W. G. Storey, N. K. Rasmussen. Wash., 1986; Лебедева И. Г. Принципы мелодической организации западноевроп. средневек. монодии: АКД. Л., 1988; она же. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья (по поводу концепции Л. Трейтлера)//Муз. культура Средневековья: Теория - практика - традиция/Отв. ред. В. Г. Карцовник. Л., 1988. С. 11-23. (Problemata musicologica; 1); она же. Проблемы формульности в средневек. хорале//Старинная музыка в контексте совр. культуры. М., 1989. С. 148-156; Cattin G. La monodia nel Medioevo. Torino, 19912; Haug A. Neue Ansätze im 9. Jh.//Die Musik des Mittelalters/Hrsg. H. Möller, R. Stephan. Laaber, 1991. S. 94-128. (Neues Handb. der Musikwiss.; 2) Agustoni L. , Göschl J. Einführung in die Interpretation des Gregorianischen Chorals. Regensburg, 1987. Bd. 1: Grundlagen; 1992. Bd. 2: Ästhetik; Bj ö rkvall G. , Haug A. Tropentypen in Sankt Gallen//Recherches nouvelles sur les tropes liturgiques/Ed. W. Arlt, G. Björkvall. Stockholm, 1993. S. 119-174. (Stud. Latina Stockholmiensia; 36); Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; Palazzo E. Le Moyen Âge: des origines au XIIIe siècle. P., 1993. (Histoire des livres liturgiques); Turco A. Le chant romain: Les antiennes d " introït selon la version mélodique des manuscrits inédits du chant romain comparée a celles du grégorien & de l " ambrosien. Solesmes, 1993. (Subs. Gregoriana; 3); Москва Ю. В. Антифонарий 1553/V из б-ки Львовского Гос. ун-та в свете певч. и рукописных традиций европ. Средневековья: АКД. М., 1995; Gregorianik: Stud. zu Notation und Aufführungspraxis/Hrsg. von Th. Hochradner, K. F. Prassl. W., 1996. (Musicologica Austriaca; 14-15); Morawski J. Recytatyw liturgiczny w sredniowieczney Polsce. Warsz., 1996. (Historia muzyki polskiej; 11); Kruckenberg-Goldenstein L. Sequence from 1050-1150: A Study of a Genre in Change: Diss. Iowa, 1997; Levy K. Gregorian Chant and the Carolingians. Princeton, 1998; Григорианский хорал/Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва/Ред.: И. Лебедева.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Модальная ритмика создала условия для образования 1-го в истории европ. многоголосия сложного контрапункта. Иоанн де Гарландиа указывает применительно к 3- и 4-голосному О. на такой прием, как обмен муз. материалом между голосами (впосл. вертикально-подвижной контрапункт). В примере 4 («Viderunt omnes» Перотина из ркп. Laurent. Plut. 29.1. Fol. 1, XIII в.) этот характерный для полифонии школы Норт-Дам прием образуется между 2 голосами соседней тесситуры. О. дал жизнь новым жанрам многоголосной музыки. Из него произошла и стала самостоятельным жанром клаузула . В результате подтекстовки голосов клаузулы возник мотет . Сам О., хотя и продолжал существовать еще какое-то время, постепенно потерял значение для муз. практики. Ист.: Guidonis Aretini Micrologus/Ed. J. Smits van Waesberghe. [R.], 1955. Р. 79-234. (CSM; 4); Anonymous IV. [De mensuris et discantu]// Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus IV. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 4); Eggebrecht H. H., Zaminer F. Ad organum faciendum: Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970. (Neue Studien z. Musikwissenschaft; 3); Reimer E. Johannes de Garlandia: De mensurabili musica: Krit. Ed. mit Komment. und Interpret. der Notationslehre. Wiesbaden, 1972. Bd. 1. S. 35-89, 91-97. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 10); Musica et Scholica Enchiriadis: una cum aliquibus tractatulis adiunctis/Hrsg. v. H. Schmid. Münch., 1981. S. 1-59. (Veröff. d. Musikhist. Kommission/Bayer. Akad. d. Wiss.; 3). Лит.: Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931; Geering A. Die Organa und mehrstimmigen Conductus: In den Handschriften des deutschen Sprachgebiets vom 13. bis 16. Jh. Bern, 1952; Parrish C. The Notation of Medieval Music. N. Y., 1957; Krüger W. Die authentische Klangform des primitiven Organum. Kassel; N. Y., 1958; Apel W. Die Notation der Polyphonen Musik, 900-1600. Lpz., 1962; Waeltner E. L. Lehre von Organum bis zur Mitte des 11. Jh. Tutzing, 1975; Fuller S. A. Theoretical Foundations of Early Organum Theory//Acta Musicologica. Basel, 1981. Vol. 53. Fasc. 1. Р. 52-84; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983. (История полифонии; 1); Федотов В. А. Начало западноевроп. полифонии: (Теория и практика раннего многоголосия). Владивосток, 1985; Гирфанова М. Е. Мензуральная система как ист. тип западноевроп. муз. метра: Докт. дис. Каз., 2015; Шиманский Н. В. Раннее многоголосие в литург. музыке западноевропейского средневековья (к типологии органума): Докт. дис. Мн., 2017.

