256 О Евагрии и его влиянии см., в частности, I. Hausherr, «L " hüsychasmc, Stüde de spiritualitü», Orientalia Christiana Periodica 22 (1956), pp. 5—40 (со ссылкой на прежние серьез ные исследования того же автора). 257 Об этом см., в частности, A. Guillaumont, Les " Kepbalaia Gnostica d " Evagre le Vontique et l " histoire de l " origünisme che% les Syriens (Paris, 1962). 258 О роли , осужденной в Гангре. 305 Что касается серьезной литературы об этом движении, то труд D. Obolensky, TheBogotnils (Cambridge, 1948), остается самым полным. 306 Самая свежая монография на эту тему: Н. Durries, Die Theologie des Alakarios Symeon (Abhl. Des Akad. Der Wissenschaften in Guttingen, Phil.-Hist. Kl. 103; Güttingen, 1978). 307 Iriinüe Hausherr, «L " erreur fondamentale et la logique du mes-salianisme», Orientalia Christiana Periodica 1 (1935), p. 328. 308 См. более подробные доказательства этой связи в: J. Gribomont: «Le Monachisme», pp. 414—415. 309 Текст в Patrologia Syriaca 3 (Paris, 1926). Издатель Μ . Кмоско ( Μ . Kmosko) снабдил текст предисловием, содержащим и другие тексты о мессалианах, в частности, более поздние описания Тимофея и Дамаскина. 310 Более подробно я излагаю свои доводы на этот счет в статье: «Messalianism or Anti-Messalianism? A fresh look at the " Macarian " problem», Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten 2 (Mbnster-Westf., 1975), pp. 585—590. 311 Это сходство было установлено Вернером Йегером: Werner Jaeger, Two Rediscovered Works of Ancient Christian Literaturë Gregory Nyssa and Macarius (Leiden, 1954). Ученые спорят, повлиял ли Григорий на Макарня (так считает Йегер), или брат Василия использовал Макария как источник (так Грибомон). 312 The Mystical Theology of the Eastern Church (Crest wood, N.Y.: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1976), p. 8—9. [Русск. перев. В. А. Рещиковой в: В. Η . Лосский, Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догамтическое богословие, М., 1991, с. 9.]. 313 Макарий, Epistula Magna, ed. W. Jaeger, op. cit., p. 236. [Русск. перев. А. Г. Дунаева в: Преп. Макарий Египетский, Духовные слова и послания. М., «Индрик», 2002, с. 377.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

532 Среди публикаций на тему эпиклезы в целом необходимо отметить две работы С. Брока: Brock S.P. Invocations to/for the Holy Spirit in Syriac Liturgical Texts: Some Comparative Approaches//Comparative Liturgy Fifty Years after Anton Baumstark (1872–1948): Acts of the International Congress (Roma, 25–29 September 1998)/Ed. R.F. Taft, G. Winkler. R., 2001. (Orientalia Christiana Analecta; 265). P. 377–406; idem. Towards a Typology of the Epicleses in the West Syrian Traditions//Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler/Ed. H.-J. Feulner, E. Velkovska, R. Taft. R., 2000. (Orientalia Christiana Analecta; 260). P. 173–192. О различных вопросах содержания эпиклезы анафоры свт. Василия согласно ее различным редакциям см.: Winkler. Basilius-Anaphora. S. 753–830. 533 О египетской традиции см.: Budde. Die ägyptische Basilius-Anaphora. 378–430. Сравнительное исследование основных редакций предложено в работе: Winkler. Die Basilius-Anaphora. S. 753–830, особенно S. 775–830. 534 См.: Winkler. Die Basilius-Anaphora. S. 783–785, 788–789, 795, 797–799, 801–804, 809–810, 817–819, 821–822, 829. 