Архим. Иоанн (впоследствии Епископ Смоленский – умер 1869 г.) в толковании этих правил говорит, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению от индеферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры. Особенное значение это имеет для духовных лиц, обязанных служить примером для других в строгом охранении святыни православного вероисповедания. В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам Св. Таин, ни вообще совершать для них какой-либо службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с Церковью; тем менее он может допустить еретического священника к какой-либо службе для православных. 46-е пр. Никифора Исповедника повелевает: «в церкви, основанныя еретиками, можно входить лишь в нужде, как в простой дом, и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно будет и петь, однако в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни вжигать лампад и свечей». На вопрос, должен ли священнослужитель молиться в присутствии еретиков, и не будет ли то нимало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие, Тимофей, Епископ Александрийский (скончался 355) ответил: «В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению (елицы оглашении) изыдите. Посему таковые, т. е. еретики, не должны присутствовать, если не обещаются покаяться и оставить ересь». 6) Б огопочитание состоит в исполнении своих обязанностей к Богу, так как они составляют основу всех наших обязанностей. Неисполнение этих обязанностей есть тяжкое церковное преступление. Оно выражается в различных видах, как-то: а) божба, хула на Бога, богохульство. Господь наш Инсус Христос, назвав всякую клятву служением диаволу ( Mф. V, 37 ). определенно говорит: «хула на на Духа Святого не простится человеку... ни в сем веке, ни в будущем» ( Mф. XII, 31–32 , ср. Mф. XXVI, 65 . Лyk. V, 21 , Иоанн X, 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих. Место, куда отходят души грешников после частного суда, в Свящ. Писании и в писаниях древних учителей церкви называется: адом ( Лyk. XVI, 23 ; Дeяh. II, 51 ), тьмою кромешною ( Mф. XXII, 13; XXV, 30, 46 ), темницею духов ( 1Nemp. III, 18 ), бездною ( Лyk. VIII, 31 ), преисподнею ( Фuлun. II, 11 ), геенною ( Mф. V, 22; X, 28 ); печью огненною ( Mф. XIII, 50 ; Лyk. XII, 2 ) и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божья (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68). Где именно находится место мучения грешников – ад, об этом были только мнения. Само Слово Божье оставляет этот вопрос нерешенным. Этот вопрос, наравне с другими вопросами: где престол Божий? когда и как совершится кончина мира? и проч. – принадлежит к числу тех вековечных вопросов, которые искони занимали и занимают пытливый ум человеческий и для решения которых он употребляет все свои усилия... Но теперь, когда мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и когда знаем все только отчасти ( 1Kop. XIII, 12 ), многое и на небе, и на земле, должно навсегда оставаться для нас неразгаданным и неразрешимым. Одни, на основании слов Писания (Числ. XVI, 30 – ,34; Иезек. XXVI, 20; XXXI, 18 и др.), представляли себе ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней (самое слово ад – греческое – означает низменное, весьма глубокое место). Другие, как напр., св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геенна? По моему мнению, где–нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геенна будет где–нибудь вне этой вселенной» 244 . – Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается... И так будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На Мф. Х, 23–33 . Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди • Презрение смерти избавляет от истинной смерти • Для исповедания Христа нужна помощь благодати • Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание • Не должно бояться смерти • Должно радоваться, что тело истлевает • Сколько худых последствий имело бы неистление тел • Красота души сообщает благообразие телу • Должно любить и искать красоты душевной. Беседа 35 На Мф. Х, 34–42 . Единомыслие не всегда полезно • Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая • Единство и согласие ветхого и нового заветов • Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию • Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть • Награда принимающим апостолов • Должно принимать всякого нуждающегося в помощи • Не должно упрекать просящего милостыни • Нужда извиняет бесстыдство просящего • Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство • Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости. Беседа 36 На Mф. XI, 1–6 . Цель посольства Иоаннова ко Христу • Ответ Христа ученикам Иоанна • Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде • Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами • Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией. Беседа 37 На Mф. XI, 7–24 . Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа • Почему Иоанн назван большим пророка • Христос не может быть сравниваем с Иоанном • Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия • Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели • Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания • Увещание к странноприимству • Против срамных песен и рассказов • Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами • Где нужно искать чистых удовольствий. Беседа 38 На Mф. XI, 25–30 . Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях • Смирение делает человека достойным откровения • Единосущие Сына с Отцом • Невозможность полного познания Отца и Сына • Смирение • мать всякого любомудрия • Иго порока тяжелее ига добродетели • Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых. Беседа 39

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

VII Малая леность подвергает нас великим опасностям. Поясняя сие, авва Дорофей говорит: пошел я не давно к одному брату и, найдя его изнемогшим от болезни, беседовал с ним и узнал, что он только семь дней пробыл в горячке, и вот прошли другие сорок дней, а он еще не находит в себе крепости... Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя. VIII Вопрос. Слово Божие взимает ли духовное врачевство от вещественного мира? Ответ. Часто, и в Ветхом и Новом Завете. Так Господь Иисус Христос , желая исцелить нас от суетной многопопечительности житейской, цельбоносное слово берет от примера птиц и цветов. «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» ( Mф. VI, 26 ). Так врачует Господь тех, кои душою своею пекутся излишне о пище и питии. Также врачует Он недуг излишней заботливости об одеянии: «И о одежде что печетеся; – глаголет. – Смотрите крин селных, како растут, не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих... Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся. Всех бо сих языцы ищут» ( Mф. VI, 28–29, 31–32 ). IX Вопрос. Какою видимостию в мире Господь врачует самонадеянность духовную, т.е. надежду преуспеть в жизни духовной собственными силами? Ответ. Сею. " Кто же от вас пекийся может при ложити возрасту своему лакоть един?« ( Mф. VI, 27 ). Размыслим, что нам должно посему делать при нашем старании? Молиться, молиться и молиться. X Вопрос. Иоанн Креститель откуда берет лекарство против безстрастия и безпечности? Ответ. Из сада и с гумна. «Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, не творящее плода добра: посекается и во огнь вметается» ( Лk. III, 9 ). Это из сада. «Емуже – Христу – лопата в руку Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем не гасающим» ( Лk. III, 17 ) Это рецепт с гумна! Воспользуемся им, безстрашные и беспечные.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

IV. Нарождение духовной жизни в человеке совершается чрез крещение духом, которое символизируется крещением водою. В области сознания нарождение духовной жизни начинается покаянием и верою. «Покайтесь; ибо приблизилось царство небесное» ( Mф. III, 2 ), проповедовал Иоанн Креститель. «Исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь, и веруйте в Евангелие» ( Mp. I, 15 ): так начал проповедовать Иисус Христос (ср. Mф. IV, 17 ). Призывом к покаянию начали свою проповедь и апостолы ( Дeяh. II, 38 ). Покаяние (μετνοια), как покаяние в жизнь (μετνοια ες ζων), Дeяh. XI, 18 ), в отличие от Uak. V, 16 (признавайтесь друг перед другом в проступках), как начало духовной жизни, есть полная перемена в человеке