89. Какие были признаки, по которым человеки могли узнать родившагося Спасителя? Многия точныя предсказания о разных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например: пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Uc. VII, 14 ). Пророк Михей, – что Спаситель родится в Вифлееме и это предсказание иудеи понимали еще прежде, чем узнали об этом событии ( Mф. II, 4–6 ). Пророк Малахия, после создания второго Иерусалимского храма, предсказал, что пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и пред Ним будет послан Предтеча, подобный пророку Илии ( Maл. III, 1; IV, 5 ). Пророк Захария предсказал торжественное вшествие Спасителя в Иерусалим на осляти ( Зах. Х, 9 ). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя ( Uc. LIII, 1–12 ). Прор. Давид в Псалме XXI-м изобразил крестныя страдания Спасителя с такою точностью, будто этот псалом писан был у самого Креста. Пророк Даниил предсказал и указал – когда именно будует явление Спасителя, 51 Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма города Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв ( Дah. IX, 1–27 ). Также 3 Кн. Ездры И, 35–37. 90. Узнали ли Иисуса Христа, как Спасителя, в то время, когда Он родился и жил на земле? Восточные мудрецы узнали Его по звезде, которая явилась на востоке перед Его рождением. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов, которые сообщили им, что в городе Давидовом родился Спаситель. Симеон и Анна по особенному откровенно от Духа Святого узнали Его, когда по исполнении установленного срока от рождения Его, Он был принесен в храм. Иоанн Креститель, во время Крещения, в реке Иордани видел сошествие на Него Святого Духа в виде голубя и слышал глас Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Mф. III, 17 ). Подобный глас был апостолам Петру, Иакову и Иоанну, во время Преображения Его на горе, с добавлением: «Того послушайте» ( Mpk. IX, 7 ). Кроме этих небывалых прежде явных знамений, общение Господа с народом, Его учение и великия чудеса привлекали людей к вере в Него, как в Мессию; ... »а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос« ( Uoah. IV, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( Mф. V, 13–19 , Лk. XI:33, XVI:17 ). Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем возвратишь ей соленость? как ни к чему не годную придется ее выбросить вон, под ноги людям. Вы свет мира. Нельзя укрыться городу, когда он на верху горы. И не зажигают свечи с тем, чтобы поставить ее в сокровенном месте, или под сосуд, а ставят ее на подсвечник, чтобы входящие видели свет, и светло было всем находящимся в доме. Пусть же свет ваш так светит пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Моисеев), или пророческое учение: Я пришел не нарушить, а (усовершенствовать, подтвердить Моею жизнью и) восполнить. Истинно говорю вам: скорее минует небо и земля, чем останется без исполнения одна буква, или даже одна черта из закона. И потому, кто нарушит хотя одну из этих (по вашему мнению) ничего не значущих заповедей, и так будет отзываться об ней другим; тот ничего не значущим будет в царствии небесном, а кто сам сотворит и других к тому расположит, тот великим наречется в царствии небесном. ( Mф. V:20–37, 43, 44, 38–42 , Лk. XII:58, 59, XVI:18, VI:27–30 ). Теперь, Я скажу вам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев; то не войдете в царство небесное. (А книжники и фарисеи праведность или святость поставляли только в том, чтобы закон исполнен был по наружности, по букве, и отнюдь не заботились и не обязывали исторгать из сердец злые помыслы и нечистые побуждения.) Вы слышали, что сказано древним: не убей ( Исх. ХХ, 13 ); кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же (гнев свой выразит обидными словами, например), скажет брату своему: ты пустой человек! тот подлежит казни, определяемой верховным судилищем; а кто проклянет брата, сказавши ему: ты злодей, нечестивец! такой подлежит геенне огненной. (Мир с ближними важнее жертвы.) Потому, если бы даже ты принес дар твой к алтарю, и тут вспомнил, что брат твой имеет нечто на тебя; оставь там дар твой пред алтарем, и поди, прежде примирись с братом твоим; и тогда уже приди и принеси дар твой. Когда ты идешь с соперником