Но ты знай, что хульные помыслы не имеют никакого значения и ни мало не могут вредить тем, которые ими пренебрегают и не смущаются. Они причиняют вред только тем, которые, будучи малодушны и не опытны, вменяют их себе в грех и впадают в изнеможение от напрасной скорби. На таких то малодушных людях сбывается слово пророка Давида: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» ( Пс. 13, 5 ). («Воскр. чтение» г. XVII). д) Повесть о том, как один инок освободился от хульных помыслов. Один благочестивый инок, претерпевая нападения от хульного беса в продолжение 20 легь, изнурил тело свое постом и бдешем; но видя, что никакой не получает от того пользы, описал на бумаге все свое искушение и смущение, и, пришедши к некоему св. мужу, вручил ему эту бумагу, повергшись лицом на землю, и не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав бумагу, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: «положи, чадо, руку твою на мою выю»; и когда брат сделал это, великий муж сказал ему: «на выи моей, брат, да будет грех сей, как за прошедшее время, так и за будущее; только и ты уже не беспокойся об нем». После этот инок увидел, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла»... «Я слышал эту повесть, повествует св. Иоанн Лествичник , из уст того самого инока, который это искушение претерпел, и (который), рассказывая об этом, воссылал Богу благодарение». («Лествица», сл. 23. § 16, стр. 212 – 213). е) О грехах против Духа Святого. ( Mф. XII. 31 – 32 ; Map. III. 28 – 30 ; Лyk. XII, 10 ). Невозможность отпущения сих грехов, подобно всем грехам смертным 103 , надобно понимать со стороны самих грешников, а не со стороны Бога и Его благодати. Когда грешники упорно идут против Божественной истины, против самых очевидных доказательств ее, когда отвергают Божественную веру и все святое – не по недостатку оснований на то, а в противность всем основаниям – по одному упорству и ожесточению сердца, то они не получат прощения, не получат не по неимению средств к спасению, ибо милосердие Божие беспредельно и кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Иоан. 1, 7 ; Ефес. 1, 7 ), но потому что, при своем ожесточении и нераскаянности, они не способны принять прощение и воспользоваться средствами спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Другие хилиасты (которых, в противоположность первым, можно назвать церковными) напротив, утверждают, что блаженство праведников во время тысячелетнего царства Христова будет состоять только в удовольствиях невинных, чистых, духовных, и вовсе не проповедовали ни о возобновлении тогда Иерусалима, ни о восстановлении обрядового закона Моисеева. В таком виде мнение о тысячелетии в первый раз высказано было Папием Иерапольским, жившим еще в век Апостольский (Евсевий, Церк. Ист. III, 89); затем оно встречается у Иустина Мученика (Разговор с Трифоном иудеем, 80, 81), Иринея Лионского, ученика Папия Иерапольского (Против ересей, V, 31; сл. Евсевия, Церк. Ист. III, 39) 337 , Ипполита, Мефодия, Тертуллиана 338 и Лактаниция; в позднейшие времена оно возобновлено, с некоторыми особенностями, анабаптистами, последователями Шведенборга, мормонами и другими мистиками и иллюминатами. Основная мысль хилиазма, та мысль, что христианство должно быть силою не только поборающею и воинствующею, но всемирно–побеждающею и всемирно господствующею, – верна в своей сущности и имеет глубокое и важное значение. Этою основною мыслию и объясняется особенная живучесть этого учения, являющегося в различные времена истории церкви то в плотском, то в духовном виде. Но кроме этой основной мысли, все остальное в хилиастическом учении противоречит духу и характеру всего Новозаветного Писания. Учение хилиазма, как мы видели, основывается