Может показаться самонадеянным оценивать исторический сдвиг, в который и сам вовлечен. Пророки древнего Израиля отваживались на такое рискованное дело, но, по их собственным словам, они наделялись особой помощью от Бога. Будучи оставленным на наш суд, новое социальное измерение, приобретенное патристикой в последние полвека, должно быть очень точно определено, чтобы оценить природу нашей научной дисциплины в меняющемся постмодернистском мире. То, что я назвал «герменевтикой европейских оснований», поможет прояснить суть дела. Как ученые-патрологи, большинство из нас трудится на кафедрах богословия, религии или религиозных исследований. Отдельные исследователи принадлежат к религиозным организациям и занимают неакадемические должности, но они также близки к академической науке, к которой принадлежат в более широком смысле. Нынешний объем и активность патристической науки можно показать на примере последнего издания Studia Patristica (Peeters: Leuven, 1989). Я имею в виду пять томов работ, представленных на Оксфордской патристической конференции в 1987 г. 204 работы отражают основные направления исследований и исключительное разнообразие тем, которые привлекают внимание сегодняшних ученых-патрологов. Еще большее количество работ были представлены в Оксфорде, но не были изданы в Studia Patristica, и намного большее количество экспертов занимались патристикой в 1987 г., чем те, что приехали в Оксфорд. Тем не менее в Studia Patristica мы находим поразительную картину патристического сообщества в его современном состоянии. Ранее я уже высказывался на страницах этого журнала 528 об объемном вкладе Studia Patristica, который к настоящему времени составляет 23 тома. Позвольте здесь мне выразить глубокое почтение к покойному Ф.Л. Кроссу, который умер в декабре 1968 г., но чья проницательность и преданность делу сделали концепцию Оксфордских конференций неизменной по сию пору, а успех – непревзойденным с 1951 г. В благочестивом начинании Кросса эти собрания, проводимые раз в четыре года, должны были стать началом объединения всех христианских Церквей на базе общего изучения исторических оснований христианства как таковых. Я не уверен, что реальность совпадает с этим идеалистическим экуменизмом, но социальная представительность Оксфордских конференций ни у кого не вызывает вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

8 Об обряде омовения ног Севериан говорит в подлинной проповеди CPG 4205, сказанной в Великий Четверг, а также в проповеди CPG 4216, широко распространенной в греческих рукописях, при условии, что она принадлежит Севериану, как предполагают некоторые патрологи (см.: Voicu S. L’omelia In lotionem pedum (4216) di Severiano di Gabala. Due note//Le Muséon. Vol. 107. 1994. P. 349–365). 9 О цикле бесед Севериана на Шестоднев см. исследование Иоганна Целлингера, вышедшее в 1916 г., однако доныне не потерявшее своей актуальности: Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala//Alttestamentliche Abhandlungen. Vol. VII. No. 1. Münster i. W., 1916. 10 Το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου τν ερισκομνων τμος Ζ//Δι’πιτελεας κα ναλωμτων ρρκου το Σαβιλου κ παλαιν ντιγρφων κδοθες. Etonae, 1612. P. 587–640. 12 Об ошибке, проникшей в справочник Clavis patrum graecorum, см. вкратце в нашей рецензии на: Thomson R. W. Saint Basil of Caesarea and Armenian Cosmology. A Study of the Armenian Version of Saint Basil’s Hexaemeron and its Influence on Medieval Armenian Views about the Cosmos. In aedibus Peeters, 2012//Вестник ПСТГУ. Сер. I. Богословие. Философия. I(56). 2014. С. 124–126. 13 Благодарю д-ра Тамару Патаридзе за фотокопию этого издания, настолько редкого, что оно даже не было учтено в Clavis patrum graecorum. 15 См.: Villadsen H. Det tidlige perikopesystem i Konstantinopel if.lge Severian af Gabala… P. 237. 16 Το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου τν ερισκομνων τμος Ε//Δι’πιτελεας κα ναλωμτων ρρκου το Σαβιλου κ παλαιν ντιγρφων κδοθες. Etonae, 1611. P. 648–653. 17 Более подробно о данном тексте Севериана см. нашу статью: Ким С. С. Проповедь Севериана, епископа Гавальского, из цикла гомилий о сотворении мира (CPG 4195). С. 262–275. 19 См. его диссертацию: Altendorf H.-D. Untersuchungen zu Severian von Gabala. Tübingen, 1957. (машинопись). S. 87–92. 20 Uthemann K.-H. et al. Homiliae pseudochrysostomicae. Instrumentum studiorum. Vol. I. Turnhout, 1994. P. 124–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

