Об этом свидетельствуют сделанные кард. Виссарионом и самим Н. К. многочисленные заметки и маргиналии на полях рукописи, содержащей перевод на лат. язык диалога Платона «Парменид», к-рый был выполнен жившим в Италии визант. гуманистом Георгием Трапезундским (1395-1472/73) специально для Н. К. (Volterra, Biblioteca Comunale Guarnacciana. 6201. Fol. 61r-86v). Пометки Н. К. показывают, что он сличил весь лат. текст с греч. оригиналом, внеся в него многочисленные исправления (их текст и анализ см.: Monfasani. 2002). Во мн. случаях Н. К. удалось верно понять смысл греч. текста одного из наиболее сложных по философскому языку диалогов Платона и улучшить лат. перевод, хотя встречаются также неточные и неудачные исправления. В 1462 г. Н. К. внимательно прочитал лат. перевод соч. Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», сделанный Траверсари, также оставив в рукописи многочисленные пометки и маргиналии (см.: Lond. Brit. Lib. Harl. 1347). Хотя Н. К. так и не овладел греч. языком в совершенстве, его интерес к оригинальной греч. философской лит-ре не ослабевал до последних лет жизни. В 1458 г. Н. К. принял решение направить основную часть находившихся в его владении фамильных и личных денежных средств на организацию в родном городе т. н. госпиталя, т. е. общежития для 33 (по возрасту Иисуса Христа) мужчин преклонного возраста из бедных семей, к-рые должны были вести братскую полумонашескую жизнь по уставу, похожему на уставы нидерланд. общин движения devotio moderna. Вероятно, он лично принимал участие в разработке планов внушительного по размерам основного здания и вспомогательных построек, однако само строительство было завершено уже после его кончины. Согласно завещанию Н. К., в б-ку этого госпиталя была передана его обширная коллекция рукописей, большая часть к-рой продолжает находиться в ней и в наст. время (подробную историю госпиталя см.: Marx. 1907; каталог рукописей: Idem. 1905; также см.: Meuthen. 2010. P. 141-144; Senger. 2017. S. 24-25).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Pacomio (m.346) en Egipto dio un paso adelante. Además de la administración y de la oración, puso bajo supervisión el refugio, la ropa, la dieta y el trabajo de los monjes. Habitualmente vivían en dormitorios espaciosos. Se puede decir que con este sistema el monasticismo era más fácil al vivir los monjes juntos y asociarse unos con otros. El sistema comunal de vida permitió que las mujeres se dedicaran a la ascesis en retiro: para ellas es peligroso vivir en total aislamiento. Pero la principal ventaja de este sistema era que el monasticismo podía ahora participar en actividades filantrópicas. Que el monasticismo tomara esta dirección fue la principal obra de Basilio el Grande (m. 378), obispo de Cesárea. Vivió en soledad durante algún tiempo en su finca de Ponto con miembros de su familia. Allí fue donde escribió su conocida obra, Ascetica, que se convertiría en la base de la organización del monasticismo durante el periodo subsiguiente. Recomendaba a los monjes que se reunieran en grupos organizados, de acuerdo con la naturaleza social del hombre: «El hombre es un ser dócil y social y no salvaje y solitario. Ya que no hay nada que caracterice más nuestra naturaleza que el asociarnos unos con otros y el necesitarnos unos a otros y necesitar amar nuestra especie» (Normas Generales 3, I-P.G. xxxi, 947). De acuerdo con esta doctrina, los monjes deberían volver del desierto a las ciudades, y fundar allí cenobios filantrópicos. El mismo Basilio volvió a Cesárea y organizó un grupo entero de instituciones de beneficiencia, que más tarde recibieron en su honor el nombre de basilios. Desde el primer momento la dirección de los mismos estaba en manos de los monjes, a quienes se llamaba «padres de los huérfanos.» El cenobio podría considerarse como la forma final del monasticismo, pero no es así. Si bien en un primer momento mitigó el yugo de los ascetas, más tarde sin embargo lo hizo más difícil de soportar. Por este motivo surgió en la Edad Media una tendencia dirigida a un modo de vida menos estricto, lo cual dio como resultado la constitución de la vida idiorrítmica. Los «contemplativos,» es decir, aquellos que se dedicaban a la contemplación de Dios, trataban de exonerarse de trabajo práctico y social, con el fin de que nada impidiese su trabajo espiritual; y al mismo tiempo los monjes más débiles buscaban una suavización de la disciplina. En los monasterios idiorrítmicos la administración, la indumentaria, la oración, y hasta cierto punto la residencia permanecían comunes. La dieta y hasta cierto punto el trabajo quedaban fuera de control. Así a los monjes se les permitió la adquisición de propiedad privada, que no podía superar, sin embargo, ciertos límites. Dede un punto de vista, al vida idiorrítmica se puede considerar como un retorno al sistema comunal de la lavra, mientras que desde otro ángulo es una combinación de los modelos eremita y comunal del monasticismo.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/la-vid...

