2108       Strzygowski J. Die christliche Denkmäler Ägyptens//Römische Quartalschrift. 1898. Bd. 13. S. 1–41. 2109       Weigall A. Report on the Antiquities of Lower Nubia. Oxf., 1907; Mileham G.S. Churches in Lower Nubia. Philadelphia, 1910. 2110       Monneret De Villard U. La Nubia medioevale. I–II. Cairo, 1935; III–IV. Cairo, 1957; Idem. Storia della Nubia cristiana. Roma, 1938 (Orientalia Cristiana Analecta, 118). 2114       Saeku P.Y. The Nestorian Monument in China. SPCK, 1916; Koshelenko G.A., Bader A., Gaibov V. The Beginning of Christianity in Merv//Iranica Antiqua. 1995. Vol. 30. P. 55–70. 2116       Кызласова И.Л. Последний период жизни и деятельности академика Н.П. Кондакова : Обзор дневников Н.П. Кондакова (1917–1925 годы)//Она же. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси: 1920–1930 годы. По материалам архивов. M., 2000. С. 20–78. 2117       Работы последнего периода жизни ученого были изданы посмертно: Кондаков И.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. 2119       Kondakoff N. Les costumes orientaux à la cour Byzantine//Byzantion. 1924. T. I. P. 7–49. 2122       Rhinelander L.H. Exiled Russian Scholars in Prague: The Kondakov Seminar and Institute//Canadian Slavonic Papers. 1974. T. 16. P. 333–351; Skàlova Z. Das Prager Seminarium Kondakovianum, später das Archäologische Kondakov-Institut und sein Archiv//Slavia Gandesia. 1991. T. 18. S. 21–43; Розов B.A. Seminarium Kondakovianum: Хроника реорганизации в письмах. СПб., 1999; Басаргина Е.Ю. Археологический институт им. Н.П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum): По материалам архивов Праги//Мир русской византинистики… С. 766–811; Beisswenger M. Das Seminarium Kondakovianum in Prag (1925–1952); Geschichte einer russischen wissenschaftlichen Institution. Prag, 2005. 2123       Беляев H.M. Очерки по византийской археологии//Seminarium Kondakovianum. 1929. T. 3. C. 49–137. 2125       Foletti I. The Last Kondakov: Rediscovery of a Manuscript//Orientalia Christiana Periodica. 2008. T. 74, 2. P. 495–502.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

531 Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–733//Silloge Bizantina in onore di Silvio Giuseppe Mercati. R., 1957. (Studi Bizantini e Neoellenici; 9). P. 14–31. 532 Частично издана А. А. Дмитриевским в его «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (К., 1901; Hildesheim, 1965r. Т. 2: Εχολγια. С. 993–1052); в компиляции М. Арранца (Arranz M. L’Eucologio costantinopolitano agli inizi del secolo XI: Hagiasmatarion & Archieratikon (Rituale & Pontificale) con l’aggiunta del Leiturgikon (Messale). R., 1996) приведены разночтения по этой рукописи (под сиглой COI). 533 Passarelli G. L’Eucologio Athon. Panteleimonensis 77 alias 162 (1980)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1982. Vol. 48. P. 124–158, здесь p. 134; Ruggieri V. The Cryptensis Euchology Gb XI//Ibid. 1986. Vol. 52. P. 325–360, здесь p. 334; Arranz. L’Eucologio costantinopolitano. P. 9. 534 См.: Parenti S. L’Eucologio manoscritto G. b. IV (X sec.) della Biblioteca di Grottaferrata: Edizione/Tesi di Dottorato in Scienze Ecclesiastiche Orientali. Pontificio Istituto Orientale. Facolta di Scienze Ecclesiastiche Orientali. Sezione Liturgica, tesi n°373. R., 1993. P. 35–42; затем, в новой редакции, в: idem. L’Eucologio Slavo del Sinai nella storia dell’eucologio bizantino. R., 1997. (Seminario del Dipartimento di Studi Slavi dell’Europa centro-Orientale – Universita di Roma «La Sapienza», Filologia Slava; 2). P. 13–20. 537 Baldanza G. Il rito del matrimonio nell’eucologio Barberini 336: Analisi della sua visione teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1979. Vol. 93. P. 316–351. 540 Baldanza G. Il rito matrimoniale dell’Eucologio Sinaitico Greco 958 ed il significato della coronazione nella δξα κα τιμ: Proposte per una ricerca teologica//Ephemerides Liturgicae. R., 1981. Vol. 95. P. 289–315. 