“Исихастское Утешение” представлено следующими рукописями: Codex Vat. gr. 736 (XIV в.) 113  – единственная рукопись, содержащая произведение полностью; Codex Arund. 520 (конец XIVb ), Codex Barb. 420 (конец XIV в). – по 7–8 Слов; Codex Athen. 534 (XVI в.), Codex Iv. 506 (XIV в.), Codex Xenoph. 503 (206) (конец XVI в.), Codex Mosq. 427 (XVI в.) – одно слово. Кроме этого, известны рукописи, оставшиеся пока для нас недоступными: Патмосская (Codex Patmiacus 690 [XV в.], Л. 170–175) – и, вероятно, еще одна некатолагизированная рукопись из собрания Барберини. Ввиду подготовки (под руководством А. Риго) А.Ю. Виноградовым, А.О. Родионовым и нами этого труда к критическому изданию, настоящая статья не позволяет более подробно останавливаться на этом монументальном сочинении Ангеликуда. Итак, личность и наследие преподобного Каллиста Ангеликуда являются важнейшим объектом изучения для историковмедиевистов, палеографов, философов, филологов. С публикацией его сочинений начинается новая веха в изучении богословия и философии паламизма и антитомизма в Византийской Империи на ее закате. Крайне скудные исторические сведения об этом выдающемся мыслителе поздней Византии восполняются богатейшей сокровищницей текстов, почти нетронутой наукой и поражающей своим великолепием. 1 Путь к священному безмолвию (малоизвестные творения святых отцовисихастов) Сост., общ. ред., предисл. и прим. А.Г. Дунаева. М., 1999. С. 10. 2 После битвы при Марице в 1371 г. – см.: Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1963. S. 541. 3 Венеция, 1782. Р. 1113–1159. Перепечатано в PG 147. Col. 833–942; 2-е афинское изд. 1893. Т. 2. С. 462–498; 3-е афинское изд. 1963. Т. 5, С. 4–59; см. также: Philocalia. 1976. P. 4–59. 4 Очевидно, именно по этой причине труд не вошел в русское “Добротолюбие” в переводе еп. Феофана (Говорова), так как он чаще и по преимуществу пользовался новогреческой парафразой [см.: Господина Каллиста Тиликуды о безмолвнической жизни Пер. еп. Феофана (Говорова)//Добротолюбие. М., 1900. Т. 5 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992). С. 429–435]. Очевидно, если бы трактат Катафигиота все же был переведен, он, если судить по возвышенности и мистичности сочинения, вошел бы в последний – пятый том “Добротолюбия”.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

2 . Διδμου Τυφλο. Υπμνημα εις Ιβ. Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων και Εκκλησιαστικν Συγγραφων. Τμος 47. «Αποστολικ Διακονα της Εκκλησας της Ελλδος», Αθνα, 1971. Fragmenta in catenis 3 . Hagedorn 1994 – Hagedorn U. & D. Die älteren griechischen Katenen zum buch Hiob. Band I. Einleitung, Prologe und Epiloge, Fragmente zu Hiob 1,1–8,22 (PTS 40). Berlin–New York. Walter de Gruyter. 1994. 100 р. 4 . M. Capasso. G. Messeri Savorelli. R. Pintaudi. Neue Frafmente des Hiobcommentars Didymos’ des Blinden? Miscellanea papiropogica in occasione del bicentenario delle charta Borgiana (Papyrologica Florentina XIX). Parte prima. Firenze. 1990г. S. 245–254. 5. Junius 1637 – Junius P. Catena graecorum patrum in beatum Job. London. Ex typographio Regio. 1637 . Фрагменты толкования на Песнь Песней. Fragmentum in Canticum canticorum in catenis. CPG 2554. 1 . PG 39, 1120–1153. TLG 2102/14. 2 . Meursius 1617 – Meursius J. Eusebii, Polychronii, Pselli in Canticum Canticorum expositiones graece. Leiden Batauorum. Ex officina Elzeviriana. 1617. р. 19. 3 . Lami 1746 – Lami G. Joannis Meursi Operum. V. 8. Flofence. Apud Tartinium et Franchium. 1746. Commentarii in Ecclesiasten in chartis papyraceis Turanis. CPG 2555. 1 . Didymos der Blinde, Kommentar zum Ecclesiastes (Tura-Papyrus). In Zusammenarbeit mit dem Ägyptischen Museum zu Kairo, unter Mitwirkung von Ludwig Koenen herausgegeben, übersetzt und erklärt von Johannes Kramer. – Teil I, 1, Kommentar zu Eccl. Kap. 1,1–2,14, hrg. und übersetzt von G. Binder und L. Liesenborghs. Bonn 1979.//рец.: NRTh 103. 1981. p. 435–436. Martin.//ZKG 96. 1985. S. 425–429. Bienert.//TLG 2102/011. – Teil I, 2, Kommentar zu Eccl. Kap. 1,1–2, 14. (Erläuterungen) von G. Binder, Bonn 1983. –Teil II, Kommentar zu Eccl. Kap. 3–4, 12. hrg. und übersetzt von M. Gronewald, Bonn 1977.//TLG 2102/047. –Teil III , Kommentar zu Eccl. Kap. 5 und 6. hrg., übersetzt und erläutert von J. Kramer, Bonn 1970. xix & 103 S.//рец.: RBi. 78. 1971. р. 638. Tournay.//OCP. 37. 1971. 503 р. Ortiz de Urbina.//AC. 40. 1971. р. 753. Schwartz.//JEA. 43. 1972. р. 334–335. Brock.//REA. 73. 1971. р. 471–473. Courcelle.//TLG 2102/5

