Что это за Божественное существо, которое должно дать миру новую жизнь, они не могли дать себе отчета. Они знали только одно, что мир так погряз в пороках, так безнадежно пал нрав­ственно, что для искупления его необходимо пришествие на землю если не Бога, то полубога, который бы мог дать миру еще новый, неизвестный принцип жизни. Таким образом, индиец перед пришествием Спасителя твердо веровал в скорое пришествие на землю „Примирителя“; перс и халдеец – Созиоша, т. е. ожидаемого Иску­пителя 266 , римлянин – какого-то полубога из рода Цезаря 267 . В сивильских книгах (Orac.-Sibill.,3:590) также содержится язы­ческое предсказание, относящееся ко временами Антиоха Епифана, – о том, что „после опустошительных римских войн Бог от солнца пошлет царя, который освободит землю от войн и, по повелению Божию, умертвит некоторых, а с другими соединится посредством прочного союза и будет жить с ними на горе Сионе... Безбожники массами восстанут против Него и обложат Сион, но через грозный суд будут уничтожены; дети же Божии будут оби­тать в Его храме» 268 . Замечательно, что, по этому предсказанию, явление царя-примирителя ожидается именно из Палестины, т. е. из среды того самого народа, который так всегда презирал гор­дый язычник. Грек также веровал, что даровать ему новую жизнь может только один Бог . Какой это Бог – он не знал; тем не менее его вера была так сильна, что он даже в самой столице своей построил храм и посвятил его этому „неведомому Богу» (Деян., 7: 23). Определеннее надежда на искупление была у иудеев. Им по временам Бог открывал через пророков Свою волю, и они по­этому знали обетования Божьи лучше, нежели язычники, в деле веры руководившиеся только естественным Богопознанием. Им Бог указал не только то, что рано или поздно падение человека будет заглажено искуплением, но и многие частные черты, по которым бы они могли узнать евоего Искупителя. В падении человека уже ле­жало то семя яда греховного, которое отравило не только душу, но и тело его; этот яд, развиваясь в потомстве Адама, как и вся­кая заразительная болезнь, не должен был, однако-же, погубить человечество, как желал того диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

NikMesAp. – Downey G. Nikolaos Mesarites: Description of the church of the Holy Apostles at Constantinople//Transactions of the American Philosophical Society. N. S. 1957. Vol. 47. P.      855–925 Nonn. – Nonnus D. – Dionysiaca par. Jo. – Paraphrasis in Joannis Evangelium Opp. – Oppianus Apamaenus C. – Cynegetica Ix. – Ixeutica Orac. Chald. – Oracula Chaldaica Orac. Sib. – Oracula Sibyllina Orph. – Orphica – Argonautica – Hymni L. – Lithica Pae. Delph. – Paean Delphicus Pall. – Palladius Monachus v. Chrys. – dialogus de vita Joannis Chrysostomi Pamprep. – Pamprepius Panormitanus Pantech. – Konstantin Pantechnes. Description d’une chasse à l’once/trad. E. Miller//Annuaire de l’Association des études grecques. 1872. T. 6. P. 47–52 Parm. – Parmenides PatrConst – Scriptores originum Constantinopolitanarum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1901–1907 Paul. Sil. – Paulus Silentiarius Soph. – Descriptio Sanctae Sophiae/ed. C. De Stefani. Berlin, 2011 ambo. – Descriptio ambonis Sanctae Sophiae/ed. C. De Stefani. Berlin, 2011 Ph. – Philo Judaeus PhilagI. – Filagato da Cerami. Omelie/ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1969. T. 1 Philostr. – Philostratus Im. – Imagines PhotHom. – Φωτου μιλαι/κδ. B. Λαουρδς. Θεσσαλονκη, 1959 Pi. – Pindarus – Isthmia Ο. – Olympia N. – Nemea P. – Pythia Pl. – Plato Phd. – Phaedo Phlb. – Philebus Plin. – Plinius HN – Historia Naturalia Porph. – Porphyrius Tyrius Posidipp. – Posidippus Proc. G. – Procopius Gazaeus Rhetor horol. – Diels H. Über die von Prokop beschriebene Kunstuhr von Gaza//Abhandlungen der Preussischen Akademie der Wissenschaften, Philosophischhistorische Klasse. 26.7.1917. S. 59–74 imag. – Friedländer P. Spätantiker Gemäldezyklus in Gaza (Studi e Testi 89). Città del Vaticano, 1939 Proci. – Proclus Η. – Hymni In Ti. – In Platonis Timaeum commentarii Procop. – Procopius Caesariensis (Procopii Caesariensis opera omnia/ed. G. Wirth. Leipzig, 1962–1964. Vol. 1–4) Aed. – De aedificiis (Vol. 4) Arc. – Historia arcana (Vol. 3) Goth. – De bello Gothico (Vol. 