542 См. обзорную статью: Martin J.-M., Jacob A. La Chiesa greca in Italia (c. 650 – c. 1050)//Storia del Cristianesimo. Religione – Politica – Cultura, IV: Vescovi, Monaci e Imperatori (610–1054). R., 1999. P. 367–388, и последовавшее за ней исследование: Martin J.-M. Hellénisme et présence byzantine en Italie méridionale (VIII S -XIII S siècle)//L’Ellenismo Italiota dal VII al XII secolo: Alla mémoria di Nikos Panagiotakis. θνα, 2001. Σ. 181–202.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНКЛЕР [Winkler] Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока. Училась в Восточном папском ин-те в Риме (1966-1971), затем в Германии, Франции, Великобритании и Греции (1971-1977). В 1977 г. защитила докт. диссертацию об арм. чине Крещения. В наст. время возглавляет кафедру литургических исследований на фак-те католич. теологии Тюбингенского ун-та. В. опубликовано более 100 статей в ведущих научных журналах (Revue des Études Arméniennes, Oriens Christianus, Orientalia Christiana Periodica, Studi sull " Oriente Cristiano и др.), посвященных различным проблемам сравнительной и исторической литургики: восточно-сир. и арм. обрядам, структурным элементам вост. анафор , литургии Преждеосвященных Даров, чину Крещения, вост. гимнографии (по арм. шараканам , тропарям груз. Иадгари ) и др. (см., напр., сб. ее статей «Studies in Early Christian Liturgy and Its Context». Brookfield, 1997). В 1978-2000 гг. руководила международным проектом по изучению истории развития Символов веры . Последние годы (до выхода на пенсию в 2005 г.) В. возглавла проект по критическому изданию всех сохранившихся арм. анафор (издан 1-й том: Feulner H. -J. Die armenische Athanasius-Anaphora: Kritische Ed., Übers. und liturgievergleichender Kommentar. R., 2001. (Anaphorae Orientales; 1. Anaphorae Armeniacae; 1); в печати: Winkler G. Die Basilius-Anaphora: Ed. und Übers. der ersten und zweiten armenischen Rezension mit detailliertem Kommentar anhand aller Versionen im Vergleich mit anderen orient. Überlieferungen. (Anaphorae Orientales; 1. Anaphorae Armeniacae; 2)). Соч.: Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungsgeschichte und liturgievergleichende Untersuchung der Quellen des 3. bis 10. Jhr. R., 1982. (OCA; 217); Koriwns Biographie des Mesrop Maštoc " übersetzt und kommentiert. R., 1994. (OCA; 245); Über die Entwicklungsgeschichte des armenischen Symbolums: Ein Vergleich mit dem syrischen und griechischen Formelgut unter Einbezug der relevanten georgischen und äthiopischen Quellen. R., 2000. (OCA; 262); Das Sanctus: Über den Ursprung und die Anfänge des Sanctus und sein Fortwirken. R., 2001. (OCA; 267); полн. список публикаций см.: [Электр. ресурс.] Лит.: Taft R. G. Winkler at Sixty: Vita et Opera//Crossroad of Cultures: Stud. in Liturgy and Patristics in Honor of G. Winkler/Ed. H.-J. Feulner etc. R., 2000. (OCA; 260). P. 11-29. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/158690.html

1231 См.: Mtryldermans J. Evagriana//Le Museon. 44, 1931. P. 39–68; Idem., Evagriana//Le Museon. 51, 1938. Pp. 191–226; Gehin P. Les developpements recents de la recherche evagrienne//Orientalia Christiana Periodica. 70, 2004. Pp. 103–125. 1232 Gehin P. Evagre le Pontique, Scholies aux Proverbes. Paris, 1987. (SC 340); Rondeau M. J. Les commentaries patristdques du Psautder (III-V siecles). Vol. 1. Rome, 1982. (Orientallia Christiana Analecta 219). Pp. 203–271; Μοντσονλα H. Ευαγριος Ποντικος ( Μρος Γ). Αθηναι, 2001. 1234 Их греческий текст был впервые опубликован в 1913 г. в изд.: Gressmann Н. Nonnenspiegel und Monchsspiegel des Euagrios Pontikos. Leipzig, 1913. (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur 39/4). См. также: Driscoll J. Evagrius Ponticus: Ad Monachos. New-York, 2003. (Ancient Christian Writers 59); Сидоров А. И. Творения аввы Евагрия… Сс. 129–141. 