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

315 . Lavriotis К. Λу ιοι γιορεται. Κοσμ ς Λαυριτης, Εθμιος, σιος θανσιος, κττωρ τς μεγστης Λαρας//EkklAl 1893–1894. 133. 180–182, 197, 229. 316 . Pantokratorinos Α. Δο κατλογοι τν ν Κωνσταντινουπλει κα Θεσσαλονκ χρηματισντων πιτρπων το γου ρους//GP 1923. 7. 120–127. 317 . Patria Athonensia//BHG 1054u-w. Афонские подвижники Интернет-ресурсы: http://www.doaks.org/hagiointro.pdf Петр Афонский BHG 1505–1506е IX в. (?) 318 . Rigo A. Alle origini dell’Athos. Vita di Pietro l’Athonita/Introd., trad., note a cura di Antonio Rigo. Bose 1999. 112. Житие, составленное Николаем 319 . АП 8 .314). 1. 486–514. 320 . Житие преп. и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Св. Афонской Горе. 1 СПб. 1869. 7 М. 1901. 36. 321 . BibS 10. 712–713. 322 . Binon St. La vie de S. Pierre l’Athonite//Atti de V Congr. Intern. di Studi Bizant. (Studi Bizant. e Neoell. 5). 1939. 41–53. 323 . Kaster K. G. Petrus vom Athos//LCI 8. 177. 324 . Lake К.//Id. The early days of monasticism on Mount Athos 8 .231). 18–39. [Первое науч. изд.]. 325 . Papachryssanthou D. L’office ancien de saint Pierre l’Athonite//AB 1970. 88. 27–41. 326 . Papachryssanthou D. La Vie ancienne de saint Pierre l’Athonite. Date, composition et valeur historique//AB 1974. 92. 19–61. Житие, написанное св. Григорием Паламой BHG 1506 327 . AASS Iun. II (1698) 538–556, 3 Iun.. III, 35–53; PG 150, 996–1040. См. 6 .989, 990. Эпитома Ркп.: BHG 1506e. 328 . Halkin F. Vie brève de S. Pierre l’Athonite//AB 1988. 106 (3–4). 249–255. Евфимий Младший (Фессалоникийский) Ум. 898, Окт. 14, подвизался на Афоне и в Фессалониках. Житие и служба Житие написано св. Василием Солунским (BHG 655; DS 4(2), 1723–1724) 329 . АП 8 .314). 2. 251–273. 330 . Petit L. Vie et office de saint Euthyme le jeune par son disciple Basile//ROC 1903. 8. 168–205 [текст жития], 503–536 [текст службы]. [Clugnet L.] Vie et office de saint Euthyme le Jeune//BHO. 1904. 5. 14–51. Исследования 331 . [Anonymos]. Euthymius der Neue (der Jüngere, von Thessalonike)//LCI 6, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

