. P. 251, 267, 272; SynCP. Col. 7-8, 474, 938, 1038; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVIII 34//PG. 147. Col. 396; idem. Catalog.//Ibid. Col. 456; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48; T. 3. C. 345. Лит.: Номокан. при Б. Треб.; Суворов Н. Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава Вост. Церкви//ВВ. 1901. Т. 8. С. 357-434; 1902. Т. 9. С. 378-417; Алмазов А. Канонарий монаха Иоанна: К вопросу о первоначальной судьбе Номоканона Иоанна Постника. Од., 1907; Vailh é S. Le titre de «patriarche oecuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 65-69; Higgins M. J. The Persian War of the Emperor Maurice. Wash., 1939. Vol. 1. P. 43-45; Herman E. Il più antico penitenziale greco//OCP. 1953. Vol. 19. P. 70-127; RegPatr, N 264-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 423-425; Honigmann E. Trois mémoires posthumes d " histoire et de géographie de l " Orient chrétien. Brux., 1961. P. 59-64; ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1210-1211; DSAMDH. Vol. 8. Col. 586-589; CPG, N 7555-7560; ODB. Vol. 2. Col. 1049; Vol. 3. 1491; Кулаковский. История. Т. 2. С. 388; Мейендорф И., протопр. Святитель Григорий Великий и византийское папство// Он же. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000. С. 215-242.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

1749 Sulpicius Severus. Chronici II, 45, PL 20,155; Vita S. Hilarii a Fortunato scripta I, 8, PL 9, 189. 1765 Rufinus Aquileiensis. Historia ecclesiastics I, 31, PL 21, 501 Joannes Cassianus. De incarnatione Christi VII, 24, PL 50, 250 и др. 1775 Hieronymus Stridonensis. Epistula 5 ad Florentium, PL 22, 336; De viris illustribus, 100, PL 23, 699. 1780 Rufinus. De adulteratione librorum Origenis; Vita Hilarii ex ipsius scriptis, 107, PL 9, 174. 1794 Hilarius Pictaviensis. Commentanus in Matthaeum XII, 12, PL 9, 987; XVIII, 8, PL 9, 1021; XIX, 1, PL 9,1023; XX, 2, PL 9, 1028. 1804 S. Hilarii tractarus de mysterils et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrination ad loca sancta. Quae inedita ex codice arretino deprompsit Joh. Franciscus Gammurini. Romae, 1887 [Трактат святого Илария «О таинствах», гимны и паломничество святой Сильвии Аквитанской к святым местам. Неизданное из Арретинского кодекса опубликовал Иоанн Франциск Гаммурини. Рим, 1887]. 1805 Lindemann A. Des hl. Hilarius von Poitiers «Liber mysteriorum». Eine patristisch-kritische Studie. Münster, 1905. S. 34–90 [Линдеманн А. «Книга таинств» святого Илария Пиктавийского . Критическое патристическое исследование. Мюнстер, 1905]. 1821 Quidquid contumeliae extiterit in Christo id omne extabit in Deö quia et in Cristo Deus et Christus in Deo sit [Любое оскорбление Христа оскорбляет Бога, так как во Христе Бог и Христос в Боге] Hilarius Pictaviensis. Commentarius in Matthaeum XII, 17, PL 9, 989). 1833 Qua revelatione eamdem utriusque in mutua cognitione esse substantiam docet [В этом откровении Христос учит, что одна и та же природа во взаимопознании Обоих] (Ibid. XI, 12, PL 9,983). Quid tam extra veniam est, quam in Christo negare quod Deus sit et consistentem in eo paterni Spiritus substantiam adimere [Что может быть так непростительно, нежели отрицать, что Христос есть Бог, и не признавать находящуюся в нем природу Отчего Духа!] (Ibid. XII, 17, PL 9, 989). Ultra humani sermonis eloquium est Deum ex Deo, Filium ex Patris substantia atque intra Patris substantiam consistentem retulisse [Утверждать, что Бог от Бога, Сын от сущности Отца и содержится внутри сущности Отца, – превыше возможности человеческой речи] (Ibid, IV, 14, PL 9, 936).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

