Среди др. последователей идей М. П. (прежде всего в ладовой теории) такие известные теоретики XV-XVI вв., как Уголино из Орвието, Иоанн Тинкторис , Иоанн Галльский, Николо Бурцио, Франкин Гафурий , Бонавентура да Брешиа, Джованни Ланфранко, Пьетро Арон и др. По мнению Дж. Герлингера, М. П. можно назвать самым влиятельным муз. теоретиком в Италии в период между Гвидо Аретинским и Иоанном Тинкторисом. Муз. соч.: «Ave Regina celorum»//Bodl. Canon. Class. lat. 112. Fol. 61v-62v (изд.: Polyphonic Music of the 14th Cent./Ed. K. von Fischer, F. A. Gallo. Monaco, 1976. Vol. 12: Italian Sacred Music. N 37). Соч.: Lucidarium in arte musicae planae// Gerbert. Scriptores. 1784. T. 3. P. 64-121; Idem/A Critical ed., transl., and comment. J. W. Herlinger. Chicago, 1985; Idem/Introd., trad. e comment. M. della Sciucca//Lucidarium. Pomerium. Firenze, 2007. P. 19-207; Pomerium in arte musicae mensuratae// Gerbert. Scriptores. 1784. T. 3. P. 121-187; Idem// Vecchi J. Corpus scriptorum de musica. R., 1961. Vol. 6. P. 31-210; Idem/Introd. e comment. T. Sucato, trad. C. Vivarelli//Lucidarium. Pomerium Firenze, 2007. P. 209-457; Brevis compilatio in arte musicae mensuratae// Coussemaker. Scriptorum. 1869, 1963r. Vol. 3. P. 1-12; Idem// Vecchi G. Su la composizione del «Pomerium» di Marchetto da Padova e la «Brevis Compilatio». (Quadrivium. Bologna, 1956. Vol. 1. P. 177-205). Лит.: Scardeone B. De antiquitate Urbis Patavii et claris civibus Patavinis libri tres. Basileae, 1560. P. 262; Pirotta N. Marchettus de Padua and the Italian Ars Nova//Musica Disciplina. R., 1955. Vol. 9. P. 57-71; Gallo F. A. Marchetus in Padua und die «franco-venetische» Musik des frühen Trecento//Archiv für Musikwissenschaft. Stuttg., 1974. Jg. 31. H. 1. S. 42-56; Strunk O. On the Date of Marchetto da Padova// Idem. Essays on Music in the Western World. N. Y., 1974. P. 39-43; Herlinger J. W. Marchetto " s Division of the Whole Tone//JAMS. 1981. Vol. 34. N 2. P. 193-216; Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи//Проблемы теории западноевроп.

http://pravenc.ru/text/2562336.html

Ведь не может получиться так, чтобы распутные [народы] любили и приобщались к строгим [песням], а строгие [народы] - к распутным, но, как сказано, сходство доставляет любовь и удовольствие» (De institutione musica. I 1). В муз. теории Б. был приверженцем пифагорейцев и критиковал др. древних ученых (в частности, Аристоксена) за отход от строгих математических выражений интервалов и за внимание к слуховой реакции. Лит.: Schrade L. Das propädeutische Ethos in der Musikanschauung des Boethius//Zschr. f. die Geschichte der Erziehung und des Unterrichts. Lpz., 1930. Jg. 20. S. 179-215; idem. Die Stellung der Musik in der Philosophie des Boethius als Grundlage der ontologischen Musikerziehung//Archiv für Geschichte der Philosophie. B., 1932. Bd. 41. H. 3. S. 368-400; idem. Music in the Philosophy of Boethius//The Music Quarterly. 1947. Vol. 33. N 2. P. 188-200; Bragard R. Boethiana: Études sur le «De institutione musica» de Boèce jusqu " à nos jours//Hommage à Ch. van den Borren: Mélanges. Anvers, 1945. P. 71-89; Klinkenberg H. M. Der Zerfall des Quadriviums in der Zeit von Boethius bis zu Gerbert von Aurillac//Intern. Musikwissenschaftlicher Kongress. Hamburg, 1956: Bericht. Kassel; Basel, 1957. S. 129-133; Potiron H. Boèce, theoricien de la musique grecque. P., 1961; Carpenter H. Music in the Medieval and Renaissance Universities. N. Y., 1972. P. 29, 65, 77, 78, 117, 118, 122, 153, 166, 217; Obertello L. Boezio, le scienze del quadrivio e la cultura medievale//Atti dell " Accademia Ligure di scienze e lettere. 1972. Vol. 28. Fasc. 1. P. 152-170; Герцман Е. В. Боэций и европейское музыкознание//СВ. 1985. Вып. 48. С. 233-243; он же. Музыкальная боэциана. СПб., 1995; Glossa maior in Institutionem musicam Boethii/Ed. M. Bernhard et C. M. Bower. Münch., 1994. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап.

