также: Cap. carit. I 86; I 94–100; II 4–6, 100; III 45, 95, 97; Exp. in Ps. LIX 205–209. 19 Amb. Ioan. 20. 7. Выражение τν μετ Θεν включает в себя не только видимые и невидимые творения Божии, но и логосы, т. е. вечные идеи творений. 28 О терминах, описывающих третий этап, см.: Thunberg, 1965, p. 356; Larchet, 1994, p. 77; 1996, p. 495; 2003, p. 183; Каприев, 2011, с. 148. К ним мы добавили некоторые новые термины и наши количественные подсчёты. 29 Встречается 11 раз (без учета догматико-полемических трудов св. Максима, т. н. Opuscula theologica et polemica, и его писем, в которых мистические темы практически отсутствуют): Quaest. Thal. 25. 54; 25. 105–106; 55. 452; 64. 812; Mystag. 4. 9; 4. 19–20; Amb. Ioan. 10. 53; 10. 78; 67. 5; 67. 14; Orat. dom. 431. Наряду с термином μυστικ θεολογα в том же самом значении мистического богопознания Максим, так же как и Евагрий, иногда использует просто термин «богословие», θεολογα (см., например, Amb. Ioan. 71. 7 и др.) 30 Встречается 13 раз: Quaest. Thal. 21. 71–72; Quaest. et dub. 58. 7; Amb. Ioan. 10. 31; 10. 40; 20. 4; 21. 6; 37. 5; 37. 7; 37. 9; 50. 4; 67. 5; 67. 12. Как вариант, один раз встречается термин θεολογικ σοφα, «богословская мудрость» (Amb. Ioan. 20. 4), где с ним связан термин ητος μησις, «неизреченное посвящение в таинство истинной и богословской мудрости». Также один раз встречается термин θεολογικ χρις, «благодать богословия» (Cap. carit. II 26). 31 Или «посвящение в таинства богословия». Встречается 7 раз: Quaest. Thal. 40. 36–37; Quaest. et dub. 159. 8; Amb. Ioan. 20. 4; 20. 7; 32. 5; 47. 2; 50. 4. Еще один раз встречается сходное выражение: κατ τν θεολογαν ληθς μυσταγωγα, «истинное посвящение в таинства богословия» (Quaest. Thal. 5. 43–44). 34 Встречается 10 раз: Quaest. Thal. 54. 203; 63. 455; 65. 236; 65. 279; 65. 577; 65. 775; Amb. Ioan. 10. 41; 30. 2; 32. 7; 65. 2. 35 Встречается 9 раз: Quaest. Thal. 3. 39; 25. 140; 36. 34; 61. 316; 63. 455; 65. 676; Amb. Ioan. Prol. 3; 10. 114; 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

48 На Мф. бес. 54, 2: на сем камени – т. е. на вероисповедании – τ πστει τς μολογας. Migne: PG., t. 58: col. 534. Творений т. 7, стр. 554. На Мф. бес. 82, 3: создал Церковь на исповедании (π τ μολογ) Петра. Migne, PG., t. 58, col. 741. Творений т. 7, стр. 824. Толков. на 1 гл. Посл. к Гал.: обещав на исповедании его положить основании Церкви. Творений т. 10, стр. 729. 49 «Угодно Ему было, чтобы все научились тому несомненному исповеданию, какое вдохновенный Им Пётр положил в незыблемое основание, на котором Господь создал Церковь Свою». Кн. I: пис. 235 к Сирину. Творений ч. 1, стр. 145. 51 De Trinitate VI, 36: super hanc confessionis petram Ecclesiae aedificatio est. Migne: PL., t. 10: col. 186C. VI, 37: Haec fides Ecclesiae fundamentum est. Ibid., col. 187A. 52 De incarnatione 5, 34: fides est Ecclesiae fundamentum: non enim de carne Petri: sed de fide dictum est: quia portae mortis ei non praevalebunt. Migne: PL., t. 16: col. 827. 53 Orat. 32:18: один именуется камнем и ему поверяются основания Церкви – μεν Πτρα καλεται, κα τος ϑεμελους τς κκλησας πιστεεται. Migne. PG., t. 36, col. 193C. Творений ч. 3, изд. 3. Москва 1889. стр. 123. 