То будет знамение Сына человеческого на небе ( Mф. XXIV, 30 ). Сын человеческий придет с неба, – и знамение Его явится на небе. Что это будет за знамение? По толкованию Отцов церкви, это будет крест. «Тогда явится знамение Сына человеческого на небеси, то есть, крест, который светлее солнца, поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является: он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей» 304 . «Честный крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и Святой скипетр Царя Христа» 305 . Увидев знамение Сына человеческого на небе, восплачутся все племена земные ( Mф. XXIV, 30 ), восплачутся все те, которые сделали себя чадами осуждения и погибели, и возрадуются те, которые претерпели до конца и теперь дождались своего освобождения... Имеющие уверовать к этому времени, иудеи, при виде Святого знамения, которое они прежде считали соблазном для себя, а теперь признали орудием искупления, воскликнут торжественным хором на встречу Грядущему вслед за этим знамением: Благословен грядый во имя Господне! По отношению к самому пакипришествию Христову знамение креста на небе будет означать славное, победное, торжественное шествие Христа с неба. И увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Mф. XXIV, 30 ), со святыми Ангелами ( Mapk. VIII, 38 ), со тьмами святых Ангелов Святых (Посл. Иуды 14 ). Второе пришествие Господа на землю будет совершенно отлично от первого пришествия. Тогда Он приходил в уничижении, в образе раба ( Фuлun. II, 3 ), подвергался преследованиям и бесчисленным оскорблениям и поруганиям, был распят, как злодей: теперь Он придет во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, и сядет на престоле славы Своей ( Mф. XXV, 31 ), и пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фuлun. II, 10 ). Тогда Он приходил не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. ХХ, 28 ), не для тою, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Небо ( Uh. III, 17 ): теперь Он придет праведно судить вселенную ( Дeяh. XVII, 31 ) и воздать каждому по делам его ( Mф. XVI, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На Mф. VII, 21–27 . Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели • Благодать часто действует в недостойных для блага других • Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни • Праведнику никто не может причинить вред • Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным • Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и бессилие порока • Порок бессилен против добродетели • Жизнь порочного исполнена печалей и страха. Беседа 25 На Mф. VII, 28-VIII, 4 . Сила учения Христова • Почему за учением следует совершение чудес • Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки • Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии • Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает • Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере • Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение • Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим • Всякий дар Божий велик • Бог благодетельствует часто против воли самого человека • Смирение делает благодарным Богу. Беседа 26 На Mф. VIII, 5–13 . Христос похваляет тех, кто имел о Нем высокое мнение • Матфей и Лука говорят об одном и том же чуде, взаимно восполняя друг друга • Высота веры и добродетели сотника • Христос возвещает учение об оправдании верою и призвании язычников • Как для добродетельного возможно падение, так и для порочного исправление • Пример Давида научает, как и для добродетельного нужно постоянное бодрствование, и как легко восстать после падения. Беседа 27 На Mф. VIII, 14–22 . С какою быстротою совершались Христом исцеления • Болезни телесные суть следствия грехов • Христос ничего не делал из тщеславия • Христос привлекал народ не только чудотворениями, но и приятностью своего вида • Вопрошавшим Христос давал ответы сообразно их внутреннему расположению • Заботы о духовном должно предпочитать всему остальному • Живущие во грехах хуже мертвецов. Беседа 28 На Mф. VIII, 23–34 . Почему Христос взял одних только учеников и попустил им обуреваться волнами • Различие между чудом Христовым и чудом Моисея • Бесы исповедуют божество Христа • Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых • Почему бесноватые жили в гробах • Душа, исшедшая из тела, не остается на земле • Бог промышляет о каждом человеке • Для чего Христос позволил бесам потопить свиней • Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые • Изображение сребролюбца • Сребролюбие вредит самому приобретению богатства. Беседа 29

