2271       Crow J., Bardill J., Bayliss R. The Water Supply of Byzantine Constantinople. L., 2008 (Journal of Roman Studies. Monograph 11). 2272       Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977; существует перевод на турецкий язык. О Мюллер-Винере: Dennert M. Müller-Wiener W.K.H.A.//PChA. Bd. II. S. 939–940. 2274       Zäh A. Ergebnisse einer kunsthistorischen Forschungsreise in Anatolien//Jahrbuch für Österreichischen Byzantinistik. 2007. Bd. 57. S. 225–287. 2275       Restle M. Studien zur frühbyzantinischen Architektur Kappadokien. Wien, 1979 (Veröffentlichungen der Kommission für die Tabula Imperii Byzantini, 3). 2277       Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquté au Moyen Âge. Turnhout, 2002 (bibliothèque de l’Antiquté Tardive, 4). P. 77–102; Хрушкова Л.Г. Рец.: Thierry N. La Cappadoce…//Виз. временник. 2004. T. 63. C.253–255. 2278       Teteriatnikov N.B. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. Rome, 1996 (Orientalia Christiana Analecta, 252). 2279       Ruggieri V. L’architettura religiosa nell’Impero bizantino (fine VI-IX secolo). Rubbettino, 1995 (Accademia Angelica Costantiniana di Lettere Arti e Scienze. Saggi. Studi. Testi, 2); Idem. La Caria Bizantina: topografia, archeologia ed arte (Mylasa. Stratonikeia, Bardyla, Myndus, Halicarnassus). Rubbettino, 2005. 2280       Ruggieri V., Acconci A., Featherstone J.M. Amboni cari e la «Vita Xenae seu Eusebiae» di Mylasa//Orientalia Christiana Periodica. 2002. Vol. 68, 1. P. 37–88. 2281       Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. T. 1–2. Washington, 1985 (Dumbarton Oaks Studies, XX). O памятниках этого региона см. также в: Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. С. 34–83. 2282       Pülz A. Das sog. Lukasgrab in Ephesos: Eine Fallstudie zur Adaption antiker Monumente in byzantinischer Zeit. Wien, 2010. Новая работа o стенных росписях Эфеса: Zimmerman N., Ladstätter S. (Hrsg.) Wandmalerei in Ephesos von hellenistischer bis in byzantinische Zeit. Wien, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом месте Палама не уделяет особого внимания словам «после падения» и не поясняет, в каком отношении наше теперешнее состояние отличается от того, которое было до грехопадения. 65 J.-A. Cuttat, The Encounter of Religions: A dialogue between the West and the Orient, with an Essay on the Prayer of Jesus (New York/Toumai 1960), pp.92–3. 70 Homily 16 (PG 150:193B, 204A). Павел проводит различие между sarx (плоть) и soma (тело), но Палама здесь употребляет оба слова как синонимы. 71 Maximos, Centuries on Theology ii, 88 (PG 90:1168), цит. по Palamas, Triads 1, iii, 37 (p. 191). 75 Cf. Kallistos Ware, ‘The Holy Name of Jesus in East and West: the Hesychasts and Richard Rolle’, Sobornost/ECR 4(1982), pp.163–84. 76 The Text of the Spiritual Exercises of Saint Ignatius , ed. Henry Keane (London 1952), p.90; cf. A Monk of the Eastern Church, The Jesus Prayer, p. 107. 77 I. Hausherr, ‘Les Exercises Spirituels de Saint Ignace et la méthode d’oraison hésychastique’, Orientalia Christiana Periodica 20 (1954), pp.7–26; перепечатано в Hausherr, Hésychasme et prière (Orientalia Christiana Analecta 176: Rome 1966), pp.134–53. 78 See Geza Vermes, Jesus the Jew (London 1973), p.74; Balfour, Saint Gregory the Sinaïtë Discourse on the Transfiguration, p.141, n.218. 80 Jules Monchanin, ‘Yoga and Hesychasm’, Cistercian Studies 10(1975), pp.85–92. О попытке приспособить йогические техники применительно к христианской практике см. J.M. Déchanet, ChristianYoga (New York 1972); в приложении к статье помещён добротный очерк об Иисусовой молитве, написанный Жаном Гуйаром (Jean Gouillard) (pp.217–30). 81 См. Louis Gardet, ‘Un probleme de mystique compareë la mention du nom divin (dhikr ) dans la mystique musulmane’, RevueThomiste 52 (1952), pp.642–79; 53 (1953), pp.197–216; перепечатка в G.-C. Anawati and L. Gardet, Mystiquemusulmanë aspectsettendances – éxperiencesettechniques (Paris 1961), pp.187–256. Гарде отмечает также имеющиеся параллели с буддистской практикой нэмбуцу. 82 О материалах источников см. Anna Philippidis-Braat, ‘La captivité de Palamas chez les Turcs; dossier et commentaire’, Travaux et Mémoires 7 (1979), pp. 109–222; Daniel J. Sahas, ‘Captivity and Dialoguë Gregory Palamas (1296–1360) and the Muslims’, The Greek Orthodox Theological Review 25 (1980), pp.409–36. Ср. Meyendorff, A Study of Gregory Palamas, pp. 103–7. 84 Ср. Kallistos Ware, The Power of the Namë the Jesus Prayer in Orthodox Spirituality (Fairacres Publication 43) (Oxford 1986), pp.23–4. Читать далее Источник: Каллист (Уэр), митрополит Диоклийский. Телесная молитва. Исихастский метод и его нехристианские параллели (Пер. с англ. В.С. Иванова). [Электронный ресурс]// Богослов.RU. Вам может быть интересно: Непрестанная молитва: недопустимые и правильные практики – митрополит Каллист (Уэр) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/te...

