редактора «Русской мысли» С. А. Юрьева, с которым Толстой издавна был в приязненных отношениях. 5 декабря Толстой записал в дневник: «Я решил отдать в Юрьевский сборник «Крейцерову сонату», и Соня довольна». 7 декабря 1889 г. С. А. Толстая писала Т. А. Кузминской: «В настоящее время я усиленно переписываю «Крейцерову сонату», которую, к радости своей, выпросила для сборника, издаваемого в память Юрьева и в пользу его семьи, которая очень бедствует. После сборника, который выйдет в ограниченном количестве экземпляров, напечатаю и я в 13-м томе, что мне и выгодно и приятно. А главное, сборник этот дело почтенное, бескорыстное и полезное, а печатать в газетах 185 я всегда ненавидела. Левочка много работает, поправляет, и на-днях отдаем в печать» (ГТМ, архив Т. А. Кузминской). В тот же день Толстой писал И. Д. Ругину: «Я решил «Крейцерову сонату» отдать в Юрьевский сборник, и меня мучает то, что это огорчит Гайдебурова. Если можно, смягчите это как-нибудь. Если что еще напишу цензурное, на что надеюсь, то напечатаю у него» (ГТМ). 10 декабря он записывает в дневник: «Вчера получил письмо от Эртеля и Гайдебурова, что «Крейцерову сонату» не пропустят. Только приятно». Через А. И. Эртеля, возвращавшегося из Ясной поляны в Москву, Толстой передал Н. И. Стороженко, одному из инициаторов сборника в память Юрьева, свое желание напечатать повесть в этом сборнике. В письме от 7 декабря Эртель, сообщая Толстому о том, что Стороженко очень обрадован решением Толстого, пишет в то же время о неприятной новости, услышанной им от его приятеля и касающейся «Крейцеровой сонаты»: один из влиятельных членов главного управления по делам печати сообщил этому приятелю, что повесть, известная главному управлению по рукописи, ни в каком случае в России не будет разрешена к печати (АТ). Гайдебуров же в письме от 8 декабря не только ничего не писал о готовящемся цензурном запрещении «Крейцеровой сонаты», но, напротив, просил Толстого подтвердить его намерение печатать повесть в «Неделе». В более позднем письме, от 20 декабря, Гайдебуров действительно сообщал Толстому о цензурных препятствиях к опубликованию повести.

http://predanie.ru/book/220187-kreycerov...

8 Тртинчи ангел айагын кнге урган: кнге улусты отло ртдри берилген. 9 Улус коркышту изге ртткн. Олор бу бажын билер Кудайды адын Ого мак ле баштанбагандар. 10 Бежинчи ангел айагын аны ширеезине урган: аны каандыгы карауй боло берген. Олор оору-сыста тилдерин тиштенип тургандар. 11 Оору-сызына ла шырказына улам Теери Кудайын эткен керектерини кинчегин алынбагандар. 12 Алтынчы ангел айагын улу Евфрат сууга урган: кнчыгышта каандарга белен болзын деп, оны суузы сооло берген. 13 Бакадый ч кара крп ийгем. Олор оозына, аны оозына ла тгн оозына чыгып 14 Бу – билдилер эдеечи шилемирди Олор бастыра телекейди каандарына, олорды кчтде кчт Кудайды улу книнде барып 15 – Бат, уурчы чылап сакыбас келерим. баспайын, уйадымды кижи крбзин деп, ойгу болуп, кийимин чеберлеген кижи кежикт. 16 Олор каандарды еврейлеп Армагеддон деп алгандар. 17 ангел айагын кейге урган. Теерини байзыындагы ширееде: «Бтти!» – деген ты н угулган. 18 ккрттер кркреп, ндер угулып, болгон. Андый ты, андый кижи табылганына бери болбогон. 19 Улу кала ч башка калыктарды калалары келип тшкен. Кудай улу Вавилонды эске алып, ого Бойыны чугулыны атыйланыжыны аракылу айагына ичерге берген. 20 Кандый ла ортолык кача берген, кырлар калган. 21 Талант кемд мндр теериде улуска тшкен. Мндрде болгон учун улус Кудайды нени учун дезе бу коркышту болгон.   