Kallistos Ware . The Monk and the Married Christian: Some Comparisons in Early Monastic Sources, published in ‘Eastern Churches Review’, Volume VI, Number I, Spring 1974 Перевод – Александр Евгеньевич Шперл Ascetic Homily (MPG LXXXV, col. 1857, 1858). F. Nau (ed.), ‘Histoires des solitaires égyptiens’, §250, in Revue de l’Orient chrétien XIV (1909), p. 365 Athanasius, Vita Antonii 2 (MPG XXVI, col. 841c) Apophthegmata, alphabetical collection, Arsenius 1 (MPG LXV, col. 88b). (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов — прим . пер . ) Vita Prima 37 (ed. Halkin, p.23, lines 15-16) Coll. XXI, 1-10. (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу, Собеседование 4, Глава 10 — прим. пер. ) Феона, «поспешно оставив все мирское имущество, ушел в монастырь. Здесь за короткое время он просиял таким блеском святости и смирения, что после переселения блаженной памяти Иоанна из этого мира к Господу, также после отшествия святого мужа Илии, который был не меньше своего предшественника, Феона третий, избранный суждением всех, вступил в распоряжение экономией.» — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу, глава 9. Евстафий Севастийский, например, был осужден Гангрским Поместным собором (341 г.) за то, что придерживался подобного мнения, но, возможно, это обвинение несправедливо. См. постановления 1, 4, 9, 10 и 14 этого собора (Hefele-Leclercq, Histoire des Conciles, I, 2 [Paris 1907], pp. 1032-8). Ср. с J. Gribomont, ‘Le monachisme au IVe s. en Asle Mineure: de Gangres au Messalianisme’, in Studia Patristica II (Texte und Untersuchungen LXIX: Berlin 1957), pp. 400-15. Orat. XL, 18 (MPG XXXVI, col. 381b). (Слово 40. На святое крещение — прим.пер. ) Mystic Treatises by Isaac of Niniveh, tr. by A.J. Wensinck (Amsterdam 1923), p.102; Theodore the Studite, Ep. II 43 (MPG XCIX, col. 1245ab) Hom. in Ezech. II, v, 19 (MPL LXXVI, col. 996a)

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

1 . Этот стих НЕ является позднейшей интерполяцией. 2 . Этот стих известен с древнейших времён и прослеживается на латинском православном Западе в каждом столетии: – на этот стих ссылался Тертуллиан (Против Праксея 25; 31), – В середине III века – священномученик Киприан Карфагенский (хотя он даёт не дословную цитату, а ссылку) 1 , – в IV веке – Идаций (MPL, vol. 62, col. 359), – Присциллиан, блаженный Иероним Стридонский (который ругает греческих переписчиков, часто опускающих этот текст) (MPL, vol. 29, col. 847А), – в V веке – автор сочинения “Против Варимада”, – а также – внимание! – православные отцы на Карфагенском соборе 485 года 2 , Вигилий Тапенсийский (MPL, vol. 62, col. 243) и Виктор Витенсийский, – к этому же столетию относятся два древних латинских манускрипта, включающих этот стих. – В VI веке стих цитируют такие авторы как (MPL, vol. 65, col. 500) и Кассиодор (MPL, vol. 70, col. 1373), – в VII веке – святой Исидор Севильский , – к тому же есть ещё один латинский манускрипт, датированный этим веком, включающий 7 стих, – в VIII веке его цитирует святой Беда Достопочтенный , и так далее. 3 . В настоящее время довольно надёжно установлено, что этот текст был в Итале – старолатинском переводе, выполненном во II веке 3 . Утверждение Мецгера о том, что его не было в Вульгате бл. Иеронима, также подвергнуто серьёзной критике, доказывающей, что в Вульгате изначально этот текст был, хотя и встречаются древние рукописи, где он отсутствует. Кроме того, установлено, что этот текст есть в древнем Армянском переводе (манускрипт и подвергнуто критике утверждение Мецгера, что его нет в Пешитто (сирийском переводе) 4 . Это утверждение было сделано без достаточного изучения сирийских рукописей, основываясь только на шести изданиях текстов. 4 . Есть греческие рукописи, датированные ранее, чем издание Эразма Роттердамского, содержащие обсуждаемый стих 5 . Сама история с “подделкой для Эразма” подвергнута критике рядом авторитетных исследователей этого видного деятеля Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