В 20 веке ведущим специалистом по Фотию стал чешский проф. Ф.Дворник. Он написал ряд статей и монографию о Фотии (Dvornik F. Тне Photian Schism: Hismory and Legend. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1948, 1970; Dvornik F.: Photius et la réorganization de l’académie patriarchal//Mélanges Paul Peeters, vol. 2 (Analecta Bollandiana 68). Brussels: Société des Bollandistes, 1950, pp. 108–125; Patriach Photius: Scholar and Statesman//Classical Folia, 13 (1959), pp. 3–18; 14 (1960), pp. 94–107; Photius, Nicolas I and Hadrian II, Byzantint acclesiastical studies/ed. Frantisek Dvornik. London: Variorum Reprints, 1974. За последние годы помимо работ Ф.Дворника патриарху Фотию и его трудам было посвящено несколько монографий следующих исследователей: К.Коварнос, Л.Камфора, Т.Хёг, Д.Уайт, С.Манго, Ж.Шамп. Также был написан ряд исследовательских статей. Некоторые их них были изданы в особом сборнике Г.Пападеметриу – Photian Studies. Ed. By George Papademetriou. Brookline, Mass.: Hoiy Cross Orthodox Press, 1989. Что касается издания произведений Фотия, несмотря на то, что разрозненно они публиковались на Западе (преимущественно в протестантских странах) по мере их обнаружения с XVII века, впервые целиком они были изданы Жак-Полем Минем в его «Греческой патрологии» (Patrologia Graeca) – тома 101–104, Следует упомянуть, что в серии Biblioteca Teubneriana в XX веке были изданы философские сочинения Фотия, Арафы и Пселла С.93]. Предваряя непосредственный разговор о предмете нашей статьи, кратко рассмотрим обстоятельства жизни Фотия, способствовавшие появлению данного труда. Фотий родился в начале IX века в Константинополе, семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе константинопольскому патриарху Тарасию (784–806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры августы Феодоры. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле (829–842) отец Фотия был осужден, имущество было конфисковано, вся семья была анафематствована и отправлена в ссылку (ок. 832/833 гг.). Впрочем, и в изгнании у родителей Фотия было достаточно средств, чтобы дать ему и его братьям (Сергию и Тарасию) приличное образование. Из-за тягот гонений Сергий и Ирина прожили недолго. После смерти их стали почитать исповедниками – в Византийском синаксаре их память отмечается 13 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Cf. Baumstark. Liturgie Compares. P. 171. 232 Cf. Botte. Les origines… Pp. 78–79. 233 Baumstark. Pp. 200, 170. 234 McArthur. 77 sqq. 141 sqq. J. W. Tyrer. Historical Survey of Holy Week, its Services and Ceremonies. London, 1932. P. 31 sqq. 235 См. J. В. Ferreres in Ephemerides theol. Lovaniensis, V. P. 623 sqq. Baumstark. Oriens Christianus. 3, XI, 1936, 113. 236 См. P. Parsh. Le Guide dans 1 " Annee Liturgique. Т. II. Le Cycle Pascal 1. Mulhouse, 1954. P. 143 sqq. 237 См. M. Jugie. La premiere fete mariale en Orient et en Occident. L " Avent primitif. Echos d " Orient, 22, pp. 153–181, cf. Baumstark, pp. 199 sqq. B. Botte. La premieere fete mariale de la liturgie romaine, Ephem. liturg. 1933, 425–30 и 1935, 61–264., 22. Pp. 153–181. Cf. Baumstark. P. 199 sqq. B. Botte. La preminere fkte mariale de la liturgie romaine. Ephem. liturg. 1933, 425–430 и 1935, 61–264. 238 Baumstark. P. 202 sq. См. E.Flicoteaux. Notre Dame dans 1 " Annee liturgique. «Maison Dieu», 38, 1954. (La Vierge Marie dans la priere de l " Eglise.) Pp. 95–121. 239 F. Cabrol. «Assomption» in Dict. Arch. Chr. Lit.; cf. Baumstark. P. 202. 240 P. de Puniet. La fete de la Nativite de la Vierge. Vie et Arts liturgiques. 1926. Pp. 481–489. 241 H. Leclercq. Presentation de Marie. Dict. Arch. Lit. Chr., 14, 2, 1729–1731. E. Bouvy. Presentation de la Vierge, Bessarione, 1. 1897. Pp. 552–562. S. Vailhe. La fete de la Presentation, Ech. Orient., 5, 1901. Pp. 221–224. E. Bouvy. Les origines de la fete… Rev. August, 1902. Pp. 581–594; cf. Holweck. Fasti Mariani. Freiburg, 1892. 242 Baumstark. P. 196. 243 Baumstark. P. 195. 244 См. Н. Delehaye. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano nunc Berolensi, adiectis synaxariis selectic. Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembus. Bruxelles, 1902. P. Peeters. Le Trefonds Oriental de l " Hagiographie Byzantine. Bruxelles, 1950. Архиеп. Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. R. Aigrain. L " Hagiographie. Paris, 1953 245 Baumstark. Op. cit. P. 192. 246