Oxf., 1982; Cioffari G. Storia dei domenicani in Puglia (1221-1350). Bari, 1986; Vaini M. Dal comune alla signoria: Mantova dal 1200 al 1328. Mil., 1986; Baaken G. Ius Imperii ad Regnum: Königreich Sizilien, Imperium Romanum und Römisches Papsttum vom Tode Kaiser Heinrichs VI. bis zu den Verzichterklärungen Rudolfs von Habsburg. Köln, 1993; Friedrich II.: Tagung des Deutschen historischen Instituts in Rom im Gedenkjahr 1994/Hrsg. v. A. Esch, N. Kamp. Tüb., 1996; Paravicini Bagliani A. Il trono di Pietro: L " universalità del papato da Alessandro III a Bonifacio VIII. R., 1996; Storia di Torino/Ed. R. Comba. Torino, 1997. Vol. 2: Il basso Medioevo e la prima età moderna (1280-1536); Dunbabin J. Charles I of Anjou: Power, Kingship and State-Making in 13th-Cent. Europe. L., 1998; Federico II e la Sicilia/Ed. P. Toubert, A. Paravicini Bagliani. Palermo, 1998; Federico II e la civiltà comunale nell " Italia del Nord: Atti del conv. intern. promosso in occasione dell " VIII centenario della nascità di Federico di Svevia/Ed. C. D. Fonseca. R., 1999; Hermes R. Totius libertatis patrona: Die Kommune Mailand in Reich und Region während der ersten Hälfte des 13. Jh. Fr./M., 1999; Storia di Cuneo e delle sue valli. Cuneo, 1999. Vol. 2: Fra Asti e Milano: Origini e primi sviluppi di Cuneo comunale nel declino della potenza sveva, 1198-1259/Ed. G. Comba; Ortalli G. Venezia nel sec. di Federico II: Modelli statuali e politica mediterranea//Atti/Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti, Cl. di Scienze Morali, Lettere ed Arti. Venezia, 1999. Vol. 157. P. 409-447; Guidoni E., Zolla A. Progetti per una città: Bologna nei sec. XIII e XIV. R., 2000; Beccaria S. Associazioni laicali a enti monastici tra XI e XIII sec. in area subalpina: Conversi, oblati, renduti, prebendari, richieste di sepoltura e di partecipazione ai benefici monastici: Una ricerca sul campo. Torino, 2001; Bologna, Re Enzo e il suo mito: Atti della Giornata di studio (Bologna, 11.06.2000)/Ed. A. I. Pini, A. L. Trombetti Budriesi, F.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Accettare Il sito utilizza i cookie per aiutarvi a visualizzare le informazioni più aggiornate. Continuando ad utilizzare il sito, l " utente acconsente all " uso dei metadati e dei cookie. Gestione dei cookie Il Presidente del Dipartimento Il metropolita Antonij di Volokolamsk Il Presidente del Dipartimento per le relazioni ecclesiastiche esterne del Patriarcato di Mosca Dal 7 giugno 2022 BIOGRAFIA Il metropolita Antonij (al secolo Anton Yurievich Sevryuk) è nato il 12 ottobre 1984 a Tver (Russia). 1991-2008 Dal 1991 al 1995 ha studiato nella scuola secondaria n°19 di Tver. Nel 1995 è entrato al Liceo comunale di Tver, concludendo gli studi nel 2002 con una medaglia d " oro. Durante gli studi liceali, serviva come chierichetto e suddiacono nella Cattedrale della Resurrezione a Tver. Nel 2002 è entrato al Seminario Teologico di San Pietroburgo. Durante gli studi ha lavorato nella redazione del sito web dell " Accademia teologica di San Pietroburgo e ha tenuto dei corsi facoltativi in lingua inglese. Ha rappresentato regolarmente le Scuole teologiche di San Pietroburgo a diverse conferenze e seminari. Nel 2006 ha partecipato a un seminario del movimento giovanile ortodosso “Syndesmos” a Bruxelles. Dal 2004 al 2007 ha partecipato annualmente al campo estivo della gioventù ortodossa a Potamitissa a Cipro come traduttore e capo della delegazione russa. Nell " ottobre del 2006 è stato tonsurato lettore nella Chiesa di San Giovanni il Teologo dell " Accademia Teologica di San Pietroburgo dall " arcivescovo Constantin di Tikhvin. Nel marzo 2007 comincia un tirocinio presso il dipartimento ortodosso della facoltà teologica dell " Università di Joensuu in Finlandia. Durante il soggiorno a Joensuu ha svolto le funzioni di guardiano della Chiesa di San Giovanni il Teologo presso il Seminario teologico di Finlandia. A giugno, al ritorno a San Pietroburgo, ha discusso la sua tesi di laurea in seminario sul tema “L " escatologia nelle religioni mondiali”. Il 17 giugno 2007 si è laureato al Seminario teologico di San Pietroburgo con una menzione e ha ricevuto il Premio del metropolita Nikodim. Il Consiglio Accademico lo ha ammeso al corso di studio all’Accademia Teologica senza dover sostenere gli esami di ammissione.

http://mospat.ru/it/chairman/

Fue en Siria donde el ascetismo alcanzó sus formas más extravagantes. San Simeón Estilita (muerto en el 450) pasó treinta años en lo alto de una columna. Ejerció gran influencia sobre la población de los alrededores, y tanto los cristianos como los paganos iban en peregrinación hasta él, en busca de su ayuda espiritual y su consejo. Le imitaron otros estilitas, como San Daniel (muerto en el 489) y San Simeón el Joven (muerto en el 593). En Capadocia el monacato tomó otra dirección. Bajo el caudillaje de San Basilio el Grande (muerto en el 379), se perfeccionó la vida cenobítica o comunal que inició Pacomio. San Basilio redujo el número de monjes de cada monasterio para que el abad pudiese conocer íntimamente a cada uno de ellos y se cerciorase de que se conservaba el adecuado equilibrio entre la oración y el trabajo, el estudio y el descanso. En sus reglas, San Basilio defendía una forma más moderada de ascetismo y dejó una señal permanente en el desarrollo del monacato oriental. No obstante, sería inexacto llamar «basilianos» a los monjes ortodoxos, como hacen algunos autores occidentales, pues la idea de órdenes religiosas no ha apelado nunca a la mente ortodoxa. Las disputas cristológicas que causó el Concilio de Calcedonia dividieron en dos el monacato oriental. Las conquistas mahometanas del siglo VII detuvieron el desarrollo de su rama oriental, pero continuó floreciendo entre la clerecía ortodoxa bizantina. Desde el siglo X, el Monte Atos, con sus numerosos monasterios y celdas de ermitaños, se convirtió en el gran centro de la tradición ascética. También Constantinopla, hasta su caída en el 1453, contuvo muchos monasterios y conventos, y en los siglos posteriores el movimiento monástico halló un suelo favorable en Rusia, donde se difundió por todo el país, llegando a las orillas del Océano Pacífico. Fueron varios los motivos que promovieron el crecimiento del monacato oriental. El principal impulso procedió de las palabras que Cristo dirigió a aquel joven: «Si quieres ser perfecto, ve a vender lo que tienes y dáselo a los pobres.» Muchos adeptos se unieron a las comunidades monásticas en busca de esta perfección y les animaron los extraordinarios dones de profecía y curación que ostentaban los ascetas, que eran considerados como muestra de aprobación divina con respecto a este tipo de vida.