535 Обзор сохранившихся текстов см. в работе: Winkler. Die Basilius-Anaphora. S. 777–778 [==саидский текст согласно Doresse J., Lanne E. Un témion archaïque de la liturgie copte de S. Basile. Louvain, 1960. (Bibliothèque du Muséon; 47). P. 20, 22]; S. 779–780 [==египетский греческий текст согласно Macomber W.F. The Greek Text of the Coptic Mass and of the Anaphoras of Basil and Gregory according to the Kacmarcik Codex//Orientalia Christiana Periodica. R., 1977. Vol. 43. P. 323–324 и Renaudot E. Liturgiarum Orientalium Collectio. Frankfurt; L. 1847 2 . T. 2; Farnborough, 1970r. P. 67–68 (текст приведен в кн.: Budde. Die ägyptische Basilius-Anaphora. S. 160, 162, 164)]; S. 781–782 [==бохайрский текст согласно изд. Tukhi. P. 114–116 (текст приведен в кн.: Budde. Die ägyptische Basilius-Anaphora. S. 161, 163, 165)]; S. 783–785 [==армянский текст, обе версии]; S. 786–787 [==византийский греческий текст по рукописи РГБ. Греч. 474 (изд.: Koster St.J. Das Euchologion Sevastianov 474 (X. Jhdt.) der Staatsbibliothek in Moskau: Excerpta ex Dissertatione ad Doctoratum. R., 1996. S. 54)].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Учебные программы ин-та составлены в соответствии с апостольскими конституциями «Deus Scientiarum Dominus» (1931) и «Sapientia Cristiana» (1979). Обучение продолжается 3 года (после 1-го курса присуждается степень бакалавра, после 2-го - лиценциата, после 3-го и успешной защиты диссертации - доктора). На основном фак-те изучения христ. Востока обучение ведется на отд-ниях вост. богословия и патрологии, литургики и духовных традиций, церковной истории Востока. На фак-тах читаются междисциплинарные курсы по истории ислама, вост. церковной музыки и истории рус. философии. В разное время в В. п. и. работали и преподавали видные специалисты в области вост. догматики (М. Жюжи ), вост. духовных традиций (И. Хаусхерр, кард. Томас Шпидлик ), литургики (М. Арранц , Л. Лижье , Х. Матеос , Р. Тафт , Ж. М. Ханссенс), канонического права Восточных Церквей (И. Жужек, Дж. Недунгатт, Э. Херман), вост. истории (К. Капицци, В. Поджи, Г. Хофманн ), вост. языков (М. ван Эсбрук ), христ. археологии (Г. Жерфанион), истории России и Русской Церкви (А. Амманн , Г. Веттер , Г. Подскальски ), истории ислама (П. Мулла-заде). Среди наиболее известных исследователей - выпускников ин-та - кард. Алоис Грилльмайер . С 1923 г. по инициативе первого ректора-иезуита пресвитера (с 1926 епископа) М. д " Эрбиньи ин-т начал издавать серию научных трудов «Orientalia Christiana» , разделенную в 1935 г. на «Orientalia Christiana Periodica» (статьи и рецензии) и «Orientalia Christiana Analecta» (монографические исследования). Во время второй мировой войны было начато издание документов Ферраро-Флорентийского Собора (Concilium Florentinum. 1940-1975. 11 vol.) и критическое издание на лат. языке «Anaphorae Syriacae» (1939-1981. 3 vol.). С 1992 г. в серии «Kanonika» специалистами ин-та публикуются исследования в области вост. канонического права. В. п. и. возглавляется канцлером (Magnus Cancellarius), с 3 апр. 1993 г. им по должности становится префект Конгрегации по делам Восточных Церквей (с 25 нояб. 2000 кард. Игнатий Муса I Дауд). Заместителем канцлера является генеральный настоятель ордена иезуитов (с 13 сент. 1983 пресв. П.-Х. Колвенбах). Непосредственное управление ин-том осуществляет ректор (с авг. 1998 пресв. Эктор Валль Виларделль), назначаемый Конгрегацией по делам Восточных Церквей по представлению ордена иезуитов.