502 Четвертый класс граждан, согласно Солону, – поденщики, свободные от всяких податей, но не имевшие права занимать государственные должности. Именно они служили в афинской армии легковооруженными и матросами. 503 Проживавшие в Афинах иностранцы, несшие одинаковые повинности с гражданами, но не имевшие политических прав; они не платили налога на проживание, не обязаны были иметь патрона, имели право на приобретение недвижимости. 504 Иностранцы платившие «метэкион», т.е. налог на проживание, не имевшие политических прав, обязанные иметь патрона, не имевшие права приобретать недвижимость и вступать в брак с афинянами. 507 Т.е. мест традиционного явления пророчеств. Достаточно вспомнить пещеру Трофония в Беотии или расселину в Дельфах и ключ, из которого пила Пифия. 509 Намек на преследования, которым подвергались прорицатели во времена Синезия. Их багаж подвергался досмотру с целью выведать тайну священных церемоний, вокруг них было полно доносчиков. 512 Ср.: Гомер. Одиссея, 19, 562–565 (пер. В.А. Жуковского): Создано двое ворот для вступления снам безтелесным В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой; Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой, Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен... 515 Слово, могущее обозначать как «всем вместе», так и «всем разом», т.е. с акцентом на «немедленно» – как его и понял Агамемнон. 519 Арат. Явления, 811–817 (цитируется по изданию: Арат Солийский. Явления. СПб., 2000. С. 115. Пер. К. А. Богданова). Арат (ок. 310–245 до н.э.) был современником и другом Феокрита. Его «Явления» посвящены проблемам астрономии и метеорологии. 520 Т.е. конституции каждого из этих единичных духов, мыслимой натуралистически. Ср.: Никифор Григора. PG 149, 627А. 523 Т.е. во всем множестве образов, появляющемся в результате мути и движения воды, общее только то, что они все суть ложь. 524 Первая пифия в Дельфах, дочь Аполлона. Ее имя служило для обозначения предсказательницы вообще. 527 В древнегреческой мифологии братья (От и Эфиальт), которые славились нечеловеческой силой и буйным нравом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Khoury A-T. Les Theologiens byzantins et l " Islam. P. 207. Abel A. La Lettre polemique d’Arethas a l’emir du Damas//Byzantion. 1954. 24. P. 348. Khoury A-T. Les Theologiens byzantins et l " Islam. P. 213. Jeffery A . Ghevond " s text of the Correspondence… P. 271. Kitab al-Unwan/PO. T. VIII, 3. P. 503. Patmoui Arcroumeac’i 5 girs camn 996. Constantinople, 1852. P. 116. Brooks E.W . Byzantines and Arabs in the Time of early Abbasids//English Historical Review. 1900. 15. P. 731. Schenk H . Kaiser Leons III: Walten im Innern//Byzantinische Zeitschrift. 1896. 5. P. 277. Todt K-P . Leon III., Kaiser//BBKL. 1992. Band IV. S. 1474. Не считая Корана, это одно из очень немногих мусульманских полемических сочинений, переведенных на греческий и получивших – в связке с его опровержением – некоторое распространение в христианском мире. PG. T. 107. Coll. 321D. Там же. Coll. 322А. Khoury A-T. Les Theologiens byzantins et l " Islam. P. 207. Jeffery A. Ghevond " s text of the Correspondence… P. 331. Там же. P. 270. Намек на то, что Мухаммед в своем Коране искажал сказания Библии. Без второканонических книг. Пятикнижие Моисеево считается как одна. Здесь автор письма ошибается, путая цитаты. Одно из названий Корана. Так называли зятя и племянника Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Рукун – арабское название Черного Камня. Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Андрей 24 июня 2013, 18:49 Мне тоже очень понравилась статья. Спаси Бог. Андрей 20 февраля 2009, 17:40 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Спаси Вас Господи, дорогой Юрий Максимов! михаил 20 февраля 2009, 17:40 СПАСИБО! Такие знания надо нести всем людям и как можнобыстрее и во всех видах.Книги,интернет,газеты,журналы,тв,радио и живое слово в Церквях и на улицах Православия. Вячеслав 20 февраля 2009, 17:40 Статья очень понравилась, думаю, что многое написаное здесь пригодиться мне в споре с неверными. Однажды когда я работал охранником в игровом зале, ко мне пристал один мусульманин с рапросами. Он пытался убедить меня в своей правоте разными примерами, но на всё получал достойный отпор с моей стороны. По скольку я знаком с мусульманством лучше чем он с Православием, мне было легче вести полемику. Под конец беседы я привёл такой пример, от которого сам удивился, опишу его в форме диалога.