54 Панарий. Ер. 59:7: Пётр исповедал Христа Сыном Бога живого, и услышал: на камени сем незыблемой веры (τ πτρ τατ τς σφαλς πστεως) созижду Церковь Мою. Migne, PG., t. 41, col. 1029B. Творений ч. 3, Москва 1872, стр. 37. Немного выше Пётр называется камнем, лежащим в основании веры Господней – στερε πτρα ϑεμελιοσα τν πστην το Κυρου. 55 De Trinitate dial. 4: πτραν: ομαι, παρωνμως, τερον οδν, τν κατασειστον κα δραιοττην το μαϑητο πστιν ποκαλν, φ’ κα διαπτιτως ρρειστα τε κα διαππηγεν κκλησα Χρστο. Migne, PG., 75, col. 865С. In Jes. lib. 4, cap. 44, 23: камнем, думаю, Он называет непоколебимость ученика в вере. Творений ч. 7. Москва 1889, стр. 463. 57 In Ioan, tract. 124, 5: На камне, который исповедал ты, создам Церковь Мою. Ибо камень был Христос ( 1Кор.10:4 ). На этом основании создан и сам Пётр. Основания же иного никто не может положить, кроме положенного, которое есть Христос Иисус. Следовательно, Церковь , которая основывается на Христе, в лице Петра получает от Него ключи царства небесного, т. е. власть вязать и решить грехи. Sancti Aurelii Augustini opera omnia, ed. monachorum ordinis sancti Benedicti, t. 3. Parieiis 1837, col. 2470C–D. Retract. I, 21: не сказано: ты – petra, но: ты – Petrus. Камень (Petra) же был Христос, которого исповедал Пётр, как Его исповедует вся Церковь . Opera, t. 1, col. 68А.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

1057B, 114b; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 709B-C, p.260 [cap.quing.IV,100]), закон (Orat. Dom. expositio, PG.90, 901D, p.362 [p.n.I,199]; Ambigua, PG.91, 1280A, f.21 Ib), в отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерение ( σκοπς), план (Cap.theol. II,76 [p.n.I,249–250]; Mystagogia 24, PG.91, 713D, p.525 [p.n.I,183]), правило (Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353A, p.64 [p.n.II,95]). Как предмет нашего познания, λγοι являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы ( νοματα λογισμο, Ambigua, PG.91, 1129В, f.146b; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [p.n.II,40]; LXV, 741C, p.277), понятия, идеи (Ambigua, PG.91, 1121A, f.142b; 1296B, f.217b), созерцания (Quaest. ad Tahl. LXV, 741C-D, p.277), истины (Quaest. ad Tahl.III,PG.90, 273D, p.18 [p.n.II,37]; XVI,301B, p.35 [p.n.II,61]). Философская история данного термина – начиная с идей Платона и кончая λγοι неоплатоников – весьма длинна. Здесь не место ее касаться. Учение о λγοι, конечно не в такой развитой форме, как у преп. Максима, встречается и у предшествующих церковных писателей. Так, о λγοι естества см. у Евагрия, Cap.pract. ad Anat. 92, PG.40, 1249B; Sententiae ad fratres, ibid. 1281D (rationes); и особенно у Дионисия Ареопагита, De div. nom. V, 7, PG.3, 821A-B; V, 8, 824C (­ θεια θελματα); IV,26, 728C; XI,2, 940D; ( λγος каждой вещи:-) II,8, 645С; IV,7.31, 704А,732В; VIII,5, 892С; см. также у Климента Александрийского (цитата сохранилась у преп. Максима: Ambigua, PG.91, 1085А-С, f.126a-b); св. Григория Богослова , Or.30, n.20. PG.36, 129А; p.n.III.3,80; Or.28, n.16,31, ibid. 48B.72A; p.n.III,26,40; Or.43, n.67, ibid. 585A; p.n.IV,101 (cp.Or. 6, n.15, PG.35, 741C; p.n.I,189; Or.32, n.7, PG.36, 181B; p.n.III,115: πρωται αιται ιδαι); св. Григория Нисского , In hexaem. liber, PG.44, 73A; p.n.I, 15; De hom., opificio 24, PG.44, 212D-213B; p.n.I,173–175; De anima et resur., PG.46, 29A; p.n.IV,213; Oratio cat. 39, PG.45, 101A; p.n.IV, 105; св. Василия Великого , In hexaem.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

