Собрание B обычно включает OR 1, 13B, 11 (1-я половина), 28 (Страстная седмица), 41 (освящение церкви), 42 (положение реликвий), молитву освящения сосудов из Геласия Сакраментария , OR 37A (молитвы Четырех времен года) и чины ординации, также из Сакраментария Геласия. К числу первых свидетельств относятся рукописи Veron. Bibl. Capit. 92 (814-820 гг.), Colon. Dombibl. 138 (1-я четв. IX в.), Monac. Clm. 14510 (IX/X вв.). Это собрание чинов также копировалось до XI в. Большинство исследователей признают франк. происхождение этого сборника, в котором рим. обычаи адаптированы к галликанской практике. Чины систематизированы в большей мере, чем в собрании А. В количественном отношении собрание B также значительно превосходит собрание А. Возможно, оно было составлено по повелению Карла Великого с дидактическими целями для наставления клира, поскольку часто соседствует с толкованиями мессы, либо было создано позже, при Людовике Благочестивом, как прототип Понтификала для практического употребления ( Vogel. 1986. P. 151). По мнению Уэствелла, в появлении этого собрания большую роль могла сыграть деятельность св. Ратольда, еп. Веронского ( между 840 и 858), или архидиак. Пацифика Веронского ( 844) ( Westwell. 2017). Уникальный набор чинопоследований сохранился в рукописи Brux. 10127-10144 (кон. VIII в.), которая содержит помимо O. R. Антифонарий, Сакраментарий, канонический сборник и пенитенциалы. Раздел с O. R. включает OR 13B, 24, 26, 30A (Страстная седмица), 3 (адаптированный вариант папской мессы). Возможно, рукопись была создана для сельского прихода или для миссионеров в новообращенных землях. В нач. IX в. чины из этого сборника попали в более обширные коллекции (St. Gallen. 614; Wolfenbüttel. Herzog August Bibliot. 4175 (т. н. Понтификал Бернхария ( 826), еп. Вормсского и аббата Вайсенбурга, который в 809 вместе с Адальхардом, аббатом Корби , отвозил в Рим акты Ахенского Собора 806 г.) и др.). Собрание из аббатства Санкт-Галлен St. Gallen. 349 (кон. VIII в.), включающее OR 14-16, 18-19 и 17 (компиляция), до издания Андриё рассматривалось как образец древнейшего рим.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Gallon//Universitas: Dienst an Wahrheit und Leben. Mainz, 1960. Bd. 1. S. 466-477) или, по мнению Й. Земмлера, использовался т. н. смешанный устав (Regula mixta; см. в статьях Колумбан , Монашество ) (CCM. Vol. 1. P. 3-11). По мнению Фогеля, рукопись происходит из Бургундии или из того региона, к-рый находился под влиянием Люксёйского аббатства и по сути представляет собой прототип монастырских Consuetudines ( Vogel. 1986. P. 154). Несмотря на опровержение гипотезы о рим. истоках этого собрания, оно сохраняет свою ценность, поскольку отдельные чины в нем представлены в более архаичных редакциях, чем в собраниях A и B. Еще одно уникальное собрание происходит из аббатства Сент-Аман (Paris. lat. 974, IX в.). Оно было издано впервые Л. Дюшеном. Сам памятник помещен среди сочинений блж. Августина и включает OR 4 (месса), 30B (Triduum paschale и Светлая седмица), 21 (Великая литания), 39 (ординации), 43 (положение реликвий), 20 (служба Сретения (Пурификации) 2 февр.). Дюшен считал это собрание чисто римским, но уже Э. Бишоп признал, что он крайне галликанизирован ( Bishop E. Liturgica historica: Papers on the Liturgy and Religious Life of the Western Church. Oxf., 1918. P. 151-160). В наст. время принято относить это собрание к локальной традиции Сев. Франции первых лет правления Карла Великого ( Vogel. 1986. P. 152). Как отдельные памятники, сборники O. R. существовали относительно недолго: они имели хождение с VIII по XI в. (а практическое значение потеряли, видимо, еще раньше). С появлением в X в. комплексных литургических книг (Понтификала, Миссала, Ритуала) они были постепенно инкорпорированы в них (уставные указания размещены между текстами молитв и песнопений), а позже получили развитие в новых типах книг (Ординарии, Церемониале), а также в монастырских Consuetudines. Ярким примером является OR 50 (Ordo Romanus Antiquus), включенный Андриё в корпус, хотя по своей сути он представляет собой компиляцию более древних чинов (OR 13B, 24, 27, 28, 30A и B, 31, 32, 37A, 11 (обе части), фрагментарно OR 1).