Liber Graduum//Dictionnaire de spiritualite, fasc. LXI. Paris, 1976. P. 749–754. 1474 Помимо указанной энциклопедической статьи А. Гийомона, см. также еще одну его работу, где излагаются основные положения аскетического богословия автора «Книги ступеней»: Guillaumont А. Situation et significance du “Liber Graduum” dans la spiritualite syriaque//Symposium Syriacum – 1972. Roma, 1974. P. 311–322. 1475 О мессалианах или евхитах, представляющих собой специфично «монашескую ересъ», см. примеч. 81 (гл. III) к переводу «Истории боголюбцев». 1476 См. его предисловие к изданию: Liber Graduum е codicibus syriacis Parisiis, Londini, Romae, Hierosolymis alibique asserva//Patrologia syriaca. T. 3. Paris, 1926. P. CXXXIX-CXLIX. 1477 Hausherr I. Quanam aetate prodierit “Liber Graduum”//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 1.1935. P. 495–502; Idem. Spiritualite syrienne: Philoxene de Mabboug en version framjaise//Orientalia Christiana Perio­dica. Vol. 23.1957. P. 181–182. 1478 См., например: Gribomont J. Les Homélies ascétiques de Philoxène de Mabboug et l’écho du Messalianisme//L’Orient Syrien. T. 2.1957. P. 422. 1479 Vööbus A. Liber Graduum. Some Aspects of its Significance for the History of Early Syrian Ascetism//Papers of the Estonian Theological Society in Exile. Vol. 7. 1954. P. 108–128; Idem. A History of Ascetism. V. 1. P. 178–184. 1480 См.: Bäss P. Der Liber Graduum, Ein Messalianisches Buch?//17. Deutscher Orientalistentag. Bd. II. 1969. S. 368–374; Davids A. J. M. Von der Anonymität zur Pseudononymität: Der Liber Graduum und das Corpus Macarium//Zeitschrift der deutschen Morgenländischen Gesellschaft. Supplement 1.1969. S. 375–379; Murray R. Symbols of Church and Kingdom. P. 34–36. 1481 Cp. предположение A. Викхама, считающего, что мессалианство в зародыше присутствует в «Книге ступеней», но не столько в самом учении, сколько в этой «дискриминации»: Wickham L. The “Liber Graduum” revisited//Symposium Syriacum VI. Roma, 1994. P. 186. 1482 См.: Kitchen R. A. The Gattung of the Liber Graduum. Implications for a Sociology of Ascetism//IV Symposium Syriacum – 1984. P. 178. 1483 О том, что автор «Книги ступеней» являлся членом Православной Церкви и по своему богословскому миросозерцанию был сроден Афраату и св. Ефрему Сирину , см.: Kowalski A. Perfezione е giustizia di Adamo nel Liber Graduum. Roma, 1989. P. 213–222. 1484 Общий обзор жизни, творений и богословия св. Ефрема см. в работах: Ortiz De Urbina I. Op. cit. P. 56–83; Beck E. Ephrem le Syrien (saint)//Dictionnaire de spiritualite, fase. XXVI-XXVII. Paris, 1960. P. 788–800. 1489 См.: Hemmerdinger-Iliadou D. Ернгет (les versions)//Dictionnaire de spiritualité, fase. XXVI-XXVII. P. 800–815. 1490 Анализ аскетических сочинений св. Ефрема в аспекте установления их подлинности см. в работе: Vööbus A. Literary, Critical and Historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockholm, 1958. P. 58–93. Правда, следует заметить, что не все выводы этого ученого признаются другими исследователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

12 Мы обладаем двумя основными кодексами : Патмос гр. 266 (1Х-Х вв.): Н. Дмитриевский, упомянутая работа (см. прим. 5) и Св. Креста 40 ( Χ– ΧΙ вв.): J. Mateos. Le Typicon de la Grande Eglise, Orientalia Christiana Analecta. 165–166, Rome 1962–163. 13 Основной кодекс: Афин. 2061 (XIV-XV вв.) ; музыкальный кодекс, содержащий начальные слова и рефрены на каждый день недели для Вечерни и Утрени. В этом кодексе находится схема этих двух богослужений. Сравн. О. Strunk. Byzantine Office of Hagia Sophia, Dumbarton Oaks Papers. 9–10 (1955–56) p. 177–202; cf. Dictionnaire d " Archéologie Chrétienne et de Liturgie. I: antiphone dans la liturgie grecque, p. 2461– 2488. 