и о тех моё ухо слышит, что на меня восстали. И должен я защищаться, трудиться на поле брани, а праведник процветает, словно кедр на Ливане. Праведники ликуют под сенью Божьей защиты, они и в преклонные годы здоровы и плодовиты, они словно сад цветущий, и потому излишне о том говорить словами, как справедлив Всевышний. Он крепость наша, твердыня, и в песне пропеть мы рады, что Божий закон прекрасен и нет у Него неправды. Псалом 92. Канонический русский перевод [Хвалебная песнь Давида. В день предсубботний, когда населена земля.] 1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. 2 Престол Твой утвержден искони: Ты — от века. 3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. 4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. 5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. Н. Гребнев - Псалом 92 Величием только Господь наделен, Могуществом препоясан, Над миром лишь Божий престол утвержден, Поэтому земли и небосклон Тверды от первого часа. Реки голос свой возвышают, И в море волна к волне Спешит; друг на друга они набегают, Но всех сильнее стихия иная: Он — сущий в Своей вышине. Нету границ откровенью святому, И свято оно искони, Принадлежит лишь Господнему дому Оно на долгие дни. Н. Басовский - 93-й псалом (Давида) Царствует Бог над народами до окончанья времён; царствует с высшим величием, с высшим могуществом Он. С нами Всесильный, Всеведущий, с нами на все времена: так Он устроил вселенную — не пошатнётся она. Ты на престоле сияющем даришь земле чудеса. Подняли реки, о Господи, к небу свои голоса; подняли реки, о Господи, подняли воды свои; волны морские могучие к небу взмели корабли! Но над морями и реками голос Господень плывёт — сила Его непомерная выше могущества вод. Святы Его откровения, так несомненны они; Святость престола Всевышнего с нами на долгие дни. Псалом 93. Канонический русский перевод

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча. И звезда, придя, остановилась над местом, где был Младенец. Диакон вновь произносит: «Господу помолимся». Священник, окадив первый покровец, покрывает им дискос со словами 92-го псалма: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний ( Пс.92:1–5 ). Господь царствует; Он облекся величием, облекся Господь силой и препоясался; Он утвердил вселенную, которая не подвигнется. Престол Твой утвержден искони: Ты – от века. Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. Диакон произносит: «Господу помолимся. Покрый, Владыко». Священник, окадив второй покровец, накрывает им чашу, произнося молитву Христу, составленную на основе стиха из книги пророка Аввакума: Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля 594 . Покрыла небеса добродетель Твоя, Христос, и восхвалением Тебя наполнилась земля. Диакон вновь произносит: «Господу помолимся. Покрый, Владыко». Священник, окадив воздух, покрывает им чашу и дискос, произнося фрагмент из заамвонной молитвы, которая будет прочитана вслух в конце Литургии: Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата. Умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец. Покрой нас кровом крыльев Твоих, отгони от нас всякого врага и противника, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой, и спаси души наши, ибо Ты благ и человеколюбив. Символизм обряда покровения Святых Даров, по изъяснению Симеона Солунского , заключается в одновременном обращении к событиям Рождества Христова и погребения Тела умершего Спасителя во гробе: «Таким образом, здесь ясно изображается, как бы в сокращении, всё Таинство. Ибо пришествие с Небес Агнца-Христа было предречено, и был Он во плоти в вертепе и яслях, и в то же время, при самом Своем рождении, предызобразил будущие Свои страдания» 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И разгневался Нееман, и удалился, и сказал: “Вот, ято думал, что он выйдет ко мне, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на прокаженное