И, наконец, замечательны слова святого Симеона о Спасителе Богомладенце:    « се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет    пререканий»... Что это значит? Это значит, что Христос Спаситель не пройдет    мимо всей мировой истории людей, но напротив, явится центральною Личностью    на все века для всех людей в мире. К Спасителю будут относиться люди или    с ненавестью, или с любовью великою. И мы это видим на протяжении всей истории    человечества.О ком больше всего люди думали, говорили, спорили, писали, как    не о Христе Спасителе? Иные всячески злословили Его, Церковь Его, служителей и    последователей Христа Бога, старались изгладить самое имя христианства.    Другие- напротив, умирали за Христа, признавая Его своим Богом и Спасителем, любили Его всем сердцем, всю жизнь свою- личную и общественную строили по заветам Христовым. Так было, так и ныне есть, и так будет. И это потому, что Христос Спаситель был не только идеальнейший Всесвятой Человек, и такого не было и не будет никогда, но вместе с тем Бог, пришедший на землю и явившийся среди людей для их спасения. (Npop.Bapyxa,III,36—38; Mф.I:21—23; Ebp.XIII,8)...    Возлюбленные, пусть бушуют волны неверия, пусть люди не хотят признавать нашего Господа Спасителя, но мы, Его последователи и члены Его Святой Церкви Православной, и словами, и жизнью будем немолчно возвещать, что Иисус Христос есть истинный Человек и истинный Бог Наш, Спаситель мира, что Он воистину есть тот Камень, который отвергли строители, но который является краеугольным! (Mф.XXI,42). Аминь. О приеме в Святую церковь Православную обращающихся от обнов...    «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то    будет связано на небе; и что разрешите на земле,    то будет разрешено на небе» (Mф.XVIII,18).    Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Но благодати у них нет: это – человеческие религиозные общества, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Tuмoф.III,5). А истина во всей своей неповрежденности и полноте хранится в Церкви православной, единой (Mф.XVI,18; 1 Tuмoф.III,15; 2 Петр.1,3—4). И долг наш – православных хранить, как зеницу ока, эту чистоту святой веры нашей. Зачем? Для спасения нашего, ибо без истины спастись не можем, и для тех же еретиков, раскольников, безбожников, и тех из них, кто способен еще внимать голосу Божией благодати, как и говорит Спаситель Пилату: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине: всякий, кто от истины, слушает Моего гласа» (Uoah.XVIII,37). И хочется верить, что и в сердце раскольников и еретиков, и безбожников есть души, по неведению заблудшиеся, но стремящиеся к истине. И все лучшие из них, верим, придут к нам, в Церковь Божию, где истина, где благодать, где лик Христов не затемнен человеческою люжью, придут и падут ниц, и скажут: истинно с вами Бог. Среди все возрастающегося неверия и дикой развращенности, когда падают цари и царства и все человеческие силы так слабы и ничтожны, единственным оплотом истины, святости и любви, является Церковь Божия православная, как общество православных христиан, возглавляемое и поддерживаемое не слабыми человеческими силами, а благодатию Самого Бога, всегда пребывающего в Церкви Своей (Mф.XXIII,20), и засвидетельствовавшего, что врата ада не одолеют Церкви Божией (Mф.XVI,18). И к этому единственно вечному и спасительному обществу устремляются все, кто видит гибельность для души неверия и разврата, как предсказывал еще пророк. «И будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами и потекут к ней народы. И пойдут многие народы, и скажут: прийдите и взойдите на гору Господню и в дом Иаковлева, и он научит нас путями своим, и будет ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима» (Малах. IV:1—2). Иметь один фронт с еретиками и раскольниками для православных, это значит смешивать истину с заблуждением, значит оставлять бедных людей без надежного, определенного руководства, в борьбе с невереем, главное значение принадлежит не дипломатии, не хитрым иезуитскими приемами, которые в своей религиозной деятельности всегда употребляют католики, нынешние обновленцы и другие еретики и раскольники.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19. Сии трое были сыновья Ноевы. От сих населилась вся земля. Сим, Хам и Иафет. Не в первый раз исчисляет Моисей сынов Ноевых, однако и здесь не напрасно. Теперь он ответствует на вопросы: не умножился ли род человеческий во время пребывания в ковчеге и не имел ли Ной еще сынов после потопа? Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана. От сих населилась вся земля. Вот разрешение и цель настоящего сказания о сынах Ноевых. Весь нынешний род человеческий от них происходит. Образ жизни Ноя 20.  Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Поскольку природа после потопа не вдруг могла обогатиться как плодами, так и животными, употребляемыми в пищу, то неудивительно, что Ной преимущественно обращается к земледелию. В особенности же к насаждению виноградника и употреблению вина могли его побудить воды, может быть, надолгоповрежденные в источниках водами морскими, несовершенство снедных веществ на растленной потопом земле и собственная его старость, требующая пития подкрепляющего и ободряющего. Падение 21.     Однажды пил он вино, опьянел, и лежал обнажен посреди шатра своего. Опьянел. Отцы церкви: Златоуст (Нош. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Area, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира ( Mф. XXIV. 38 ). Обнажен. Последование повествования показывает, что сие было во сне. Свойства сынов Ноевых 22.     Хам, отец Ханаана, увидел наготу отца своего и сказал двум братьям своим на дворе. 23.   Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; и как лица их были отвращены, то они и не видали наготы отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. Mamфeя XXI 33–34 (См. также Mapk. XII. 1–11 ; Луки ХХ 9–18). В предложенной Христом притче, переданной тремя евангелистами, мусульмане видят пророчество о пришествии Мохаммеда и об успехе его оружия. Они допускают, что домовитый человек этой притчи, или домохозяин, есть Бог, и что Христос, говоря в этой притче о сыне домохозяина, говорит о Самом Себе. Они допускают далее, что Христос говорит в притче о Себе, как убиенном иудеями. Но хорошо бы было, если бы они надлежащим образом взвесили эти свои допущения. Если Христос сказал это, то они должны сознаться, что Он есть Сын Бога и что Он умер за грехи людей. Если они это допустят, тогда уже не будет надобности находить здесь пророчество о Мохаммеде. Но если они не допускают, что это сказал Христос, тогда они уже совершенно не имеют права утверждать, что именно Христом сказана эта притча, и тогда их мнение не имеет никакого значения. А поэтому и их аргумент совершенно разбивается. Нужно здесь отметить также, что в притче не говорится о другом посланнике после убиения сына. Так как мусульмане соглашаются, что слуги, которых посылал домохозяин, суть пророки Бога, то из самой притчи должно быть для них ясно, что после Христа не мог быть послан никакой другой пророк и таким образом вторично целиком опровергается их аргумент. Кроме того Христос ссылается в притче на изречение о камне, который отвергли строители. Те же слова приводятся в псалме CXVII, в Деяниях апостольских, а св. ап. Петр изъясняет, что в псалме под камнем, о котором небрегли строители, разумеется, Христос. „Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими” ( Дeяh. IV. 11, 12 ). Таким образом строителями были иудеи современные Иисусу Христу, а не Авраам и не Измаил, построивший Каабу, как утверждает Коран. В притче говорится, что царствие Божие отнимется от иудеев и дано будет народу, приносящему плоды его ( Mф. XXI. 43 ). Мусульмане утверждают, что здесь разумеются сыны Измаила; но Новый Завет показывает, что здесь означаются истинно верующие во Христа, которые, по писанию, суть „род избран, царское освящение, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестят из тьмы призвавшаго в чудный Свой свет; иже иногда не людие, ныне же людие Божии; иже не помилованы, ныне же помилованы” ( 1Nempa II. 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   Да, дорогой Друг, пред нами, служителями и учениками Спасителя Бога, лежит величайшая задача – перевоспитать всех обидчиков, озлобленных врагов против веры и Церкви. Терпеливо и любовно, со смирением и кротко будем лечить этих бедных братий наших, ибо кроткие наследуют землю; со смирением и любовью, с открытым лицом, ибо истина, хранимая в нашей церкви православной не боится ничего и сильнее всего.    Припомни, дорогой Друг, слова старца Зосимы у Ф.М.Достоевского: «Пред иною мыслию встанешь в недоумение, особенно видя грех людей и спросишь себя: взять ли силою или смиренною любовью. Всегда решай: возьму смиренною любовью. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сил сильнейшая, подобно которой и нет ничего. На всякий день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собою, чтоб образ твой был благолепен» («Братья Карамазовы»). О царстве Христовом    «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего    и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его.    И будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца»    (Лyk.I:32—33).    Как часто слышим ныне такие речи... Почему христианская вера не имеет всеобщего распространения. Отчего не все люди веруют в Бога. Среди людей нет любви и правды, а напротив злоба и обман. Вместо святости – видим разврат, вместо смирения – наглые кощунства. А ведь Христос Спаситель и Бог давно уже сошел на землю, принес людям Свое божественное, светлое и прекрасное учение (I Uoah.V:20), создал на земле Церковь свою (Mф.XVI,18) и положил в нее, как в некую сокровищницу все нужное для святой христианской жизни – благодатные силы (2 Петр.1,3)...