на предположении двукратного воскресения. Между тем Христос Спаситель со всею ясностью учил, что будет только одно воскресение мертвых всеобщее в последний день, когда, по гласу Его, восстанут из гробов все – и праведники, и грешники, и непосредственно примут от Него последний суд и окончательное мздовоздаяние ( Uh. V, 25, 28, 29; VI, 40, 54 ; Mф. XIII, 40 – 42 ; XXV, 31 – 46). Затем Слово Божье проповедует только два пришествия Христова – первое, уничиженное, и второе, славное, и два царства – царство благодати и царство славы. А хилиасты допускают еще какое-то среднее, третье царство Христово по окончании царства благодати и прежде царства славы, имеющее окончиться после тысячелетнего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

6, Mg. 736–737; Р. п. VI, 62, 64, 65, ср. 20 и 28). 215 Имя «Иисус» по толкованию Златоуста (на Mф. II , Mg. 57. 26; Р. п. VII, 19; Слово на Сретение, Mg. 51, 808–809; Р. п. II, 876 и др.) и других св. отцов, опирающихся на Еван. от Мф.1:21 , означает дело спасения, Спасителя. Св. Кирилл Иерусалимский допускает два значения: «Иисус – по-еврейски значит Спаситель, а на еллинском языке: врачующий» (Оглас. сл. 10, 13; Mg. 33; Р. п. 120). Имя Христос означает не только помазанный (см. напр. Кирилла Иерус. Сл. огл. 10, 4; Р. п. 114), но и помазавший, по мнению св. Григория Богослова , почему Он и относит это имя не только к человеческим, но и божеским именам Христа: «Христос по Божеству; ибо само помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствием сего помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом (слово 30; Р. п. III, 182). Это повторяет и Иоанн Дамаскин (кн. 3, гл. 3. Mg. 94, 988: Р. п. 124). 216 Ср. Григорий Богослов : «срастворяются как естества, так и наименования и переходят одно в другое по закону теснейшего соединения» (Послание 3 к пресв. Каледонию против Аполлинария. Р. п. IV, 161); Иоанн Златоуст: «Христос, Сын, Иисус, Господь – все эти имена суть общие и выражают собою оба естества (Письмо 225. К монаху Кесарию; Mg. 52, 758. Р. п. III, 814); Ср. св. Кирилл Алекс.; «Хр. Чт.» 1841, ч. 1, 177–178. Аф. В. 3; Р. п. 2, 490; 3, 349. 217 Св. Кирилл Иерусалимский : «Веровать в Иисуса Христа и принимать сие надобно не как об одном из многих несобственно именуемых Христом, ибо те были христами прообразовательно, и Сей есть Христос истинный» (Огласит. слово 11, 1; Mg. 33; Р. п. 125). Иисус же Христос имеет два имени: Иисус, потому что спасает и Христос, потому что священствует. И зная сие, Богомудрый пророк Моисей двум избранным из всех мужам дал сии наименования (Огл. сл. 10, 11; Р. п. 118); св. Иоанн Златоуст : «Оба данныя имена (т. е. Иисус и Христос) были хорошо известны у иудеев... Так преемник Моисея назывался Иисусом» ... На ев. Мф. II; Mg. 57. 27: Р. n.VII,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Восьмой день. Поучение 2-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. (Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ея). I. Что сказать вам, братие, в нынешний праздник? Любимый ученик Господа – св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого мы сегодня празднуем, в течение своей апостольской деятельности говорил более всего о любви: будем же и мы с вами говорить сегодня тоже о любви. II. Вы сами очень хорошо знаете, что Господь заповедал нам любить Бога, а потом всех людей и сказал, что на этих двух заповедях утверждается весь закон ( Mф. XXII, 40 ). Вы знаете, что тот только есть истинный христианин, кто имеет ко всем любовь ( Uoah. XIII, 35 ). Знаете вы также, что без любви нельзя наследовать и вечную жизнь, ибо «не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Uoah. III, 14 ); что «без любви все дарования ничего не пользуют