Кесария Филиппова Кесария Филиппова ( Mф. XVI, 13 ; Mk. VIII, 27 ) – город в Палестине, лежащий вблизи г. Ермон, при восточном истоке Иордана. Он назывался в древности Панеас. Хотя исторических указаний на означенный факт и не имеется, но, по всей вероятности, означенное место некогда было посвящено богу Пану. На одной из древних надписей, уцелевших на развалинах, начертано, что здесь некогда существовал храм, посвященный этому божеству. В позднейший период времени этот город принадлежал тетрархии Филиппа, который значительно расширил оный и назвал его Кесарией Филипповой, с тем чтобы отличить оный от Кесарии Палестинской. Ирод Агриппа также улучшил означенный город и назвал его Нерониас, в честь императора Нерона, но он недолго удержал за собой это наименование. Город Кесарию Филиппову, по Евангелию, только однажды посетил Господь Иисус Христос. По словам еванг. Матфея ( Mф.XVI, 13 ), Он пришел в страну Кесарии Филипповой, и по словам ев. Марка ( Mk.VIII, 27 ), в селения Кесарии Филипповой. Здесь св. ап. Петр исповедал Христа Сыном Бога Живого: Ты Христос, Сын Бога Живаго ( Mф. XVI, 16 ), так засвидетельствовал он свою веру в Его божество. Вблизи этого же города, на горе Фаворе, преобразился Господь Иисус перед тремя Своими учениками ( Mф. XVII, 1 ). По свидетельству Евсевия, женщина, исцелившаяся от кровотечения через прикосновение к одежде Иисуса, была урожденной из Кесарии. Он говорит, что в его время здесь стояли литые медные изображения Спасителя и чудесно исцеленной им женщины (Eccles. Histor. VII, 18). Тит, по взятии Иерусалима, оставался довольно долгое время в этом городе, давая народу различные зрелища. Множество из иудеев, новообращенных в христианство, подверглись в означенное время ужасным мучениям и смерти: одни, напр., были бросаемы на съедение зверям, другие гибли в смертельном единоборстве друг с другом. В IV в. по Р. X. Кесария Филиппова была епископской кафедрой для Финикии, но во времена крестоносцев, переходя от одного победителя к другому, она в 1219 г. окончательно пала. Теперь это бедная, незначительная деревушка Баниас; но наружные стены древней крепости в полуразрушенном виде существуют даже доселе как памятник бывшего древнего величия, значения и славы. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Моровая язва Моровая язва и другие болезни евреев. В свящ. книгах В. З. и Н. З. упоминаются следующие болезни: чахлость или чахотка ( Лeb. XXVI, 16 , Bmop. XXVIII, 22 ), горячка, лихорадка, воспаление, проказа, почечуй, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, оцепенение сердца ( Лeb. XXVI, 16, 25 , Bmop. XXVIII:22, 27, 28, XXXII:24 ). Кроме сих упоминаются: боль в животе ( Дeяh. XXVIII, 8 ), бешенство или безумие ( Зax. XII, 4 ), язва, жгучий ветер ( Abb. III, 5 ), наросты ( I Цap. V, 6–9 ), течение семени ( III Цap. III, 29 ), сухорукость ( Mф. XII, 10 ), проказа ( Чuc. XII, 10 ), моровая язва ( III Цap. VIII, 37 ), паралич или расслабление членов ( III Цap. XIII, 37 , Uh. V, 3–5 ), солнечный удар ( 4Цap. IV, 18–20 ), водянка ( Лk. XIV, 2 ), кровотечение ( Mф. IX, 20 ), рак ( IITuм. II, 17 ), язвы или гноящиеся раны ( Uc. I, 6 ), косноязычие ( Mk. VII, 32 ), хромота ( II Цap. IV, 4 ), глухота ( Mk. VII, 32 ), слепота ( Лeb. XIX, 4 ) и некоторые другие. Были еще болезни чрезвычайные и неизлечимые, против которых всякое врачевство было безуспешно, как, напр., проказа Иова ( Uob. II, 7 ), долговременное расслабление ( Uh. V, 5 ), природная слепота от рождения ( Uh. IX, 1 ), болезнь Иорама с выпадением из его утробы внутренностей ( II Nap. XXI, 12–15 ), душевная болезнь Саула ( I Цap. XVI, 14–16 ), безумие Навуходоносора ( Дah. IV:13, V:18 ), изъедение червями внутренностей у Антиоха ( II Mak. IX, 9 ) и Ирода Агриппы ( Дeяh. XII, 23 ). Особенного рода больные были бесноватые (см. Бесноватый ). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни исцелял людей, одержимых неизлечимыми болезнями, во мгновение ока, одним Своим Божественным словом, или прикосновением руки, или даже чрез прикосновение к Его одежде и воскрешал мертвых. Исцеляя Сам, Он даровал ту же самую силу и власть и апостолам: врачевать всякую болезнь и всякую немощь ( Mф. XI, 1 ). О свойствах большей части болезней, к сожалению, можно сказать очень немного вследствие краткости, с каковой они обозначаются в Свящ. Писании. Тем не менее небезосновательно думать, что преобладающими эпидемическими болезнями в Палестине с древнейших времен остаются те же самые, которым еще доселе подвержена эта страна. Их можно разделить на следующие четыре класса:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