http://pravenc.ru/text/153285.html

358-393; idem. Notker I. von St. Gallen//Die deutsche Literatur des Mittelalters. B.; N. Y., 1987. Bd. 6. Sp. 1187-1210; Гаспаров М. Л. Ноткер Заика//ПСЛЛ, IV-IX вв. 1970. C. 361-363; L ö we H. Das Karlsbuch Notkers von St. Gallen und sein zeitgeschichtlicher Hintergrund//Schweizerische Zschr. für Geschichte. Zürich, 1970. Bd. 20. S. 269-302; Eggert W. Zu Kaiser- und Reichsgedanken des Notker Balbulus//Philologus. B., 1971. Bd. 115. S. 71-80; Goetz H.-W. Strukturen der spätkarolingischen Epoche im Spiegel der Vorstellungen eines zeitgenössischen Mönchs: Eine Interpretation der «Gesta Karoli» Notkers von St. Gallen. Bonn, 1981; Cattin G. Music of the Middle Ages. Camb., 1984. Vol. 1. P. 66, 101-105; Berschin W. Ex ipsorum comparatione merito se indoctissimum iudicans: Der sanktgallische Universalbiograph Notker// Idem. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 1991. Bd. 3: Karolingische Biographie, 750-920 n. Chr. S. 388-416; Duft J. Der Impetus für Notkers Sequenzen// Idem. Die Abtei St. Gallen. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Beiträge zur Kenntnis ihrer Persönlichkeiten. S. 136-147; Rankin S. K. «Ego itaque Notker scripsi»//RBen. 1991. T. 101. N 3/4. P. 268-298; eadem. The Earliest Sources of Notker " s Sequences: St. Gallen, Vadiana 317, and Paris, Biblioth. Nat. Lat. 10587//Early Music History: Studies in Medieval and Early Modern Music. Camb., 1991. Vol. 10. P. 201-233; eadem. Notker und Tuotilo: Schöpferische Gestalter in einer neuen Zeit//Schweizer Jb. für Musikwissenschaft. N.F. Bern, 1991. Bd. 11. S. 17-42; eadem. Notker Bibliothecarius//Medieval Cantors and their Craft: Music, Liturgy and the Shaping of History, 800-1500/Ed. K. A.-M. Bugys e. a. Woodbridge, 2017. P. 41-58; Ochsenbein P., Schmuki K. Die Notkere im Kloster St. Gallen. St. Gallen, 1992. S. 17-52; Haefele H. F., Gschwind Ch. Notker I//LexMA. 1993. Bd. 6. Sp. 1289-1290; Herbers K. Notker Balbulus//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 1032-1035; Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993.

