30-го января память св.м. Ипполита, папы Римского. На поле несколько замечаний и ссылок, сделанных разными чернилами и очевидно в разное время: «Августа 10-го смотри Ипполита неякого Martyrol. авг. 22-го... Неякий Ипполит w Baronio Polsco ann. 229 et Latin, editionis eode anno...» A 10-го августа, когда воспоминаются свв. мм. архидиакон Лаврентий, Сикет и Ипполит, Святитель спрашивает; «чи не той се Ипполит, що ианнуария 30-го?» И затем (другими чернилами) отвечает: «инший се Ипполит, зри о нем Skarga august 42 . В Четиих-Минеях мы и имеем два жития – одно 30-го января, взятое из Пролога, а другое 10-го августа, составленное по Сурию. Кроме Сурия, пособием для составления последнего жития служили Скарга и Млодзяновский (проповедь); на основании всех этих пособий Святителю и удалось различить памяти двух мучеников Ипполитов. Февраля 22 память св. священномученика Маврикия. На поле указаны источники, откуда можно почерпнуть сведения о нем: «Acta SS. fevr. Ill, 237 et Surius IV, 243» и затем заметка: «другий Маврикий святый в Пролозе июля 10-го у нас, а у римлян не знаю (?) який есть еще Маврикий – Surius t. V, f. 356 et Skarga f. 838. Чи тойжде, що июля 10-го, чи ни?» Ответ на этот вопрос написан красными чернилами: «не той». А в июле 10-го, против памяти 45 мучеников, в Никополии Арамейстей пострадавших, где упоминается и Маврикий, выноска: «один Маврикий был февраля 22-го, а се другой» 43 . 12-го марта, указав, где находятся сведения о преп. Феофане исповеднике Сиггрианском («Acta SS Mart И, die 12, fol. 213 et 218 u Baronius Rok 777, n. 2»), Святитель сначала заметил: «сей св. Феофан был хронограф или историограф», но потом иными чернилами приписал: «не сей» 44 . 21-го марта, память Иакова епископа и исповедника. Указав источники («Acta SS, mart, III. 357»), Святитель отметил: «sed non is videtur, nisi alius, qui 24 марта. Сей пострада в царство Копронимово, ut testatur месяцеслов 45 , а оный в царство Льва Исаврянина». Сомнение как бы подтвердилось, – и по Актам изложено житие Иакова исповедника 24-го марта, а 21-го числа пособием для жития послужили Пролог и месяцеслов; различие двух Иаковов было, таким образом, установлено, а сначала Святитель думал объединить их и 24 марта, где память Захарии и Иакова исповедника, пометил: «сих минути, vide числа 21» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дело в том, что янки уже не смогут отсидеться на своей территории, как это было во Вторую мировую войну. США имеют дефицит торгового баланса в размере более 2 трлн. с КНР, что смертельно опасно для Соединенных Штатов. Короче, Трамп будет стремиться к паритету, чего бы это ни стоило Вашингтону. Как пишет политический обозреватель Майкл Снайдер, ссылаясь на свои источники в Белом доме, «когда вспыхнет торговая война, экономическая активность в стране будет значительно снижена. А учитывая тот факт, что рост американского ВВП в первом квартале 2017 года прогнозируется на уровне около одного процента, ответные меры Китая, в частности, отказ от продовольственного импорта, обрушат экономику США намного сильнее, чем это случится в самой Поднебесной». Первыми жертвами станут корпорации Apple, Boeing, Wal-Mart, которые, наверняка, обанкротятся. Во-первых, успех Apple был невозможен без китайских потребителей, которые к концу 2015 года купили 131 млн. айфонов, тем самым, профинансировав разработку новых моделей. Для сравнения: в США было приобретено лишь 100 млн. этих смартфонов. Для «яблока» потеря азиатского рынка обернется научно-технической стагнацией и снижением конкуренции. По сути, произойдет переход айфона из премиум-класса в потребительский сегмент. Во-вторых, Boeing сообщила, что в случае торговой войны с Поднебесной логично ждать ответных мер. Скорей всего, произойдет отказ китайских авиаперевозчиков в общей сложности от 6810 заказанных самолетов, что обернется сокращением 150 тысяч высококвалифицированных рабочих мест в американской самолетостроительной корпорации и потерей портфеля на 1 трлн. «Миллионы американских рабочих мест, которые связаны с международной торговлей, окажутся под угрозой», - говорится в исследовании PIIE. В-третьих, нельзя забывать и социальной проблеме. Учитывая, что около 2/3 американских домохозяйств, по сути, живут от зарплаты до зарплаты, трудно даже представить, что произойдет с рынком, если эти люди лишатся дешевых китайских товаров. Wal-Mart опасается потребительского коллапса.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/27/puti...

