Приведенный на место казни, святой Трифон, обратясь к востоку, стал молиться ко Господу и умер прежде, чем коснулся его меч. Честное тело его, лежавшее на земле, взяли Никейские христиане и хотели похоронить у себя; но св. Трифон в видении повелел перенесть тело свое в Кампсаду, место своего рождения. Память св. мученицы Перпетуи и других с нею Св. Перпетуя, гражданка Карфагенская, дочь знатных родителей, отца-язычника и матери-христианки, супруга знатного человека, рано овдовела и дала обет жить только для Бога и воспитания единственного дитяти своего. Она еще не была крещена, но приготовлялась ко крещению, как 7-го марта 202 г., по указу императора Септимия Севера, в Карфагене ее схватили вместе с некоторыми другими, подобно ей оглашаемыми, то есть готовившимися ко крещению и изучившими истины веры христианской. В то время у Перпетуи были в живых родители преклонных лет и два брата, из числа оглашаемых. Она должна была и с ними расстаться, и оставить на чужих руках грудное дитя, которое кормила собственным молоком. Она сама описала жизнь свою в тюрьме и дальнейшие происшествия, а запись о мученической кончине сделана очевидцем и для очевидцев (см. Acta Sanctorum, Mart. I, 634). «Мы были еще вместе с нашими тиранами, когда мой отец пришел употребить новые усилия для того, чтобы тронуть меня и убедить на перемену решимости. «Батюшка», сказала я, «видишь ли ты этот сосуд глиняный?» – «Вижу», сказал он. – «Можно ли», продолжала я, «дать ему другое название кроме того, какое он уже имеет?» – «Нет», ответил он. «Точно также», сказала я ему, «и я не могу быть иною, нежели какою существую теперь, т. е. теперь я христианка». При этом ответе моем, отец мой бросился на меня с целию выколоть мне глаза, но ограничился только грубым обращением со мной. Он растерялся, видя, что при всех хитростях, им употребляемых на совращение меня, он не в силах уговорить меня. Я возблагодарила Бога за то, что несколько дней не видалась с отцом, так как его отсутствие дозволило мне несколько успокоиться. Чрез несколько времени мы были крещены. Дух Святой, при моем выходе из воды, внушил мне ничего более не желать, как только терпения среди мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не смотря на то Акилин продолжал терзания. На другой день они сечены были свинцовыми прутьями и усечены мечем. В пространном сказании у Метафраста повествуется об изгнании святым Трифоном нечистого духа в Риме из дочери императора Гордиана и о показании сего духа императору и другим в виде отвратительного пса задолго до мученических страданий и проч. «Основанием Метафрасту служили показанные древнейшие акты на латинском языке, имеющие ясные признаки происхождения от судебных записей, как это видно по форме допросов, какие производимы были над мучениками.» Св. Димитрий митроп. ростовский стр. 157. Римляне чтут память муч. Трифона 10 ноября, восточные 1 февраля. Рюинарт справедливо думает, что кончина его была в феврале, потому что 1., восточным должно быть более известно время мучения по месту его страдания на востоке, где притом память его чтилась и чтится особенно и ему посвящено было из древности много храмов, 2., в чистых актах говорится о страданиях зимою и в продолжении немалого времени, что опять заставляет полагать кончину их в феврале, а не в ноябре. 