8) Joh Tzetzes, Über die Altgriechische Musik in der griechischen Kirche, München, 1874. Кроме музык. теории византийцев, здесь имеются сообщения о рукописях, и о новой литературе. 9) A.Bourgault-Ducoudray: „Études sur la musique ecclésiastique Grecque, Paris, 1887“ и „Suvenirs dune mission musicale en Grèce et en Orient“, Paris, 1878. 10) На Вестфаля и Шмидта опирается в существенном прекрасное произведение Aug. Gevaert: Histoire et théorie de la musique de lantiquite, 2 voll., Gand. 187581. 11) Heinrich Reimann: Zur Geschichte und Theorie der byzantinischen Musik, Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft 5 (1889) 322 ff. 478 3. Греческие певческие знамена; их очертания и значение. Суждение о византийской нотации В восточной церкви издревле различаются и по очертаниям, и по наименованиям, и, по значению, знаки читально-певческие для церковного чтения св. Писания на распев 479 и знаки собственно певческие или нотные для пения песнопений. Последние, как и письмена для чтения, имеют двоякое происхождение, а потому и два главных вида. Древнейшие греческие певческие знаки были буквенные – финикийского происхождения, более же поздние, невматические или крюковые, – сирийско-египетского происхождения. При буквенной нотации каждой букве греческого алфавита греки давали разное положение, т. е. писали ее укороченно, протяжно, прямо, боком, лежа, откинуто назад, соединяли одну букву с другой и наконец прибавляли разные ударения – острое, тяжелое, облеченное, ставили коммы и точки, а под всеми этими знаками писали слова песнопений. Все такие знаки указывали только повышение, понижение и соединение топов, а продолжительность и выразительность звуков зависели от свойства слогов и речений и от умения певца. Долгота или краткость слогов иногда обозначались цифрами 1, 2, или буквами А, В. 480 Число греческих буквенных знаков восходило до 860. Знаки эти употреблялись в восточной церкви, а частью и в западной, с 4 до конца 8 века. 481 Следы буквенных нотных знаков сохранились и у нас в России, именно в древнем кондакарном пении. Но знаки эти уже давно как в Греции, так и в России, вышли из употребления и заменены крюковыми знаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Европе. Помимо рукописей Guelf. 628 Helmst. и Matrit. 20486, копии «Большой книги органума» сохранились в бенедиктинском соборе в Вустере, в бенедиктинском мон-ре в Санто-Доминго-де-Силос, в цистерцианском жен. мон-ре Санта-Мария-ла-Реаль-де-лас-Уэльгас в Бургосе, в соборе св. Петра в Бове. Из библиотечных каталогов и архивов известно, что «Большая книга органума» использовалась в соборе св. Павла в Лондоне, в капеллах англ. королей Генриха III и Эдуарда I и, вероятно, в капелле франц. кор. Карла V; экземпляр, к-рый имел нек-рое сходство с Laurent. Plut. 29. 1, находился в сокровищнице рим. папы Бонифация VIII; есть также свидетельства присутствия репертуара Н.-Д. ш. в итал. францисканских монастырях того времени. Как «классический» репертуар периода Ars antiqua, «Большая книга органума» была отправной точкой для многочисленных локальных репертуаров и возникающих новых стилей не только во Франции, но и в Англии и Италии. Ист.: Description historique des curiosités de l " Église de Paris. P., 1763; Collection des cartulaires de France. P., 1850. T. 4: Cartulaire de l " église Notre-Dame de Paris. (Coll. de documents inédits sur l " histoire de France. Ser. 1: Histoire politique); Anonymous IV. [De mensuris et discantu]// Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus IV. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 4); Reimer E. Johannes de Garlandia: De mensurabili musica: Krit. Ed. mit Komment. und Interpret. der Notationslehre. Wiesbaden, 1972. Bd. 1. S. 35-89, 91-97. (Beih. z. Archiv f. Musikwissenschaft; 10). Лит.: Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983. (История полифонии; 1); Wright C. Leoninus, Poet and Musician//JAMS. 1986. Vol. 39. Р. 1-35; idem. Music and Ceremony at Notre Dame of Paris, 500-1550. Camb., 1989.(Cambridge Studies in Music); Roesner E. H. Who «Made» the Magnus Liber?//Early Music History: Studies in Medieval and Early Modern Music. Camb., 2001. Vol. 20. Р. 227-266; Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы (на мат-ле трактатов).