758 Ath. Ep. ad Epict. 1. Ж. Цейллер и М. Мелен полагают, что Гай был епископом Саварии и именно с ним связан эпизод, о котором повествуется в Житии святого Мартина Сульпиция Севера (Sulp. Sev. Vita s. Mart. VI. 4). В этом сочинении рассказывается о посещении Мартином Саварии – родного города святого. За приверженность никейской вере святой был публично высечен розгами и изгнан из города. Сульпиций Север указывает, что св. Мартин был единственным, кто решился выступить «против неверности священников» (adversus perfi diam sacerdotum). Множественное число в данном случае указывает на то, что к разряду неверных автор относит не только местного епископа, но и других епископов региона (Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 299; Meslin M. Les Ariens. P. 64–65. О Гае см. также: Brato R. Martino. P. 306–308). Установить точное время посещения св. Мартином Саварии не представляется возможным. Р. Братож полагает, что речь может идти о первой половине 358 г. А. Цедильник относит этот эпизод к 356 г. (Brato R. Martino. Р. 298; Cedilnik A. Op. cit. S. 52). 759 Об Урсакии и Валенте отцы собора говорят как о тех, кто «некогда были заподозрены в [приверженности] этой самой арианской ереси» (in suspicionem ejusdem haereseos Arianae venerunt aliquando). (Hilar. Fr. VIII. 2). Здесь и далее послание ариминских отцов к императору Констанцию цитируется по латинскому оригиналу, приведенному в «Исторических фрагментах» свт. Илария Пиктавийского . Греч. текст источника см. Ath. De synod. 10; Socrat. Hist. eccl. II. 37; Sozom. Hist. eccl. IV. 18; Theodoret. Hist. eccl. II. 19 761 Сульпиций Север говорит об Иллирике как об области наибольшего распространения арианской ереси (Cum haeresis Ariana per totum orbem et maxime intra Illyricum pullulasset) (Sulp. Sev. Vita s. Mart. VI. 4). 762 Ath. De synod. 8. О приверженности ариминских отцов никейской вере см. их послание к императору Констанцию: «Мы же полагаем, что не следует искажать что-либо [принадлежащее] святым, и тем, кто участвовал в Никейском соборе вместе со славной памяти Константином, отцом Благочестия твоего» (Nefas enim duximus sanctorum aliquid mutilare, et eorum qui in Nicaeno tractatu consederant una cum gloriosae memoriae Constantino patre pietatis tuae) (Hilar. Fr. VIII. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Появляются еще в двух гомилиях Василия: In mart. Jul. 31.52.44 и In Mam. mart. 31.592.24. Каппадокия славилась своими лошадьми, так что Василий здесь указывает на экономическую элиту провинции. См. Métivier 2005. 32.17 Εγκυψον τος τφοις В беседах «На сотворение человека» схожий совет (De creat. hom. II 63.5: Κατνευσον π τν γν κα νησον τι κ το συγγενος τς γς το ποβλτου τν ν σο ξεμορφθης) привязан к толкованию библейских слов о творении человека из праха. Глава 6 32.22–23 νστιος, πολις, σθενς Ср. Hom. II. 9.63 φρτωρ θμιστος νστις στιν κενος/ς πολμου ραται πιδημου κρυεντος. В переводе Гнедича: «Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете,/Кто межусобную брань, человекам ужасную, любит!» Эти стихи комментирует Аристотель в «Политике» (1253a1–8): «Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря „без роду, без племени, вне законов, без очага“ (φρτωρ θμιστος νστιος); такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске». Ср. комментарий Э. Френкеля (Fraenkel 1950) к «Агамемнону» Эсхила (Vol. II, p. 217): «he use of the privative τρκωλον is very old and widespread, and perhaps we can ind one of the roots of it in phrases such as φρτωρ, θμιστος, νστιος (I 63), of which the form and content are associated with solemn imprecations. It will suice here to quote from Aeschylus Ag. 769 μαχον πλεμον νερον, Cho. 54 μαχον δματον πλεμον, as well as S. Ant. 876 κλαυτος φιλος νυμναιος, 1071 μοιρον κτριστον νσιον, Oed. C. 130 f. παραμειβμεσθ δρκτως φνως λγως τ... στμα... ντες, 1236 f. κρατς προσμιλον γρας φιλον, Eur. Andr. 491 θεος νομος χαρις φνος, Ar. Frogs 838 χλινον κρατς πλωτον, and in more comic form ibid. 204 πειρος θαλττωτος σαλαμνιος».