1) Григорий Великий (540—604): «Нравственные поучения, или толкования на книгу Иова»  (Moralia in Iob XIX, 49); 2) Псевдо-Григорий Великий (Роберт Тумбаленский, XI в.): «Толкование на Песнь Песней» (Super Cantica Canticorum expositio, cap. VII, 12-13: MPL 79, 536B); 3) Хуго из Фольето (XII в.): «О зверях и о других вещах» (De bestiis et aliis rebus I, 23: MPL 177, 24; III, 56: 111-112); 4) Рихард Сен-Викторский (ум. 1173): «Разъяснение Песни Песней» (Explicatio in Cantica Canticorum, cap. 37: MPL 196, 569-570); 5) Алан Лилльский (ок. 1128—1202): «Вторая проповедь о Святом Кресте» (Sermo II De Sancta Cruce; MPL 210, 223-226); «Словоразличия»  (Distinctiones dictionum theologiae: MPL 210, 887-889). Двумя главными толкованиями символа пальмы были следующие: а) праведный человек, «святая душа» (sancta anima); б) крест Христов (crux Christi). В содержании «трактата о пальме» произошло соединение нескольких мотивов: корень Иессеев, духовное восхождение по Дионисию Ареопагиту, символика числа семь, лестница Иакова. Ближе всего к «трактату о пальме» по структуре стоит вторая проповедь Алана Лилльского «О Святом Кресте». По ряду признаков пальма у Алана символизирует Крест, а Крест, в свою очередь связывается, с лестницей Иакова, у которой шесть ступеней. Названия ступеней лестницы и ветвей пальмы не совпадают, но последняя, шестая ступень — «смерть суровейшая», «смерть чудесная» (mors durissima, mors admiranda) перекликается с седьмой ветвью — «совлечение человеческого естества», «совершенная сладость» (defectus vel defectio, ganzin surickait). Однако перечисление ступеней в проповеди Алана — лишь одно из «разделений» (divisio)  и занимает сравнительно немного места. В «трактате о пальме» за этим разделением следует «распространение» (dilatatio) пунктов разделения, которое разрастается до масштабов всего текста и выполняет функцию несущего каркаса. Все описания пальмы в сочинениях других богословов не развиваются до сколько-нибудь значительного по объему отрезка текста и носят частный характер в общем контексте произведений.

http://bogoslov.ru/event/5741472

Vitae Patrum VI, III, 17 (MPL LXXIII, col. 1013d-1014b) В их ответе в коптской версии сквозит несколько негативное отношение к христианскому браку: «Как желаешь спасти то, что осквернено?» (Amélineau, loc. cit.) MPL LXXIII, 1014b Theological and Practical Chapters, III, 65 (ed. Darrouzès, Sources chrétiennes 51, p.100) Пер. C.F. Kelley (London 1954), p.107 Как верно указал Père Bruno de Jésus-Marie, ‘Liminaire’, в Mystique et continence (Etudes carméliraines, 31e année: Bruges 1952), p.12. MPL LXXIII, col. 778c. Эта мысль выражена другими словами в сирийской версии, отредактированной Wallis Budge: «Воистину девство само по себе ничто, равно как и монашеская жизнь, супружество, жизнь в миру; потому что Бог ищет человеку лучшее для его спасения и каждому посылает Духа Святого» (The Paradise or Garden of the Holy Fathers, vol. II, p.151). Как и в случае с историей о Макарии и двух женщинах, этот рассказ существует в нескольких вариантах: (i) на латыни: Vitae Patrum III, 130 и VII, XV, 2 (MPL LXXIII, col. 785cd и 1038bc) (ii) на сирийском: Wallis Budge, The Paradise or Garden of the Holy Fathers, vol. II, pp. 149-50: здесь мирянин — портной, и кроме того, есть слова «милостыня и добрые дела», которых нет в латинской версии. (iii) на греческом: (a) Apoph., alphabetical collection, Antony 24 (MPG IXV, 84b). Здесь мирянин — лекарь; Антоний слышит, что этот врач “равен ему», но история не имеет дальнейшего развития, и Антоний не идет к нему за разъяснениями. (b) Nau,  ‘Histoires des solitaires égyptiens’, §67, in Revue de l’Orient chrétien XII (1907), pp.394-5. Здесь имя монаха не указано, а мирянин — зеленщик; история, в отличие от латинской версии, имеет продолжение. Nau, §67 Pratum Spirituale 194 (MPG LXXXVII, col. 3307c-3077a) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