http://pravenc.ru/text/2581479.html

237 Г. Глунц усматривал специфику экзегезы Августина в том, что он подходил к Библии как к произведению словесного искусства (См.: Glunz Н. Н. Op. cit. S. 104). 238 См.: Eggersdorfer F. X. Der heilige Augustinus als Pädagoge und seine Bedeutung für die Geschichte der Bildung. Freiburg i. Br., 1907; Gerg R. Die Erziehung des Menschen: Nach den Schriften des heiligen Augustinus dargestellt. Köln, 1909; Kevane E. Translatio imperii: Augustine’s De doctrina Christiana and the Classical Paideia//SP. Berlin, 1976. Vol. XIV. P. 446–460. 239 Хронологически этот трактат был закончен значительно раньше, чем IV кн. «О христианской науке», но в последней многие идеи сформулированы более полно, поэтому основное изложение вопроса я даю по ней, привлекая более ранний трактат только в качестве дополнения. 240 См.: Besseler Н. Musik des Mittelalters und der Renaissance//Handbuch der Musikwissenschaft. Potsdam. 1931: Perl C. J. Augustinus and die Musik//Augustinus Magister. Paris. 1954. Vol. 3. P. 439–452: Nowak A. Die «nimeri judiciales» des Augustinus und ihre musiktheoretische Bedeutung//Archiv für Musikwissenschaft. 1975. Bd. 32. S. 196–207. 241 Cp.: Perl C. J. Die Geburt der abendländischen Musik//Theologie und Glaube. Paderborn. 1953. Hf. 2. 243 «Юбиляция, – пишет К. Перл, – этот прекраснейший из даров, которые Восток мог принести Западной церкви, это как бы «свободнейшее» дитя сакрального искусства побудило Августина к таким замечаниям, которые стоят совершенно изолированно в патристических текстах, указывают на его понимание музыки, его любовь к музыке и которые, впрочем, также выводят его мистиком, которым он в иных аспектах вряд ли являлся» (Perl С. J. Augustinus und die Musik. S. 441). 244 См.: Hammerstein R. Die Musik der Engel: Untersuchungen zur Musikanschauung des Mittelalters. Bern; München, 1962. S. 41. 246 По поводу словесной ограниченности в передаче внутреннего знания хорошо сказала М. И. Цветаева: Да вот и сейчас, словарю Предавши бессмертную силу – Да разве я то говорю,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хронологически этот трактат был закончен значительно раньше, чем IV кн. «О христианской науке», но в последней многие идеи сформулированы более полно, поэтому основное изложение вопроса мы даем по ней, привлекая более ранний трактат только в качестве дополнения. 659  См.: Besseler H. Musik des Mittelalters und der Renaissance. - Handbuch der Musikwissenschaft. Potsdam, 1931; Perl С. J. Augustinus and die Musik. - Augustinus Magister. Paris, 1954, vol. 3, p. 439-452; Nowak A. Die «numeri judiciales» des Augustinus und ihre musiktheoretische Bedeutung. - Archiv für Musikwissenschaft. 1975, Bd. 32, S. 196-207. 660  Ср.: Perl C. J. Die Geburt der abendländischen Musik, - Theologie und Glaube. Paderborn, 1953, Hf. 2. 661 Ср.: Perl С. J. Augustinus und die Musik, S. 452. 662  «Юбиляция, - пишет К. Перл,- этот прекраснейший из даров, которые Восток мог принести западной церкви, это как бы «свободнейшее» дитя сакрального искусства, побудила Августина к таким замечаниям, которые стоят совершенно изолированно в патриотических текстах, указывают на его понимание музыки, его любовь к музыке и которые, впрочем, также выводят его мистиком, которым он в иных аспектах вряд ли являлся» (Perl С. J. Augustinus und die Musik, S. 441). 663  См.: Hammerstein R. Die Musik der Engel: Untersuchungen zur Musikanschauung des Mittelalters. Bern; München, 1962, S. 41. 664   Abert H. Die Musikanschauung des Mittelalters, S. 208. 665 По поводу словесной ограниченности в передаче внутреннего знания хорошо сказала М. И. Цветаева: Да вот и сейчас, словарю Предавши бессмертную силу - Да разве я то говорю, Что знала, - пока не раскрыла Рта, знала еще на черте Губ, той - за которой осколки... И снова, во всей полноте, Знать буду - как только умолкну. (Цветаева Марина. Избранные произведения. М.; Л., 1965, с. 306). Аналогичное ощущение было близко многим мыслителям поздней античности, ранней патристики, Средневековья. 666 Ср.: Edelstein H. Die Musikanschauung Augustins nach seiner Schrift «De musica», S. 126-127. 667