1268 Perrone, Ibid. n. 215. 1269 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192. 1270 Ibid. n. 189. 191. 1271 Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV. 1272 Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.). 1273 Perrone, loc. cit. n. 190. 1274 Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI. 1275 Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13. 1276 Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11. 1277 Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51. 1278 Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36. 1279 Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17. 1280 Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати». 1281 Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV. 1282 Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42. 1283 Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37. 1284 Амвр. in Luc. lib. X, n. 49. 1285 Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt. 1286 Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

57 Epist. 107. 58 «Мысли людей таковы, каков тот день, которым сам отец Юпитер осветил плодоносные земли». Odyss. 18, vers. 136,137. 59 De Fato, cap. 10 et seqq. 60 De Fato cap.11. 12. 61 Sallust. in Catil., cap. 7. 62 Sallust. ibid. 63 Ibid. cap. 53. 54. 64 A_Eneid. VIII. v. 646 — 648. 65 A_Eneid. I. v. 279 — 285. 66 A_Eneid. VI. v. 847 — 853 67 Sallust. in Catil. c. 11. 68 Ibid. cap. 54. 69 Sallust. in Catil. cap. 52. 70 Глава XVIII. 71 Epist. lib. I. epist. 1, v. 36, 37. 72 Carm. lib. II. carm. 2. v. 9 — 12. 73 Tuscul. Qua_est. lib. 1. стр. 2. 74 Virg. A_Eneid. VI. 75 Выше 76 A_Eneid. VII. v. 266. 77 Константинополь 78 Claudian. in panegyr... de III. Honorii consulatu. 79 Virg. Georg. II 80 Virg. Eclog. III 81 Virg. A_Eneid. VIII. 82 См. ниже, книга 12, гл. X 83 De Doctrina Christiana lib. II. cap. 28. — Retract II, 4. 84 Plat. lib X. de legg. et II de republ. 85 Porphyr. lib. II. de abstin. animat. 86 См. выше, кн. 4, гл. XXVI 87 Virg. A_En. IV 88 Id. Eclog. VIII. 89 Трисмегист — Трижды Величайший. 90 Apul. de Deo Socratis. 91 Lib. XIX, cap. 1. 92 A_Eneid. 4. 93 Orat. pro Ligario. 94 In 1 de Oratore. 95 Sallust. De Catilina_e conjuratione. 96 De Deo Socrat. 97 Apuleus, de Deo Socratis. 98 «Отечество же наше там, откуда мы пришли, и Отец наш там. Итак, каков же путь, каково бегство? Не ногами нужно совершать его, ибо ноги всюду переносят нас лишь с одной земли на другую, и не нужно готовить повозку с лошадьми или корабль, но следует оставить все это и, будто закрыв глаза, заменить телесное зрение и пробудить зрение духовное, которое имеется у всех, но пользуются которым немногие». Плотин. Эннеады. «О прекрасном» (I, 6, 8). 99 Virgil., A_Eneid. I. 100 Virgil., Georg. IV. 101 Плотин. Эннеады. «О провидении» (III, 2—3). 102 Lucanus, lib. 6. 103 A_Eneid. VII. 104 Ibid. III. 105 Virgil., Eclog. 4. 106 In Phedone. 107 In lib. 10 de republ. 108 A_Eneid, 6 109 Порфирий жил при Диоклетиане, при котором на христиан воздвигнуты были самые жестокие гонения 110 См. ниже, кн. XXI; гл. 24.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2774...

