По возвращении своем в Рим 2339 , Григорий был избран аббатом своего монастыря, и также действовал в качестве церковного секретаря у Пелагия. По смерти этого папы, скончавшегося от язвы в январе 590 года, он был избран сенатом, духовенством и народом на вакантную кафедру. Он старался избегнуть этого возвышения различными способами, но письмо, в котором он упрашивал императора Маврикия не давать своего согласия на избрание, было открыто и задержано правителем Рима; особые чудеса не позволили ему скрыться, и не смотря на его неохоту, он, был посвящен в сентябре 590 года. Положение, которого теперь достиг Григорий, было таким, которого он действительно мог устрашаться даже и по другим причинам, чем приписываемое ему одним древним жизнеописателем опасение: «дабы мирская слава, которую он раньше отверг от себя, не возвратилась к нему под видом церковного управления» 2340 . Он сравнивает свою церковь «с древним, разбитым бурей кораблем, в который со всех сторон проникает вода, так как балки его сгнили, расщеплены ежедневными бурями и грозят крушением» 2341 . Север Италии был наводнен ломбардами, которые угрожали и другим провинциям. Отдаленное правительство Константинополя, вместо того, чтобы защищать своих италийских подданных, действовало только в качестве препятствия их усилиям для своей собственной защиты. Местные власти не имели ни мужества выступить на войну, ни мудрости для мирных переговоров; некоторые из них своими беспорядочными вымогательствами даже вынуждали свой народ содействовать интересам неприятеля 2342 . Жители деревень были разорены войной, голодом и болезнями, причем стремление к безбрачию являлось новой причиной уменьшения населения. Во многих местах обезлюденная почва сделалась местом настоящей моровой язвы. Запасы хлеба, который сначала привозился из Сицилии для поддержания излишка населения, теперь делались необходимыми ввиду общей запущенности земледельческого хозяйства. Самый Рим, вдобавок к общим бедствиям страны, страдал от бурь и наводнений. Бедствия этого времени были так велики, что в религиозных умах невольно являлось убеждение, которое часто высказывал и Григорий, именно, что приблизился конец мира 2343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды он зашел на рынок, где продавали в рабство красивых белокурых юношей, и взволнованно спросил, откуда эти ангелы в телесном обличье. Узнав, что они из Англии – земли, которая еще не знала Благой Вести , он разрыдался и тут же решил отправиться туда с миссией в сопровождении нескольких монахов. Три дня они шли пешком на север, но их догнали посланцы от папы, которые объявили, что народ взбунтовался и требует возвращения игумена Григория. В последующие годы он служил секретарем у папы Пелагия II. Когда тот умер от чумы в 590 году, клир, сенат и народ единодушно заставили Григория стать преемником, несмотря на его протест и апелляцию к константинопольскому императору Маврикию. Поскольку чума распространялась и Риму грозил голод, святой Григорий обратился к народу и убедил его покаяться и признать, что это небесное наказание за грехи. Затем он возглавил крестный ход через весь город. Страждущий народ сопровождали монахи и монахини, неся впереди икону Божией Матери. Рассказывают, что повсюду, где проносили святую икону, зараженный воздух очищался, и архангел Михаил, явившийся с мечом в руке, вложил его в ножны. Когда чума прекратилась, Григорий снова попытался избежать нежеланных, навязанных ему почестей и укрылся в пещере. Но луч света указал всем это место, и он насильно был возвращен в Рим, а 3 сентября 590 года рукоположен в епископа. На поздравления он отвечал сетованиями: «Вот теперь, в епископском достоинстве, я снова связал себя с миром еще сильнее, чем когда я был мирянином. Я потерял глубокую радость покоя. Внешне – это вознесение, внутренне же – падение… Когда я оканчиваю дневные труды, то стараюсь прийти в себя – и не могу: тяжкие и суетные заботы гнетут меня» . Церковь действительно была в плачевном состоянии: повсюду еретики, раскол, гнет варваров и разнузданность христианских государей. Борясь с голодом в Риме, папа святой Григорий организовал раздачу припасов и помощь нуждавшимся. Каждый день он принимал двенадцать бедных и мыл им руки. Он чувствовал личную ответственность за каждого, кто умирал от голода. Однажды за столом милосердия появился тринадцатый сотрапезник и в ответ на вопрос папы открыл, что он – Ангел Божий, посланный помогать ему до конца служения.

