Датировано 18 мая 862 г. Перевод выполнен Д.Е. Афиногеновым по изданию: MGH Epistolae Karolini aevi. IV. Berolini, 1925. P. 447–451. В издании И. Манси данное послание имеет номер 6 (Mansi XV, 174В), в PL – номер 12 (PL119,785). Николай епископ, раб рабов Господних, мудрейшему мужу Фотию После того как Господь и Искупитель наш Иисус Христос , от утробы Девы ради нашего спасения удостоивший, как Он был истинным Богом прежде веков, явиться истинным человеком в конце веков, уделил блаженному Петру, первоверховному апостолу (principi apostolorum), власть вязать и решить на небе и на земле и препоручил отворять двери Небесного Царствия, Он благоволил основать Свою святую Церковь на твердыне веры, согласно истинному Своему слову, гласящему: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). По этому обетованию на цементе святого апостольского установления основания ее стали прирастать драгоценными камнями и благоволением Божественной милости, благодаря стараниям строителей и попечению апостольской власти она была нерушимо возведена до самой вершины, чтобы пребывать вне натиска неблагоприятного ветра: первенство (primatum) ее, как ясно всем православным мужам (sicut omnibus orthodoxis manifestum est viris) и как было очень кратко объявлено выше, блаженный Петр, первоверховный апостол и привратник Царствия Небесного (princeps apostolorum et ianitor regni caelestis), стяжал по заслугам. После него и наместники его, искреннейшим образом работая Богу, вне густых туч, которые обычно сбивают с прямого пути, стали достойными преемниками и заботливо пребывали в попечении правления, которое взяли на себя о Господних овцах. Среди коих всесильное Божие милосердие удостоило сопричислить и нашу малость, из-за чего мы страшимся настолько, насколько помышляем о том, что на вечном испытании дадим ответ за всех и прежде всех, зовущихся Христовым именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Согласно Сиропулу, среди прочего он сказал, что души людей, подлинно покаявшихся и исповедавшихся, но не успевших исполнить епитимью, наложенную духовным отцом, а также не принесших плоды покаяния для очищения их прегрешений, «очищаются очистительным огнем, и, кто раньше, а кто позже, в зависимости от прегрешений, после очищения отходят к наслаждению " 124 . Латиняне изложили свои взгляды, используя различные цитаты из Священного Писания и отцов Церкви. Из Писания они привели одно место из апостола Павла: …и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор. 3, 13–15 ). Также они приводили многочисленные цитаты из святых отцов Церкви 125 . Среди этих взглядов можно выделить три момента. Первый, что латиняне, очевидно, отличают очистительный огонь от вечного огня, потому что говорили об огне «в нынешнем веке» и «в настоящем веке», прежде Второго пришествия Христова. Второй момент состоит в том, что этот огонь в действительности есть тварный огонь, а не нетварная энергия Божия. И третий момент, что души людей очищаются этим огнем. Тезисы православных мы увидим в диалоге, главным образом в учении святителя Марка Евгеника, которое мы изложим в другой части настоящей главы. После изложения латинского учения кардиналом Иулианом слово было предоставлено святителю Марку. Сильвестр Сиропул говорит, что среди прочего святитель Марк сказал, что они до сего дня полагали, что латиняне думают иначе, но теперь слышат совершенно иные вещи. Он сказал следующее: «Из повествования твоего почтения в этом я нахожу между нами небольшое различие и надеюсь на его исправление, которому да соблаговолит Бог». Это он сказал, естественно, по снисхождению, чтобы