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Др. капитальный труд Д.- «Списки епископов древней Галлии» (1894-1915) - посвящен вопросу о распространении христианства и истории епископских кафедр на территории совр. Франции в эпоху поздней античности. Работа построена на изучении огромного материала, сохранившегося в епископских списках (лат. fasti episcopales, вероятно развившиеся из диптихов ), у церковных историков, в легендах о происхождении той или иной провинциальной церкви, в местных хрониках и т. п. До наст. времени это исследование, несмотря на критику отдельных положений, считается образцом применения научно-критического метода к церковным памятникам. Д. занимался также календарными проблемами, в частности вопросом об установлении даты празднования Пасхи на I Вселенском Соборе. Он связал решения Собора не с малоазийскими четыренадесятниками, а с сир. протопасхитами. Позицию Д. поддержали Й. Шмид, Э. Шварц, Болотов. С 1884 г. Д. вместе с Де Росси изучал Мартиролог Иеронима. В течение 10 лет они совместно подготовили и опубликовали в серии Acta Sanctorum (ActaSS. 1894. Vol. 82. Nov. Pt. 2/1) критическое издание этого памятника, считающееся стандартным и в наст. время. По мнению Д., текст Мартиролога является компиляцией, ядро к-рой сформировалось в сер. V в. в Италии, а основная часть - в кон. VI - нач. VII в. в Автиссиодуре (ныне Осер, Франция). Вкладом Д. в развитие исторической литургики стало соч. «Истоки христианского культа» (1899), посвященное раннехрист., вост. и лат. богослужению до эпохи Карла Великого. Признавая нек-рое разнообразие в деталях совершения литургии и небольшую свободу епископа в формулировании молитв, Д. тем не менее утверждал изначальное единообразие локальных евхаристических традиций (древность и аутентичность евхаристических молитв «Дидахе» он считал некой маргинальной аномалией, не меняющей картины в целом). Только в III в., по его мнению, начали формироваться обряды Рима, Антиохии и Александрии. Наибольшую ценность в работе Д. представляют главы, посвященные галликанскому обряду . Истоки этого обряда Д. видел в богослужении г. Медиолана (ныне Милан). Он предложил свою реконструкцию чина галликанской мессы. Кроме того, Д. ввел в научный оборот ряд ранее неизвестных источников (в частности, в приложении им были опубл. 12 Ordines Romani, неизвестных Ж. Мабильону ).