17   Ага минген й кижи   1 айакту ангелди бирзи келип, меге айткан: – Бери кел, кп сууларда отурган улу балыр й кижини кргзейин. 2 Оныла кожо каандар балыр кылынган, оны балырыны аракызына улус эзирген. 3 Ангел мени ээн Тында апарган. Кызыл ага минген й кижини крп ийгем. Бу а бастыра бойы Кудайды бичилген. Ол башту ла он мст болгон. 4 й кижи кызыл ла кубакай-кызыл кийимд болгон, алтынла, баалу-чуулу таштарла, кееркедилген. Колында алтын айак тудунып алган. Айак балырыны толо болгон. 5 й кижини мадайында ат бичилген: «Улу Вавилон , балыр й улусты ла энези». 6 й кижи агаруларды канына ла Иисусты керечилерини канына эзирик болгонын крп ийгем. Оны крл, срекей кайкагам. 7 Ангел меге айткан:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада. “Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений” 149 . Вывод: Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60;5:15). Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе – мусульманском. Как бы ни шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля, больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения” 154 . Заключение Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе: I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!” (сура 112:1–4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах” и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9;11:54;26:72; 53:20–24; 22:74;16:37;21: 23;14:36и другие).

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

667 Таб., II, с. 1834. На фоне различных обещаний благ обещание не выплачивать пособия на семьи выглядит странным, объяснить его можно только тем, что такие пособия получала верхушка войска, а основная масса воинов была этим недовольна. Йазид обещал восстановить справедливое равенство. 672 Иза халауна аййаму мин раджабин [Таб., II, с. 1836]. Прошедшими считались дни до середины месяца. Следовательно, Мансур прибыл в Ирак не позднее 14 раджаба (2 мая). 673 Таб., II, с. 18361841. И в этом случае у ад-Динавари главным действующим лицом оказывается Мухаммад б. Халид б. Касри [Динав., с. 349]. 675 Йа‘к., т. 2, с. 401; Таб., II, с. 1826; ал-Йа‘куби сообщает, что Йазиду после ал-Валида осталось в казнохранилище 48 млн. динаров [Йа‘к., т. 2, с. 400]. Конечно, прижимистый Хишам мог за 20 лет накопить большую сумму, которую ал-Валид не успел истратить, но эта сумма, выраженная в дирхемах, выглядит правдоподобнее; к тому же раздача даже такой суммы не вяжется с отменой надбавки, которая составляла 12 миллиона дирхемов в год. 680 Халифа, с. 360. Текст Халифы воспроизводит Абу Закарийа ал-Азди [А. Закарийа, с. 60], ат-Табари упоминает начало этого восстания под 127 г. х., как преамбулу к рассказу ад-Даххака, преемника Саида [Таб., 11, с. 1897]. 686 Эрк – тюркизированное иранское арк (крепость), так назывались цитадели некоторых средневековых иранских городов, например Бухары [см. также Бартольд, Соч., т. VII, с. 413416]. 690 В последний день зу-л-ка‘да (13.IX) [Йа‘к., т. 2, с. 402], в воскресенье в первый день зу-л-хиджжи (14.IX, понедельник) [Мас‘уди, М., т. 6, с. 21–22; М е , т. 3, с. 234], после дня жертвоприношения (10 [Таб., II, с. 1874], когда осталось 10 ночей зу-л-хиджжи [Халифа, с. 387; Таб., II, с. 1874], в последний день зу-л-хиджжи [Таб., II, с. 1874]. Указания на продолжительность правления дают точно такой же разнобой: 5 месяцев, 5 месяцев и 12 дней, 6 месяцев и 6 месяцев и 2 дня [Таб., II, с. 1874] и к тому же явно отсчитаны от приведенных выше дат; например, 6 месяцев и два дня соответствуют периоду от дня убиения ал-Валида до конца зу-л-хиджжа. Наиболее вероятна дата, привязанная к какому-то запоминающемуся событию, в данном случае – ко дню жертвоприношения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