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Regensburg, 1910. (Sammlung Kirchenmusik; 4/5); Wolf J. Geschichte der Mensural-Notation von 1250-1460: Nach den theoretischen und praktischen Quellen bearbeitet. Lpz., 1904. 3 Bde; idem. Handbuch der Notationskunde. Lpz., 1913. Tl. 1: Tonschriften des Altertums und des Mittelalters, Choral- und Mensuralnotation; Tirabassi A. Grammaire de la notation proportionnelle et sa transcription moderne. Brussels, 1930; Sartori C. La notazione italiana del Trecento: in una redazione inedita del «Tractatus practice cantus mensurabilis ad modum ytalicoru» di Prosdocimo de Beldemandis. Firenze, 1938; Apel W. The Notation of Polyphonic Music, 900-1600. Camb. (Mass.), 1942; Gennrich F. Abriss der frankonischen Mensuralnotation: Die Notenschrift aus dem Anfang des XIV. Jh. Nieder-Modau, 1946; idem. Abriss der Mensuralnotation des XIV. und der ersten Hälfte des XV. Jh. Nieder-Modau, 1948. (Musikwissenschaftliche Studien-Bibliothek; 3/4); Bukofzer M. F. Studies in Medieval and Renaissance Music. N. Y., 1950; Parrish С. The Notation of Medieval Music. L., 1957; Dahlhaus C. Zur Theorie des Tactus im 16. Jh.//Archiv für Musikwissenschaft. 1960. Jg. 17. H. 1. S. 22-39; idem. Die Tactus- und Proportionenlehre des 15. bis 17. Jh.//Hören, Messen und Rechnen in der frühen Neuzeit. Darmstadt, 1987. S. 333-361. (Geschichte der Musiktheorie; 6); Günther U. Die Mensuralnotation der Ars nova in Theorie und Praxis//Archiv für Musikwissenschaft. 1962/1963. Jg. 19/20. H. 1. S. 9-28; Bank J. А. Tactus, Tempo and Notation in Mensural Music from the 13th to the 17th Cent. Amst., 1972; Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik. Lpz., 1973. (Musik des Mittelalters und der Renaissance; 5); Apfel E., Dahlhaus C. Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. Münch., 1974. 2 Bde in 1; Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо//Проблемы муз. ритма: Сб. ст. М., 1978. С. 7-47; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983.