http://pravenc.ru/text/180839.html

Pistevo. his ena. Theon. Patera. Pantocratora. poietin. uranu. kae gis. oraton. kaepanton . kaeaoraton. Kae his ena... (и так далее до конца). За тем пресвитер говорить: Дети возлюбленейшие, вы слышали, символе на греческом языке; выслушайте и на латинском. И продолжает далее: на каком языке исповедуют Господа нашего Иисуса Христа? Ответь: на латинском. – Провозвести веру их, как они веруют. Тогда аколуф, держа руку над головой готовящегося к крещению, произносит символ и поет следующие слова: Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem coeli et terrae, visibilium omnium», и так далее до конца, – то есть, наш символ на латинском языке. Смотр. Migne Patrolog. Curs. Compl. tom. 74, Sacramentarii Gelasiani lib. 1, cap. 35, col. 1089 et 1090. 118 В первоначальном издании Геласиева Сакраментария – Томазиевском, в Риме 1680 г., и в Мураториевом (Liturgia romana vetus), из которого он перепечатан в Патрол.Курсе Миня, слов: и жизнь вечную, нет; но, по указанию Едм. Мартена, – de Antiquis ecclesiae Ritibus pars 1, edit. Antverpiae 1736 ann., col. 182 et 183, читаются в трех древнейших рукописях Геласиева Сакраментария, именно: in ms. codice bibliotliecae Colbertinae num. 1348, ab annis circiter 900 exarato, – in Regio num. 3866 et Noviomensi ejusdem actatis. 120 Migne Patrol. Curs. Compl. tom. 78, s. Gregorii papae 4, in Appendice–Ordo Romanus VII,–ordo scrutinii ad electos, num. 6 et 9, cf. not. ad num. 10, col. 997–999. Et dicit acolythus symbolum graece, decantando his verbis:πιστευω ες να. Hoc expletum... latine: credo in unum Deum, Patrem omnipotentem,.. visibilium,–num. 6. Et типе catechisantur, et reddunt symbolum, et baptisantur. Ordo vero qualiter catechisantur ita est... Нас explema (sacerdos) ambulat... decantando excels voce: credo in unum Deum, et reliqua,–num. 9. В Полн. Патрологич. Курсе Миня все римские чины, или ycmabы,–Ordines romani,– помещенные в 78-м томе, в приложении к творениям св. Григория Двоеслова , перепечатаны с Мабильонова издания их в Итальянском Музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

традиции. В этих сборниках очень редко встречаются решения галльских и герм. Соборов, мало заимствований из Декрета Бурхарда Вормсского, «Испанского собрания» и пенитенциалиев. Провозгласив принцип строгого следования традиции, сторонники церковной реформы пытались обнаружить как можно больше обоснований своих идей в канонах Соборов, папских декреталиях, высказываниях отцов Церкви и др. документах и с этой целью предприняли самые масштабные за всю средневек. историю разыскания в книгохранилищах монастырей и церквей Италии, в результате чего были найдены мн. забытые позднеантичные тексты церковного и рим. права (в т. ч. рукопись «Дигест» Юстиниана (ок. 600), т. н. Codex Florentinus, в наст. время хранится в б-ке Лауренциана во Флоренции). Т. о. в григорианские правовые сборники вошли вновь обнаруженные древние постановления зап. Соборов и декреталии Римских пап, а также тексты неправового характера, отражавшие идеи сторонников церковной реформы,- отрывки книги формул папской канцелярии «Liber diurnus» , литургических Ordines romani , высказывания зап. отцов Церкви (прежде всего св. Киприана Карфагенского), отрывки исторических текстов о Римских папах, представленных в Liber pontificalis, «Хроники» Кассиодора и др. По поручению кард. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII) в Риме ок. 1050 г. (П. Фурнье) или в 1073-1075 гг. (Дж. Т. Гилкрист) было составлено анонимное «Собрание 74 титулов» (Collectio septuaginta quattuor titulorum), или «Собрание высказываний различных отцов» (Collectio diversorum patrum sententiae). Сборник активно использовался реформаторами; считается, что он был настольной книгой членов Римской курии и папских легатов того времени (известно более 30 списков). В «Собрании 74 титулов» обосновывались права Римской Церкви и папского примата, среди прочего в том, что касалось изъятия мон-рей и приходов из юрисдикции местного правящего епископа, регламентировались отношения мон-рей, подчиненных непосредственно папе Римскому, с правящим епископом, определялась судебная процедура в процессах против клириков, приводились каноны о поставлении и рукоположении епископа.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Основной корпус был издан М. Андриё, однако он не успел завершить издание (5-й том вышел посмертно, а запланированный 6-й том с индексами так и не был опубликован). В отличие от др. издателей, он расположил все чинопоследования тематически, по их содержанию. Всего им опубликовано 50 O. R., однако среди них есть ряд дублетов и неск. редакций одного и того же чина. Принято считать, что изначально O. R. имели хождение в виде отдельных libelli (книг). Однако ни одного свидетельства не сохранилось. Все памятники встречаются в составе к.-л. сборников, не всегда литургических. Так, напр., де Росси издал OR 23 по рукописи Einsiedeln. Abb. Bibliot. 326. Fol. 86v-88v (2-я пол. IX в.), в к-рой «римское чинопоследование» соседствует с коллекцией рим. надписей, римским итинерарием и сборником поэм (ICUR. 1888. T. 2. P. 34-35). OR 27 встречается на незаполненном листе в составе Четвероевангелия в рукописи Vat. Palat. lat. 47. Fol. 156v (IX или X в.). Древнейшим из всех O. R. является OR 1. Это самое раннее из сохранившихся чинопоследований папской праздничной мессы. Возможно, оно предназначалось для должностного лица, занимавшегося организацией папского богослужения и процессий в Риме. Всего известно ок. 28 рукописей. Андриё выделил 2 редакции OR 1 - краткую и полную, обе - рим. происхождения. Однако Дж. Ф. Романо опроверг существование краткой редакции ( Romano. 2007). По его мнению, рукопись St. Gallen. 614, в к-рой это чинопоследование начинается сразу с OR I 24 (Fol. 184-199), основана на дефектном протографе, к-рый франк. переписчик дополнял и корректировал по своему разумению. OR 1 был составлен, вероятно, при папе Римском Сергии I (687-701), поскольку в нем упоминается пение Agnus Dei , введенное по его повелению (возможно, в качестве протеста против решений Трулльского Собора 691-692 гг., запретившего изображать Христа в образе Агнца). Считалось, что он стал распространяться во франк. землях в 1-й пол. VIII в. Однако Романо выявил следы редакторской правки, внесенной в Риме в 50-х гг. VIII в. (он связывает эти исправления с деятельностью влиятельного архидиак. Феофилакта, сопровождавшего папу Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому в 753-754, а позже боровшегося за Папский престол после смерти Стефана; именно подготовка к погребению понтифика и выборам нового папы и послужила, по мнению Романо, причиной внесения правки в чинопоследование). Следов., получил распространение за его пределами, не ранее 3-й четв. VIII в.