5:1 Галилея кёл – Генисарет кёлге айтылагъан башгъа ат. 5:17 Фарисейлер – ягьудилени арасында тувулунгъан дин ва сиясат бёлюк. Сёзлюкге де къара. 6:13 Элчи (грекче «апостолос») – Аллагь сайлап йиберген адам. Огъар ихтиярланы Иса Месигь берген. Исаны башлапгъы он эки якъчысы элчилер болуп токътагъанлар. 6:15 Элинсюер – он эки элчиден бириси болгъан Симон алда «Элинсюерлер» деген дин-жамият къурумну ортакъчысы болгъан буса ярай. Шо къурум Ягьудеяны румлуланы зулмусундан савутну гючю булан къутгъармагъа къаст эте болгъан. 7:3 Тамазалар – Исаны заманында ягьудилени арасындагъы абурлу адамлар. Олагъа бир-бир дин адатланы юрютмек ва жамият борчлар тапшурула болгъан. 8:30 Легион – румлуланы бир нече минг адамы булангъы асгер бёлюгю. Мунда «оьтесиз кёп» деген маънада. 10:1 Бир-бир грекче къолъязывларда бу санав етмиш деп геле. 10:13 Къайгъыны белгиси гьисапда уьстюне без гийип ва кюлню ичинде олтуруп, ону башына себе болгъанлар. 10:32 Левийлер – ибадатхананы къуллукъчулары. Сёзлюкге де къара. 11:15 Зензебил – иблисге айтылагъан атлардан бириси. 11:51 Гьабил пайхаммар Сыйлы Язывларда эсгерилеген оьлтюрювню биринчи къурбаны, Закария пайхаммар буса ахырынчыларындан бириси болуп токътайлар. 13:16 Сонгугюн – ягьудилерде сыйлы саналагъан гюн. Мусаны Къанунуна гёре, шо гюн Аллагьгъа ибадат этмекден оьзге ишни кютмек гери урула болгъан. Сёзлюкге де къара. 14:27 Оьлюм дуван гесилген адам оьлтюрюлеген ерге ерли хачын оьзю гётерип юрюй болгъан. Бу аятда «хачын гётермек» деген сёз тагъым гёчюм маънасында къоллангъан. Сёзлюкге де къара. 17:21 Грек тилден къумукъ тилге «арагъызда» деп гёчюрюлген сёзню «ичигизде» деп де гёчюрюл бола. 17:36 Бир-бир грекче къолъязывларда «Авлакъда экев болажакъ: бири алынажакъ, бириси къалажакъ» деген гесек ёлукъмай. 17:37 Бу айтыв: «оьлю сюек бар ерде къаракъушлар болагъаны мекенли йимик, бу затлар болажагъы да мекенли» деген маънаны бере. 20:27 Саддукейлер – ягьудилени арасында тувулунгъан дин ва сиясат бёлюк. Сёзлюкге де къара. 22:43-44 Бир-бир грекче къолъязывларда бу аятлар ёлукъмай.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Следствие и его главные свидетели, искусственно цепляясь за мелочи, искали тут главным образом изобличительность материала, который дискредитировал бы деятельность Соловьева и о. Васильева. Может быть, и был несколько корыстолюбив о. Алексей 308 , может быть, не забывал подчас своих имущественных интересов и «зять Распутина» (он вел какие-то коммерческие дела в Сибири; были ли то личные дела Соловьева, мы в точности не знаем – он мог представлять интересы и своего финансового патрона), но едва ли это само по себе может служить уликой для обвинения Соловьева в том, что он был не только немецким агентом и большевистским провокатором, но и похитителем общественных денег и даже – личного царского имущества, переданных ему или скрытых в известном ему месте фамильных бриллиантов. Соловьев продал содержанке ат. Семенова бриллиантовый кулон за 50 тыс. руб. – говорит Соколов; в данном случае Булыгин осторожнее своего шефа и прибавляет: «ходили слухи». «Когда военные власти обыскивали его во Владивостоке, – продолжает