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Воскреснув на третий день, он собрал учеников, которых обратил в бегство страх от его ареста, и в течение 40 дней пребывал с ними. Он открывал сердца их, толковал и упорядочивал Писания, которые вплоть до сего времени были темны и покрыты мраком, и наставлял в том, как проповедовать истину и учение его, приведя в порядок священные принципы Нового завета. 3. Когда он выполнил эту задачу, вокруг него завертелась туманная буря и унесла его на небо прочь от людских взоров. 4. И тогда ученики, которых было пока одиннадцать, приняв на место предателя Иуды Матфея и Павла, рассыпались по всей земле, чтобы проповедовать Евангелия, как приказал им учитель Господь. И в течение 25 лет, вплоть до начала правления Нерона, они закладывали фундамент церкви по всем провинциям и городам. 5. А когда уже правил Нерон, в Рим пришел Петр и, произведя чудеса, которые он совершил искусством самого Бога, данного ему властью его, обратил многих к праведности, поставив надежный и нерушимый храм Богу. 6. Об этом стало известно Нерону, когда он обратил внимание на то, что не только в Риме, но и повсюду широкие массы ежедневно оставляют культ идолов и переходят к новой религии, проклятой издревле. Он стал тем гнусным и преступным тираном, что внезапно возник для разрушения небесного храма и уничтожения праведности. Он стал первым из всех гонителей рабов Божьих. Он распял Петра и убил Павла. 7. Однако (все) это не осталось безнаказанным, ведь Бог заметил угнетение народа своего. Сброшенный с высот империи и поверженный с вершины власти бессильный тиран нигде более внезапно не появился, так что даже место погребения столь лютого зверя не было обнаружено. 8. В связи с этим некоторые сумасброды верят, что он был перенесен и остался в живых, как сказано у Сивиллы: Беглый матереубийца прибудет с края земли (Orac. Sib. V,363) чтобы, так как он был первым из гонителей, он же устроил гонения и в последнее время и предшествовал приходу антихриста. 9. Но верить в это грешно; как будто, подобно тому, как два пророка были при жизни перенесены незадолго до царствия святого и предвечного Христа, когда он собрался спуститься (как возвещают некоторые из наших), также, якобы, вернется и Нерон, чтобы стать проводником и предшественником грядущего дьявола для опустошения земли и уничтожения рода человеческого. III

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-s...

У Святых Отцев и в богослужебном языке со значением молитвы употребляются еще слова: πρεσβεα, κεσα и глагол: δυσωπεν. Πρεσβεα у классиков означало возраст, право и обязанность старейшего, в особенности – должность посла и даже личность самих послов (Aesch. Pers. 4. – Plat, rep: 6, 509. В. – Epist. 7, p. 350, a. – Leg. 12 p. 941, а.). В Новом Завете слово это встречается только дважды, именно в Евангелии от Луки (14:32. – 19:14) и при том в значении посольства: κα πςειλαν πρεσβεαν πσω ατο – и послаша послы вслед Его; πρεσβεαν ποστελας – моление (в русском – посольство) послав. Так как с понятием о посольстве, для которого избирали обыкновенно людей почтенных летами и почетных, соединяется мысль о ходатайстве пред лицами, принимающими посольство, о пользе и выгодах той стороны, от которой посылается посольство, то слово πρεσβεα на языке церковном стали употреблять в значении молитвы, и преимущественно ходатайственной молитвы святых пред Богом: у Григория Богослова πρεσβεαν προσγειν значит приносить молитвы; Дамаскин (Orat. in. Const. Cavall.) говорит: «πντας τος γους προσκυν κα σβομαι, κα δομαι ατν πρεσβιαις κα κεσαις – всем святым покланяюсь и почитаю и прошу их молитв и молений». В богослужебных книгах слово: πρεσβεα в смысле ходатайственной молитвы встречается очень часто, напр., в тропаре и кондаке на день Успения Богоматери: κα τας πρεσβεαις τας σας λυτρουμνη, и молитвами твоими избавляющи; τν ν πρεσβεας κσμητον Θεοτκον, в молитвах неусыпающую Богородицу; в конце тропаря мученицам: агнице твоя, читается: ατς πρεσβεαις σσον τς ψυχς μν – тоя молитвами спаси души наша; в тропаре на день Преображения: да возсияет и нам грешным свет твой присносущный, молитвами Богородицы, λμψον.... πρεσβεαις τς Θεοτκου. С тем же значением молитвы, и можно сказать безразлично, в книгах богослужебных употребляется и слово κεσα, которое в Новом Завете не встречается; напр., в тропаре святителям: Боже отец наших, в конце читается: но молитвами их, τας ατν κεσαις, в мире управи живот наш; в тропаре мученикам: мученицы твои Господи – в конце: тех молитвами, ατν τας κεσαις; в кондаке Богородицы: предстательство христиан непостыдное, говорится: ταχυνον ες πρεσβεαν κα σπεσον ες κεσαν – ускори на молитву и потщися на умоление. В значении: умолять, молиться употребляется еще в отеческом и богослужебном языке слово: δυσωπεν, которое у классиков значило пристыдить, склонить к чему-нибудь посредством стыда, в страд. отворачивать лице (Demosth. р. 127, 25. Plut, de def. orac. p. 418. E.); но y отцев значит: приставать с просьбою, молиться неотступно (Gregor. Nyssen vol. 2. p. 139.). В том же смысле это слово употребляется и в церковных книгах, напр., в тропаре пророку: тем тя (Господи) молим, δi’ υτο σε δυσωπομεν; и в тропаре архангелам: δυσωπομεν μς μες ο νξιοι, молим вас мы недостойнии, и во многих других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

С постом всегда должна быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как говорит Христос: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом ( Мф. 17, 21 ). И об апостолах также сказано: помолившися и постившеся, предаша их Господеви, в Негоже увероваша (ср.: Деян. 14, 23 ). И еще говорит Апостол: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времена, да пребываете в посте и молитве ( 1Кор. 7, 5 ). Видишь, как пост нуждается в содействии молитвы? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 320). Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев – молитвы и милостыни (свт. Иоанн Златоуст , 49, 781). Источник. Если ты не можешь поститься, то по крайней мере можешь не роскошествовать, – а и это не маловажно и не далеко от пощения, и может укротить неистовство диавола (свт. Иоанн Златоуст , 50, 590). Источник. Тот, кто молится как должно, и при том постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню (свт. Иоанн Златоуст , 50, 590). Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева (свт. Иоанн Златоуст , 50, 590). Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра (свт. Иоанн Златоуст , 50, 590). Ошибается, конечно, тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Нет, мы должны поститься постом приятным, угодным для Господа. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления: оскудение всего этою и составляет истинный пост (свт. Иоанн Златоуст , 51, 860). Источник. Пост же состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедую: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 254). Если ты хочешь после поста уврачевать свое тело, сделавшееся слабым, то врачуй его воздержанием, чтобы душа твоя, подобно легко нагруженному кораблю, возвышалась над волнами нечестия; если поднимутся искушения вожделений, она будет готова противоборствовать и управлять помыслами, чтобы сохранить от крушения наш корабль (свт. Иоанн Златоуст , 52, 911).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

А.В. Мигальников Полемика между святителем Григорием Двоесловом и константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский» Источник Аннотация Статья описывает содержание и ход полемики, развернувшейся на рубеже VI-VII вв. по поводу титула «Вселенский» (греч. οκουμνικος; лат. universalis), полемики между Римскими папами Пелагием II (579–590) и Григорием Великим (590–604) и Константинопольскими патриархами Иоанном IV Постником (582–595) и Кириаком II (595–606). Источником для данного исследования послужили 17 писем папы Григория различным лицам [S. Gregorii Magni Registrum, 1982]. При анализе посланий особое внимание уделено аргументам папы Григория о необходимости отказа патриарха от титула. По мнению ряда исследователей, источником негативного отношения Григория к титулу послужила не реальная