Единственное сочинение преподобных В. В. и Иоанна - «Вопросоответы» (ρωταποκρσεις), или «Ответы»; греч. заглавие - «Ββλος ψυχωφελεσττη περιχουσα ποκρσεις διαφροις ποθσεσιν νηκοσας» (Книга душеполезнейшая, содержащая ответы касательно различных предметов); в слав. и рус. переводе: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников»; в зап. традиции известно также как «Послания», или «Переписка», В. В. и Иоанна. Рукописная традиция 2 наиболее древние дошедшие до нас рукописи X в. синайского происхождения (Sinait. georg. 34, Sinait. georg. 35) содержат груз. версию сочинения, состоящую из 79 ответов, 2 из к-рых не имеют параллелей в греч. рукописях. От XI в. сохранился кодекс Sinait. gr. 411, содержащий первые 48 ответов, и афонский список Vatoped. 2 с утраченным началом. Далее по хронологии следуют рукописи Sinait. gr. 410, Bodleian. Cromwell 18, Paris. Coislin. 124 и 281 (XII в.); Paris. gr. 873, Kutlumus. 3 (XIII в.); Vatoped. 355 (XIV в.). 2 афонские рукописи XIV в., Ivir. 1307 и Pantel. 192, сохранили наиболее полное собрание вопросоответов и имеют важное значение для реконструкции первоначального текста. Значительно более поздние рукописи XVIII в. (Dionys. 717, Xenoph. 9 и Athen. 541) особо ценны тем, что являются списками с утраченной древней рукописи из Вел. лавры, на к-рой основывался прп. Никодим Святогорец при подготовке 1-го издания книги (во вступлении он называет ее «единственной полной и весьма древней» - Руководство. М., 1995. С. XXVII-XXVIII). Рукописи на араб. языке датируются XVII и XVIII вв. ( Graf G. Geschichte. Bd. 1. P. 406). Ряд вопросоответов остаются до сих пор не изданными ( Neyt. 1997. P. 154, 155). Греч. рукопись из собрания Московской Синодальной б-ки, привезенная Арсением (Сухановым) из мон-ря Ксиропотам - Син. греч. 196 Савва], 183 лл. (ныне датируется XIII в.- см. Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. Греч. рукописи МСБ. М., 1993),- в совр. критическом издании осталась неучтенной. Она содержит первые 440 вопросоответов. В собрании той же б-ки хранились и отдельные отрывки, принадлежащие преподобным В. В. и Иоанну, содержащиеся в др. рукописях синодального собрания ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 761). Издания

http://pravenc.ru/text/376982.html

1393 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza. Diss. Louvain 1969. 1394 . Neyt F. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Muséon. 1971. 89. 65–92. 1395 . Neyt F. Un type d’autorité charismatique//Byz. 44/2. 1974. 343–361. 1396 . Neyt F. Précisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//SP 12. 1975. P. 247–253. 1397 . Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre ête//Byz 1983. 53(2). 494–506. 1398 . Perrone L. Le Lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom Jean Gribomont, Studia Ephemerides Augustinianum. Roma 1988. 463–486. 1399 . Regnault L. Jean de Gaza//DS 1974. 8. 536–538. 1400 . Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothee//Théologie de la vie monastique 1 .600). 315–322. 1401 . Stead J. Brother Andrew’s Problems. A sick soul of the sixth century//Monast. Studies 11. 1975. 173–180. 1402 . Vailhé P. Jean le Prophéte et Séridos//EO 1905. 8. 154–160. 1403 . Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO 1907. 7. 268–276. 1404 . Vailhé P. Saint Barsanuphe//EO 1905. 8. 14–25. 1405 . Veselinovich Α. Βαρσανοφιος Μγας, ωννης προφτης κα Δωρθεος ββ ς. νασιμος π διδακτορα διατριβ. ν θναις, 1939. 1406 . Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia Bernhard Kütting gewidmet. Münster, 1980. 281–308. Дорофей, авва CPGS 7352; DS 3. 1651–1664; DHGE 1958. 