И тысячи и даже миллионы верующих ежедневно молятся: «Да прииде царствие твое...»    Где же это царство Христово? Когда же наступит тот золотой период на земле, когда, по слову пророческому «волк будет жить вместе с ягненком, а барс будет лежать вместе с козленком, и телок и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши будут лежать вместе, и лев как вол будет есть солому. И младенец будет лежать над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змея. Не будет дела зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море»... Еще пророк Даниил предсказал, что «Бог небесный воздвигает царство, которое во веки не разрушится, а царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Конечно, Спаситель шел по предназначению (Лyk.XXII,22). И Его жизнь не зависила от того, донесет или нет на Него врагам исцеленный Им расслабленный, Спаситель мог в любое время мгновенно освободить Себя от всех Своих врагов, как бы многочисленны они ни были (Mф.XXVI,52—55). Но именно здесь сказалась вся черствость, неблагодарность и жестокость души расслабленного... Эту черную, жуткую неблагодарность исцеленного Спасителем расслабленного, мы видим, как говорит нам синоксарь, и в последние дни земной жизни Спасителя. Привели Господа Иисуса на суд к первосвященнику Анне. Тот спросил Спасителя о учениках Его и о учении. Господь отвечал Анне: Я говорил явно миру, Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня, спроси слышавших, что Я говорил, вот они знают, что Я говорил. Когда Спаситель сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику (Uoah.XVIII,19—22). Этот служитель, ударивший Спасителя по щеке, был тот самый расслабленный, которого из сострадания исцелил Милосердный Господь!..    Когда Спаситель спросил самарянку о ее семейной жизни, она созналась, что жила незаконно. Спаситель сказал ей: «правду ты сказала, потому, что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, – и тот, которого ты имеешь – не муж тебе» (Uoah.IV:16—18). По православному сознанию, брак нормальный мыслится только один. Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет двое одна плоть. (Eфec.V:31; Быт.2:24). Муж и жена – это уже одно, единое. Единство здесь разумеется не только по телу, но и по духу. У мужа и жены не должно быть тайн, они всегда должны друг другу верить, утешать, помогать, сочувствовать, поддерживать друг друга. И это единение мыслится не только здесь на земле, но и вечно; конечно, в последнем, только по духу. Вот почему нередко муж и жена, лишившись своего супруга или своей супруги – остаются на земле одинокими, веря, что в жизни будущей, вечной они будут вместе, живя, как ангелы на небе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все соглашались с тем и дивились словам благодати, исходившей из уст Христовых; но им было тяжело признать Мессией того, кто долгое время жил среди них, как обыкновенный человек. Потому они в недоумении спрашивали друг друга: – Не Иосифов ли это сын? Господь, видя неверие своих сограждан и замечая в них суетное желание для своего развлечения видеть от Него какое-либо чудо, сказал: – Истинно говорю вам, никакой пророк не принимается в своем отечестве. Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев… и ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при Елисее пророке, и ни один из них не очистился, как только Нееман Сириянин. При сих словах все, бывшие в синагоге, исполнились ярости. Восстав со своих мест, они изгнали Иисуса Христа из города и хотели было свергнуть Его с вершины горы, на отлогости которой был построен Назарет, но в то время, как они готовились к совершению своего злодейства, Господь чудесным образом прошел посреди исступленных и удалился из пределов Назарета. Развалины той синагоги, откуда озлобленные иудеи извели Иисуса за город, дабы низвергнуть его там со скалы, находятся несколько далее дома Иосифа вверх города. Скалу же показывают за городом, по направлению к Ездрелонской долине. На самом высоком месте Назарета сохраняется большой необделанный камень, шагов десять в диаметре, а вышиной как стол; на нем, по преданию. Господь часто держал трапезу со своими учениками. § 23. Чудесный улов рыбы Mф. IV:18–22 ; Мк. 1, 16–20 ; Лk. V:1–11 . Из Назарета Иисус Христос пошел к Геннисаретскому озеру. Когда Он здесь остановился, множество народа окружило Его; все теснились к Нему, желая слушать проповедуемое Им Слово Божие. Близ берега, в заливе, стояли две пустые лодки, а рыбаки, вышедши из них, перемывали сети. Иисус Христос вошел в одну из сих лодок, принадлежавшую Симону, и просил его несколько отплыть от берега, чтобы Ему было удобней поучать народ. Окончив свои наставления, Господь сказал Симону:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Глава 8 1–8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. 