мыслей или чувствований, внутреннего настроения (φρνησις), так что человек становится другим. Это перемена стремления к самодовольству и самоправедности на сознание своего материального ничтожества. К сознанию своего материального ничтожества, своей беспомощности, тленности и ничтожности всего мирского человек может прийти сам по себе, может быть доведен страданиями и неудачами своей мирской, лично – человеческой жизни. Но это сознание само по себе совершенно пусто и ведет или к отчаянию, или к нирване, в основе которой то же отчаяние. Это сознание обращается в плодоносящую смерть, когда оно становится отречением от себя ради жизни для Бога ( Puмл. VI, II; XIV, 8 ; 2Kop. V, 15; I Пет. IV, 2), когда оно соединяется с верою в евангелие, в наступление царствия Божия: «исполнилось время, и приблизилось царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mp. I,15 ). Поэтому лишь предтеча Христа – предварительно и Сам Христос подлинно могли проповедовать покаяние в жизнь. Проповедь Иоанна Крестителя о покаянии была, по справедливому замечанию одного из позднейших богословов, комментарием на Puмл. III, 20 : «делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех». Ветхозаветный закон был дан евреям для того, чтобы породить в них сознание своей греховности, своего нравственного бессилия. Между тем евреи, за исключением небольшого «остатка», во всем своем объеме, а преимущественно в тех частях, которые сами себя считали высшими, видели в ветхозаветном союзе с Богом основу своего достоинства, а в исполнении закона находили источник своей самоправедности. Вот на эту-то национальную гордость и были направлены обличения Иоанна Крестителя. Он ясно и, что особенно важно, с указанием на приблизившееся царствие небесное, говорил то, что символически выражал ветхозаветный закон. Проповедь Иисуса Христа о покаянии стоит в связи со всем Его учением о царствии небесном, о царствии кроткого Сына человеческого, и особенно уясняется первыми так называемыми заповедями блаженства: призывая к покаянию, Он призывал к нищете духовной, плачу, кротости и пр. Его проповедь о покаянии сводится к Его наставлению: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Mф. XVIII, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Между ветхим и новым заветом находится великий Пророк Предтеча Иоанн, представивший начало и образ иночества в новом завете. Сам Спаситель, родившись от Девы, отдал этим предпочтение девству. Сам заповедал последователям своим отречься, от себя для него (Мф. XVI, 24), искать прежде, царствия небесного ( Mф. VI, 34 ), не стяжать ни сребра, ни двух риз ( Лyk. IX, 31 ) и для приобретения высшего совершенства раздать имение свое нищим ( Mф. XIX, 21 ). Он же говорил, что суть скопцы, иже скопишася царствия ради небесного ( Mф. XIX, 14 ). Апостол Иоанн Богослов, Иаков, Павел, Филипп и Андрей Первозванный были девственниками. Апостол Павел прямо говорил: хощу, да вси человецы будут, яко же и аз (скор. VII, 7); не оженивыйся печется о Господнем, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1кор. VII; 32, 33); вдаяй браку дщерь свою добре творит, и невдаяй лучше творит (VII, 38). По этому сами Апостолы распространяли иночество. Апостол Павел привел к иночеству, по свидетельству Св. Златоуста, двух жен императора Нерона. – Апостол Петр, по свидетельству Климента, обратив в Христианскую веру в Риме Софию и с ней три тысячи человек, желающим из них высшего совершенства жизни, велел проводить целомудренную жизнь и 160 христиан постриглись и проводили уединенную жизнь. Также Марк, ученик Петров, по свидетельству Евсевия, устроил в Египте много монастырей и предал им иноческий образ жизни. В церкви Христовой всегда были два рода жизни: жизнь супружеская и девственная, как об этом свидетельствуют: Дионисий Ареопагит , Евсевий, Афанасий Великий и Василий Великий . – Таким образом, если иноки поступили против Св. Писания, то и Пророки и Апостолы оставили заповедь Божию; но последние не оставляли заповеди Божией, также и Св. и Преподобные отцы наши – иноки не отвергли Св. Писания и не держат предания человеческого. – Апостолы, будучи поставлены учителями вселенной, не все свое учение