Проблемы, затронутые Прохором, стали предметом обсуждения в сочинениях Иоанна Кантакузина и Феофана Никейского . Литература Использованные материалы   Mercati. 1931. P. 40-55; Demetrios Kydones. Briefe/Übers. u. erl. F. Tinnefeld. Stuttg., 1981. Bd. 1. H. 1. S. 237-244. (Biblioth. d. griechischen Literatur. Abt. Byzantinistik; 12); Rigo. 2004. P. 18-51)   Loenertz. 1956. N 108   PLP, N 1598   Mercati. 1931. P. 321. 268-269   Mercati. 1931. P. 319. 210-213   Loenertz. 1956. N 96   RegPatr, N 2504   PLP, N 9003   PLP, N 16498   PLP, N 8938. RegPatr, N 2509   RegPatr, N 2518   Томос 1368//Rigo. 2004. P. 103. 120-137   RegPatr, N 2533   цитаты из них и краткие реплики патриарха Филофея см. в томосе 1368 г.: Rigo. 2004. P. 104. 170 - 113. 383   издание: Rigo. 2004. P. 144-146   Томос 1368//Ibid. P. 122. 634 - 123. 647   Томос 1368//Rigo. 2004. P. 125. 715-723; ср. дискуссию о том, было ли на самом деле такое разрешение, в: RegPatr, N 2471   PLP, N 5005   RegPatr, N 2540   Loenertz. 1956. N 39   Mercati. 1931. P. 315. 50; 337. 804-805   ИАБ, 6. 743; о датировке см.: Voordeckers, Tinnefeld. 1987. P. XVI-XVIII   ИАБ, 6. 1626   Gouillard. Synodikon. P. 87. 646-665; впервые текст опубликован: Mercati. 1931. P. 60-61   См.: Mercati. 1931. P. 1-40.   Первые 2 книги изд. Я. Гретцером в 1616 г. по рукописи Monac. gr. 214, где трактат приписан Григорию Акиндину; переизд. в PG. 151. Col. 1192-1241, исправления и дополнения (по ркп. Marc. gr. 155, тоже под именем Акиндина): Филовски J., Петрушевски М. Д. Белешки кон делото " ΠΕΡΙ ΟΥΣΙΑΣ ΚΑΙ ΕΝΕΡΓΕΙΑΣ " од Гpuropuj Акиндин//Жива Антика. Ckonje, 1973. Т. 23. 1. С. 33-67; при разночтениях слева - текст по PG, справа - по ркп. Marc. gr. Z 155; включен значительный фрагмент текста, отсутствующего в PG. Дальнейший текст, отсутствующий в PG: Idem. Γρηγορου το Ακινδνου " Πραγματεα ες τ Περ οσας κα νεργεας ζτημα " , βιβλ. Β, κεφφ. ζ-κη (secundum Cod. Marcianum Ms. Gr. Z 155)//Ibid. 2. С. 317-365 (кн. 2, гл. 7-30; в заглавии статьи указан неверный диапазон глав); Idem. Βιβλ. Γ//Ibid. 1974. T. 24. 1/2. С. 295-331; Idem. Βιβλ. Δ//Ibid. 1976. T. 26. 1. С. 161-192 (кн. 4-5; в заглавии статьи указан неверный диапазон глав); Idem. Βιβλ. ΣΤ//Ibid. 2. С. 487-499 (кн. 6). Кн. 6 была издана ранее (в сопровождении испан. пер.): Candal. 1954. P. 247-297 (текст на: р. 258-297). Болг. пер. кн. 6: Прохор Кидонис. За същността и действието. Шеста книга/Прев. от гръцки: Д. Манолова, ред.: Ц. Бояджиев//Архив за средновек. философия и култура. София, 2008. Т. 14. С. 243-263. Крит. изд. готовится в серии: Thomas de Aquino Byzantinus. Series altera: Thomas de Aquino a Byzantinis receptus. Vol. 3: Prochori Cydonis " De essentia et operatione Dei "/Ed. Ch. Triantafyllopoulos.   рукопись Ambros. D. 28 sup. Fol. 47-56v; Mercati. 1931. P. 20-21; не издано   ркп. Vat. gr. 1102. Fol. 251-264 и 123-137v; Mercati. 1931. P. 21-22; не издано; фрагмент цит.: Polemis. 1996. P. 84.

http://drevo-info.ru/articles/13679580.h...