http://pravoslavie.ru/60326.html

Письмо Адриана Сервиану= История Августов XXIX, 8, 1–10. Лат. текст: TLL 2331/29=Scriptores historiae Augustae/Ed. E.Hohl. Vol. 2. Lipsiae: Teubner, 1971, 227–228. Рус. пер.: 1) C.H. Кондратьева под ред. А.И. Доватура. Третье изд.: Властелины Рима… СПб., 2001, 313–314 [полностью]; 2) Деревенский 1998, 166–167 [§ 1–7, самые важные для истории христианства; перевод с ошибками, см. ВДИ 2002, 1, 166]. Плин. Млад.=TLL 1318/1. Письма Плиния Младшего/Пер. М.Е. Сергеенко и А.И. Доватура. М., 1984. Письмо X, 96 и 97 (ответ Траяна) см. также: Ранович 1990, 194–196. Плин. Старш. Ест. Ист. =Плиний Старший. Естественная история. TLL 978/1. Рус. пер. отрывков: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/Пер. с лат., пред. и примеч. Г.А. Тароняна. М., 1994. Плут. Об Исид. и Озир.=TLG 7/89. Рус. пер. Н.И. Трухиной: ВДИ 1977, 3–4 и отд. переизд.: Киев, 1996, 5–70. Полик.= св. Поликарп Смирнский (см. библиографию выше, с. 590). Филип.= Послание к Филиппийцам. Пост. Апост.=CPG 1730. TLG 2894 [по изд. SC 320, 329, 336]. Постановления Апостольские. Пер. [о.] И[ннокентия] Н[овгородова]. Казань, 1864 (для первых VI книг ср. Дидаск.) (СПб., 2002 п ). Для кн. VII греч. текст и парал. пер. по изд. 1864 г. у Карашева 1896, Прил., LIX-LXXXI. Прав. Апост.=CPG 1740. Правила святых Апостолов. Коммент. пер.: Никодим 1911, I, 45–172. Прор. Сивилл=CANT 319 (cf. 320, 321). TLG 1551/1–2. Рус. пер. М.Витковской и В.Витковского: Книги Сивилл. М., 1996. Пс.-Афан. О девст.=CPG 2248. TLG 2035/29. Рус. пер. В.Кудрявцева, ред. и примеч. А.И. Сидорова : Св. Афанасий Великий . О девстве, или о подвижничестве. – Альфа и Омега 2 (24), 2000, 111–135. Пс.-Игн. Ант.= расширенная версия посланий св. Игнатия Антиохийского (библ. см. выше, с. 590). Пс.-Иуст. Речь. к элл.=CPG 1082. TLG 646/1. Рус. пер. прот. П.Преображенского : Сочинения св. Иустина… СПб., 18952 (М., 1995 р ). Отдел И. Речь к Эллинам, 389–396. Пс.-Клим. Contest.=CPG 1015 (2). CANT 209 (2). TLG 1271/4. Epist. ad lac.=CPG 1015 (3). CANT 209 (3). TLG 1271/5.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Как видно, сам по себе эпитет «вселенский», применявшийся к духовенству различного ранга и к светским лицам, на греческом Востоке не подразумевал, что его носитель обладает верховной властью в церковной иерархии [Tuilier, 1964. P. 260–271]. Он воспринимался как традиционный почетный титул и ни у кого не вызывал возражений. Тем не менее когда титул начал встречаться в подписи патриарха Иоанна IV Постника (582–595), римский папа Пелагий, а затем его преемник Григорий Великий отреагировали на это крайне негативно, и с этого момента можно говорить о начале полемики вокруг титула. Стоит выделить несколько этапов спора, различающихся как по действующим лицам, так и по характеру противостояния. 587–590 гг. — период критики титула со стороны папы Пелагия II. В знак протеста против использования титула он запретил своему апокрисиарию в Константинополе участвовать вместе с патриархом Иоанном в торжественных богослужениях. 590–595 гг. — преемник Пелагия папа Григорий после восшествия на папскую кафедру и вплоть до 595 года вел спор в устной форме. Он передавал сообщения своему апокрисиарию в Константинополе диакону Сабиниану, надеясь через него убедить патриарха в необходимости отказаться от титула. Однако когда в 595 году из Константинополя по делу двух малоазийских пресвитеров пришли соборные акты, «каждая строка» которых содержала наименование «вселенский» [V.45, 337.8–10], стала очевидной неэффективность полемики подобного рода, и папа предпринял более активные действия. 