14.686 sq. Около 525; ученик преп. Варсануфия и Иоанна. Житие составлено его учеником Досифеем. Синтезировал традиции палестинского монашества и через посредство Феодора Студита повлиял на греческое, русское и арабское монашество. Сочинения Крит. изд. с франц. пер.: 1407 . Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Éd. Regnault L., Préville J. de. P. 1963. 582. (SC 92). 1408 . Слав. пер.: о. Павел Беринда. Киев 1628. пер.: 1) Орлов Ф. (М. 1701); 2) Вершинский Д. С. (ХЧ 1826–1830); 3) о. Климент Зедергольм [пер., подгот. в Оптиной пустыни]: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 1 М. 1856. 2, XIV, 283, 43. 3 М. 1866. XV, 315, 43, вновь испр. с греч. 4 1874. XV, 300, 38. 5 1885 [обл. 1886]. XVI, 316, 30. 6 1888. XV, 340, 30. 7 Калуга 1895. XV, 285, 29. [Репр.: М. 1991]; 8 [Сергиев Посад:] 1900. XI, 268, 32. [Репр.: Тула 1990. Переизд.: М. 2001. 378.]. 9 1904. 10 Шамордино 1913. XI, 268, 32. [Репр.: Свято-Усп. Псково-Печ. м-рь 1994]. Переизд.: М. 1995; М. 1999. 377, 1. Репр.: М. 1995. XIII, 315, 43. [Алфав. указ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

П., 1912. (Троицкий цветок; 82). Лит.: Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 126-130; Варсонофий Великий//ПБЭ. Т. 3. С. 107; Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт ист. и нравственно-психол. исслед.: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1894. Ркп.; Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO. 1904. T. 7. P. 268-276; idem. Saint Barsanuphe//Ibid. T. 8. P. 14-25; idem. Jean le Prophéte et Séridos//Ibid. P. 154-160; Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1914. Ркп.; Варнава (Беляев), иером. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1915. Ркп. (рец.: Феодор (Поздеевский), еп.//БВ. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 166-168; Флоренский П. , свящ.//Там же. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 168-189); Hausherr Ir. Barsanuphe, St.//DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 1255-1262; Βεσελνοβιτς Αμβ. Βαρσανοφιος Μγας, Ιωννης προφτης κα Δωρφεος ββς: Ενασιμος π διδακτορα διατριβ. Αθναι, 1939; Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée//Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315-322; Neyt. F. Les Lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza: Diss. Louvain, 1969; idem. Citations ‘Isaiennes " chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Le Muséon. 1971. N 89. P. 65-92; idem. Jean de Gaza//DSAMDH. 1974. T. 8. P. 536-538; idem. Un type d " autorité charismatique//Byz. 1974. T. 44/2. P. 343-361; idem. Présisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//StPatr. 1975. Vol. 12. P. 247-253; Иннокентий (Самылкин), иерод. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис./МДА. Загорск, 1974. Ркп.; Stead J. Brother Andrew " s Problems: A Sick Soul of the 6th Cent.//Monastic Studies. 1975. Vol. 11. P. 173-180; Cupane C. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: Una proposta di ricostruzione//JÖB. 1979. Bd. 28. P. 195-207; Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia. B. Kötting gewidmet. Münster, 1980. S. 281-308; Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre êta//Byz. 1983. T. 53/2. P. 494-506; Perrone L. Le lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom J. Gribomont. R., 1988. P. 463-486; Киприан (Цибульский), иером. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Канд. дис./МДА. Загорск, 1990. Ркп.; Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351; Агафангел (Легач), мон. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1998. Ркп.; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1. С. 172-174.