своим к начальству; то еще на пути старайся разделаться с ним, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не посадил бы тебя в темницу. Сказываю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не заплатишь до последней полушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   Слышу ваши возражения: «на все речи о духовном мире, о Боге, о душе, о загробной жизни, о христианских идеалах – современные юноши и дети отвечают самым искренним хохотом, – насмешками, издевательством. Зачем же тратить понапрасну свои труды – они бесполезны»! — Не смущайтесь этими насмешками. Пусть они будут, лишь бы они были искренни. Если искренно заблуждается человек – он всегда на путь истины обратится. Горе, если он сознательно идет против истины, если он упорно восстает против истины, хотя и чувствует и сознает всю ее непререкаемость. Это есть тот грех или хула на Духа Святого, которая не простится им ни в этой жизни, ни в будущуй (Mф.XII,31—32). Таким грехом страдает прежде всего сам сатана, который верит в Бога и ясно знает, знает величие и премудрость и благодать Господа (Лk.XXII,31), однако, все силы свои направляет на то, чтобы оторвать человека от Бога и Его святой церкви. И все кто идет этим же путем, кто сознательно стремится разрушить дело Христово на земле, тот грешит на Духа Святого, а все насмешники и даже кощунства тех несмысленных юношей и детей, которые они позволяют себе, не ведая что творят, и не понимая силы христианской по отношении к Христу Спасителю и Святой Церкви Православной — все это может быть прощено Господом и не вспомянется больше, если они чистосердечно покаятся в своих грехах, как и говорит Спаситель: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человеку, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческого простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Mф.XII,30—32). Душа человека, даже самого открытого невера и развратника – имеет в себе искру Божию, и эту искру не нужно гасить, а возвышать в жизни и расширять. Я позволю себе привести тут два примера, не из книг вычитанных, а взятых из нашей тетущей современной жизни.    Одна благочестивая женщина молилась на кладбище над дорогою и близкою ее сердцу могилою. Невдалеке от нее стояла девочка лет 10 и смотрела. Дама начала беседовать с девочкой. Девочка и говорит: «А я не хожу в церковь и не молюсь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ΙV, 84), или же говорил прямою речью. Самый обычай учить народ притчами, вызывавший в учениках недоумение ( Mф. XIII, 10 ), Он им так изъяснил: вам дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, чтобы ( να) они смотря смотрели и не увидали, и слушая слушали и не уразумели, да не обратятся и прощены будут им грехи (Mp. IV, 11. 12; Лyk. VIII, 10 ), ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет ( Mф. XIII, 12 ). Впоследствии ученики Его свидетельствовали Ему: вот, теперь ты прямо говоришь и притчи не говоришь ни какой (ср. Uoah. XV, 14, 15 : вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего) 101 . Теперь видим, продолжали ученики, что Ты знаешь все, и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога изшел ( Uoah. XVI, 29. 30 ). Очевидно, что Господь Иисус учил народ притчами не ради их художественного характера, а по тому же указанию, по которому Он избрал Иуду в число двенадцати... Во всяком случае, притча в устах Иисуса Христа имела исключительное значение; поэтому после она не повторяется ни у апостолов, ни у преемников их проповеднического служения 102 . Ни Сам Иисус Христос, ни Его апостолы в своей проповеднической деятельности не пользовались искусством ораторов; простота и безыскусственность их речей даже принципиально была враждебна ораторскому искусству. В этом отношении особенно ясное свидетельство дают проповедническая практика и наставления ап. Павла о способах проповеднического изложения. Так 1Kop. I, 17 : Христос послал меня благовествовать не в премудрости слова ( οκ ν σοφ λγου) и далее до ст. 31; II, 4. 