место, и сведет это с плоти моей. Не лучше ли Авана и Фарфар, реки Дамасские, чем Иордан и чем все воды Израильские? Не пойти ли мне омыться в них и очиститься?” И повернулся, и удалился в гневе. И приступиша отроцы его и реша к нему: господи, аще бы велие слово глаголал к тебе пророк, не бы ли сотворил, якоже рече к тебе: измыйся и очистишися? И сниде Нееман, и погрузися во Иордане седмижды, по глаголу человека Божия, и обратися плоть его к нему, яко отрочате мала, и очистися. И подошли отроки его и сказали ему: “Отец наш, если бы какое важное слово сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, что он сказал тебе только: “Омойся, и очистись”. И сошел Нееман, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия; и изменилась плоть его на нем, став как у малого ребенка, и он очистился. 4 Цар 5:9–14 После 6 паримии чтец читает: Тропарь, глас 6: Грешником и мытарем/за множество милости Твоея/явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Тропарь, глас 6 Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш,/по множеству милости Твоей, –/ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Хор поет тот же тропарь. Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася,/ибо утверди вселенную, яже не подвижится./Готов престол Твой оттоле,/от века Ты еси. Чтец: Господь воцарился, благолепием облёкся,/облёкся Господь силою, и опоясался,/ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. Пс 92:1-2 Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Стих 2: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя./Возмут реки сотрения своя от гласов вод многих. Чтец: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои,/поднимут реки течения свои от шума вод многих. Пс 92:3

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Так как диаволь­ская троица, то есть, диавол, грех и смерть, возымела силу и властвовала над Святою и Пречистою Троицею, именно: диа­вол обольщал, грех умерщвлял, а смерть погребала, то по­этому Давид и благовествует находившимся под тою тиран­ическою властью и говорит, чтобы они ушли из-под ярма рабства и приняли возвещаемое владычество Христа: Господь воцарился . Царство смерти прекратилось, сила греха упразднилась, власть диавола окончилась. Господь воцарился, да радуется земля . Радоваться должна некогда порабощенная, а теперь освобожден­ная, — некогда заблудшая, а ныне прославленная, — некогда быв­шая во гробе, а теперь находящаяся на престоле, — некогда — в безчестии, а ныне — в чести. Господь воцарился . Так и в другом месте говорится (должно приводить сродные между собою мысли): Господь воцарился, в благолепие облекся (Пс.92:1). Мы одеваемся снаружи одеждою, чтобы прикрыть непристойные стороны нашего естества. А зачем Бог покрывает Свое безтелесное естество, исполненное света, лучше же сказать — блистающее светом? Но Он называет Своим одеянием самое тело Христово: Господь воцарился, в благолепие облекся . Благолепием называет плоть Хри­стову. Она была прекрасна, не имея безобразия греха, потому что (Господь) никогда не совершил греха, и не нашлось ковар­ства в устах его (Ис.53:9). Облекся Господь силою и препоясался (Пс.92:1). Так как пояс украшает царя, а пояс — отличительный знак царя и судьи, то Писание вводит Его и как царя, и как судию; Исаия говорит: и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина (11:1,2,5).   4. Это одеяние Спасителя, т.