Koenen, L. Müller-Wiener, W., Zu den Papyri aus Arsenioskloster bei Tura, in: ZPE 2 (1968), S. 41–63. Kramer 1985 – Kramer B. Kleine Texte aus dem Tura-Fund in Zusammenarbeit mit dem Ägyptischen Museum zu Kairo. Dr. Rudolf Habelt GMBH. Bonn. 1985. Labriolle P. Les sources de l’histoire du Montanisme. Collectanea Friburgensia. N.S. 15. Fribourg-Paris. 1913. р. CII–CVIII, 93–108. Lantschoot 1965 – Lantschoot A. Inventaire des manuscrits syriaques des Fonds Vatican (490–631). Barberini Orientl et Neofiti. Studi e Testi 243. Vatican City. Biblioteca Apostolica Vaticana. 1965. Leanza 1977 – Leanza S. Ancora sull’esegesi origeniana dell’Ecclesiaste. Studi Ardizzoni. 1977. p. 493–506. Liébaert 1951 – Liébaert J. La doctrine christologique de Saint Cyrille d’Alexandrie avant la querelle Nesorienne, Lille. 1951. Liesenborghs L. Kommentar zum Ecclesiastes Lage des 22 und 23 des Tura-Papyrus » Diss, Universität zu Köln, 1965 Livingstone 1989 – Livingstone E. Text from Unpublished Leaves of the Tura commentary. Studia Patristica 20 Louvain: Peeters. 1989. MacGuckin 1972 – MacGuckin de Slane W. Catalogue des manuscrits arabes. Paris. Imprimerie Nationale. 1883. Mai 1854 – Mai A. Novae patrum bibliothecae. V. 7. 2. Rome. Typis Sacri Consilii Propogando Christiano Nomini. 1854. Mai 1831 – Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus edita. V. 4. Rome. Typis Vaticanis. 1831. Mai 1837 – Mai A. Classicorum auctorum e Vaticanis codicibus editorum. V. 9. Rome. Typis Collegii Urbani. 1837. Martini 1978 – Martini C. Is there a late Alexandriean Text of the gospels? NTS. 24. 1978. p. 285–296. Meyendorff 1963 – Meyendorff J. Christ in eastern Christian Thought.Corpus Books: Washington & Cleveland. 1963. Mingana 1933 – Mingana A. Catalogue of the Mingana Collection of Manuscripts Now in the Possession of the Trustees of the Woodbroke Settlement. Selly Oak. Birmingham. Vol. I. Syriac and Garshuni Manuscripts. Cambridge. W. Heffer and Sons. 1933. Moutsoulas, Elie D. «La découverte de Toura en Egypte et son importance.» Theologia 51 1980:722–733.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

125 Emmanuel Levinas, «Ethics of the Infinite” in: Richard Kearney, States of Mind, New York: New York University Press, 1995. P. 197. 127 Iris Murdoch, “The Sublime and the Good”, repr. in: Murdoch, Existentialists and Mystics. P. 215. 128 Iris Murdoch, The Bell, Harmondsworth: Penguin, 1962. P. 45. (Рус. пер. Айрис Мердок, Колокол. СПб: Северо-Запад, 1993). 130 Iris Murdoch, The Fire and the Sun. Why Plato Banished the Artists, Oxford: Clarendon Press, 1977. P. 76–77. 138 Развитие этой мысли см. в: Paul S. Fiddes, Participating in God: A Pastoral Doctrine of the Trinity, London: Darton, Longman and Todd, 2000. P. 28–55. 139 Христианство есть религия Божественности Троичности и религия Богочеловечества. Оно предполагает веру не только в Бога, но в человека. Человечество есть часть Богочеловечества” ( Н.А. Бердяев , Философия свободного духа, Москва: Республика, 1994, с. 139). 140 Ιωαννου Δ. Ζηζιολα, Η κτση ως ευχαριστα: Μια θεολογικ ορθδοξη προσγγιση στο πρβλημα της οικολογας, Αθνα: Ακρτας, 1992, σ. 71. 