5: слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости ( ν πειθο ς ανθρωπνης σοφας λγοις), но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой ( ν σοφα а νθρπων), но на силе Божией; 2Kop. IV, 2; 1 Фесс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  День четвертый 14. Потом Бог сказал: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало так. 16. И создал Бог два светила великие; светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю; 18. и чтобы управляли днем и ночью, и чтобы отделяли свет от тьмы: и Бог увидел, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. В описании четвертого дня творения излагаются сотворение светил, их назначение, их различие. Повеление Божие о бытии светил изображается словами: будь светила. Свойство языка счастливо приближается здесь к свойству изображаемого понятия и показывает, что бытие столь многочисленных, столь великих и величественных тел небесных всемогуществу Божию не более стоило, как произведение одной малой твари на малой земной планете. Действие, которым произведены светила, по всей вероятности, есть сосредоточение в определенных местах и совершеннейшее образование первосозданного света, с утверждением для сих органов его постоянных законов и круга деятельности. Светила назначаются для знамений не только разумевательных, вместе с прочими тварями, являющих Божество ( Puм. I. 19,20 ), но и проразумевательных о действиях естественных ( Mф. XVI. 2. 3 ) и указательных на действия Промысла в роде человеческом ( Mф. XXIV. 29 . Лk. XXIII. 45 . Дeяh. II. 20 ). Только в сем последнем отношении светила должны быть знамениями в руке Вседержителя, а не в произвольных гаданиях человеческих. Также для времен постоянных: . Таковые времена суть естественные, как то: четыре времени года, время сеяния, время жатвы, общежительные, гражданские и священные, каковы суть в особенности, по приспособлению Моисея к обычаям евреев, праздники. То же и для дней и годов: да положится число и мера бытию мира и всего в нем содержащегося, и событию и Божиих предопределений и обетований, долженствующих в нем совершиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

АМИНЬ. Грех Иуды    «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся,    тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся».    Как могло случиться, что Апостол Иуда Искариотский предал своего Учителя и Бога? Ведь он был приближенным учеником Спасителя, не из 70 даже, а из 12 учеников Его (Mapk.III,13—19). Иуда Искариотский, подобно другим Апостолам, имел дар исцелений: изгонял бесов и творил чудеса, он внимал глаголам Божественного Учителя (Uoah.VI:67—71), постоянно был с Ним (Дeяh.I:20—22). И, однако, Его предал. Где причина сего предательства? В страсти сребролюбия.    Апостол Иуда Искариотский был казначеем небольшого общества учеников Христовых, «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Uoah.XII,6). И привязался сердцем к деньгам, так что стал, по выражению того же Евангелиста, вором. Любовь к деньгам омрачила сердце Иуды, и он из-за денег согласился предать Спасителя книжникам и фарисеям. «Тогда, повествует св. Матфей, один из двенадцати, называемый Иудой Искариотом, пошел к первосвященникам и сказал: » что вы дадите мне, я вам предам Его. Они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он стал искать удобного случая, предать Его». (Mф.XXVI,14—16). В чем же состояло предательство Иуды? Книжники и фарисеи хотели взять и убить Спасителя, но не на людях, т.к. они боялись народного возмущения, ибо народ любил Спасителя (Mф.XXVI,3—5). Иуда же помог им, указав им уединенное место Спасителя – Гефманский сад. Ночью Иуда, окруженный слугами первосвященника и воинами, пришел в Гефманский сад и дал знак: кого я поцелую, тот есть, берите его. И поцеловал Спасителя. Тогда воины взяли Спасителя и повели Его на суд. (Mapk.XIV,43—46)... Предательство Иуды говорит нам о том, чтобы мы постоянно следили за чистотой своего сердца, чтобы никакая страсть не овладевала нами: ни сребролюбие, ни блуд, ни гордость, ни честолюбие или иные. Когда на душе у нас нет грехов, тогда мы с Богом пребываем в единении, а когда сердцем нашим овладевает какая-либо страсть, она отделяет нас от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог открылся людям во Христе как бесконечная самопреданная любовь. «Бог есть любовь» ( 1Uoah. IV, 8 ). Но самым наглядным и поразительным образом любовь Бога к людям проявилась в том, что Христос умер за людей, когда