700 Юлиан, желая между язычниками ввесть то самое, что соблюдалось в христианской церкви, писал галатскому жрецу Арзакию, чтобы он строго смотрел за поведением подчиненных ему; «не довольно одному тебе быть добрым, – сделай всех добрыми, пристыждая или убеждая». Sozom. II. Е. 4,16 702 Слова св. Киприана de unit. eccl. р. 195. Слова св. Златоуста, Илария и др. у Муравьева: о четырех кафедрах стр. 10–26. (Спб. 1842). 703 Об общей вере в Иисуса Христа обясняли Мат. 16, 18 Св. Иларий Trinit. 6. п. 36. 37, Златоуст Hom. 55. in Matth. orat. 2. adv. Iud. Амвросий lucar, с. 5. Феодорит ер. 77, 146 Кирилл алекс. de Trinit. dial. 4. t. 5. p. 507. Ориген (comm. in Matth. t. 12. 10) с особенною силою настаивал на том, что слова Спасителя относятся к каждому, кто по духу таков же, каков Петр, и ими ничего не отнимается у прочих апостолов. К личному характеру Петра относили: Тертуллиан Praesc. 22. Monog. 7. Киприан ер. ad Iabaiannm. Августин cont ep. Denami, ер. 53. ad. Generos. Fortun. ct. caet. Слова некоторых отцев с этими мыслями у Муравьева стр. 1, 14. Евсевий писал: «на камне создана церковь , а камень – сам Он». In psal. 48. п. 2. Ту же мысль выражали Августин (in Iohan. tract. 124. n. 5. 125. n 3). Иероним in Matth. 704 Подробно разговор испыт. с уверенным (м. Филарета) стр. 78 126. Муравьев о кафедрах стр. 42 и след ахр. Никанора разбор римского учения о видимом главенстве в церкви на основ. свящ. писания и предания до 1 вселенского собора, ч. 1. 1836. ч. 2. 1858 Спб. 708 Epist. ad. Eccles. Alexandr. см. трульск. соб. пр. 1. Никейский 2 вселен, пр. 1. Пр. испов. отв. 86 Бл. Августина lib. de Baptis, cont. Donat, с. 18. epist. 118. ad, Iannuar. 709 Лютер (против Цвинглия и Эколамиада) питал: «если мир еще должен стоять, то я объявляю, что при разнообразных объяснениях, какие дают у нас св. писанию, не остается более другого средства поддержать единство веры – как принять определения соборов и прибегнуть под их покровительство».– Подобное в отзыве его о присутствии тела Христова в евхаристии Ор. ien. t. 5) р. 490.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7 Tertull. Adv. Hermog., с. 4–7; см. тоже ibid., Adv. Marc., 1, 15; – Dionys. Alex., fragm. III ex lib. Adv. Sabell apud Galland., III, p. 494; Method. apud Phot. Bibl. cod. 236; – см. Пр. Догм. Бог. Макар., т. II, 10–11 стр. 9 Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. II, гл. 4; – см. свящ. П.Преобр. Сочин. др. хр. апол., стр. 187; – тоже см. Ibidem, 194–196, 200 стр. – кн. II, гл. 9. 10. 13; – Тв. Св. Григ. Нисс., т. I, 10–11 стр. 12 Тв. Св. Григ. Богосл., т. IV, Москва, 1844 г„ стр. 226, Песнопения таинственные; Слово IV, О мире. 13 Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, стр. 20–22, О Шестодневе; тоже см. Тв. Св. Вас. Вел., т. I. стр. 26–32, Шестоднев, Бес. II; – Тв. Св. Афан. Вел. Прот. Ариан, Сл. III. 15 Бл. Август., De Genes. con. Manich. I, с. 5. 7; – Тоже см.: Св. Амврос. Мед. In. Hexaëm, I, с. 7. – Severian. Orat. I, de mundi creat., с. 3; – Method., ap. Phot. Bibl., cod. 224; –См. Догм. Б. М., II, 94–5. 19 Тв. Св. Вас. Вел. т. I, 33–34 стр. Шестодн., Бес. II; – Тоже см. Тв. Св. Ефр. Сирина, т. VIII, стр. 253, Толк. на первую книгу. т. е. на книгу Бытия., гл. I; – Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Бытия, ч. I, стр. 31. 22 Св. Феоф. Антиох., К Автол., кн. II; 11; см. свящ. П. Преобр., Соч. др. хр. апологетов, стр. 186. 