627 Thomas J.P. Private Religious Foundations in the Byzantine Empire. Washington (D.C.), 1987. P. 212; Regestes, 931; John Oxite. Oratio de monasteriis laicis non tradendis/Gautier P. Requisitoire du patriarche Jean d’Antioche contre le charisticariat//REB 33 (1975). P. 77–131; Thomas J.P. A Byzantine ecclesiastical reform movement//Medievalia et Humanistica 12 (1984). P. 1–16. 628 Об истоках афонского монашества см. обширную библиографию: Beck H. – G. Geschichte der orthodoxen Kirche in byzantinischen Reich. S. 218–222; Amand de Mendieta E. La presqu’ lie des Caloyers: Le Mont Athos. Bruges, 1955; Meyer P. Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskloster. Leipzig, 1894; Actes de Protaton/Papacbryssanthou D., ed. (=Archives de l’Athos, 7). Paris, 1975. 629 Elian A. Byzance et les Roumains la fin du Moyen Age//Proceeding of the XIIIth International Congress of Byzantine Studies. London, 1967. P. 199; Tachiaos A.E. Le mouvement hesychaste pendant les dernicres decenies du XIVe siecle//Kleronomia 6 (1974). P. 113–130; см. также: Meyendorff J, Mount Athos in the fourteenth century: Spiritual and intellectual legacy//DOP 42 (1988). P. 157–65; о северной Руси и прп. Сергии см. след. главу. 630 Nicephorus the Hesychast. De sobrietate cordis custodia//PG, 147, col. 945– 966; Hausherr I. La methode d’oraison hisychaste. Rome, 1927; о влиянии прп. Григория Синаита см.: Darrouzds J. Grigoire le Sinaite//DS 6 (1965). P. 1011–1014; и выше – P. 249, 270 [«Никифора Уединенника слово о трезвении и хранении сердца многополезное» вошло в 5–й том «Добротолюбия» в русском переводе; пер. «Метода священной молитвы и внимания» (иногда приписываемого прп. Симеону Новому Богослову) см.: Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов–исихастов/Сост.: А.Г. Дунаев. М., 1999. С. 15–27]. 632 Cp: [Symeon le Nouveau Tbeologien]. Catechesis/Krivocheine B., ed. (=SC, 104). Paris, 1964. P. 372. Hausherr I. L’Hesychasme, etude de spirituality//OCP 22 (1956). P. 5–40, 247–285; Idem. The Name of Jesus. Kalamazoo (Michigan), 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Так, в духовных подвигах, пастырских и писательских трудах св. Макарий провел наиболее плодотворную часть своей жизни, подвизаясь в своих пещерках на острове Хиос. Приближались последние месяцы его жизни. В первых числах сентября 1804-го года его разбил паралич, в результате чего у него отнялась вся правая сторона тела. Весь период болезни рядом с ним находились его ближайшие ученики: Нил Калогном и Никифор Хиосский. Он каждый день причащался Святых Таин, готовясь к смерти. 17-го апреля 1805-го года он упокоился. В этот же день - 17/30 апреля - Церковь празднует его память. Службу св. Макарию написал преп. Никифор Хиосский. Она была издана в 1863-м году иеромонахом Иосифом Хиосским вместе с житием, написанным св. Афанасием Париосом. Жизнь и деятельность Св. Макария Нотараса (на греч. языке). Впервые издано вместе с последованием в 1863-м году. Последние издания жития св. Макария осуществлены в сборниках: Korinthiakon Agiologion, Коринф, 1977, 185-214. Neon Chiakon Leimonarion, Хиос, 1992, 234-243. (Далее: " Житие " . Цитация будет вестись по первому из указанных сборников.) Наиболее полным современным жизнеописанием св. Макария является книга профессора Патрологии Афинского университета Стилиана Пападопулоса Святой Макарий Коринфский. Родоначальник Филокализма, вышедшая первым изданием в Афинах в 2000-м году. (Далее: " Святой Макарий Коринфский " .) Георгий Папазолис (1725-1770), родом грек, находился на службе русской армии. Принимал участие в подготовке восстания греков против турок, при поддержке русской армии. Письмо от 15-го мая 1776-го года патриарху Софронию II (1774-1780). Цит. по: Святой Макарий Коринфский, 27. Цит. по: Папулидис, К., Движение колливадов (на греч.), Афины, 1971, 62. Там же, 62-63. Там же. Там же, 60-61. Полный текст синодального решения находится в: Meyer, P., Athos, Die Haupturkunden, Amsterdam, 1965, 236-241. Такое решение было принято, например, на том же синоде июня 1776-го года, на котором были осуждены уже упомянутые колливады См.: Святой Макарий Коринфский, 37-42.