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Notes sur l " anaphore syriaque de S. Jacques; le voile-anaphore, ou voile de l " autel. OS 8 (1963). P. 3−21; Fiey J. M. Le sanctoral syrien oriental d " après les évangeliaires et bréviaires du XIe au XIIIe siècles. OS 7 (1963). P. 21−54; J añeras V. Vestiges du Bêmâ syrien dans des traditions liturgiques autres que les syriens. OS 7 (1963). P. 121−128. Texier C. La ville et les monuments d» Édesse, aujourd " hui Orfa en Mésopotamie. Rev. Or. et Américaine (1859). P. 326−354; ßaum-Stark A. Vorjustinianische kirchliche Bauten in Edessa. ОС 4 (1904). S. 164−183; Horningr. Verzeichniss von Mosaiken aus Mesopotamien. ZDPV 32 (1909). S. 113−116; Goussen H. Über eine sugitha auf die Kathedrale von Edessa. Mus. 38 (1925). S. 117−136; Stpzygowskjj. L " ancien art chrétien de Syrie, son caractère et son évolution. Paris, 1936; Guyer S. Le rôle de l " art de la Syrie et de la Mésopotamie à l " époque byzantine. Syria 14 (1933). P. 56−70; Awad G. H. Ancient Monument in Iraq. The Monastery of Rabban Homizd. Mossul, 1934 (по-арабски); Condurachi E. Eléments syriens dans l " architecture chrétienne d " Illyrie. Studi Bizantini e Neoellenici 6 (1940). P. 78−86; Monneret de Villard U. Le chiese della Mesopotamia. Roma, 1940; Schneider A. M. Die Kathedrale von Edessa. OC 36 (1941). S. 161−167; Peterson E. La croce e la preghiera verso oriente. Ephem. Liturg. 59 (1945). P. 52−68; Peeters P. Ls ex voto de khosr. uapakwezaserchopous. AB 65(1947). P. 5−57; Graber A. Le témoignage d " un hymne syriaque sur l " architecture de la cathédrale d " Edesse au VIe siede et sur la symbolique de l " édifice chrétien. Cahiers Archéologique 2 (1947). P. 41−67; Leroy J. L " iconographie des églises de langue syriaque. Miscellanea Giovanni Galbiati. Archeologia storia, filologia e antichità classica, papirologia glottologia, arte. Voi. 1. Milano, 1951. P. 175−184; van Berchem D. Recherches sur la chronologie des enceintes de Syrie et de Mésopotamie. Syria 31 (1954). P. 254−270; Dupont-Sommera. Un hymne syriaque sur la cathédrale d " Edesse. Cahiers Archéologiques 22 (1947). P. 29−39; Some historical Vestiges of the Convent of St. Behnam the Martyr near Mosul. Beirut, 1954; Leroy J. Mosaïques funéraires d " Edesse. Syria 34 (1957). P. 306−342; Segal J. B. New Mosaics from Edessa. Archaeology 12 (1959). P. 151−159; Fiey. M. Mossoul chrétienne. Beyrouth, (s. d.); Idem. Les saints Serge de l " Iraq. AB 79 (1961). P. 102−114; Leroy J. Nouvelles découvertes archéologiques relatives à Edesse. Syria 38 (1961). P. 159−167; Kirsten E. Edessa, eine römische Grenzstadt des 4. bis 6. Jahrhundert im Orient. Jahrbuch für Antike und Christentum 6 (1963). S. 144−172. Часть 1. Православные отцы церкви и церковные писатели