http://pravenc.ru/text/2581497.html

Богослужебное использование М. могло быть связано с обычаем поминать апостолов и мучеников во время анафоры (рим. канон мессы , разделы «Communicantes» и «Nobis quoque»). Однако литургическая функция ранних М., прежде всего Иеронимова М., остается под вопросом. Согласно гипотезе Ф. Лифшиц, создание Иеронимова М. было связано с «культом имен святых», который франк. монахи противопоставляли почитанию икон и реликвий. По мнению исследовательницы, обычай поминать святых во время евхаристического богослужения оказал влияние на появление литаний с именами святых в посл. четв. VIII в. ( Lifshitz. 2006. P. 23-28, 108-109). Тем не менее нет надежных свидетельств о чтении М. во время богослужения до эпохи Каролингов. В Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.) засвидетельствован обычай зачитывать народу имена святых, память которых совершалась в день богослужения (см.: Gaiffier. 1961. P. 46-48). Согласно «Ordo Romanus XVII», составленному в кон. VIII в. в королевстве франков, в монастырях во время воскресной мессы, перед причащением мирян, диакон объявлял имена святых, поминовение к-рых совершалось на следующей неделе, «в соответствии с мартирологом» (qualis euenit secundum martirilogium - Les «Ordines Romani» du haut Moyen Âge/Éd. M. Andrieu. Louvain, 1951. Vol. 3. P. 183). Впосл. сложился монастырский обычай объявлять имена святых во время службы 1-го часа. В постановлении Ахенского Собора (10 июля 817) упоминается о чтении М. на капитуле перед чтением устава или гомилии (ad capitulum primitus martyrologium legatur - CCM. T. 1. P. 480) (см.: Gaiffier. 1961. P. 55; Dubois. 1978. P. 14-15; Lifshitz. 2006. P. 118). В предисловии к М. Рабана Мавра говорится о ежедневном чтении кратких сведений о святых, поминавшихся во время богослужения (MGH. Epp. T. 3. P. 502-503). Каноники кафедрального собора в Меце приспособили для литургического использования бернскую рукопись Иеронимова М. ( Lifshitz. 2006. P. 115-116). В настоящее время Римский М. читается в конце службы laudes, хотя при необходимости можно читать его во время к.-л. др. службы суточного круга. В монастырях и коллегиальных церквах М. читается на капитуле или во время трапезы (MartRom. (Vat.). P. 25-27; см. также: Dubois. 1978. P. 14-15; Palazzo E. History of Liturgical Books from the Beginning to the 13th Century. Collegeville (Minn.), 1998. P. 165-167).