142 Philip A. Ballinger, The Poem as a Sacrament: The Theological Aesthetic of Gerald Manley Hopkins, Louvain: Peeters Press, 2000, p. 240 143 Джеймс Джойс, Герой Стивен, XXIV. [Цит. по изданию; Дж. Джойс, Герой Стивен. Портрет Художника, Москва: Минувшее, 2003. – Прим. пер.] 145 «Но так как человек своей волей мог бы повернуть на любой путь, Бог поставил эту благодать, которую Он дал, в условность с первого дня от двух вещей: а именно, закона и места… Если бы они хранили благодать и соблюдали очарование своей первоначальной невиновности, то жизнь в раю должна была принадлежать им Но если бы они впали в заблуждение и стали порочными, откинув свое прекрасное первородство, тогда они поработились бы согласно естественному закону смерти и перестали бы жить в раю, но, умирая вне его, продолжали бы жить в смерти и в тлении” (св. Афанасий Великий , Слово о воплощении Бога-Слова 1.3). [Цит. по изданию: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго , архиепископа Александрийского, Часть первая, Свято-Троицкая Сергиева лавра: собственная типография, 1902, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Лит.: Assemani. BO. T. 3(1). P. 75-81, 86; Райт. Очерк. С. 81-82; Labourt J. Le christianisme dans l " empire perse, sous la dynastie sassanide, 224-632. P., 1904. P. 163-191; Baumstark. Geschichte. S. 119-120; Tisserant E. L " Église nestorienne//DTC. 1931. T. 11. Pt. 1. P. 178-183; Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII вв. М.; Л., 1946; она же. Мар Аба I: (К истории культуры VI в. н. э.)//Сов. востоковедение. 1948. Вып. 5. С. 73-84; eadem [Pigulevskaya N.]. Mar Aba I: Une page de l " histoire de la civilisation au VIe siècle de l " ère nouvelle//Mélanges d " orientalisme offerts à M. Massé. Téhéran, 1963. P. 327-336; она же. Культура сирийцев в ср. века. М., 1979. С. 144-145, 203-206; Peeters P. Observations sur la vie syriaque de Mar Aba, catholicos de l " Église Perse (540-552)//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 5: Storia ecclesiastica - Diritto. P. 69-112; Ortiz de Urbina. PS. 1958. P. 115-117; Wolska W. La Topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VI siècle. P., 1962. P. 63-85; Abramowski L. Untersuchungen z. Liber Heraclidis des Nestorius. Louvain, 1963. S. 7-13. (CSCO; 242. Subs.; 22); Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Cent.: Prelim. Considerations and Materials// Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfield, 1992. N XII. P. 125-142; он же (Брок С.). Христология Церкви Востока/Пер.: А. В. Муравьев//ВДИ. 1995. 2. С. 39-53; Boyce M. Ganzak//EIran. 2000. Vol. 10. Fasc. 3. P. 289-290; Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. L., 2003. P. 32-34; Hutter M. Ma  r Aba   and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Cent.//Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia/Ed. C. G. Cereti e. a. Wiesbaden, 2003. P. 167-173; Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005; Rompay L., van. Aba I//GEDSH. P. 1; Horn C. e. a. Beyond the Eastern Frontier: Persia//Early Christianity in Contexts: An Exploration across Cultures and Continents/Ed. W. Tabbernee. Grand Rapids, 2014. P. 94-109; Заболотный Е. А. Церковь Востока и религ. политика имп. Юстиниана//ВВ. 2015. Вып. 74(99). С. 47-60; Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, P. 93-126.