3., во многих латинских мартирологах память его полагается 1, 2 и 3 февраля. Под Апамеею разумеют не фригийскую, но вифинскую, под Кампсадом Лампсак, в актах Рюинарта селение названо Сансоро. Лампсаком оно названо в слав, прологе и у Никодима. Лямбеций дает предпочтение чтению: Кампсад вместо Лампсака, на основании Метафрастовых актов и на основании других актов не известного писателя. (Bibl Vindobon. VIII. р. 152 153). В Царьграде во имя св. Трифона были две церкви: одна построена Иустинианом I, другая Иустином II. (См. о сем муч. Assemani Calend. VI. 112. Tillem. Memoir. III. 342. Mazochii III. 930). Св. муч. Перпетуя и дружина . В Деяниях св. (Mart. L, р. 634) приведены вполне мученические акты сих святых. Из них видно, что главную часть их составляют записи, веденные в темнице самими мучениками Перпетуею и Сатиррм. Дополнение их сделано очевидцем и для очевидцев; ибо говорится в начале актов: и мы, что слышали, и осязательно очами видели, возвещаем вам, братия и сестры, дабы и вы, которые при сем присутствовали, снова вспомнили для славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Laert. – Диоген Лаертский. Жизнеописания знаменитых философов Epiph. Panar. – Епифаний Саламинский. Панарион Eus. De mart. Pal. – Евсевий Кесарийский . О Палестинских мучениках Eus. НЕ – Евсевий Кесарийский . Церковная история Eus. Praep. evang. – Евсевий Кесарийский . Предуготовление к Евангелию Greg. Tur. Mir. – Григорий Турский . О чудесах Hdt. – Геродот. История Herrn. Mand. – Герм. Пастырь. Установления Herm. Sim. – Герм. Пастырь. Подобия ier. Vita Pauli – Иероним Стридонский . Житие Павла монаха Hipp. Ref. – Ипполита Римский . Опровержение всех ересей Hom. Od. – Гомер. Одиссея Ign. Ер. Eph. – Игнатий Антиохийский . Послание Эфесянам Ign. Ер. Pol. – Игнатий Антиохийский . Послание Поликарпу Ign. Ер. Rom. – Игнатий Антиохийский . Послание Римлянам Ign. Ер. Smyrn– Игнатий Антиохийский . Послание Смирнянам los. AJ – Иосиф Флавий. Иудейские древности Iren. АН – Ириней Лионский . Против ересей Iren. fr. – Ириней Лионский . Фрагменты lust. Apol. I – Юстин Философ. I Апология lust. Apol. II – Юстин Философ. II Апология lust. Dial. с. Tryph. – Юстин. Диалог с Трифоном luv. – Ювенал. Сатиры Lact. De mort. pers. – Лактанций . О смерти преследователей Lib. Orat. – Либаний. Речи Luc. De dea Syr. – Лукиан. О Сирийской богине Luc. De mort. Per. – Лукиан. О смерти Перегрина Luc. Herm. – Лукиан. Гермотим Luc. Iup. trag. – Лукиан. Юпитер трагический 4 Масс. – 4 Книга Маккавеев Macr. Sat. – Макробий. Сатурналии Mart. Agapae – Мученичество Агапы Mart. Apoll. – Мученичество Аполлония Mart. Carpi gr. – Мученичество Карпа (греческая версия) Mart. Carpi lat. – Мученичество Карпа (латинская версия) Mart. Cononi – Мученичество Конона Mart. Dasii – Мученичество Дасия Mart. Epigr. – Марциал. Эпиграммы Mart. Eupli – Мученичество Эвпла Mart. Lugd. – Мученичество Лионских мучеников Mart. Mont. – Мученичество Монтана Mart. Pionii – Мученичество Пиония Mart. Pol. – Мученичество Поликарпа Mart. Pot. et Bas. – Мученичество Потамиены и Василида Mart. Seil. – Мученичество Скилитанских мучеников Mart.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

230 Этот фрагмент отсутствует в латинской версии. Фиатира – город в Лидии, несколько раз упоминается в Новом Завете ( Деян. 16:14 ; Откр. 1:11; 2:18–29 ). Епифаний свидетельствует о деятельности в Фиатире алогов и монтанистов (Рапаг., 51, 33, 1–10) (.Mullen R. L. The expansion of Christianity: a gazetteer of its first three centuries. Leiden, 2004. P. 109). 232 А. Гарнак полагает, что с большой вероятностью Папил был апостольским мужем, апостолом или пророком (Нагпаск А ., von. Die Akten des Karpus, des Papylus und der Agathonike. S. 448 Anm. 32). Επαρχα здесь употребляется в значении «провинция», а не «епархия»; «во всех провинциях» – несомненное преувеличение для II в. (Ср.: Tert. Apol., 37.) 233 В отличие от Карпа и других мучеников, Папил не стал произносить развернутую речь в защиту христианства. 