А отсюда в протестантстве естественно явилась склонность к отрицанию таинств, как и большей части других внешних религиозных действий. Оправдывая себя тою мыслью, будто большая часть таинств не имеет оснований в священном писании (но оправдывая неправильно, ибо на все таинства есть более или менее ясные указания в священном писании, приводимые обыкновенно в православных катехизисах и богословиях), протестанты большую часть таинств отвергли совсем или приравняли к простым обрядам. Но они не могли не сознаться, что относительно таинств крещения, покаяния и причащения выражения священного писания до того ясны ( Mф. XXVIII:19 ; Uh. III:5 ; Mф. XVIII:18 ; Ин. ХХ:21–23 ; Mф. XXVI:26–28 ; Mk. XIV:22–24 ; Лk. XXII:19–20 ; Uh. VI:48–58 ), что их невозможно отвергнуть. Потому они на первых порах расположены были удержать эти три таинства. Но потом воспоминания о католических злоупотреблениях тайною исповедью и разрешительною властью привели протестантов к тому, что они и таинство покаяния стали отвергать, по крайней мере в двух важнейших его сторонах – устной исповеди и разрешения от грехов, признав необходимым лишь внутреннее сокрушение о грехах. Что касается до двух оставшихся в протестантстве таинств, по поводу их открылись между протестантами большие разноречия и споры. Согласно с основным взглядом на таинства, как внешние лишь выражения и запечатления веры, с протестантской точки зрения приходилось отвергнуть благодатную силу и этих двух таинств. Но лютеране до того были поражены твердыми и ясными выражениями евангелия о крещении и причащении, что не осмелились прямо противоречить им. Лютер отверг в таинстве евхаристии пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову (transsubstantiatio): но признал, что причащаясь хлеба и вина мы действительно принимаем в себя тело и кровь Христову – самого Христа, невидимо присутствующего в хлебе, с хлебом, под хлебом (in pane, cum pane, sub pane). Реформаты и в этом случае оказались решительнее и последовательнее лютеран. Согласно с основным взглядом на таинство евхаристии признали лишь простым обрядом, совершаемым в воспоминание смерти Христовой; и хлеб и вино в евхаристии, по их представлению, служат только символами тела и крови Христа (впрочем и между реформатскими учителями этот взгляд у Цвинглия был выражаем резче, у Кальвина мягче).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

На Mф. V, 27–37 . Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии • Какое пожелание запрещает Христос • Почему запрещается самое воззрение на женщину • Обличение женщин, любящих наряды • Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей • Почему закон дозволял давать разводную • Почему запрещается брак с отпущенной • Ограничение свободы развода • Запрещение клятвы • Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве • Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете • Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим • От человека в новом завете требуется высшее совершенство, чем в ветхом • Как можно отстать от привычки клясться. Беседа 18 На Mф. V, 38–48 . Для чего дан был закон око за око • Что значит не противиться злому • Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии • Зло побеждается терпением • Заповеди о непротивлении легкоисполнимы • Исполнение их приносит пользу и обижающим • Должно терпеть без сопротивления даже страдания • Девять степеней незлобия • Высшая степень добродетели • молитва за врагов • Образец незлобия, данный Христом • Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение • для Бога. Беседа 19 Изъяснение VI, 1–15. Тщеславие незаметно приражается к добродетели • Бог смотрит на намерение творящего добрые дела • Как должно творить милостыню и молитву • Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви • В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность • От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение • Постоянство в молитве • Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды • Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели • Изъяснение молитвы Господней • Прощение обид преимущественно заповедуется Христом • Оно более всего уподобляет человека Богу • Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога • Памятование собственных грехов • лучший способ научиться прощению обид. Беседа 20