595 год — святитель Григорий рассылает серию писем шести лицам. Патриарха Иоанна Константинопольского он убеждает отказаться от титула [V.44, 330.25]. Императора Маврикия просит «это дело рассудить, или часто упомянутого мужа склонить к тому, чтобы отступил он наконец от этого притязания» [V.37, 311.102–104]. Императрицу Константину — не удостаивать патриарха своим согласием с титулом [V.38, 316.56]. Евлогий Александрийский и Анастасий Антиохийский получают просьбу избегать эпитета «вселенский» при обращении к другим епископам [V.41, 321. 37–38]. Своему апокрисиарию в Константинополе диакону Сабиниану папа запрещает участвовать вместе с патриархом в торжественных процессиях [V.45, 338. 33]. Однако ни Иоанн Константинопольский, ни сменивший его на патриаршей кафедре в том же 595 году Кириак II от использования титула «вселенский» не отказались.

http://bogoslov.ru/article/6177039

Неусыпаев Иван, священник – 391 Никита, старец, иконописец – 391 Никита Пустосвят, писатель-старообрядец – 386, 414 Никитин Афанасий, тверской купец, писатель-путешественник – 428 Никитин Василий, московский купец (см. Путимец В.Н.) Никитин Д.Т., новгородский купец, владелец рукописи – 488, 531 Никифор, старообрядец – 391 Никодим, член синедриона, ученик Христа, автор апокрифического Евангелия – 88, 90, 203, 206, 327, 470, 584, 600, 603 Николай, сын В.И. Сабинина – 500 Николай Мирликийский (св. Никола, Николай Чудотворец), св. – 112, 230, 359, 587, 615 Никольский М.Н., историк церкви – 404 Никон, русский патриарх – 467, 587 Нильский И., историк – 484, 624 Норов A.C., исследователь – 483 О вчинников П.А., собиратель древних рукописей – 489 Озия, иудейский царь, библ. – 612 Ольгерд Гедиминович, великий князь Литовский – 572, 574 Ольферов С.Г., старообрядец (см. Алферов С.Г.) Ольшевская Л.А., историк литературы – 467, 487, 626 Омар I, халиф – 599 Орешкова С.Ф., историк – 410, 412 Орешников A.C., историк – 533 Орлов (Арлов) К.К., ржевский купец, владелец рукописи – 492, 531 Острожский К.И., князь – 21, 141, 257, 476, 536, 572 Охозия, иудейский царь, библ. – 598 Охония, «нечестивый еврей» – 614 П авел, апостол, св. – 590, 606, 612, 617 Павел, коломенский епископ – 407 Павел Любопытный, историк старообрядческой церкви – 396 Павсаний, спартанский полководец – 581 Паисий, иерусалимский патриарх – 605 Паисий II, константинопольский патриарх – 409 Паламарчук Петр, историк церкви – 620 Палий (Гурко, Палей) С.Ф., предводитель украинского казачества – 22, 25, 120–122, 142, 145, 238, 239, 259, 263, 369–371, 401, 410, 413, 504, 507, 532, 555, 573, 574, 617 Панченко А.М., историк литературы – 414, 416, 424, 449, 451 Пахомий, волоколамский старообрядец – 385–387, 402 Пелагия (Пелагея), византийская св. – 102, 219, 343, 611 Пересветов Иван, писатель-публицист – 462, 469 Перетц В.Н., исследователь и собиратель древнерусских рукописных книг – 486, 495, 496, 562, 625 Петр, апостол, св. – 71, 187, 312, 569, 590, 593–595, 612, 615, 617