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ф. Принц считал монашеское течение, связанное с М., плохо организованным и основанным лишь на следовании за чудотворцем-целителем, разрушавшим языческие капища. Мон-ри, к-рые основал М. или к-рые были основаны под его влиянием, по мнению Принца, не имели четкой структуры и представляли собой колонии еремитов и гировагов (монахов-странников), к-рые группировались вокруг св. подвижника. По этой причине они не смогли создать устойчивую традицию, само движение имело ограниченное распространение, преимущественно в Аквитании ( Prinz. 1965). В таком случае, если бы не епископское достоинство и приверженность ортодоксальному учению, М. трудно отличить от таких странствующих аскетов, окруженных множеством последователей, как Присциллиан и Пелагий. Возможно, специфика монашеской орг-ции М. была связана с миссионерскими задачами, к-рые стояли перед ним. Он активно строил церкви и мон-ри на месте разрушенных языческих храмов в сельской местности ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 13. 9; Григорий Турский перечисляет 6 сельских церквей, основанных М. - Greg. Turon. Hist. Franc. X 31). По этой причине М. часто сравнивают с его младшим современником Виктрицием , еп. Ротомага (ныне Руан), который также был миссионером в сельской местности и основывал там церкви и монастыри ( Paul. Nol. Ep. 18. 4-5; М. встречался с ним, но не был его учителем - Sulp. Sev. Dial. III 2. 4; Paul. Nol. Ep. 18. 9). Как епископ М. покровительствовал и жен. аскезе, но жен. мон-рей он скорее всего не основывал. Так, дочь бывш. префекта Арбория, племянника поэта Авзония, над к-рой М. совершил чин посвящения девы ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 19. 1-2), вероятно, в соответствии с практикой ранней Церкви осталась жить со своим отцом. В диоцезе М. в затворе на своей небольшой вилле (villula) жила др. дева, к-рую М. должен был посещать как епископ (но она отказалась его принимать у себя - Sulp. Sev. Dial. II 12. 1-11). Он также приходил к посвященным девам, жившим при церкви на границе его диоцеза в Клавдиомаге (ныне Клион-сюр-Эндр) (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

В визант. период также формировалось представление о том, что К. был одним из последователей ап. Павла и апостолом от 70. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Диррахия (ныне Дуррес, Албания) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 124, 141; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. P. 479), также сказано, что о «нем упоминал апостол» (вероятно, речь идет о Флп 4. 22 - Schermann. 1907. S. 141). Эта информация повторяется в ряде византийских Синаксарей под 30 июня (SynCP. Col. 787), но под 8 дек. К. именуется епископом Короны (PG. 117. Col. 197; SynCP. Col. 290), к-рую обычно отождествляют с г. Корона (ныне Корони) на Пелопоннесе (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; Νικδημος. Συναξαριστς. 2003. Σ. 266). Высказывалось также предположение, что речь идет об искаженном названии Кирены (Киринеи) Ливийской ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2005. Σ. 89). Память К. вместе с апостолами Сосфеном , Аполлосом , Кифой , Тихиком , Епафродитом и Онисифором в визант. Синаксарях празднуется 8 дек. Под этой датой содержатся краткие сведения о К.: он и чествуемые вместе с ним апостолы «добро житие проживя, преподобнически пася и управляя врученными им Церквами и народом, претерпели множество искушений и мучений за Христа и были убиты идолопоклонниками» (SynCP. Col. 290). Иногда память этих апостолов помещалась под соседними датами: 7 или 9 дек. (ActaSS. Mart. T. 3. P. 370; PG. 117. Col. 197). Также память К. вместе с апостолами Сосфеном, Аполлосом, Кифой и Епафродитом отмечалась в ряде агиографических памятников 29 марта (Порфириева Минея. РНБ. Греч. 227, XIII в.; стишной Синаксарь. Paris. Coislin. 223, 1301 г.; греч. печатная Минея (Венеция, 1596); рус. стишной Пролог. РГБ. Троиц. 715, 1429 г.) или 30 марта (греч. печатная Минея (Венеция, 1596); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 162). В совр. календарях греч. Церквей память этих апостолов в последние дни марта отсутствует, а в календаре РПЦ их память утвердилась 30 марта.