опасность для Церкви, а расхождение в сути понятия «вселенский» на Востоке и на Западе. Тем не менее доводы, приводимые папой Григорием для обоснования своей позиции, остаются важным святоотеческим свидетельством о невозможности универсальной власти в Церкви, кроме власти ее главы Иисуса Христа. Ключевые слова: титул «Вселенский», история Вселенской Церкви, история Византии, папство, папа Григорий Великий , Константинопольский патриарх, богословие, экклезиология, первенство в Церкви, примат. Для цитирования: Мигальников А. В. Полемика между святителем Григорием Двоесловом и Константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский»//Сретенское слово. Москва: Изд-во Сретенской духовной академии, 2022. 3. С. 46–59. DOI: 10.55398/27826066_2022_3_4 Одной из центральных тем в полемике между Римской и Константинопольской кафедрами на рубеже VI–VII вв. является протест Римского папы Пелагия II (579–590), а позднее его преемника Григория Великого (590–604) против титула «Вселенский» (οκουμνικος) патриархов Константинополя. Этот сюжет рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных папе Григорию и истории папства поздней Античности. Однако характер исторического источника позволил провести более детальный анализ 1 по сравнению с ранее представленным во многих рассмотренных нами работах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В 590 г. длительное военное напряжение начало сказываться и на положении персов. В Сев. Иране мятеж полководца Бахрама Чубина парализовал Персидскую державу. 6 февр. 590 г. в Ктесифоне был свергнут шах Хормизд IV и возведен на трон его сын Хосров II, но уже через месяц наступление Бахрама вынудило Хосрова с семьей бежать к визант. границе. Он был милостиво встречен визант. командованием и перевезен в Эдессу. С весны до осени 590 г. в К-поле находилось его посольство, к-рое просило у М. помощи в возвращении трона в обмен на мир и раздел земель Армении между 2 державами. В то же время в К-поль прибыло посольство от Бахрама, но М. отказался принимать его. Осенью М. заключил договор с Хосровом и объявил, что заочно усыновляет его ( Theophyl. Sym. Hist. V 3; Theoph. Chron. P. 266). В нач. 591 г. визант. армия под командой Нарсеса и Иоанна Мистакона совместно с персами, лояльными Хосрову, начала поход в Месопотамию и Иран. В сент. 591 г. Бахрам был разбит византийцами при Гандзаке (близ совр. г. Лейлан, Сев.-Зап. Иран); Хосров вернулся в Ктесифон; тысяча визант. лучших воинов составили его личную охрану. Положение христиан в Персии укрепилось, т. к. Хосров вскоре издал указ, уравнивавший в правах христиан и представителей традиц. персид. религии - маздеизма. В результате этой победы визант. граница в Сирии и Месопотамии была полностью восстановлена; были присоединены нек-рые области Закавказья и Сев. Месопотамии, преимущественно Армении: Иверия, Тайк, Айрарат, Тарон, Вост. Арзанена. Установление визант. власти в Армении сопровождалось восстанием под рук. Смбата Багратуни, в ходе к-рого был убит визант. полководец Иоанн Мистакон; спустя неск. лет восстание было подавлено. После присоединения Зап. Армении был образован арм. Аванский католикосат, к-рый должен был объединить армян-халкидонитов, лояльных Византии. Нападения авар и славян на Балканы к нач. 80-х гг. VI в. стали регулярными. В 583 г., после крупного нападения и разграбления крепостей Сингидун (ныне Белград, Сербия), Анхиал (ныне Поморие, Болгария), Виминакий (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

Да, по красноречию стоит быть профессором! Принес он целый ворох составленных им и отлитографированных учебников по японскому языку. Говорил весьма интересно про институт, порядки в нем, про студентов, возмущение их, крайне глупое, про Владивосток вообще. В семь часов я накормил его яичницей и напоил молоком и, надо признаться, с удовольствием все время слушал его интересные речи» (Дневники... С.248). С Д.М.Позднеевым у Спальвина были «особые» служебные отношения: Спальвин написал разгромную рецензию «К характеристике трудов и направления г.