http://pravenc.ru/text/2577973.html

«Аноним I Ла Фажа» («Сен-Марсьяльский аноним»), 2-я пол. XII в., инципит «Quoniam de canendi scientia» (Так как о пении знание) (Firenze. Biblioteca Nazionale. II. I. 406. (olim Magliab. XIX. 19). Fol. 1-5, XV в.; опубл.: Seay A. An Anonymous Treatise from St. Martial//Annales musicologiques. P., 1957. Vol. 5. P. 13-42; The Theory of Music. Vol. 2. P. 33-34; Fuller S. An Anonymous Treatise, dictus de Sancto Martiale//Musica disciplina. R., 1977. Bd. 31. P. 5-30). Содержит описание техники мелизматического органума и техники «нота-против-ноты», первое упоминание о дисканте. «Аноним IV Кусмакера» с неподлинным заглавием «De mensuris et discantu» (О мензурах (длительностях) и дисканте), ок. 1272-1280 гг., инципит «Cognita modulatione melorum» (По изучении пения (соразмерности, ритма) мелодий) (Lond. Brit. Lib. 12. C. VI, XIII в. Fol. 59r - 80v; Cotton Tiberius B. IX. Fol. 215-224, XIV в.; опубл.: Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus 4. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft; Bd. 4/5)). Содержит учение о мензуральной нотации , о технике композиции (рассматриваются органум, копула, дискант и др. формы). «Аноним XIII Кусмакера» с неподлинным заглавием «Traitié de deschant» (франц.- Трактат о дисканте), ок. 1400 г., инципит «Qui veult savoir l " art de deschant» (Кто хочет знать искусство дисканта) (Paris. lat. 14741 (olim St. Victor. 665). Fol. 8v - 9v; опубл.: Coussemaker. Scriptorum. Vol. 3. P. 496-498). Впервые в этом трактате упоминается термин «аккорд» (acor). Визант. и древнерус. сочинения, аналогичные зап. А., частично рассматриваются в ст. «Азбука певческая» . Изд.: Gerbert. Scriptores; Coussemaker C. -E. -H. de. Histoire de l " harmonie au moyen âge. P., 1852. Hildesheim, 1966r; idem. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. P., 1864-1876. 4 vol. Mil., 1931r; The Theory of Music from the Carolingian Era up to 1400: Descriptive catalogue of manuscripts. [Vol. 1]/Ed. by J. Smits van Waesberghe. Münch., 1961; The Theory of Music: Manuscripts from the Carolingian Era up to c. 1500. Münch.; Duisburg, 1968. Vol. 2: Italy/Ed. by P. Fischer; Vol. 3: Federal Republic of Germany/Ed. by M. Huglo. Münch., 1986; Vol. 4: Great Britain and the USA/Ed. by M. Huglo, Chr. Meyer, N. C. Phillips. Münch., 1992; Vol. 5: Czech Republic, Poland, Portugal and Spain/Ed. by K.-W. Gümpel, Chr. Meyer, E. Witkowska-Zaremba. Münch., 1997. (RISM; B III. Vol. 1-5); Bernhard M. Clavis Gerberti: Eine Revision von M. Gerberts «Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum». Tl. 1. Münch., 1989. (VMK; Bd. 7); idem. Clavis Coussemakeri//Quellen und Studien zur Musiktheorie des Mittelalters. Münch., 1990. Bd. 1. S. 1-36. (VMK; Bd. 8); Mathiesen T. J. , Slemon P. Thesaurus Musicarum [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/115662.html