образовалась дружеская атмосфера. «Это он сказал по снисхождению, то есть по-дружески» 126 . Он попросил их письменно изложить свои взгляды, чтобы дать свой ответ. В протоколах, приводимых Mansi, сразу после сказанного на первом заседании говорится о том, что обсуждалось на следующем заседании, прошедшем 14 июня. На нем ответ держали православные. Но Сиропул сохраняет один эпизод, указывающий на всю атмосферу, а также отчетливо показывает, почему святитель Марк избегал выступлений на этих заседаниях, когда православную точку зрения излагал Никейский митрополит Виссарион.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

1224 Факунд ни разу не цитирует творений Феодорита; вероятно, это объясняется тем, что эдикт, постоянно приводя выдержки из письма Ивы и трудов Феодора Мопсуэстийского, глухо упоминал об них. Но во всяком случае несомненно, что Гермианский епископ был мало знаком с сочинениями Киррского пастыря, да и то понаслышке; так, он пишет: illa quae dicuntur а Theodoreto Cyrri episcopo contra beatum Cyrillum nescio quando scripta (II, 1, col. 560), dicta venerabilis Theodoreti episcopi Cyrri, in quibus contraria dicitur scripsisse beato Cyrillo (II, 4, col. 572) и т. п. 1225 Judicatum был выдан в великую субботу (Mansi, IX, 353. Migne, lat. ser. t. 69, col. 44. В. С. Деян., V, стр. 332. 333) 548 года (ибо это было после «конфликта» 70-ти епископов) и, следовательно, 11-го апреля, так как пасха тогда была 12-го числа сего месяца. 1226 Об этом свидетельствуют папа в осуждении Феодора Аскиды (Mansi, IX, 59. А. Migne, lat. ser. t. 69, col. 60. В) и Италийские клирики (Mansi, IX, 153. А. Μ. 1. 69, col. 115. В). 1227 См. пять положений в Consmimumum’e Вигилия (Mansi, IX, 104–105. Μ. 1. 69, 111–112), которые Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. § 259. S. 798–799) считает за выдержки из Judicamum’a. 1228 Judicatum не дошел до нас; приводимый отрывок сохранился в письме Юсти­ниана к собору по одному Парижскому манускрипту, изданному Блюзом (Mansi, IX, 182. А. М. 1. 69, col. 34. С). 1229 Разумеем племянника Вигилиева Севастиана и диакона Рустика; см. об них в письме папы: Mansi, IX, 353. 355–356. Μ. I. 69, col. 44–45. 46–48. Деян., V, стр. 332–333. 337–338. 1232 См. письмо Вигилия к Валентиниану, епископу Томийскому: Mansi, IX, 360. Μ. 1. 69, col. 51–52. Деян., V, стр. 346–347. 1234 См. письмо Вигилия к Севастиану и Рустику: Mansi, IX, 351 sqq. Μ. 1. 69, col. 43 sqq. Деян., V, стр. 330 сл. 1235 Epist. Vigilii ad Aureliano, episcopo Arelatensï Mansi, IX, 361–363. Μ. 1. 69, col. 40–43. Деян., V, стр. 349–353. 1241 Несомненно, что это именно убеждение держалось в Галлии (Mansi, IX, 362. Μ. 1. 69, col. 41. 42. Деян., V, стр. 349–350); точно также и в Италии были уверены, что осуждение «глав» требовали от Вигилия затем, чтобы sancta synodus Chalcedonensis, quae fidem catholicam contra diversas haereses vindicavit, modis omnibus solveretur (Mansi, IX, 152–153. M. 1. 69, col. 115. B).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

92 . Деяние VI (совещания собора). С. 324–325. Gesta Ephesina. Actio VI: Symbolum Nicaenum et Testimonia patrum (CPG 8721.1–2t)//ACO I, 1, 7, 84–95 73–75) 67 . Mansi IV, 1341–1344. 5000/1. 93 . Деяния по донесению Харисия, который искал суда перед святым собором против четыренадесятников. С. 325–326. Actio de Charisii libello (CPG 8721t nota)//ACO I, 1, 7, 95–96 76). Mansi IV, 1344–1345. 5000/1. 94 . Жалоба, поданная пресвитером Харисием. С. 326–327. Charisii presbuteri Epistula (CPG 8721.3t)//ACO I, 1, 7, 96–97 76). Mansi IV, 1345–1348. 5000/1. 