Соколов, – у него нашли два кредитных письма на английском языке. Неизвестное лицо предлагало в них Рус. Аз. Банку уплатить „в наилучшем размене» самому Соловьеву 15 тыс., а его жене 5 тыс. руб….» «Я спрашивал Соловьева, кто и за что дал ему это письмо. Он показал, что ему дал его незнакомец, с которым он только в первый раз встретился в поезде, по имени Ван дер Дауер». Трудно поверить такому несуразному объяснению, не прочитав непосредственно показания допрашиваемого. В самом факте наличия чека в 20 т. у зятя Распутина, собиравшегося в то время уехать за границу (и, очевидно, надолго), нет ничего необычайного. Нужно было бы посвятить много страниц для того, чтобы раскрыть гору мелких сплетен, которую накрутили свидетели, а за ними сами следователи. Но – это не важно. Слишком очевидно, что для основного утверждения следствия не было никакого конкретного материала. Можно было бы обвинять тобольских «организаторов» в том, что они внушали царской семье «лживые надежды на мнимое спасение», о котором в действительности мало кто думал и реально для которого ничего не было сделано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

М., 2007. 4. Акаев В. Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе: Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999. 5. Арухов З. С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999. 6. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. Казань, 2002. 7. Вагабов М. В. Ваххабизм: история и современность. Махачкала, 2000. 8. Васильев А. Н. Пуритане ислама. М., 1974. 9. Ваххабизм: понимание корней и ролевых моделей исламского экстремизма. Казань, 2005. 10. Гаджиев Р. Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала, 2002. 11. Гилязов И. Тюркизм: становление и развитие (характеристика основных этапов). Казань, 2002. 12. Де Лонг-Ба Н. Реформы Мухаммада ибн ‘Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. М., 2010. 13. Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2002. 14. Добаев И. П. Исламский радикализм. Ростов-на-Дону, 2003. 15. Добаев И. П., Немчинова В. И. Новый терроризм в мире на юге России: сущность, эволюция, опыт. Ростов-на-Дону, 2005. 16. Заблуждения течения «Хизб ат-Тахрир». Киев, 2004. 17. Захави Дж. Суннитская доктрина против ваххабизма. Казань 2003 18. Игнатенко А. А. Халифы без халифата. М., 1988. 19. Игнатенко А. А. Inmermeppop в России. М., 2005. 20. Поляков К. И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001. 21. Признания английского шпиона: Повествование о широкомасштабной подрывной деятельности против мусульман. Казань, 1995. 22. Сенюткина О. Н. Тюркизм как историческое явление. Н. Новгород, 2007. 23. Султанаев М. Ваххабизм – это ересь человекобожия, обрядоверие, пособничество исламофобии, уменьшение бытования сунны, грех самообожествления. Казань, 2008. 24. Требин М. П. Терроризм в XXI веке М., 2004. 25. Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы. Казань, 2015 26. Якупов В. М. «Мусульманские» секты: ахмадия, ваххабизм, неоджадидизм, нурсизм, сулейманджилар, таблиг, тенгрианство, файзрахманизм, хиз-бут-тахрир. Казань, 2003. 