Москва. Валовая, 28. Отпечатано с матриц в типо-литографии Издательства Академии Наук СССР. Ленинград, В. О. 9 линия, д. 12. notes Примечания 1 В италиянской поэзии существует род стихотворенья, известного под именем сонета с хвостом (con la coda), когда мысль не вместилась и ведет за собою прибавление, которое часто бывает длиннее самого сонета. 2 Римляне всех, кто не живет в Риме, называют иностранцами (forestieri), хотя бы они обитали только в 10 милях от города. 3 Мельник. 4 Эти слова в украинских семинариях значат: пойти в домашние учители. 5 Нива, засеянная арбузами, дынями, тыквами и т. п. 6 Хорошо! Хорошо! 7 То есть, влюбился. 8 Трубку. 9 В аде. 10 Подсолнечник, по малороссийскому произношению. 11 Негодный ребенок. 12 Не дописано. 13 Не дописано. 14 Описание ее, сделанное В. И. Шенроком (см. Соч. Гоголя, 10 изд., VII, стр. 900–905), мало удовлетворительно: гоголевские записи часто не отличаются от не-гоголевских, в цитатах ряд ошибочных чтений и т. п. 15 Заложенной (по проекту Брюллова) в мае 1833 года и доступной поэтому суждениям „об ее архитектуре“ не ранее 1834 г. См. Соч. Гоголя, 10 изд., V, стр. 586, 591. 16 См. Соч. Гоголя, 10 изд., V, стр. 558. 17 Цензурное разрешение 3-го тома датировано 15-м сентября 1842 г. и подписано цензором А. Никитенко. 18 Пушкин. Переписка, изд. Академии Наук, т. III, СПб., 1911, стр. 168–169. 19 См. В. Виноградов. Эволюция русского натурализма, стр. 178–186 и сл. 20 Две последние статьи появились в „Моск. Телеграфе“ 1832, кн. I, рецензия Полевого на весь сборник там же, ч. 50 (1833 г.), стр. 127–141, 248–269. 21 См. Соч. 10 изд., VII, стр. 906. 22 См. Соч. 10 изд., VII, стр. 873. 23 „Отечественные Записки“ 1842, т. XXV, „Смесь“, стр. 107. 24 Пушкин, Переписка Изд. Академии Наук т. III, стр. 353. 25 Впервые подцензурный Гостиный двор устранен в издании ГИЗа 1928 г. под ред. Б. М. Эйхенбаума. 26 См. В. В. Виноградов. „Эволюция русского натурализма“, Л., 1929, стр. 7-88. На эту связь указывал еще Н. Г. Чернышевский в „Очерках Гоголевского периода русской литературы“ (изд. Пб. 1892, стр. 141–142). 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Wey H., Die Funktionen der bösen Geister bei den griechischen Apologeten des zweiten Jahrhunderts nach Christus, Winterthur 1957. Хранение сердца Adnès C., Garde du coeur, DS 6 (1967) 100–117. Adnès C., Nepsis, DS 11 (1982) 110–118. Agulles E. J., Bienaventurados los puros de corazôn, Valencia 1965. Dupont J., Les béatitudes, Bruges 1954; 2-е изд., Paris 1973, cc. 557–603 (библиогр.). George A., «Heureux les coeurs purs, ils verront Dieu», in Bible et vie chrétienne 12 (1956) 71–77. Guy J. C., Examen de conscience chez les Pères de l’Église, DS 4 (1961) 1801–1807. Hausherr I., Hésychasme, Étude de spiritualité, OCP 22 (1956) 273–285: nepsis; OCA 176 (1966) 225–237. Hausherr I., La méthode d’oraison hésychaste, in Orientalia Christiana 36 (1927) 134–142. Olphe-Galliard M., La pureté de coeur d’après Cassien, RAM 17 (1936) 28–60. Raasch J., The Monastic Concept of Purity of Heart and its Sources, in Studia Monastica 8 (1966) 7–33, 183–213; 10 (1968) 7–55; 11 (1969) 269–314; 12 (1970) 741. Vernay R., Attention, DS 1 .