иеродиакон Николай (Сахаров) Скачать epub pdf ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ СТАРЧЕСТВО И ПОСЛУШАНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Святоотеческое предание В христианской традиции исследователи различают разные виды духовного руководства. Наиболее часто исследователи сводят классификацию к двум основным видам духовного наставничества – “административный” и “харизматический” (F. Neyt) 4 , или, как их называет еп. Каллистос Уэр , “учредительный” и “пророческий” 5 . Какими бы терминами они ни выражались, в своей сущности такое деление отражает две формы духовной власти в жизни Церкви. Первая – то, что мы понимаем под словом “духовенство”: через непрерывное апостольское преемство осуществляется рукоположение клириков на протяжении веков. Вторая форма власти, то, что в русской аскетике называется “старчеством”, есть неписаное духовное предание передаваемое из поколения в поколение чрез духовных учителей (святых), которые сообщают своим ученикам духовные навыки жизни в Боге, веками накопленные и отточенные 6 . В отличие от учрежденной духовной власти, “старческое” руководство основывается на личных взаимоотношениях между старцем и послушником 7 . В византийской традиции “старца” называли по разному. Наиболее частым обращением было слово a bbav (отец) 8 . С. Смирнов в своем исследовании приводит другие наиболее употребительные термины: pneumatikov” pathvr (духовный отец) и gevrwn (старец). Русская традиция отдает предпочтение слову старец, а сам принцип монашеского наставничества и ученичества называется старчеством 9 . Надо сказать, что в Восточной Церкви вышеупомянутые 2 вида духовного руководства – учредительный и пророческий – отнюдь не являются взаимоисключающими: “административное духовное лицо” может одновременно быть и старцем. Сосуществование этих двух взаимопроникающих уровней находит свое отражение в общежительном (киновийном) монашестве, где общемонастырское (административное) послушание (т.е. подчинение монастырскому начальству и соблюдение правил и устава монастыря 10 ) тесно переплетается с послушанием старцу 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В. В. сам ничего не писал, по крайней мере по-гречески. Записывать ответы Великого старца, как называли В. В., начал авва Серид (Отв. 1. C. 2/Ep. 1. 34-42), по происхождению грек или сириец, мудрый и любвеобильный игумен (его добродетели восхваляются в Отв. 570-575/Ep. 570). После кончины аввы Серида этот труд продолжил его преемник авва Елиан. Долгое время считалось, что составление единого сборника осуществил некий безвестный подвижник (Руководство. М., 1995. С. XXIX). В совр. патрологии распространена т. зр., согласно к-рой составителем сборника был прп. авва Дорофей, подвизавшийся в мон-ре аввы Серида под духовным руководством обоих старцев. Впервые она была высказана архиеп. Филаретом (Гумилевским), к-рый писал, что авва Дорофей «собрал частью письменные, частью устные наставления преподобных отцов Варсануфия и Иоанна», ссылаясь при этом на греч. рукопись Московской Синодальной б-ки 270/257), содержащую ответы преподобных В. В. и Иоанна на вопросы аввы Дорофея ( Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 208). В сер. XX в. данное предположение было достаточно аргументированно изложено в диссертации серб. исследователя А. Веселиновича ( Βεσελνοβιτς. 1939. S. 74 sq.). Составитель нигде не указывает своего имени, но в то же время является современником и очевидцем происходивших событий. Так, из содержания 60-го вопросоответа понятно, что тот, кто записал его, состоял в числе монастырской братии, приглашенной единственный раз в келью В. В. Здесь он говорит о себе в 1-м лице, так же как в Отв. 221, где описывается кончина аввы Иоанна. Поскольку кроме аввы Серида и аввы Дорофея к прп. Иоанну никому входить не разрешалось, а авва Серид к тому времени скончался, то можно предположить, что рассказчик - прп. авва Дорофей, известный своим современникам не только как автор собственных наставлений, но и как человек, изложивший учение, «к-рое сподобился принять от своих отцов» (PG. 88. Col. 1616 D). Близость аввы Дорофея к великим старцам подтверждается тем, что ему адресована большая группа ответов (Отв. 249-335/Ep. 252-338), как явствует из помещенного перед ними примечания, сохранившегося в единственной рукописи (Ath. Iver. 1307): «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать» (σημεον τι μακριος ββς Δωρθες στι ρξμενος ρωτν - Neyt. 2000. P. 209). Тем не менее на данный момент нет достаточных оснований считать авву Дорофея составителем и издателем всех «Ответов», хотя его участие в их подготовке едва ли возможно отрицать. 221-му ответу нельзя доверять в полной мере, поскольку этот ответ, практически единственный из всего издания прп. Никодима Святогорца, не вошел в новейшее критическое издание; его источник остается неуясненным. Адресаты