236 Сравнение мучеников с атлетами – общее место, встречающееся уже у Павла ( Гал. 2:2; 5:7 ; Фил. 1:27–30 и др.; Ср.: Pfitzner V. Paul and the Agon Motif. Leiden, 1967; Heiser A. Die Paulusinszenierung des Johannes Chrysostomus: Epipheta und ihre Vorgeschichte. Tübingen, 2012. S. 327); то же мы видим у Климента Римского (Clem. Rom. Ер. I, 5,1) и Игнатия (Ер. Pol., 1, 3; 2, 3; 3,1). Эта же метафора употребляется по отношению к Лионским мученикам (Mart. Lugd., 1,11; 19; 47) и Пионию (Mart. Pionii, 22,2), а также встречается у Киприана (Ер. 58,8). 237 А. П. Орбан видит здесь преднамеренную двусмысленность: «прямой» земной противник – проконсул – оказывается «главным» – дьяволом (Orbán А. P. Commento al «Martyrium Carpi...» P. 388). Ср.: Mart. Apoll., 47; Pass. Perp., 10, 14; Pass. Fruct., 7, 2; Mart. Mont., 6, 4–5. 238 Ср.: Mart. Pol., 11, 2; Mart. Lugd., 1, 44; Mart. Pionii, 21, 1; Acta Maximil., 3, 2; Pass. Iulii Vet., 4, 3. 239 Амфитеатр или стадион – частое место казни мучеников (Mart. Pol., 8–9; Mart. Pionii, 21, 1; Pass. Fruct., 3, 1). В провинции Азия амфитеатры были только в Пергаме и Кизике (Thompson L. L. The Martyrdom of Polycarp: Death in the Roman Games//Journal of Religion. Vol. 82. 2002. P. 30). Иногда из-за большого числа зрителей там даже мог проводиться суд. Подробнее см.: Пантелеев А. Д. Христианское мученичество в контексте римских зрелищ//Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. Вып. 2 (44). С. 75–89.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преп. Василия нового. Подвизался в Константинополе, имел в услужении св. Феодору (30 дек.), сконч. 944 г. Вт Чет. Минея. Житие, писанное учеником его Григорием, сокращенно, с прибавлениями из Великой Четии. (Act. SS. 26 mar.). 27 Св. муч. Матроны Селунской. Рабыня Иудеянки Павтилы, жены Селунского воеводы, от коей страдала и умерла в темнице за твердость в вере. Чет. Минея. (Act. SS. 15 mart.). Мес. B. 28 марта. Март. Р. 15 марта. У Коптов 7 сент. В службе канон Феофана. Преп. Иоанна прозорливого, пустынника и затворника Египетского. Подвизался близ Ликополя в Фиваиде; славен предсказаниями побед имп. Феодосию Великому; скончался в 393 г. Чет. Минея из Палладиева Лавсаика. (Act SS. 27 mart.). Март. Р. Свв. мучч. Мануила и Феодосия. Из стран восточных; добровольно вызвались на подвиг мучения; скончались от меча. Пролог. (Act SS. 26 mart.). Мес. В. Март. Р. 26 марта. (Воспоминает Квадрата, Еммануила, Феодосия и иных четыредесять мучч.) 28 Преп. Стефана чудотворца, игумена Триглийского монастыря. Скончался при Льве Армянине в заточении, за иконопочитание. Чет. Минея. (Act SS. 26 mart. Assem. Kal. un. eccl. VI. р. 206). Мес. В. 27 марта. В службе канон Иосифа. Преп. Илариона нового, игумена Пеликитской обители. Полагают, чго жил при Копрониме; страдал за иконопочитание. Чет. Минея по службе. (Act SS. 28 mart.) Мес. В. 28 марта и 4 мая. Пролог вторично 5 мая. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Ионы и Варахисия, двух братьев, и с ними: Занифы, Лазаря, Маруфы, Нарсы, Илии, Мара, Авива, Сивефина и Саввы. Пострадали в Персии при Сапоре II, в 18 г. его царствования, в 327 г. по Р. Христ. Пролог. (Act SS. 29 mart. Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 211. Христ. Чтение. 1827 г. XXVIII). Мес. В. и Март. Р. 29 марта. Преп. Евстратия печерского, постника и мученика. При нашествии Половецкого хана Боняка (в 1096 г.) взят был в плен и продан в Корсуне жиду, который мучил его и, наконец, распял за твердость в вере. Чет. Минея из Патерика Печерского. 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