http://pravoslavie.ru/39704.html

В принципе сделанному замечанию не мешает и иное возможное здесь истолкование, а именно: автор (грек) обыгрывает имя Евстратия, которого отныне можно называть не просто «добрым воином», а «первым (главным) воином». Не дает (кажется) ничего для выяснения сути дела и упоминание в IV Книге Царств (2, 11) о вознесении души Ильи Пророка на огненной колеснице с огненными конями. В. В. Латышев. Житие Свв. епископов христианских. СПб., 1906, с. 13-18. (Зап. Имп. АН Ист.-филол. Отд. VIII, сер. 3). А. Л. Якобсон. К истории русско-корсунских связей (XI-XIV вв.). — Византийский временник, 1958, т. 14, с. 116-128. Г. Ф. Корзухина. О памятниках «корсунского дела» на Руси. — Там же, с. 129-137. И. В. Соколова. Монеты и печати византийского Херсона. Л., 1983, с. 107-118; А. И. Романчук. Топография византийского города как отражение его функции (на материалах Херсона): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Свердловск, 1991. Г. Г. Литаврин. Русь и Византия в XII в. — ВИ, 1972, 7, с. 40. В. Г. Васильевский. Два письма византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу. — Труды. СПб., 1909, т. 2, с. 37-49. Г. Г. Литаврин. Византия и Древняя Русь в конце IX-X вв. — The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessaloniki, 1992, p. 225-232 (см. также наш сборник). ПСРЛ. I. 1, с. 166. Prochiron legum. Pub. a cura di F. Brandileone, V. Puntoni. Roma, 1895, p. 193-194. Ph. Meyer. Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskloster. Leipzig, 1984,S. 113. Й. Иванов. Вългарски старини из Македония. София, 1970, с. 306. Practica ex actis Eustathii Romani. — Jus Graeco-Romanum. Ed. С. Е. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1856, vol. I. 1, p. 134. Jus, III, p. 149-150, 151-152. Jus, III, p. 149-150. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда. М., 1963, с. 193. Prochiron..., p. 324. Ближе всего к такому пониманию текста Арсениевской редакции, где, как кажется, следует исправить в двух местах лишь знаки препинания (КПП, с. 181). Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/443940/

6. Письма Св. Афанасия, относящиеся к истории гонений на колливадов. См. о них: Arampatxi, H., Athanasiu Pariu Bibliografika, Thessaloniki, 1998, 48-52. Blahu, K., I hersonisos tu Agiu Orus Atho ke en aute Moni ke i monahi pali te ke nin, Bolos 1903. Некоторые исследователи принимают его за Кирилла IV (1711-1713), который, однако, умер в 1723 году, задолго до описываемых нами событий. Странным может показаться, что Кирилл V жил на Святой Горе, будучи действующим патриархом (срок его второго патриаршества, как указано, был с 1752 по 1757 год). Объяснить это можно тем, что турецкие власти иногда отправляли во временную ссылку патриархов, не лишая их полномочий. Delosis tis en Agio Orei tarahon aletheias, 28. Там же, 29. Там же. Исповедание веры, 129. См. ссылку 20. Дикей - главный администратор какого-либо Афонского скита, избираемый соборно из местных монахов сроком на один год. Калива (буквально: хижина) - келия, в которой живет небольшая община монахов во главе со Старцем, который является их духовным руководителем. Как правило, каждая калива имеет свою небольшую церковь. Delosis tis en Agio Orei tarahon aletheias, 30. Sardeli, Kosta, I prodomeni paradosi, 1991, 124. Omologia pisteos, 105-106. Цит. по: Thriskeutiki ke Ithiki Enkiklopedia, Athina tomos 7os, 1965, 743. См. также Исповедание веры Св. Никодима Святогорца, 126. Тем не менее, Св. Никодим относится к этому письму положительно. В своем Исповедании он упоминает о нем как об еще одном доказательстве того, что гонения на колливадов были развязаны несправедливо. Такое отношение Св. Никодима объясняется, возможно, тем, что, во-первых, сам он не был участником этих событий (он прибыл на Афон в 1775 году), и не знал всей остроты противостояния. Во-вторых, из соображений дипломатических, исходя из которых, как уже было сказано, Св. Никодим не обвиняет ни одного патриарха, тогда как Св. Афанасий именно в них видит основную причину гонений на колливадов. Полный текст письма опубликован в: Ph. Meyer, Athos, Die Haupturkunden, Amsterdam, 19652, 231-234.

http://pravoslavie.ru/archiv/kollibades....