http://pravenc.ru/text/1684279.html

36 Об этом термине см.: Turner С. Я. Μακριο? as Technical Term//Journal of Theological Studies. Vol. 23.1922. P. 31–35. 37 Глагол Σφραγζω и существительное Σφραγς (печать) часто встречаются в Откровении Иоанна (7:3–8; 10:4; 20:3; 22:10 и др.). 38 До новозаветных текстов термин μαρτριον еще не имеет технического значения «мученичество» или «смерть мученика». Это обычное для судебно-юридической практики слово со значением «свидетельство»; то же самое касается μαρτυρα – «свидетельство, показание», и μαρτυραν – «свидетельствовать о чем-то». Впервые эта группа слов связывается с мученичеством в Новом Завете: слова с таким корнем встречаются 34 раза, из которых 32 связаны со свидетельством, а 3 – с мученичеством ( Деян. 22:20 ; Откр. 2:13; 17:6 ). Подробнее см.: Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger, G. Ruhbach. Tübingen, 1965. S. x; 133–134. 39 История смерти Поликарпа призвана напоминать страсти Христовы. Кроме литературы, приведенной в статье к этому тексту, из работ последнего времени см.: Dehandschutter В. The New Testament and the Martyrdom of Polycarp//Trajectories through the New Testament and the Apostolic Fathers/Ed. A. F. Gregory, C. M. Tuckett. Oxford, 2005. P. 395–405; Franzmann M. Imitatio Christi: Copying the Death of the Founder and Gaining Paradise//A wandering Galilean: essays in honour of Sean Freyne/Ed. Z. Rodgers, M. Daly-Denton, A. F. McKinley. Leiden, 2009. P. 367–384; Moss C. R. The Other Christs: Imitating Jesus in Ancient Christian Ideologies of Martyrdom. New York, 2010; Cobb L. S. Polycarp’s Cup. Imitatio in the Martyrdom of Polycarp//Journal of Religious History. Vol. 38. 2014. P. 224–240. 45 Стойкость мучеников во время пытки часто восхваляется и в других текстах (Mart. Carpi gr., 36; Acta lust. A, 5, 2; Mart. Lugd., 1, 6; 20; 27; 54). 48 Антитеза «глаз тела», видящих только предметы и явления материального мира, и «глаз души», созерцающих трансцендентное бытие, часто встречается в раннехристианской литературе. 51 Имеются в виду раковины с шипами, принадлежащие моллюскам-трубачам (buccinidae); они использовались в качестве орудия для пытки. См. коммент. к этому месту А. Г. Дунаева (Писания мужей апостольских. С. 414, примеч. «р»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. А. Арутюновой-Фиданян//Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 373–406. 610 Тигидий (?) Перенний был префектом претория в Риме между 183 и 185 г. (PIR III, 146; Crosso F. La lotta politica al tempo di Commodo. Torino, 1964. P. 139; 190). В армянской версии процесс ведет префект Теренций. 611 Ср.: Деян. 18:24 . Римский мученик Аполлоний в Средневековье превратился в новозаветного Ап ол л оса точно так же, как Перенний стал проконсулом Азии. (См.: Freudenberger R. Die Überlieferung vom Martyrium des römischen Christen Apollonius//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 60. 1969. S. 113; Lanata G. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Milano, 1973. P. 149.) 612 В отличие от многих других агиографических сочинений, здесь Перенний сразу задает обвиняемому вопрос о христианстве. 614 Ср.: Mart. Pol. 9, 2; 10, 1; Mart. Pionii, 18, 14. Г. Музурилло переводит τχην как Genius (P. 91). 615 Σακκας· – возможно, от греч. σακκας – «носящий мешковину, рубище», «аскет». (См.: Klette E. Т. Der Process und die Acta S. Apollonii. Leipzig, 1897. S. 92.) Не исключено, что в этом прозвище содержится отсылка к плащу философа; ср. полемику с киником (34–35). 622 Что это за δγμα του συγκλτου и как оно соотносится с «постановлением Коммода» (45), не очень понятно. Армянская версия говорит только о «повелении сената»; Евесвий сообщает о некоем «древнем законе», согласно которому можно освободить лишь тех, кто раскается (Eus. НЕ, V, 21, 4). И. Цайллер полагал, что речь идет о совместных антихристианских мерах императора и сената (Zeiller J. Sur un passage de la Passion du martyr Apollonius//Recherches de science religieuse. Vol. 40. 1951–1952. P. 155–156). T. Барнс, к мнению которого мы склонны присоединиться, считает, что эта фраза не относится к судебному протоколу и что здесь мы, скорее, имеем дело с неаккуратностью автора и отсутствием его интереса к реальной юридической практике (Barnes Т. D. Legislation against the Christians//Journal of Roman Studies.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. род. в Берите (ныне Бейрут) (вероятно, ок. 250 г.