и Мрк. не встречается). Естественно, что Матфеевы выражения: «аще любите любящих вас, кую мзду ( τνα μισθν) имате?» (V, 46), «будите убо вы совершени ( τλειοι), якоже Отец ваш небесный совершен ( τλειος) есть» (V, 43) изменяются у Луки, получая такую фразировку: «и аще любите любящия вы, какая вам благодать ( ποα... χρις ) есть?» (VI, 32), «будите убо милосерди ( οκτρμονες), якоже и Отец ваш милосерд ( οκτρμων) есть» (VI, 36). Тут все условливается благодатью Господней, – и чем она незаслуженнее и неожиданнее, тем глубже ответная благодарность, тем громче и искреннее ее проявления, Неудивительно, что третье Евангелие полно хвалы и благодарения Всевышнему в трогательных гимнах Ангелов (II, 14), Приснодевы (1, 46–55), Захарии (I, 68 – 79), Симеона (II,29 – 32). Здесь всюду раздается слава ( δοξζειν τν θεν: 11, 20. V, 25, 26.VII,16. XIII, 13. XVII, 15. XVIII, 43; ср. Mф. IX, 8 . Мрк. 11, 12 ) славословий ( ανεν τν θεν: II, 13, 20. XIX, 37. XXIV, 53 (?). Дeяh. II, 47 . HI, 8, 9; α νον διδναι Лk. XVIII, 43 ) и неумолчных благословений ( ελλογεν τν θεν: I,64. II, 28. XXIV, 53 (?) и еще лишь Uak. III, 9 ) Богу благодеющему. У Луки все сияет радостью: ( χαρειν: у Л к. 127, у Мф. 7 , у Мрк. 1 , у Ин. 9 ; χαρ: у Лк. 8 4, у Мф. 6 , у Мрк. 1 ,у Ин. 9 ), – и повествование, открывающееся молитвой по обязательному чину, заканчивается упоминанием о всегдашнем пребывании в храме благодарно славословящих учеников (XXIV, 53 κα σαν διαπαντς ν τ ερ ανοντες κα ελογοντες τν θεν). Эти детали оживляют общую картину и наглядно оттеняют, что для Луки христианство есть по преимуществу благодать Божия. В ней именно универсализм и находит свое точное осуществление чрез божественного подателя во Христе Иисусе, как вечном и неисчерпаемом источнике. Если ни у кого нет прав на блаженство, то никому оно и не принадлежит исключительно, а если дарование зависит только от милости, то, очевидно, его и удостаиваются все нуждающиеся, ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшего (XIX, 10 и ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

От Матфея Евангелие От Матфея Евангелие , состоящее из 28 глав, написано ап. и еванг. Матфеем спустя 8 лет по вознесении Господа на небо для уверовавших иудеев. Первоначально оно было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся в то время сиро-халдейском, но потом переведено на греческий язык как общеупотребительный. Целью написания Евангелия было убедить иудеев, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия и что на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, потому-то Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа сына Давидова, сына Авраамова ( Mф. I, 1 ). Описывая в своем Евангелии рождество, крещение, учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение Господа, евангелист Матфей говорит в оном и о таких событиях, которые у других евангелистов не упоминаются, как, напр., поклонение волхвов, избиение младенцев вифлеемских, притча о десяти девах, воскресение умерших во время распятия Господа и др. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Трава Трава ( Uc. LI, 12 ). Это слово нередко прилагается в Свящ. Писании вообще ко всякой зелени ( Uc. XV, 6 ), хотя и есть различие между овощами и зеленью, употребляемой в пищу главным образом скотом и животными ( Nc. XIII, 14 ). Быстрое возрастание и нежность различных трав прекрасно поясняют нам некоторые места Свящ. Писания. Так, напр., слова псалмопевца: Тысяча лет... как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает ( Nc.LXXXIX, 6 ). Тогда как нечестивые, возникают как трава... ( Nc.CXI, 8 ). Дни человека как трава, как цвет полевой, так он цветет ( Nc.CII, 15 и др., Uc. XL, 6–8 ). Ибо всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал, говорит св. ап. Петр ( INem. I, 24 ). Ничто не может сравниться по красоте и величию со следующими словами пр. Исаии к царю Езекии: Они (т. е. жители Иерусалима) стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях, и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился ( 4Цap. XIX, 26 ). В сих словах изображается слабость и нежность первых побегов всякой вообще зелени и поростов, вырастающих на кровлях домов, и опаленной солнцем хлебной зелени, прежде чем она обратилась в колос. Засохшую траву евреи часто употребляли на отопление овинных печей, как у нас для сего употребляется хворост ( Mф. VI:30, XIII:30 ; Лk. XII:28 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