(1937) 1058–1077. Различение духов Bardy G., Discernement des esprits chez les Pères, DS 3 (1957) 1247–54. Cholet A., Discernement des esprits, DThC 4 (1911) 1375–1415. Colombas G.M., Discernimento degli spiriti (diacrisis), DIP 3 (1976) 705–706. Dingjan F., La discrétion dans les Apophtegmes des Pères, in Angelicum 39 (1962) 403–415. Guillet J., Discernement des esprits dans l’Ecriture, DS 3 (1957) 1222–47. Hausherr I., Direction spirituelle en Orient, DS 3 (1957) 1024–1028: La diacrisis. Marty F., Le discernement des esprits dans le Péri Archôn d’Origène, RAM 34 (1958) 147–164, 253–274. Places É. des, Вступ. ст. к кн.: Diadoque de Photicé, SC 5ter (1966) 42–48. Доп. библиогр. см. в кн.: DS 3 (1957) 1275, 1279 слл., 1285, 1291. Испытание совести Guy J. С., U examen de conscience chez les Pères de l " Église, DS 4,2 (1961) 1801–1807. Liuima A. – Derville A., Examen particulier, Там же, 1838–49. Восемь лукавых помыслов Bacht H., Logismos, DS 9 (1976) 955–957.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

259  Занятия Евсевия Эмесского математикой, истолкованные эмесянами ложно, как μρος ποτελεσματικν τς στρονομας, т. е. в смысле занятия его гаданием по звёздам, было причиной возмущения их против него – Sozom. Hist Eccl. III, 6 . PG LXVII, col. 1045; русский перевод 174 стр. Подробнее см. Augusti I. PG LXXXVI. 1, col. 473–478. 260  Zeller Ed. Die Philosophie der griechen in ihrer geschichtl. Entwicklung III Th. 2 Abth. Leipzig. 1868. 633–635 SS. 264  Источники не представляют данных, чтобы более или менее точно определить, когда началось епископство Силуана. Известно, что в 351 году он уже подписал сирмийскую формулу, как епископ, и был преемником по кафедре Антонию, учителю Аэция (Philostorguis III, 15. Ed. Bidez 45–46; русский перевод 347). 269  Тип миссионера-монаха особенно был дорог св. Иоанну Златоусту . Он сам был таким, и других поощрял к такой же деятельности – см., например, письма его к пресвитеру Николаю (Epist. 69. PG LII, col. 646; русский перевод III. 2, 670), к пресвитерам и монахам, проповедующим в Финикии веру язычникам (Epist. 123. PG LII, col. 676–677; русский перевод II, 2. 729). 271  Из фрагментов его – Contra fatum. PG CII, col. 829–877. Ср. отзывы о Диодоре – Harnack, DG. II, 1165, ср. его же – Diodor von Tarsus. Vier pseudojustinische Schriften, als Eigentum Diodors (Texte und Untersuch. B. VI, 4 H. S. 239), Дюшен Л. Ист. древней Церкви. Русский перевод цит. изд. 404 стр. Ermoni V. Diodore de Tarse et son role doctrinal. Le Muséon 1901. 433, 435 p. 274  Поборником истины называет св. Евстафия св. Афанасий – Hist. arian. 4. PG XXV, col. 697–698; русский перевод ч. II, 108 стр. Причина удаления Евстафия заключалась в его мужественной защите никейской веры – об этом мы можем видеть свидетельства – Athan. Hist. arian 4. PG cit. loc; Sozom. H. Eccl. II, 19 . PG LXVII, col. 981–982; русский перевод 121; Socr. I, 23–24. PG LXVII, col. 141–144; русский перевод 94–95; Theodoretus. H. Eccl. I, 21 . Ed. Parmentier 70–72 S; русский перевод 85–87 стр. Philostorgius. H. Eccl. II, 7 . Ed. Bidez 19 S; русский перевод 325 стр. Ср. Hieronymus. Apol. contra Ruf. III, 42. PL XXIII, col. 488; русский перевод ч. V, 142 стр. Правда, мотивом изгнания св. Евстафия выставляются и другие мотивы, например, оскорбление царской семьи (Athan. Hist. arian. 4 cit. loc.), тиранию Евстафия (apud. Theodoretum I, 21. Ed, cit. 72 S; русский перевод 86), но подлинная причина изгнания Евстафия – мужественная борьба его с арианами. Подробный разбор указанных причин изгнания Евстафия не входит в нашу задачу – об этом см. Cavallera. Cit. op. Le Schisme d’Antioche pp. 36–40; 58–64. Salaville S. Eustathe d’Antioche – DCT (Vacan – Mangenot). V v., col. 1556 – 1561. Loofs Eustathius RE 3 B. V, 626; Ср. Venables DChB. II v., 382–383 p; Спасский A. A. Цит. соч. Ист. догм. движений в эпоху всел. соб., стр. 296. Н. Кудрявцев. Евстафий Антиохийский  – Богословский Вестник. 1900, II т. стр. 66–74.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