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Сакраментарий Григория I получил одобрение VII Вселенского собора, куда его направил папа Адриан I (772–795), и в результате стал общеупотребительным в Римской и во всех западных церквах и считался образцовым до Тридентского собора. В частности, список «Грегорианума» был послан франкскому императору Карлу Великому и должен был стать основой унификации богослужения франкской церкви. В то же время после появления сакраментариев продолжали использовать и либеллы. Для литургии первоначально использовалось только Писание, в храмовых экземплярах которого, начиная с IV в., делались пометки на полях; по ним можно было определить начальные и конечные слова литургических чтений тех или иных дней календаря. Постепенно эти указания были сведены в самостоятельную книгу – Капитулярий, а в VI-VII вв. появилась книга, в которой соответствующие чтения были представлены в виде целостных текстов (Лекционарий, liber comitis или Comes). Традиция, однако, относит появление первого лекционария к IV в. и приписывает его составление Иерониму Стридонскому , который якобы предпринял эту работу по распоряжению папы Дамаса. Среди первых составителей лекционариев традиция почитает также Амвросия Медиоланского ; венского архиепископа Клавдия Мамерка (ок. 494–523); друга Иоанна Златоуста и ставленника Амвросия-епископа Медиоланского Венерия (ум. 409) и его пресвитера Музея, упоминаемого Иеронимом; папу Григория Великого и императора Карла Великого. Вскоре лекционарий разделяется на две книги: Эпистолярий (содержавший апостольские чтения) и Евангелиарий (с евангельскими чтениями). При богослужениях в Средние века нередко использовались Гомилиарии – сборники проповедей в порядке, определяемом лекционарием. Ранние римские литургические книги содержали почти исключительно литургические тексты, без описаний литургического чина. Такое описание (то, что в дальнейшем стало именоваться «рубриками») представлено в новом типе богослужебных книг – ordines (ordo – чиновник или устав), который сложился к VIII в. и представляет собой руководство (иногда с комментариями) по совершению богослужения. Так, Ordines Romani, которые были переписаны по большей части к северу от Альп, содержат отражение римской традиции. Развитие типа ordines приводит к возникновению литургических книг, из которых самым значительным является Римско-германский понтификал, изготовленный ок. 950 г. в монастыре св. Албания в Майнце. Римско-германский понтификал возвращается в Рим во второй половине X в., при Оттоне I, поскольку в течение так называемых «темных веков» в самом Риме не изготавливали литургических книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

