Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский патриарх утратил свое первенство во Вселенском Православии// http://www.patriarchia.ru/db/text/5361350.html . «Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей, выраженным, в частности, на всеправославных совещаниях по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви». – Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви// http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексий Родионов 23 февраля 2021, 21:56 Выводы в конце статьи совершенно верные. Но дезавуировать прежние документы нужно публично, а не просто забыть о них. Юлия 2 апреля 2019, 18:09 Сообщению Владимира от 12.03 Речь, возможно, об этих документах http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html Вадим К. (продолжение) 18 марта 2019, 13:52 " Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов " , - внушает Моисей сынам Израилевым в кн. Второзакония и продолжает, - " Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов " . Пределы народов, т.е. границы. А что говорит ап. Павел эллинским мудрецам в Ареопаге? " Бог сотворил от одной крови всякий язык людей, чтобы населить по всему лицу земли, определив сроки и границы их поселения, дабы взыскали Господа " . Из всего этого следует давно известная истина: разделение человечества на народы и обитание каждого народа на своей земле было сделано Самим Богом, хотя и не без сожаления. Он же и соберет их воедино и уже собрал в 50-цу верующих в Троицу. Вадим К. 18 марта 2019, 13:15 " мы, конечно же, признаем, что идея национальных государств является поздней и имеет массу отрицательных сторон, но система автокефалий сложилась задолго до нее " . Но кто это " мы " ? И какие основания нам делать такие признания? Идея нац. государств имеет древнейшее происхождение и является идеей не чьей-то, а Самого Бога. " И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык... сойдем же и смешаем там их язык... И рассеял их Господь оттуда по всей земле " . 10-я глава Бытия посвящена целиком родословию народов и там же сказано: " от сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих "

http://pravoslavie.ru/119831.html

Рубрики Коллекции Фото (фрагмент): Олег Варов/ foto.patriarchia.ru Священники говорят, что служат Богу. Но разве Богу нужны слуги? 15 мин., 03.06.2022 Поделиться Мы собираемся в храмах для участия в богослужениях , а людей, которые их совершают — епископов, священников и диаконов, — называем священнослужителями . Получается, они служат Богу. Но в чем смысл этого служения? И разве всемогущему Богу нужны слуги? Многие, может быть, удивятся, но — да, Богу действительно нужны люди, готовые Ему послужить. Всемогущему, всеведущему, ни в чем не нуждающемуся Богу нужны те, кто будет исполнять Его волю и возвещать ее другим людям. И подтверждения тому мы находим в самых разных местах Священного Писания, или Библии. Что же именно говорит об этом Библия? В книге Исход Господь повелевает Моисею: Пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых  (Исх 3:10). Как ни страшится Моисей такой миссии, сколь ни сомневается в своих способностях совершить вверенное ему дело, но ему приходится идти в Египет и исполнять Божие поручение. Пророк Исаия в начале своей книги описывает видение — Господь ищет, кого бы направить к людям возвестить Его волю: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия откликается: вот я, пошли меня (Ис 6:8), — и Господь поручает ему идти проповедовать, говорить и не умолкать, возвещать людям (в том числе вельможам и царям) очень нелицеприятные подчас вещи. Пророка Иеремию Бог призвал к служению еще до его рождения: Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил Освящение в ветхозаветной терминологии связано с обособлением, отделением человека, когда Бог избирает его из многих для служения Себе. — Прим. ред.  тебя: пророком для народов поставил тебя… Ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер 1:5, 7). Книга пророка Ионы повествует о безуспешной попытке ее героя уклониться от Божия поручения проповедовать в Ниневии Ниневия — древняя столица Ассирии, один из самых могущественных городов древнего мира, находился на территории современного Ирака. — Прим. ред. . Жители Ниневии вели порочную жизнь, и им предстояло услышать из уст пророка грозные слова: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!  (Иона 3:4). Иона боялся, что ниневитяне попросту убьют его за такие речи, и пытался бежать… от лица Господня (Иона 1:3), но Тот устроил события так, что пророк оказался в Ниневии и был вынужден проповедовать ее жителям. Которые, кстати, вняли его проповеди, покаялись и оставили свою безобразную жизнь. И наказание было отменено!

http://foma.ru/svjashhenniki-govorjat-ch...

Рубрики Коллекции Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием 6 мин., 25.08.2020 Поделиться Воздавая хвалу Милосердному Богу, который  повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных  (Мф. 5:45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и ее последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили  душу свою за други своя  (ср. Ин. 15:13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого  «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»  (Рим. 8:22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом.  «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?»  — такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13:4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова:  «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога»  (1 Кор. 4:5).

http://foma.ru/poslanie-svjashhennogo-si...