1934. Т. 1. С. 5-120; Denissoff É . Maxime le Grec et l " Occident: Contibution à l " histore de la penseé religieuse et philosophique de Michel Trivolis. P.; Louvain, 1943; idem. L " influence de Savonarole sur l " Église russe expliquee par un ms. inconnu du couvant de S. Marc à Florence//Scriptorium. Brux., 1948. T. 2. N 2. P. 253-256; idem. Une biographie de Maxime le Grec par Kourbski//OCP. 1954. Vol. 20. N 1/2. Р. 44-84; idem. Une biographie de Maxime le Grec par le métropolite Isaïe Kopinski//Ibid. 1956. Vol. 22. N 1/2. P. 138-191; Белоброва О. А. К вопросу об иконографии Максима Грека//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 301-309; она же. К иконографии Максима Грека//ВВ. 1973. Т. 34(59). С. 244-248; Каштанов С. М. Труды И. Денисова о Максиме Греке и его биографах//Там же. 1958. Т. 14(39). С. 284-295; он же. Из истории русско-греч. культурных связей в XVI в.//Московия: Проблемы визант. и новогреч. филологии: К 60-летию Б. Л. Фонкича. М., 2001. С. 209-218; Клибанов А. И. К изучению биографии и лит. наследия Максима Грека//ВВ. 1958. Т. 14(39). С. 148-174; Schultze B. Maksim Grek als Theologue. R., 1963. (OCA; 167); Baracchi M. Ricerche sull " opera di Maksim Grec//Acme: Annali della Facoltà di lettere e di Filosofia dell Università degli Studi di Milano. 1968. An. 21. Fasc 2. P. 217-256; Fasc. 3. P. 261-325; она же (Баракки). Отзвуки итал. лит-ры в Московии XVI ст.: Сопоставление «Слова» Максима Грека с мотивами и худож. приемами «Божественной комедии»//Россия и Италия. М., 1993. С. 39-64; Иванов А. И. Лит. наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиогр. Л., 1969. С. 218-236 [Библиогр.]; Покровский Н. Н. Сибирская находка: Новое о Максиме Греке//ВИ. 1969. 11. С. 129-138; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в.. Л., 1970 (по указ.); она же. Максим Грек в советской историографии//ВИ. 1973. 5. С. 149-157; Зимин А. А. Максим Грек и Василий III в 1525 г.//ВВ. 1971. Т. 32(57). С. 61-84: он же. Россия на пороге Нового времени: (Очерки полит.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

495 Златоуст. «Catech.» 1 ad Illuminand. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XLIX, col. 225; в русск. пер. «Слова и бесед. На разн. случаи», т. II. СПб. 1865, стр. 273. 497 Петр Хрисолог. «Serm. LII». Curs. Compl, Patrol. ser. Lat. Tom. LII, col. 347. Veniens ex gentibus impositione manus et exorcismis ante, a daemone purgatur et apertionem avrium percipil, ut fidei capere possit avdilum, ut possit ad salutem, prosequente Domino pervenire. 498 Амвросий Медиоланский «De mysteriis», cap. 1 n. 3. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XVI, col. 389–90. Aperite igitur avres, ut bonum odorem vitae aeternae inhalatum vobis тисеге sacramentorum capite: quod. vobis siguificavimus, cum opertionis celebrantes myslerium diceremus: epheta, quod est aduperire (Mre. VII, 34); ut venturus unusquisque ad grutiam. quid interrogaretur. cognosceret, quid responderet, memnisse deberet. «De Socramentis», lib. I. cap. I, n 2. Curs. Compl; Patrol:, ibid., col. 417–418. Ergo quid egimus sabbato? Naupe. apertionem: quae mysteria celebrata sunt apertionis, quando tibi avres tetigit sacerdos et nares Quod significat in Evangelio. Dominus Noster Iesus Christus, cum ei oblatus, esse surdus et mutus et tetigil; avres ejus et os ejus: Avres, quia surdus erat; os, quia mutus et ait: Ephphafa (Marc. VII, 34). Hebrecum verbum est, quod latine dicitur – adaperire. Jdeo ergo libi sacerdos: avres tetigit, ut aperientur avres tnae ad sermonem, et ad alloquium sacerdotis. 500 Амвросий Медиол. «De Sacrament». Lib. III, cap. II, n. 12. Quondo dedisti nomen tuum tulit lutum, et linivil super oculos luos. Quid significat? ut peccatum tuum fatereris, ut conscientiam tuam recognosceres, ut poonitentiam ageres dilictorum, hoc est, sortem humanae generationis agnosceres» Curs. Complet, Patrolog. ser. Lat, Tom, XVI, col. 435. 502 Афанасий Алекс. «Epist. I. Ad. Marcell. De psalm. VIII», n. 33. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXVII, col. 45. 503 Кирилл Иерусал. «Gatech. IV», 13. Curs. Complet. Patrolog. T. XXXIII, col. 472. « Πολλο κατ χρνους σταυρθησαν λλα που σταυρθντυς πκλησις τρου ποτ νοης διμονας πλασε». Ср. «Твор. Кирил. Иерусал.» в рус. пер. М. 1855, стр. 57–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