14 Cf. M. Arranz. Les prières sacerdotales des vêpres byzantines. Orientalia Christiana Periodica, 37 (1971) p. 85–124; Les prières presbytérales des matines byzantines, OCP 37 (1971) p. 405–436; OCP 38 (1972) p. 64–114; Les prières presbytérales des petites heures dans l " ancien Euchologe byzantin. OCP 39 (1973); здесь: гл. II. III. IV. См. и Le sacerdoce ministériel dans les prières secrètes des vêpres et des matines bvzantines. Euntes docete, 24 (1971) p. 186–219. 15 N. Borgia. Horologion. Diurno delle chiese di rito bizantino. Or. Chr. 16 (1929); Н.Д. Успенский , Православная Вечерня, Богословские Труды. 1 (1960) с. 5–52. Н. Борджиа предлагал реформу современного Часослова, основываясь на Патмос 105, который он называл не иначе, как «древним евхологием». 16 Cf. VARIAE LECTIONES Вечерни и Утрени Ж. Гоара: J. Goar. Euchologion sive Rituale Graecorum. Venetiis 1730 (Graz 1960) p. 35–37, 44–45. 17 В ожидании предстоящего издания этого кодекса, наболее древнего кодекса Византийского Евхология, мы отсылаем читателя к детальному описанию (со всеми рубриками и начальными словами молитв) A. Strittmatter. The «Barberinum s. Marci» of Jacques Goar, Ephemerides Liturgieae. 47 (1933) p. 329–367. 18 Тот факт, что евхологий содержит патриаршие или императорские церемонии или даже топографические данные Константинополя, еще не означает автоматически, что он был предназначен для патриарха или для церкви Константинополя: это может легко объясняться желанием переписчика оставаться верным данному оригиналу. Но если книга дает такие детали, мы вправе делать вывод, что описанная служба является константинопольской службой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935– Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935– Patrologia Graeca, κδ. J.-P. Migne. Paris, 1857–66 Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. θναι, 1962–1968 Sources Chretiennes. Paris, 1941– 1070  В частях А, В и Г источники располагаются в хронологическом, а не в алфавитном порядке. 2  Основы современной греческой богослужебной науки были заложены в середине прошлого века проф. Панайотом Трембеласом († 1977) в работах «Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (1935), «Μικρν Εχολγιον» (2 тт., 1950 и 1955) и др. На следующем этапе решающий вклад в развитие греческой литургики внёс ученик Трембеласа, проф. Иоанн Фундулис. 2  Основы современной греческой богослужебной науки были заложены в середине прошлого века проф. Панайотом Трембеласом († 1977) в работах «Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (1935), «Μικρν Εχολγιον» (2 тт., 1950 и 1955) и др. На следующем этапе решающий вклад в развитие греческой литургики внёс ученик Трембеласа, проф. Иоанн Фундулис. 2  Основы современной греческой богослужебной науки были заложены в середине прошлого века проф. Панайотом Трембеласом († 1977) в работах «Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (1935), «Μικρν Εχολγιον» (2 тт., 1950 и 1955) и др. На следующем этапе решающий вклад в развитие греческой литургики внёс ученик Трембеласа, проф. Иоанн Фундулис. 2  Основы современной греческой богослужебной науки были заложены в середине прошлого века проф. Панайотом Трембеласом († 1977) в работах «Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (1935), «Μικρν Εχολγιον» (2 тт., 1950 и 1955) и др. На следующем этапе решающий вклад в развитие греческой литургики внёс ученик Трембеласа, проф. Иоанн Фундулис. 2  Основы современной греческой богослужебной науки были заложены в середине прошлого века проф. Панайотом Трембеласом († 1977) в работах «Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας» (1935), «Μικρν Εχολγιον» (2 тт., 1950 и 1955) и др. На следующем этапе решающий вклад в развитие греческой литургики внёс ученик Трембеласа, проф. Иоанн Фундулис.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