1235 PG 79,1165–1199. См.: Hausherr 1. Le «De Oratdone» de Nil et Evagre//Revue d’Ascetique et de Mystique. 14, 1933. Pp. 196–198. Существует насколько переводов этого текста на русский язык XIX в., современный перевод: Сидоров А. И. Творения аввы Евагрия… Сс. 76–93. 1236 Критическое издание: Evagre le Pontique. Sur les pensees//Edition du texte grec, introduction, traduction, notes et intex par P. Gehin et. A. Guillaumont. Paris, 1998. (SC 438). Как сочинение Нила Синайского , этот текст был несколько раз переведен на русский язык. Современный перевод, основанный на указанном издании: Сидоров А. И. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М., 2002. Сс. 389–477. 1237 Сирийский вариант вместе с обратным переводом на греческий язык был опубликован В. Франкенбергом: Frankenberg W. Evagrius Ponticus. Berlin, 1912. (Abhandlungen der Koniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen, Philologisch-Historische Klasse; Neue Folge 13:2). S. 472–545. Армянский перевод был опубликован Б. Саркисяном в Венеции в 1907 г. См.: Hausherrl. Les versions syriaque et armenienne d’Evagre le Pontique. Roma 1931. (Orientalia Christiana 22/2, 69). Pp. 73–74.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Список сокращений ВВ – Византийский временник В ДИ – Вестник древней истории ВИД – Вспомогательные исторические дисциплины ВЯ – Вопросы языкознания ГИМ – Государственный исторический музей (Москва) ГММК – Государственные музеи Московского Кремля ГОП – Государственная Оружейная палата ГПБ – Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) ГРМ – Государственный Русский музей ГГГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Государственный Эрмитаж ЗРВИ – Зборник радова Византолошког института ИМ Л И – Институт мировой литературы АН СССР/РАН ИР ДИК – Известия Русского археологического института в Константинополе ОЛДП – Общество любителей древней письменности ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси ППС – Православный Палестинский сборник ПСРЛ – Полное собрание русских летописей РГБ – Российская Государственная библиотека РИБ – Русская историческая библиотека СА – Советская археология ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР/РАН ЦТ АДА – Центральный государственный архив древних актов (Москва) ЦНБ – Центральная научная библиотека АН Украины ЧОИДР – Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете ЯХМ – Ярославский художественный музей ActaSS – Acta Sanctorum Bollandiana AnalBol – Analecta Bollandiana BHG – В ibliotheka hagiographica graeca BMGS – Byzantine and Modem Greek Studies BollGrott – Bolletino della Badia greca di Grottaferrata BS – Byzantinoslavica BZ – Byzantinische Zeitschrift CahArch – Cahiers Archéologiques DOP – Dumbarton Oaks Papers EO – Echos d’Orient GBA – Gazette des beaux-arts GOTR – Greek Orthodox Theological Review JbBM – Jahrbuch der Berliner Museum JÖB – Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik MIFAO – Memoires de l’Institut francais d’archéologie orientale à Cairo OCA – Orientalia Christiana analecta OCP – Orientalia Christiana periodica PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. J.-P. Migne RBK – Reallexikon zur byzantinischen Kunst REB – Revue des études byzantines RHR – Revue de Phisoire des religions SemKond – Seminarium Kondakovianum ST – Studietesti TM – Travaux et mémoires Читать далее Источник: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство [Текст] : [сборник статей]/Центр восточнохристиан. культуры ; [ред.-сост. А. М. Лидов]. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1994. - 325, с. : ил.; 25 см.; ISBN 5-86007-027-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Отдельную группу фрагментов, выбранных из ПЕ Иринея Лионского , занимает так называемое собрание «Предания (предание) старцев». Нижеперечисленные фрагменты извлечены издателями из более обширного собрания, составленного Д.