95 . Исповедание веры пресвитера Харисия. С. 327. Charisii Confessio fidei (CPG 8721.3t)//ACO I, 1, 7, 97 76) 68 . Mansi IV, 1348. 5000/1. 96 . Изложение неправого символа. С. 327–329. Theodori Mopsuesteni Expositio symboli [transformati] [Sp.] (CPG 3871t; ср. CPG 8721.4t)//ACO I, 1, 7, 97–100 76). Mansi IV, 1348–1352. 5000/1. 97 . Подписи (обманутых). С. 329–334. Eorum, qui decepti fuerant, Subscriptiones (CPG 8721.4t)//ACO I, 1, 7, 100–105 76) 69 . Mansi IV, 1352–1361. 5000/1. 98 . Определение святого собора о вере и о том, что донес Харисий. С. 334–340. Synodi Decretum de fi de (CPG 8721t)//ACO I, 1, 7, 105–117 77–79) 70 . Mansi IV, 1361–1368 (для подписей епископов – только лат. пер.). 5000/1 71 . 99 . Беседа Кирилла, еп. Александрийского, сказанная в Ефесе перед тем, как он взят был комитом и заключен под стражу. С. 340–342. Cyrilli Alexandrini Homilia VII: Ephesi dicta, priusquam a comite comprehenderetur (CPG 5251t)//PG 77, 1005–1009. ACO I, 1, 2, 100–102 79). Mansi IV, 1368–1372. 5000/1. 100 . Послание 72 восточных к императору, с приложением Символа святых отцов никейских… С. 342–343. Synodi Orientalium Epistula ad Theodosium et Valentinianum imp. aug. (CPG 6327t; ср. CPG 8720)//ACO I, 1, 5, 133–135 163). Mansi IV, 1372–1373. 5000/1. 101 . Определение восточных. С. 343–345. Synodi Orientalium Expositio fi dei (CPG 6353t; ср. CPG 8742t)//PG 84, 616–617 (только лат. пер.). ACO I, 1, 3, 38–39 96). Mansi IV, 1376–1377. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

46 . Послание Кирилла к Ювеналию, еп. Иерусалимскому. С. 186–187. Cyrilli Alexandrini Epistula XVI: Ad Iuvenalem Hierosolymitanum (CPG 5316t; ср. CPG 8643)//PG 77, 104–105. ACO I, 1, 1, 96–98 15). Mansi IV, 1057–1060. 5000/1. 47 . Послание, писанное Иоанном, еп. Антиохийским, к Несторию. С. 187–191. Iohannis Antiocheni Epistula ad Nestorium (CPG 6316t; ср. CPG 8654)//PG 77, 1449–1157. ACO I, 1, 1, 93–96 14). Mansi IV, 1061–1068. 5000/1. БУ ТСО 1260 44 . 48 . Послание Кирилла, еп. Александрийского, к Несторию об отлучении (и анафемы Кирилловы). С. 191–199. Cyrilli Alexandrini Epistula XVII: Ad Nestorium III (CPGS 5317t; ср. CPG 8644 45 )//PG 77, 105–121. ACO I, 1, 1, 33–42 6). Mansi IV, 1068–1084. 5000/1 46 . 49 . Послание того же Кирилла к клиру и народу константинопольскому. С. 199–200. Cyrilli Alexandrini Epistula XVIII: Ad clerum populumque Constantinopolitanum (CPG 5318t; ср. CPG 8645)//PG 77, 124–125. ACO I, 1, 1, 113–114 24). Mansi IV, 1093–1096. 5000/1. 50 . Того же (Кирилла) и того же собора (послание) к монахам константинопольским. С. 200–201. Cyrilli Alexandrini Epistula XIX: Ad monachos Constantinopolitanos (CPG 5319; ср. CPG 8646)//PG 77, 125–128. ACO I, 1, 5, 12–13 145). Mansi IV, 1097. 5000/1. 51 . Учение Нестория и его анафемы, направленные против анафем Кирилла. С. 202–204. Nestorii Capitula XII contra Cyrilli anathematismos directa [Sp.] (CPG 5761)//ACO I, 5, 2, 247–249 2) 47 . Mansi IV, 1099–1100 48 . 52 . Прошение диакона Василия и прочих монахов. С. 204–208. Basilii archimandritae Constantinopolitanae Libellus ad imperatores (CPG 5774)//PG 91, 1472–1480 49 . ACO I, 1, 5, 7–10 143). Mansi IV, 1101–1108. 5000/1. 53 . Грамота имп. Феодосия и Валентиниана к еп. Александрийскому Кириллу. С. 208–209. Sacra ad Cyrillum Alexandrinum (CPG 8652t)//ACO I, 1, 1, 73–74 8). Mansi IV, 1109–1112. 5000/1. 54 . Высочайшая грамота, посланная в Александрию, к еп. Кириллу и к епископам областных митрополий. С. 210–211. Sacra ad Cyrillum Alexandrinum et ad singulos metropolitas (CPG 8651t)//ACO I, 1, 1, 114–116 25). Mansi IV, 1112–1116. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