2003 г. В коллекции хранятся: бронзовая позолоченная квадрига, перенесенная сюда в 1982 г. после реставрации, в течение более 700 лет находившаяся над главным порталом базилики; терракотовая скульптура Божией Матери с Младенцем худож. Сансовино (сер. XVI в.); произведения живописи (в частности, алтарь худож. Паоло Венециано с сыновьями, заказ дожа Андреа Дандоло (сер. XIV в.), представлявший своего рода чехол для Пала д " Оро); иллюстрированные рукописи XV-XVI вв.; драгоценные ткани (византийские XIII в., фламандские нач. XV в., иранские нач. XVII в.). В отдельном зале музея экспонируются фрагменты мраморных плит и капителей (V-XII вв.), дающие представление о многообразии материалов, использованных при украшении базилики; в них античная классическая традиция соединена с христ. символикой. Лит.: Magno A. De mineralibus et rebus metallicis. Coloniae, 1569; Sansovino F. Venetia città nobilissima et singolare. Venetia, 1581; Tiepolo G. Trattato della Immagine della Gloriosa Vergine dipinta da S. Luca: Conservata già molti secoli nella Ducal Chiesa de San Marco della città di Venetia. Venetia, 1618; Demus O. The Church of San Marco in Venice: History Architecture, and Sculpture. Wash., 1960; idem. The Mosaic Decoration of S. Marco, Venice. Chicago; L., 1988; Chatzidakis M. Icônes de Saint-Georges des Grecs et de la collection de l " Institut [Hellénique de Venise]. Venise, 1962; Gallo R. Il Tesoro di S. Marco e la sua storia. Venezia, 1967; Il Tesoro e il Museo di S. Marco/A cura di H. Hahnloser. Firenze, 1971; Jestaz B. La Chapelle Zen à S. Marc de Venise: D " Antonio à Tullio Lombardo. Stuttg., 1986; Cattin G. Musica e Liturgia a S. Marco. Venezia, 1990-1992. 4 vol.; Bertoli B. Le storie di S. Marco nei mosaici e le ragioni dell " agiografia//La basilica di S. Marco: Arte e simbologia. Venezia, 1993. P. 89-124; Dorigo W. Lo stato della discussione storico-archeologica dopo i nuovi lavori nella cripta di S. Marco// Vio E. e. a. Basilica patriarcale in Venezia: S. Marco: la cripta e il restauro.