е., одеяние плоти, сокровенно и образно имел архиерей в законе. Обрати тщательное внима­ние на то, как тени изъясняли истину, как образы евангелия сияли раньше Христа. Говорю помалу, снисходя по возможности к слуху простых и неопытных, чтобы их не водить кругом туда и сюда Архиерей, входя во святая святых, надевал по­дир, то есть, одежду, спускавшуюся с головы до ног, нарам­ник, пояс, набедренник, золотую дощечку, тиару, " изречение " на груди и все то, что исчисляет Писание и что доступно зре­нию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Царство смерти прекратилось, сила греха упразднилась, власть диавола окончилась. Господь воцарился, да радуется земля . Радоваться должна некогда порабощенная, а теперь освобожденная, — некогда заблудшая, а ныне прославленная, — некогда бывшая во гробе, а теперь находящаяся на престоле, — некогда — в безчестии, а ныне — в чести. Господь воцарился . Так и в другом месте говорится (должно приводить сродные между собою мысли): Господь воцарился, в благолепие облекся (Пс. 92:1). Мы одеваемся снаружи одеждою, чтобы прикрыть непристойные стороны нашего естества. А зачем Бог покрывает Свое безтелесное естество, исполненное света, лучше же сказать — блистающее светом? Но Он называет Своим одеянием самое тело Христово: Господь воцарился, в благолепие облекся . Благолепием называет плоть Христову. Она была прекрасна, не имея безобразия греха, потому что (Господь) никогда не совершил греха, и не нашлось коварства в устах его (Ис. 53:9). Облекся Господь силою и препоясался (Пс. 92:1). Так как пояс украшает царя, а пояс — отличительный знак царя и судьи, то Писание вводит Его и как царя, и как судию; Исаия говорит: и произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина (11:1, 2, 5). 4. Это одеяние Спасителя, т. е., одеяние плоти, сокровенно и образно имел архиерей в законе. Обрати тщательное внимание на то, как тени изъясняли истину, как образы евангелия сияли раньше Христа. Говорю помалу, снисходя по возможности к слуху простых и неопытных, чтобы их не водить кругом туда и сюда Архиерей, входя во святая святых, надевал подир, то есть, одежду, спускавшуюся с головы до ног, нарамник, пояс, набедренник, золотую дощечку, тиару, «изречение» на груди и все то, что исчисляет Писание и что доступно зрению. Но одно — образы, а другое — смысл их. Во всяком случае Бога не удовлетворяют ни гиацинт, ни порфира, ни червлень, ни виссон, потому что Бог требует чистоты душ; вещественными же цветами Писание рисует образ добродетелей.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев//Церковь и время. 2007. 4 (41). С. 46-73. Здесь с. 58. Чурсанов С. А. Антропологическая аналогия в православной христологии//Церковь и время. 2007. 1 (38). С. 208-220. Здесь с. 208. Ср.: Чурсанов С. А. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: Издательство ПСТГУ, 2011. С. 76-131. Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов//Церковь и время. 2007. 2 (39). С. 92-112. Ср.: Там же. С. 92. Здесь можно также отметить, что Чурсанов может считаться специалистом по богословию Зизиуласа – именно ему принадлежит статья об этом греческом богослове в «Православной энциклопедии». См: Православная энциклопедия. Том 24. М., 2010. С. 150-158. Изначально, до выхода перевода книги Зизиуласа «Бытие как общение», эта статья, переведенная самим Чурсановым, публиковалась в 2002 г. в «Богословском сборнике» Православного Свято-Тихоновского богословского института (Вып. 10. С. 22-50). Ср.: Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев//Церковь и время. 2007. 4 (41). С. 46-73. Там же. С. 51. Это типичная идея для митр. Иоанна Зизиуласа, многократно встречающая в его трудах. Есть и специальная статья на эту тему: The contribution of Cappadocia to Christian thought/Sinasos in Cappadocia. AgraPublications, 1986. P. 23-37. Чурсанов С.А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии великих каппадокийцев. С. 61-62. Ср. приведенное выше мнение митр. Иоанна Зизиуласа об образе общения Троицы как идеале для человеческого общения. Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81:6); Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5:48); Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание (Ин. 10: 35); Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1 Ин. 4:17); Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф. 3:14-15); Итак, подражайте Богу как чада возлюбленные (Еф. 5:1).