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Затем, духовная любовь стоит в неразрывной связи с страданиями и уничижением. Это, может быть, закон, которым управляется не одна духовная любовь; страдания и естественной любви придают свойства христианской, поднимают ее до этой высоты. Мать, любящая своего больного, доставившего ей много беспокойств ребенка, любит в нем свои страдания. Когда Пилат сидел на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Mф. XXVII, 19 ). Страдания даже во сне сделали для нее близким этого праведника. Вот путь, каким христианин может возрастить в себе любовь к Богу, ко Христу. Нужно «пострадать за Него», – потерять ради Него так много, чтобы уже не к чему было возвратиться назад в мир, – порвать с миром все связи. Христианин в себе бесприютен: он умер для мира, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге ( Koл. III, 3 ), подобно тому как для зерна, давшего росток и сгнившего, вся надежда – в этом ростке. Все помыслы христианина в области невидимого, божественного. Там его сокровище ( Mф. VI, 21 ). Он становится участником дела Христова, Его другом, – у него со Христом, если можно так выразиться, «общие интересы», он вложил в дела Христа весь свой капитал (ср. Mф. XIII, 44,46 ), он продолжает Его дело, он, как сказал о себе апостол, «восполняет недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь » ( Koл. I, 24 ). Такая именно общность дела и ожиданий слышится в словах апостолов, оставивших все ради Христа ( Mф. XIX, 27 пар.), – и того, который удерживал Его от страданий и говорил Ему: «будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою» ( Mф. XVI, 22 ), и того, который говорил другим ученикам: «пойдем и умрем с Ним» ( Uoah. XI, 16 ), и того, который пишет: «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Puмл. VIII, 35 )? Пожертвовав всем миром, уж нет смысла остановиться пред новыми жертвами. Поистине «никто возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лyk. IX, 62 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но как смотрят подобные богословы на исполнение евангельских заповедей? Естественно, что они и о Боге думают применительно к своему личному настроению; их понятие о богоугождении приближается к магометанскому. В их глазах Христос сознает Себя прежде всего, как Властителя вселенной, и оценяет людей не по их внутреннему расположению, не на сердца их смотрит, вопреки Писанию ( 1Цap. XVI, 7 ), и ненавидит хулу не на Святого Духа, а на Свою Личность ( Mф. XII, 32 ). Учение о том, что пророчествовавшие именем Его и творившие верой в Него чудеса, но чуждые Его любви, будут изгнаны ( Mф. VII, 21–24 ) и увидят иных народов, приходящих от востока и запада и возлежащих с Авраамом, Исааком и Иаковом – ( Mф. VIII, 11 ), для них так же непонятно, как фарисеям слова Господни о том, что даже «мытари и любодейцы предварят их в царстве небесном» ( Mф. XXI, 31 ). Учение о том, что мы спасаемся верой ( Eф. II, 8 ) и отрекаемся еретика человека ( Tum. III, 10 ), наши светские законники понимают в этом же личном смысле. По их мнению, смысл здесь не тот, что без веры мы не будем иметь силы к выполнению благих пожеланий ( Puм. VII, 25 ), и потому окажемся неспособны воссоздать в себе Христов образ, умерщвленный грехом ( Eф. II, 5 ), – нет, они представляют дело проще: им кажется, что как земной властитель, охотно извиняя личные пороки подчиненных, требует прежде всего полного признания ими принадлежащих ему прав, так и Господь, осуждая человека за непринятие того или иного догмата, собственно негодует и отмщает ему за несогласие человека признать все Его богооткровенные совершенства. Вот почему наши мирские богословы отличаются страшной нетерпимостью к сектантам, но не к злодеям. Представляя себе, подобно новоиудеям, магометанам и отчасти протестантам, волю Божию, как волю деспотическую, они думают, что она легко удовлетворяется слепой покорностью. Иногда можно от них слышать или читать прямые признания, что по нынешним греховным временам тщетно и надеяться на вмещение в себя духа Христова, а надо искать спасения путями окольными.