http://pravenc.ru/text/2561936.html

6 . La Chaine sur la Genèse 1991–1995. – F. Petit. La Chaine sur la Genèse. Edition intégrale. V. I. р. 335. V. II. р. 247. V. III. р. 419. V. IV. р 501. 7 . – La chaîne sur la Genèse-Édition intégrale I. Chapitres 1 à 3. Traditio Exegetica Graeca 1 Louvain: Peeters. 1991. 11–12, 42–44, 53, 82–83, 89–92, 116–117, 243–244, 252–253, 256–257. 262–263. 265–267, 269, 276, 290–292. 304 [=fr. 15, 67. 68. 70. 84. 103, 112, 113, 117. 156. 158. 359. 378. 384. 3.97, 402, 404, 409. 423, 452, 453. 476). 17 . –– La chaîne sur la Genèse Éditio intégrale II. Chapitres 4 à II» Traditio Exegetica Graeca 2 Louvain: Peeters. 1993. 4–6. 23–24, 32, 37–38, 43, 53–54, 58, 79, 86, 89–96, 99–102, 105–106, 110–112, 116, 126, 129–130, 135–136, 153–154 (=fr, 482, 483, 486, 522, 524, 540, 549, 552, 560, 578, 587, 622, 635, 641, 643, 645, 651, 654, 659, 660, 661, 662, 667, 676, 678, 680b. 685, 698, 705, 714, 746)] 18 . – La chaine sur la Genese Edition integrale III Chapitres 12 a 28. Traditio Exegetica Graeca Louvain: Peeters. 1995. 5–7, 9–13. 62–65. 68, 70–71. 73–76. 78. 82. 90 («fr. 878. 88O. 881. 886. 888. 889, 890, 892. 970, 973. 978. 983. 990, 993. 997. 1005, 1020). Фрагменты толкования на Исаию. Fragmenta in Isaiam apud Iohannem Damascenum, Sacra parallela. CPG 2547. PG 95, 1093b, 1169bc. PG 96, 525a. TLG 2102/X06. Фрагменты толкования на Иеремию. Fragmenta in Ieremiam in catenis. CPG 2548. 1 . In Ieremiam prophetam commentari. Lugduni. 1623. I. 39 р. (In Ieremiam 1; 4); II. 704 р. (In Ier. 31, 31) 754bc р. (In Ieremiam 35, 13). 2 . Ghisler 1623 – Ghisler (Ghislerius) M. In Ieremiam prophetam commentarii. Vol. 1. Lyons: L. Durand, 1623. V. 1, 39A ( Jer 1:4 ). V. 2, 704D ( Jer. 31:31 ); 753B–C ( Jer. 35:13 ). Толкование на книгу Захарии. Commentarii in Zachariam in chartis papyraceis Turanis. CPG 2549. 19 . Sur Zacharie 1962 – Didyme L’aveugle sur Zacharie. Texte inédit d’après un papyrus de Toura. Introduction, texte critique, traduction et notes de Louis Doutreleaum. Coll. Sources chrétiennes. 83, 84 & 85. Paris Ed. Du Cerf. 1962 г. V. III. х. iv, 1208 р. [Polyglott.]//рец.: Aegyptus. 42. 1962. р. 168//REA. 64. 1962 . р. 515–517. Courcelle.//RB. 72. 1962. р. 369. Verbraken. RAM. 39. 1963. р. 233–234. Guy.//AC. 32. 1963. р. 285–288. Amand de Mendieta.//Biblica. 44. 1963. р. 117. des Places.//JThS. 14. 1963. р. 183–185. Chadwick.//VChr. 13. 1963. р. 181–183. van Winden.//RSR. 38. 1964. р. 403–406. Chirat.//Gregorianum. 44. 1963. р. 361–362. Orbe.//RHR. 145. 1964. р. 86–89. Guillaumont.//RBPh. 43. 1965. р. 260–262. Henru.//AJPh. 86. 1965. р. 22–224. O’Meara.//ThZ. 1964. р. 229. Andresen.//CE. 40. 1965. р. 440–442. Van Haelst.//NRTh. 88. 1966. р. 977. Lebeau.//RHE. 63. 1968. р. 70–73. Gesché.//REG. 83. 1970. р. 90–93. [CPG. 2549] TLG 2102/10.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

OIKONOMIDES=Les listes de préséance Byzantines des IXe et Xe siècles/Oikonomidès N. (ed.)//Le monde byzantin. Paris, 1972. OLIVAR=Olivar A. La predicación cristiana antigua//Biblioteca Herder. Sección de teología y filosofía. Barcelona, 1991. 189. OMONT=Omont H. Inventaire sommaire des manuscrits grec de la Bibliothèque Nationale et des autres bibliothèques de Paris et des Départements. 4 vols. Paris, 1886–1898. PAPADOPOULOS-KERAMEUS=Papadopoulos-Kerameus A. Ανλεκτα Iεροσολυμιiκς Σταχυολογας. 2 тт. СПб, 1899. PARENTI-VELKOVSKA=L " Eucologio Barberini gr. 336/Parenti S., Velkovska E.//BELS. Vol. 80. Roma, 1995; 2-е издание: Roma, 2000. PARENTY S. TOWARDS A REGIONAL HISTORY=Parenty S. Towards a Regional History of the Byzantine Euchology of the Sacraments//The Vth International Theological Conference of the Russian Orthodox Church–Orthodox Teaching on the Sacraments of the Church, Moscow, 13–16 November 2007. Русский перевод см. Паренти С. Локальные традиции. PATRICH=The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present/Patrich J. (ed.)