43. coll. 414415. Epist. 87:2. PL., t. 33, col. 297. 13 После этого y Августина следует разбор многочисленных свидетельств Свящ. Писания, которые, искусно истолковывая, донатисты приводили в доказательство того, что, хотя их общество и не имеет вселенского характера, однако есть истинная Церковь . PL., t. 43, coll. 416 sqq. Cfr. Contra Cresconium. III, 35:39. PL., t. 43, col. 517. O вселенском характере Церкви в противоположность местным ересям и расколам см. у Августина – Epist. 49:2. PL., t. 33, coll. 189–190. Epist 52:1. PL., t. 33, col. 194. Epist. 53:1.6. t. 33, coll. 195–196. 198. Epist. 67:1. PL., t. 33, coll. 263264. Epist. 142:1–3. PL, t. 33, coll. 583–584. Epist. 185:5. PL, t. 33, col. 794. Contra litter. Petiliani, II, 8, 1920. PL, t. 43, coll. 264265. II, 14, 33, col. 268. II. 64, 144, col. 306. II, 73. 164, col. 310. II, 92, 210, col. 3 0. III, 50, 62, col. 380. Contra Crescon. IV, 54, 64. PL., t. 43, coll. 582–583. IV, 57, 70, col 587, Ad. Donatistas post. coll. cap. 2. PL., t. 43, col. 653. Contra Gaudent. I, 20, 22. PL., t 43, coll. 718–719, См. также Th. Specht. Die Lehre von der Kirche. SS 254–256, вообще весь § 30: Die Kamholicimдm der Kirche. SS 251–268 15 Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S Scrip, turae intelligentiam. Сочинением Тихония пользуемся в издании F. C. Burkitt M. A. Tests and studies contributions to biblical and patristic literature edited by J. Armitage Robinson. Vol. Ш. No. 1. The rules of Tychonius. Cambridge 1894. Русский перевод в Прибавлениях к творениям свв. отцев. 1891. ч. 48. О Тихоние см. F. Ribbeck Dona­tus und Augustinus. SS. 198–205. 22 Parmenianus autem caeterique Donatistae viderunt hoc esse conse­quens. et maluerunt suscipere obstinantissimum animum adversus apertis­simam veritatem quam Tichonius asserebat – говорит блаж. Августин. Contra epist. Parmeniani. I, 1. PL., t. 43, col. 35. 29 Подробно о земном состоянии Церкви по Августину см. Th. Specht. Die Lehre von der Kirche. SS. 67 flgg. 30 Псалом этот иначе называется Abecedarium, потому что строфы его начинаются с букв по порядку алфавита.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

можно разделить на 2 категории: библейско-герменевтические (созданные исключительно в рамках экзегезы Свящ. Писания) и учитывающие богослужебную практику. К 1-й категории относятся трудно датируемые раввинистические толкования, соч. Филона Александрийского, Оригена, а также множество христ. толкований и проповедей последующих эпох, среди к-рых следует выделить сохранившееся только во фрагментах соч. сщмч. Ипполита Римского «На великую песнь Моисея» ( Hippolytus. In canticum Mosis. F. 1-3//GCS. Bd. 1. 2. S. 83-84) как одно из первых специальных толкований. В кон. IV - 1-й пол. V в. появляются приписываемый блж. Иерониму комментарий на песнь Деворы (PL. 23. Col. 1321-1328), толкования свт. Кирилла Александрийского на песни Моисея и Анны (PG. 69. Col. 717-1276), а также блж. Августина на песнь Аввакума (О граде Божием 18. 