http://pravenc.ru/text/376982.html

81 Ps.–Hippocrates. Epistula ad Ptolemaeum regem de hominis fabrica 287:1–7 (F. Z. Ermerins. Leiden, 1840 (Amst., r 1963). P. 287); Joannes Damascenus. De virtutibus et vitiis (fragmenta) [Sp.]//PG 95, 85:5–8. Ср.: Nicetas Stethatus. De anima 2, 50:1–3. (J. Darrouzès. P., 1961 (SC 81). P. 112). 82 Aemius. De placitis reliquiae (Theodoreti et Nemesii excerpta) 390:15–18 (H. Diels. B., 1879 (B., r 1965). S. 390). 83 См., например: Philo Judaeus. Legum allegoriarum liber 3, 186:6–9 (L. Cohn. Vol. 1. B., 1896 (B., r 1962). S. 154). 84 Согласно посланиям прп. Антония Великого монах – истинный израильтянин, «ум, взирающий на Бога» (intellectus aspiciens ad Deum) (Antonius. Epistula 3//PG 40, 1006B), или «разум, видящий Бога» (mens videns Deum) (Antonius. Epistula 6//PG 40, 996D). 85 Origenes. Homilia in Psalmos 17, 2:11–16. (L. Perrone et al. Vol. 13. B. – Munich – Boston, 2015 (GCS n. f. 19). S. 343). Ср. аналогичную эгзегезу Дидима Слепца : «…и всесвятые Херувимы, на которых пребывает Бог , согласно видению Иезекииля всецело зрящие, о них сказано, что они полны очей, так что и спины их, и передние части имеют очи, которые видят сверхъестественные и великие созерцания» (Didymus Caecus. Commentarii in Zacchariam (L. Doutreleau. P., 1962 (SC 83). Vol. 1. P. 332:2–8)). 88 Joannes Chrysostomus. De incomprehensibili Dei natura homilia 4:222–228 (=Contra Anomoeos, homiliae 1–5) (A.-M. Malingrey. P., 1970 (SC 28 bis). P. 246). 90 Barsanuphius, Joannes. Epistula 241:11–13 (F. Neyt, P. de Angelis-Noah. P., 2000 (SC 450). P. 186, 188). 91 Cyrillus. Vita Euthymii (E. Schwartz. Leipzig, 1939 (TU 49.2). S. 31:25–34). См. более поздний пересказ: Menologii imperiales. Vita abbatis Euthymii (BHGn 649a) (e cod. Baltimorensi 521) 53:9–13 (F. Halkin. Br., 1985 (SH 69). P. 318–319). 92 См. еще одно аналогичное описание: «…монах всецело есть благочестие во всем, и должен быть, как Херувимы, всецелым оком, и совершенно не рассеиваться» (Vita Georgii Chozebitae (sub auctore Antonio eius discipulo) 3, 14:11–13 (C. Houze. Sancti Georgii Chozebitae confessoris et monachi vita auctore Antonio eius discipulo//Analecta Bollandiana. 1888. T. 7. P. 110)).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В «Ответах» нет аскетической системы в строгом смысле этого слова, в свете новейших изысканий и перегруппировки ответов при реконструкции первого издания они оказались значительно более систематичными, чем можно было ожидать от памятников подобного рода. В. В. писал игум. Иоанну: «Я написал тебе все, от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенного, от начала пути до конца его…» (Отв. 49. С. 36/Ep. 49. 6-8), продолжая излагать мысль преподобного, архиеп. Филарет (Гумилевский) указал на главный предмет «Ответов» - «совесть внутреннего человека, совлечение ветхого человека и облечение в нового (ср.: Еф 4. 22-24)» ( Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 4. С. 128; см.: Отв. 49. С. 36/Ep. 49. 9-10). Целостности общей идеи не препятствуют определенные различия воззрений преподобных В. В. и Иоанна (напр., Ней писал, что В. В. был «более харизматичен», а Иоанн «более приспособлен к общежитию» - Neyt. 2000. P. 59; Озерр, напротив, отмечал, что нек-рые вопросы прп. Иоанн толкует более утонченно - Hausherr. 1937. Col. 1256), так же как и разный духовный уровень тех, кому были адресованы их «Ответы». Внешние труды и скорби Преподобные В. В. и Иоанн вели очень строгий образ жизни и тому же учили вопрошавших их. Путь внешнего подвижничества изложен ими достаточно подробно, хотя он сам по себе, на их взгляд, не имеет никакой ценности. Так, лучше довольствоваться одной одеждой, но смиренно можно иметь по 2 или 3 (Отв. 75/Ep. 146. 11-17). Надлежит спать «половину ночи», но «по случаю труда» можно отдохнуть лишний час (Отв. 84/Ep. 158. 15). Одному подвижнику дается строгое указание о посте (Отв. 154. С. 113/Ep. 63. 12-14), др. «болезнь… вменяется вместо поста, и даже более» ( δ σθνεια... ντ πολιτεας κα περισστερον λογζεται). «Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден за это» (Отв. 169. С. 128/Ep. 78. 22-23, 28); «[пост чувственный] ничего не значит без духовного» (οδν γρ στιν νευ τς πνευματικς - Отв. 168. С. 126/Ep. 77. 25-26), утешал В.