совершалась во весь год ежедневно ( Habtemichael-Kidane. P. 308-335). Среди эфиоп. рукописей встречаются и Часословы, содержащие суточные службы совсем иного типа, напр., в одном из них В. близка к чину В. по палестинскому Часослову: вступительные молитвы; Пс 116-128 (с пропуском Пс 118); Евангелие; Пс 129. 7-8 и Пс 116. 1 с припевами; «Свете тихий»; «Сподоби, Господи»; Пс 91. 1 и Пс 122. 1 с припевами; тропари; «Ныне отпущаеши»; Пс 140. 1 с припевом; Трисвятое; заключение ( Тураев. 1897. С. 72-87). В. на Западе В богослужении Римско-католической Церкви. Сведения о кафедральной системе служб суточного круга в Римской Церкви в древности до нас почти не дошли. Одно из немногих - описание В. (vesperae) пасхальной седмицы в Ordo Romanus XII (возможно отражающем городскую практику кон. VII в.- van Dijk. P. 327), по-видимому включавшей только 3 псалма: «На вечерне три псалма даже до субботы и при каждом псалме «Аллилуия»» ( Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 464). В др. из Ordines Romani отмечается, что после совершения клириками Рима В. в Латеранской базилике вечером в день Пасхи они возвращались в свои приходы, чтобы служить там В. с 3 псалмами еще раз (Ordo XXVII. 79// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 362). По предположению С. ван Дийка, первоначальными псалмами были Пс 129, 140, 11 ( van Dijk. P. 330-332). Несмотря на существование кафедральной традиции, со времен Карла Великого основным на Западе стал круг суточных служб монахов городских мон-рей Рима и бенедиктинского монашества, к-рый лег в основу средневек. рим. Бревиария ( Callewaert. P. 97-101, 103-108). Определяющим в нем было непрерывное чтение Псалтири на протяжении седмицы. До 70-х гг. XX в. В. состояла из следующих текстов: начальных молитв; 5 рядовых псалмов; краткого чтения (capitulum) с респонсорием; гимна; стиха «Dirigatur» (Пс 140. 2) или иного с респонсорием; песни Magnificat (песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», включенная в чин В. монахами-бенедиктинцами) с антифоном; коллекты (молитвы дня); заключительных молитвословий.

http://pravenc.ru/text/158310.html

Галликанские Contestationes встречаются в романо-франк. Сакраментариях Геласия VIII в. (т. н. Gelasiana Mixta; см. ст. Геласия Сакраментарий ). Бенедикционалы Галликанские епископские благословения после «Отче наш» и перед Причащением для разных праздников помимо Сакраментариев (Missale Gothicum, Желлонский Сакраментарий, «Фрагмент Андерсона» и др.) встречаются также в особых литургических книгах - Бенедикционалах. Сборники благословений принято делить на группы по территориальному признаку. Германские собрания наиболее полно представлены в рукописи IX в. из Фрайзинга (Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 6430), к-рая содержит 2 группы благословений - A (24 формуляра) и В (161 формуляр). Собрание A представлено также в рукописях IX-X вв. (Freiburg i. Br. Universitätsbibl. 363 и Münch. Bayer. Staatsbibl. clm. 29163 (6211)). Собрание B менее древнее и содержит следы рим. влияния. Отдельное собрание, не относящееся к этим группам, представлено рукописью из Аугсбурга кон. IX в. (Camb. Fitzwilliam Museum. 27). Британские собрания благословений, более поздние по времени, входят в состав Понтификала Эгберта Йоркского, Бенедикционала св. Этельвольда, «Миссала Леофрика». Помимо Г. о. такие благословения характерны для испано-мосарабского обряда. Ordines Romani Хотя памятники этого типа, описывающие преимущественно обрядовую сторону богослужения, отражают прежде всего литургическую практику Рима, после 700 г. они получили распространение и на территориях к северу от Альп. В частности, Собрание B отражает смешанный романо-франк. тип богослужения - адаптацию папского богослужения к реалиям приходских и монастырских церквей во франк. землях (Veron. Bibl. Cap. 92, нач. IX в.; Sankt-Gall. Stiftsbibl. 349, кон. VIII в.; см.: Andrieu. Ordines. Vol. 1. P. 330-333, 367-372, 491-492; Vol. 3. P. 3-21). К наиболее характерным относятся Ordo XIIIb с галликанскими чтениями для ночной службы; Ordo XLI с чином освящения церкви; Ordo XV, в к-ром фигурируют праздник апостолов Иакова и Иоанна (27 дек.) и чтение Апокалипсиса, но отсутствует Семидесятница (неделя, подготовительная к Великому посту, в Риме). Лекционарии

http://pravenc.ru/text/161580.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010