В некоторых же греческих монастырях, и особенно в малых греческих обителях, в скитах и келлиях, нередко встречается тенденция единого монашеского пострига – «схима». Среди же русских «рясофор» – явление почти общее, но рассматривается он только как период испытания, как временная переходная стадия к постригу. Представления Каралевского о центральном монашеском управлении Св. Горы еще более фантастичны; так, он совершенно не упоминает о «Священном Киноте» и вместо него несколько раз говорит о воображаемой им «Великой Епистасии» (Колл. 90) как о высшем правящем учреждении Афона. В действительности же существует «Священная Епистасия», и только как чисто исполнительный, лишенный всякого влияния и инициативы орган «Священного Кинота» (Собрание представителей 20 монастырей), который является высшим правящим учреждением Св. Горы, совместно с «Полугодичным Собранием» представителей тех же монастырей как законодательным и судебным учреждением. Еще большей полнотой власти обладает так называемое «Священное Двойное Собрание», где каждый монастырь бывает представлен двумя монахами. Интересно отметить, что «Канонизм» 1926 г. не упоминает о «Двойном Собрании», вследствие чего некоторые Афонские губернаторы (назначаемые в Афинах Греческим Министерством иностранных дел) пытались, в своем незнании предания Св. Горы, оспаривать законность «Двойного Собрания». Но в действительности «Собрание» это продолжает обладать наибольшими полномочиями на Св. Горе. 5 Dawkins R. The Monks of Athos. London. 1936. См. рецензию на эту книгу: Krivocheine В. Les Légendes de l " Athos. – Byzantion. 14 (1939). P. 662–666. 6 Текст см.: Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athos-klöster. Leipzig. I894. P. 141–151. Подлинность успешно доказывается в: Döfger F. Die Echtheit des «Tragos». – Byzantinische Zeitschrift 41 (1941). P. 340–350. 7 См.: Beck H.G. Die Benedictiner Regel auf dem Athos. – Byz. Zeitschrift, 44 (1951). P. 21–24. 9 См. греческий текст: Lake К. The Early Days of Monasticism on Mount Athos.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В Карее находятся представительство мон-ря и 3 келлии, остальные - в лесу, к северо-западу от К. В Карее расположены келлии Успения Пресв. Богородицы при конаке, Всех святых (где действовала мастерская иконописцев-карпенисиотов; церковь построена в 1681 иером. Гавриилом из Карпенисиона), Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев, названная так в честь жившей в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. семейной артели художников из Галатисты мон. Макария (1746-1814) и его племянников мон. Вениамина († 1834), иеромонахов Захарии († 1822) и Макария († 1866). Церковь келлии Макареев расписана этими мастерами в 1819 г. Название келлии Введения Пресв. Богородицы, или Ставрудадико, связано с изготовлением крестов (от σταυρς - крест). В этой келлии прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. В наст. время от келлии остались развалины. Ист.: Три древних сказания о Св. Горе Афонской и кр. описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726 гг.). М., 1882; Григорович-Барский В. Г. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1. С. 237-238; он же. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 110-118; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Actes de Kutlumus/Éd. P. Lemerle. P., 1945, 1988 2. 2 vol. (ArAth; 2); Actes de Xéropotamou/Éd. J. Bompaire. P., 1964. (ArAth; 3); Actes de Dionysiou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1968. 2 vol. (ArAth; 4); Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle e. a. (ArAth; 5); Actes d " Esphigménou/Éd. J. Lefort. P., 1973. (ArAth; 6); Actes de Philothée/Publ. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev. Amst., 1975r. (Actes de l " Athos; 6); Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. Lemerle e. a. P., 1982. Vol. 1. (ArAth; 12); Actes de Docheiariou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Χρυσοχοδης Κ., Γουναρδης Π. Ιερ Μον Καρακλου: Κατλογος το ρχεου//Αθωνικ σμμεικτα. Αθναι, 1985. Τ. 1. Σ. 10-97; Actes du Pantocrator/Éd. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Actes d " Iviron/Éd. J. Lefort et al. P., 1994. T. 3: De 1204 à 1328. (ArAth; 18); Actes de Chilandar/Éd. M. ivojinovi, Ch. Giros, V. Kravari. P., 1998. T. 1: Des origines à 1319. (ArAth; 20).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Горы продолжают располагаться в К. На Афоне существует 2 администрации - гражданская и монастырская. Территория Афона составляет особую адм. единицу Греческой Республики, гражданское управление осуществляет губернатор (управляющий) Св. Горы, подчиняющийся Мин-ву иностранных дел Греции. В его ведении находятся полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. Своей властью губернатор приводит в исполнение решения мон-рей и Свящ. Кинота. Высший законодательный и судебный орган монастырского управления Св. Горы - Чрезвычайное двадцатичленное собрание, состоящее из настоятелей всех 20 мон-рей, собирается в К. дважды в год: через 15 дней после Пасхи и 20 авг. Исполнительная власть принадлежит Свящ. Киноту и Свящ. Эпистасии. Свящ. Кинот, являющийся постоянным органом и состоящий из представителей (антипросопов) всех 20 мон-рей, заседает 3 раза в неделю. Свящ. Эпистасия избирается из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четвериц, на к-рые поделены 20 мон-рей. Она следит за поддержанием чистоты в К., устанавливает цены на продукты, надзирает за поведением иноков и приезжих и принимает решение об изгнании нарушителей порядка, при необходимости прибегая к содействию находящихся в К. гос. полицейских. Ист.: Три древних сказания о Св. Горе Афонской и краткое описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726 г.). М., 1882; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1887. С. 170-176; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Помяловский И. В. Житие прп. Афанасия Афонского. СПб., 1895; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 110-136; Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970. (ArAth; 5); Actes du Prôtaton/Éd. D. Papachryssanthou. P., 1975. (ArAth; 7); Noret J. Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982; Actes d " Iviron.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