103. Желал ли осуждения и казни Христа язычник Пилат? »Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне Человека сего, как развращающого народ; и вот, я при вас разспрашивал, и не нашел Человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. И Ирод также, ибо Я посылал Его к нему, и также оказалось, что Он не сделал ничего достойного смерти..« ( Лyk. XXIII, 13–15 ). »С сего времени Пилат искал отпустить Его« ( Uoah. XIX, 12 ). »Он же в третий раз сказал им: какое зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем. И так, наказав Его, отпущу« ( Лyk. XXIII, 22 ) »Пилат сказал им в ответ: хотите ли, чтоб отпустил вам Царя Иудейскаго? (Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти)« ( Mk. XV, 9, 10 ). »Пилат опять вышел, и сказал им: вот я вывожу Его к вам, дабы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины« ( Uoah. XIX, 4 ). »Пилат, видя, что не помогает ничто, но волнение умножается, взял воды, и умыл руки пред народом, говоря: неповинен я в крови праведника сего, смотрите вы« ( Mф. XXVII, 20 ). »Тогда наконец он предал Его им на распятие« ( Uoah. XIX, 16 ); »a иисуса предал в их волю« ( Лyk. XXIII, 25 ). 104. Отчего Господь в последние дни, приходя для проповеди в храм, к ночи уходил из города? Избегая преждевременного взятия Его Иудеями, Господь откладывал начало Его подвига до того, как произойдет прощальная беседа с апостолами, которую Он считал весьма важной: »Когда же настал вечер, Он вышел вон из города« ( Mpk. XI, 19 ). »Днем Он учил в храме; а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою« ( Лyk. XXI, 37 ). »И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания« ( Лyk. XXII, 15 ). 105. Что главнейшее совершено Господом на Тайной Вечери? Господь дал великий образ смирения, умыв ноги своих учеников ( Uoah. XIII, 3–15 ). Иисус Христос за трапезой установил и совершил Таинство Причащения ( Mф. XXVI, 26–28 ; Мрк. XIV, 22–24; Лук. XXII, 17, 20). Господь завершил Свои поучения апостолам произнесением Первосвященнической Молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

а) В чем будет состоять блаженство праведников? Праведники наследуют царство, уготованное им от создания мира. В этом царстве, граде, доме Божьем первым источником блаженства будет для них постоянное сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько это возможно и доступно для твари. Они удостоятся зреть Триипостасного лицом к лицу: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Mф. V, 8 ). В этом лицезрении Всесовершенного они будут находить полнейшее удовлетворение для всего своего богоподобного существа. Ум, жаждущий истины, достигнет совершенного ведения. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, – тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, – и тогда познаю подобно как я познан ( 1Kop. XIII, 12 ). Тогда то, что отчасти, прекратится ( – 10), вера прекратится и настанет одно непосредственное видение ( 2Kop. V, 7 ). Воля жаждущая добра, получит полное удовлетворение своему стремлению. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Mф. V, 6 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Uh. III, 2 ). Сердце, жаждущее блаженства, найдет себе полное успокоение в единении с Богом, Источником блаженства. Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Uh. IV, 16 ). На праведниках исполнятся во всей силе слова Спасителя: Да будут все едино: как Ты, отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино (Ин. XVII, 21, 23). К этому присоединится ближайшее, блаженнейшее общение праведников между собою и с ангелами: они будут связаны между собою узами чистейшей взаимной любви, как дети одного общего Отца, который будет все во всем (1 Кор. XV, 28). Блаженному состоянию праведников по душе будет соответствовать в царствии небесном состояние их по телу. Кроме того, что тела их восстанут для будущей жизни нетленными, славными, сильными, духовными, они будут изъяты от всех назойливых нужд настоящей жизни. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной ( Anok. VII, 16 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ( – XXI, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

– Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, и оставила, доколе не вскисло все. – Еще: подобно Царствие Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. – Еще: подобно Царствие Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. – Еще: подобно Царствие Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет и при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. § 39. Укрощение бури Mф. VIII:23–27 . Mk. IV:35–41 ; Лk. VIII:22–25 . Окончив свои притчи к народу, стоявшему на берегу Генисаретского озера, Иисус Христос велел ученикам Своим переправиться на другую сторону. Они отправились; за Ним последовали на лодках и многие из народа. Вечер вначале был тихий, но во время переезда небо вдруг помрачилось, ветер завыл в береговых ущельях гор, поднялась сильная буря, волны готовы были совсем поглотить легкие ладьи. Ученики считали себя уже погибшими. В страхе подбежали они к своему Учителю, который, как бы не чувствуя опасности, спал на корме, будят Его и говорят: – Господи! спаси нас, погибаем! Господь открыл глаза, взглянул около Себя на бурные волны и с укоризною сказал Своим ученикам: – Что вы так боязливы? Где вера ваша? Потом, поднявшись, Он встал на корме и, обратясь к морю, повелительно произнес: – Умолкни, перестань! Ветер тотчас же затих, волны успокоились, и на озере водворилась тишина. Ученики в страхе и удивлении заговорили между собою: – Кто же это, что повелевает ветрам и воде – и слушают Его? § 40. Изгнание легиона бесов Mф. VIII:28–34 ; Mk. V:1–20 ; Лk. VIII:27–39 . По переезде через Геннисаретское озеро Иисус Христос прибыл в страну Гадаринскую. Эта область населена была большею частью греками и сирийцами. Иудеи жили здесь в весьма незначительном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

274. Какая Христова проповедь подготовляла слушателей к разумению значения Святого Причащения? Беседа Спасителя с учениками после вторичного насыщения народного сборища семью хлебами : " Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?» ( Mk. VIII, 17 ). «Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда сем для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? сказали: семь, и сказал им: как же не разумеете?» ( Mk. VIII, 19–21 ). Этим Господь потребовал веру в чудо Божие, которое с избытком может восполнять любой недостаток земной пищи . 275. Как Христос вводил учеников в еще более глубокое понимание Тайны Причащения? Господь пожелал пробудить в учениках вожделение хлеба, сходящого с неба, вместо их внимания к земному насыщению: «. . вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» ( Uoah. VI, 26 ). «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Uoah. VI, 33 ). 276. Как Иисус Христос предустановил Таинство? Поучая народ в Капернауме, Господь произнес и повторил слова, которыя требовали веры в буквальное их понимание : «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же сходящий с небес таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлиб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира« ( Uoah. VI, 49–51 ). 277. Как были приняты слова предустановления Таинства? »Многис из учеников Его, слыша то, говорили: какия странныя слова! Кто может это слушать?» ( Uoah. VI, 60 ). " Симон же Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни« ( Uoah. VI, 68 ). Таким образом проповедь о Причащении, основанная на вере слушателей Слову Божию, одних ввергала в сомнение, иные даже покинули Христа, третьи же – с горячей верой за Ним ь последовали. 278. Как произошло установление Таинства Причащения? Христос установил это Таинство, когда Сам совершил его на Тайной Вечери в Сионской горнице, накануне Своих страданий : " И когда ели, Иисус взял хлеб и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Mф. XXVI, 26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