32//PL. 41. Col. 588-591). В VI в. на лат. языке было написано сочинение еп. Верекунда (см. выше), а в VIII-IX вв.- одни из самых подробных комментариев Беды Достопочтенного на песнь прор. Аввакума (PL. 91. Col. 1235-1254) и Рабана Мавра на все Б. п., к-рые «поются на Laudes» (PL. 112. Col. 1089-1166). В последующие столетия на Западе было создано множество схоластических толкований, среди к-рых: на разные песни из ВЗ - псевдо-Гаймы (PL. 116. Col. 695-714) и Герхоха (PL. 194. Col. 997-1066); на песнь Пресв. Богородицы - Бруно Вюрцбургского (PL. 142. Col. 529-558), Петра Дамиани (PL. 145. Col. 214-216), Гуго Сен-Викторского (PL. 175. Col. 413-432) и псевдо-Бернарда Клервоского (PL. 184. Col. 1121-1128); на молитву Езекии - Бернарда Клервоского (PL. 183. Col. 546-551); на песнь Аввакума - Ришара Сен-Викторского (PL. 196. Col. 401-404) и др. На правосл. Востоке широкое распространение получили глоссы к Псалтири Исихия Иерусалимского (ок. 450), включавшие в себя аллегорическое истолкование Б. п. В VIII-IX вв. к-польский автор Георгий Свинопас написал небольшой филологический комментарий к 9 Б. п. ( Georgii Choerobosci Dictata in Theodosii canones, necno Epimerismi in Psalmos/Ed. T. Gaisford. Oxf., 1842. Vol. 3. P. 1-192). В XII в. др. к-польский автор - знаменитый толкователь Псалтири Евфимий Зигабен (1080-1122) - составил катены на Б. п. (ркп. Vat. gr. 669, XIII-XIV вв.), до сих пор не изданные (в Вероне в 1530 г. был напечатан лат. пер.). Сохранился комментарий к псалмам и Б. п., надписанный именем Никифора Влеммида (1197-1272), но в действительности ему не принадлежащий (содержится в ркп. Sinait. gr. 42; в PG. 142 опубликована лишь 1-я часть комментария). По поздним рукописям (Escorial. Real. Bibl. Phi 3. 13, 1571 г.) известно аналогичное сочинение Феодора Продрома (1095-1152). Существуют и др. анонимные толкования и катены (см., напр., ркп. из собр. ГИМ. Син. греч.: 213, 1-я пол. X в.; 358, рубеж XI-XII вв.; 194, XI в.; 193, 2-я пол. XII в., и др.), до сих пор не изданные ( Schneider. P. 494).

http://pravenc.ru/text/149135.html

43, coll. 536. 537. Epist. 10, cap. 3, l1. PI.. t. 33, col. 411. 37 Contra epist. Parmenian. II, 2:5. PL., t. 43, col. 52. Cfr. Contra litt. Petiliani, II, 90, 199. PL., t. 43, coll. 321–322. Contra epist. Parmenian. III, 3:10. PL., t. 43, col. 97. 40 Epist. 93, 9, 36. PL, t. 33, col. 339. Cfr. Contra litt. Petil. III, 37, 43. PL., t. 43, col. 370. Retract. II, 17. PL., t. 32, col. 637. 41 Contra litt. Petiliani, III, 4:3: Neque hoc ideo· dixerim ut neglegatur ecclesiastica disciplina, et permittitur quisque facere quod velit, sine vrila correptione, et quadam medicinali vindicta et terribili lenitate et charitatis severitate. PL., t. 43, col. 350. 42 Contra litt. Petiliani, III, 4:5: Neque enim ferrum est inimici vulne­rantis. sed medici secantis. PL., t. 43, col. 350. 48 Contra epist. Parmeniani, III, 2:13: non dormiat severitas disciplinae,, in qua tanto est efficacior emendatio pravitatis, quando diligentior conser­vatio charitatis. Tunc autem hoc sine labe pacis et imitatis, et sine laesi­one frumentorum fieri potest, cum congregationes Ecclesiae multitudo ab· eo crimine quod anathematur, aliena est. PL., t. 43, col. 92. Cfr. Brevicu­lus collationis cum Donatistis, dies 3, 9:16: quamvis debeat vigilare eccle­siastica disciplina, ad eos non solum verbis, sed etiam excommunicatio­nibus et degradationibus corripiendos, tamen non solum in ea latentis nesciantur, sed plerumque propter pacem unitatis etiam cogniti tolerentur. PL., t. 43, col. 632. 