http://pravenc.ru/text/2562278.html

   Эти письма порой привлекали внимание историков спора. Епископ Порфирий Успенский, обращавшийся к ним в рукописи (Athon. Lavra 1945), переписанной в 1708 г., приводит несколько кратких выдержек из трех первых (Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Ч. 1. Отд. 1. К., 1877. С. 229—233; Он же. История Афона. Ч. 3: Афон монашеский. Отд. 2. [Кн. 2]: Оправдания. СПб., 1892 [Порфирий (Успенский), еп. История Афона. В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 84—87, 108—109]). Второе письмо к Акиндину и первое письмо к Варлааму были опубликованы Г. Папамихаилом в грекоязычном александрийском периодическом издании «Εκκλησιαστικς Φαρος», т. 12—13 (1913—1914) по рукописи 138 Богословской школы на о. Халки: это весьма труднодоступное издание содержит один лишь сильно сокращенный комментарий. В свою очередь, нам удалось составить критический текст по семи рукописям (Coisl. 100, fol. 69—103, XV в.; Bodl. Laud. gr. 87, fol. 46v-71, XV в.; Matrit. gr. 4802, fol. 89v-145, XIV-XV вв.; Lavra 1626, fol. 574—587, XV в.; Lavra 1945, fol. 7—35v, 1708 г.; Ivir. 386 ­­ Athon. 4506, fol. 135—244, XVI в.; Athen. 2092, fol. 52—86, XVI-XVII вв.): поскольку это издание еще не вышло, мы цитируем письма по превосходной [рукописи] Coisl. 100, описанной Б. Монфоконом (ср.: PG 150, col. 833—838) [автор имеет в виду подготовленное им комментированное издание двух писем Паламы к Акиндину — 1-го и 3-го; см.: L’origine de la controverse palamitë La première lettre de Palamas à Akindynos: Introduction et texte//Θεολογα. T. 25. A­θναι, 1954. S. 602—613; T. 26. A­θναι, 1955. S. 77—90; Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akyndinos: Texte et commentaire sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. T. 24. A­θναι, 1953. S. 557—582].    Первый из этих ответов был опубликован Д. Скиро, и мы его уже неоднократно цитировали. К сожалению, данное издание содержит существенные недостатки, отмеченные в: Gouillard J. Autour du Palamismë Notes sur quelques ouvrages récentes//EO. Vol. 37. 1938. P. 424 sqq). Второй ответ не был опубликован и содержится в [рукописях] Marc. gr. 332, fol. 123v-140v и Vat. gr. 1756, fol. 209—223. Мы приводим его по первой рукописи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Т. о., известные археологически следы восстановления нек-рых зданий и присутствия людей на холме Куюнджик после падения Н. (возможно, частично относятся уже к VI в. до Р. Х.) не могут свидетельствовать о возрождении на этом месте постоянного городского поселения вплоть до нач. IV в. до Р. Х. Однако затем (скорее всего в раннеэллинистическое время) такое поселение под прежним названием Ниневия здесь все же возникло и стало одним из центров обл. Атурия (возможно, оно находилось уже на др. берегу, на месте буд. Мосула, но точных сведений об этом нет). Географ Страбон (64/63 г. до Р. Х.- 23/24 г. по Р. Х.) упоминал его под обычным греч. названием Нин как городской центр, существовавший в его время ( Strabo. Geogr. XI 14. 15; XVI 1. 1). Страбон также утверждал, что это бывш. столица Ассирийского царства, разрушенная при его падении, но через нек-рое время вновь отстроенная (ср.: Ibid. II 1. 31; XVI 1. 2-3). В 1-й пол. III в. рим. писатель Флавий Филострат Старший сообщал о Н. и о грекоязычной части ее населения ( Philostrat. Vita Apoll. I 19), видимо появившейся в городе в эпоху эллинистического царства Селевкидов. В составе персид. державы Сасанидов (III-VII вв.) Н. входила в окр. Бет-Нухадра в пров. Адиабена (Хдаяв, Хедаяб). В эпоху римско-персид. войн IV в. начался закат городского поселения в Н. Тем не менее еще рим. историк Аммиан Марцеллин , посетивший город в 359 г., упоминал его неоднократно и описывал как «огромный» ( Amm. Marc. Res gest. XVIII 7. 1), называя старым именем, хотя к ассирийской Н. это поселение имело уже мало отношения. Христианское присутствие в В. Месопотамии фиксируется уже в первые века по Р. Х., поэтому логично предполагать его и в Н., хотя надежных исторических свидетельств об этом пока не обнаружено. Сообщения о Ниневийском еп. Бар Сахде, к-рый якобы стал жертвой гонений Нисибинского митр. Бар Саумы в 484/5 г., вызывают сомнения ( Fiey. 1965. Vol. 2. P. 344). Упоминание 1-го достоверно известного епископа Н. в юрисдикции Церкви Востока Ахудэммеха относится к 554 г., а поставление епископов Н., отличных от митрополитов Бет-Нухадры, впервые зафиксировано в актах Собора 585 г.