http://pravenc.ru/text/376982.html

Античные авторы Aristoteles. Topica//Aristotelis Topica et sophistici elenchi/ed. W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1958 ( r 1970 (1st edn. corr.)). P. 1–189 (Bekker P. 100a18–164b19). Arius Didymus. Liber de philosophorum sectis (epitome ap. Stobaeum)//Fragmenta philoso- phorum Graecorum/ed. F. W. A. Mullach. Vol. 2. Paris: Didot, 1867. Col. 53–101. Galenus. Ars medica//Claudii Galeni Opera omnia/ed. C. G. Kühn. Vol. 1. Leipzig: Knobloch, 1821 (Hildesheim: Olms, r 1964): 305–412. Galenus. De crisibus libri iii//Galenos. Περ κρσεων/ed. B. Alexanderson. Göteborg: Elanders, 1967. (Studia Graeca et Latina Gothoburgensia; t. 23). P. 69–212. Philo Judaeus. Quod deterius potiori insidiari soleat//Les Œuvres de Philon d’Alexandrie/ed. I. Feuer. Vol. 5. Lyon: Édition du Cerf, 1965. P. 21–127. Philo Judaeus. De Abrahamo//Les Œuvres de Philon d’Alexandrie/éd. J. Gorez. Vol. 20. Lyon: Édition du Cerf, 1966). P. 22–135. Христианские авторы Amphilochius. Iambi ad Seleucum//Amphilochii Iconiensis Iambi ad Seleucum/ed. E. Oberg. Berlin: De Gruyter, 1969. (PTS; Bd. 9). S. 29–40. Apophthegmata patrum (collectio alphabetica)//PG. 65. Col. 72–440. Apophthegmata patrum (collectio systematica) (cap. 10–16)//Les apophtegmes des pères. Collection systématique, chapitres X–XVI/éd. J.-C. Guy. Paris: Éditions du Cerf, 2003. (SC; vol. 474). Athanasius. Expositiones in Psalmos//PG. 27. Col. 60–545, 548–589. Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones//Barsanuphe et Jean de Gaza. Corres-pondance/éd. F. Neyt, P. de Angelis-Noah. T. I–II. Paris: Éditions du Cerf, 1997–1998. (SC; vol. 426/427). Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones ad coenobitas (Epistulae 224–616)//Correspondance (Vol. II, Aux cénobites: T. I, Lettres 224–398; T. II, Lettres 399–616)/éd. F. Neyt, P. de Angelis-Noah. Paris: Éditions du Cerf, 2000. (SC; vol. 450/451). Basilius Caesariensis. Homilia in principium proverbiorum//PG. T. 31. Col. 385–424. Basilius Caesariensis. In illud: In principio erat Verbum//PG. T. 31. Col. 472–481.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1422 . Egender N. Dorothée de Gaza et Benoit deNursie//Irénikon. 1993. 66:2. 179–198. пер.: Dorotheus von Gaza und Benedikt von Nursia//Regulae Benedicti studia. Hildesheim. 1990. 17. 39–52. 1423 . Hausherr l. La Doctrine XXIV de saint Dorothée//OCP 1940. 6. 220–221. 1424 . Kennedy G. A. Greek rhetoric under Christian emperors. Princeton 1983. 1425 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et Jean de Gaza. Thèse dactylographiée. Louvain 1969. 1426 . Noah P. Un fragment d’un manuscrit inconnu de Dorothée//Scriptorium. 1973. 27. 316–317. 1427 . Petridus S. Notes d’hymnographie byzantine//BZ 1904. 13. 421–428. 1428 . Regnault L. Maitres spirituels au désert de Gaza, Barsanuphe, Jean et Dorothée. Solesmes 1966. 1429 . Wijnen J. Dorotheus von Gaza. Prolegomena tot een tekstuitgave. Diss. dact. Louvain 1954. См. также 13 .266. Досифей, ученик аввы Дорофея BHG 2117–2119 1430 . Corderius В. S[ancti] Dorothei archimandritae institutiones asceticae. Antverpiae 1646. 2 Pragae 1726. Cf.: 1431 . Brun P.-M.//OrC 1932. 26. 102–122. Иоанн Карпафийский CPG 7855–7856, 7858–7859 (spuria); DThC 8. 753–754; ThEE 6. 1216–1217. Об авторе практически нет сведений; даже время жизни (V-VI вв.) восстанавливается предположительно. Сочинения Capita hortatovia ad monachos in India [=первая сотница] (CPG 7855) 1432 .// Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 276–296. «Слово к монахам». 297–301.=PG 85. CPGS 7856. Переводы на древние языки Арабский пер. (не издан): 1433 . Graf G. Geschichte der christlicher arabischen Literatur. Vaticano 1944. 1. 407. 1434 . Sauget J.-M. Le Patérikon du manuscript arabe 276 de la Bibliothèque nationale de Paris//Muséon. 1969. 82. 363–404. Лат. пер. Понтана (Jakob Spanmuller, 1542–1626; пер. неполный, отс. гл. 3, 37, 58 и 99): 1435 . PG 85. 791–811. Editio princeps: Ingolstadt 1604.=Magna bibliotheca veterum patrum. Cologne 1618. 7. 627–638 (cf. 12. 857–861).=Bibliothèque grecque et latine des Pères. P. 1644. 15; Lyon 1677. 12. 535. Гл. 96–97 – перевод «Слова к монахам».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

См. A.deVogue, La communaute et l " abbe dans la regle de saint Benoi, сс.127–28, 143 22 О духовном руководстве у Лествичника см. Еп. Каллистос Уэр . Introduction в Ladder, сс.36след.; J.Chrysavgis The Theology of the Human Person in St. John Climacus. Нью-Йорк, 1983. сс.211–30; W.Volker, Scala Paradisi. Eine Studie zu Iohannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen Wiesbaden, 1968. cc.27–50. О преп. Дорофее см. L.&J.Regnault, Introduction в Dorothee de Gaza, Oeuvres Spirituelles, SC 92 Paris, 1963. сс.69след.; T.Spidlick, Le concept de l " obeissance et de la conscience selon Dorothee de Gazá, SP 11, TU 108 1972. сс.72–8. О свят. Василии см. J.Gribomont, Obeissance et evangile selon St. Basil le Grand//La vie spirituelle 21 1952 cc.192–215. О преп. Варсануфии см. Neyt F. A Form of Charismatic Authority//Eastern Churches Review VI, 1. 1974, сс.52–65. О преп. Симеоне Новом Богослове см. В.Кривошеин, «Преподобный Симеон Новый Богослов 949–1022» Париж, 1980. сс.85–95; H.Graef, The Spiritual Director in the Thought of Symeon the New Theologian, в Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten, ed. P. Granfield and J. A. Jungmann, v. II Munster, 1970, сс.608–14; H.Turner, St. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden, 1990. 30 См. еп. Каллистос Уэр , The Spiritual Father in Orthodox Christianity, Word out of Silence. A Symposium on World Spiritualities, ed. J.-D. Robinson, Cross Currents XXIV, 2–3 (1974), с.30; ср.Арорнтн., PG65:364C. 31 I.Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois (Roma, 1955), сс.212след.; C.Stewart, Radical Honesty about the Self: the Practice of the Desert Fathers», Sobornost XII, 1 & 2 (1990), сс.27след.; J.-C.Guy, Educational Innovation in the Desert Fathers, ECR VI, 1 (1974), сс.49след. 32 Еп. Каллистос Уэр , Introduction в John Climacus, The Ladder of Divine Ascent, trans. C. Luibheid and N. Russell (Toronto, 1982), сс. 38след.; ср. C.Stewart, Radical Honesty about the Self: the Practice of the Desert Fathers, Sobornost XII, 1 & 2 (1990), с.151.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Одной из сокровенных мыслей, подспудно лежащих в основе данного выступления, является понятие об иерархии, или священноначалии. В расширительном смысле его можно также отнести и разного рода категориям людей, и к книгам. Но для создания подлинно прекрасной и справедливой иерархии книг помимо всех применяемых по закону библиотечных подходов и принципов (типа УДК, ББК и прочее), нужна особая мудрость, дар рассудительности, сопричастность передаваемым знаниям. В корпусе Ареопагитик описывается, как по иерархическим законам от Бога через низшие чины осуществлялась передача просвещения и Точно также обстоит дело