9 Zachariae, III, 331, 338–340; Ρ λλητ κα Ποτλς, Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, τ. V, 51–56. A= θναι. 1855. 12 Zachariae, III, 621–623; Miklosich et Mller, Acta patriarchatus Constantinopolitaui, t. I, p. 89–90. Vindobonae. 1860. 15 Παρακληθντος ( μητροπολτου К υζκου) τηρηθναι τατα παρ χ τς βασιλεας μου βματι συνμα τ γιωττ μου εσπτ κα οκουμενιν πατριρχ, ς κα το του ’ επιστημονρχου τς ’ εκκλησας τξιν λαχοσης τς βασιλεας μου παρ το τατην Χρσαντς τε κα βασιλεσαντος, και ‘ εειμνον ‘ εχοσης διορ οσαν τ παρ χος ’ εκκλησιαστικος καννας σως γνομενα. – Zachariae, III, 508 – 509. 17 Ph. Meyer, Die Haupturkunden fur die Geschichte der Athoskl ster, S. 135. Leipzig. 1894; Проф. А. А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Том I. Τυπικ, стр. 250. Киев, 1895. 18 Miktosich et, Mller, Аста et diplomata monasteriorum et ecclesiarum orientis, t. V, p. 421. Vindobonae. 1887. 20 В этом уставе читаем: δον εναι κα πιστημονρχην, ν τε τας τν ψαλμ διν ε ς τν ναν εσελευσεσι, κα ’ εν ταιεστισεων πιτηροντα τος δελος, σατως κα κατ π σαν ραν, κα συγκα ημνους νευλγως, αργολογοντας, ργοντας, ετε τι απρεπς κα ννητον ποιοντας δελικς παραινοντα κα διορ ομενον, πε οντα τε ταζ ατν προσιναι, κλλαις, τ εχ κα τ ργοχερ προσανχοντα ς – Προф. А. А. Дмитриевский , Описание..., I, 644. 24 Ε περ πιστημουρχης σν Θε ναι, τς κκλησας βασιλα μου, κα κατ κρσιν οκονομε τος λγους ατς. – Ibid., 592. 26 ς πιστημονρχου το βασελως εναι δικαιουμνου ν τος εκκλησιαστικος πογμασι, μ δκαιον εναι μηδ’ ε λογον τ τοιατα μγιστ’ ντα δχα βασιλικς πιστασας κινεσθαι.–Georgii Pachgmeris De Michaele Palaeologo lib. IV, c. 4, p. 259–260. Bonnae. 1835. 28 Du Cange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis, Lugduni, 1688, col. 427: „ πιστημονρχης – titulus, quem sibi adscribcbant imperatores Constantiuopolitani, tanquam essent doctrinae et disciplinae ecclesiasticae praesides, quemadmodum hodie Angaliae rex caput ecclesiae sese indigitat.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