http://pravenc.ru/text/155380.html

Noret; Supplementum, edd. M. Geerard, J. Noret, J. Desmet (CC), Turnhout 1974–2003. CSCO=Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium CSEL=Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum CSHB=Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae DACL=Dictionnaire d’Archéologie Chrétienne et de Liturgie Dmitr I–III=A.A. Dmitrievskij, Onucauie литургическихъ рукописей хранящихся въ библиотекахъ православнаго Востока, I, Tupikav, Kiev 1899; II, Eujcolovgia, Kiev 1901; III, Tupikav, Petrograd 1917 (Hildesheim 1965). DOP=Dumbarton Oaks Papers DOS=Dumbarton Oaks Studies EEBS=ΔEpethri;» ÔEtairiva» Buzantinw’n Spoudw’n EL=Ephemerides Liturgicae EO=Ecclesia Orans GCS=Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrunderte Goar=J. Goar, Eujcolovgion sive Rituale Graecorum , Venezia 1730 2 (Graz 1960). GRBS=Greek, Roman and Byzantine Studies JAC=Jahrbuch für Antike und Christentum JLW=Jahrbuch für Liturgiewissenschaft JÖB=Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik JThF=Jerusalemer Theologisches Forum JThS=Journal of Theological Studies LEW=F.E. Brightman, Liturgies Eastern and Western, vol. I: Eastern Liturgies, Oxford 1896 (1968). LQ=Liturgiewissenschaftliche Quellen LQF=Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen LTK=Lexikon für Theologie und Kirche MMB=Monumenta Musicae Byzantinae Mus=Le Muséon NPNF=A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. Ph. Schaff, Grand Rapids Michigan, series 2, 1952–OC=Oriens Christianus OCA=Orientalia Christiana Analecta OCh=Orientalia Christiana OCP=Orientalia Christiana Periodica ODB=The Oxford Dictionary of Byzantium, edd. A. Kazhdan et alii, 3 voll., New York/Oxford 1991. OKS=Ostkirchliche Studien OLA=Orientalia Lovaniensia Analecta OSyr=L’Orient Syrien PG=J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca, 1–161, Paris 1857–1866. PB=Palaeobulgarica/Старобългаристика PL=J.-P. Migne, Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, 1–221, Paris 1844–1865 PO= Patrologia Orientalis POC=Proche-Orient Chrétien PTS=Patristische Texte und Studien QL=Questions Liturgiques REB=Revue des Études Byzantines ROC=Revue de l’Orient Chrétien RSBN=Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici RSCI=Rivista di Storia della Chiesa in Italia SA=Studia Anselmiana SC=Sources Chrétiennes SH=Subsidia Hagiographica SL=Studia Liturgica ST=Studi e Testi S and T=Segno e Testo ThQ=Theologische Quartalschrift TU=Texte und Untersuchungen SS.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1148       Primary sources of liturgical theology: A reader/D.W. Vodel (ed.). Collegeville (MN), 2000. P. 17. 1149       Bux N. Codici liturgici latini di Terra Santa=Liturgie Latin codices of the Holy Land. Bari, 1990 (Studium Biblicum Franciscanum Museum); Idem. La Liturgia degli Orientali. Bari, 1996. см. также: Bux N., Loconsole M. I misteri degli orientali: Comparati con la liturgia romana e i riti giudaici. Siena, 2006. 1150       Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. L., 1965; Mathews Th. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park (PA), 1971 (2nd ed.: L., 1977). 1151       Grabar F. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969; Kitzinger E. Byzantine Art in the Making. L., 1977. 1152       См., например: Husmann H. Die Melkitische Liturgie als Quelle der syrischen Qanune jaonie, Melitene und Edessa//Orientalia Christiana Periodica. 1975. T. 41; Idem. Syrischer und byzantinischer Octoechos: Kanon und Qanune//OCP 1978. T. 44; Liturgie dell’Oriente cristiano a Roma nell’Anno Mariano 1987–1988. Libreria Editrice Vaticana. 1990. 1153       См. его: Ερμολγιον. Chevetogne. 1930; Θεοτοκριον//γιορητικ βιβλιοθκη. Θεσσαλονκη, 1931. Τ. 7–8; Θεοτκος ν τ Βυζαντιν μνογραφ. θναι, 1930; Χριστς ν τ Βυζαντιν μνογραφ. θναι, 1930. 1154       King A.A. Holy water: a short account of the use of water for ceremonial and purificatory purposes in pagan, Jewish and Christian times. L., 1926; Idem. The rites of Eastern Christendom. 