тем, которые имеют их» (Злат. бес. 32 на 1 посл. Коринф.); что без нея ничего не значат и все добрыя дела наши (1 Коринф. XIII, 3). Вы, говорю, знаете это, слышали об этом много раз и сами рассуждаете, что хорошо бы было, если бы все любили друг друга; сами сознаете, что нужно любить других. Но все это к сожалению по большей части только на словах, а не на деле. На словах любим, а на деле, – на деле далеки мы от любви. а) Согрешил ли, например, ближний наш, – мы, вместо того, чтобы помолиться Богу об его исправлении, начинаем с злорадством осуждать его. А это разве любовь? Нет, «если ты истинно любишь ближняго, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу», учит один великий подвижник (преп. Иоан. Леств. сл. 10-е). «Хочешь исправить брата? Поплачь, помолись Богу, дай ему увещание наедине, посоветуй, попроси», говорит св. Иоанн Златоуст (Злат. бес. 2 по сл. низв. царь. стат.), но не осуждай; а то он грешит, а ты себе грешишь, осуждая его. б) Обидел ли кто нас, – вместо того, чтобы по христиански простить своему обидчику, отплатить ему добром, мы, напротив, стараемся и его обидеть, т.е. воздать злом за зло. А это разве любовь? Нет, ибо любовь «долготерпит и не мыслит зла». «Кто любит ближняго, тот не отмщает за обиду нанесенную, но с кротостию и незлобием претерпевает и молится за творящих напасти» (твор. св. Тих. зад.) Если ты любишь ближняго, то «никогда не питай в сердце злобы, но если и случится какое огорчение, пусть будет оно разве на один день и долее дня да не продолжается. «Солнце», сказано, «да не зайдет во гневе вашем» наставляет св. Иоанн Златоуст (Злат. бес. 18 по случ. низв. царь. стат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

IV, 12 и др.). По Иоанну, Спаситель, увидев Петра, сказал ему: „ты Симон, сын Ионы; ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)“ (I, 42), а Ев. Матфей в указанном месте утверждает, что он уже назывался этим именем ( Mф. IV, 18 ). Наконец, то обстоятельство, что Петр, Андрей, Яков и Иоанн тотчас по одному слову Спасителя оставили свои лодки, мрежи, даже пойманную рыбу, родителей, с несомненностию свидетельствует об их раннейшем знакомстве со Христом А это всего естественнее переносить на берега Иордана, где великий Креститель пред тысячными толпами говорил: „се Агнец Божий“ (Иоанн. I, 29). 537 Св. Иоанн Златоуст. Бес. на Ев. Матф. Ч. II, стр. 563. Бл. Феофилакт. Благовестн. Ч. I, стр. 128–129. 540 Uoah. XV, 16 cp. VI, 70; XIII, 18. Cf. Eicald. Gesch, etc. В. V, S. 317. Heander. D. Leb. Jesu Christi. S. 190. А. В. Горский. Цит. соч., стр. 155 сл. Фаррар. Первые дни христианства. Стр. 408. Жизнь Иисуса Христа. Стр. 128 слл. Hilgenfeld. Op. cit. S. 393. Δαμαλα. Op. cit. р. 142. Godet. Op. cit. p. 20. Tillemont. Op. cit. Tom. I, p. 250 и мног. друг. 542 S. Gregorius. Op. omn. t. I, p. 458. Paulin. Nolan. Ep. 43 (al. 51). S. Ambrosius De off. Lib. II, cap. 20, § 101; Comm. ad. Luc. 23. Hilarius. bei Mai X. Р. В. I. 1, 484. Augustinus. Contra Faust. XXX, 4. Zachar. Ер. Chrysopolit. in unum Quatuor etc. t. XIX, p. 955 (Max. Bibl. vet. patr.). 544 Baronius. Ad. an. 101: а Domino vocatum esse annum agentem vigesimun secundum, ac tribus ferme mansisse cum Domino, sicque tempore passionis ejus natum annos XXV. 547 Tillemont. Op. cit. Tom. I, p. 350. Cf. Calmet. Bibl. Worterb. Th. 2, S. 785. Schegg. Comm. zu Evang. Johan. I, 17. 550 Renan. L’Antichr. Paris. 1873 p, 683: st. Iean pouvait avoir une dizaine d’anneis de moinsque Jesus. 551 Luthard. Op. cit. s. 2. Lucke. Op. cit. S. 10. Krenkel. Op. cit. s. 129, Яковлев. Цит. соч. Вып. II, стр. 6 и др. 571 Baggesen Der Apost Johannes, sein Leben und seine Schrifteu, s. 6. Фаррар. Первые дни христианства, стр. 409. Изображение Ап. Иоанна существовало в очень раннее время, напр., среди карпократиан. Zahn. Ор. cit. s, 223. 