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

LII References Charanis P. The Monk as an Element of Byzantine Society. Dumbarton Oaks Papers. 1971. 25. Рр. 60–84. Brown P. Aspects of the Christianisation of the Roman World. THE TANNER LECTURES ON HUMAN VALUES. Delivered at Cambridge University November 22, 23, and 24, 1993. 2 Lecture. PEETERS P. Une vie copte de S. Jean de Lycopolis. Analecta Bollandiana 54. 1936. Рр. 359–381. Koptische Heiligen und Märtyrerlegenden. Erster Teil. Rome, 1935 (Orientalia Christiana Analecta). Texte, bersetzungen und Indices von W. Till. Chitty D. The Desert a City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism Under the Christian Empire. Oxford, 1966. Rubinson S. Ascetism and monasticism. I. Eastern. Cambridge History of Christianity. 2007. Vol. 2. Рр. 637–638. Frend W.H.C. The Monks and the Survival of the East Roman Empire in the Fifth Century. Past & Present. 1972. 54. Рр. 3–24. Helvétius A.-M., Kaplan M. Ascetism and its institutions. Cambridge History of Christianity. 2007. Vol. 3. Рр. 275–298. Papadakis A. Byzantine monasticism reconsidered. Byzantinoslavica. 1986. XLVII. Рр. 34–36 Vankova A. B. Justice be done: the monks and clerics versus Judge Right in the medieval world. Moscow, 2010. Рр. 27–38. Vie d’Alexandre l’Acémète. Texte grec et traduction latine/Ed. par E. De Stoop. Patrologia orientalis. Paris. 1911. T. 6. Рр. 645–701. Vankova A. B. Monks and the preaching of Christianity in Syria and Palestine in the first half of the V century Russia and Byzantium. Moscow: IVI RAN, 2008. Рр. 31–36. Ioann Zlatoust. Православная энциклопедия. Moscow, 2010. Vol. 24. Рр. 159–205. Dagron G. Les moines de la ville: Le monachisme a Constantinople jusqu " au concile de Chalcedoine (451). Travaux et memoires. 1970. Vol. 4. Pp. 229–276. Socrates» ecclesiastical history. Oxford: Clarendon Press, 1893. Theodosiani libri XVI (CTh). Berolini, 1905. Callinicos Vie d’Hypatios. Introduction, texte critique, traduction et notes par G. Bartelink. Paris: Sources chrétiennes, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mona...

DS 10. 1193–1197; DThC 10. 1710–1711; Follieri, Initia 5/1. 294 Ок. 761–846, св. Провел 2 года в уедин. исихии, затем стал наставником двух послушников – знаменитых борьбой с иконоборцами Феодора и Феофана Начертанных. Житие (BHG 1296), хотя исторически не совсем точно, хорошо отражает аскетический визант. идеал и мученичество героя, проведшего около 10 лет в заключении за защипу икон. С победой иконопочитателей отказался от патриаршества в пользу своего друга св. Мефодия и удалился вновь в свою обитель в Хоре. Автор многих соч. (не менее 15), в основном агиографич. Библ. в DS. Феодор Эдесский DS 15, 305 Епископ, св. IX в. Житие BHG 1744 1844 . Житие иже во св. о. н. Феодора Эдесского /Изд. Помяловский И. СПб. 1892 [греч. текст]. Об авторе жития (Василии Эмесском) см.: 1845 . Peeters P. La passion de saint Michel le Sabaïte//AB 48. 64–98. По мнению Ж. Гуйара, житие является скорее литер. текстом, чем истор. памятником, однако историч. комментарий А. Васильева склоняет к большему доверию биографу. Сочинения Упомянутые в житии Догматико-катехетическое слово [в ркп под разными назв.]. Много интерполяций, неизд. Аскетическое поучение . Проповедь, по характеристике Гуйара, обескураживающая отсутствием всякой мистики, без упоминаний об умной молитве, созерцании и бесстрастии. Неизд. Сто весьма душеполезных глав : 1846 .// Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 304–324. Рус. пер.: 1847 . 1) ХЧ 1825. 17. 123 сл.; 2) Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 347–373. Трактат – парафраз Евагрия, источники глав указаны: Gouillard J. Supercheries 4 .1849). 144–148. Составитель антологии, возможно, преп. Феодор. Неизвестные автору жития Умозрительное слово: 1848 .// Φνλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 325–332. пер.: Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 379–390. Не упомянуто в «Житии». По мн. Гуйара, не принадлежит Феодору и сост. между XIII и XVII в. Об опресноках . Полемика, относящаяся к более позднему времени, так что атрибуция Феодору Эдесскому ложна. Исследования 1849 . Gouillard J. Supercheries et méprises littéraires. L’oeuvre de saint Théodore d’Edesse//REB 1947. 5. 137–157. La vie religieuse à Byzance. Essays by Jean Gouillard. L. 1981. 14. (Collected Studies. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