32 (1933), 413–428; Grumel V. Le symbole “Quicumque” et Jean Italos//Ibid. 37 (1938), 136–140; Dujcev I. L’umanesimo di Giovanni Italo//Studi bizantini e neoellenice 5 (1939), 432–436; Stephanou P. E. Jean Italos, philosophe et humaniste. Roma, 1949 (Orientalia Christiana Analecta; 134. Библиогр. на с. 7–14); Joannou P. Christliche Metaphysik in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und des Johannes Italos. Ettal, 1956; Idem. Zwei vermisste Traktate aus den 93 Quastiones quodlibetales des Johannes Italos: De iconis und De duabus naturis in Christo//Sylloge byzantina in onore Silvio Giuseppe Mercati. Roma, 1957. P. 233–236; Кечакмадзе Η. H. Грамматико-логический трактат Иоанна Итала//Византийский временник 27 (1967), 197–206; Podskalsky G. Nikolaos von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz (11».12. Jh.)//Orientalia Christiana Periodica 42 (1976), 509–523; Gouillard J. La religion des philosophes//Travaux et Memoires 6 (1976) (перепеч. в: Gouillard J. La vie religieuse a Byzance. Variorum Reprints. London, 1981); Nearchos C. G. God, the Universe and Man in the Philosophy of John Italos. Oxford, 1977; Benakis L. [ Μπενκης Λ .] Τ πρβλημα των γενικν ννοιν κα ννοιολογικς Ρεαλισμς των Βυζαντινν// Φιλοσοφα 8–9 (1978–1979), 311–340; Clucas L. The Trial of John Italos and the Crisis of intellectual Values in Byzantium in the Eleventh Century. Munich, 1981 (Miscellanea byzantina Monacensia; 26); Gouillard J. Une lettre de (Jean) l’ltalien…//Travaux et Memoires 9 (1985), 175–179; Conley T. The alleged Synopsis of Aristotle’s Rhetoric by John Italos and its Place in the Byzantine Reception of Aristotle//La Rhetorique d’Aristotë Traditions de l’Antiquite a la Renaissance. Paris, 1998. P. 49–64; Kotzabassi S. Byzantinische Kommentatoren der aristotelischen Topik: Johannes Italos &Leon Magentinos// Εταιρεα Βυζαντινν Ερευνν, 17 (1999); Theodoridis Ch. Bemerkungen zum Text der Kommentare des Johannes Italos und Leon Magentinos zu den aristotelischen Topika//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik 52 (2002), 191–196; Arabatzis G.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

2 Подробнее об анафорах египетского типа см. в нашей статье: Желтов М. С. Древние александрийские анафоры//Богословские труды. М„ 2003. Сб. 38. С. 269–320; там же представлены и русские переводы всех сохранившихся текстов этой традиции. 3 Так, хорошо известен инцидент, случившийся в Константинополе в 1194 году, когда находившийся в городе патриарх Александрийский Mapk III объявил о своем намерении совершить в храме Святой Софии литургию апостола Марка (PG. 138. Col. 953). 4 Публикация подготовленных Камингом материалов была сделана посмертно: Cuming G. The Liturgy of St. Mark: Edited from the Manuscripts with a Commentary by G. J. Cuming. Roma, 1990. (Orientalia Christiana Analecta; 234). 5 Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l’anaphore de saint Marc//Revue des sciences relegieuses. Strasbourg, 1928. Vol. 8. P. 489–515. 8 Здесь текст Страсбургского папируса существенно лаконичнее, чем текст в позднейших рукописях (ср.: Brightman.129–130) 9 Engberding H. Die amphorische Fürbittgebet der griechischen Markusliturgie//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1964. Vol. 30. P. 398–446. 10 GamberK. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief//Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1959. Bd. 8. S. 31–45. 11 Coquin R.-G. L’anaphore alexandrine de Saint Marc//Le Muséon. Louvain, 1969. Vol. 82. P. 307–356. 