218 Ср. и R. Steek, Der Galaterbrief, S. 244, а равно Henry St. John Thackeray, The Relation of St. Paul to Contemporary Jewish Thought, p. 193. 221 Ср. Prof. F. Godet, Introduction au Nouveau Testament. Introduction particuliere I: Les epitres de saint Paul. Neuchatel 1893. P. 142. 223 De mutatione nominum § 26: Mangey I, p. 600; Cohn – Wendland II, p. 181; Vonge II, p. 266 – 267. 224 На это уклонение от оригинала в пользу греческого термина указывает и Prof. C. F. G. Heinrici (Der zweite Brief an die Korinther y Meyer VI, S. 447), хотя – наряду с 1Kop. X, 5. XI, 10 – видит здесь отголоски раввининской теологии (S. 447). 225 C. Siegfried, Philo von Alexandria als Ausleger des A. T., S. 305. Hans Vollmer, Die Alttestamentlichen Citate bei Paulus, S. 60. A. Hausrath, Neutestamentliche Zeitgeschichte I: die Zeit Jesu (zw. Aufl., Heidelberg 1873), S. 97. Ср. еще Henry St. John Thackeray, The Relation of St. Paul to Contemporary Jewish Thought, p. 70 – 71. 202. 234. 226 См. выше в книге I – й, стрн. 215 – 216 с замечаниями против интерпретации «семени» в смысле Церкви, как это защищает и Samuel H. Kellogg, Eternal Retribution в «The Presbyterian and Reformed Review» II, 8 (Philadelphia: October, 1891), p. 567 («the Church collectivery»). 568 («the Church as a collective whole»). Franklin Johnson разумеет (The Quotalions of the New Testament from the Old, p. 260 – 269) Христа в качестве главы Церкви. 232 Dr. phil. Pfarrer Eugen Huhn, допуская на основании Онкелоса устную традицию в Puм. XII. 19 и Евр. Х, 30 (Die messianischen Weissagungen des israelitisch – judischen Volkes bis zu den Targumim. II. Teil: Die alttestamentlichen Citate und Reminiscenzen im Neuen Testamente. Tubingen Freiburg i. B. und Leipzig 1900. S. 271. 162), по поводу рассматриваемого отдела (наряду с Puм. V, 14 . 1Kop. IX, 9. X, 2. 4 b. 9. XV, 21 сл. 45. 47. Eф. V, 31 . Ebp. VII, 1 – 10. XI, 9 – 16. 26 . 1Nemp. III, 28 гл.) говорит (S. 279 – 280) следующее: «Mit der historisch – kritischen Auffassung des A. T. sind auch nicht im Einklange die allegorischen und typologischen Erklarungen alltestamentlicher Stellen, welche uns vornehmlich bei Pailis und dem Verfasser des Hebraerbriefes begegnen. Indem die allegorische Auslegung dem geheimen Sinne alttestamentlicher Stellen, den man neben dem durch die grammatisch – historische Auslegung gegebenen suchen zu mussen glaubte, nachspurte, verfiel sie in ein unberechtigtes Spielen mit Worten und Begriffen».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

142. PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143. Она скончалась вскоре после Григория–старшего. 144. Пс. 26:10. 145. Письмо 80; ed. Gallay, 71=2.460. 146. Письмо 76; ed. Gallay, 65–66=2.460. 147. Слово 43. 148. Ср. PG 37, 1071–1072=2.363. 149. Ср. Ruether. Gregory, 42. 150. PG 37, 1074=2.364. 151. PG 37, 1075–1076=2.364. 152. Письмо 77; ed. Gallay, 66=2.463. 153. PG 37, 1251=2.404. 154. PG 37, 1292=2.406. 155. Письмо 95; ed. Gallay, 79=2.468. 156. PG 37, 1306=2.112. 157. Сократ. Церк. ист. 5,5; Созомен. Церк. ист. 7,3. 158. Феодорит. Церк. ист. 5,3. 159. PG 37, 1076–1079=2.364–365. 