В замкнутом мире римо-католических учебных заведений схоластика в течение ряда веков сохраняла периферийное, но не всегда непродуктивное существование. Среди проявлений запоздалой схоластики раннего Нового времени необходимо отметить творчество испанского иезуита Франсиско Суареса , а также православный вариант схоластики, насаждавшийся в Киеве митрополитом Петром (Могилой) и оттуда распространявший свое влияние на Москву . После разрыва традиции в эпоху Просвещения, в контексте романтического и постромантического историзма XIX века, интерес римо-католических ученых к схоластике стимулировал историко-философские штудии, публикации текстов и т. п. Проект модернизирующей реставрации схоластики в виде неосхоластики, которая давала бы ответы на современные вопросы, в 1879 был поддержан папским авторитетом в энциклике Льва XIII Aetemi Patris (см. подробнее неотомизм ). Сильным стимулом для этого проекта оказалось в XX веке противостояние национал-социализму и коммунизму . Это противостояние создавало потребность в апелляции к идеалу " вечной философии " (philosopha perennis), a также в синтезе между принципом авторитета, способным состязаться с авторитарностью тоталитаризма, и противопоставляемым тоталитаризму принципом личности, в примирении христианских и гуманистическим нравственных принципов. Первая половина и середина XX века - время, когда наследие схоластики казалось для некоторых влиятельных мыслителей - как Ж. Марешаль, Ж. Маритт, Э. Жильсон и др. - сокровищницей методов для преодоления современных проблем . В римо-католицизме после II Ватиканского собора неосхоластика не исчезла как возможность, но границы ее идентичности, как и признаки ее присутствия в современной культуре, становятся все менее очевидными. Литература Использованные материалы   In Porph. Isagog., MPL 64, col. 82—86.   De divina omnipotentia, 5,621, MPL, 1.145, col. 603.   Met. XI, с. 1, р. 1059Ь25, пер. А. В. Кубицкого.   Alanus de Insulis. De Fide Cath. 1,30, MPL, t. 210, 333 A.   In librum de caelo 1,22.