http://pravoslavie.ru/3968.html

501 Несколько африканских епископов из его друзей фигурировали в числе пятиста собравшихся епископов. В Соборе участвовали также тридцать семь игуменов, священников и греческих монахов, большинство из которых были изгнаны с Востока арабским вторжением. (L. BREHIER, Grégoire le Grand, les États barbares et la conquête arabe (590–757), p. 167) 502 Хотя он был составлен не без участия преп. Максима (см.: J. PIERRES, «Sanctus Maximus Confessor, princeps apologetarum synodi lateranensis anni 649», Rome, 1940), этот сборник не надо путать с тем, который сохранился как «Opuscule théologique et polémique XV» (PG 91, 153C-184C): его преп. Максим составил в 646 или 647 году по настоянию епископа Стефана Дорского. Этот последний был послан Софронием в качестве его представителя в Рим. После смерти Софрония он был послан изобличать неблаговидные действия Сергия Яффского, который установил в Палестине параллельную монофелитскую иерарахию. Он был назначен папой в 647 г. апостольским викарием в Палестине с миссией низлагать епископов неканонического поставления и принимать тех, кто вернулся бы к православной вере. Это вмешательство Рима в дела Палестины было мало оценено не только монофелитскими епископами, но и епископами, которые оставались православными. Столкнувшись с трудностями, которые они ему чинили, он был замешен Иоанном Филадельфийским, несшим на себе еще и заботу об Антиохийской Церкви. Его миссия также не увенчалась успехом. См.: Mansi X, 822С; L. BRÉHIER, Grégoire le Grand, les États barbares et la conquête arabe (590–737), p. 165–166; С von SCHÖNBORN, «La primauté romaine vue dOrient pendant la querelle du monoénergisme et du monothélisme (VII-e siecle)», Istina, 21, 1976, p 487–490 503 См.: R. RIEDINGER, «Aus den Akten der Lateran-Synode von 649», Byzantinische Zeitschrift, 69, 1976, p. 17–38 «Grammatiker-Gelehrsamkeit in den Akten der Lateran-Synode von 649», Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik, 25, 1976, p. 57–61, «Griechische Konzilakten auf dem Wege ins lateinische Mittelalter», Annuarium historiae Conciliorum, 9, 1977, p. 253–301, «Die Lateran-Synode von 649 und Maximus der Bekenner» F. HEINZER, С von SCHÖNBORN (éd.), Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Friburg, Suisse, 1982, p. 11–121