32. S. 82-88; Παρανκας Μ. Τ παλαιν σστημα τς κκλησιαστικς μουσικς//Ελληνικς φιλολογικς σλλογος. 1891. [Τ.] 21. Σ. 164-176; Металлов В. М. Азбука крюкового пения. М., 1899; Озорнов М. Д. Азбука крюкового пения. М., 1901; Покровский А. М. Азбука крюкового пения. М., 1901; Fleischer O. Die spätgriechische Tonschrift. B., 1904. S. 17-24. (Neumen-Studien; 3); Wellesz E. Die Rhytmik der byzantinischen Neumen//Zschr. f. Musikwissenschaft. 1919/1920. Bd. 2. S. 629-632; Tillyard H. J. W. Handbook of the middle Byzantine musical notation. Copenhagen, 1935. (MMB, Subsidia; Vol. 1); Стефанович Д. Црквенски превод приручника buзahmujcke неумске homaцuje рукопису 311 монастира Хиландара//Хиландарски зборник. Београд, 1971. [Т.] 2. С. 113-130; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Στθης Γ. Τ Χειργραφα Βυζαντινς Μουσικς - λδβλθυοτεΑγιον Ορος. Αθναι, 1975-1976. Τ. Α-Β; Кручинина А. Н., Шиндин Б. А. Первое русское пособие по музыкальной композиции//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 188-195; Бражников В. М. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Кравченко С. П. Словарь фит певческой книги «Праздники»//Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1985. С. 157-195; Никишов Г. А. К вопросу о составе «Ключа» Тихона Макарьевского//Musica antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 707-718; Богомолова М. В. Азбуки путевой нотации//Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 111-133; Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988; он же. Греческий учебник музыки XVIII века//ПКНО, 1988. М., 1988. С. 161-177; Гусейнова З. М. Принципы знаменного роспева (по мат-лам муз.-теорет. руководств XV - нач. XVII в.)//Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1: Acta musicologica. P. 427-439; она же. Руководства по теории знаменного пения XV века (источники и редакции)//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С. 20-46. (Проблемы музыкознания; Вып. 4); она же. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; Владышевская Т.

http://pravenc.ru/text/63676.html

В кон. IX в. был составлен «Учебник музыки» («Musica enchiriadis»; предполагаемый автор - Хогер, аббат мон-ря в Вердене; ранее автором этого труда считался Хукбальд из мон-ря Эльнон; см. также ст. Анонимы ), содержащий первые известные истории образцы многоголосной музыки (музыка в жанре органума записана в особой, «дидактической», форме дасийной нотации ). Истоки средневек. муз. театра - литургической драмы - в наст. время также связываются c К. в.; прототипы - плач «A solis ortu» на смерть Карла Великого в рукописи X в. из аббатства Сен-Марсьяль в Лиможе (Paris. lat. 1154) и диалогический пасхальный троп «Quem quaeritis» из санкт-галленской рукописи X в. (St. Gallen. Stiftsbibl. 381). Из обычая тропировать мелизмы аллилуиария мессы в период К. в. возник лат. гимнографический жанр секвенции ; одним из первых сочинителей секвенций считается санкт-галленский мон. Ноткер Заика (сб. «Liber hymnorum», между 881 и 887). В письменных источниках К. в. встречается первое в европ. истории иллюстрированное описание муз. инструментов (древнейшая рукопись с миниатюрами, т. н. Псалтирь из Анже (Angers. Bibl. municip. 8), относится к сер. IX в.; полный текст компиляции, известной под названием «Послание к Дардану», без иллюстраций, был помещен в энциклопедии «О Вселенной» (De universo. XVIII. 4) Рабана Мавра в 843 г. В бенедиктинском аббатстве Корби с помощью каролингского минускула были выполнены самые ранние из сохранившихся списков труда «Основы музыки» (Institutio musica) Боэция (Paris. lat. 13955; 14080; 13020; возможно, также Paris. lat. 7200; 7181; все - IX в.). Из галльских скрипториев (в Корби, Сент-Амане, Флёри и др.) этот основополагающий учебник музыки распространился по всему западнохрист. миру, связав варварскую Европу с научной и дидактической традициями античности. Лит.: Hammerstein R. Instrumenta Hieronymi//Archiv für Musikwissenschaft. Stuttg., 1959. Bd. 16. S. 117-134; Huglo M. Les tonaires: Inventaire, analyse, comparaison. P., 1971; Page C. Biblical Instruments in Medieval Manuscript Illustration//Early Music. L., 1977. Vol. 5. P. 299-309; Stevens J. Words and Music in the Middle Ages. Camb., 1986;