Священный Синод принял документ о неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27 декабря 2023 г. 19:25 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда сообщил о том, что Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 27 декабря 2023 года под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» . Документ, проект которого был разработан Межсоборным присутствием , дает четкое разъяснение позиции Русской Православной Церкви касательно начала человеческой жизни: «Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: " Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было " » (Пс. 138:13,15-16), — пояснил В.Р. Легойда. «Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. " Тот, кто будет человеком, уже человек " , как писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан», — говорится в документе. В тексте указывается, что «Церковь однозначно приравнивает произвольный хирургический или медикаментозный аборт к убийству, независимо от срока беременности и способа его совершения». «По этой причине провозглашение " права на аборт " , то есть " права на убийство " , является неприемлемым», — добавил В.Р. Легойда. В документе, в котором подчеркивается особая важность защиты материнства, в том числе беременных, задумывающихся об аборте, так и уже совершивших его, отмечается: «Церковь поддерживает создание…учреждений кризисных центров помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и призывает государство и общество принимать упомянутые действенные меры. Важно как поддержать женщину в период ее беременности, так и после родов и помочь ей осуществить свое призвание матери», при этом «не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах».

http://patriarchia.ru/db/text/6088457.ht...

Слово архимандрита Феодосия (Чащина) при наречении во епископа Каинского и Барабинского 24 февраля 2012 г. 20:05 24 февраля 2012 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодосия (Чащина) во епископа Каинского и Барабинского. При наречении архимандрит Феодосий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Божиим, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к высокому служению епископа. Со страхом и трепетом взираю я на предстоящее мне служение. Смогу ли я быть достойным сего великого сана? По слову святого апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, … но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9). Со вниманием рассматривая свою жизнь, не нахожу в ней этих великих достоинств, но лишь недостатки и нерадение. Готов вместе с псалмопевцем повторять слова: Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего… И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания Своего (Пс. 151). Ибо верую, что происходящее сейчас не является произволением человеческим, но воля Божия совершается через Священноначалие надо мной. Многие святые, святость которых еще при жизни была явлена через дар рассуждения и чудотворения, убегали в пустыню и в другие страны, когда народ и собор епископов просили их стать их пастырями. Страшились эти высокие духом отцы высоты служения епископского, но, изволением Божиим приняв жребий святительства, твердо, даже до смерти стояли за веру православную. Верую, что та благодать Божия, которая из бедных и малограмотных рыбаков сделала бесстрашных апостолов, соделает и меня немощного достойным епископского служения.

http://patriarchia.ru/db/text/2033179.ht...

Arhiva Mesajul Sfântului Sinod al Bisericii Ortodoxe Ruse adresat episcopatului, clerului, cinului monahal i mirenilor în legtur cu npdirea anul acesta a molimei duntoare 25 august 2020 17:00 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся  25 августа 2020 года, было принято Послание епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием ( журнал 45 ). Воздавая хвалу Милосердному Богу, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных  (Мф. 5:45), Церковь усиленно молится об окончательном избавлении людей от нашедшего в этом году вредоносного поветрия. Священный Синод призывает архиереев, клириков, монашествующих и мирян не ослабевать в этой молитве и просить Всемогущего Господа о даровании Его помощи всем, кто трудится ради преодоления постигшей мир напасти. Священным долгом православных христиан является и молитва о упокоении почивших от коронавирусной инфекции и ее последствий. С особой благодарной любовью будем помнить тех скончавшихся священнослужителей и мирян, особенно врачей, которые, до конца исполняя свой долг, по евангельскому слову положили душу свою за други своя  (ср. Ин. 15:13). Размышляя о причинах посетившего нас бедствия, следует сохранять христианское трезвомыслие, осторожность и рассудительность. Да, скорби, посещающие отдельных людей и целые народы, подчас бывают следствием отказа человеческих сообществ от спасительного Божия покровительства. По свидетельству святого апостола Павла, все беды, постигающие творение, имеют первопричиной грехопадение прародителей, в результате которого «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Однако неверно и полагать, что человеческие страдания непременно бывают связаны с личным грехом. «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» — такими словами Спаситель откликнулся на известие о постигшем Святой Град бедствии (Лк. 13:4), напоминая, что судьбы Божии нередко бывают до времени сокрыты от нас. От скоропалительных и незрелых суждений, которые почти всегда приводят к горделивому обвинению одних людей другими, предостерегает апостол, призывая христиан в смирении ожидать откровения полноты судеб Божиих в день второго Пришествия Христова: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5682122...

О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 27 декабря 2023 г. 19:25 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года ( журнал 138 ). I. Священное Писание о начале человеческой жизни Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16). О том же свидетельствует праведный Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8-12,18). В Священном Писании описываются случаи призвания Богом человека к служению еще прежде рождения. Так Иеремию Бог освятил прежде, нежели он «вышел из утробы» (Иер. 1:4-5). Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие еще нерожденного человека и способность его к восприятию благодати Святого Духа. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл во чреве Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа, находившегося в утробе Марии Девы (Лк. 1:13-15, 41-44). II. Право на жизнь нерожденного ребенка Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан 1 . Уникальный геном отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не должен рассматриваться как часть тела матери, а потому его устранение не должно рассматриваться как «необходимое лечение» матери. Родители несут перед Богом ответственность за развитие и защиту нерожденного человека.

http://patriarchia.ru/db/text/6088088.ht...