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

498 Слово (Ευσβεια нередко употреблялось древнецерковными писателями в значении «христианская (православная) вера». – Ред.   501 CPGS 1092–1098. TLG 1495/1–3. Исследование, подробную библиографию и перевод всех сочинений и фрагментов Мелитона см. в СДХА. С. 419–693. См. также: Дунаев А. Г. Наследие Мелитона Сардского в контексте раннехристианской и византийской культуры/Автореф. дис. канд. ист. наук.//М., 2000; Он же. ΖΗΤΗΜΑΤΑ ΜΕΛΙΤΩΝΙΚΑ, 1. «Tot Περ του Πσχα δο»: разгадка «тайны Евсевия»?//Христианский восток. Т. 2 (VIII): Новая серия. СПб., 2001. С. 299–308; Он же. ΖΗΤΗΜΑΤΑ ΜΕΛΙΤΩΝΙΚΑ, 2. О значении армянского и арабских фрагментов для реконструкции гомилии св. Мелитона Сардского «О душе и теле»//Там же. Т. 3 (IX). Новая серия. СПб., 2002. С. 374–388. Эти материалы представлены на сайте http://www.danuvius.orthodoxy.ru . – Изд. 503 Точнее, сохранилось среди толкований Феодорита. В «Изъяснении восьмикнижия» имеются вставки катенарного характера, в том числе и из творений Оригена , вряд ли сделанные самим Феодоритом, а не позднейшими компиляторами. В русском переводе и в новейшем критическом издании эти вставки опущены. Текст см.: PG 80. Col. 113. – Изд.   504 А. Г. Дунаев предлагает, учитывая контекст Оригена , более буквальный вариант перевода: «... сочинение о [том,] что Богтелесен» (СДХА. С. 689), хотя признает его не вполне точным «и филологически, и богословски» (там же. С. 692). – Ред.   508 Сочинение «О Пасхе» обнаружено и издано в XX столетии (имеется несколько русских переводов). Проблема пасхальных споров в нем не затронута, однако сегодня почти никто не сомневается, что это – то самое сочинение, о котором говорит Евсевий. Что означают слова Евсевия о «двух книгах», до сих пор не установлено, хотя существует ряд гипотез. – Изд.   509 Согласно тексту критического издания Hist. eccl. (SC 31. P. 208; чтение φσβως содержится только в рукописи А): «О вере человека» (Шр1 πστεως νθρωπου). – Ред.   510 Согласно тексту критического издания (ibidem; чтение κτσεως также содержится лишь в рукописиА): «О вере и рождестве Христа» (Περ πστεως κα! γενσεως Χριστο). Вероятно, это два отдельных произведения. – Ред.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 14, PG 94, 860; русский пер.: I, 185. 494 Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 6. 495 Ср. Епископ Сильвестр. Цит. соч., т. II, с. 131. 496 Свят. Иоанн Златоуст. In Hebr., horn. 2, 1, PG 63, 19. 497 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. I, 13, PG 94, 852; русский пер.: I, 182. 498 Восточное отеческое различение сущности и сил в Боге всегда оставалось чуждо западному богословию вместе с основанным на нем различением апофатического и катафатического богословия; блаж. Августин его критически отвергает: см. Попов И.В. Цит. соч., с. 353 и Далее. Ср. Бриллиантов А. Цит. соч., с. 221 и далее. 499 Св. Дионисий Ареопагит. Dedivin. nomin. II, 5, PG 3, 641. 500 Ср., например, Decoel.hier. 11, 3, PG 3, 141. 501 Epist. 1, ad Caium., PG 3, 1065А. 502 De divin. nomin. XI, 6, PG 3, 956. 503 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. 1, 4, PG 3, 589; V, 1–2, PG 3, 816B–C; ср. Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. de divin. nomin., in V, 1, PG 4, 309: исхождением же называет Божественное действие, которое произвело всё сущее; in I, 5, PG 4, 205, 208: промышление и исхождение вовне противополагается здесь Самому Богу. 504 De divin. nomin. IV, 13, PG 3, 712. 505 De divin. nomin. V, 8, PG 3, 824; V, 5–6, PG 3, 820; XI, 6, PG 3, 953 ss. Ср. у Бриллиантова всю главу об «Ареопагитиках», сс. 142–178; Попов И. В. Цит. соч., сс. 349–352. Псевдоэпиграфический характер «Ареопагитик» и их тесная связь с неоплатонизмом не умаляет их богословского значения, признанного и засвидетельствованного церковно–отеческим авторитетом. Конечно, здесь остается нужным новое историко–богословское исследование и оценка. 506 Св. Дионисий Ареопагит. De divin. nomin. IX, 1, PG 3, 909. 507 Свят. Григорий Палама. Capit. phys., theol., etc., 68–69, PG, 150, 1169. 508 Ibid., 75, PG 150, 1173: Свят. Григорий исходит из троякого различения в Боге: сущности, энергии и троичности ипостасей. Соединение с Богом [по сущности] невозможно, ибо, по всеобщему суждению богословов, по существу или в существе Своем Бог «несообщим». Соединение по ипостаси свойственно только Вочеловечившемуся Слову. Преуспевшие же твари соединяются с Богом по действию, причащаются не естества, но Его действия; cap. 92, PG 150, 1188: через причастие «Боготворной благодати» соединяются с самим Богом; cap. 93, PG 150, 1188: Божие просияние и боготворное действие, причастники которого обожаются, есть Божия благодать, но не естество Божие; ср. сарр. 78, 141, 144, PG 150, 1176, 1220, 1221; Theoph., PG 150, 912 et 928D; ср. Ibid., PG 150, 921 et 941. Ср. синодик собора 1452 г. у преосв. Порфирия (Успенского): История Афона. Т. III, 2. СПб., 1902, приложения, с. 784; и в Триоди, по венец, изд. 1820 г., 168. Это — мысль преп. Максима: Бог и сообщим — по Своим дарам, и несообщим — ибо ничто не причастно самой Его сущности, apud Euthymii Zigabeni Panopliam. tit. 3, PG 130, 132. 509