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Есть мудрая христианская легенда об отшельнике, который долгое время побеждал диавола во всех его видах и во всех, исходивших от него искушениях, пока, наконец, враг не постучался к нему в его уединилище в образе раненого, страдающего ворона, и тогда слепое, сентиментальное сострадание победило в душе отшельника: ворон был впущен, и монах оказался во власти диавола... Именно этой сентиментальной любви, проистекающей из слабости и имеющей значение соблазна, духовная зрячесть и духовная воля полагают предел; они заставляют человека установить верную грань для своей неразборчивой и беспринципной чувствительности и обращают его прозревающее око к водительным образам архангела Михаила и Георгия Победоносца. Напрасно было бы ссылаться здесь в виде возражения на заповеди Христа, учившего любить врагов и прощать обиды. Такая ссылка свидетельствовала бы только о недостаточной вдумчивости ссылающегося. Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека («ваших», «вас»; срв. Mф.V, 43–47 ; Лk.VI, 27–28 ), его собственных ненавистников и гонителей, которым обиженный, естественно, может простить и не простить. Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественное, содействовать кощунственным совратителям, любезно сочувствовать одержимым растлителям душ, умиляться на них и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь, воспротивившись, не помешал их злодейству. Напротив, для таких людей, и даже для несравненно менее виновных, Он имел и огненное слово обличения ( Mф.XI, 21–24, XXIII ; Mk.XII, 38–40 ; Лk.XI, 39–52; XIII, 32–35; XX, 46–47 и др.), и угрозу суровым возмездием ( ; Mk.VIII, 38 ; Лk.XIX, 27; XXI, 20–26 ; Uoahha III, 36 ), и изгоняющий бич ( Mф.XXI, 12 ; Mk.XI, 15 ; Лk.XIX, 45 ; Uoahha II, 13–16 ) и грядущие вечные муки ( Mф.XXV, 41, 46 ; срв. Uoahha V, 29 ). Поэтому христианин, стремящийся быть верным слову и духу своего Учителя, совсем не призван к тому, чтобы противоестественно вынуждать у своей души чувства нежности и умиления к нераскаянному злодею как таковому, он не может также видеть в этой заповеди ни основания, ни предлога для уклонения от сопротивления злодеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-so...

На Mф. III, 7–12 . Неверие фарисеев, приходивших к Иоанну • Обличение фарисеев Иоанном не лишало их надежды спасения чрез покаяние • Для покаяния не требуется продолжительного времени • Превосходство крещения Христова над крещением Иоанновым • Почему Иоанн говорит о даровании Духа Св., умалчивая о предшествующих делах Христа • Одного крещения недостаточно для спасения; требуется еще и добродетельная жизнь • Нужно извлекать пользу из проповеди • Добродетели надо научаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному • Польза эпитимий • Приобретение навыка в добродетели. Беседа 12 На Mф. III, 13–17 . Крещение от Иоанна не уничижало Христа • Христос крестился, чтобы исполнить весь закон • Для чего нисшел Дух Св. по крещении на Иисуса • Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа • На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Св • Почему Дух Св. сошел в виде голубя • Дух Св. по достоинству не ниже Сына Божия • Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному • Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения • Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером. Беседа 13 На Mф. IV, 1–11 . Для чего Христос терпел искушения в пустыне • Польза искушений • Не должно самому искать искушений • Пост • оружие против дьявола • Почему Христос постился 40 дней • Смысл и значение трех искушений • Своим примером Христос научает, как нужно побеждать дьявола • Разнообразие средств, употребляемых дьяволом для обольщения • Не следует усиленно искать спокойной жизни • Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию • Несомненность будущего суда и воздаяния; доказательства этого. Беседа 14 На Mф. IV, 12–24 . Для чего Христос удаляется в Галилею • Что такое Галилея • Почему Христос начинает проповедь после Иоанна • Призвание Петра и Андрея • Пример послушания Христу, показанный ими • Почему Христос в начале проповеди творил чудеса • Христос и ныне исцеляет болезни душевные • источник болезней телесных • Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи • Нераскаянность больше всего прогневляет Бога • По смерти нельзя грешнику получить прощение. Беседа 15

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