//OLA. Louvain, 2001. 98. PEETERS=Peeters P. Histoires monastiques géorgiennes//AB. Vol. 36–37. 1917–1919. POTT=Pott Th. La réforme liturgique byzantine. Étude du phénomène de l’évolution non-spontanée de la liturgie byzantine//BELS. Roma, 2000. 104. PREGER=Scriptores originum Constantinopolitanarum/Preger T. (ed.)//BSGRT. Scriptores Graeci. Leipzig, 1901–1907. Репринт: Leipzig, 1989. PSALLENDUM=Psallendum. Miscellanea di studi in onore del Prof. Jordi Pinelli i Pons, O.S.B./Scicolone I. (ed.)//AL. 15=SA. 105. Rome, 1992. RAES A. INTRODUCTIO=Raes A. Introductio in Liturgiam Orientalem. Romae, 1947. REGESTES=Les Regestes du Patriarcat de Constantinople, I: Les actes des patriarches. Fasc. 1–3/Grumel V. (ed.). Le Patriarcat byzantin. Série I. Kadiköy-Istanbul, 1932, 1936; Bucharest, 1947. Fasc. 1, 2nd ed. Paris, 1972; Fasc. 4/Laurent V. (ed.). Paris, 1971; Fasc. 5–7/Darrouzès J. (ed.) Paris, 1977, 1979, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

1822. Ч. 8. С. 224-252; ActaSS Orient. T. 1. P. 256; MenolGraec. Col. 179-182; Bedjan. Acta. T. 2. P. 539-557; SynCP. P. 259-260; ЖСв. Нояб. С. 735-747; Lemm O., von. Iberica//ЗИФФ. 1906. Ч. 7. Вып. 6. С. 3-8; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 129-201; Hist. Nestor. Pt. 1(2). P. 332-333; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1950. Vol. 2 [Versio]. P. 7-40. (CSCO; 125. Copt. Ser. 3; T. 2); Un Martyrologe et douze Ménologes Syriaques/Éd. F. Nau. P., 1915. (PO; T. 10. Fasc. 1); Le Synaxaire Arménien de Ter Israël/Publ., trad. G. Bayan. P., 1921. Vol. 4: Tré. P. 110-111, 120-122. (PO; T. 16. Fasc. 1); SynAlex. Vol. 2. P. 342-344, 368; SynAlex (Forget). Vol. 1 [Versio]. P. 155-156, 170; MartRom. Comment. P. 549-550; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 381-382, 396; Hannick Chr. L " éloge de Jacques le Perse par Jean Eugenicos//AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 261-287; Jacobus de Voragine. Legenda aurea/Ed. G. P. Maggioni. L.; N. Y., 1998. P. 1219-1223. Лит.: Tabari , Muhammad. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden/Aus der arabischen Chronique des Tabari übers. Th. Nöldeke. Leyden, 1879. S. 420; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 367; Т. 3. С. 486; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 112-113; Devos P. Le dossier hagiographique de S. Jacques l " Intercis//AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 157-210; 1954. Vol. 72. P. 213-256; Ικωβος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 633-634; Sauget J.-M., Celletti M. Ch. Giacomo l " Interciso//BiblSS. Vol. 6. Col. 356-361; Janin. Églises et monastères. P. 255; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 130-278; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 207; Fiey J. M. Jacques l " Intercis//DHGE. T. 26. Col. 682; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 195-196. А. И. Колесников, Д. В. Зайцев, Е. Н. Саенкова, Э. П. А. Гимнография Память И. П. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 114) 27 нояб.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Münch., 1917. Bd. 38. N 2. S. 213-236; N 3. S. 429-458; Caspar E. Die Lateransynode von 649//ZKG. 1932. Bd. 51. S. 75-137; idem. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 553-586; Peeters P. Une Vie grecque du pape S. Martin I//AnBoll. 