предали письменно, но многое из их слов сохранили Св. Отцы. Тоже должно сказать и об иночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Итак, «желая духовного совершенства, – скажем словами Антония, еписк. Смоленского («Собрание слов»), – мы должны полагать в основание своей деятельности глубокое смирение и самоуничижение. Господь Иисус Христос внушает нам сие повсюду в Евангелии, Mф. XVI, 24; V, 3 ; Лyk. XVIII, 14 . Но яснее всего Он учил сему собственным совершеннейшим примером, 2Kop. VIII, 9 ; Фил. И, 5–11; Mф. XI, 29 ... В сознании своего ничтожества именно заключается тайна возвышения и приближения к царству небесному». Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20– 25 ) и пр. Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2–4, 9–10; I Пет. I, 6–9; IV, 12–14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др. И не только собственно страдания предрекаются последователю Христа, но его преследует и уничижение, не исключая сознания нравственного зла. Здесь мы прежде всего должны припомнить то «жало в плоть», которое удручало ап. Павла, которое было дано ему, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений, и которое даже по его троекратному молению не было удалено от него Господом, потому что сила Божия совершается в немощи ( 2Kop. XII, 7–10 ). Как далеко от этого свидетельства ап. Павла сознание, что злострадания суть только обман чувств и что они не существуют для христианина; напротив, как рельефно оно выражает ту мысль, что человеческая немощь, действительная немощь, есть условие действия в нас силы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Еще Св. Иоанн Златоуст , в прологе 18 апреля, в слове своем говорит: «где бы ты ни находился, говори так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Хотя бы ты и не двигал устами, но умом в сердце так молись: ибо и молчащих слышит Бог . Блаженству соименный, Египетское, лучше же сказать, вселенское солнце, ярче солнца просиявший неизреченными дарованиями Св. Духа, небесный человек, Великий Макарий (IV в.) в небесных своих словах об этой молитве говорит так: христианин должен всегда иметь память о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, чтобы он не только тогда, когда входит в молитвенный дом любил Господа, но и тогда, когда ходит, беседует, есть и пьет, имел память о Боге, и любовь, и желание: ибо сказано: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Mф. VI:21 ), Преп. Симеон (XI в.), просиявший в царствующем граде, как солнце, умною молитвою, в неизреченных дарованиях Пресвятаго Духа, и за это получивший от всей Церкви наименование Нового Богослова, в Слове своем о трех образах молитвы, пишет об умной молитве и о внимании следующее: «Святые отцы наши, слыша слова Господа, яко от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и та суть оскверняющая человека ( Mф.XV:19 ), Учившего очищать внутренние сткляницы, да и внешнее ее будет чисто ( Mф. XXIII:26 ), оставивши мысль о всяком ином делании, подвизались в этом хранении сердца, несомненно, зная, что при хранении сердца они и всякое иное делание без труда соблюдут, без него же никакая добродетель удержаться не может». Эти слова преподобного ясно показывают, что вышеупомянутые Слова Господа Божественные Отцы признавали свидетельством и основанием хранения сердца, т. е. мысленного призывания Иисуса. Преп. Исаак Сирин (VI в.), всею святою Церковию приемлемый и почитаемый, великая похвала и светило, богодарованный учитель и наставник истинного безмолвия – во многих своих словах, исполненных благодати Божией, богомудро и премудро научает об этой святой и священной, умной, сердечной, непрестанной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Есть и другое место у Захарии, показывающее это с очевидностью, потому что представляет, что Вседержитель (Саваоф) послал Вседержителя (Саваофа): Кто Кого, как не Бог Отец Бога Сына? Говорится так: «Так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» ( Зax. II, 8–9 ). Ваш Господь Вседержитель говорит, что Он послан Господом Вседержителем. Кто осмелится разуметь здесь кого-либо другого, кроме Христа, говорящего, очевидно, к погибшим овцам дома Израилева? В Евангелии Он говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Mф. XV, 24 ). Этих овец Он сравнил здесь с зеницею ока Божия для обозначения высочайшей степени чувства любви. Из этого рода овец были и сами апостолы. Но после славы воскресения, до наступления которой, по словам евангелиста, «Иисус еще не был прославлен» ( Uoah. VII, 39 ), Он послан был в лице апостолов Своих во все народы. И таким образом исполнилось то, что читается в псалме: «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников» ( Nc. XVII, 44 ); так что обобравшие израильтян, которым израильтяне служили, будучи под властью народов, сами сделались добычей израильтян. Именно это Он обетовал апостолам, говоря: «Я сделаю вас ловцами человеков» ( Mф. IV, 19 ). Итак, они сделались ловцами, но на добро, как похищенные сосуды у оного «сильного», но еще сильнее связанного ( Mф. XII, 29 ). И еще через того же пророка говорит Господь: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне» ( Зax. XII, 9–10 ). Кто, как не Бог, удалит все враждебные святому граду Иерусалиму народы, идущие против него, т. е. неприятельски действующие по отношению к нему, или, как перевели другие, идущие на него, чтобы покорить его; или изольет на дом Давида и на обитателей этого града дух благодати и милосердия? К лицу это, конечно, только Богу, и от лица Божия говорится это через пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Между тем, с тех пор день-изо-дня всё более распространяется проповедь Евангелия и приглашение всех людей в это Царство света (Мф. XXVIII, 20). Это царство не от мира сего ( Uoah. XVIII, 36 ); это царство не придёт приметным образом, со светской помпой и пышностью ( Лyk. XVII, 20 ); оно принадлежит нищим духом, смиренномудрым ( Mф. V, 3 ), а не гордым и надменным; вступить в это царство можно только посредством нового духовного рождения ( Uoah. III, 3, 5 ). Неправедные и злые не могут войти в него (I Коринф. VI, 9–10); Гaл. V, 21 ; Eф. V, 5 ). Поэтому трудно отождествить с Царством Божиим владычество Мохаммеда и его преемников. Mф. XVII, 11 . Некоторые мусульмане считают слова Евангелия от Матфея: „Илия действительно прийдет” пророчеством о пришествии Мохаммеда. Но Христос к сказанным им словам прибавляет: „Илия уже пришел и не узнали его, но поступили с ним как хотели” (ст. 12). Ближайший стих прибавляет: „Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (ст. 13). Конечно, Иоанн Креститель не был лично Илиёй, так как о переселении душ нет учения в Библии: поэтому-то Он и дал ответ ( Uoah. I, 21 ), когда Его спросили: кто он? Илия или нет? Но он был предтеча Христов, долженствовавший ещё до рождения, предтечествовать пред Ним в духе и силе Илии” ( Лyk. I, 17 ), как предсказал архангел Гавриил ( Лyk. I, 19 ) и в том смысле, как предсказал Малахия ( Maл. IV, 5 ); он пришёл как Илия и жил подобно ему ( Mф. III, 4 ), как последний часто жил в пустыне (III, Царств XVII, 1–6). 3. Матфея ХХ 1–10. В помещённой в этой главе притче о найме виноградарей некоторые мусульмане видят иудеев, христиан и мухаммедан. Утренние наёмщики – это иудеи, полуденные – христиане, а вечерние – мохаммедане. Но вечер, о котором говорится в 8 стихе этой притчи, есть время, упомянутое в гл. XIX 28, как время возрождения, когда Сын человеческий сядет на престоле Своей славы, т. е. это будет в конце веков, когда Господь Иисус Христос приидет на облацех небесных с славою и силою многою судить мир (Мф. XXIV. 30, 31; Mapk. XIII. 26, 27 ; Лука XXI. 27; Откровение Uoahha I. 7; 11–15 ). Это ясно из того факта, что XX глава Матфея начинается с причинного союза „ибо”, и что притча кончается словами; так последний будет первым и первый последним. И эти слова с некоторым изменением повторяются в конце предшествовавшей главы. Вечер или закат мира Евангельская история обрисовывает теперь близко, и христиане и мусульмане ожидают второго пришествия Иисуса Христа, притом скорого. Так как Он царствует до конца мира и затем последует Его пришествие для суда живых и мертвых ( 2Tuм. IV. 1 ), то здесь нет уже места для раздачи наград последователям ислама. Поэтому не может быть предсказания в этой притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010