http://pravenc.ru/text/2562984.html

II Ватиканский Собор в конституции «Sacrosanctum Concilium» постановил составить «более критические издания» певч. книг (CVatII. SC. 117), но сохранить то, что было сделано прежней комиссией. С учетом этих пожеланий вышло изд. Градуала 1974 г. (Graduale Sacrosanctae Romanae Ecclesiae: D e tempore et De sanctis: Primum sancti Pii X iussu restitutum et editum, Pauli VI Pontificis Maximi cura nunc recognitum. Solesmes, 1974), содержащее новый K. Песнопения в нем распределены в 18 нумерованных формулярах («Kyrie», «Gloria», «Sanctus», «Agnus Dei»), после которых помещены 6 мелодий для «Credo». «Ite, missa est» включено только в 1-й цикл. В нек-рых формулярах указаны периоды, праздники и др. литургические случаи, когда следует исполнять данные песнопения (I: Tempore Paschale; IV: In Festis Apostolorum; IX: In Solemnitatibus et Festis Beatae Mariae Virginis; XVI: In Feriis per Annum и др.). В конце издания добавлены мелодии на выбор. Работа над критическим изданием К. в наст. время продолжается. Kyriale simplex Соборная конституция II Ватиканского Собора способствовала появлению новой кн. «Kyriale simplex» (Простой Кириал; 1964), содержащей более простые мелодии с целью облегчить пение в отсутствие подготовленных певчих. Впосл. этот сборник был интегрирован в кн. «Graduale simplex» (1967, 1975 и более поздние переизд.). Песнопения «Kyriale simplex», почти не содержащие мелодических украшений, сгруппированы в 5 формуляров, с добавлением 4 «Credo». Некоторые произведения заимствованы из т. н. Ватиканского издания К. В этой книге нет указаний об использовании песнопений в особых литургических случаях. Изд.: Landwehr- Melnicki M. Das einstimmige «Kyrie» des lateinischen Mittelalters. Regensburg, 1954. (Forschungsbeitr. z. Musikwissenschaft; 1); Bosse D. Untersuchung einstimmiger mittelalterlicher Melodien zum «Gloria in excelsis Deo». Regensburg, 1955. (Ibid.; 2); Thannabaur P. J. Das einstimmige «Sanctus» der römischen Messe in der handschriftlichen Überlieferung des 11. bis 16.

http://pravenc.ru/text/1840227.html

Лит.: Rose G. The Cantatas of Giacomo Carissimi//MQ. 1962. Vol. 48. P. 204-215; idem. Italian Cantata of the Baroque Period//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L. Schrade in Verbindung mit Freunden, Schülern, und weiteren Fachgelehrten. Bern, 1973. Bd. 1. S. 655-677; Geck M. Die Vokalmusik D. Buxtehudes und der frühe Pietismus. Kassel, 1965. (Kieler Schriften zur Musikwissenschaft; 15); D ü rr A. Die Kantaten von J. S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bde; Tunley D. The Eighteenth-Century French Cantata. L., 1974; Vollen G. E. The French Cantata: A Survey and Thematic Catalog. Ann Arbor, 1982; Mioli P. A voce sola: Studio sulla cantata italiana del XVII sec. Firenze, 1988. Pt. 1; Goodall R. Eighteenth-Century English Secular Cantatas. N. Y., 1989; Gianturco C. The Italian 17th-Cent. Cantata: a Textual Approach//The Well Enchanting Skill: Music, Poetry, and Drama in the Culture of the Renaissnce: Essays in Honour of F. W. Sternfeld. Oxf., 1990. P. 41-51; idem. «Cantate spirituali e morali», with a Description of the Papal Sacred Cantata Tradition for Christmas 1676-1740//Music and Letters. Oxf., 1992. Vol. 73. N 1. P. 1-31; Walker D. P., Walker P. German Sacred Polyphonic Vocal Music between Schütz and Bach: Sources and Critical Editions. Warren (Mich.), 1992. (Detroit Studies in Music Bibliogr.; 67); Krummacher F. Bachs Zyklus der Choralkantaten: Aufgaben und Lösungen. Gött., 1995; Webber G. North German Church Music in the Age of Buxtehude. Oxf., 1996; Cantata//NGDMM. 2001 2. Vol. 5. P. 8-41; Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002; Сидорова Е. В. Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И. С. Баха: Канд. дис. М., 2006; она же. К вопросу о типологии духовных кантат И. С. Баха//И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Скарлатти: Проблемы изучения творческого наследия. М., 2011. С. 90-97; Геро О. В. Классификация вокально-инструментальной музыки Д. Букстехуде: Проблемы терминологии//Музыковедение. 2009. 5. С. 49-54; она же. Духовные тексты в музыке Букстехуде. М., 2010; Сапонов М. А. Шедевры Баха по-русски: [Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы]. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/1470283.html