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Лит.: Grossmann W. Die einleitenden Kapitel des Speculum musicae von Johannes de Muris. Lpz., 1924; Besseler H. Studien zur Musik des Mittelalters. 1: Neue Quellen des 14. und beginnenden 15. Jh.//Archiv f. Musikwissenschaft. Lpz., 1925. Jg. 7. S. 167-252; Smits van Waesberghe J. Muziekgeschiedenis der Middeleeuwen I. Tilburg, 1936-1939. Passim; idem. Some Music Treatises and their Interrelation: a School of Liège (c. 1050-1200)?//Musica disciplina. R., 1949. Vol. 3. P. 25-31, 95-118; Bragard R. Le Speculum musicae du compilateur Jacques de Liège//Ibid. 1953. Vol. 7. P. 59-104; 1954. Vol. 8. P. 1-17; Lenaerts R. B. Oude en nieuwe Muziek naar het «Speculum musicae»//Miscellanea musicologica Floris van der Mueren. Ghent, 1950; Smith F. The Division and Meaning of the «Speculum Musicae»//Tijdschrift van de Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. Amst., 1968. Deel 21. P. 5-24; idem. Jacques de Liège: the Modes as Musical Patterns//Revue belge de musicologie. 1980/1981. Vol. 34. P. 22-43; Huglo M. Les tonaires. P., 1971; idem. De Francon de Cologne à Jacques de Liège//Revue belge de musicologie. Brux., 1980/1981. Vol. 34. P. 44-60; Ballke J. Untersuchungen zum 6. Buch des Speculum musicae des Jacobus von Lüttich unter besonderer Berücksichtigung der Tetrachord- und Moduslehre. Fr./M., 1982; Ellsworth O. The Berkeley Manuscript: A New Crit. Text and Transl. Lincoln (Nebrasca), 1984. P. 9-10; Slocum K. Jacques de Liège and the Bonaventurian Way to God//Michigan Academician: Papers of the Michigan Academy of Science, Arts, and Letters. Ann Arbor, 1990. Vol. 22. P. 77-86; idem. Speculum musicae: Jacques de Liège and the Art of Musical Number//Medieval Numerology/Ed. R. L. Surles. N. Y., 1993. P. 11-37. (Garland Medieval Casebooks; 7); Pescerelli B. «Accessus ad discantus»: metodologia dell " analisi musicale nello «Speculum Musicae»//Studi musicali/Accad. di S. Cecilia (Roma). Firenze, 1991. Vol. 20. P. 39-44; Meeùs N. Jacques de Liège et la pratique de la transposition partielle//Revue belge de musicologie. 1993. Vol. 47. P. 43-48; Meyer Chr. Le Tractatus de consonantiis musicalibus (CS I Anonyme/Jacobus Leodiensis, alias de Montibus): une «reportatio»?//Ibid. 1995. Vol. 49. P. 5-25; Popin M. Attempts to Define the Semantic Field of «Subtility» through Examining its Occurrence in Latin Treatises such as the «Speculum musicae» and French Polyphonic Song, such as that of Guillaume de Machaut//Médiévales: langue, textes, histoire. 1997. Vol. 32. P. 47-57; Desmond K. New Light on Jacobus, Author of «Speculum musicae»//Plainsong and Medieval Music. Camb., 2000. Vol. 11. P. 19-40; Ruini C. Eredità di Guido nei teorici dei secoli XIII e XIV//Guido d " Arezzo monaco Pomposiano: Atti dei Conv. 1997-1998/Ed. A. Rusconi. Firenze, 2000. P. 171-177. (Quaderni d. Rivista italiana di musicologia; 34).