яз.); Хаханашвили А. Груз. рукописи Британского Музея//Моамбе (Вестник)/Гос. музей Грузии им. С. Н. Джанашиа. 1905. Кн. 8. Отд. 2. С. 2 (на груз. яз.); Мацулевич Л. О росписи ц. в сел. Зарзма//Тр. 2-го Всерос. съезда художников в Петрограде, дек. 1911 - янв. 1912 гг. Пг., 1914. Т. 1. С. 100-101. Таб. I-V; Айналов Д. В. Византийская живопись XIV ст.//Зап. Классич. отд-ния РАО. Пг., 1917. Вып. 9. С. 208-211; Peeters P. Histories monastiques Géorgiennes//AnBoll. 1917-1919. T. 36/37. P. 159-168, 217; Гордеев Д. Отчет о поездке в Ахалцихский у. в 1917 г.: Росписи в Чуле, Сапаре и Зарзме//ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 68-67; он же. Из эпиграфических мат-лов Зарзмы: К объяснению надписи Иване, сына Сулы//Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). Тифлис, 1924. Кн. 2. С. 107-112; Таранущенко С. Предварительный отчет о командировке в Зарзму, Чуле и Сапару//ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 96-98; Какабадзе С.. Об ист. лицах в Зарзмийской росписи//Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). 1924. Вып. 1. С. 239-242 (на груз. яз.); Толмачевская Н. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 22-23; Чубинашвили Г. Н. К вопросу о характере груз. чеканного искусства, зародившегося на рубеже X и XI вв.//Ars georgica. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 65-90 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 182-184; он же. Груз. чеканное искусство: (Исслед. по истории груз. средневек. искусства). Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 29-33, 133-137; Джанашия. Труды. 1952. Т. 2. С. 392; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 324-339 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе, XIII-XVI вв. Тбилиси, 1955. С. 93-112, 128-129, 135-137 (на груз. яз.); он же. Зарзма. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); он же. Мастера древнегруз. искусства. Тбилиси, 1967. С. 107 (на груз. яз.); он же. Архитектурные памятники Самцхе. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 489-499 (на груз. яз.); Богверадзе А. К дате жития Серапиона Зарзмели//Мацне. 1964. С. 50-69 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Вопросы текста и языка жития//Филол.