Ляйтфутом 1269 , поскольку эти места, как кажется, намекают на Папия, хотя и относятся, собственно, к изучению сочинения Иринея. LHH Lightfoot – Harmer 1907 Schoedel 1967 Основная литература Издания: CPG 1047. TLG 1558 (=Fragmenta/Ed. K.Bihlmeyer, W.Schneemelcher post F.X. Funk. Die apostolischen Väter. Tübingen: Mohr, 19703, 134–139. Нумерация соответствует изданию Funk – Bihlmeyer 1924, учтенному выше в таблице, с опущением фр. 1 и 13). Комментированная библиография (1960–1981) с подробной и очень удобной тематической разбивкой (вплоть до комментариев к каждому фрагменту): Kürzinger 1983, 141–227 (составители E.König и M.Vinzent). См. также Körtner 1983, 349–371. Аналитический обзор литературы с обширной библиографией: Schoedel 1993. Новейшие исследования (помимо уже упомянутой важной статьи Hill 1998). Dubois J.-D. Remarques sur le fragment de Papias cité par Irénée. – Revue d’histoire et de philosophie religieuses 71, 1991, 3–10 [Adv. haer. 5, 33, 3–4]. Ermoni V. Les phases successives de l’erreur millénariste. – Revue des questions historiques 70 (nouv. ser. 26), 1991, 353–388. Amphoux Сн.-В. Les premierès éditions de Luc. II. L " histoire du texte au IIe siècle. – Ephemerides theologicae Lovanienses 68, 1992, 38–48. Bauckham R.J. Papias and Polycrates on the Origin of the Fourth Gospel. – JThS N.S. 44, 1993, 24–69. van der Horst P.W. A Note on the Judas Curse in Early Christian Inscriptions. – Orientalia Christiana periodica 59, 1993, 211–215. McDonald J.I.H. The So-Called «Pericope de Adultera». – New Testament Studies 41, 1995, 415–427. McGowan A. «First Regarding the Cup…»: Papias and the Diversity of Early Eucharistic Practice. – JThS N.S. 46, 1995, 551–555 [Iren. Adv. haer. 5, 33, 3–4]. Stewart-Sykes A. «τξει» in Papias: Again. – Journal of Early Christian Studies 3, 1995, 487–492 [в защиту тезиса И.Кюрцингера о риторическом словоупотреблении].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

942. Кардинал Bessarion уже защищал эту идею (см. Oratio dogmatica pro unione, PG 161, 570–571). Эти латинские интерпретации характеризуются не только отказом от различения в плане богословия того, что оказывается сущностью, и того, что оказывается энергиями, но также и смешением плана икономии с планом богословия. 180 Как этого хотелось бы J.-M. GARRIGUES, «Procession et ekpore du Saint-Esprit», p. 367; «A la suite de la clarification romainë le Filioque affranchi du filioquisme», p. 211. 181 . Отметим, что это не только глагол ( προ ημι), который греческие отцы относят обычно к миссии (или исхождению ad extra) Святого Духа (см. Вл. ЛОССКИЙ, «Очерки мистического богословия Восточной Церкви»), но в равной мере выражение «через Сына» (там же). Если св. Григорий Богослов и св. Василий Великий (см. особенно De Spir. Sancto, XVIII, 45, SC 17 bis, p. 408, 24–25) сомневаются в использовании этой формулы, боясь подпитать аргументацию субординалистов-пневматомахов (см. A. HALLEUX, Manifesté par le Fils, Aux origine dune formule pneumatologique, Revue théologique de Louvain, 20, 1989, p. 16–18), это выражение можно найти у св. Григория Нисского , который оказывается ее настоящим инициатором ibid., p. 18. 184 См. М. A. ORPHANOS, «La Procession du Saint-Esprit selon certains Pe grecs postérieurs au VIII sie dans L. VISHER éd., La théologie du Saint-Esprit dans le dialogue entre lOrient et lOccident, Paris, 1981, p. 33–37; A. PAPADAKIS, Crisis in Byzantium. The «Filioque» Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283–1289), New York, 1983; B. SCHULZE, «Patriarch Gregorios II von Cypern über das Filioque», Orientalia Christiana periodica, 51, 1985, p. 178–186 186 См. A. de HALLEUX, «Manifesté par le Fils». Aux origines dune formule pneumatologique», p. 3–31. 