http://pravenc.ru/text/182187.html

Лит.: Wolf J. Italian Trecento Music//Proc. of the Musical Association. 1931/1932. Vol. 58. Issue 1. P. 15-31; idem. L " Italia e la musica religiosa medievale//Rivista musicale italiana. 1938. Vol. 42. N 3/4. P. 269-293; Wellesz E. Eastern Elements in Western Chant. Copenhagen, 1947. P. 68-69, 95-96. (MMB. Subs.; 2); Huglo M. Vestigia di un antico repertorio musicale dell " Alta Italia apparentato col canto ambrosiano//Ambrosius. 1955. Vol. 31. P. 34-39; Husmann H. Tropen- und Sequenzhandschriften. Münch., 1964. (Intern. Inventory of Musical Sources; 5); Gamber K. Codices liturgici Latini antiquiores. Freiburg (Schw.), 1968. P. 500-503. (Spicilegii Fribourgensis subs.; 1); Cavallo G., Bertelli C. Rotoli di «Exultet» dell " Italia meridionale. Bari, 1973; Testi F. La musica italiana nel Medioevo e nel Rinascimento. Busto Arsizio, 1977. 2 vol. (Storia d. musica italiana da Sant " Ambrogio a noi); Levy K. The Italian Neophytes " Chants//JAMS. 1970. Vol. 23. N 2. P. 181-227; idem. «Lux de luce»: The Origin of an Italian Sequence//MQ. 1971. Vol. 57. N 1. P. 40-61; Gallo F. A. Il Medioevo. Torino, 1977. Vol. 2. (Storia d. musica/Società italiana di musicologia; 2); Long M. P. Musical Tastes in 14th-Cent. Italy: Notational Styles, Scholarly Traditions and Historical Circumstances: Diss. Princeton, 1981; Music in Medieval and Early Modern Europe/Ed. I. Fenlon. Camb. (UK); N. Y., 1981; Martimort A.-G. Origine et signification de l " Alleluia de la messe romain//«Mens concordet voci»: Pour Mgr. A.-G. Martimort à l " occasion e ses quarante années d " enseignement et des vingt ans de la constitution «Sacrosanctum concilium». P., 1983. P. 95-122; Jefferey P. The Introduction of Psalmody into the Roman Mass by Pope Celestine I (422-432)//AfLW. 1984. Bd. 26. S. 147-165; Pirrotta N. Music and Culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque Era: A Coll. of Essays. Camb. (Mass.), 1984; L " ars nova italiana del Trecento/Ed. A. Ziino. Palermo, 1985. [Vol. 5]; Haar J. Essays on Italian Poetry and Music in the Rennaissance, 1350-1600. Berkeley, 1986; Adami G., Zivelonghi C. I codici liturgici della Cattedrale di Verona. Verona, 1987; Baumann D. Die Musik des 13. Jh.: Italien//Neues Handbuch der Musikwissenschaft. Laaber, 1991. Bd. 2: Die Musik des Mittelalters/Hrsg. v. H. Möller, R. Stephan. S. 385-415; McKinnon J. The Eighth-Century Frankish-Roman Communion Cycle//JAMS. 1992. Vol. 45. P. 179-227; idem. Lector Chant versus Schola Chant: A Question of Historical Plausibility//Laborare fratres in unum: FS L. Dobszay zum 60. Geburtstag/Hrsg. J. Szendrei, D. Hiley. Hildesheim, 1995. S. 201-211; Dyer J. The Schola Cantorum and its Roman Milieu in the Early Middle Ages//De musica et cantu: H. Hucke zum 60. Geburtstag/Hrsg. P. Cahn, A.-K. Heimer. Hildesheim, 1993. S. 19-40; Forman M., Sullivan Th. The Latin Cenobitic Rules: A. D. 400-700: Editions and Translations//American Benedictine Review. 1997. Vol. 48. P. 52-68; Palazzo. Liturgical Books. P. 76, 78-79.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Musikwissensch., т. II, 1920); его же, Altagyptische Musikinstrumente (D. Alte Orient, 1921). Исследование о египетском танце принадлежит Т. Н. Бороздиной: древне-египетский танец. М., 1919. На науку Древнего Востока также обращалось внимание исследователей. Продолжались исследования в области вавилонской астрономии и астрологии; из них можно отметить большую работу Weidner " a – Handbuch d. babylon. Astronomie, 1915; исследование Boll " я и Bezold " a – Antike Beobachtungen farbiger Fixsterne (Afoh. Munch. Akad. т. XXX, 