е. когда он будет строить козни и нападать со всеми силами, какими прежде никогда не располагал, предусмотрительно поймут и терпеливо перенесут; и, таким образом, будут похищены у него и не связанного. От этого не потеряет своей истины и приведенное евангельское изречение: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Ибо, по буквальному смыслу изречения, указанный в нем порядок сохранится; сперва сильный связан, и по расхищении у него вещей долго и повсюду в среде всех народов из сильных и слабых церковь будет размножаться так, что, укрепившись верою при виде исполнения на деле свыше предсказанных событий, в состоянии будут похищать вещи и у развязанного. Как следует признать, что любовь многих охладеет, когда умножится беззаконие ( Mф. XXIV, 12 ), и что многие, которые не записаны в книгу жизни, поддадутся необычным и величайшим преследованиям и обманам диавола, на ту пору освобожденного, так же следует думать, что не только те, которых время не застанет добрыми и верными, но и некоторые из тех, которые еще будут вне Церкви, через внимательное с помощью благодати Божией изучение Писаний, предсказавших среди прочего и сам этот конец, наступление которого они почувствуют, окажутся более твердыми для того, чтобы победить дьявола и не связанного. Если это будет так, то нужно сказать, что наложение уз предшествовало для того, чтобы расхищение производилось и в то время, когда он был связан, и в то, когда развязан; потому что об этом сказано: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного». Глава IX. Что такое тысячелетнее царствование святых со Христом, и чем оно отличается от вечного царствования Пока диавол в продолжение тысячи лет связан, святые, несомненно, царствуют со Христом в эти самые тысячу лет, т. е. царствуют уже и в это время Его первого пришествия. Если бы, независимо от того царствования, о котором Христос скажет в конце: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» ( Mф. XXV, 34 ), святые Его, которым Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ), не царствовали уже с Ним ныне некоторым иным, хотя и далеко не равным образом, то церковь Его, конечно, не называлась бы уже теперь Его царством или царством небесным ( Mф. XIII, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

На Mф. II, 4–10 . По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину • Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии • Злоба и безумие Ирода • Для чего звезда скрылась и вновь явилась • Поклонение волхвов испровергает учение Маркиона и Павла Самосатского • Оно знаменовало призвание язычников • Увещание подражать волхвам чрез служение Христу • Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ • Целомудрие • долг всякого христианина. Беседа 8 На Mф. II, 11–15 . Что побуждало волхвов поклониться Младенцу • Для чего они удаляются в Персию • Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение • Для чего Христос посылается в Египет • Пророчество Ocuu XI, 1 получает надлежащее исполнение во Христе • Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову • Пустынножительство в Египте • Слава великого Антония • Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим. Беседа 9 На Mф. II, 16–23 . Для чего Бог попустил избиение младенцев • Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на небе • В жизни человека все совершается по действию бож. Промысла • В доказательство Своей силы, Бог исполняет свои намерения средствами противоположными • Почему Иосиф приходит в Назарет • Пророческие писания не все сохранены евреями • Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами • Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души. Беседа 10 На Mф. III, 1–6 . Какое время означается выражением «во дни оны» • Почему Христос крестился тридцати лет • Отличие крещения Иоаннова от данного Христом • Цель пришествия Иоанна • Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками • Образ жизни Иоанна • Увещание подражать Иоанну • Близость суда и необходимость покаяния • Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми • Почему Бог не скоро исполняет наши прошения • Польза искушений. Беседа 11