http://bogoslov.ru/article/5082495

10 . Говоря: свяжем праведного, потому что он непотребен нам. Посему они вкусят плоды дел своих. 11 . Горе беззаконнику: бедствия постигнут его по делам рук его. 12 . Народ Мой! Начальники ваши 82 обирают 83 вас, истязатели 84 господствуют над вами. Народ Мой! Ублажающие вас обольщают вас и стези ног ваших извращают. 13 . Но ныне восстанет Господь на суд и поставит на суд народ Свой. 14 . Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с начальниками его: почему вы сожгли виноградник Мой и награбленное у бедного – в домах ваших? 15 . За что вы обижаете народ Мой и лицо бедных срамите? говорит Господь Саваоф. 16 . Так говорит Господь: за то, что дочери Сиона величаются и ходят, подняв шею и обольщая взорами и ступанием ног, в длинном 85 платье, играя 86 при этом ногами, 17 . Смирит Господь знатных дочерей Сиона и откроет Господь срамоту их 18 . В тот день. И отнимет Господь: славу одежд их, и украшения их, и золотые вплетения (на голове) 87 , бахромы на платье и луночки (металлические) 88 , 19 . И тонкие сорочки, и украшение 89 лица их, весь красивый убор их: ожерелья, перстни, шейные цепочки, браслеты и ушные серьги, 20 . Драгоценную верхнюю одежду и нижнюю 90 и утварь домашнюю, 21 . Светлые 91 лаконские одеяния и виссонные, гиацинтовые и пурпуровые, 22 . И виссон, сотканный с золотом и гиацинтом, и летние платья, перебранные золотом 92 . 23 . И будет: вместо благовония – смрад, и вместо пояса – веревкой опояшешься, и вместо золотого украшения на голове будешь иметь плешь за дела свои, вместо багряной одежды вретище наденешь. 24 . И прекраснейший сын твой, которого ты любишь, падет от меча, и сильные ваши падут от меча и унизятся. 25 . И восплачут хранилища нарядов ваших. И останешься одинокой 93 и будешь на землю низвергнута. 83 καλαμνται – слав. пожинают, т. е. обирают дочиста ваше имущество, как жнецы на жатве собирают хлеб. 85 Слав. по долу оскобл., потому что нет для него отдельного греческого слова, но слово σρουσαι – влекущие – предполагает длинное платье, расстилающееся по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13) Медленно перечитайте второе прошение:  Да приидет Царствие Твое  и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их. Ответьте на вопросы: Что вы понимаете под Царствием Божиим? Почему Христос заповедует нам молиться о его наступлении? Справочная информация из книги  прот.Александра Сорокина “Христос и Церковь в Новом Завете” Христос провозглашал Благую весть в терминах наступления Царствия (или Царства) Божия, в связи с чем и призывал народ Израиля обратиться (покаяться). Именно весь Израиль, то есть весь народ Божий, а не отдельных индивидуумов. Понятие «Царствие Божие», или “Царство Небесное” в иудео-христианском Евангелии от Матфея во избежание употребления имени Бога, содержит более динамический, нежели пространственный аспект . Имеется в виду  царствование  или правление Бога как царя , а не царство как территория, хотя в Евангелии используются и пространственные образы. Бог изначально — царь всей Вселенной. Его царствование, Царствие непрестанно обновляется, Он воцаряется (ср. Псалмы воцарения Бога, напр., Пс. 21, 29; Пс. 92). В Ветхом Завете это происходит прежде всего в той среде, которую Бог специально избрал — в народе Израиля. Но восставшее и отпавшее от Бога творение уклонилось от Его праведных путей и подпало под власть сатаны и греха. И Израиль также мечется между избранием Бога и отпадением от Него. Но Бог, верный Своим обетованиям и пророчествам, обращает Свой зов к отпавшему творению и вновь собирает рассеянный народ Божий. Вот Христос и собирает Израиль (см. § 12. 4). Здесь следовало бы различать два аспекта: настоящий и эсхатологический. С одной стороны, Израиль — новый, собираемый Иисусом вместо ветхого, — продолжает оставаться народом Божиим. То есть народом, в котором  уже , сейчас  царствует Бог. В этом смысле Царство Божие здесь (приблизилось) и сейчас. Особенно отчетливо эта тема присутствует в Евангелии от Матфея ( о соотношении Церкви и Царства Божия в Евангелии от Матфея см. § 43. 4 ). Но все-таки полное и окончательное воцарение Бога является ожиданием эсхатологического будущего . Прошение из молитвы Господней «да приидет Царствие Твое» наряду с утверждением о том, что Царство Божие уже наступает, говорит о том, что Иисус тоже учитывал эти два аспекта в Своей проповеди.

http://blog.predanie.ru/article/da_priid...