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Рама Рама (высота) – название след. мест и городов: а) ( Hab. XII, 25 , Mф. II, 18 , Uep. XXXI, 25 ) – город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамой и Вефилем судила Израиля ( Cyд. IV, 45 ) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой ( Cyд. XIX, 1, 10–21 ). Об этом городе упоминают пророки Исаия ( Ис.Х, 29 ) и Осия ( Oc.V, 8 ). Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон ( Uep. XL, 1 ); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет ( Uep. XXXI, 15 ). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события – избиения младенцев вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза ( Mф. II, 16–18 ). Ныне это эр-Рам – бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима; б) ( Hab. XIX, 29 ) – Рама город на границах колена Асирова и, очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности; в) ( Hab. XIX, 36 ) – город колена Неффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое христианами и друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником; г) ( I Цap. I:1, XIX:2 ) – нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т. е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу, и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем, местоположение его определенно неизвестно;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Лица последнего рода уже без особого труда переходят к тому, что называется богохульством, тем более, что и их кощунство в сущности сводится к тому же. Богохульство – верх нечестия, это – хула на Духа Святого, это – грех , за который человеку не будет дано прощения ни в сем веке, ни в будущем ( Mф. XII, 31, 32 ) 28 ; Mpk. III, 28, 29 ) 29 )... – Моралистами обыкновенно отмечаются еще два выдающихся проявления из числа относящихся к рассматриваемым нами: это – святотатство и симония. Под первым разумеют такое явление, когда кто-либо, вместо уважения ко всему священному, оказывает в отношении к этому презрение: смотря на священные предметы, как на самые обыкновенные вещи, похищает их всякими путями. Если прежде, при высоком уровне религиозно-нравственного чувства у наших соотечественников, были немыслимы подобные явления, то теперь они – заурядны: раскройте любую газету и вы не редко встретите известия о грабеже вещей из какого-либо храма и пр. И если подобные случаи еще не более часты, то причина лежит не в добропорядочности воров, а в невозможности для них проникнуть в храм... Впрочем, под святотатством разумеют также похищение не только материальных священных предметов, но и духовных святынь: указывают на «недостойное» приобщение Тела и Крови Христовых (сравн. Mф. VII, 6 ) и т. п. История Симона, бывшего прежде волхвом, потом давшего имя дальнейшему из подлежащих нашему рассмотрению моментов, известна из кн. Деян. Ап. (VIII, 9, 13, 18 – 24). Известны читателям также и сказанные Господом, при отправлении Им на проповедь 12-ти учеников слова: даром получили, даром и давайте ( Мф. Х, 8 ) 30 . Не смотря на ясные данные, предлагаемые Словом Божиим по рассматриваемому пункту, симония практиковалась там или сям осязательно: деньги или иные соблазнительные условия часто заменяли собою отсутствие всяких внутренних достоинств известного лица и доставляли последнему известное положение в церковной иерархии т.д. и т.д. Так, в католическом мире симония практиковалась почти открыто и как бы на самом законном основании...