1918) и написанную Bezold " ом первую главу книжки Boll " я – Sternglaube und Sterndeutung, Leipzig – Berlin, 1917 и второе изд. 1919 г. О чрезвычайно больших знаниях египтян в области строения человеческого тела говорит нам недавно изданный Брестедом пап. Эдвин Смит. Более того, если правильно предположение Брестеда, то древние египтяне подошли вплотную к определению мозга как центра деятельности человеческого тела (J. H.Breasted, The Edwin Smith Surgical Papyrus, 2 тома). О таких же поразительных сведениях египтян в математике свидетельствует один папирус Среднего царства из бывшей коллекции В. С. Голенищева. Б. А. Тураев в сотрудничестве с математиком проф. Д. В. Цинзерлингом подготовил его издание. Большая способность египтян к математической спекуляции доказывается уже одной той задачей Московского папируса, которую Б. А. Тураев успел издать в своем исследовании: The volume of the truncated pyramid in egyptian mathematics в Anc. Egypt, III, 1917 г. Полностью этот папирус был издан В. В. Струве (W. W. Struve, Mathematischer Papyrus des staatlichen Museums der schonen Kunste in Moskau, Berlin, 1930, в серии Quellen zur Geschichte der Mathematik). Исследование изобразительного искусства Древнего Востока продолжалось с большим успехом. В новой переработке начали выходить выпуски известной серии Kunstgeschichte in Bildern, изд. Е. A. Seemann " a в Лейпциге (см. рец. Т. Н. Бороздиной-Козьминой, Новый Восток, III, стр. 543 сл.). Исследования о пластике: В.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Potsdam, 1931; Stephan W. Die burgundisch-niederländische Motette zur Zeit Ockeghems. Kassel, 1937; Lowinsky E. E. Secret Chromatic Art in the Netherlands Motet. N. Y., 1946; Günther U. The 14th-Century Motet and Its Development//Musica Disciplina. R., 1958. Vol. 12. P. 27-58; Dammann R. Geschichte der Begriffsbestimmung Motette//Archiv f. Musikwissenschaft. Stuttg., 1959. Jg. 16. H. 5. S. 337-377; Finscher L. Loyset Compère and His Works: 5. The Motetti Missales//Musica Disciplina. 1960. Vol. 14. P. 131-157; Dunning A. Die Staatsmotette, 1480-1555. Utrecht, 1970; Anderson G. A. Notre Dame Latin Double Motets ca. 1215-1250//Musica Disciplina. 1971. Vol. 25. P. 35-92; Cummings A. M. Toward an Interpretation of the 16th-Century Motet//JAMS. 1981. Vol. 34. N 1. P. 43-59; Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М., 1983. (История полифонии; 1); Gillio P. G. Il mottetto per voce sola nella produzione di A. Vivaldi//RIMS. 1985. Vol. 6. N 2. P. 137-196; Tischler H. The Style and Evolution of the Earliest Motets. Henryville, 1985; Le Grand motet français, 1663-1792: Actes du colloque intern. de musicologie, Paris, 1984/Éd. J. Mongrédien, Y. Ferraton. P., 1986; Ludwig P. Studien zum Motettenschaffen der Schüler Palestrinas. Regensburg, 1986; Boetticher W. Geschichte der Motette. Darmstadt, 1989; Brothers T. Vestiges of the Isorhythmic Tradition in Mass and Motet, ca. 1450-1475//JAMS. 1991. Vol. 44. N 1. P. 1-56; Die Motette: Beitr. zu ihrer Gattungsgeschichte/Hrsg. H. Schneider, H.-J. Winkler. Mainz; L., 1991; Bent M. The Late-Medieval Motet//Companion to Medieval and Renaissance Music/Ed. T. Knighton, D. Fallows. Berkeley, 1992. P. 114-119; Everist M. French Motets in the 13th Cent.: Music, Poetry and Genre. Camb.; N. Y., 1994; Hearing the Motet: Essays on the Motet of the Middle Ages and Renaissance/Ed. D. Pesce. N. Y., 1997; Huot S. Allegorical Play in the Old French Motet: The Sacred and the Profane in 13th-Cent. Polyphony. Stanford, 1997; Messe und Motette/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/2564240.html

   001   002     003