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

выше, с.25, прим.8), которой преп. Максим не разделяет. 498 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 700B, p.254; XXII,320A, p.45 [р. п. II,76]. 499 Cp. Ambigua, PG.91, 1309B-C, f.223a-b; 1384C. 1385A, f.252b; 1280D, f.212a. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 9. 25, PG.25, 112A. 140C-D; р. п. I,202,223. 500 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 721C, p.267. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a; ср. 1321А, f.228a. Cap. quing. I,11. — Как видим, у преп. Максима намечается три искупительных момента, подобно тому, как и у св. Афанасия тоже указывается три: избавление от нетления через соединение с Богом (обожение), воссоздание образа Божия (научение), уплата долга смерти (восприятие нашего осуждения — тления и смерти) (De incarnatione Dei Verbi 20. 54, PG.25, 129D, 192B; р. п. I, 216. 260). У преп. Максима, впрочем, содержание каждого момента раскрывается полнее; кроме того, обожение понимается в истолковании Леонтия Византийского (см. гл.«Полемика с монофизитами», прим. 42–53), т. е. приурочивается ко времени после воскресения. 501 Ambigua, PG.91, 1280А. 1320А, f.211b-212a. 227а–в. 502 Ibid. 1333С, f.233b; 1361A,1365C, f.245a,246a. св. Григорий Нисский, Or. cat. 35, PG.45, 88A; р. п. IV, 89. — св. Григорий Богослов (Or.40, n.2, PG.36, 360В-361А; р. п. III, 224–225) различает три рождения: плотское (рабское и страстное), в крещении (свободное и истребляющее страсти) и при воскресении, и говорит, что все эти три наших рождения почтил Господь. Учение о трех рождениях (в ειναι, ευ ειναι, αει ειναι) разделяет и преп. Максим (Ambigua, PG.91, 1325В, f.230a). 503 Ad Thomam, PG.91, 1044A, f.108a-b. Liber ascet. 1, PG.90, 912C, p.368 [р. п. I,75]. Cp. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346 [р. п. I,187]; Ambigua, PG.91, 1348C-D, f.239a. 504 Ambigua, PG.91, 1308D-1312A, f.223a-224a. 505 Disputatio, PG.91, 325А, p.180. Tomus ad Stephanum Dor., PG.91. 156C, p.82. Cap. XIII de vol.13, Прилож., с.65.23–25. См. выше, с.89, прим.1. 506 См. гл.«Тайна боговоплощения», прим. 60. 507 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400С, p.91 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

225 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268 PG 36, 165С. В оригинальном тексте Слова: «исполняющий мир по сущности». 226 Деяния поместного собора против мессалиан (390) не сохранились. 227 Григорий Богослов, Слово 30, 21 — Barbel 214 PG 36, 132В. 228 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 1, 4, op. Cit., 4, 32 PG 94, 800ВС. 229 Григорий Богослов, Песнопения таинственные, Слово 4, 84, PG 37, 422А. 230 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 231 Молитва «Царю Небесный». 232 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 233 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1268D. 234 Он же, Против Евномия, 11 — Jaeger 1, 180 PG 45, 416ВС. 235 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, Jaeger 8, 1, 187—188 PG 46, 264D. 236 Григорий Богослов. Слово 30, 18, Barbel 206 PG 36, 125С. 237 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3, 15 — PG 94, 1056С, Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 15, op. Cit., 59, 128—134. Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341 ABC. 238 Он же, Против Евномия, 1, 8, PG 29, 528ВС. 239 Афанасий Александрийский, Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.], PG 28, 924B. 240 Анастасий Синаит, " Οδηγς , 2, PG 89, 53C. 241 В греческом издании указан источник цитаты: «Григорий Нисский, К Авлавию, о том, что не три бога 3, 1 — Jaeger 46 PG 45, 124D-125A», но ни в указанном месте, ни в каком-либо другом у св. Григория Нисского, мы приведенных слов не нашли. Часть фразы кажется заимствованной из 30-го Слова св. Григория Богослова, а остальное — неизвестного происхождения. 242 Цитата также не поддается идентификации. 243 Василий Великий, Письмо 189, 7—8, Courtonne 2, 140 PG 32, 693С-696А. 244 Григорий Нисский, Contra Eunomium: Book 2, chapter 1, section 499, line 3—8. 245 Там же, section 501, line 1 — section 503, line 7. 246 Иустин Философ (псевдэпиграф). Христианские вопрошания к эллинам, 3, 2 — PG 6, 1433В. 247 « ατοπαρακτος » — слово встречается только в указанном сочинении. Lampe дает для него перевод: «self-originate».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010