- Pamphile et Eus è be de Cé saré e. Apologie pour Origène//SC. Vol. 465. P. 75) в богатой и знатной семье. Он учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии, одном из преемников Оригена. Затем поселился в Кесарии, принял священнический сан. П. прославился добродетелями: раздавал имущество бедным, был равнодушен к мирским благам и стремился к любомудрию. Особенно же он выделялся среди своих современников ревностью к слову Божию. После смерти Оригена П. унаследовал его школу и б-ку. Вскоре вокруг пресвитера образовался кружок учеников, к-рые толковали Свящ. Писание, обучались философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). П. собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Idem. De mart. Palaest. 9. 5; Hieron. De vir. illustr. 3, 125). П. добросовестно выполнял свое пастырское служение и оказывал помощь всем, приходившим к нему. Ученые занятия пресвитера и его окружения были прерваны начавшимися гонениями имп. Диоклетиана . В 302 или 303 г. П. был схвачен по приказу префекта Урбана. Сначала префект испытывал П. в красноречии и философских науках, потом принуждал совершить жертвоприношение. Не добившись от пресвитера повиновения, он приказал строгать его бока железными когтями и наконец заключил в темницу, вероятно осенью 307 г. ( Euseb. De mart. Palaest. 7. 4-6). Возможно, Евсевий разделял тюремное заключение вместе с учителем ( Phot. Bibl. 118//PG. 103. Col. 395-396), однако нек-рые исследователи считают, что он находился на свободе где-то неподалеку ( Ястребов. 1999. С. 140-141). Вместе с П. арестовали диак. Валента, к-рый был в весьма преклонном возрасте, но при этом мог цитировать Свящ. Писание по памяти. Также в темнице находился Павел. Он род. в г. Ямния (ныне Явне, Израиль), был очень деятельным и еще до мученичества совершил подвиг исповедания. П., Валент и Павел 2 года пребывали в темнице, когда к ним привели еще 5 христиан-египтян.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

поиск:   разделы   рассылка Екатерина Чекушина Похитители Рождества Зимние праздники мобилизуют борцов за политкорректность Источник:  Lenta.ru За несколько недель до Нового года Белый дом распространил традиционные поздравительные открытки. Это стало поводом для христианской Америки в очередной раз вступить в изнурительную борьбу за свои права. Верующие консерваторы хотят, чтобы все оставалось по-прежнему и их президент поздравлял их с Рождеством. Однако Джордж Буш настаивает на политкорректной формулировке " зимние праздники " . Борьба за политкорректность не утихает в многонациональной и многоконфессиональной Америке никогда. Однако именно в канун Рождества консерваторы вспоминают свои самые глубокие обиды. Вот уже много лет как их поступательно лишают самого святого праздника – " рождественские распродажи " превращаются в " праздничные " , " рождественские каникулы " становятся " зимними " , а главное, уже более 10 лет (с того момента как Белый дом покинул Буш-старший) в их почтовые ящики приходит настоящая насмешка из Белого дома. Это традиционная рождественская открытка от президента, в которой им больше не желают " счастливого Рождества " . Им желают " веселых праздников " . " Обычный спам, – говорит главный редактор консервативного сайта WorldNetDaily.com и выбрасывает поздравительную открытку из Белого дома в мусорное ведро, – Буши уже пять лет на цыпочках обходят больную тему, ничего нового от них ждать не приходится " . Христиане Бостона накануне праздника вообще получили удар поддых. Огромную ель, установленную в центральном парке, власти города постановили переименовать из рождественской в праздничную. Особенно возмущен был канадский дровосек, срубивший ель для бостонцев. " Если б я знал, что ее переименуют, я бы отправил ее на распил. Праздничное дерево можно и в честь Пасхи поставить " , – пояснил он. Впрочем, в этом году консерваторы серьезно ополчились на тех, кто хочет сделать Рождество Христово всего лишь " праздничным сезоном " . 600 000 человек подписали петицию, в которой объявляется бойкот торговой сети Target за то, что в их рекламе большими буквами прописано пожелание " Счастливых Праздников " . Такие же бойкоты устраивают по всей стране и другим торговым сетям. Даже знаменитый универмаг Wal-Mart, основанный глубоко верующим католиком из Арканзаса, получил петицию от возмущенных покупателей. Дело в том, что если на интернет-странице Wal-Mart в поисковой графе набрать слово " Рождество " , пользователь попадает на " Праздничную " страницу.

http://religare.ru/2_23873.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010