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Arhiva Preafericitul Patriarh Chiril i primarul Moscovei S.S. Sobeanin au vizitat în capitala Rusiei biserica în cinstea sfântului mucenic Clement, pap al Romei 19 iunie 2014 13:11 La 19 iunie 2014 Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril i primarul Moscovei S.S. Sobeanin au vizitat în capitala Rusiei biserica în cinstea sfântului mucenic Clement, pap al Romei, în legtur cu încheierea în sfântul lca a lucrrilor de reconstrucie i restaurare. În apropierea bisericii, la întretierea strzii Bolaia Ordynka i a stradelei Clementovski, Preafericitul Patriarh i S.S. Sobeanin au fost întâmpinai de viceprimarul or. Moscova în Guvernul Moscovei pentru problemele de gospodrie locativ-comunal i urbanism P.P. Biriukov; eful Departamentului pentru motenirea cultural al or. Moscova A.V. Kibovski; protoiereul Nicolai Krecetov,  blagocinul districtului Moskvoretski; parohul bisericii protoiereul Leonid Kalinin; angajaii companiei de restaurare i  construcie „Vozrojdenie”. În timpul vizitrii bisericii protoiereul Leonid Kalinin i A.V. Kibovski au dat explicaii referitor la istoria ei i lucrrile de restaurare efectuate. Preafericitul Patriarh i S.S. Sobeanin de la început au luat cunotin de partea de vest a bisericii; altarele în cinstea sf. Clement i în cinstea icoanei Maicii Domnului „Rugul Nestins”. Apoi au trecut în partea central a bisericii cu altarul în cinstea Înlrii Domnului, unde au luat cunotin de împodobirea bisericii i au cercetat iconostasul datat din sec. al XVIII-lea. La icoanele „Sfântul Clement” i „Înlarea Domnului” Întâistttorul Bisericii Ruse i primarul or. Moscova au pus lumânri, a fost cântat troparul sfântului Clement. În timpul vizitei a fost menionat relaia istoric i duhovniceasc a sfântului mucenic Clement, precum i a bisericii moscovite în cinstea lui, cu Crimeea (la începutul secolului al II-lea sfântul a fost izgonit de ctre  împratul Romei i surghiunit pentru lucrri în minele de piatr din Inkerman, nu departe de Hersones; În secolul al IX-lea, în timpul vizitrii Hersonesului de ctre sfinii întocmai cu apostolii Chiril i Metodiu, a avut loc aflarea minunat a moatelor episcopului Clement).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3676058...

Косоуцы. Косоуцкий Покровский монастырь. Mnstirea Ortodox Moldoveneasc " Sfântului Acopermânt al Maicii Domnului " , Монастырь Косоуцы (Mnstirea Cosui) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1729. Адрес: Республика Молдова, Сорокский район, к. Косоуцы, с. Косоуцы Satul Cosui, comuna Cosui, raionul Soroca, Republica Moldova Координаты: 48.209093, 28.244892 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Данные исследователей по вопросу основания монастыря в Косоуцах таковы: вероятно, монашеская жизнь зародилась здесь ещё в начале XVI века. Первое документальное упоминание об этом населённом пункте относится к 3 января 1509 года. Учёные предполагают, что грамотность привнесли в эти края монахи, которые, по-видимому, становились отшельниками в ущельях неподалёку от селения. Известно, что официально обитель берёт своё начало в 1729 году как скит, приписанный к Хушской епархии, административно подчиняясь монастырю Келеушеука. И только в 1810 году скит получает статус самостоятельного мужского монастыря. Обитель в селе Косоуцы в это время расцветает буйным цветом. Благодаря ему в начале XIX века начал возрождаться и монастырь Вэрзэрешты, который долгое время был осиротевшим после разорения татарами. Но вскоре для обители наступают непростые времена, и она постепенно увядает. Примерно через десять лет существования монастырь был закрыт, но не был оставлен. Некоторые монахи остались жить в официально закрытой обители, поддерживая в ней посильный порядок. Но в начале ХХ века старый монастырь был окончательно разрушен землетрясением и оползнем, сохранилась только часть монастырского кладбища. Новую жизнь этот монастырь обрёл только в 1994 году, когда на другом месте, выше по склону, из косэуцкого камня была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда же и рождается Покровская женская обитель. Монастырь расположен в живописном ущелье, стены которого густо покрыты деревьями и кустарниками. И среди этого буйства зелени притаился островок духовного и спасительного очарования. От монастырской церкви вниз ведёт каменная лестница, которая ведёт к пруду, где водится рыба. Тропинка от пруда ведёт к святому источнику. Источник: фрагмент материала Романа Леонова из газеты " Мичуринская правда " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37692