К., 1975. Т. 1); Brandel R. Polyphony in African Music//The Commonwealth of Music: In Honor of C. Sachs/Ed. G. Reese and R. Brandel. N. Y., 1965. P. 26-44; Кауфман Н. Българската многогласна народна песен. София, 1968; Южак К. И. О природе и специфике полифонического мышления//Полифония: Сб. ст./Сост. К. Южак. М., 1975. С. 6-62; она же. Полифония и контрапункт: Вопросы методологии, истории, теории. СПб., 2006. Кн. 1; Пэрриш К., Оул Дж. Образцы муз. форм от григорианского хорала до Баха: Пер. с англ. М., 1975; Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в.: Пер. с чеш. М., 1976; Тюлин Ю. Учение о муз. фактуре и мелодической фигурации. М., 1976-1977. 2 кн.; Холопов Ю. Н. Канон: Генезис и ранние этапы развития//Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. С. 127-157; Протопопов В. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI - нач. XIX в. М., 1979; он же. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. М., 1985; он же. Западноевропейская музыка XVII - 1-й четв. XIX в.//История полифонии. М., 1985. Вып. 3; он же. Западноевропейская музыка XIX - нач. XX в.//Там же. 1986. Вып. 4; Холопова В. Н. Фактура. М., 1979; Apfel A. Diskant und Kontrapunkt in der Musiktheorie des 12. bis 15. Jh.: Taschenbücher zur Musikwissenschaft. Wilhelmshaven, 1982; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М., 1982; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв.//История полифонии. М., 1983. Вып. 1; она же. Музыка эпохи Возрождения: XV в.//Там же. 1989. Вып. 2А; Ливанова Т. Н. Средние века// Она же. История западноевроп. музыки до 1789 г. М., 1983. Т. 1. С. 25-108; Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985, 20022; она же. Контрапункт строгого стиля и фуга: История. Теория. Практика. М., 2002, 20092. Кн. 1: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина; 2007. Кн. 2. Фуга: Ее логика и поэтика; Федотов В. А. Начало западноевроп. полифонии: Переводы текстов нек-рых средневек. трактатов. Владивосток, 1985; Arom S.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