Афоне монастыря св. великомученика Пантелеймона. Киев, 1873; Флоринский Т. Афонские акты. СПб., 1880; Meyer Ph . Haupturkunden zur Geschichte der Athosklöster. Leipzig, 1894; Regel W. Χρυσβουλλα κα γρμματα της ν τ A γω ρει A θω ερς κα σεβασμας μονς το Βατοπεδου. St. Petersbourg, 1898; Γοδας M. Βυζαντιακ γγραφα τς ν A θω ερς μονς το Βατοπεδου//EEB Σ 4 (1927). Σ. 211 –248; K τηνς X. Χρυσβουλλοι λγοι τς ν A θω ερς μονς το Δοχειαρου//EEB Σ 4 (1927). Σ. 285–311; B ης N. Σερβικ κα βυζαντιακ γρμματα Μετερου// Βυζαντικ 2 (1911/12). Σ. 1–100; Ouspensky Th. , Bénéchévitch V . Actes de Vazélon. Leningrad, 1927; Coлobjeb А. , Мошин В. Грчке Српских владара. Београд, 1936; Мошин В. Акти из светогорских архива//Споменик 91 (1939); Mošin V. , Sovre A . Supplementa ad acta graeca Ghilandarii. Ljubljana, 1948; Rouillard G. , Collomp P. Actes de Lavra I (897–1178). Paris, 1937; Lemerle P. Actes de Kutlumus. Paris, 1945; Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. München, 1948; Dölger F. Sechs byzantinische Praktika des 14. Jahrhunderts für das Athoskloster Iberon. München, 1949. (Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften; N. F. 28); Guillou A. Les archives de Saint-Jean-Prodrome sur le mont Мéпéсéе. Paris, 1955. К публикациям Руйар, Коллома, Лемерля и большому собранию документов Дёльгера приложены альбомы с репродукциями документов и печатей. 720 Will С. Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae graecae et latinae saec. XI composita extant. Leipzig-Marburg, 1861. P. 150–152. 724 Michel . Kerullarios. Bd. I. S. 76 ff.; Bd. II. S. 41 ff. Подлинность «Паноплии» подвергалась сомнению: Лоран (ЕО 31 (1932). Р. 105 sv.) и Жюжи (Byz 8 (1933). Р. 323–326) усматривали в ней сочинение современника Лионской унии. См., впрочем, возражение Михеля: Michel A. Von Photios zu Kerullarios//Römische Quartalschrift 41 (1933). S. 1–38 и особенно Die Echtheit der Panoplia des Michael Kerullarios//Oriens Christianus 36 (1941). S. 168–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: M ü ller J. Historische Denkmäler in den Klöstern des Athos. W., 1850. Bd. 1. P. 147-199; Иона (Гедеванишвили), митр. Путешествие по Востоку Ионы, митр. Руисского. Тифлис, 1852. С. 31-34 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), архиеп. Посещение святых и др. мест восточных Тимофеем, архиеп. Карталинским. Тифлис, 1852. С. 33-44 (на груз. яз.); Zachariae. JGR. 1857. Pt. 3. P. XV-XXVII; Langlois V. Le mont Athos et ses monastéres. P., 1867. P. 31-96; Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. С. 155-327; он же. Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. М., 2006р. С. 551-723; он же. Афон. К., 1877. Ч. 3. Отд. 1: Афон монашеский. С. 62, 64-66, 104-110, 114-116; он же. История Афона. М., 2007р; Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 172-179; idem. Χρονογραφα τς ν Αθ Μονς τν Ιβρων. Κωνσταντινοπολις, 1906; Цагарели А. А. Каталог груз. рукописей и старопечатных книг Иверского мон-ря на Афоне, составлен в июне месяце 1883 г.// Он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 69-96; Григорович-Барский В. Г. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1887. Ч. 3: Второе посещение св. Афонской горы, им самим описанное; То же. М., 2004р; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Марр Н. Я. Агиологические мат-лы по груз. рукописям Ивера. СПб., 1900-1901. (ЗВОРАО; Ч. 1-2); он же. Предварительный отчет о работах на Синае и в Иерусалиме в поездку 1902 г. СПб., 1903; Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца (Мтацмидели)// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. C. 180-214; он же. То же//ПДГАЛ.

http://pravenc.ru/text/293365.html

   001    002    003    004    005   006     007    008