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же в этом смысле началось христианство в Персии? И на этот вопрос невозможно дать категоричного ответа. Приходится шаг за шагом приближаться к ответу только предположительному. Славная церковь орхойская (едесская) существует с последних десятилетий (быть может, даже с последнего десятилетия) II в.: именами: Палут, Абшелама, Барсамья, – открывается 221 непрерывный (в существенном!) список епископов, преемствовавших друг другу на едесской кафедре. О начале церкви нисивинской и сам Элия нисивинский 222 знает лиш следующее: В 612 году селевкидов (окт. 300-сент. 301 года по р. Хр.) «был поставлен Баву, первый епископ нисивинский; но так как он не имел степени митрополита, то имя его поставлено в диптихе после имени мар-Якова». В 620 году (окт. 308-сент. 309) «преставился Баву, епископ нисивинский; и избран мар-Я’ков – и поставлен был в церкви нисивинской во епископа». Итак, св. Иаков, один из 318 отцов первого вселенского собора, скончавшийся 15 июля 338 г., был лишь второй епископ нисивинский! Если допустить, что ток христианства идет от запада к востоку (Орхой-Нисивин-Ктисифон), то придется предположить, что церковь сиро-персидская лишь к началу IV в. получила прочную организацию. И это предположение нелегко опровергнуть. Для его контроля наука, сколько знаю, располагает только тремя датами. а) Летом 590 г. по р. Хр. воцарился Хосрау II. Ему пришлось считаться с узурпацией опытного полководца Бахрама Чобина из дома Михранов. Первое столкновение с Бахрамом кончилось для Хосрау так плачевно, что он вынужден был бежать (вероятно, в сентябре 590 г.) за границу, в византийскую империю. Аристократичный Бахрам, арсакид по происхождению, задумал сам воцариться в Персии. Дело, следовательно, шло не только о личности Хосрау II, а о свержении с престола династии сасанидов. Но поперек этому плану стояла глубокая уверенность персов, что «farrah-u-kayânîk», «величество каяниев», обитает именно в доме Артахшира Папакана. Чтобы потрясти эту народную веру, приверженцы Чобина распускали слух, „что Ардашир и его первый министр (buzurg-framad h âr) Абарсам были склонны – обратиться в христианство и только явное противодействие войска помешало им в этом“ 223 . Что следует из этого политического памфлета?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Фридрих 1314–1347 Людовик IV 1347–1378 Карл IV 1378–1400 Венчеслав 1400–1410 Руперт 1410–1411 Джобст 1410–1437 Сигизмунд 1438–1439 Альберт 1440–1493 Фридрих V Приложение 18 «Римские папы» Святой апостол Петр Святой апостол Лин до 76 (78) Анаклет 76 (78) – 88 (90) Св. Климент I 88 (90) – 97 (99) Эварист 97 (99) – 105 (107) Сщмч. Александр I 105 (107) – 115 (116) Сикст I 115 (116) – 125 Телесфор (125–136) Сщмч. Игиин Философ (136–140) Пий I 140 – (154) 155 Аникита (154) – (165) 166 Сотирий (165) 166 – (174) 175 Сщмч. Елевферий I (174) 175–189 Виктор I 189–199 Зефирин 199–217 Наталис, антипапа (199–?) Каликст I (217–222) Сщмч. Ипполит Римский , антипапа (217–235) Урбан I (222–230) Понтиан (230–235) Сщмч. Анфир (Антер) (235–236) Сщмч. Фавий (Фабиан) (236–250) Корнилий (251–253) Новатиан, антипапа (251–268) Лукий I (253–254) Стефан I (254–257) Сщмч. Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихий (275–283) Сщмч. Гаий (283–296) Маркеллин (296–304) Маркелл I (308–309) Евсевий (309–310) Мильтиад (Мельхиад) (311–314) Свт. Сильвестр I (314–335) Марк (336–336) Юлий I (337–352) Свт. Ливерий (352–366) Дамас (366–384) Феликс II, антипапа (355–358; 365) Урсин, антипапа (366–367) Сириций (384–399) Анастасий I (399–401) Иннокентий I (401–417) Зосима (417–418) Бонифатий I (418–422) Евлалий, антипапа (418–419) свт. Келестин (Целестин) I (422–432) Сикст III (432–440) Свт. Лев I Великий (440–461) Иларий (461–468) Симплиций (468–483) Феликс II (483–492) Геласий I (492–496) Анастасий II (496–498) Симмах (498–514) Лаврентий, антипапа (498, 501–505) Гормизд (514–523) Иоанн I (523–526) Феликс III (526–530) Бонифатий II (530–532) Диоскур (антипапа) (530) Иоанн II (533–535) Свт. Агапит I (535–536) Сильверий (536–537) Вигилий (537–555) Пелагий I (556–561) Иоанн III (561–574) Бенедикт I (575–579) Пелагий II (579–590) Свт. Григорий I Великий (590–604) Сабиниан (604–606) Бонифатий III (607) Бонифатий IV (608–615) Адеодат I (Деусдедит) (615–618) Бонифатий V (619–625) Гонорий I (625–638)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Глава 129. Отвещание святейшаго вселенскаго патр. кир Германа и священнаго его Собора посланным от Папы фременуром, иже с ними Латыном. См. Оп. Рум. Муз. л. 306, 307. л. 549 об. Глава 130. Повесть о воздвижении пресвятыя Богородицы хлеба. См. 200 л. 397. л. 551 об. Глава 131. О Сивиллах, колико их есть было. Там же л. 416. л. 552 об. Глава 132. Послание к Селивестру попу. Там же л. 362. л. 553 Глава. 133. Послание к Григорию диякону. Там же л. 553 об. Глава 134. Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедскиа обители. Там же л. 17. л. 556 об. Глава 135. Слово на Латынов, яко нелеть есть ни единому приложити что и убавити в божественном исповедании непорочныя христианскиа веры. Нач. Меда глаголют врачевстии сынове с естественою сладостию своею, и силу имети некую средне кусателну, такоже и очищателну. л. 571. Глава 136. Слово обличително отчасти латыньскаго злословия, в немже и на Алманака, иже возвелеречева потопа всемирнаго быти, иже некогда поминаемых губителнейша. См. 200 л. 330. л. 583. Глава 137. Послание к самодержавному Царю Ивану Васильевичю, еже не брити брады. Там же л. 354. л. 585. Глава 138. О Христофоре. Там же л. 358 л. 585 об. Глава 139. О просвирнице. Там же л. 347. л. 586. Глава 140. Послание к преподобному жителю, благоумну мужу Алексею, в немже повелевает и ко священноначалствующему о тафиях рещи. Там же л. 358. л. 587 об. Глава 141. Послание к самодержавному Царю Ивану Васильевнчю. Там же л. 354 об. л. 589. Глава 142. Сия строкн тояже Сивиллы о страстех Спасовых. Нач. В руках же беззаконных и неверных опосле приидет, дадут же Богу заушение руками поганнымн, и усты скверными плюновения ядовитна. л. 589 об. Глава 143. Римские церкви толкование Господня моления, вопросы и ответы. Нач. Вопр. В молении Господьском колика прошения имеются? Отв. Седмь. л. 590. Глава 144. Сказание против глаголющих, Христа во священство ставили. Нач. Первее убо от колена Левиина священники поставляхуся, а не от иного котораго. л. 590 об. Глава 145. О правде и милости. См. 200 л. 346.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

§ 12. Прячут вино в подвалах и покрывают крепко на крепко. Так (прячут и укрывают труженика Божия) безмолвие и ни во что себя вменение во всяком деле. И невозможно человеку сохранить труда своего без сего безмолвия и ни во что себя вменения. § 15. И так, если сосуд начнет просачиваться, вино вытечет наземь, прежде чем узнает о том хозяин его, если он нерадив. Так малое и ничтожное какое-либо дело (недолжное) губит плод человека, если он нерадив («Добротолюбие» т. 1. стр. 334–336). Эти поучения преп. аввы Исаии были названы в афонской обители св. великомученика Пантелеимона «дивным наставлением» и рекомендованы быть вывешанными для назидания братии тех обителей, где бывают на