1933. T. 51. P. 225-262; Devreesse R. Le texte grec de l " Hypomnesticum de Théodore Spoudée//Ibid. 1935. T. 53. P. 66-80; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum: Idee u. Wirklichkeit. Basel, 1951. Bd. 1. S. 321-327, 543-544; Marcora C. Storia dei papi. Mil., 1961. Vol. 1. P. 325-330; Daniele I. Martino I, papa, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 1293-1298; Conte P. Chiesa e primato nelle lettere dei papi del secolo VII. Mil., 1971. P. 442-465; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini, VI-VII sec. R.; Louvain, 1972; Riedinger R. Aus den Akten der Lateran-Synode von 649//BZ. 1976. Bd. 69. S. 17-38; idem. Zwei Briefe aus den Akten der Lateransynode von 649//JÖB. 1980. Bd. 29. S. 37-59; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XIIe siècle. R., 1977. P. 153, 204, 309-310; Herrin J. The Formation of Christendom. Oxf., 1987. P. 252-259; Corsi P. La politica italiana di Costante II//Bisanzio, Roma e l " Italia nell " Alto Medioevo. Spoleto, 1988. Vol. 2. P. 751-796; Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма//Причерноморье в Средние века. 1991. Т. 1. С. 173-190; он же. Церковно-полит. борьба в Византии в сер. VII в. и «дело» папы Римского Мартина I//ВВ. 1991. Т. 52(77). С. 47-56; 1992. Т. 53(78). С. 80-88; он же. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 142-161; Martino I papa (649-653) e il suo tempo: Atti del XXVIII Convegno storico internazionale (Todi, 13-16 ott. 1991). Spoleto, 1992; Durliat J. Martin Ier//Dictionnaire historique de la papauté. P., 1994. P. 1094-1095; Кулаковский. История. Т. 3. С. 197-207; Brandes W. «Juristische» Krisenbewaltung im 7. Jh.?: Die Prozesse gegen Papst Martin I.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Издание. Harris J. R. The Gospel of the Twelve Apostles. Cambridge, 1900 (с англ. переводом). Исследование. Baumstarkc. S. 70. Часть IV. Анонимные исторические сочинения Об исторических сочинениях речь уже шла и еще будет идти при рассмотрении их авторов. Здесь же мы будем говорить о сочинениях исторического содержания, авторы которых неизвестны, сомнительны, либо плохо известны. Сами эти сочинения пользуются большей известностью, чем их авторы. Что касается времени их написания, то они были написаны авторами как общеправославного периода, так и несторианами и яковитами патристического периода, и даже более позднего времени. Все эти сочинения представляется полезным рассмотреть в одном разделе. Сверх того мы приведем некоторые документы постпатристической эпохи, являющиеся наилучшими источниками для изучения сирийской патрологии. Глава 1. Акты мучеников Следует различать Акты мучеников, которые относятся к Эдесской области, и те, которые повествуют о страданиях весьма многочисленных персидских мучеников. Первые малочисленны, и не имеют большого исторического значения. Последние же многочисленны, и весьма часто представляют собой наилучшие исторические источники. Общие издания. Assentarti S. E. Acta sanctorum m artyrum orientalium et occidentalium. 2 Vol Rom AE, 1748 (=ASM) ; Bedjan Ρ. Acta martyrm et sanctorum.. 7 Vol. Parisiis, 1890−1897 (=AMS); лат. перевод: Assemani S. E. Op. Cit.; нем. перевод (неполный): Hoffmann G. Auszüge aus Syrischen Akten Persischer Märtyrer. Leipzig, 1880; Braun O. Ausgewählte Akten Persischer Märtyrer. BKV 2, 22. Kempten; München, 1915. Исследования. Bibliotheca Hagiographica Orientalis. Ed. P. Peeters. Bruxelles, 1910 (=BHO); Peeters P. Traductions et traducteurs dans L " Hagiographie Orientale À l " époque byzantine. AB 40 (1922). P. 241−365; Baumstark A. S. 28−29, 55−57, 136−137; Peeters Ρ. Le trefonds Oriental de L " Hagiographie byzantine. 1950; Voöbus A. Die Evangeuen zitate in der Einleitung der persischen Märtyrer Akten. Βι 33 (1952). S. 222−234. § 141. Эдесские мученики

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