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Mф. VI:20, XIX:21 ; 1Nemp. I:4,8 ; 2Tuм. II:12 ). Выражение μισθς μν πολς ν τ οραν, мзда ваша многа на небесех – в ветхозаветных терминах содержит чуждый законническому юридизму смысл, но вместе с тем ярко оттеняет духовно-объективный характер благ Царствия Небесного, не ограничивающихся внутренним блаженством в душе верных последователей Господа. Не только способ выражения шести обетований (форма будущего времени), но и самый их смысл побуждают относить их осуществление – по крайней мере, окончательное, – ко времени, когда весь мир совершенно преобразится, и настанет новый мировой порядок – на новом небе и новой земле, где будет обитать правда ( 2Nemp. III,13 ). Только тогда из мира будет устранено все, что необходимо вызывает плачь праведников; только тогда не будет бесправия и насилия, угнетающих кротких; только тогда прекратится алкание правды и осуществится полное насыщение ею и т. д. Вообще, эсхатологический момент Царствия Небесного, особенно в указанных ублажениях, выступает совершенно ясно. В Евангелии взаимоотношение между религиозно-нравственным подвигом и его плодами – «наградой» – характеризуется не со стороны количественной соразмерности, а с точки зрения их полного качественного соответствия. Отец Небесный по Своей благости в полной мере подает подвизающемуся благо, сообразное с его настроением и с его готовностью воспринять его. Принимающий пророка или праведника и даже подающий чашу воды ученику Христову получает всю награду пророка, праведника, ученика ( Мф. Х:41,42 ; Mpk. IX, 41 ). Милостивые будут помилованы, миротворцы будут наречены сынами Божиими, прощающим согрешения ближних даст прощение Отец Небесный, и исповедующих Христа пред людьми исповедает Христос пред Отцом Небесным ( Mф. V:7 – 9, VI:14, X:32 ) и т.д. 53 И в данном месте разумеется определенное благо духовной жизни ( μισθς), соответствующее апостольскому подвигу ( I Kop. IX:18 ; Лk. VI:13,35 ). Что Апостолам несомненно уготована великая награда, – подтверждается далее тем, что подобным преследованиям, кои претерпели Апостолы, люди подвергали и пророков, предшественников в их пастырском служении; но «награда» пророков несомненно велика (срвн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Что же касается до уступки вашему папеньке деревни, то на сие я с своей стороны никак не могу дать вам совета.    О прочем же возложите упование ваше на Господа Бога и Той по своей благости да укрепит вас, и поможет вам во всяком благом деле, и простит вам всякое согрешение вольное и невольное, и по времени всячески устроит вашу участь во благопотребный и душеспасительный конец! 118. Все в руках Божиих     Скорбно слушать, а скорбнее видеть и иметь такое нерасположение, но молю вас — не рыдайте и не стените от глубины сердца своего ни мало. Вы знаете из Евангелия, что »без воли Божией ни влас главы нашея не погибает». (Ср. Мф.:Х; 29; Дeяh.:XXVII; 34).    Мы все в руках у Бога, как брение у скудельника: “Якоже брение в руку скудельника, тако вы есте в руку Моею”, — так Бог говорит у Иеремии пророка, 18 гл., 6 стих. Может быть, Господь предвидел, что полезнее вашему сыну «идти тесным путем, нежели пространным» (Ср. Mф.:VII, 13—14), и затем поставляет ноги на нем, но и обижающие не будут пользоваться чужим, аще потеряют более сами своего. По словам Господа, что нет милости не сотворшему милость, но »в какую меру мерит кто другому, в туюжде возмерится и ему« (Mф.:VII, 2). Вы да будьте подражателями заповедям Божиим. 119. В чем состоит таинство покаяния     Вы знаете, что таинство покаяния состоит в оставлении тех слабостей, коими были мы побеждаемы, и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы сего не исполнили. Враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы сему не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию. Не успокаивайтесь, считая себя грешною.     