" Когда я впервые взяла в руки Священное писание и прочла первую страницу, я почувствовала, что это именно то, чего я искала всю жизнь " , говорит она. После двух лет работы в Италии, женщина вернулась в родное село и решила, что именно она должна закончить строительство монастыря. Тогда, по ее словам, она решила ещё раз съездить в Италию и все заработаные деньги пустить на эти цели. А в 2011 году, через год после открытия монастыря, она постриглась в монахини. " Просто я осознала, для чего живу. Очень трудно жить, не познавая Бога " , - рассказывает она. Адрес : Республика Молдова, Фалештский район, с. Глинжены (Satul Glinjeni, raionul Fleti, Republica Moldova) Подробнее... Князь-Владимирский мужской монастырь (Хорешть) [ править править код ] Церковь, расположенная в одном из старых зданий станции механизации сельского хозяйства, была освящена в октябре 2000 года с престолом в честь святого князя Владимира. Строение – двухуровневое, с колокольней, увенчанной куполом. Монастырь действует с 29 июля 2007. Икона святого князя Владимира, которая занимает почетное место в архитектуре иконостаса как икона покровителя монастыря, была доставлена из Сибири неизвестным мирянином, который подарил ее храму, узнав, что он будет освящен во имя святого князя Владимира. Сегодня монастырь состоит из часовни и основной церкви, которая располагается на берегу озера. Этот естественный водоем впоследствии станет для монастыря дополнительным источником дохода. В монастыре хранится икона, которая займет главное место в архитектуре иконостаса, как почетная икона покровителя. Адрес: Республика Молдова, Яловенский район, с. Хорешть (Satul Horeti, raionul Ialoveni, Republica Moldova) Подробнее... Скорбященский монастырь (Инундены) [ править править код ] Адрес: Республика Молдова, Сорокский район, к. Васильково, с. Инундены (Satul Inundeni, comuna Vasilcu, raionul Soroca, Republica Moldova) Кагульский Троицкий монастырь [ править править код ] Адрес: Республика Молдова, Кагульский р-н, г. Кагул (oraul Cahul, raionul Cahul, Republica Moldova) Князь-Владимирский монастырь (Кагул) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

Далее в тексте рассказывается о том, как сочинение П. Г. было воспринято его греч. аудиторией. По утверждению автора, речь вызвала весьма лестный отзыв имп. Алексея: «Некогда мудрость была перенесена с Востока на Запад от греков к латинянам; ныне же, напротив, приходящий с Запада на Восток латинянин снисходит к грекам...» Василевс велел визант. богословам составить столь же обстоятельный ответ на основе написанных ими о том же предмете сочинений, которые имп. Алексей нашел неудачными. Из сохранившихся лишь обрывочно следующих слов создается впечатление, что П. Г. так и не получил этот ответ. По всей видимости, под этим будто бы общим ответом греч. богословов подразумевались 3 «Опровержительных слова» митр. Евстратия Никейского, в к-рых обсуждаются доводы, содержащиеся как в греческой (первой), так и в латинской (второй) части речи П. Г. Также ответом П. Г. является «Опровержительная апология» Иоанна Фурна. Уже в мон-ре св. Саввы П. Г. написал «Речь о капитуле монахов», в которой он защищал обычай т. н. капитула вин. На этом регулярно проводившемся собрании каждый из монахов сообщал о своих последних нарушениях устава обители и получал епитимию от настоятеля. П. Г. сравнивает это собрание с синедрионом, судившим Христа, и считает его средством развить смирение - основное качество монаха. Согласно ему, капитул предвосхищает Страшный Суд. Также сохранилось письмо П. Г.