12 Brakmann H. Neue Funde und Forschungen zur Liturgie Kopren (1984–1988)//Actes du 4e Congres Copre: Louvain-La-Neuve. 1988. (Publican de ÎInstitut Orientaliste de Louvain;41) Louvain-La-Neuve.1992. Vol. 419–435. 13 Kilmartin E. Sacrificium Laudis: Content and Function of Early Eucharistie Prayers//Theological Studies. Woodstock, Md., 1974. Vol. 35. P. 280. 14 Cuming Op. eit. P. XXIV–XXV; idem. The Anaphora of St Mark: a Study in Development//Le Museon. Louvain, 1982. Vol. 95. P. 115–129. 15 Cp.: Ray W.D. The Strasbourg Papyrus//P. F. Bradshaw (ed.) Essays on Early Eastern Eucharistie Prayers. Collegeville (MN), 1997. P. 39–56. 16 Spinks B. A Complete Anaphora ? A Note on Strasbourg Gr. 254//Heythrop Journal. London, 1984. Vol. 25. P. 51–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Jacob 1983–1984 – Jacob A. Quelques observations sur l’eucologe Γ.β.VII (sec. X) de Grottaferrata. A propos d’une édition récente//Bulletin de l’institut historique Belge de Rome. 1983–1984. 53/54. P. 65–98. Jagi 1913 – Jagi V. Entstehungsgeschichte der kirchenslavischen Sprache. Berlin, 1913. Korza 1998 – Korza K. L’Eucologio di Santa Maria del Patire di Rossano. Codice Vaticano gr. 1970. Roma, 1998. Koster 1991 – Koster R. Das Euchologion Sevastianov 474 (X/XI Jhdt) der Staatsbibliothek Lenin in Moskau. Roma, 1991. Matejko 2009 – Matejko L. Кънзь – краль – цсарь//Bibel, Liturgie und Frömmigkeit in der Slavia Byzantina: Festgabe für Hans Rothe zum 80. Geburtstag. München; Berlin, 2009. S. 267–272. Mateos 1965–1970 – Mateos J. Evolution historique de la liturgie de Saint Jean Chrysostome//Proche-Orient Chrétien 1965. 15. P. 333–351; 1966 16 Р. 3–18:133–161; 1970. 20. P. 97–122. Mateos 1971 – Mateos J. La célébration de la Parole dans la liturgie byzantine. Roma, 1971. (Orientalia Christiana Analecta. 191). Mercati 1926 – Mercati G. Scritti d’Isidoro il cardinale Ruteno e codici a lui apparentuti, che si conservano nella Bibliotheca Apostolica Vaticana//Studi e testi. 1926. 26. Appendice. P. 3–4. Nachtigal 1941–1942 – Nahtigal R. Euchologium Sinaiticum. Starocerkvenoslovanski spomenik. T. 1–2. Ljubljana, 1941–1942. Panteli 1985 – Panteli M. O Kievskim i Sinajskim listiima//Slovo. 1985. T. 35. P. 5–56. Parenti 1991 – Parenti S. Influssi italo-greci nei testi eucharisti bizantini dei «Fogli Slavi» del Sinai XI sec.//Orientalia Christiana Periodica. 1991. T. 57. P. 145–177. Parenti 1991a – Parenti S. Osservazioni sul testo dell’Anafora di Giovanni Crisostomo in alcuni eucologi italo-greci (VIII–XI sec.)//Ephemerides Liturgicae. 1991. 105. P. 120–154. Parenti 1994 – Parenti S. L’eucologio maniscritto Γ.β.IV (X sec.) della biblioteca di Grottaferrata/Exc. ex Dis. ad Doctoratum. Roma, 1994. Parenti 2000 – Parenti S. La frazione in tre parti del pane eucaristico nella liturgia italo-byzantina//Ecclesia Orans. 2000. 17. P. 203–227.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Grumel Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Éd. par V. Grumel , V. Laurent, J. Darrouzes. Paris, 1932–1991. Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis inlocis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... 1–31. Florentiae, Venetiis, 1759–1798; 32–48. Parisiis, 1902–1915; 49–53. Lpz., Arnhem, 1923–1927 (Graz, г 1960–1961). Orientalia Christiana Analecta. R., 1935-. Кн. серия. Orientalia Christiana Periodica. R., 1935-. The Oxford Dictionary of Byzantium 1–3/Ed. by A. P. Kazhdan. N. Y, Oxford, 1991. Oriens Christianus: Hefte fiir die Kunde des christlichen Orients 1–8. L P z., 1901–1911; ser. n. 1–20/22.1911–1924 (1925); 3 ser. 1–36. 1921–1939 (1939/1941); 4 ser. 1–37. Wiesbaden, 1953; 29–65.1981; 66-, 1982-. Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970-. Patrologiae cursus completus 1–161/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. Кн. серия. Revue des Études Augustiniennes. Paris, 1955-. Revue des études byzantines. Paris, 1943-. Prosopographisches Lexikon der Phlaiologenzeit/EIrsg. v. E. Trapp et al. Bd. 1–12; Registerband. Wien, 1976–1996. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit/Erstellt. v.R.-J. Lilie et al. Abt. 1: 641–867. Bd. 1–7. B., N. Y., 1998–2001. Pauly-Wissowa Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft/Von A. F. Pauly. Stuttgart, 1839; von G. Wissowa. Stuttgart, 1890–1980. Sources Chretiennes. Paris, 1940-. Кн. серия. StPatr Studia Patristica (отд. сборники с доп. продолжающейся нумерацией в общей серии TU). Oxford, В., N. Y., Leuven, 1957-. Thesaurus Linguae Graecae. Irvinë University of California, 1972– (включая версию TLG E [CD] и TLG on-linë . Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur/Begriindet v. O. von Gebhard, A. Harnack. Lpz., B., 1882-. Библиографические указатели БУ ТСО Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1843–1854 гг.)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2003. 3. С. 276–349; Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» (1872–1917 гг.): (С приложением документов из истории ТСО)/Под ред. А. Г. Дунаева, иером. Дионисия (Шленова) ; предисл. иером. Дионисия (Шленова)//БВ 2005–2006. 5/6. С. 493–627.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Hymn=Symйon le Nouveau Thйologien. Hymnes/Ed. J. Koder, J. Paramelle et L. Neyrand, t. I (Hymn 1–15)//SC 156 (1969); t. II (Hymn 16–40)//SC 174 (1971); t. III (Hymn 41–58)//SC 196 (1973). Theol., Eth.=Symйon le Nouveau Thйologien. Traimйs mhйologiques et йmhiques/Ed. J. Darrouzus, t. I (Theol. 1–3; Eth. 1–3)//SC 122 (1966); t. II (Eth. 4–15)//SC 129 (1967). Vie=Hausherr I.–Horn G. Un grand mystique byzantin. Vie de Symйon le Nouveau Thйologien (942–1022) par Nicйmas Smйmhamos//OC 12 (1928), pp. 1–128. CCG=Corpus Christianorum. Series graeca (Tournhout–Paris). GCS=Die griechischen christlichen Schriftsteller (Leipzig–Berlin). OC=Orientalia Christiana (Roma). OCP=Orientalia Christiana Periodica (Roma). PG=Patrologiae cursus completus. Series graeca/Ed. J–P. Migne. Paris. PL=Patrologiae cursus completus. Series latina/Ed. J–P. Migne. Paris. PTS=Patristische Texte und Studien (Berlin–New York). SC=Sources Chr (Paris). 1 Игнатий Богоносец. Послание к Филадельфийцам, 5//Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1977, с. 130. 3 Ориген говорит о трех смысловых пластах в Писании: буквальном, нравственном и духовном (анагогическом), что соответствует трем составляющим человека (тело, душа, дух). Однако на практике Ориген обычно не проводит четкого разграничения между нравственным и духовным смыслом, ограничиваясь двумя смыслами для каждого конкретного текста: историческим (буквальным) и аллегорическим. 8 “Ветхий Завет составляет тело, а Новый — душу, дух и ум. И еще: телом всего Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, служит историческая буквальность его, душой же — смысл написанного Как человек смертен по своей видимой части, а по невидимой бессмертен, так и Священное Писание обладает, с одной стороны, преходящей явленностью буквы, а с другой — содержит сокрытый в ней дух, бытие которого непреходяще и который составляет истинный предмет созерцания”. — Мистагогия 6//Творения преп. Максима Исповедника. Кн. I/Пер. А. Сидорова. М., 1993, сс. 166–167 (см. PG 91, 684АВ). 9 Главы о богословии 1,97//Там же, с. 232 (см. PG 90, 1121C–1124A). Ср. понятие gnwsmikXj топ grafon у Климента Александрийского (Строматы 6,15//GCS 52, 498) и др.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010