7 февраля 1836 года. 120. Скорби попускаются за согрешения перед Богом    К крайнему сожалению, вы так сделались нетерпеливы, злы и малодушны, как вы сами описываете свое положение. Жалеем очень. Просим и молим впредь на таковые вещи не дерзать, но внимать себе самой, своим немощам, душевным и телесным, и всячески стараться претерпевать находящие приключения, скорбные и неприятные, и вменять оные, что попущены за наши мысленные и чувственные поползновения и согрешения пред Богом, коими терпением со благодущием и упованием очищаются наши согрешения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Одухотворенная плоть Его не осталась во власти земли. Он воскрес от мертвых и с прославленной и обожествленной человеческой природой сел на престол славы как начаток нового поколения людей, как вечный Ходатай и Первосвященник всего рода человеческого ( 1Kop. XV, 47–49 ; Eфec. IV, 22–24 ; 2Kop. V, 17 ; Ebp. VII, 24–28, VIII, 1,2 ). В этом учении о Лице Христа новозаветное откровение явилось в мире и как новое откровение смысла жизни, и как убежденная проповедь о фактическом осуществлении этого смысла именно в прославлении и обожествлении Христа ( Фuлun. II, 6–11 ). Из христианской проповеди люди услышали, что они призваны к бесконечному совершенству в развитии своего духа, чтобы в меру этого развития им можно было открывать в себе царство Божие и являть собою в мире вечную славу Божества ( Mф. V, 48 ; Лk XVII, 21 ; 2Kop. III,18 ). Поэтому человеческая личность имеет в христианстве особую ценность и при том бесконечную ценность: весь мир есть совершенное ничтожество в сравнении с человеком, потому что ни за какие сокровища мира нельзя купить живую человеческую душу ( Mф. XVI, 26 ). Но для развития этой бесконечной ценности нужна и бесконечная жизнь, и христианство уверяет человека в действительном существовании этой жизни: человек живет не для смерти, а для вечной жизни, так что смерть является только переменой условия жизни, – простым переходом человека в новую жизнь ( 2Kop. V, 1–5 ). Посредником этого перехода христианство представляет Самого Христа в Его воскресении от мертвых, потому что Он воскрес от мертвых и Своим воскресением разрушил необходимый закон смерти и тем самым положил начало общему воскресению ( 1Kop. XV, 20–26 ). Но как в этом мире иногда рождаются люди, по своему физическому развитию совершенно неспособные к жизни и потому вскоре же после своего рождения умирающие, так и в будущем мире воскресения, по христианскому учению, могут являться такие же неспособные люди, которых не примет новая светоносная жизнь и которые, поэтому, умрут вскоре же после своего воскресения второю и последнею смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к сему Господом ( Cyд. III:9–10, IV:4–5 ). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником ( I Цap. IV, 18 ), высшая судебная власть вместе с правительственной властью перешла к пророку Самуилу ( I Цap. VII, 15, XII, 3 и дал.) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному, ищущему суда ( II Цap. XV:2, 6, XIV:4 ; IIIЦap. III:16 ). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения и расправы как в делах религиозных, так и в мирских ( I Nap. XXIII:4, XXVI:29–32 ). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников ( II Nap. XIX, 5 и дал. Bmop. XXI:5, XVI:18 ), но устроил еще в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Иеговы и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали – первосвященник для дел Иеговы и князь дома Иудина для дел царя; к нему же были определены левиты как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов ( II Nap. XIX, 8–11 ; Bmop. XVII:8–18, XIX:16, 18 ; Nc.CXXI, 5 ). Около времен Иисуса Христа и апостолов у евреев было три судилища: 1) Верховный совет, или синедрион, в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник и вице-президент. Здесь решались самые важные дела. 2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 3) Низший суд состоял из 3 членов ( Mф. V, 22 ). Самое судопроизводство и порядок суда были очень просты. Судьи должны были во всякое время судить народ ( Ucx. XVIII, 22 ). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе ( Чuc. XXVII, 2 , сн. Ucx. XIII, 19 ). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот ( Bmop. XXI:19, XXII:15 , Npumч. XXII:22 , Aм. V:14, 15 ), на открытом месте города, где также была базарная площадь ( 4Цap. VII, 1 ). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно ( Bmop. I:16, XXI:20, XXV:1 ), а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем ( Bmop.XXV, 8 ). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010