http://pravenc.ru/text/2577975.html

Das Evangelische Kirchengesangbuch: Ein Bericht über seine Vorgeschichte, sein Werden und die Grundsätze seiner Gestaltung. Kassel, 1950; Norberg D. Introd. à l " étude de la versification latine médiévale. Stockholm, 1958; Moberg C. -A. Die Musik in Guido von Arezzos Solmisationshymne//Archiv f. Musikwiss. 1959. Bd. 16. S. 187-206; Halporn J. , Ostwald M. , Rosenmeyer Th. The Meters of Greek and Latin Poetry. Indianapolis, 1963; Messenger R. , Pfatteicher H. A Short Bibliography for the Study of Hymns. N. Y., 1964; Gerber R. Zur Geschichte des mehrstimmigen Hymnus. Kassel, 1965; Ward T. R. The Polyphonic Office Hymn from the Late 14th Cent. until the Early 16th Cent.: Diss. Pittsburgh, 1969; idem. The Polyphonic Office Hymn, 1400-1520: A Descriptive Catalog. Stuttg., 1980; Gneuss H. Latin Hymns in Medieval England: Future Research//Chauser and Midle English Studies: In honour of R. H. Robbins/Ed. by B. Rowland. L., 1974. P. 407-424; Blume F. Protestant Church Music. L., 1975; Martimort A. -G. La place des hymnes à l " office dans les liturgies d " Occident//Studi ambrosiani in onore P. Borella/Ed. C. Alzati, A. Majo. Mil., 1982. P. 138-153; Agustoni L. Gregorianischer Choral//Musik im Gottesdienst. Regensburg, 19832. Bd. 1/Hrsg. v. H. Musch; Springer C. P. E. Sedulius «A solis ortu cardine»: The Hymn and Tradition//Ephemerides Liturgicae. 1987. Vol. 110. P. 69-75; Sz övé rffy J. Latin Hymns. Turnhout, 1989; Bullough D. A. , Correa A. L. H. Texts, Chant, and the Chapel of Louis the Pious// Godman P. , Collins R. Charlemagne " s Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious (814-840). Oxf., 1990. P. 489-508; Lattke M. Hymnus: Materialen zu einer Geschichte d. antiken Hymnologie. Freiburg (Schweiz); Gött., 1991. (NT et orbis antiquus; 19); Guti é rrez C. J. El himnario de Huesca: nueva aproximación//Anuario musical. 1989. T. 44. P. 23-60; idem. La himnodia medieval en España: Diss. Orviedo, 1993; Ansgar F. Tageslauf und Heilsgeschichte: Untersuch. z. literarischen u.

http://pravenc.ru/text/165007.html

и древнерус. пение), западноевроп. полифония XIII в. и франц. многоголосная песня XVI в. Путем сравнительных исследований Л. смог выявить визант. прототипы ряда зап. песнопений, а также общие черты в развитии вост. и зап. церковной музыки. Анализируя мелос песнопений анафоры, он выявил архаичную ладовую модель, общую для визант. и западноевроп. монодии (тетрахорд G - c), которая стала с некоторыми дополнениями важнейшей основой мелоса и за пределами анафоры, а также была воспринята сформировавшейся позднее муз. системой осмогласия . Л. предложил способ расшифровки древнерусской кондакарной нотации с использованием «контрапунктной транскрипции» - сопоставления с записями аналогичных песнопений в византийской нотации (запись большими знаками т. н. шартрской разновидности ранневизант. нотации и их расшифровка с помощью средневизант. знаков в «Большом исоне» прп. Иоанна Кукузеля ). В 2014 г. Американское музыковедческое общество учредило фонд К. Ливи, финансирующий издание исследований в области средневек. музыки. Соч.: The Byzantine Sanctus and its Modal Tradition in East and West//Annales musicologiques: Moyen-Bge et Renaissance. P., 1958/1963. Vol. 6. P. 7-67; The Italian Neophytes " Chants//Ibid. 1970. Vol. 23. N 2. P. 181-227; The Trisagion in Byzantium and the West//International Musicological Society: Rep. of the 11th Congr., Copenhagen, 1972. Cph., 1973. Vol. 2. P. 761-765; A Dominican Organum Duplum//JAMS. 1974. Vol. 27. N 2. P. 183-211; Italian Duecento Polyphony: Observations on an Umbrian Fragment//Rivista italiana di musicologia. R., 1975. Vol. 10: Studi in onore di N. Pirotta. P. 10-19; Byzantine Music since the Oxford Congress//CIEB, 14. 1976. Vol. 3. P. 481-487; A Gregorian Processional Antiphon//Schweizer Jb. f. Musikwissenschaft. N. S. 1982. Bd. 2. S. 91-102; Music: A Listener " s Introduction. N. Y., 1983; Is Tonality a Natural Law?//PAPS. 1988. Vol. 132. N 3. P. 299-303; Latin Chant Outside the Roman Tradition//New Oxford History of Music. Oxf., 19902.

http://pravenc.ru/text/2110464.html

   001    002   003