они были еще грешниками, врагами Богу, для примирения их с Богом ( Puмл. V, 8 – 10 ). Отсюда Бог называется «Богом любви и мира» ( 2Kop. XIII, 11 ), а иногда прямо «Богом мира» ( Puмл. XVI, 20 ). И по учению Самого Господа, совершенство любви, как подражание божественному бесконечному человеколюбию, проявляется именно в деятельной любви ко врагам ( Mф. V, 44 – 48 ). Осуществляя эту любовь, последователи Христа Спасителя показывают, что они поступают не по началам себялюбивой жизни мира, а по образу любви божественной, являя этим доказательство, что они – сыны Отца Небесного по содержанию и по направлению своего религиозно-нравственного устроения ( Mф. V, 44 – 48 ). «Миротворцы» привлекают к себе особенную любовь Отца Небесного, ради коей они называются и становятся чадами Божиими. Однако полное, во всей славе, откровение их богосыновнего достоинства является лишь предметом надежды, осуществится только в будущем, когда они удостоятся непосредственного созерцания Бога и теснейшего общения с Ним ( 1Uoah. III, 1 – 2 ) 40 . Миротворчество всегда есть дело мужества. λγχων μετ παρρησας ερηνοποιε, обличаяй со дерзновением, миротворит ( Притч. Х, 10 ). Путь к умиротворенью является обычно для самого миротворца путем страданий, – особенно там, где дело касается убеждений. Тот «мир», который принес людям Христос, основывается не на примирении с господствующим в мире злом и силою греха, а напротив, на победе и упразднении зла путем неослабной борьбы с ним, совершаемой в области свободной воли человеческой, – борьбы упорной и ожесточенной, «доколе» Христос «низложит всех врагов под ноги свои» ( I Kop. XV, 25 ) «пока князь мира сего изгнан будет вон» ( Uoah. XII, 31 ). За любовь мир платит истинным последователям Христовым ненавистью, как он «возненавидел» и Самого Господа ( Uoah. XV, 17 – 18 ). Так и должно было случиться, ибо в лице Господа Иисуса Христа «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» ( Uoah. III, 19 – 20 . Ср. Uoah. VII, 7 ). Равным образом и все истинные последователи Господа отрешаются «от мира», характером своих стремлений, направлением своей жизни и деятельности, осуществляемой ими «правдою» Христовой служат живым и наглядным обличением «неправды» мира ( Uoah. XV, 19 ). Отсюда и на них обрушивается ненависть мира и всяческие преследования. Аще Мене изгнаша ( δωξαν), и вас изженут ( διουσι. Uoah. XV, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на псмят» ( 2Nem. I, 13–15 ). На этом в Церкви основано молитвенное, обращение к святым. В Священном Писании находим несколько указаний для молитвы к святым. »И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела перед Бога« ( Omkp. VIII, 3, 4 ). 192. Говорит ли Священное Писание о явлениях святых с неба? Когда Иисус Христос на Кресте, «возопив громким голосом, испустил дух», то среди великих знамений, после искупительной смерти Спасителя, было и такое: «и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Mф. XXVII, 50–53 ). 193. Творят ли чудеса святые после своего преставления? Жития святых излагают такия чудотворения, напр, святых: святителя Николая Мир-Ликийских, великомуч. Георгия, преп. Серафима Саровского . «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребающее бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и встал на ноги свои» ( 4Цap. XIII, 21 ); «. . так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Дeяh. XIX, 12 ). 194. Обещал ли Христос чудодейственную силу святым? " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которыя творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит« ( Uoah. XIV, 12 ). 195. Может ли быть святость Церкви нарушена грешниками, со стоящими членами Церкви? Как дым над жилищами, поднимающейся из дымоходов, не может изменить воздушное пространство вокруг земли, так грехи людей не отнимают от Церкви ея святости . Согрешающие и кающиеся, и даже закореневшие в грехе, которые отсекаются от тела Церкви, не нарушают святости Церкви. 