31 Тв. Св. Иуст. Фил. и Муч., Апология I, 67 стр. – См. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Фил. и Муч., Москва, 1864г., стр.108. 35 Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 50, Бес. IV; – тоже см. Ibidem, стр. 49. 51. 52. 53. 36 Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 18, Толк. на кн. Бытия, вопр. 12, тоже см. Ibidem, стр. 50, вопр. 15. 37 Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. II, 13. – См. Св. П. Преоб., Соч. др. хр. апологет., стр. 201; – тоже см. Тв. Св. Вас. В., т. I, Шестод., стр. 45–47, Бес. III, – также стр. 43–45. 48. 52. 55–56. 38 Тв. Св. Гр. Нисс., т. I, стр. 25., О шест.; – тоже см. Ibid., стр. 23–29; – т. VI, Москва, 1864, стр. 374, Опр. Евном., кн. XII; – т. I, стр. 72, О Шестодн. 41 Тв. Св. Вас. Вел., т. I, стр. 63, Бес. на Шест., Бес. IV.– Тоже см. Тв. Св. Ио. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр.71, Бес. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

mal. n. 7. Григ. Hucc. De homin. opific. c. 4. Злат. In Genes. 19. n. 1. 825 Епифан. Haeres. 70. n. 3; Epist. adv. loan. Ierosol. Амвр. De dignit. cond. human. c. II. et III. Григор. Нисск. Orat. 2. in verba: faciamus homin. 837 De peccat. merit, et remiss, lib. I. c. 16. n. 21; c. 19. n. 24; c. 39. n. 70; lib. III. c. 12. n. 21. De peec. orig. c. 40. n. 44 et 45. 840 De peccat. merit. et remiss. lib. II. c. 22 et 36. De nupt. et concupisc. lib. I. c. 23 et 24. 842 Contr. Julian. lib. VI c. 4, 6, 17, 20. De nupt. et concupisc. lib. I. c. 24; lib. II. c. 8. De peccat. origin. c. 37 et 42. 843 De nupt. et concupisc. lib. II. с. 34 et 58. Contr. Julian. lib. V. c. 6. De peccat. orig. c. 31. 845 Из них более известные – Диосполитанский, Карфагенский и Милевитский. См. Binii. concil. T. I. р. 862, 864 et 865. 848 Вот самое определение Поместного Карфагенского собора: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вей согрешиша ( Рим.5:12 ), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (Прав.110. Сравн. 114, 115 и 116). Вот самые постановления 5 заседания Тридентинского собора: 1. «Кто не признает, что первый человек Адам, преступив в раю заповедь Божию, тотчас потерял святость и праведность, которые были ему дарованы, и вследствие сего преступления подпал гневу и негодованию Божию, а также и смерти, которою прежде угрожал ему Бог, и со смертью пленению под власть того, кто потом имел державу смерти, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   «Определено относительно изречения св. Иоанна апостола: аще речем, яко греха не имемы, себе прелщаем и истины несть в нас (1 Иоан. 1:8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати. яко греха не имемы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нем грехи наша и очистит нас от всякия неправды (- ст. 8). Здесь весьма ясно показано, что говорится не по смиренномудрию токмо, но по истине» (Карфаген. собор. прав. 128).    Impediri non debet aut fides aut charitas nostra, ut quoniam zizaniarn esse in ecclesia cernimus, ipsi de ecclesia recedamus (Epist. ad Maximum).    ... nec excludere durum ecclesia, sed mollire desiderat (De resurr. lib. II, n. 118).    In Ps. XXXIX, 13.    Adv. Lucifer, p. 302, p. IV, T. II, ed. Mari. cfr. in Ecclesiast. II, 7.    Tractat. IV in Joann. v. 2. Вообще, y блаж. Августина учение это раскрыто весьма подробно, особенно и сочинениях против донатистов. См. Index ко всем, его сочинениям под словом: Ecclesia (in Patrolog. curs. compl. T. XLVI).    