http://pravenc.ru/text/182627.html

161 См.: Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-VI вв.//Христианское чтение, 1913, с. 597–613. 163 См.: Abramowski L. Die Christologie Babais des Grossen//Symposium Syriacum 1972. Roma, 1974, S. 219–244; Idem. Ein nestorianischer Traktat bei Leontius von Jerusalem//Symposium Syriacum 1980. Roma, 1983, S. 43–50. 164 См., напр., у Сехарбокта: Reinink G.J. Seharbokt, ein nestorianischer Lehrer der islamischen Zeit//Symposium Syriacum 1976. Roma, 1978, S. 83–84. 166 См.: Halleux A. Martyrios-Sahdona. La vie mouvementee d’un «heretique» de l’Eglise nestorienne//Orientalia Christiana Periodica, 1958, vol. 24, p. 93–128. 167 См.: Leloire L. La pensee monastique d " Ephrem et Martyrius//Symposium Syriacum 1972, p. 105–131. 168 См.: Halleux A. La Christologie de Martyrios-Sahdona dans l’evolution du nestorianisme//Orientalia Christiana Periodica, 1957, vol. 35, p. 5–32. 169 См.: Fiey J. М. Iso’yaw le Grand. Vie du catholicos nestorien Isóyaw III d’Adiabene (580–659)//Orientalia Christiana Periodica, 1969, vol. 35, p. 305–333; 1970, vol. 36, p. 19–26. 171 Heinzer F. Die leidende Menscheit Christi als Quelle des Heils nach Maximus Confessor//Christusglaube und Christusverehrung. Neue Zugänge zur Christufrommigkeit. Aschaffenburg, 1982, S. 69. 172 См.: Straubinger H. Die Christologie des hl. Maximus Confessor. Bonn, 1906, S. 15; Heinzer F. Gottes Sohn als Mensch. Die Struktur des Menschseins Christi bei Maximus Confessor. Freiburg, 1980, S. 149–162. 175 Протасов Н. Д. Греческое монашество в южной Италии и его церковное искусство. Сергиев Посад, 1915, с. 6. 176 См.: Sansterre J. М. Les moines grecs et orientaux a Rome aux epoques byzantine et carolingienne (millieu du VI е s. – fin du IX е s.). Bruxelles, 1983, p. 12–31. 178 См.: Peeters Р. Une vie grecque de Pape S. Martin I//Analecta Bollandiana, 1933, vol. 51, p. 225–262. 181 См.: Garrigues J. M. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–452. 183 Муратов M. Д. Древне-еврейские молитвы под именем Апостола Петра с приложениями: о литературных особенностях творений Ап. Петра и о значении термина «katholikos». Сергиев Посад, 1905, с. 53–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Основные источники Обновляемая библиография по теме: http://philpapers.org/browse/divine-omnipresence . Классические работы Августин Блаженный. К Валузиану. Августин Блаженный. О присутствии Бога. Ансельм Кентерберийский. Монологион. Ансельм Кентерберийский. Прослогион. Фома Аквинский. Сумма теологии. Основные современные подходы Hartshorne C.  Man’s Vision of God and the Logic of Theism , New York: Harper & Brothers, 1941. Swinburne R. The Coherence of Theism. Oxford: Oxford University Press, 1993. Hudson H. Confining Composition//  Journal of Philosophy. 2006.  103 (12). Р. 631-651. Stump E. Omnipresence, Indwelling, and the Second-Personal//European Journal for Philosophy of Religion. 2013. 5(4). Р. 29-53. Taliaferro C. Consciousness and the Mind of God , Cambridge: Cambridge University Press, 1994. Jedwab J. God’s omnipresence: A defense of the classical view//European Journal for Philosophy of Religion. 2016. 8(2). Р. 129-149. Oakes R. Divine omnipresence and maximal immanence: Supernaturalism versus pantheism//American Philosophical Quarterly. 2006. 43(2). Р. 171-179. Gordon J.R. Rethinking divine spatiality: Divine omnipresence in philosophical and theological perspective//The Heythrop Journal. 2018. 59(3). Р. 534-543. Dalferth I.U. Becoming present. An inquiry into the christian sense of the presence of god. Leuven: Peeters, 2006. Arcadi J.M. God is where god acts: Reconceiving divine omnipresence//Topoi. 2017. 36(4). Р. 631-639. Современные заполнительные (нередуктивные) подходы Hudson H. Omnipresence//T.P. Flint & M.C. Rea (Eds.), The Oxford handbook of philosophical theology. Oxford: Oxford University Press, 2009. (пер. на рус. Хадсон Х. Всеприсутствие//Оксфордское руководство по философской теологии. Ин-т философии РАН. М.: Языки славянской культуры, 2013). Pasnau R. On Existing All at Once//C. Tapp and E. Runggaldier (eds.) God, Eternity, and Time. Burlington: Ashgate, 2011. Pruss A. Omnipresence, Multilocation, the Real Presence and Time Travel//Journal of Analytic Theology. 2013. Vol. 1. No. 1.

http://bogoslov.ru/article/6166439

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010