196. Что значат наименования, прилагаемыя к Церкви: Соборная, или что то же Вселенская, или что то же Кафолическая? Эти наименования указывают, что Церковь предназначена включать в себя на всей земле и во все времена людей всех состояний, верующих истинно во Христа. Призыв Церкви обращен ко всему человечеству повелением Господа апостолам : " идите, научите все народы..» ( Mф. XXVIII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В первом отношении воздержание может быть безусловным, в отличие от поста в собственном смысле, но оно не для всех возможно: «кто может вместить, да вместит» ( Mф. XIX, 12 ). Непосильное бремя и неразумная ревность в этой области и природа карает и слово Божие сдерживает: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( I Kop. VI, 9 ). Душевное целомудрие христианину предписывается безусловно, и им равно должны определяться как безбрачное состояние, так и брачная жизнь христианина, т.е. отношение мужа ко всякой жене: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Mф. V, 28 ). Вот это смотрение с вожделением и есть собственный враг духовной жизни. Вино, как и «всякое творение Божие, хорошо и не предосудительно, если принимается с благодарением»; но опьянение с духовною жизнью не совместимо ( Eфec. V, 18; I Кор. V, II). Христианские подвижники заповедуют также воздержание по отношению ко сну. «Должно строго соблюдать время и меру сна. И этого рода похотения с таким же рвением надобно отсекать, с каким должны мы отсекать движения блудной страсти» ( Иоанн Кассиан ). Наконец, как с молитвою чтение, так с постом должен быть тесно связан телесный труд. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», заповедует апостол (2 Фесс. III, 10). «Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвою и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца» ( Антоний Великий ). Учение священного Писания о посте заключим замечанием об отношении к этому учению церковных предписаний о посте. Церковный пост не имеет единственным своим принципом воздержание, иначе эти предписания о временах и родах пищи противоречили бы учению слова Божия; но в нем к этому принципу привходит другой принцип повиновения Церкви, упражнения воли в послушании ей. Этот последний принцип происхождения монастырского и в монастырях находит свое полное применение по правилу: «все предать в волю духовного отца своего, как в руку Божию, есть дело совершенной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Вера в бытие Божие тесно связана с верою в бытие собственной души, как части мира духовнаго» (Св. Иоанн Кроншт. «Моя жизнь во Христе», т. I, стр. 15). 159. Какия значения придает Священное Писание слову «душа»? «Душа» имеет несколько значений в Писании. 1) Душа обозрачает жизнь, как телесное бытие: «Ибо умерли искавшие душу младенца» ( Mф.II, 20 ); »я душу мою положу за Тебя» ( Uoah. XIII, 37 ). 2) Душе придается самостоятельное значение, она господствует над телесной жизнью и противополагается ей: «и как жаждущему снится, будто он пет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» ( Uc. XXIX, 8 ); «... душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс. СХХХ.2); «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. Х,28). 3) Евангелие указывает на особую и незаменимую ценность души: «Какая польза будет человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Mф. XVI, 26 ). Эта душа способна различать добро и зло в их сущности и в ней есть предпочтение добра: «И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, – тогда свет твой взойдет во тме, и мрак твой будет, как полдень» ( Uc. LVIII, 10 ). 160. Что есть дух в человеческой душе? Дух есть высшая ступень жизни души, где собраны ея лучшия качества, ея святыя устремления и воля выполнить ея неземное назначение : " Если мы живем духом, то по духу и поступать должны« ( Гaл. V, 25 ). »Непорочность и совершенство души и тела находятся в полной зависимости от духа. Дух есть высшая способность души человеческой, которою она отличается от души животных...« (Пр. Макарий Вел., Беседа VII, гл. 8). 161. Наблюдая свои побуждения, можно ли человеку узнать – что именно отделяет дух от остальной души? Всякое свое внутреннее побуждение человек может отнести к душевному, или наоборот – к области духа, если это свое побуждение проверит Словом Божиим. »Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюду острого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» ( Ebp. IV, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010