половины X в. и господствовавшим в грузинской церкви до XIII–XIV в., когда он окончательно был вытеснен так называемым Савинским Типиконом. Издания К. Кекелидзе вносят в научный обиход очень ценный и совершенно новый материал, который иллюстрирует весьма обстоятельно взаимоотношения церквей Константинопольской, Иерусалимской и Грузинской и дает основания для выяснения распространения христианской культуры вообще. Памятники изданы тщательно, критический аппарат К. Кекелидзе составлен безукоризненно. К числу заслуживающих внимания агиографических материалов следует отнести «Житие и мученичество св. Антония Раваха», грузинский текст с русским переводом, критическим исследованием И. Кипшидзе, Христ. Восток. т. II, в. I и отд. стр. 54–104. СПБ. 1913 г. Известный агиолог Р. Peelers в издании своем S. I. S. Romain le Neomartyr († 1 mai 780) d " ares un document georgien (Extrait des Analecta Bollandiana, t. XXXV) обещал издать мученичество св. Антония Кораишита по трем версиям – эфиопской, арабской и грузинской. Изданный Р. Peeters " ом агиографический текст, переведенный с грузинского на латинский, представляет в —837— грузинской литературе переводной памятник. Восходящий к арабскому подлиннику, этот факт был установлен самим Р. Peeters " ом, изданное ак. П.Я. Марром Пленение Иерусалима также возводится к арабскому подлиннику. Таким образом, все более и более увеличивается число переводов с арабского языка на грузинский, и «помимо всего помечается эпоха непосредственного литературного общения грузин с арабами, понятно арабами-христианами» (см. ред. И.Я. Марра, Зап. В. Отд. И.Р. Арх. Об., т. XXI). Р. Peelers издал Житие и мученичество Антония Раваха по двум версиям эфиопской и арабской: Р. Peeters высказывает сожаление, что ему недоступна грузинская версия, которую, быть может, и следовало бы взять за основной текст. Этот отзыв Р. Peemers’a о древнегрузинских переводах оправдывается, по крайней мере, отчасти издаваемым И. Кипшидзе грузинским текстом Жития Раваха: при сходстве с арабской и эфиопской версиями, грузинская имеет несколько характерных особенностей: особую форму повествования, несколько иной состав, новые данные географического и хронологического свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Издание. Amiaud A. La Iegende Syriaque de S. Alexis, L» hom me de Dieu. Paris 1889 (с пространным введением и фр. переводом). Исследования. ВНО. Р. 36−42; Baumstark. S. 96, 191−193. 147. Агиографические легенды. А. Легенда о семи спящих отроках. В сирийской легенде повествуется о семи христианах, замурованных стеной в пещере во времена императора Декия (249−251) и спавших в ней много лет. Сохранились ее различные версии, монофизитские или несторианские, которые происходят от некой первоначальной версии V или VI в. Существует гимн спящим отрокам, приписываемый Иакову Серугскому (ум. 521). Древнейшая версия находится в рукописи Brit. Mus. Add. 14650 VI−VII вв. Эта легенда пользуется большим почтением у мусульман. Издания. Land J. Ρ. N. Anecdota Syriaca. Vol 3. P. 87−99; Guidi I. Rendiconti dell» Accademia Nazionale dei Lincei. Ser. 3. 12 (1884); Bedjan Ρ. AMS. VOL 1. P. 301−425, 528−535; нем. перевод: Allgeier А. ОС 6 (1916). S. 1−43; 7 (1918). S. 33−87; ит. перевод: GuidiI. Ibid. Исследования: Ryssel V. Syrische Queue abendiandischer Erzanlungsstoffe. Archiv fur das Studium der neueren Sprachen und Literaturen 93 (1895). S. 1−22, 241−80; 94 (1896). S. 369−183; Massignon L. «Les Septs Dormants», apocalypse de l " Islam. AB 68 (1950) (Mélanges P. Peeters. Vol. 2). P. 245−260; Peeters P. Le Trefonds oriental de L " Hagiograp byzantine. Bruxeues, 1950. P. 141−142. Б. Легенды о Константине и Елене. Крещение Константина. Константин, страдавший от проказы, был крещен папой Сильвестром и тотчас исцелился, как рассказывается в сирийской рукописи XII в., которая, однако, как кажется, была известна Иакову Серугскому, если судить по одному его гимну, а также Захарии Ритору. Этот рассказ происходит из греко-латинских сочинений. Издания (текст Захарии 1, 7): Land J. Р. Anecdota Ssyriaca. Vol 3. P. 46−76; нем. перевод: Ryssel V. Archiv für das Studium derneuren Sprachen und Literaturen 95 (1897). S. 21−54; сирийский текст рассказа не издан; рукопись Brit Mus. 960, 32°; гимн Иакова Серугского: Frothingam A. L. L " om elia di Glacom DI S. Sul batiesim di Constantino. Rendiconti Dell» Academ ia Nazionale del Lincei. Ser 3. 8 (1882). P. 167−242.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010