2 vols. Vatican, 1947–1948; Idem. Citeaux and her elder daughters. L., 1954; Idem. Liturgies of the religious orders. N.Y., 1955; Idem. Liturgy of the Roman Church. L., 1957; Idem. Liturgies of the Primatial Sees. Milwaukee, 1957; Idem. Liturgies of the past. Milwaukee, 1959 (франц. пер.: Liturgies anciennes/Trad. B. Poupard. P., 1961); Idem. Eucharistie reservation in the Western Church. L., 1965; Idem. Concelebration in the Christian Church. L., 1966; Idem. Liturgie d’Antioche: Le rite syrien. Le rite chaldéen. P., 1967; Idem. Reception of the chalice: its revival. Carlow, 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

550 Parenti S. Influssi italo-greci nei testi eucaristici bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai (XI sec.)//Orientalia Christiana Periodica. R., 1991. Vol. 57. P. 145–177. 551 По теме см.: Велковска Е. Богослужение в Синайском Евхологии//Palaeobulgarica. София, 2000. Год. 24. 4. С. 19–34. 552 Паренти С. Глаголический список римско-византийской литургии св. Петра (Sin. glag. 5/N)//Palaeobulgarica. София, 1994. Год. 18. 4. С. 3–14. 553 Velkovska E. Una preghiera romana nell’Eucologio slavo del Sinai//Palaeoslavicaю Cambridge (MA), 2002. Vol. X:2. P. 323–329. 554 Слуцкий А. С. Византийские литургические чины «соединения Даров» и «теплоты»: ранние славянские версии//Византийский временник. М., 2006. Т. 65 (90). С. 126–145. 555 Kaluniacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375–1393) nach den besten Handschriften. W., 1901. 556 Velkovska E. La Liturgia presso gli Slavi ortodossi//Lo spazio letterario del Medievo. 3. Le culture circostanti. Vol. III: Le culture slave/A cura di M. Capaldo. R., 2006. P. 405–437, здесь p. 431; см. также: Taft R. F. The Prayerbook of Great Prince Volodymyr in NY Public Library Codex Slav. 1: A Manuscript and Its Legend//Studi sull’Oriente Cristiano. R., 2005. Vol. 9:2. P. 93–124. 558 Holosnjaj В. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Dissertatio ad Doctoratum/Pontificio Istituto Orientale. R., 1995. P. 132–136. 560 «[I]l nous donne sans doute, par les termes plus qu’appropriés, tous les éléments principaux de la cérémonie de la dédicace» (L’Ordo de la dédicace des Églises selon le rite byzantin vers la moitié duVIll e siècle//Kyriakides S., Xyngopoulos A., Zepos P (eds.) Πεπραγμνα το Θ’ Διεθνος Βυζαντινολογικο Συνεδρου (Θεσσαλονκη, 12–19 πριλου 1953). θναι, 1956. Τ. 2. Σ. 209). 566 Текст этого Евхология цитируется по изданию: L’eucologio Barberini gr. 336/S. Parenti, E. Velkovska, eds. R., 2000 2 . (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 80). P. 156–164. Чин был впервые опубликован и исследован Винченцо Руджери в статье: Ruggieri V. Consacrazione e dedicazione di chiesa, secondo il Barberinus graecus 336//Orientalia Christiana Periodica. R., 1988. Vol. 54. P. 79–118. Относительно датировки рукописи (между 788 и 797 гг.) и текста Евхология (2-й пол. VIII в.) см. предисловие Паренти и Велковской к вышеупомянутому изданию, p. 19–20.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Лит.: Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, Acquired since the Year 1838. L., 1870. Vol. 1. P. 618-620; Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкедонитах//ВВ. 1905. Вып. 12. С. 1-68, особ. 8-15 (То же/Пер. на арм. и франц. с введ. и коммент. под ред. Э. М. Ширинян. Ер., 2016); Mari è s L. Un commentaire sur l " évangile de saint Jean, rédigé en arabe (circa 840) par Nonnos (Nana) de Nisibe, conservé dans une traduction arménienne (circa 856)//REArm. 