и в ценностно ориентированной библиотеке, к которой в таком случае можно отнести евангельские слова: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 15). __________________________________________ Ср.: Plat. Philebus. P. 43а:3. Сократ ссылается не речение мудрецов: ε γρ παντα νω τε κα κτω ε. Eunapius. Vitae sophistarum 4, 1, 3:2-3/Ed. J. Giangrande. Rome, 1956. TLG 2050/1. Ср. сходное высказывание Никифора Григоры о Феодоре Метохите: Niceph. Greg. Hist. Rom./Ed. I. Bekker, L. Schopen. Vol. 1. Bonn, 1829. P. 272:3-4. TLG 4145/1. Greg. Thaum. In Origenem oratio panegyrica 9:3-6/Ed. H. Crouzel. SC 148. 1969. TLG 2063/1. Hecataeus Abderita. Fragm. 264, 3A:12-64/Ed. F. Jacoby. Leiden, 1923-1958 (r1954-1969. TLG 1390/2. Barsan. Gaz. Quaest. et resp. Ep. 32:27-28/Ed. F. Neyt, P. de Angelis-Noah. T. I-II. Paris, 1997. SC 426. TLG 2851/1). Один афонский старец, недавно почивший, относительно написанной им книги поучений сказал сходным образом: «Подобно пчеле, собирающей мед, здесь собрано все. И уже не понадобится изучать рукописи и множество книг». Eustath. Thessal. De emendanda vita monachica 128: 21-24/Ed. K. Metzler. Berlin, N. Y., 2006. TLG 4083/9 [Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis 45]. Пс. 110, 10, Притч. 9, 10: ρχ σοφας φβος κυρου; Ср. Сир. 1, 14. Притч. 1, 7. Слово произнесено 20 сентября 1765 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

1372 . Βαρσανουφου κα ωννου ραταποκρσεις Κεμενο, μετφραση, σχλια π τν Ζαχαριδου Σ. А- Γ. Θεσσαλονκη, 1988–1989 ( λληνες πατρες τς κκλησας. Φιλοκαλα τν νηπτικν κα σκητικν 10 А, В, Γ). 1373 . Barsanuphius and John. Questions and Answers/Crit. ed., transl. Chitty D. J.//PO 31(3). 449–616 (5–172) [только главы 1–124]. Βαρσαννουφου κα ωννου, Κεμενα διακριτικ κα συχαστικ ( ρωταποκρσεις). κδ. τοιμασα ερ ς Μονς γου ωννου Προδρμου Καρα. Т. А, Β. θναι, 1997. 1374 . Новейшее крит. изд.: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Introd., texte crit., notes Neyt F., Angelis-Noah P. de, trad. Regnault L. 1: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1–71. P., 1997. (SC 426); T. 2: Lettres 72–223. P., 1998. (SC 427). 2: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224–398. P., 2000. (SC 450); T. 2: Lettres 399–616. P., 2001. (SC 451). 3: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617–848. P., 2002. (SC 468). Древние переводы 1375 . Graf G. Geschichte. 1 Bd. P. 406 [относительно араб. перевода]; Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï 14 .120). 116–117 [относительно груз. перевода]; Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondancë recueil complet/Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. 1 Solesmes, 1972. 2 Sablé-sur-Sarthe 1993. 574. Zanetti U.//AB 1993. 111 (3–4). 418–419. [Греч. и груз. тексты во франц. пер.]. Переводы на совр. языки Франц. пер.: 4 .1374, 1375. Нем. пер.: 1376 . Dietz М. Von Reichtum des Schweigens. Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jahrh.), ausgewählt und zum ersten Male ins Deutsche übersetzt. Zürich; München; Paderborn; Wien 1963. Итал. пер.: 1377 . Teresa Lovato M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. Roma 1991. (Collana dei Testi Patristici. 93). Англ. пер.: 1378 . Fr. Seraphim Rose. Saints Barsanuphius and John. Guidance toward spiritual life. Answers to the questions of Disciples. St. Herman of Alaska Brotherhood. California, 1990 пер. – в крит. изд. Д. Читти 4 .1373).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005