160. См. Слово 25. О том, что Максим и Ирон — одно и то же лицо, свидетельствует бл. Иероним, который говорит о Слове 25–м следующее: " Похвальное Слово Максиму–философу, по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправделиво заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима, как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время — порицать " " (О знам. мужах 117). Подробнее об Ироне–Максиме см у Mossay. SC 284, 120–141. Ср. HauserMeury. Prosopographie, 119–121. 161. Максим носил белый философский плащ и длинную шевелюру. 162. Греческое слово " " киник " " (циник) созвучно слову kyn (собака). 163. Сл. 25, 2, 1–24; SC 284, 158–160=1.358–359. 164. PG 37, 1085=2.367. 165. Ср. PG 37, 1088=2.368. 166. PG 37, 1087=2.368. 167. Впрочем, для профессионального ритора не представляло трудности представить один и тот же предмет сначала в положительном, затем в отрицательном свете: это было одно из классических упражнений на занятиях риторикой. 168. PG 37, 1081–1083=2.366–367. 169. Т. е. людей сомнительной веры. 170. PG 37, 1090–1093=2.369–370. Намек на распутный образ жизни, который Максим вел в Коринфе. 171. PG 37, 1095–1097=2.370–371. 172. PG 37, 1339–1344=2.267–269. 173. Не приходится сомневаться в том, что Григорий сам внимательно следил за подготовкой всех своих сочинений к публикации — собирал их в книги, отдавал переписчикам, рассылал копии друзьям.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

126 Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 478. 127 Архиепископ Филарет. Цит. соч., с. 151—152. О существовании армянского перевода слова «На Вознесение Господне», авторство которого приписывается св. Мефодию, архиепископ Филарет не имел сведений. 128 Vaillant. Op. cit., p. 652; %Г [H. Musurillo. Le Banquet. Paris, 1963, p. 26. 129 БО 112—115; Ловягин, 112—114. 130 БО 99—110; Ловягин, 103—110. 131 БО 61—62; 115—116; Ловягин, 72, 114. Б. труды, II, 168. 132 БО 131—132; Ловягин, 131. Срав. БО 464—465; Б. труды, II, 178. 133 Bonwetsch. Die Theologie..., S. 8—9. 134 Diekamp. Op. cit., S. 307. Дикамп полагает, что и первая половина трактата «О воскресении» появилась на ликийской почве. 135 G. Fritschel. Methodius von Olympus und seine Philosophie. Leipzig, 1879, S. 5. 136 БО 427; Б. труды, II, 160. 137 БО 92—93; Ловягин, 97—98. 138 Bonwetsch. Die Theologie..., S. 7. Павел Самосатский был осуждён на Антиохийском Соборе в 269 г. (Следует иметь в виду, что не все исследователи уверены в подлинности приведённого в указанном месте «Пира» списка лжеучителей и считают, что здесь не исключена возможность позднейшей интерполяции — см., например, %Г [H. Musurillo. Op. cit., р. 227.) 139 Diekamp. Op cit., S. 307. 140 Полемическая направленность диалога «О свободе воли» не ограничивается задачами борьбы с оригенизмом. 141 БО 206; Б. труды, III, 204. 142 Vaillant. Op. cit, p. 204. 143 Musurillo (Op. cit., p. 227) считает наиболее вероятными границами написания «Пира» 230—260 гг. 144 В заглавии диалога «О свободе воли» (как и в заглавии диалога «О проказе») славянские рукописи неизменно указывают на «святого Мефодия, епископа Филиппийского». Таким образом, налицо формальные данные в пользу того, что оба эти произведения были написаны, когда автор стал уже епископом. Но не исключается и другая возможность: эти заголовки трактатов могут свидетельствовать лишь о том, что их автор в своё время был епископом в Филиппах. 145 «...Et ante hos ex parte Methodius» (Harnack und Preuschen. Op. cit., S. 472).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3669...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