1921. Vol. 1. P. 273-296; Акинян Н. Литературные исследования. Вена, 1922. Т. 1. С. 148-153 (на арм. яз.); он же. Феодор Апикура и арм. пер. Толкования Наны [на Евангелие] от Иоанна//HAms. 1922. T. 36. P. 193-205, 357-368, 417-424 (на арм. яз.); Roey A., van. La liberté du Christ dans la doctrine de Nonnus de Nisibe//Symposium Syriacum, 1972: Célebré dans les jours 26-31 oct. 1972 à l " Inst. Pont. Oriental de Rome/Éd. I. Ortiz de Urbina. R., 1974. P. 471-485; Bundy D. The Commentary of Nonnus of Nisibis on the Prologue of John//Actes du 1er Congrès intern. d " études arabes chrétiennes (Goslar, sept. 1980)/Éd. S. Kh. Samir. R., 1982. P. 123-133; Griffith S. H. The Apologetic Treatise of Nonnus of Nisibis//ARAM Periodical. Oxf., 1991. Vol. 3. N 1/2. P. 115-138 (переизд.: Idem// Idem. The Beginnings of Christian Theology in Arabic: Muslim-Christian Encounters in the Early Islamic Period. Aldershot, 2002. Ch. 4); idem. Disputes with Muslims in Syriac Christian Texts: From Patriarch John (d. 648) to Bar Hebraeus (d. 1286)//Religionsgespräche im Mittelalter/Hrsg. B. Lewis, F. Niewöhner. Wiesbaden, 1992. S. 251-273 (переизд: Idem// Idem. The Beginnings of Christian Theology in Arabic. 2002. Ch. 5); Dorfmann-Lazarev I. Arméniens et byzantins à l " époque de Photius: Deux débats théologiques après le triomphe de l " Orthodoxie. Louvain, 2004. P. 68-80, 320 (index); idem. The Armenian-Syrian-Byzantine Council of Širakawan, 862//JEastCS. 2016. Vol. 68. N 3/4. P. 293-313; Keating S. T. Defending the «People of Truth» in the Early Islamic Period: The Christian Apologies of Abu   Ra   " itah. Leiden, 2006. P. 35-45, 376 (index); Teule H. G. B. Nonnus of Nisibis//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas, B. Roggema. Leiden, 2009. Vol. 1. P. 743-745; Penn M. P. Envisioning Islam: Syriac Christians and the Early Muslim World. Phil., 2015. P. 94-98.

http://pravenc.ru/text/2577947.html

136 См.: Hausherr I. Les grands courants de la spiritualite orientale//Orientalia Christiana Periodica, 1935, vol. 1, p. 123–124. 138 См.: Viller M. Aux sources de la spiritualité de S. Maxime. Les oeuvres d " Evagre le Pontique//Revue d " Ascetique et Mystique, 1930, t. 11, p. 156–184, 239–268, 331–336. 140 См.: Scherwood Р. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and His Refutation of Origenism. Roma, 1955, p. 72–102; Idem. Maximus and Origenismus//Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten Kongress. München, 1958, p. 1–27; Ivanka E. Der philosophische Ertrag der Auseinandersetzung Maximos der Bekenners mit dem Origenismus//Jahrbuch des österreichischen byzantinische Gesellschaft, 1958, Bd. 7, S. 23–49. 141 См.: Balthasar H. U. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus» des Bekenners (2 Aufl.). Einsiedeln, 1961, S. 26–28. 144 См.: Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien. Abbaye de Bellefontaine, 1979, p. 89–116. 145 См.: Devreese R. La fin inédite d " une lettre de saint Maxime: un bapteme force de Juifs et de Samaitains à Carthage en 632//Revue des Sciences Religieuses, 1937, t. 17, p. 25–35. 150 См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List, р. 6–16; Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus Confessor. Lund, 1965, p.4–6. 151 См.: Ckene J. Unus de Trinitate passus est//Recherches de Science Religieuse, 1965, t. 53, p. 545–588. 152 См.: Оксиюк M. Теопасхистские споры//Киево-Могилянский Сборник в честь протоиерея Димитрия Ивановича Богдашевского. Киев, 1913, с. 396–426; McGuckin J.A. The «Theopaschite Confession» (Text and Historical Context): A Study in the Cyrilline Re-interpretation of Chalcedon//The Journal of Ecclesiastical History, 1984, vol, 35, p. 239–255; Meyendorff J. Le Christ dans la théologi e byzantine, p. 91–120. 153 См.: Klum-Bohmer Е. Das Trisaagion als Versohmmgsformel der Christenheit. Kontroverstheologie im V. und VI. Jahrhundert. München; Wien, 1979, S. 4–13, 58–69. 157 См. высказывание монофизитских епископов в их диспуте с православными при Юстиниане: Brock S. The Conversation with the Syrian Orthodox under Justinian (532)//Orientalia Christiana Periodica, 1981, vol. 47, p. 