9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество. Тов.8:1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Тов.8:2 Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Тов.8:3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. 1–3 . Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., Чuc. XXI:8–9 ; сн. Толков. Библ. т. I или 4Цap. II:19, 22 и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т.е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ( Лев. 16:9–10, 17:7, 13:21, 34:18 ; ср. Мф. 12:43 ), а также понятие «связать», т.е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ( Mф. XII:29 ; 2Nem. II:4 ; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ( Откр. ХХ:1–3 , ср. XII:9) (см. у А. Глаголева , Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). Тов.8:4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. Тов.8:5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Грех осуждения    «Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение,    Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Евр.Х,30).    Один из самых распространенных в нашей жизни грехов, является грех осуждения. Для иных осуждение кажется чем то маловажным. Но по сознанию Церкви Божией — это великий грех, омрачающий, мучающий нашу душу и влекуший за собою тяжелые наказания от Бога. Я не буду говорить об осуждении и понимании на верующих со стороны безбожия и расколов современных. Насмешки и издевательства над православными, со стороны неверующих и современных многочисленных раскольников – понятны: мы различных религиозных мировоззрений. «Если мир вас ненавидит, говорит Спаситель о всех верующих в Него – знайте, что Меня прежде вас возненавидели. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Uoah.XV,18—19). Я хочу сказать об осуждении в кругу православных. Очень нередко услышишь среди нас осуждения друг друга, а теперь даже решаются осуждать и своих пастырей и святителей. Господь сказал всем нам: «не судите, да не судимы будете» (Mф.VII:1). ты осуждаешь своего брата: а кто дал тебе право на сие? Разве не знаешь, что у всех нас есть судья — Господь, ты восхищаешь Божии права. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает», «Все мы предстанем на суд Христов»... «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Бory»...(Puм.XIV,4—10—12). Тем более тяжкий грех осуждать своих пастырей. Осуждая служателей божиих, ты идешь против самого Бога. Представь, что ты осудил чиновника внешней власти, ты пошел не против личности, а против власти и понесешь наказание. Так и здесь, понося служителей Христовых, ты отдашь за сие пред Богом, как и говорит Сам Спаситель о всех православных святителях и пастырях: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк.Х,16). Наши суждения о ближнем редко бывают правильны. Мы судим по своему масштабу: по внешним проявлениям ближнего, а душевного настроения, его сокровенных дум – не знаем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если же хотя в котором либо одном из сих условий мы погрешаем, тогда мера нашего исповедничества будет неполная, тогда умаляем мы его меру; а посему и нужду будем тогда ощущать мы в том, в чем нуждаются построившие дом на фундамент из дерева или из соломы или же из сена ( 1Kop. III, 12 ). §12 И то должно нам иметь в виду, что в завете, заключенном с Богом, мы вступили с Ним в так называемый союз, причем обязались жить по христианству 18 ). И в завет наш с Богом включено было и это, чтобы поступать во всем по заповедям Евангелия. А Евангелие говорит: Если кто хочет идти за Мною, тот да отвергнется себя и возьмет крест свой и последует за Мною. Либо кто хочет душу свою сохранить, тот потеряет ее; а кто душу свою потеряет ради Меня, тот сохранит ее. Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а души своей лишится? Или какие выкупные деньги человек даст за душу свою? Ибо приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его ( Mф. XVI:24–27, X:89 ). А что себя самого отречься должно, принять крест свой на себя и следовать за Иисусом, о сем написано не только у Матфея, слова котораго мы привели, но и у Луки и Марка. Выслушай, как у Луки о сем говорится. Если кто хочет последовать за Мною (стать моим учеником), да отречется он от самого себя, возьмет крест свой на себя и последует за Мною. Но кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. То какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Mk. VII, 34–37 )? Уже давным-давно значит, мы обязаны отрекаться от самих себя и говорить: И уже не я живу ( Гaл. II, 20 ). В настоящее время должно быть показано, приняли ли мы на себя крест свой и последовали ли за Иисусом, что тогда только мы можем признать за собой, если Христос живет в нас ( Гaл. II, 20 ). Если желаем мы свою душу спасти, дабы ее снова получить не в виде души, а в лучшем виде 19 , то должны мы потерять ее в мученичестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010