582 Mp. IX, 39 – 41. Блаж. Феофилакт. Благовестн. Ч. I – II, стр. 90. Lange. Op. cit. ss. 90 – 92. Migne. Op. cit. t. XXII, pp. 8. 27. sqq. Starke. Op. cit. S. 95 585 Uoah IV, 20–21 . Bereschit Rabba sect 81: R. Ismael, filius R. Joseph, proficiscens Hierosolymam, ut oraret, transiit per istum montem (Гаризин): Videns eum Samaritanus, quidam dixit ei-nonne praestaret in monte hoc benedicto, quam in isto maledicto orare? Cf Quinoel. Com. in. libr. N. T. Volumen II, p 446. 587 Кажется, есть некоторые основания так думать и в самом тексте. Греч, κ μη, лат. vicum, castellum или oppidum означает большое селение или небольшой город. На пути же из Галилеи в Иерусалим, Ен-Ганним может быть, прежде всего, таким селением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Из того слова в настоящее время настали скорбь и преследование и предстоит время великого испытания, когда обнаружится, кто на каменистое место сеял ( Mф. XIII, 20 ), кто в глубину не проник и Иисуса в глубину души не воспринял. Тот, напротив, кто слово то разумеет, тот приносит плод, сохраняет то слово в терпении даже до конца и приносит плод сторицею ( Mф. XIII, 23 ; Лk. VIII, 15 ). Мы знаем ведь, какое суждение Писание о тех произносит, которые во время скорби и гонения соблазняются, ранее святое учение, по-видимому, радостно принявши; а соблазняются именно потому, что не имеют корня в себе и содержат веру в течение лишь некоторого времени. У Матфея говорится: Посеявший на место каменистое есть тот, кто слову тому внемлет и тотчас с радостию принимает оное; но он не имеет корня в себе и непостоянен; когда настанет скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняется ( Mф. XIII, 20, 21 ). По Марку: Посеявшие на каменистом месте суть те, которые, когда услышат слово, тотчас принимают его с радостию, но не имеют корня в себе и непостоянны; потому, когда настанет скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняются ( Mk. IV, 16, 17 ). И по Луке: А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостию принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают ( Лk. VIII, 13 ). О тех, которые приносят соответственный плод, учит Писание так: Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (семян; Mф. XIII, 23 ). Или: Посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (семян: Mk. IV, 20 ). Или: Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в прекрасном и добром сердце и приносят плод в терпении ( Лk. VIII, 15 ). Так как по апостолу вы Божия нива, Божие строение ( 1Kop. III, 9 ), и именно нива на доброй почве разведенная ( Mф. XIII, 23 ); так как вы представляете собою здание, построенное на утесе ( Mф. VII, 24 ): то в качестве здания Божия станем неколебимо твердо против непогоды ( Лk. VI, 48 ), и будучи Божией нивой, не будем ни злом озабочиваться, ни скорбию и гонением, какие настают из-за слова, ни забавами сего мира или обольщением богатства, или удовольствиями жизни ( Mф. XIII, 19–22 ; Mk. IV, 15–19 ; Лk. VIII, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Он пришел призвать грешников к покаянию, а не праведников ( Mф. IX, 13 пар.), Он призывал к Себе всех труждающихся и обремененных ( Mф. XI, 28 ), по направлению к Его царству мытари и блудницы шли впереди первосвященников, старейшин и фарисеев ( Mф. XXI, 31 ), которые выказывали себя праведниками пред людьми ( Лyk. XVI, 15 ). Приточный фарисей, благодаривший Бога за то, что он не был таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, был, конечно, выше в нравственном отношении, чем мытарь, но он стоял дальше от царствия Божия, потому что не имел того сознания ничтожества, которым был проникнут