http://pravenc.ru/text/2577671.html

Paris, (изд. Muralt стр. 865 и сл.). Издание: К. N. Sathas Μεσ. βιβλ. VII (1894) I–556. – Здесь на стр. 547– 610 Сафа обнародовал по рукописи Lincoln College в Оксфорде XVI века сжато написанную хронику ’Еκϑεσις χρονιχ. В ней рассказаны греко-турецкия события с последних лет императора Мануила II (1425) до Селима I (1512). Источниками для начала были Дука и Франз. § 60. Феодор епископ Кизикский (Θεδωρος Κοζκου) написал всемирную хронику, доходящую до изгнания латинян из Константинополя Михаилом Палеологом в 1261 г. Автор бросает лишь беглый взор на время от сотворения мира до эпохи Алексея I Комнина; только с этого момента рассказ становится подробнее. Феодор или, быть может, автор, эксцерпировавший его труд, оправдывает такую неравномерную обработку материала подобно Скилице в его предисловии и Глике в конце его третьей книги 128 , причем о своих предшественниках в области хронографии он говорит слова Глики. Проявляющееся здесь незнание широко распространенных трудов Зонары, Манасса и Глики даже для совершенно невежественного рассказчика было бы чрезвычайно странно; поэтому и ожидания, которые могли бы возникнуть в связи с этой лишь недавно открытой хроникой, должны быть очень умеренны. Ничего больше неизвестно о личности автора; но, быть может, он тожествен с митрополитом Кизикским Феодором Скутариотом, который известен как древний владелец Cod. Маге. 407 и содержащего «Сокровище православия» Никиты Акомината Cod. Paris. 1234. С таким предположением прекрасно согласуется содержание Cod. Marc. 407, заключающее в себе вышеупомянутый синопсис Сафы: дело в том, что и синопсис, как и хроника Феодора, становится подробнее с Алексея I-ro Комнина и подобно последней доходит до 1261 г. Тут возникает даже вопрос, не было ли произведение Феодора простой переработкой синопсиса Сафы. Издание: Сохранившиеся части труда находятся в довольно спутанном виде в рукописи XVI века N в Cod. Athous 3758 стр. 1038 – 1225. – Ср. описание Sp. Lambros, Catalogue of tho Greek manuscripts on Mount Athos 1 (1895) 371.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

726 См. Jost, II, 17 прим. Вся последующая история Иудеи дает, однако, понять несправедливость мнения некоторых, будто Иудея обращена была теперь же в Римскую провинцию (Sigon., de Rep. Hebr. IV, 4 ; Amm. Marc, XVI, 26 и др.). 727 Дети его получили свободу от Сената, по ходатайству Габиния, ρχ.XIV, 6, 1; περ λσ.I, 8, 6. Dio Cass. XXXIX, 56. Plutarch. Auton. 3. 728 Dion Cass. XLI, 18. Это было после 49 г., когда Помпей сенатская партия были вытеснены Цезарем из Италии, и вполне входило в расчеты сего последнего, хотевшего чрез эту милость Аристовулу иметь его сильным защитником своих интересов у Сирии, куда теперь переносился центр борьбы. Это объясняет и отравление Аристовула Помпеевской партии и гибель Александра, который мог также выступить сторонником благодетеля своему отцу и, под предлогом наказания за прежние преступления против Рима, предусмотрительно устранен со сцены. 729 Битва при Фарсале (9 Авг. 48 г.) и вскоре же последовавшая после нее смерть Помпея (28 Сент. 48 г.). 731 По свидетельству Страбона, приводимому Иосифом в качестве подтверждения того, о чем «многие говорят», – Гиркан самолично сопутствовал Цезарю в Египетском походе, чем, быть может, не мало объяснилось то, что Антипатр везде имел такой успех, действуя «именем» первосвященника. 732 В декрете Цезаря, ρχ.XIV, 10, 2 – число Иудейского вспомогательного войска указано только 1.500. 733 πτροπος τς ουδαας. По некоторым данным можно принять, что Антипатр еще ранее, со времени Габиния, отправлял звание прокуратора Иудеи; по крайней мере, еще до похода Египетского (ρχ.XIV, 8, 1) Антипатр упоминается в этом звании ( τν ουδαων или τς ουδαας πιμελητς, и не только Иосифом, но и Страбоном, который в свою очередь ссылается на Гипсикрата (XIV, 8, 3). Возможно, что это звание Антипатр получил в то время, когда Габиний «упорядочивал дела Иерусалима по желанию Антипатра» (XIV, 6, 4; περ λσ.I, 8, 7) в признательность за его заслуги Риму, тем более, что такое возвышение вызывалось и необходимостью назначения особого чиновника по податной част (πιμελητς) и не противоречило положению Гиркана, сохранявшего только духовный авторитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Marc. Res gest. XVI 7. 5; Aur. Vict. Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X 9; Zosim. Hist. II 42). Степень достоверности этих сведений неясна; они исходят в основном от писателей-язычников, которые вообще очень критически относились к императорам-христианам. К. любил литературу, ценил риторов. Так, греч. ритора-христианина Проересия К. вызвал ко двору в Галлию, дал ему чин магистра армии и сделал своим сотрапезником, а позднее отпустил с богатыми дарами ( Eunap. Vitae sophist. 90). Военных К. предпочитал держать в суровом подчинении, постоянно налагая взыскания за различные провинности. Он учредил штат агентов, в задачу которых входило следить за подчиненными и пресекать факты возможной гос. измены. Однако доносительство и вседозволенность агентов при К. не достигали таких масштабов, как при Констанции II. Во главе этой службы стоял комит священных щедрот (имп. казны — comes sacrum largitionum) Марцеллин, которому К. всецело доверял, помощниками комита были евнух Христ и комит Магненций, одновременно командовавший элитными армейскими частями легионов Иовиев и Геркулиев ( Aur. Vict.Epitom. 41; Eutrop. Breviar. X 9; Zosim. Hist. II 42; Julian. Apost. Or. 2; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 27–28). Однажды К. подверг Магненция позорному наказанию, что вскоре стало причиной заговора против К. 18 янв. 350 г. все высшие армейские чины собрались в доме Марцеллина в Августодуне (ныне Отён, Франция) на некий семейный праздник. В это время Магненций появился в пурпурном облачении и объявил себя императором. Марцеллин и все присутствовавшие согласились его поддержать ( Julian. Apost. Or. 2). Провозглашение Магненция признали все войска, расквартированные в городе и его окрестностях, т. к. были недовольны излишней суровостью и небрежением к военным со стороны К. Император узнал о мятеже, находясь на охоте, и немедленно бежал в спровождении оставшегося ему верным трибуна Ланиогайза, франка по происхождению. Однако в городе Елена на берегу Средиземного м. К. был захвачен отправленным за ним в погоню трибуном Гайзоном, который имел от Магненция приказ умертвить К.