http://drevo-info.ru/articles/21492.html

15 W.H. von de Sande Bakhuysen. Der Dialog des Adamantius (Περ τς ες Θεν ρθς πστεως). Lepizig 1901 (Grienchisch-christl. Schriftsteller. Bd. IV). 16 Prof. Alb. Ehrhard. Die altchristliche Litteratur und ihre Erforschung von 1884–1900. 1 Abth. Freiburg in Br. 1900, S. 625–626. 20 Об определ. Никейского собора: Русск. пер. изд. 1851 г., ч. 1, с. 348, 352. Сравн.: Сократ, Церковная история. 6:13. 22 Leipold Joh. Didymus der Blinde von Alexandria. Leipzig, 1905 (Text. u. Untersuch., herausgeb. v. Gebhard und Harnack, N. F. XIV, 3). 23 Сократ, Церковная история. 4:25. Блаж. Иероним, Adv. Rufinum, I, 6: MPL, 23, 402; I, 16; MPL, 23, 409; II, 16: MPL, 23, 438–439. 29 Prof. K.Holl. Amphilochius von Ikonium in seinen Verhältniss zu den grossen Kappadoziern. Tubingen und Leipzig, 1904. 30 Проф. A.A. Спасский. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни. Сергиев Посад. 1895, с. 10–17. 34 Preuschen Erw в: Realencyclopedie für protestantische Theologie, herausgeb. v. Prof. Alb. Hauck (3 Ausg.), Bd.  V, S. 617. 36 Prof. R.Holl. Amphilochius von Ikonium, S. 254–261. Сравн.: Weiss H., Die Kappadocier Basilius, Gregorius von Nazianz und Gregor von Nyssa als Exegeten. Ein Beitrag zur Geschichte der Exegese. Braunsberg 1872, S. 59 ff. 37 Tixeront J. Histoire des dogmes. II: De saint Athanase a saint Augustin (318–430). Paris 1909, p. 13. 38 Prof. H.Kihn. Die Bedeutung der Antiochenischen Schule auf dem exegetischen Gebiete, nebst einer Abhandlung über die ältesten christlichen Schulen. Weissenburg 1866, Prof. H.Kihn. Theodor von Mopsuestia und Julius Africanus als exegeten. Freiburg in Br. 1880, S. 1–32. Prof Adolf Harnack в Realencyklopedie fur protestantische Theologie und Kirche, herausgeb, v. Prof. Alb. Hauck (3 Ausg.), Bd. I (1896), S. 592–595. 39 Prof. A.Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. II, S. 78–79, Anmerk. 3. Prof. H. Kihn, Ueber θεορα and αλλεγορα nach der verlorenen hermeneutischen Schriften der Antiochener (в: «Theolog. Quartalschr,» 62 (1880), 4, 531 ff.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

MPG XCI, col. 391-408 Encomium S. Gregorii Thessalonicensis (MPG CLI, col. 573b-574b); De passionibus et virtutibus (MPG CL, col. 1056a) Эти рассказы относятся к более общей категории Streitnovellen или «рассказы о соперничестве». В этих рассказах человек, соперничающий с монахом, мог быть другим аскетом или даже мирянином; в этой статье рассматривается только второй случай. Чтобы ознакомиться с первым видом историй, в котором монах соперничает с монахиней или другим монахом, см. Jerome, Vita Pauli 7 (MPL XXIII, col. 22a: St Paul the First Hermit and St Antony); Paladius, Historia Lausiaca 17 (ed. Butler, 52, 1-53, 13: Macarius of Alexandria and the monks of Tabennesis); HL 34 (98, 16-99, 19: Piteroum and the fool in Christ); HL 37 (113, 16-116, 2: Sarapion and the virgin at Rome); Historia Monachorum in Aegypto 11 (ed. Festugière, 89, 1-92, 37: Sourous and Anouph); Apoph., alphabetical collection. Ammoun of Nitria I (MPG LXV, col. 128b); а также историю двенадцати отцов, отредактированную J.-C. Guy, ‘La Collation des douze anachorètes’, in Analecta Bollandiana LXXVI (1958), pp. 419-27 (cf. Vitae Patrum VII: MPL LXXIII, col. 1062d-1064c). Чтобы ознакомиться с современными обсуждениями этой проблемы в «рассказах о соперничестве», где приводятся параллельные места из Дельфийских легенд, см. книги R. Reitzenstein, Hellenistische Wundererzählungen (Leipzig 1906), pp. 75-76, и Historia Monachorum und Historia Lausiaca (Göttingen 1916), pp. 34-49, 67-69, 90-93; а также следующие труды A.-J. Festugière: ‘Le problème littéraire de l’Historia Monachorum’, Hermes LXXXIII (1955), pp. 272-7; ‘Lieux communs littéraires et thèmes de folklore dans l’hagiographie primitive’, Wiener Studien LXXIII (1960), pp. 142-5: и Les moines d’orients, IV/1. Enquête sur les moines d’Egypte (Historia Monachorum in Aegypto) (Paris 1964), pp. 78, 90-91. Apoph., alphabetical collection, Silvanus 2 (MPG LXV, col. 408c), «Изречения египетских отцов» — прим.пер. Примеры см. в Symeon the New Theologian, Catechesis V (ed. Krivocheine, Sources chrétiennes 96, pp. 434-8)