236. Чедвик указывает на чисто эллинский характер этого изречения. Действительно, развод рассматривается в категориях совершенно не библейских и не церковных и оказывается лишь унижением достоинства мужчины. 239. Ср.: 230а и соответствующий комментарий. 240. Ср.: 428. 241. Ср.: мысль Антисфена у Диогена Лаэртского (VI.5. 242. Ср.: Мф 10:8 . 243. Ср.: 145. 244. Ср.: 319. 245. Ср.: 298. 247. Ср.: 234; 283; Сир. 7: 8 ; Клим. Алекс. Стром. II.56. 248. Ср.: Сенека. Письма. 88. 249. Излишество – perierg:a. 252. Чедвик отмечает, что максима «Береги время» иногда приписывалась Хилону и была распространена как изречение семи мудрецов. Ср.: Клим. Алекс. Стром. V.22.1; Cicero. De finibus bonorum et malorum. III.22.73; Philo. De vita contemplativa. 16. 253а. parrhs_ge met a " doaj. Ср.: Клим. Алекс. Стром. VII.44.8. 253b. Ср.: 435; Клим. Алекс. Стром. II.145.1; IV.139.4, 142.1; VII.77.3, 78.5. 255. См. комм. к 196. Чедвик отмечает, что это тема общая для стоиков. Ср.: Сенека. Письма. 90.1; 93.2. 256. Ср.: Сир 16:1–3 . 257. Чедвик вновь отмечает, что здесь имеется развитие общестоической темы. 258. Ср.: Сенека. Письма. 3.2. 259. Ср.: 194. 260. Ср.: 210. 261. Афинагор пишет, что для христиан невыносимо видеть казнь осужденных даже по закону (Прошение о христианах. 35. 263. Ср.: 300; Платон. Законы. 913c – здесь выражение почти дословно совпадает с первой половиной секстовского афоризма. Ср. тж.: изречение Солона у Диогена Лаэртского (I.57. 264a. § k_kthsai тщ Crqщ lTgJ. 264b. p_ntwn, возможный перевод – «от всех». 267. Ср.: Клим. Алекс. Стром. VII.77.6. 268. Эта мысль приписывается Сократу у Ксенофонта (Воспоминания о Сократе. I.3.5. 269. Ср.: Сир 31:27–30 (греч., 31–35 (слав.; Сенека. Письма. 83, 18. Священномученик Мефодий Олимпийский . Пир десяти дев. Речь Фаллусы. 5–6. 271. Ср.: 317; Рим 7:18 ; Гал 5:16–17, 19–21 . 272. Ср.: Сенека. Письма. 27.2–3; Epict. Enchir. 34. 273. Цитируется Оригеном (Comm. in Matth. XV.3. 276. Ср.: 119; 278–281. Ср.: Цицерон. Об обязанностях. I.103–104; Epict. Enchir. 33.4; Клим. Алекс. Педагог. II.46.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izrechenija-...

Die Keilinschriften und das Alte Testament. S. 36). – или от слова zakaru – быть высоким, возвышаться, как объясняет Тиле (Tiele. Babylonisch-assyrische Geschichte. 2. Teil. S. 543). 138 Dillmann. Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zum Alten Testament. XI. Lieferung Die Genesis. S. 204. 139 Thiersch. Die Anfänge der heiligen Geschichte. S. 83. – Schroeder. Le premiere livre de Moise. I partie. P. 308. – Тареев. Искушения Богочеловека. Москва. 1892. Стр. 46. 142 Schroeder. Le premiere livre de Moise. I partie. P. 310. – Дьяченко. О приготовлении рода человеческого к принятию христианства. Москва. 1884. Стр. 97. 143 Schelling. Sämmtliche Werke. II. Abth., 1. Band. Einleitung in die Philosophie der Mythologie. Stuttgart. 1856. S. 103–105, 111–112, 115, 130–131, 137, 175–176, 181–182, 184, 192. 156 Vitringa Compegius. Observationes sacrae, libri sex. Lib. I, cap. I–IX. De confusione linguarum. Jena. 1723. P. 119, 120, 123. 157 Hoffmann. Weissagung und Erfüllung im A. und N. Testament. I. Hälfte. Nördlingen. 1841. S. 96. 163 Schan. Apologie des Christenthums. I. Th. Freiburg. 1887. 8. 331. – Zeller. Biblisches Wörterbuch. II. Band. Stuttgart. 1866. S. 499. – Keil u. Delitsch. Biblischer Commentar über d. A. T. I. Th., 1. B. S. 118. 168 В таком смысле представляет смешение языков Вернер (Werner. Geschichte der neuzeitlichen christlich-kirchlichen Apologetik. V. Band. Schaffhausen. 1867. S. 467). 174 Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. 