оказался участником споров о принятом властями Лукки 7 сент. 1764 г. законе, ограничивавшем феодальный обычай «мертвой руки» (manomorta), на к-ром, в частности, было основано представление о невозможности отчуждения церковного имущества (см. ст. Имущество церковное ). Этот закон вызвал протесты Папского престола. М., еще ок. 1742 г. написавший небольшой трактат против особого статуса церковных бенефициев, поддержал закон и добился его вступления в силу. В 1764-1765 гг. М. совершил визитацию своего архидиоцеза, посетив практически все сельские приходы. В 1766 г. он простил недоимки беднякам, не имевшим средств для выплаты церковных повинностей. После перенесенного в 1767 г. апоплексического удара М. был не в состоянии осуществлять управление диоцезом. Похоронен в кафедральном соборе Лукки. Значительное число сочинений М. не было опубликовано при его жизни и хранилось в архиве капитула леонардинов в Лукке, в т. ч. написанная в 1762 г. стихотворная автобиография на лат. языке (изд.: Mansi G. D. Carmen elegiacum de vita sua/Ed. A. Marsili. Lucca, 1984). Лит.: Quentin H. Jean-Dominique Mansi et les grandes collections conciliaires. P., 1900; Leclercq H. Mansi, Jean-Dominique//DACL. Vol. 10. Pars 2. Col. 1565-1682; Pizzi C. La tradizione umanistica lucchese dal Fiadoni al Mansi. Firenze, 1957; Amico Moneti E. Gian Domenico Mansi e l " «Enciclopedia»//Atti dell " Accad. lucchese di scienze, lettere ed arti. Ser. 2. Lucca, 1960. T. 11. P. 77-87; Mostra delle opere a stampa e degli autografi di mons. Giovan Domenico Mansi (1692-1769): 6 settembre - 5 ottobre 1969. Lucca, 1969; Arrighi G. Giovan Domenico Mansi (1692-1765) nella biografia stesa da Tommaso Trenta//La Provincia di Lucca. 1969. T. 9. P. 41-50; Pascucci V. Giovan Domenico Mansi: Una singolare figura che onora la cultura lucchese del " 700//Ibid. 1970. T. 10. P. 52-57; idem. Giovan Domenico Mansi: Una singolare figura di erudito, di religioso e di vescovo//Riv. di Letteratura e di Storia Ecclesiastica. Napoli, 1970.

http://pravenc.ru/text/2561856.html

293 . Осуждение, посланное святым и Вселенским Собором Диоскору. С. 279. [Т. 2. C. 296.] Damnatio missa ad Dioscorum (CPG 9002.9t)//ACO II, 1, 2. P. 41–42 99). Mansi VI, 1093–1096. 5000/3. 294 . [Послание] александрийским клирикам, бывшим в Халкидоне, об осуждении Диоскора. С. 279. [Т. 2. C. 296.] Synodi Epistula ad clericos Alexandriae Chalcedone constitutos (CPG 9002.10t)//ACO II, 1, 2. P. 42 100). Mansi VI, 1096. 5000/3. 295 . Объявление [Халкидонского Собора] против Диоскора. С. 280. [Т. 2. C. 296–297.] Propositio contra Dioscorum (CPG 9002.11t)//ACO II, 1, 2. P. 42 101). Mansi VI, 1097. 5000/3. 296 . Послание Халкидонского Собора к имп. Валентиниану и Маркиану. С. 280–281. [Т. 2. C. 297–298.] Synodi Epistula ad Valentinianum et Marcianum (CPG 9002.12) 157 //ACO II, 3, 2. P. 83–84 98). Mansi VI, 1097–1100. 297 . Донесение св. Халкидонского Собора славной Пульхерии августе об осуждении Диоскора, бывшего еп. Александрийского. С. 282–283. [Т. 2. C. 298–299.] Synodi Relatio ad Pulcheriam augustam de Dioscoro (CPG 9002.13)//ACO II, 3, 2. P. 86–87 103). Mansi VI, 1101–1102. ДЕЯНИЕ IV (рассуждения Халкидонского Собора и чтение актов). С. 5–41. [Т. 3. C. 5–41.] ACTIO IV (de fi de) (CPG 9003t); ACTIO DE CAROSO … (act. XVIII et XIX) (CPG 9004) 298 . [Вступительная часть и обсуждение послания архиеп. Льва 159 ]. С. 5–23 160 . [Т. 3. C. 5–23.] Actio IV (de fi de) (CPG 9003t)//ACO II, 1, 2. P. 84–110 1–24). Mansi VII, 1–49. 5000/3. 