27. Якупов В. М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  1 Сулайман пткил Израилды патшасы еди. 2 Оны ол астындаы мелдарлары мыналар еди: Садо улы Азария – 3 Шишаны уллары Элихореф пенен Ахия – хаткерлер; Ахилуд улы Еошафат – жылнамашы; 4 Еояда улы Беная – сркрда; Садо м Абиятар – 5 Натан улы Азария – лке кимлерини баслыы; Натан улы Забуд – м патшаны мслтшиси; 6 Ахишар – сарай Абда улы Адонирам – мрдикара алынанлар стинен 7 Сулайманны пткил Израил лкелерин басаратуын он еки кими бар еди. Олар патшаны м оны й-ишин пенен тмийинлеп туратуын болып, оларды р бири жылына бир ай патшаны м оны й-ишин пенен шрт еди. 8 Оларды атлары мыналар: Эфрайымны лкесини кими Бен-Хур; 9 Маас, Шаалбим, Бейт-Шемеш, Элон-Бейт-Ханан алаларыны кими Бен-Декер; 10 Сохо м пткил Хефер жерлерин з ишине алан Аруббот лкесини кими Бен-Хесед; 11 Пткил Нафат-Дор лкесини кими Сулайманны ызы Тафатты Бен-Абинадаб; 12 Таанах, Мегиддо, Изреелди убласындаы Саретанны жанындаы пткил Бейт-Шеан м Бейт-Шеаннан Абел-Мехола менен Йомеамны ары жаына дейин созылып жатыран лкелерди кими Ахилуд улы Баана; 13 Гиладтаы Менашше урпаынан болан Яирге тийисли алаларды м Башандаы Аргоб дгерегиндеги менен оршалып, ола тмби басылан лкен алпыс аланы з ишине алан Гилад жериндеги Рамот аласыны кими Бен-Гебер; 14 Маханайым лкесини кими Иддо улы Ахинадаб; 15 Нафталий лкесини кими Сулайманны ызы Басематты Ахимаас; 16 Ашер м Беалот лкелерини кими Хушай улы Баана; 17 Иссахар лкесини кими Паруах улы Еошафат; 18 Бенямин лкесини кими Эла улы Шимей; 19 Гилад жерини, яный аморларды патшасы Сихон м Башан патшасы Огты ески жерлерини кими Урий улы Гебер. Ол сол лкени жалыз кими еди.   Сулайманны бир кнлик керек-жараы   20 Яуда м Израил халы теизди умындай кп болып, олар жеп-ишип шадлы ишинде жасады. 21 Сулайман Евфрат дрьясынан филистлерди жерине м Мысыр шегараларына шекемги барлы патшалылар стинен кимдарлы етти. Олар Сулайманны мири оан салы тлеп, хызмет етти. 22 Сулайманны сарайыны бир кнлик отыз кор сыпатлы бийдай уны, алпыс кор ири тартылан бийдай уны, 23 семиртилген он буа, алынан жигирма буа, жз ой, жне де, жейранлар, антилопалар м семиз услардан ибарат еди. 24 Сулайман Тифсахтан Газаа шекемги, Евфрат дрьясыны батысындаы пткил патшалылар стинен кимдарлы етти. Ол тираптаы барлы еллер менен тынышлыта жасады. 25 Сулайманны Даннан Беер-Шебаа шекемги Яуда м Израил халыны р бири злерини нжир м жзим аашлары астында тыныш мир срди. 26 Сулайманны арбалары ушын ыр мы ат орасы м он еки мы аты бар еди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  Гьиродну оьлюмю 20 Гьирод Сур ва Сайда деген шагьарланы халкъларына бек къазаплангъан болгъан. Олар бары да бирлешип, оьз арасындан бир нече адамны ону янына йиберелер. Пачаны ишлерини башын тутгъан къуллукъчусу Биластны оьзлени янына тартып, ярашывлукъ этмекни тилейлер, неге тюгюл олар пачаны уьлкесинден сурсат ала болгъан. 21 Белгилеген гюн Гьирод, пача гийимлерин де гийип, тахына минип олтуруп, халкъгъа сёйлей. 22 Халкъ да: – Бу сёйлейген инсан тюгюл, бир аллагьдыр, – деп къычырмагъа башлай. 23 Гьирод оьзюне Аллагьгъа йимик макътав этгенлик булан рази болгъаны саялы, Раббибиз йиберген малайик огъар гьазиринде аврув къопдура. О да хуртлагъа таланып оьле. 24 Аллагьны гьакъындагъы хабар буса баргъан сайын бек яйылып тербей. 25 Барнаба булан Савул буса, оьзлеге берилген тапшурувну кютюп, Ерусалимден къайталар. Оьзлер булан бирге Марк деп айтылагъан Югьанны да алып гелелер.     13   Элчилер Кипрде Сююнч Хабарны билдирелер 1 Исагъа иман салгъанланы Антиокиядагъы жыйынында бир нече пайхаммар ва муаллим бар болгъан. Олар шулардыр: Барнаба, Нигер деп айтылагъан Симон, киринейли Лукий, Гьирод гьаким булан бирче оьсген Манагьем ва Савул. 