52 Г. Музурилло сопоставляет этот пассаж с Mart. Cononi, 4, где так же происходит смена титула «префект» на «тиран» (Musurillo Н. The Acts of the Christian Martyrs. Oxford, 1972. P. 189, n. 5). Некоторые издатели слова «если тирану удастся» опускают. 58 Ср.: Mart. Pol., 9, 2; Mart. Lugd., 1, 53. В Pass. Perp., 5, 2 и 6 ,3 мученицу призывают пощадить седины ее отца. 61 Христиане считались безбожниками из-за отказа принести жертву богам или поклясться гением императора. Обычные значения глагола αρω – «поднимать», «хватать», «удалять»; в значении «убивать» он употребляется в Деян. 21:36; 22:22 . 63 ...убедив поклясться... – поклясться гением императора или идолами; обычная процедура отречения, известная еще Плинию Младшему (Plin. Min. Ер., X, 96, 5). 64 Как правило, и в античной литературе, и в мученичествах уточняется, кому должна быть принесена жертва; здесь это указание отсутствует (Orbân А. P. Commenta al “Martyrium Polycarpi”//Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Milano, 1987. P. 374). 65 Автор текста строго осуждает добровольное мученичество, поскольку даже Христос, чтобы избежать ареста и казни, оставив Иудею, перебрался в Галилею ( Ин. 7:1 ) и сказал, что если учеников преследуют в одном городе, они должны искать убежища в другом ( Мф. 10:23 ). Иногда этого Квинта считают монтанистом и видят здесь полемику с монтанистами, так как именно они стремились пострадать за веру. Однако это маловероятно. (Подробнее см.: Пантелеев А. Д. «Есть много мучеников и в других ересях»: мученичество в неортодоксальном христианстве II-III вв.//Религия. Церковь . Общество. Вып. 3. СПб., 2014. С. 159–160.) 67 Ср.: Mart. Pol., 12, 16. У многих мучеников также были видения о смерти (Pass. Регр. 4, 1; Mart. Pot. et Bas., 6; Mart. Mont., 5, 1; Vita Cypr., 12); это доказывало, что Сам Господь удостаивает их мученического венца. 69 Иринарх – начальник полиции, уполномоченный проводить арест и допрос преступников до их передачи городским властям. 71 П. Камелот отмечает, что κατακμενον  также может означать «пребывающим в состоянии покоя» или «сидящим за столом», но никакне «скрывающимся» (Ignace d’Antiochee, Polycarpe de Smyrne. Lettres, Martyre de Polycarpe/Ed. P. Th. Camelot. Paris, 1958. P. 251, n. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. муч. Александра иерея, иже в Сиде. При Аврелиане, Антонин, воевода Памфлийский, после различных терзаний, повелел усекнуть его. Чет. Минея из Великой Четьи вкратце. (Assem. Kal. un. eccl.VI. р. 181). Св. муч. Никандра. Врач, Египтянин, пострадавший при Диоклетиане, по тому случаю, что врачевал больных христианских узников и погребал мучеников. Чет. Минея. (Act SS. 12 mart.). Мес. В. Март. Р. 16 Св. муч. Савина Египтянина. Во время Диоклетианова гонения, скрываясь от сыщиков, удалился из Ермополя в дальнюю весь, но нищий предал его. После мук от игемона Арриана, утоплен с шестью христианами, около 287 г. Чет. Минея. (Act. SS. mart. II. р. 258. Act Метарнг. apud Surium 13 martii.) Мес. В. Март. Р. и Пролог вторично 13 марта. В службе канон Феофана. Св. муч. Папы. Из Ликаонии, страдал при Максимиане от Магна, сначала в Диокесарии, потом в Селевкии (Исавр.), где и скончался След. Пс. (Act SS. 16 mart. почитает его за одно лицо с муч. Папием, которого память 14 сентября. Память его, вероятно, перенесена, ради Воздвиженья, на 16 марта, подобно тому, как память Иоанна Златоустог о с того же числа перенесена на 13 ноября). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Трофима и Фала. Пресвитеры Лаодикии Карийской; пострадали от Асклиния в царств. Диоклетиана и Максимиана, около 300 г. Чет. Минея. (Act. SS. mart. II. р. 59). Март. Р. 11 март. Мес. В. Сп. апостола Аристовула, еп. Вританнийского. Брат св. апостола Варнавы, киприанИн.