Слово архимандрита Иннокентия (Ерохина) при наречении во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии 6 декабря 2010 г. 20:00 Вечером 6 декабря 2010 года, по окончании всенощного бдения в Свято-Екатерининском соборе г. Краснодара, Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина)  во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии . Во время чина наречения архимандрит Иннокентий произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам, в которой изложил основные вехи своей жизни и испросил Первосвятительских молитв о предстоящем ему высоком служении Церкви. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богопросвещенные архипастыри! Промыслом Божиим, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви ныне я, грешный, призываюсь к великому и ответственному делу служителя Христова и домостроителя таин Божиих  (1 Кор. 4, 1). Со страхом и осознанием своего крайнего недостоинства пришел я сюда, чтобы от ваших рук воспринять благодать апостольского преемства, огонь святой Пятидесятницы, который испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строит, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон  (1 Кор. 3,13-15). И потому в эти дни, часы и минуты сердце мое смятеся во мне… (Пс. 54, 5). Как велика святыня и благодать архиерейства и насколько несовершенно, слабо и болезненно состояние моей души! И когда все это пытаешься соотнести, едва ли захочешь поднять глаза, чтобы обратить взор на предстоящее служение. Разве есть во мне сила, способности, энергия, целеустремленность — одним словом, то, что сегодня так необходимо для епископа? Однако, вспоминая слова св. апостола Павла о том, что немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, а незначащее избрал, чтобы упразднить значащее (см. 1 Кор. 1, 27-28), смиренно принимаю призвание Святой Церкви и твердо верю, что Бог наш, сотворивший из ничего весь видимый и невидимый мир, силен подать все потребное — и способности, и силы, — тем, кто верно служит и работает Ему.

http://patriarchia.ru/db/text/1335303.ht...

Слово архимандрита Вениамина (Тупеко) при наречении во епископа Борисовского, викария Минской епархии 20 марта 2010 г. 17:27 20 марта 2010 года в крестовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова ставропигиального монастыря   Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин наречения архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии . При наречении архимандрит Вениамин обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству архиереям со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство! Богомудрые архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры!   В глубоком волнении в сей час предстою перед Вами словно пред лицем Владыки и Бога моего. Подобно юному царю Соломону я взываю: «И ныне, Господи Боже мой, Ты дал еси раба Твоего вместо Давида отца моего. И аз есмь отрочищ мал, и не вем исхода моего, и входа моего» (3 Цар. 3:7). Изнемогает мой разум, сознавая, сколь же велика пред Богом и людьми ответственность епископского служения. «Даруй же рабу Твоему, Господи, сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3:9). Взыскуя ответа на вопрос: «Почему я, Господи?», — на ум приходят слова Христа Спасителя, сказанные Его ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9: 37-38). Молясь об умножении ревностных служителей на ниве Господней, не знал я, что буду призван Господином жатвы. Но великое ободрение душе моей — слова святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, о том, что Крест есть кафедра истинного богословия. Именно Крест вижу я пред собою в самом центре епископского служения: Крест, на котором мне предстоит распинать свою волю и свои страсти, самолюбие и гордыню, самомнение и самоуверенность. Обращая свой взор к прошлому, я переосмысливаю всю свою жизнь: детство и отрочество в семье, учебу в светских школах и воинскую службу, воспитание в школах духовных и послушания в Свято-Успенском Жировичском и Свято-Благовещенском Ляденском монастырях. Эти этапы моей жизни были как ступени, по которым вел меня Промысл Божий, приготавливая к сему служению.

http://patriarchia.ru/db/text/1119112.ht...

Экзарх Пресвятого Гроба на Кипре направил письмо поддержки митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану 7 сентября 2023 г. 12:45 7 августа 2023 года Винницким городским судом был вынесен обвинительный приговор в отношении иерарха Украинской Православной Церкви митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана , по надуманным обвинениям его приговорили к пяти годам лишения свободы.  В письме митрополиту Ионафану, направленном 14 августа 2023 года, экзарх Иерусалимского Патриархата на острове Кипр митрополит Вострский Тимофей выразил глубокую скорбь в связи с «надругательствами и гонениями, которым подвергаются иерархи, духовенство и народ Украинской Православной Церкви» со стороны государственной власти, а также представителей раскольнической структуры, поддерживающих ее решения. «Проходя через это тяжелое испытание, не забывайте слова Господа, Который сказал: " Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь " , и люди, совершающие это, " возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое " (Лк. 21:8-13) — своими ложными доносами, c неминуемым арестом имущества и Вашим личным заключением на пять лет, как нам сообщают средства массовой информации, они тем самым приближают Вас ко Христу», — говорится, в частности, в письме митрополита Вострского Тимофея. «Посему хочу по-братски заверить Вас, что в эти дни и всегда мои мысли и моя смиренная молитва — с Вами», — подчеркнул иерарх. «Вспоминаю наши студенческие годы в Духовной академии в городе Ленинграде, Вашу преданность Церкви, когда это порицалось безбожным государством Советского Союза, Ваша смелость в принятии монашеского пострига и рукоположения, ревность, с которой Вы служили, и Ваши замечательные достижения в церковной музыке и композиции, и Ваши страдания — это знак любви Христовой», — засвидетельствовал экзарх Пресвятого Гроба на Кипре.

http://patriarchia.ru/db/text/6057131.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010