XXV:41).    мрак вечной тьмы: это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Петр. II:17).    тма внешняя: сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. VIII:12). А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Матф. XXV:30).    огонь вечный: тогда скажет (И. Христос) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф: XXV, 41).    огонь неугасаемый: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Mф:III, 12).    озеро огненное и серное: а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10), – Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. XXI:8).    печь огненная: и ввергнуть их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. XIII:42).    вечный стыд: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дah:XII, 2).    червь, который не умирает: и будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостию для всякой плоти (Ис. 24). – Где червь их не умирает, и огонь не угасает (Марк. IX:44).    скорбь и теснота: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и еллина! (Рим. II:9).    плачь и скрежет зубов: там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в царстии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лук. XIII:28).    вечные мчения: тогда скажет (И. Христос) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV:41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

б) ложном знании: видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него ( Npumч. XXVI, 12 ). – Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Kop. VIII, 2 ). в) богатстве: когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить (в них); и когда будет у тебя много хрупкого и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы но надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие ( Bmop. VIII, 12 – 14, 17 ). – Богатых в настоящее время увещевай, чтобы они не высоко думали о себе, и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Tuм. VI, 17 ). г) власти: он (царь ассирийский) говорит: силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин ( Ис. Х, 13 ). Всяк возвышающий сам себя будет унижен: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится ( Mф. XXIII, 12 ). Бог противится гордым: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Uak. IV, 6 ). наказывает гордых: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным ( Npumч. XVI , б). – Вот Я на тебя, гордыня, говорит Господь, Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его ( Иер. Х, 31, 32 ). унижает гордых: людей угнетенных Ты спасаешь, и взором Своим унижаешь надменных (2 Цар. XXII, 28). – Взгляни на всех высокомерных, и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их ( Иов. ХХ, 7 ). разрушает и уменьшает гордых: нечестивые не будут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие ( Nc. V, 6 ). – Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит ( Npumч. XV, 25 ). – И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гомора ( Uc. XII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но если бы случилось и печальное, о чем ты тревожишься,    Дорогой Друг, и тогда не будем унывать, твердо веря, что о всей Церкви Божией неустанно печется Сам Глава ее – Христос Бог наш. Но, конечно, нам стражам Дому Божьего, не должно быть беспечным, но внимать себе и стаду, от Бога нам порученному (Деян.ХХ,28). Как бы не были тяжелы условия внешней жизни Церкви Христовой, я непоколебимо убежден, Дорогой Друг, что Христова Церковь никем и ничем не будет одолена. Ибо сила Церкви не человеческая, а Божественная, исходящая от сознания и главы и Кормчего Церкви – Спасителя и Бога, Который с нами и со всей Церковью будет всегда, до скончания века (Mф.XXVIII,20). Лишь бы мы сохранили веру горячую и отдали все свои силы без остатка на величайшее дело пастырское – приведение всех людей к Богу, для их блаженства вечного чрез Святую Православную Церковь, ибо Господь желает от нас видеть полное самоотвержение и преданность Себе, как Он говорит: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лk.XIV,33).    Среди великих мук и страданий, которые терпел ради нашего спасения на кресте Христос Спаситель наш,— как светлый луч в темную и ненавистную погоду прозвучало исповедание благоразумного разбойника. «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое лобное, там распяли Его, и злодеев, одного — по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты – Христос — спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же. И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он – ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: ПОМЯНИ МЕНЯ ГОСПОДИ, КОГДА ПРИЙДЕШЬ В ЦАРСТВИЕ ТВОЕ. И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе: ныне же будешь со мною в раю» (Лk.XXIII,23,30;39—43).Tak, разбойник удостоен Царства Небесного. Забыты все его преступления, прощены Спасителем и грабежи его, и вероятно и убийство, ибо не даром же он и висел на кресте, по его же собственным словам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010