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

Текст был отредактирован Ф. Нау в Patrologia Orientalis VIII (1912), pp. 171-4. Действие разворачивается на 39 году правления Феодосия II (447 AD). Hom. XI, 8 (MPG XXXIV, col. 581a). Сравните с Kallistos T. Ware, ‘Pray Without Ceasing’: The Ideal of Continual Prayer in Eastern Monasticism’, ECR II (1969), pp. 253-61, «Добротолюбие. Том 1» — прим.пер. Apoph., alphabetical collection, Eucharistus (MPG LXV, col. 168d-169b); cf. The Paradise or Garden of the Holy Fathers, ed. E.A. Wallis Budge (London 1907), vol. II, p. 149 Другие примеры девства в браке см. в Palladius, HL 8 (27, 4-21: Ammoun of Nitria), и в Cassian, Coll. XIV, 7. Одна из самых удивительных подобных историй описана в Vertus de Saint Macaire (ed. E. Amelineau, Histoire des Monasteres de la Basse-Egypte [Annales du Musee Guimet, vol. XXV: Paris 1894], pp. 178-80). Женатый мужчина, у которого семь детей, говорит Макарию: “До сего дня я не делю с женой ложа, и она не познала меня, и я понятия не имею, чьи это дети, от кого она их рожала, и по милости Божией я ни разу не сказал ей худого слова». Hist. Mon. 14 (ed. Festugière, 102, 1-109, 121). )Жизнь пустынных отцов. Творения пресвитера Руфина» — Прим. пер. ) Сравните яркий рассказ о святом Феодуле Стилите и Корнелии: H. Delehaye, Les saint stylites  (Bruxelles/Paris 1923), pp. CXVIII-CXIX; Festugière, Les moines d’orient, IV/1, p.90, n.1. Hist. Mon. 16 (MPL XXI, 439b) ), «Жизнь пустынных отцов. Творения пресвитера Руфина» — Прим. пер. Существует несколько версий: (i) на латыни: Vitae Patrum III, 97 и VI, III, 17 (MPL LXXIII, col, 778c, 1013d-1014b) (ii) на коптском: Apophtegmes sur Saint Macaire (ed. Amélineau, Histoire des Monastères de la Basse-Edypte, pp. 228-30) (iii) на сирийском: Wallis Budge, The Paradise or garden of the Holy Fathers, vol. II, pp. 150-1. (iv) греческий текст, насколько мне известно, еще не был опубликован; он встречается в MS. Coislin, 126, не включенном в окончательную редакцию труда Нау, а также упоминается в §489 у J.-C. Guy, Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Partum (Bruxelles 1962), p. 67

http://pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-b...

Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Перечень источников и (важнейших) пособий, которыми автор пользовался при написании настоящего исследования 4138 Ambrosii “Opera”. Edit MPL, tt. XIV – XVI u Academiae Literarum Caesareae Vindobonensis, partes I, II, IV. Адамов И. И. «Учение о Троице св. Амвросия Медиоланского » в «Богословском Вестнике» за 1910 год (есть и отдельная брошюра, Сергиев Посад, стр. 1 – 63). Dr. Peter Asslaber. “Die persönlichen Bezeihungender drei grossen Kirchenlehrer: Ambrosius, Hieronymus und Augustinus”. Wien, 1909. Священник И. Артинский. «Св. Амвросий Медиоланский , его жизнь и пастырская деятельность». «Христианин» за 1909 год. Allois Baunard. “Geschichte des heiligen Ambrosius” aus dem Französischen überzetzt und mit Anmerkungen versehen von Iohann Bittl. Freiburg im Breslau, 1873. Fr. Böriner. “Ambrosius, Erzbischof von Mailand. Eine Darstellung seines Lebens und Wirkens”. (Из серии Die Kirche Cristi, t. X). Halle a S. 1884. M. Albert de Broglie. “L’Eglise et l’empire romaine au IV-e siècle”. Tt. V-VI (l’roisieme partie “Valentinien et Theodose”, I-II). Paris, 1866. Le Duc de Broglie. “St. Ambroise” Paris, 1899. (Broglie, “St. A.”). Peter Cannata. “De s. Ambrosii libris qui inseribuntur De officiis ministrorum quaestiones”. Modica, 1909. Ceiller. “Histoire des auteurs sacres et ecclesiustiques”. Tome einquieme, 2 Edit., Paris, 1866. A. Degert. “Les idèes morales de Cicéron”. Paris, 1907. S. Deutsch. “Des Ambrosius Lehre ...” Berlin, 1907. … Dr. Paul Ewald. Dr. Th. Förster. “Ambrosius, Bischof von Mailand”. … E. Hasler. Rudolf Hirzl. … J. B. Kellner. “Der heilige Ambrosius, bischof von Mailand, als Erklärer des altes Testamentes”. P. de Labriolle. “Saint Ambroise”, Paris, 1908. … S. Lisicki. “Quod s. Ambrosius de ss.Euchatologia dokueru, inquinitur”. Протоиерей В. Молоденский. «De officiis» Цицерона и св. Амвросия Медиоланского ». И. Невзоров. Dr. J. E. Niderhuber. “Die Lehre des hl. Ambrosius vom Reiche Gottes auf Erden”, “Die Eschatologie des heiligen Ambrosius”. … … … Пётр Поспелов. «О должностях священнослужителей церкви Христовой». 4138 В книге обычно указывается только автор. В скобках отмечены те сокращения, под которыми цитируются различные труды одного и того же автора. Читать далее Источник: Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского/Г.В. Прохоров. - Санкт-Петербург : тип. В.Д. Смирнова, 1912. - XII, 438, VI, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2829 De viduis 12, 72; Exhortatio virginitatis 3, 17; De virginibus I, 5, 23; De officiis ministrorum II, 17, 87. 2834 B De off. m. I, 30, 152 св. Амвросий говорит, что даже из священнослужителей не все могут раздавать имеющееся у них, но что он не считает таких несовершенными, если только они усердно исполняют своё служение. Cp. Ibidem I, 11, 37. Отсюда, между прочим, можно видеть ошибочность следующего утверждения Г. Ульгорна («Христианская благотворительность в древней церкви». Перевод с немецкого. СПб., 1899, стр. 245): «Амвросий с полным правом напоминает Симмаху, что те, кто делаются священниками, отказываются от своей собственности». Правда, в своём опровержении доношения Симмаха св. Амвросий пишет, что священник свободу своего служения покупает ценой потери всего своего имения (13). Но, как видно из контекста, здесь речь идёт не о собственности вообще, а о достающейся по завещанию или отца (patrimonium), или благочестивых христиан (точнее, христианок) (private successionis emolumenta). Принятие клириками «завещанной собственности» им действительно было запрещено одним из законов (20-м – MPL t. XVI, p. 975, and. “f”) Валентиниана или, как выражается св. отец, recentibus legibus (13). 2835 Св. Амвросий жалеет о временах гонения, он сам хотел бы пострадать и рекомендует пострадать и другим, если представится случай славной смерти (De off. m. II, 30, 153), хотя и советует не браться за непосильное дело мученичества тем из христиан, которые не чувствуют себя достаточно для того сильными (De off. m.I, 36, 186. Cp. In Luc. IV, 41; In ps. 118, 9, 2; 14, 17; 20, 44). Ориген учил, что, если Христос принёс за людей искупительную жертву, то и люди, со своей стороны, должны приносить жертвы. К таким жертвам Ориген относит прежде всего мученичество, потом милостыню, прощение обид и т. д. Comm. in Iob. t. I, 3; Exhort. ad martyrium 30, 50; In Levit. hom. II, 4, особенно IV, 9. 2836 De excessu fr. I, 53; De officiis ministrorum Ii, 6, 27. Впрочем, чистота не есть ещё само целомудрие. De viduis 13, 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

  001     002    003