299 . [Просьба] … императорам нашим, Флавию Валентиниану и Флавию Маркиану … от всех епископов вашего египетского округа. С. 23–24. [Т. 3. C. 23–24.] Episcoporum Aegyptiorum Libellus (CPG 9003.1t)//ACO II, 1, 2. P. 110–111 25). Mansi VII, 49–52. 5000/3. 300 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и чтения актов. С. 24–28 161 . [Т. 3. C. 24–28.] Actio IV (de fi de) (CPG 9003t)//ACO II, 1, 2. P. 111–115 26–75). Mansi VII, 52–64. 5000/3. 301 . Послание разных архимандритов к Маркиану августу. С. 28–29 162 . [Т. 3. C. 28–29.] Carosi et Dorothei et aliorum monachorum Libellus ad Marcianum imperatorem (CPG 9003.2t)//ACO II, 1, 2. P. 115–117 76–82). Mansi VII, 65–68. 5000/3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

2283 Застава, 1903, 252 (12 ноября). Здесь помещена официальная переписка по второму делу протоиерея Лукича с православной сараевской консисторией. 2288 μτια τε κα φελνια κα γκλπια. Libellus Theognosti Mansi XVI, 297 D. На языке врагов Фотия вручение этих подарков означает подкуп легатов (Libell. Theogn. l. c. Ep. Metroph. Mansi XVI, 417 A. Mansi XV, 151 B). Но о подкупе говорить рано: император и Фотий еще не читали папских писем и не знали, какой ответ везут легаты. Может быть, ответ настолько благоприятен, что подкуп совершенно излишен. Проще и ближе к делу видеть в подарках довольно обычное выражение дипломатической любезности. Восемь лет спустя имп. Василий Македонянин и патриарх Игнатий оказали легатам папы Адриана II при встрече такие почести, которые вполне стоят подарка, полученного Родоальдом и Захарией (Vita Hadriani II. Mansi XV, 812 D). – По Феогносту, подарки легатам посланы Фотием. Правдоподобнее, что от лица императора и патриарха, по аналогии с встречей, оказанной легатам Адриана II. 2290 Игнатиане и папа Николай имели полное право жаловаться на это Nicolai ep. VI ad Photium. Manni XV, 177 E. Папа отмечает, что вынужденное уединение легатов продолжалось сто дней. По Митрофану, легаты в течение восьми месяцев настаивали на своем мнении. Mansi XVI, 417 А. Гергенрётер (I, 419 Anm. 4) считает возможным согласить эти показания чрез предположение, что еще во время переезда из Рима в К-поль византийские чиновники начали склонять легатов на сторону Фотия. 2291 Libell. Theogn. Mansi XVI, 297 D. Ep. Styl. Mansi XVI, 429 A. Vita Ignatii 525 C. Ep. Metr. Mansi XVI, 417 A. Cf. Vita Nicolai I. Mansi XV, 147 C. 2292 Longa exsilia et diuturnas pediculorum comestiones. Nicolai ep. VI. Mansi XV, 178 A. Cf. Anastas. Biblioth. Mansi XVI, 4 C. Ep. Styl. Mansi XVI, 429 А. 2293 Римские нравы описываемого времени не стояли высоко. Грубость их, в связи с невежеством общества, бесчестность, страсть к деньгам и продажность были заурядным явлением. Выдающиеся церковные деятели Рима оказывались запятнанными не только пороками, но иногда преступлениями. Арсений еп. Орты, получавший, в качестве легата, самые лестные рекомендации от Николая, отмечен в Бертинской летописи как magnae calliditatis et nimiae cupiditatis homo. Его сын, аббат Анастасий, многими исследователями отожествляемый с Анастасием Библиотекарем, известен как подстрекатель своего брата к убийству жены и дочерей папы Адриана II: он подвергался неоднократному отлучению и изгнанию из Рима. Формоз, будущий папа, не пользовался хорошей репутацией (J. Richterich. Papst Nicolaus I. Revue internat. de Theologie. 1901. S. 561–571. Гергенрётер охотно останавливается на темных сторонах византийской жизни, любит выдвигать достоинства папы Николая и предпочитает не касаться недочетов римского клира. – Папы далеко не всегда были уверены в своих легатах (Hergenröther I, 212).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010