«Миланский трактат об органуме», состоящий из 2 частей: прозаической - с заголовком «Ad organum faciendum» (Для составления органума), инципит «Cum obscuritas diaphonie» (Когда неясность диафонии (двухголосия)), и стихотворной - инципит «Cum autem diapente et diatessaron organizamus» (Когда же поем квинту и кварту) (Ambros. M. 17 sup. Fol. 56v - 61, ок. 1100 г.; опубл.: Eggebrecht H. H. , Zaminer F. Ad organum faciendum: Lehrschriften d. Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970. P. 45-49, 111-115. (Neue Stud. z. Musikwiss., Bd. 3)). Содержит учение о непараллельном органуме. «Аноним I Герберта», инципит «Duo semisphaeria, quas magadas vocant» (Есть 2 полусферы, к-рые называют магадами), предположительно X в., и «Аноним II Герберта», инципит «Quinque sunt consonantiae musicae» (Пять есть консонансов (созвучий) в музыке), предположительно XI в. Были изданы ( Gerbert. Scriptores. T. 1. 330-342) по рукописи XII в. из мон-ря Санкт-Блазиен в Шварцвальде (в наст. время не сохранилась, копия: Lavantthal. Stiftsbibliothek St. Paul. lat. 2242 (olim XXI. С. 229), XVIII в.). Относятся к группе А., посвященных монодии. Трактаты рассматривают деление монохорда, консонансы (кварта, квинта и октава), финалис (заключительный тон) и амбитус лада. «Аноним II Герберта» содержит также сведения о древнегреч. Большой совершенной системе и ее звуковысотной номенклатуре. «Ватиканский аноним», инципит «Quid est cantus? Peritia musicae artis inflexio vocis» (Что есть пение? Изменение голоса [посредством] мастерства в искусстве музыки) (Vat. Pal. lat. 235. Fol. 38-39r, XI в.; опубл.: The Theory of Music. Vol. 2. P. 106-107; Wagner P. Un piccolo trattato sul canto ecclesiatico in un manoscritto del secolo XI-XII//Rass. gregoriana. 1904. Vol. 3. P. 480; idem. Neumenkunde. Freiburg, 1905. P. 214-215). В трактате рассматриваются названия и принципы пения григорианских невм , перечисляются 12 церковных тонов, в т. ч. 4 средних тона (toni moesi, от греч. μσοι), и случаи тональной неопределенности в антифонах .

http://pravenc.ru/text/115662.html

Мн. сочинения, ошибочно приписываемые О., связаны с музыкой ( Thomas. 1950. P. 171-180). Ок. 1100 г. Сигиберт из Жамблу, отмечая гимнографический талант О., называл его Odo musicus и утверждал, что он был архикантором в Туре ( Sigebertus Gemblacensis. De scriptoribus ecclesiasticis. 124//PL. 160. Col. 573). Возможно, ошибочная атрибуция связана с тем, что в Клюни был диак. Одон, занимавший должность «magister scholae cantorum» (в 992 - Recueil. 1884. Vol. 3. P. 145), либо О. путали с аббатом Одоном из Ареццо, также жившим в кон. X в. Приписываемый О. «Диалог о музыке» в 18 главах ( Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 252-264), вероятно, был написан в Сев. Италии (скорее всего в окрестностях Милана) ( Huglo M. L " auteur du «Dialogue sur la musique» attribué à Odon//Revue de musicologie. P., 1969. T. 55. N 2. P. 119-171; Idem. Un nouveau temoin du «Dialogue sur la musique» du Pseudo-Odon (Troyes. Bibl. municip. 2142)//RHT. 1979. T. 9. P. 299-314). Предпосланный этому трактату пролог ( Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 251-252) имеет иное происхождение и изначально был составлен как пролог к антифонарию ( Huglo M. Der Prolog des Odo zugeschrieben «Dialogus de Musica»//Archiv f. Musikwissenschaft. Stuttg., 1971. Bd. 28. S. 134-146). Кроме того, М. Герберт опубликовал целый ряд сочинений по теории музыки (а также об абаке), подписанных именем О., но, по-видимому, созданных не им ( Gerbert. Scriptores. Vol. 1. P. 265-303). А. А. Ткаченко Почитание По свидетельству агиографа Нальгода, О. был похоронен в монастырской ц. св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Туре (PL. 133. Col. 104). Согласно Мабильону, собравшему немногочисленные сведения о почитании мощей О., его гробница находилась в крипте храма, близ гробницы архиеп. Теотолона. В 1407 г. мощи святого поместили в новую раку. По-видимому, реликвии были утрачены в 1562 г., когда гугеноты захватили Тур и разграбили городские храмы. В XVII в. в аббатстве Сен-Жюльен хранилась лишь кость ноги святого. По мнению Мабильона, в эпоху религ. войн мощи О. были перенесены в Л " Иль-Журден (совр. деп. Жер), где впосл. их поместили в коллегиальную ц. св. Мартина (PL. 133. Col. 33-37; Bourg. 1905. P. 205-209). Частицы мощей святого хранятся в ц. св. Геральда в Орийаке (происходят из аббатства Клюни) и в аббатстве Солем.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

  001     002    003