187 С P. CASPARI, «Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel», Christiana, 1879, p. 6 188 Иногда св. Григорий Нисский имеет в виду также домостроительное сообщение Божественных энергий: «Также начиная с энергий, мы познаем невидимый характер славы. Отец животворит, как говорит Евангелие, и Сын также животворит, и Дух тоже животворит [...]. Итак, достаточно представить себе силу, которая берет свое происхождение от Отца, проходит через Сына ( δι Yο προι ο σαν) и находит свое исполнение в Духе Святом. Мы знаем, что все исходит от Отца, что все существует через Единородного и в Нем и что сила Святого Духа изливается на все вокруг» (Ер., XXIV, 14–14, SC 363, р. 286); «единородна жизнь, которая происходит в нас по вере в Святую Троицу и которая получает свой Источник в Боге всех, протекает в Сыне ( δι δ Yο προιο σα) и совершает свое деяние через Святого Духа» (Ер., V, 6, SC 363, р. 160).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Успенский Н., Анафора. Опыт историко-литургического анализа, Бог . Труды 13 (40–147) где много другой литературы. Эта работа содержит текст (и толкование) следующ. анафор: Дидахи (55), Апост. Предания и Завещания Госп. (63), Серапиона (75), 2 редакции Василия (87), 12 Апостолов и Златоуста (95), Римская (117). Успенский Н., Историография Литургии (Машинопись). Успенский Н., Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (Машин.) 1949. Иностранная литература OCA : Orientalia Christiana Analecta, Коллекция Понтификального Восточн.Института в Риме OCP : Orientalia Christiana Periodica, Журнал Понтификального Восточного Института в Риме Arranz M., Le «Sancta Sanctis» dans la tradition liturgique des Eglises, Archiv für Liturgiswissenschaft, 15 (1973). Bornert R., Les Commentaires byzantins de La Divine Liturgie, Paris 1966 Brightman F. E., Liturgies Eastern..., Oxford, 1896. Goar J., Eujcolovgion sive Rituale Graecorum, 2a ed.,Venetiis, 1730. Hänggi A. – Pahl I., Prex Eucharistica: Raes A., Anaphorae Orientales, Fribourg, 1968. Hanssens J. – M., Institutiones Liturgicae, II, III, appendix: De ritibus orientalibus, Roma, 1930, 1932. Jacob A., Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, 2 vol., Louvain, 1968. Jacob A., I’Euchologe de Porphyre Uspensky. Cod. Leningr. gr. 226 (X-e s.), Le Museon, 78 (1965). Janeras S., Introductio in Liturgias Orientales, Roma. Ligier L., Il Canone, Roma. Ligier L., Il Sacramento della Eucaristia, Pontificia Università Gregoriana. Roma, 1971. Mateos J., La Célébration de la Parole dans la Liturgie Byzantine, OCA 191, Rome, 1971. Mateos J., Evolution Historique de la liturgie de Saint Jean Chrysostome, Prôche Orient Chrétien,1967–1970. Mateos J., The Evolution of the Byzantine Liturgy, John XXIII Lectures, New York, 1966. Mateos J., Le Typicon de la Grande-Eglise, OCA 165, 166, Rome 1962–3. Raes A., Introductio in Liturgiam Orientalem, Roma, 1947. Paverd (van de) F., Zür Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des vierten Jahrhunderts. Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomus, OCA 187, Rom, 1970. Skrincosky P., The Formation of the Byzantin Ukrainian Typical Liturgy. A Survey of the Development of the Byzantine-slave Liturgy in the X-XVI Centuries. John XXIII Lectures, New York, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, все церковные традиции повторяют два раза элемент ( С ) – один раз в анафоре и другой раз, или даже иногда по нескольку раз, в древней форме диаконской ектении и многократной молитве верующих: «Кирие елейсон». Было бы полезно при изучении внеанафорных элементов евхаристии применять ту же сравнительную методику, по которой мы изучали анафору, сравнивая каждый отдельный элемент евхаристии данной церкви (напр. Византийской или Римской) с параллельными элементами других