общей трапезе разрешение вина по праздникам. До наших дней сохранились некоторые ответы (число их 850) «на вопрошания учеников» известных египетских подвижников VI века преподобных Варсонофия Великого и Иоанна . Так, некто, имевший «непостоянное сердце», среди прочих вопросов, спросил преп. Варсонофия «оставить ли мне совершенно употребление вина?». Старец дал ответ: «Оставлять его совершенно не надобно, но употреблять понемногу». (Добротолюбие, т. 1. вопрос 590. стр. 492–494). В этой же книге «Руководство к духовной жизни» на вопрос 590, как встречать приходящих в гости мирян и духовных лиц с угощением ли вина или без него. Великий старец дал пространный ответ: «принимать всех, по примеру апостола» ( 1Кор.10:32 ), «Любви ради Христовой». Однако, дает совет «иметь разумение и мудрость, дабы в каждом познать, для чего и как пришел он: ради ли Бога или ради пищи. Приходящего для «насыщения чрева и плотских бесед» следует устраняться (т.е. избегать). «Полезное тебе, чтоб тебя назвали скупым, когда ты не таков, нежели назвали сластолюбцем». Принуждающему выпивать следует напомнить слова Апостола: «не упивайся вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:18 ). Далее старец говорил: «молим всякого человека, хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти. Сохраняй себя от тех, которые говорят: если ты не пьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть, и со всяким смиренномудрием проси такового говоря: Апостол сказал: «Кто ест, не уничижай (по-славянски «не укоряй» (того, кто не ест, и, кто не ест, не осуждай того, кто ест» Еф.5:18 ). Таким образом, по учению преподобных Варсонофия и Иоанна , человек в вопросах винопития должен иметь свое собственное мнение и поведение, а не идти на поводу у других. Христианину следует давать направление в беседах, чтобы они не были греховными и плотскими («не попускай говорить о мирских делах, ибо иначе пища и все прочее будет у вас плотское»). «Мир свое любит, но мир не согласуется с волею Божией». Эти слова старцев подтверждаются сказанным апостолом Павлом в послании к римлянам, «что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». ( Рим.8:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

540-541 ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого 541-542 ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян 542-545 «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии, выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. 545-546 548-550 550-552 «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва, выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. 552-553 553-554 «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. 554-556 556-559 ИЗВОРСКИЙ жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Видинской епархии Болгарской Православной Церкви 559-562 ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации 563-589 589-590 590-591 ИЗМАИЛ Николаевич Базилевский (1881 - 1941), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 591-592 ИЗМАИЛ Иванович Кудрявцев (1876 - 1937), сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ИЗМАИЛЬТЯНЕ 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари 2) в средневек. христ. традиции наименование мусульман 592-593 593-594 594-598 ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов 598-603 602-603 ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине 603-607 ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010