Поставлен епископом от ап. Павла; проповедовал, учил, страдал и мирно скончался в Британии. Чет. Минея. (Act. SS. mart.) Март. Р. 15 марта. Мес. Вас. Вторично воспоминается 30 окт. Св. Серапиона, архиепископа Новгородского. Родом из села Пехорна, близ Москвы; постригся в Дубенском монастыре в 1493 г., сделан игуменом Сергиевой Лавры, а в 1506 г., новедением великого князя Василия Иоанновича, архиепископом в Новгород. Распря с преп. Иосифом Волоколамским дала повод Моск. митрополиту Симону свести его с архиепископского престола. Его заключили в Андрониев монастырь; оттуда перевели в Сергиеву Лавру, где он и преставился в 1516 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Ep. 22. 35) с акцентом на числе 8, означающем полноту и вечность). Отношения между М. и другими монахами Сульпиций рассматривает в категориях «учитель» и «ученики» (magister, discipuli - Sulp. Sev. Vit. Mart. 10. 5). Как и в др. монашеских общинах, в Мармутье все имущество считалось общим (при этом Сульпиций не использует традиционную цитату из Деян 2. 44). Однако насельники Мармутье вопреки большинству монашеских правил того времени не занимались ручным трудом, ничего не покупали и не продавали, только самые юные из них занимались переписыванием книг. Хотя в монастыре был эконом (в частности, диак. Катон - Sulp. Sev. Dial. III 10. 2), за счет чего жили монахи, понять трудно. Упоминается о ловле рыбы сетями и о пожертвованиях, которые монахи либо сразу раздавали нуждающимся (Ibid. II 5. 10), либо тратили на выкуп пленных (Ibid. III 14. 6). При этом монахи могли себе позволить нанимать работников за деньги ( Idem. Vit. Mart. 21. 2-4). Если община была тесно связана с городским клиром, возможно, она существовала на доходы диоцеза. Монахи и сам М. жили крайне аскетично. Из имущества М. упоминается лишь деревянный стул-трипод (Ibid. II 1. 4; III 15. 1), при этом спал святой на голой земле ( Idem. Ep. 3. 14). М. и все монахи носили власяницы ( Idem. Vit. Mart. 10. 8; Idem. Dial. I 1. 2). Трапеза в мон-ре была один раз в день (Ibid. III 10. 1), скорее всего, общая ( Idem. Vit. Mart. 10. 7). М. бóльшую часть времени проводил в молитве в своей келье (Ibid. 24. 4), часто совершая бдения ( Idem. Ep. 3. 14). Также поступали и старшие из монахов, лишь иногда собираясь на общую молитву ( Idem. Vit. Mart. 10. 7). Известно, что помимо псалмов в их оффиции присутствовали гимны (Ibid. 23. 9). Рядом с мон-рем М. его ученик Клар основал небольшой скит (tabernaculum, monasterium), вокруг к-рого также стали селиться монахи (Ibid. 23. 1-2, 7; Paul. Nol. Ep. 23. 3; 32. 6). Апостолы Павел и Иаков, первомч. Стефан, сщмч. Лаврентий, святые Мартин и Леонард Лиможский. Икона. XII в. (мон-рь вмц.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Пролог. Март. Р. Память его 2 июни. На службе канон Игнатия. Св. муч. Александра, иже в Пидне Македонской. Усечен, в царств. Максимиана. Пролог. (Act SS. 11 mart.) Мес. Вас. 13 и 14 марта. Св. мученицы Христины, иже в Персиде. (Act SS. 15 mart. р. 262). Март. Р. 14 Преп. Венедикта. Римлянин, первоначальник известного в западной церкви монашеского бенедиктинского ордена, род. около 480, сконч. в 543 году. Чет. Минеи из Григория Двоеслова , кн. 2. (Act SS. 21 martii. р. 229. – Io. Mabillonii Acta SS. Ordin. S. Benedicti. I. p. 3–35.) Мес. В. и Март. P. 21 марта. В службе канон Иосифа. Св. Евсхимона, епископа Лампсакийского. Терпел узы и изгнание; современник еп. Феодора Студийского; скончался при Феофиле. Пролог. (Act SS. 15 mart. Or. Chr. I. р. 774). Мес. В. Явление иконы Пресв. Богородицы Одигитрии Феодоровской, в Костроме. Явилась костромскому князю Василию Квашне, когда он был на охоте, в 1239 г. 10 августа. Феодоровской называется оттого, что сперва поставлена была в деревянной церкви великомученика Феодора Стратилата. Пред сей иконой царица Марфа Иоанновна благословила сына своего Михаила Феодоровича на царство, и потомуу день избрания его на престол сделан днем празднования иконе Феодоровской. Пролог. (Ист. Кар. IV. пр. 38. Отеч. Зап. 1820. I). Служба сочинена прот. И. Красовским. М. 1777. Св. Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Грек, преемник митр. Петра, хиротонисан в 1328 г., страдал в Орде, от Чанибека, который требовал дань с церкви и служителей ее. По возвращении пас церковь 10 лет, а всего – 25 лет; прест. в 1353 г., и погребен близ чудотворца Петра. Пролог. 15 Свв. мучч. Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двоих Дионисиев и двоих Александров. Св. Агапий из Газы, Тимолай из Понта, Дионисий из Триполя Финикийского, Ромил или Ромул, иподиакон диоспольской Церкви, Пуплий (у Евсев. Павзий) и оба Александра, один из Египта, другой из Газы. Пострадали во время Диоклетианова гонения от Урбана в Кесарии Палестинской (в 305 г.). Чет. Минея Евсев. О мучч. Палестинских гл. 3. (Вместо Пуплия наименован Πποις. Act SS. 21 mart. р. 478). Март. Р. 24 марта. Мес. В. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1 . Acta Mart., II, 128 Bedjan: «в лето сто семнадцатое царства персидского, то есть в лето тридцать первое Шавора, царя царей». Так начинается «мученичество святого Шим’она католикоса бар-Саббае». – Неоспоримо, что пасха в 31-м году VIUanypa II была в 340 г. по р. Хр., 651 г. селевкидов. Итак, 651–117=534. Счет первый: annus nullus 534 год селевкидов. 2 . Acta Mart., II, 135 Bedjan: «в лето шестьсот пятьдесят пятое царства Александра, то есть лето двести девяносто шестое по распятии Господа нашего, 348 это лето сто семнадцатое лет царства персидского, то есть лето тридцать первое Шавора царя, сына Хормиздова», читается в другом изложении «мученичества мар-Шим’она, архиепископа церкви восточныя». 655–117=538. Счет второй: annus nullus 538 год селевкидов. 3 . Acta Mart., II, 679 Bedjan; Hoffmann, Auszüge, 78: скончался «святый мар-Сава» «в лето двести шестьдесят первое царства персидского, то есть в лето семьсот девяносто девятое по ионийцам». 799–261=538. Счет третий: annus nullus 538 год селевкидов. 4 . Acta Mart., II, 629 Bedjan; Hoffmann, Auszüge, 67: увенчался добропобедный мученик мар-Петион «в месяце тешри первом, в двадцать пятое число, в среду в лето десятое Яздегерда царя» 349 . А в начале мученичества (II, 559) стоит дата: «в лето семьсот пятьдесят девятое по ионийцам, то есть [в] лето двести двадцать третье царства персидского, это было лето девятое Яздегерда, сына Варахранова, царя персидского» 350 . Но 759–223=536 – результат, не похожий на предшествующие! А так как 759–225=534 и 756–121=538, то палеографическая поправка сирского текста граничит с невозможностью: «tlt» три ни на «mš» пять, ни на " da» одна не похоже. Но если автор мученичества имел пред собою персидский документ, писанный pahlavî, то легко было 221 подлинника прочитать как 223 351 . Тогда 759–221=538. Счет четвертый: annus nullus 538 год селевкидов. Кажется, следует допустить, что в самой Персии первым годом царства персидского сперва считали год с 27 сент. 223 по 25 сент. 224 (± 535 селевкидов) [счет первый], а потом стали считать год с 26 сент. 227 по 25 сент. 228 (± 539 селевкидов) [счет второй, третий, четвертый]. В 223–224 г. Артахшир, быть может, объявил себя независимым от Артабана, а в 227–228 г. овладел Селевкиею-Ктисифоном. В том и другом случае следует предполагать новоперсидское Antedatirung, которого, несомненно 352 , держались сасаниды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010