традиций. Однако, мы должны ограничиться тут одной Византийской Литургией и древними традициями, с которыми она, вероятно, имела исторические связи. К другим современным традициям мы будем прибегать только в крайних случаях. Существуют хорошие труды по линии сравнения ныне существующих Литургий: см. в иностранной библиографии Introductio in Liturgiam Orientalem (Введение в Восточную Литургию) А. Raes " а и Introductio in Liturgias Orientales (Введение в Восточные Литургии) S. Janeras " а, где в синтетических таблицах сопоставляются чины Литургии всех современных восточных традиций и документов отцов и соборов, отражающих практику древней церкви. Для более подробного объяснения о происхождении каждого элемента Литургии в разных традициях и «обрядах»: см. Institutiones Liturgicae de Ritibus Orientalibus (Литургические Установления о Восточных обрядах) Hanssens " а. Полные тексты современных Литургий, а также древних литургических свидетельств на греческом языке (или в английском переводе – не греческие тексты): см. в Liturgies Eastern... (Литургии Востока.) Brightman " а. Очень интересный уже цитируемый подбор литургий: см. в «Собрании древних Литургий восточных и западных», изданном в 5 выпусках как Приложение к «Христианскому Чтению» с 1871 г. по 1878 г. Литургические комментарии и разделение обрядов не всегда точны (как и у Brightman " а), но переводы хорошие. Новые работы по историческому развитию той или иной части Византийской Литургии стали издаваться в собрании «Orientalia Christiana Analecta» и в журнале «Orientalia Christiana Periodica» Папского Восточного Института в Риме учениками отца Альфонса Раэс " а:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

614 Blumental H. John Philoponus and Stephanus of Alexandria: Two neoplatonic Christian commentatoros on Aristotle?//Neoplatonism and Christian Thought/Ed. D. J. О Meara. N. Y., 1982. P. 54–63. 615 Hermann Th. Johannes Philoponus als Monophiysit//Zeitschrift für die Neutestamentlische. Wissenschaft. 1930. Bd. 29. S. 209–264. 616 Martin H. Jean Philopon et la controverse tritheite du VI siècle//Studia Patristica. 1962. Vol. 5, pt. 3. P. 519–525. 617 Очерк истории и учения тритеизма представлен в следующих работах: Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. Пг., 1918. С. 351–356; Дьяконов А. Иоанн Ефесский и его церковно-исто¬рические труды. СПб., 1908. С. 25-A2,Jugie М. Theologia dogmatica christianorum orientalium a ecclesia catholica dissidentum. P., 1935. T. 5. P. 450–453; MasperoJ. Histoire des patriarches d’Alexandrie depuis la mort de l’empereur Anastase jusqua la reconciliation des Eglises jacobites (518– 616). P., 1923. P. 194–211; Peter of Callinicum: Anti-Tritheist Dossier/Ed. R.G. Ebied et al. Leuven, 1981. P. 20–33; Van RoeyA. Lacontroverse tritheite depuis la condamnation de Conon et Eugene jusqua la conversion de l’eveque Elie//Von Kanaan bis Kerala: Festschrift fiir J. P. M. Van der Pleg. Neukirchen-Yluyn, 1982. S. 487–497; Van Roey A. Un traite cononite contre la doctrine de Jean Philopon sur la Resurrection//Antidoron: Hommage a Maurits Geerard pour celebrer l’achevement de la Clavis Patrum Graecorum. Wettaren, 1984. P. 123–139. 625 Richard M. Le Traite de Georges Hieromoine sur les heresies//Revue des Études Byzantines. 1970. T. 28. P. 266. 626 Van Roey A. Les fragments tritheites de jean Philopon//Orientalia Lovaniensia Periodica.1980. T. 11. P. 135–163. 630 SpeiglJ. Der Autor der Schrift «De sect is» über die Konzilien und die Religionspolitik Justinians//Annuarium Historiae Conciliorum. 1970. S. 207–208. 631 HelmerS. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. S. 225–230; Richard M. Pamphile de Jerusalem//Le Museon. 1977. T. 90. P. 277–280; Idem. Opera Minora. Turnhout, 1976. T. 2. 58. P. 27–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010