49 Tunc etiam ille et timore percutitur, et pudore sanatur, cum abuniversa Ecclesia se anathematum videns, sociam turbam cum qua in delicto suo gaudeat et bonis insultet non potest invenire. Contra epist. Parmeniani. Ш, 2, 13. PL., t. 43, col. 92. 51 Contra epist. Parmen. III, 2:14: jam propter multitudine non poterant ita corripi, ut ab eorum conjunctione se caeteri continerent, et eos eru­bescere facerent. PL., t. 43, col. 93. 53 Contra epist. Parmeniani, III, 2:15: Haec qui diligenter cogitat, nec in conservatione unitatis negligit disciplinae severitatem, nec immoderatione coercitionis disrumpit vinculum societatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2310 γρ πλις οκεα τν σοφν ρετ [Ибо родной город мудрецов – добродетель...] (Philo Alexandrinus. Legum allegoriarum liber III, 1, Schwickert. T. 1. P. 126). 2312 Κα πολιτεεται μν ν ορανος, π γς παιδαγωγομενος, πατρα δ κε λαμβνει, ν π γς μανϑνει (Clemens Alexandrinus. Paedagogus III, 12, PG 8, 677C). 2313 Λγουσι γρ κα ο Στωικο, τν μν ορανν κυρως πλιν, τ δ π γς νταϑα οκ τι πλεις (Clemens Alexandrinus. Stromata IV, 26, PG 8:1381). 2315 Schurer Е. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 3 Aufl. Leipzig, 1898. Bd. 2. S. 506–553. 2345 Ambrosius Mediolanensis. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 1, 4–5, PL 15, 1201; Niederhuber J. Op. cit. S. 86. 2347 Idem. Expositio Evangelii secundum Lucam II, 89, PL 15, 1585. Cp.: De viduis, 20, PL 16, 241. 2354 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 47, 4. См.: Pruner J. Op. cit. S. 21. 2356 Ex omni valle congregatus est populus catholicus [От всякой долины собирается народ кафолический] (Ambrosius Mediolanensis. Hexaemeron III, 3, PL 14:156). 2357 Ambrosias Mediolanensis. Expositio in psalnium David CXVIII, sermo 12, 25, PL 15, 1369. Cp.: Niederhuber J. Op. cit. S. 81. 2358 Idem. De Abraham 11, 66, PL 14, 488; DeTobia, 74, PL 14, 788. Cp.: Niedcrhuber J. Op. cit. S. 81–82. 2367 Ex duobus igitur constat Ecclesia, ut aut peccare nescias, aut peccare desinas [ Церковь стоит на двух (принципах): или ты не знаешь греха, или перестаёшь грешить] (Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucam VII, 96, PL 15:1724). 2376 Ubi tres, id est Pater et Filius et Spiritus Sanctus, ibi Ecclesia, quae trium corpus est [Где Трое, то есть Отец, Сын и Святой Дух, там Церковь , которая есть тело Трёх] (Tertullianus. De baptismo, 6, PL 1:1206). 2390 Idem. Expositio Evangelii secundum Lucam VIII, 73, PL 15, 1787. Cp.: Förster Th. Op. cit. S. 164. 2423 Ubi ergo Petrus, ibi Ecclesia; ubi Ecclesia, ibi nulla mors... Beatus Petrus, cui non inferorum porta praevaluit, non coeli porta se clausit; sed e contrario destruxit inferni vestibula, patefecit coelestia. In terris itaque positus coelum aperuit, inferos clausit [Где Пётр, там Церковь ; где Церковь, там нет никакой смерти... Блажен Пётр, которого не одолели врата ада и не закрылись врата небесные, но наоборот, он разрушил вход в ад и открыл на небеса. Итак, будучи поставлен на земле, он открыл небо и заключил преисподнюю] (Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 40, 30, PL 14:1082).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010