- своего рода пропуск, к-рый он выдал убийце своей мачехи, получившему от П. Г. в качестве епитимии повеление совершить паломничество в Сантьяго-да-Компостела. Возможно, П. Г. принадлежат 2 поэтических произведения. Первое - аллегорическая «Фабула» в 168 стихах, где жители Милана порицаются за то, что они удалили своего пастыря. Второе сочинение - сохранившаяся в одной рукописи эпитафия перед Житием св. Павлы блж. Иеронима. Соч.: Petri Chrisolani Oratio de Spiritu Sancto//PG. 127. Col. 911-919; Petrus Grossolanus. Tractatus de Spiritu Sancti processione//Bibliotheca Casinensis. R., 1880. Vol. 4. P. 351-358; Amelli A. Due sermoni inediti di Pietro Grosolano arcivescovo di Milano. Mil.; Firenze, 1933; Ferrari M. Produzione libraria e biblioteche a Milano nei sec. XI e XII//Milano e il suo territorio in età comunale: Atti dell " XI Congr. intern. di studi sull " Alto Medioevo: Milano 1987. Spoleto, 1989. Vol. 2. P. 689-736.

http://pravenc.ru/text/2580380.html

Din aceste considerente, când mi se spune sau, cel puin, mi s-a spus c progresul tehnico-tiinific va elimina un astfel de fenomen, precum este credina în Dumnezeu, eu rspund: din contra, progresul tehnico-tiinific trebuie s întreasc în oameni sentimentul religios, deoarece cu cât mai puternici ne prem noi înine, cu atât mai fragili suntem noi în fapt. Prinii mei au trecut prin blocada din Leningrad, iar eu m-am nscut imediat dup blocad, locuind în aceeai locuin comunal împreun cu prinii mei. Crescând puin, am început s-mi pun întrebri: cum se putea de supravieuit – fr înclzire, fr ap, fr canalizare? i eu îmi rspundeam într-o manier copilreasc, bazând-ne pe experiena locuirii într-un apartament neamenajat, cu înclzire de sob, cu ap rece, cci fierbinte nu exista. Iar acum eu îmi pun aceeai întrebare: ar fi putut oare oamenii s supravieuiasc în blocad, aflându-se în case contemporane, amenajate, confortabile, fr înclzire? Întrebarea este mare: ar fi cu putin aceasta? Eu aduc acest exemplu pentru a demonstra faptul c fragilitatea civilizaiei noastre trebuie s întreasc în oameni sentimentul credinei i al înelegerii faptului c Dumnezeu este alturi.  i acolo, unde se manifest fragilitatea noastr, neîndemânarea noastr, neajunsurile noastre, El vine în ajutor – doar atunci când Îl rugm. Cred c fiecare dintre noi a simit pe parcursul vieii acest sentiment, când din inim iese o rugciune simpl: „Doamne, ajut! – aa spuneau soldaii notri în timpul rzboiului, aruncându-se în atac sau, cum se spune azi, mergând la moarte, oprind teroritii.  Este cea mai simpl rugciune, s nu uitai de ea. S nu uitai de ea nici în momentele linitite, panice ale vieii, nici în momentele de tulburare i greutate, inclusiv în dificulti de ordin profesional, legate de toate acele probleme, pe care am încercat s la enumer aici. Iat din ce cauz am rspuns cu bucurie la invitaia lui Ivan Sergheevici de a vizita metropolitanului, de a m vedea cu voi. În deplin msur contientizez responsabilitatea metropolitanului din Moscova pentru viaa i bunstarea moscoviilor i tuturor celor care viziteaz capitala noastr.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3587198...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010