Origen. in Joann. T. X, n. 16; in Levit, homil. VIII, n. 1; in Ez. homil. I, n. II; Patian. ad Symp. Epist. III, n. 21; Theodor. in Ps. XXXIX, 13; Gregor. M. in Evang. lib. II, homil. XXXVIII, n. 7. 8.    Апостол. правил. 62; Петра Александр. прав. 4 и 10. Вообще см. в указателе к «книге правил св. Ап., св. Собор. и св. Отец» слово: отречение от веры.    Iren. adv. haeres. II, c. 28.    См. в указателе к «книге правил» слова: еретик, ересь.    Quomodo enim non sunt antichristi, qui contraria sapiunt, quam Christi con­fitetur ecclesia? (Didym. Enarr. in 1 Joann. II, 29).    Justin. Apolog. I, 26; dialog. cum Tryph. c. 35, 36, 80. Cyprian. Epist. LII; Ambros. in Luc. lib. IV, c. 9: negat Christum, qui non omnia, quae Christi sunt, confitetur.    Tertull, de praescr. haeret, c. 37: si enim haeretici sunt, Christiani esse non possunt; Cyprian. de unit, ecclesiaë «как диавол не есть Христос, хотя и называет себя Его именем: так и тот не Христианин, кто не держится Евангелия и истинной веры» (Хр. Чт. 1837, 1, 24); Athanas. contr. Arian. orat. I, n. 2; Chrysost. in Acta Apost. homil. XXXIII, n. 4; Basil, in Ps. XLVIII, n. 7; Augustin. de vera relig. c. V, n. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Нравств. прав. 68, гл. 2, в Тв. св. Отц. 447.    Толк. на Ис. III:13, там же VI, 157.    «Царь сходит с своего места, чтобы совершить суд над землею; с великим страхом и трепетом сопровождают его воинства Его. Мощные чины сии приходят быть свидетелями грозного суда; и все люди, сколько их было и есть на земле, предстают Царю. Сколько ни было и не будет рожденных на свет, все приидут за сие позорище, видеть суд (Ефрем. сир. о страхе Бож. и о последн. суде, в Тв. св. Отц. XV, 305—306).    «И небо и землю призовет Он быть с Ним на суде; и горние и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства и полчища преисподних вострепещут пред немилующим Судиею, который прийдет, сопровождаемый ужасом и смертию» (там же 302—303).    «Суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать потому и страшный, что он праведен» (Григ. Богосл. Слов., говорен. в присутст. отца, Тв. св. Отц. II, 55).    Adv. haer. V, c. 36.    Огл. поуч. XV, n.3, стр. 310—312.    Бесед. на шестодн. I, в Тв. св. Отц. V, 6. 7.    In Esai LXV.    Иустин. Apolog. 1, n. 59; II, n. 7; Афинаг. Legat, c. 22; Тациан. adv. Graec. c. 25; Феофил. ант. ad Autolic. II, 37. 38; Минуц. Феликс. Octav. c. 34; Иппол. de Christ. et Antichr. c. 64; Мефод. Conviv. decem virg. orat. IX, n. 1; Ориген. adv. Cels. IV, 11. 12; V, 15; Августин. de civit. Беи, XX, 16.    Can. X. XI.    «И оттуду паки приидет судити живым и мертвым, и царствовати имать во веки, царствию же Его не будет конца (Чин присоедин. иновер, лист.    Григор. Богослов. о богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 81—82; Иоан. Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXXIX, ad verba XV, v. 24.    Ha слова: 1 Kop. 15, 24, в Христ. Чт. 1837, II, 18—19.    Огл. поуч. XV, п. 26. 27. 29, стр. 335—338.    Евсев. церк. ист. III, 28; VII, 25; Августин. haer. с. 8; Феодорит. haeret. Fab. II, 3.    Иероним. Comment. in Is. LXVI, 20.    Тертулл. adv. Marcion. I, 29; IV, 29; V, 10; de resurr. carn. c. 25.    Васил. вел. писм. CCLXV, n. 4; CCLXV, n. 2; Григор. Богосл. послан. 1 и 2 n Кледонию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010