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И верно то, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет; кто с охотою подает милостыню, без всяких задних мыслей, без самолюбия и других видов корыстных, тот щедро и получит еще и здесь – на земле, и там – на небе. Здесь, на земле, милостыня очищает грехи ( Cup. III, 30 ), привлекает особенное благоволение Божие. За милостыни язычник Корнилий от Бога получил чрез Ангела одобрение и был удостоен просвещения христианством чрез апостола Петра ( Деян. Х ). Человеку доброму радостнее жить на земле. Если кто подавал от чистого сердца истинно бедному, тот испытывал, какое утешение и довольство бывает в нашей душе в те минуты! Как же счастлив и блажен тот добродетельный человек, который поставил задачею всей своей жизни благотворить ближним, служить для других, быть полезным всякому во всем добром! Еще: милостыня защищает человека во дни бед и несчастий общественных. Господь иногда видимо сохраняет благоденствие доброго человека. Затвори милостыню в клетех твоих и та измет тя от всякого озлобления ( Cup. XXIX, 15 ). Семья добродетельного, его потомство благословляется Богом и никогда не бывает оставлено. Поэтому, родители, будьте сами первее всего добры. За ваше добро и вашим детям будет хорошо. Кто подаст милостыню, тот эту милостыню взаймы дает Богу, Бога имеет своим должником ( Npumч. XIX, 17 ; Mф. XXV, 40 ). Но Господь Бог всегда за наше добро воздаст сторицею; тогда и нам будет хорошо, и детям нашим. Св. царь Давид на закате дней своих высказал свое наблюдение над участью людей добродетельных и их потомства. Я, говорит он, был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы без лихвы дает, и потомство его в благословение будет ( Nc. XXXVI, 25–26 ). Именем честного отца благоустрояется жизнь детей; так значит, лучше имя доброе, чем богатство многое. Милостыня к ближнему для Бога приятнее, чем жертвы ( Oc. VI, 6 ; Mф. IX, 13 ; Mф. XII, 7 ). При пожертвованиях, например на храм, нужно в то же время иметь милосердие к ближним. Подобает, говорит Христос, и сие… делать, и того не оставлять ( Mф. XXIII, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Шииты указывают также на XLVI, 10, пророка Иеремии, где повествуется, что Господь Воинств поразил на севере страны, на реке Евфрате войска Нехо, царя египетского. Здесь шииты видят пророчество убиения Хусейна при Карбале, думая, что смерть Хусейна была некоторым образом жертвой и искуплением за грех. Но второй стих этой самой главы показывает, что это место имеет лишь прямое отношение к армии Фараона Нехо, царя египетского, который был поражён Навуходоносором, царём Вавилонским на реке Евфрате, в Кархамисе, в четвёртый год царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иуднина, в 606 г. до P. X. Трудно предположить, чтобы какой-либо мусульманин счёл истребление войска египтян, бывших тогда язычниками, искуплением за грех. Слово, переданное другим словом, „жертва” значит также „истребление” или „поражение”. Что слово, передаваемое понятием, „жертвы” значит вместе и „истребление”, это явствует из многих мест книг пророков: Исаии, XXXIV, 6–8, Иезекииля XXXIX, 17–21; Софии I, 7–8. Сверх всего этого Карбала не могла быть помещена пророком Иеремией на севере страны. Теперь мы переходим к Новому Завету для того, чтобы с должным старанием и вниманием рассмотреть места, в которых мусульмане имеют притязание видеть пророчества, относящиеся к Мохаммеду. Mф. III, 2 . „Царствие небесное близко”. Эти слова Иоанна Крестителя, часто повторяется Иисусом Христом ( Mф. IV, 17 ), мусульмане объясняют по своему и видят в этом установление могущества ислама (см. также Mф. XIII, 31, 32 ), который считают законом этого царствования. Но для понимания слова „Царствие небесное” или как ещё говорится „Царствие Божие”, мы должны рассмотреть все те места в Новом Завете, в которых встречается это слово. Одно из этих мест у Mф. XII, 28 , где Иисус Христос говорит; „Если Я духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, Царствие Божие достигло до вас”. У Mapka IX Иисус Христос говорит Своим ученикам, что некоторые из них, стоящие здесь, не вкусят смерти, пока не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. В некоторых стихах это Царствие Божие является уже установленным во время земной жизни Христа, в других оно установляется лишь после Его крестной смерти. Это царствие началось прежде Его распятия, но достигнет полного своего развития тогда, когда Он явится судьёй последнего суда ( Дah. VII, 13, 14 ; Omkp. XI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010