10. И восстанет тогда праведный от сна, и мудрость восстанет и будет дана им. 11. И после того корни неправды будут отделены, и грешники погибнут от меча; у клеветников будут отделены корни во всяком месте, и те, которые замышляют насилие и произносят хулу, погибнут от острия меча. 12. – И после этого будет другая седмина – восьмая, седмина правды; и будет дан ей меч, чтобы суд и справедливость исполнились над теми, которые поступают насильственно, и грешники будут преданы в руки праведных. 13. И в конце ее они приобретут домы своею справедливостью, и созиждется дом великому Царю в прославление навсегда и навечно. 14. И после этого в девятую седмину откроется всему миру праведный суд, и все деяния нечестивых исчезнут со всей земли; и мир будет присужден к погибели, и все люди будут взирать на путь праведности. 15. И после этого в десятую седмину, в седьмую ее часть, будет суд на вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, произрастающее из среды ангелов. 16. И прежнее небо уменьшится и исчезнет, и явится новое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить во век. 17. И после этого будет много седмин без числа в вечность во благо и в правду, и с тех пор грех не будет более именоваться до вечности. 18. И теперь я говорю вам, мои сыны, и указываю вам пути правды и пути насилия, и я укажу вам их опять, чтобы вы знали, что придет. 19. И теперь послушайте, мои сыны, и ходите в путях правды, и не ходите по путям насилия, ибо навеки погибнут все, ходящие путями неправды. Девятнадцатый отдел Глава 92 1. Написанное Енохом писцом пространное учение мудрости, – которое заслуживает прославления от всех людей и есть судья всей земли, – для всех моих детей, которые будут жить на земле, и для будущих родов, которые будут ходить в праведности и мире. 2. Да не смущается дух ваш из-за времен, ибо Святый и Великий всему положил дни. 3. И праведный восстанет от сна, восстанет и пойдет по пути правды, и весь его путь и стезя будут в вечном благе и милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

114 Но все же первая из этих трех точек зрения преобладает. Судя по надписаниям, можно полагать, что авторами отдельных псалмов являются Моисей, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. Моисею принадлежит 89 псалом («Песнь Моисея, человека Божиего»), написанный им, судя по содержанию, после окончания 40-летнего странствования по пустыне. 115 Авторству Соломона принадлежат 71, 126 и 131 псалмы. 71 псалом написан им после восшествия на престол. 126 – после окончания постройки храма. 131 – по поводу перенесения Ковчега Завета из скинии в храм. Существуют также апокрифические псалмы, надписанные именем Соломона. Они входят, однако, в состав Септуагинты. Асаф, Еман и Ефам (Идифун) – левиты времен царя Давида и Соломона. Вместе со своими сыновьями они играли на музыкальных инструментах во время богослужений. «И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещали на цитрах, псалтирях и кимвалах» ( 1Пар. 25, 1 ). Музыканты были разделены на двадцать четыре чреды (см.: 1Пар. 25 ), в соответствии с числом сыновей Асафа, Емана и Идифуна, у которых было, в общей сложности, было двадцать четыре сына, каждый из которых был поставлен руководить чредой музыкантов. Асаф был главным распорядителем священной музыки и пения. Играл он «по наставлению царя» ( 1Пар. 25, 2 ), то есть Давида. У Асафа было четыре сына. Его творения ценились столь же высоко, как и псалмы самого Давида. Материалом для псалмов Асафа послужили события из жизни царя Давида. Считается, что сам он написал псалмы 49, 72, 77, 80 и 81. Авторами псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 считаются потомки Асафа. Еману, левиту из племени Каафы 116 , принадлежит 87 псалом. 1 книга Паралипоменон именует Емана «прозорливцем царским» ( 1Пар. 25, 5 ). У него было четырнадцать сыновей и три дочери. После перечисления сыновей Емана, в 1 книге Паралипоменон говорится: «все эти сыновья Емана, прозорливца царского, по словам Божиим, чтобы возвышать славу его. И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трех дочерей. Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя, или Асафа, Идифуна и Емана. И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь» ( 1Пар. 25, 5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010