мытарь. Ублажая нищих духом, алчущих, плачущих, ненавидимых и гонимых, Христос, напротив, говорит: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лyk. VI, 20 – 25 ) и пр. Призывая труждающихся и обремененных, мытарей и блудниц, и даруя им духовное совершенство и блаженство, Христос, однако, снова посылает их на страдание и уничижение, обещая полное успокоение только в будущем. «Вы, – говорит Он Своим ученикам, – восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Uoah. XVI, 20, 33 ). В слове на Дeяh. XIV, 21, 22 («многими скорбя ми надлежит нам войти в царствие Божие») митр. М. Филарет справедливо пишет: «учение Господне о блаженстве скорбию начато ( Mф. V, 3, 4 ) и еще большею скорбию окончено» ( Mф. V, II ). Приведя далее Mф. XVI, 24,25 , проповедник продолжает: «как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних: во всяком случае нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби... Погубить душу свою – это выражение дает разуметь, что здесь имеют место многие скорби, простирающиеся даже до смертного борения и подвига». Также Uak. I, 2 – 4, 9 – 10; I Пет. I, 6 – 9; IV, 12 – 14; Puмл. VIII, 17 ; Koл. I, 24 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Петр апостол Петр апостол (скала, камень) ( Uh. I, 40 ) – сын Ионин и брат Андрея. Он был уроженцем города Вифсаиды; первоначально назывался Симоном. Название Кифы (сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению ( Uh. I, 42 , Mф. XVI, 18 ). Семейство его жило в Капернауме ( Mф. VIII, 14 , Mk. I, 24 , Лk. IV, 38 ); по роду своих занятий он был рыбарь ( Лk. V, 1–3 ). Религиозная жизнь этого апостола с самого начала и до конца преисполнена трогательнейшими событиями. Теща его была исцелена от горячки Господом Иисусом. В присутствии Господа происходила чудесная ловля Петром рыб ( Лk. V, 6–9 ) в таком количестве, что даже сеть прорывалась. Ужас объял Петра и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. Выйди от меня, Господи! воскликнул Петр при сем событии, потому что я человек грешный. О многих чудесных событиях в жизни Петра упоминается в евангельских сказаниях. Однажды во время бури на Галилейском озере Господь шел по волнам к утопавшим ученикам. Петр с дозволения Господа присоединился к Нему и шел некоторое время по воде ( Mф. XIV, 29 ). Он первый засвидетельствовал свою веру в Божественное посланничество Господа ( Mф. XVI, 16 ). Впрочем, его понятия о лице Мессии еще не достигали надлежащей высоты и величия, так как он имел смелость прекословить Господу Иисусу Христу, когда Он говорил о Своих страданиях и смерти. На это прекословие Господь сказал Петру: отойди от меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое ( Mф. XVI, 22, 23 ). Он был особенно сильно привязан к своему великому Божественному Учителю. Когда многие отстали от Иисуса и Он спросил Своих учеников: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого ( Uh. VI, 67–69 ). И Господь удостоил Его особенной близости к Себе. Так. ап. Петр с Иаковом и Иоанном были свидетелями воскрешения дочери Иаира ( Лk. VIII, 51 ). Вместе с Иаковом и Иоанном он также был свидетелем славы Господа на Фаворе, во время Его Преображения; равно как через несколько времени вместе с теми же учениками был свидетелем уничижения и душевных страданий Господа в саду Гефсиманском ( Mф. XXVI, 36–56 ). Там же, движимый горячей любовью и преданностью Господу, Петр извлек меч, и, ударив первосвященнического раба, Малха, отсек ему правое ухо, когда Иуда с отрядом воинов и первосвященнических служителей готовились взять Иисуса в саду Гефсиманском ( Uh. XVIII, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Погребение, описанное в Евангелии, показывает, что Христос подлинно умер и положен в каменную гробницу. Даже стража, заботами Его врагов, стояла и стерегла дверь, на которой была наложена печать ( Mф.XXVII, 66 ). Разумеется, Спаситель умер Своим человеческим естеством: Божеского естества не может коснуться смерть. »... Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ея от Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее« ( Иоан. Х, 17, 18 ). 99. Кто и по каким причинам возставали против проповеди Христа и затем склонились ко вражде к Нему? Проповедь Господа привлекла к нему народ, услышавший поистине Божественное учение; это и вызвало неприязнь к Нему иудейских учителей благочестия »А книжники пришедшие из Иерусалима говорили, что Он имиет в Себе вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя« ( Mk. III, 22 ). Раздражение Иудеев особенно возрасло после чудесного исцеления долголетнего разслабленнаго: »Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу« ( Uoah. V, 15, 16 ). »И искали схватить Его: но никто не наложил на него руки, ибо еще не пришел час Его« ( Uoah. VII, 30 ). 100. Какия пророчества произнес Иисус Христос в притчах, сказанных Им в Иерусалимском храме во вторник Страстной Седмицы т. е. за три дня до Распятия? Зная, что приблизилось время вступления в силу Нового завета, Спаситель сказал притчи: о двух сыновьях ( Mф. XXI, 28 ), о злых виноградарях ( Mф. XXI, 37 ) и о брачных гостях ( Mф. XXII, 2 ). Заключая эти притчи в энергии духа ( Omkp. VI, 16, 17 ), Господь открыто обличил грех «избранного народа», заграждающого другим доступ в Царство Божие. «Истинно говорю вам, мытари и блудницы прежде вас войдут в царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему« ( Mф. XXI, 31, 32 ). »Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Mф. XXI, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Правильный путь религиозно-нравственного совершенства был решительно извращен руководителями еврейского народа – книжниками и фарисеями. Оставив более ценные и существенные предписания закона суд, милость ( τ λεον или τ λεος) и веру ( Mф. XXIII, 23 ), они надеялись обеспечить себе чистоту соблюдением многочисленных преданий о всевозможных омовениях и очищениях ( Mф. XXIII, 25 – 28 ; Mpk. VII, 2 – 3 ). По наружности они казались людям праведными, а внутри были исполнены лицемерия и беззакония ( Mф. XXIII, 28 ). Совершенно лишенные способности различать в законе, в самих себе и в других людях существенное и второстепенное, решительно извращавшие взаимный порядок и сравнительную ценность своих обязанностей, фарисеи в духовном отношении уподоблялись «слепым» ( Mф. XXIII:24, 26 ), как потерявшие духовное зрение – чистоту сердца. Вот почему Господь внушает фарисеям – очистить прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Mф. XXIII, 26 ). «Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто» ( πντα καθαρ μν στν). Лk. XI, 41 . Оскверняет человека то, что исходит из самого же человека ( κ το νθρπου), изнутри, из сердца человеческого ( σωθεν κ τς καρδας τν νθρπων Mpk. VII:20, 21 . Ср. Mф. XV, 17 – 20 ). Такова тесная и прямая связь пятого ублажения с шестым. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Μακριοι ο καθαρο τ καρδ· τι · ατο τν θεν ψονται. Καθαρς – в противоположность υπαρς (грязный, нечистый) – выражает собственное, естественное, нормальное, правильное состояние известного предмета, когда к нему не примешивается – в его составе или внешнем виде (окраске и под.) – ничего, ему самому по себе несвойственного. Καθαρς оттеняет, прежде всего, момент противоположности тому состоянию вещи, когда она окрашена или вообще восприняла элементы, ее нормальному составу и виду не принадлежащие. Например, καθαρον σμα (Ксенофонт, Оесоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010