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

17 В “Житии преподобного Ипатия” говорится о его учениках как о “подлинно распявшихся” ; сам святой характеризуется как “распявшийся и делающий все ради Бога”. См. Callinicos . Vie d’Hypatios/ Ed. par G. J. M. Bartelink //Sources chr u tiennes.  177. Paris, 1971. P. 208, 218. “Будьте внимательны и знайте, что жизнь, представляющаяся вам трудной и несносной ( я говорю о жизни монахов и распаявшихся миру), гораздо сладостнее и вожделеннее той, которая вам кажется приятной и удобной”. — Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. С. 695. 18 Тема “умирания” для мира постоянно встречается в святоотеческих творениях: “Где любовь к Богу, там (готовность) взойти с Ним на крест, чтобы с Ним пострадать и прославиться с Ним, чтобы вместе с Ним умереть и жить. Восходящий на крест оставил земное (букв. ‘был поднят от земли’, ‘освобо­дился от земли’) , умер миру и должен горняя мудрствовати, идеже Христос одесную(см. Кол 3:1) Отца”. — Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. М., 1993. С. 357. Текст: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance. Vol. II. T. II/ Ed. par F. Neyt et P. de Angelis-Noah //Sources chr u tiennes.  451. Paris, 2001. P. 728. 19 Так цитирует святитель Феолипт, добавляя в текст 2 Кор слово “вечную”. По изъяснению святителя Феофана, “печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 260. 20 О славолюбии см. рассуждения святого Диадоха, который, заметив, что «духовное слово всегда сохраняет душу нетщеславной», противопоставляет “слово мирской мудрости”, ибо оно “всегда вызывает человека к славолюбию”, поскольку дарует своим последователям “любовь к похвалам, будучи выдумкою людей тщеславных”. Именно славолюбие является излюбленным оружием темных сил, ибо бесы, “принимая особенно славолюбие в предлог своей злобы, чрез него, как бы чрез какую-то темную дверь выскакивая, похищают души”. См. Попов К. Блаженный Диадох ( V-ro века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903. С. 33–34, 509–510.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

18 Тема “умирания” для мира постоянно встречается в святоотеческих творениях: “Где любовь к Богу, там (готовность) взойти с Ним на крест, чтобы с Ним пострадать и прославиться с Ним, чтобы вместе с Ним умереть и жить. Восходящий на крест оставил земное (букв. «был поднят от земли», «освобо­дился от земли»), умер миру и должен горняя мудрствовати, идеже Христос одесную(см. Кол 3:1 ) Отца”. – Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. М., 1993. С. 357. Текст: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance. Vol.II. T.II/Ed. par F.Neyt et P. de Angelis-Noah//Sources chrutiennes. 451. Paris, 2001. P. 728. 19 Так цитирует святитель Феолипт, добавляя в текст 2 Кор слово “вечную”. По изъяснению святителя Феофана, “печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают”. – Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 260. 20 О славолюбии см. рассуждения святого Диадоха , который, заметив, что “духовное слово всегда сохраняет душу нетщеславной”, противопоставляет “слово мирской мудрости”, ибо оно “всегда вызывает человека к славолюбию”, поскольку дарует своим последователям “любовь к похвалам, будучи выдумкою людей тщеславных”. Именно славолюбие является излюбленным оружием темных сил, ибо бесы, “принимая особенно славолюбие в предлог своей злобы, чрез него, как бы чрез какую-то темную дверь выскакивая, похищают души”. См. Попов К. Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903. С. 33–34, 509–510. 21 Букв. «от ведающих рассуждений». Iia?acyмebaemcя скорее всего та мысль, что подлинно духовное ведение aioapяem в душе покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

И во имя Его переносили страдания мученики. Имея в Нем дерзновение, подвизаются святые. В Нем отнята от земли клятва. В Нем изглажено рукописание против нас через Его крест (ср.: Кол 2. 14), и мы уже не работаем врагу. Освобожденные от него да поработаем «призвавшему нас званием святым» (2 Тим 1. 9), «в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим 7. 6), и да станем святыми. Ведь Он говорит: «Будьте святы, как Я свят» (ср.: Лев 19. 2). Итак, освободившись от этой клятвы, да не станем снова ее рабами, но да пребудем в свободе (μενωμεν ν τ λευθερ)» - Ep. 137b. 54-70, 72-83). В одном из последних ответов говорится о горении святости тех, кто достиг совершенства: «Вопрос. Что означает: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы?» (ср.: Мф 5. 14). Ответ. Город - это душа, а гора - возвышенность из добродетелей, на которую те, кто восшел, «сияют как светила в мире, слово жизни содержаще к похвале их в день Христов» (ср.: Фил 2. 15-16)» (Ep. 847). Отношение к оригенизму и ереси Помимо аскетико-мистического учения в «Ответах» нашли отражение отдельные стороны из жизни как палестинского монашества, так и всей Церкви (напр., в Вопросоотв. 802/Ep. 793 говорится о выборе епископа из 3 предложенных кандидатов. Перечень вероучительных тем см.: Neyt. 2002. P. 30-32). Преподобным В. В. и Иоанну пришлось принять участие в оригенистских спорах, как известно, получивших свое отражение в т. н. антропоморфитской смуте в Египте (см. Антропоморфиты ) и вступивших в VI в. в новый этап. В этих спорах преподобные В. В. и Иоанн заняли четкую антиоригенистскую позицию, хотя и не такую жесткую, как в скором времени Кирилл Скифопольский ( Neyt. 2000. P. 121-126). Как видно из вопроса одного монаха, главным поводом к обсуждению стало вызывавшее наибольший соблазн учение о предсуществовании душ и всеобщем восстановлении (Вопросоотв. 606; 607). Если еретические воззрения были решительно отвергнуты («Они - всецело ложь, всецело тьма, всецело прелесть, всецело отчуждение от Бога». Отв. 606. С.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...