1. Th. S. 181. – Kaulen. Sprachverwirrung. Mainz, 1861. S. 220. 180 И. Флавий. Иудейские древности, пер. Генкеля. Том I. Стр. 20. – Oracula sibyllina, rec. Rzach. Vindobonae. 1891. P. 54. 181 Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. Band III – 1· Hälfte. S. 203. – Tiele. Babylonisch-assyrische Geschichte. 1. Teil. S. 87. 182 Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. Band III – 1· Hälfte. S. 109, 203. – Tiele. Babylonisch-assyrische Geschichte. 1. Teil. S. 87. 183 Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. Band III – 1. Hälfte. S. 111, 117, 121, 123, 131, 137, 153, 163, 165, 173, 175, 177, 179, 181, 183, 184, 185, 187, 189, 191, 193, 197, 199, 203. Band. III – 2. Hälfte. S. 7, 9, 11, 19, 23, 25, 33, 39, 47, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 67, 69, 71, 73, 77, 81, 83, 85, 87, 95, 97, 99, 107, 113, 119, 121, 125, 137, 141. Band II. S. 9. Band IV. S. 65, 67, 69, 73, 75, 89, 95, 97, 167, 169, 171, 173, 175, 177, 179, 181, 183, 185, 187, 189, 191, 193, 195, 197, 199, 201, 203, 205, 207, 209, 211, 213, 217, 219, 221, 223, 227, 229, 231, 233, 235, 237, 239, 241, 243, 245, 247, 249, 251, 253, 255, 257, 259, 261, 263, 265, 267, 269, 271, 273, 275, 277, 279, 281, 283, 285, 287, 289, 291, 293, 295, 297, 299, 301, 303, 305, 307, 309.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

250 Ср.: Mart. Pol., 20, 2; 22, 3; Acta lust. A, 6; Mart. Cononi, 6, 7; Mart. Dasii, 12, 2; Mart. Agapae, 1, 2 251 Литцман полагает, что параграф 47 – позднее дополнение к тексту (Lietzmann H. Die älteste Gestalt der Passio SS. Carpi, Papylae et Agathonices. S. 249). 252 Возможно, город Гордое/Юлия Гордое в Лидии, неподалеку от Фиатиры (Mullen R. L. The Expansion of Christianity... P. 111). 254 Происхождение Агатоники не указано, но, скорее всего, она была жительницей Пергама: об этом свидетельствуют крики толпы: «Пожалей себя и своего сына», что указывает на знакомство зрителей с ее семьей (Jones С. Notes on the Acts of Carpus... P. 263). 255 Латинская версия не указывает, что местом действия оказывается Пергам. В отличие от греческого варианта, указан духовный сан Карпа и Памфила, а Агатоника оказывается арестована и приведена на суд вместе с ними. О проконсуле Оптиме нам ничего не известно; это имя, скорее всего, вымышленное или является результатом ошибки (см. примеч. (274) в этом разделе). 264 Подробнее об истории Пергама см.: Rohde E. Pergamon. Burgberg und Altar. Berlin, 1982; Климов О. Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. СПб., 2010. 265 О религиозной истории Пергама см.: Pergamon – Citadel of the Gods. Archaeological Record, Literary Description, and Religious Development/Ed. H. Koester. Harrisburg, 1998. 268 Существование храма Каракаллы признается не всеми современными историками (.Price S. R . F. Rituals and Power. The Roman imperial cult in Asia Minor. Cambridge, 1984. P. 252–253). 269 Nilsson M. P. Zwei Altäre aus Pergamon//Eranos. Vol. 54. 1956. S. 163–173; Delling G. Die Altarinschrift eines Gottesfrürchtigen in Pergamon//Novum Testamentum. Vol. 7. 1964/5. S. 72–80; Левинская И. A. Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 142–143. 270 Свод упоминаний о христианах в Пергаме до 325 г. см.: Mullen R. L. The expansion of Christianity. P. 104. 271 Что именно имеется в виду, точно сказать невозможно. В этом «престоле сатаны» можно видеть указание на алтарь Зевса, храм Асклепия, храм Августа или на город в целом как центр римской провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010