2 Олар Раббибизге ибадат этип, ораза тутуп турагъанда, Аллагьны Ругьу: – Барнабаны ва Савулну Мен буюргъан ишни этмек учун, Мени яныма йиберигиз, – дей. 3 Ораза тутуп ва дуа этип битгенден сонг, пайхаммарлар ва муаллимлер, Барнабаны ва Савулну башларына къолларын да салып, оланы йиберелер. 4 Аллагьны Ругьу йиберген Барнаба ва Савул Селевкиягъа гелелер, ондан таба геме булан Кипрге гетелер. 5 Саламинге етишгенде, олар ягьудилени синагогларында Аллагьны каламын билдирелер. Олагъа кёмек эте туруп, Марк деп айтылагъан Югьан да болгъан. 6 Бютюн атавдан оьтюп, олар Бафагъа геле. Онда сигьручу ва ялгъан пайхаммар болгъан Баръешу деген бир ягьуди къаршы бола. 7 Бу адам гьаким болуп турагъан Сергий Павелни янындагъылардан болгъан. Бек гьакъыллы гиши гьисапланагъан бу гьаким, Барнабаны ва Савулну оьзюню янына чакъыртып, Аллагьны каламына тынгламагъа сюе. 8 Амма Баръешу (огъар дагъы да Элима деп де айтыла болгъан; шо ат «сигьручу» деп гёчюрюле) бу ишде олагъа бек къаршылыкъ этип айлана ва гьакимни имангъа айландырма къоймасны къастын эте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Книга сокровищ» (ок. 817?) представляет собой богословско-философскую энциклопедию в 6 частях: 1-я ч. (33 главы) посвящена простым и сложным элементам (по Аристотелю), сотворению Богом мира путем их различных сочетаний, свойствам человеческого тела и животных; во 2-й ч. (23 главы) И. Э. подробно останавливается на связи свойств тел людей и животных с соотношением элементов в них; в 3-й ч. (20 глав) рассматриваются органы чувств и объекты их восприятия; 4-я ч. (18 глав) посвящена преимущественно вопросам геологии; 5-я ч. (26 глав) - явлениям природы и астрономии (в антиастрологическом ключе); 6-я ч. (11 глав) - ангелам, концу света, воскресению мертвых, существованию ада и рая. При описании всех уровней мироздания у И. Э. доминирует принцип троичности, что, вероятно, отражает имплицитную антимусульм. направленность сочинения. Помимо античной (Аристотель, Гиппократ, Гален) в труде И. Э. нашли отражения персид. и инд. традиции; имеются параллели с «Книгой тайны творения», приписываемой Аполлонию Тианскому (сохр. в араб. пер. Хунайна ибн Исхака, выполненном с сир. пер. Сергия Решайнского (VI в.)). Впосл. «Книгу сокровищ» использовали мусульм. ученый ат-Табари (839-923), несторианский лексикограф и врач Ишо бар Али († 1001) и сиро-яковитский писатель Иаков бар Шакко - автор одноименного сочинения (1231). Соч.: Encyclopaedia of Philosophical and Natural Sciences as Taught in Bagdad about A. D. 817, or Book of Treasures/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1935; Book of Treasures/Transl. Y. Habbi, B. Daniel. Piscataway (N. J.), 2009 (на араб. яз.). Ист.: Ibn Abi Useibia. [‘Uyun al-anba " f abaqat al-aibba " ]/Hrsg. A. Müller. Königsberg, 1884. Bd. 1. S. 170, 294; The Fihrist of al-Nadim: A 10th Cent. Survey of Muslim Culture/Ed., transl. B. Dodge. N. Y., 1970. Vol. 2. P. 587. Лит.: Mingana A. Catalogue of the Mingana Collection of Manuscripts. Camb., 1933. Vol. 1. Col. 1034-1039; Lewin B. Job d " Edesse et son Livre des Trésors//Orientalia Suecana. Uppsala, 1957. Vol. 6. P. 21-30; Degen R. Wer übersetzte das 6. Buch der Epidemienkommentare Galens ins Arabische?: Zugleich ein Beitrag zur Textgeschichte der «Risala» des Hunain b. Ishaq//Die Welt des Orients. Gött., 1979. Bd. 10. S. 73-92; Drijvers H. L. W. Job d " Edesse//DHGE. T. 27. Col. 1396-1400; Le Coz R. Les chrétiens dans la médecine arabe. P., 2006.

http://pravenc.ru/text/578202.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010