http://pravenc.ru/text/2454333.html

376 Прекрасный очерк различных обрядов, господствовавших в разных местах, дан Schürer-oм, Neutest. Zeitg. стр. 378–385. 379 Акциевы игры происходили каждый пятый год, имея трехлетний промежуток. Игры в Иерусалиме держались в 28 году до Рожд. Христ. (Ios. Ant. XV, 8. 1); первые игры в Кесарии–в 12 году до Рожд. Христ. (Ant. XVI, 5. 1; сравн. Война I, 21. 8). 381 Сравн. рассуждение и весьма странные доказательства в пользу присутствия в талмудич. трактате Abhodah Zarah, об идолопоклонстве, 18b и след. 384 Для полного обозрения талиудических взглядов на картины и изображения на монетах и на древвейшие иудейские монеты, смотр. Прилож. III. 389 Сравн. здесь интересный трактат д-ра Bodek-a «Marc. Aur. Anton, als Freund und Zeitgenosse des R. Jehuda ha Nasi». 397 Ab. Z. 22b. Так как ссылки для всего последующего чрезвычайно многочисленны, то мы оставляем их. Тем не менее, каждая из нижследующих мыслей, как в тексте, так и в примечаниях заимствована из той или иной части талмудического трактата Abodah Zarah. 399 Талмуд объявляет такой поступок законным, только когда он производится для устранения возбуждения ненависти против иудеев. 401 Существуег хорошо известный рассказ об одном раввине, которого укусила змея и которого хотел исцелить посредством призвания имени Иисуса иудействующий христианин, что, однакож, было возбранено. 402 Тем не менее таково было нравственное обязательство, что даже язычнику дозволено было спасать жизнь, если только совершалось тайно. 403 Против этого, хотя и с некоторым сомнением, можно сказать, что вне Палестины язычников предписывалось считать не идолопоклонниками, а выполнителями обрядов их отцов (Chull. 13b) и что бедных из язычников предписывалось поддерживать в той же мере, как и бедных Израиля, больных посещать и умерших погребать; однакож, что особенно замечательно, присоединялось «вследствие порядков мира» (Gitt. 61а). Столь часто повторялась ссылка (Ab. Z. 3а), будто язычник, занимавшийся Торою, должен был считаться равным первосвященнику, ничего не доказывает, так как в предполагаемом случае язычник поступал подобно раввинскому иудею. Но, и это более серьезный пункт, трудно поверить, чтобьг люди, делающие эту ссылку, не знали того, что Талмуд (Ab. Z. 3а) непосредственно за сим старается доказать, что их награда не равняется награде израильтян. Почти подобное же обвинение, если не в недобросовестности, то в односторонности должно быть сделано против Deutsch-a (Lecture on the Talmud, Remains, стр. 146, 147), очерк юдаизма которого следует сравнить, например, с первым Perek талмудического трактата Abodah Zarah.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010