Позднеева в области японоведения» (1908г., разбор «Токухона»), «Дорогой мой Леля, – писал он 2 апреля 1909г. брату, – (мой) ответ Спальвину, который вчера только получил из переплетной и который идет к тебе с этим письмом написан благодаря, во-первых, настроениям Арх[иепископа] Николая, во-вторых? твоему письму. Не знаю, убил ли я Спальвина ответом или нет. С их организованной кликой им бороться со мною легче, нежели мне с ними, но с огромным удовольствием сообщаю тебе, что Арх Николай, прочитавший критику в рукописи, сказал, что она “победоносна“, а чуждый всяких комплиментов Ивасава, окончивший курс СПб Дух[овной] академии, написал мне, прочитав рукопись, так: “Уверяю Вас, Д[митрий] Матвеевич], Ваша антикритика вообще произвела на меня сильное впечатление. Всякий беспристрастный читатель Вашего ответа должен признать Вас основательным знатоком японского языка " ». (Ф.590. Л.221.) 83 Василий Яковлевич Костылев (1848–1918), приват-доцент кафедры японского языка и словесности Петербургского университета. 85 Шварц А.Н. (1848–1915), министр народного просвещения. Из копий писем Позднеева [Ф.590. видно, что Дмитрий Матвеевич отправил 10/23 марта 1909г. Шварцу: 2 экземпляра «Токухона, или Книги для чтения и практических упражнений в японском языке» (часть вторая), 2 экз. «Японского письмовника» и 2 экз. брошюры «Финансовое и экономическое положение Японии» (Ф.590. Л.217). В тот же день губернатору Приморского края П.Ф.Унтербергеру был отправлен «Японский письмовник» (там же, л.216).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Л. Задворный (католик) Пелагий II (Pelagius II) 61 26.XI.579 г. – 7.II.590 г. Если после смерти Uoahha III Римский Престол оставался вакантным целые десять месяцев, потому что римляне не решались никого признать своим епископом без императорского согласия, то теперь, во время осады Рима лангобардами, когда умер преемник Иоанна Бенедикт, римляне более не медлили с выбором, и, не дожидаясь согласия Константинополя, провозгласили своим епископом Пелагия II. Положение в византийской Италии становилось все более и более напряженным. Продолжавшееся с 572 г. успешное наступление лангобардов продвигало их границы все дальше на юг. Покорение лангобардами Италии несло с собой дехристианизацию страны: в своем большинстве лангобардский народ оставался языческим, аристократия же приняла арианство. Во время войны разрушались и разграблялись церкви и монастыри. Ок. 580 г. было разорено знаменитое аббатство Монте-Кассино, основанное св. Бенедиктом, монахи которого бежали в Рим. Константинополь теперь мог оказывать лишь слабое сопротивление. В 584 г. император Маврикий реорганизовал остатки византийских владений в Италии в экзархат – военную провинцию, во главе которой был поставлен экзарх, объединивший в одних руках военную и гражданскую власть, столицей экзархата стала Равенна. В это же самое время происходит и образование Лангобардского королевства, которое в 584 г. возглавил король Автари, а после его смерти, в 590 г., Агилульф (590 – 616 гг.), по праву считающийся настоящим основателем лангобарского государства в Италии (54, с. 117 – 119). В 585 – 589 гг. на границах с лангобардами установилось некоторое спокойствие, так как экзарху Смарагду удалось заключить с ними какой-никакой мир, и благодаря этому Папа, наконец, смог восстановить отношения с северной Италией, которые из-за войны были полностью прерваны. Пелагий II использовал эту возможность, чтобы попытаться устранить продолжавшуюся уже тридцать лет схизму между Римом и Аквилеей: ведь если Милан, как уже отмечалось, в 571 г. вернулся в общение с Римом, то епископ Аквилейский, присвоивший себе титул патриарха, по-прежнему считая себя после II Константинопольского Собора единственным хранителем правой веры, оставался непреклонным. 3 ноября 579 г. по случаю освящения кафедрального собора в Градо, куда из-за войны была перенесена резиденция Аквилейского патриарха, построенного в честь халкидонской святой Евфимии, (в одноименном храме проходили заседания IV Вселенского Собора), патриарх Илия созвал собор из двадцати своих епископов суфраганов, на котором вновь была подтверждена приверженность прежнему курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010