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  Сокращения   AL=Analecta Liturgica (S. Anselmo, Rome) BBGG=Bolletino della Badia Greca di Grottaferrata BELS=Bibliotheca Ephemerides Liturgicae, Subsidia CCOr=ContaCOr, Collegium Orientale Eichstätt und Oriens Occidens e. V., Eichstätt, Germany DOP=Dumbarton Oaks Papers ECJ=Eastern Churches Journal EOC=«Edizioni Orientalia Christiana» (Rome, PIO) EOrans=Ecclesia Orans LMD=La Maison-Dieu Logos=Logos: A Journal of Eastern Christian Studies/Revue des études de l’Orient chrétien OC=Oriens Christianus OCA=Orientalia Christiana Analecta OCP=Orientalia Christiana Periodica OKS=Ostkirchliche Studien PIO=Pontificio Istituto Orientale (Rome) POC=Proche-orient chrétien REN=Renasterea (Cluj, Romania) SA=Studia Anselmiana (S. Anselmo, Rome) SL=Studia Liturgica SOC=Studi sull’Oriente cristiano TS=Theological Studies Контакты: Rt. Rev. Archimandrite Robert F. Taft, S.J. Professor Emeritus PONTIFICIO ISTITUTO ORIENTALE Piazza S. Maria Maggiore 7 00f185 Roma, ITALIA Tel. +39-06-44741-7139 FAX +39-06-446-5576 Наследие священника Роберта Тафта настолько значительно, что ни один человек, серьезно заинтересованный в истории православной Литургии, не может позволить себе проигнорировать его работы. В публикуемом интервью знаменитый ученый, исследователь византийских литургических творений рассказывает о своих давних отношениях с представителями Русской Православной Церкви – как из России, так и из диаспоры, и о своем отношении к самому православию. Какое значение для западной науки имеет литургическое достояние Востока? Какую роль православная Литургия играет в экуменическом диалоге католиков и православных? Каковы перспективы русской богословской школы? На эти и другие вопросы отвечает известный литургист, профессор Папского Восточного института священник Роберт Тафт. В наши дни жизнь священнослужителя, занятого возложенной на него пастырской деятельностью и заботой о приходе, столь насыщена, что иногда приводит к уверенности, что существует своего рода дихотомия между пастырской деятельностью и индивидуальной молитвенной жизнью священника.

http://bogoslov.ru/person/525392

Chabot J. – B. Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d’Antioche (1166–1199). Paris, 1899–1910. Ebied К У. Contra Damianum: some remarks on an important Syriac manuscript//Parole de l’Orient. 20, 1995. Pp. 209–219. Ebied К У Peter of Antioch and Damian of Alexandriä the End of a Friendship//A Tribute to Arthur Voobus. Louvain, 1977. Pp. 277–282. Ebied ft Y., Van Roey A., Wickham L. ft Peter of Callinicum: Anti-Tritheist Dossier. Louvain, 1981. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 10). Ebied К Y., Van Roey A., Wickham L К Petri Callinicensis Patriarchae Antiochenï Tractatus Contra Damianum. Turnhout, 1994-(Corpus Christianorum: Series Graeca 29, 32, 35, 54). Eutychius. De differentia naturae et hypostaseos 1–12/Ed. P. Ana-nian//L’opuscolo di Eutichio, patriarca di Costantinopoli sulla ‘Dis-tinzione della natura e persona’//Armeniaca. Melanges d’etudes armeniennes, publiees a L’occasion du 250 e anniversaire de I " entree des Peres Mekhita-ristes dans Vile de Saint-Lazare (1717–1967). He de Saint-Lazare-Venise, 1967. Pp. 316–382 [итальянский перевод древне-армянской версии сочинения Евтихия]. Frend W. И. С. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, 1972. Lang U. M. Notes on John Philoponus and the Tritheist Controversy in the Sixth Century//Oriens Christianus. 85, 2001. Pp. 23–40. Maxime le Confesseur. Centuries sur la charite/Introduction et traduction de J. Pegon. Paris, Lyon, 1945. Photius. Bibliotheque. Т. V. Codices 230–241/Ed. R. Henry. Paris. 12 . [Cod. 230. 278a-280b; 283b-284a]. Van Roey A. Fragments antiariens de Jean Philopon//Orientalia Lovaniensia Periodica. 10, 1979. Pp. 237–250. Van Roey A. Une controverse christologique sous le patriarchat de Pierre de Callinique//Orientalia Christiana Analecta. 205, 1978. Pp. 349–357. Wickham L. Schism and reconciliation in a sixth-century Trinitarian disputë Damian of Alexandria and Peter of Callinicus on ‘properties, roles and relations//International Journal for the Study of the Christian Church. 8:1, 2008. Pp. 3–15.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010