1959. P. 59. N 68; Giraud. 2010. N 329). II. Прочие сборники. В отличие от «Liber pancrisis» и непосредственно связанных с этим памятником по содержанию и форме др. средневек. флорилегиев и собраний отдельных сентенций (публикацию примера одного из таких собраний и анализ его содержания см.: Giraud. 2012), в тематически упорядоченных сборниках сентенций, к-рые при их исследовании и публикации в XIX-XX вв. объявлялись отражающими зрелое учение Л. ш., отсутствуют прямые указания на принадлежность тех или иных сентенций Ансельму Ланскому. Деление на сентенции в этих сборниках замещается делением на завершенные смысловые блоки - «вопросы», предполагающие общую методологическую структуру представления материала: 1) формулировка темы; 2) приведение авторитетного места из Свящ. Писания; 3) приведение внешне не согласующихся с ним др. отрывков из Свящ. Писания или авторитетных мнений; 4) решение вопроса, объяснение кажущихся противоречий и опровержение ошибочных мнений с помощью авторитетных суждений. К наст. времени можно считать установленным, что сборники такого рода являются позднейшими компиляциями, в которых оригинальные сентенции Ансельма Ланского, посвященные истолкованию определенного места Свящ. Писания либо раскрытию частной богословской темы, инкорпорировались в последовательное и систематическое изложение основных положений вероучения, принимая постепенно вид упорядоченных схоластических сумм. Нельзя с уверенностью утверждать, существовала ли сама форма богословского исследования в виде рассмотрения полемически заостренных вопросов в Л. ш., или же она является отражением более поздней парижской схоластической практики и оказалась лишь внешне применена к строившимся по гармонизирующим принципам сентенциям Ансельма Ланского. Поскольку до наст. времени среди исследователей нет согласия в вопросе о происхождении и соотношении ряда собраний сентенций (предположительную стемму основных собраний см.: Giraud. 2010. P. 393), общие характеристики сборников могут быть выявлены на примере неск. наиболее показательных памятников, прямая или косвенная связь к-рых с учением Л. ш. была убедительно доказана в исследованиях (подробнее о корпусе собраний сентенций в целом см.: Weisweiler. 1936; Silvain. 1948; Lottin. 1959; Otto. 1963; Maas. 1995; Giraud. 2010. P. 339-398).

http://pravenc.ru/text/2463101.html

о., сознательно отказывающиеся от Конфирмации и Покаяния не могут спастись ( Lottin. 1959. P. 54-55. N 60; Giraud. 2010. N 103). В учении о Евхаристии Ансельм подчеркивал, что под обоими видами одинаково истинно преподаются реальные Тело и Кровь Христовы, поэтому принимающий только Хлеб или только Вино принимает всего Христа. Согласно Ансельму, ученики во время Тайной Вечери приобщались не смертного, но нетленного и бессмертного Тела Христова; это же Тело принимают верующие во время Евхаристии ( Lottin. 1959. P. 55-56. N 62; Giraud. 2010. N 152). Пресвитеры сразу после крещения должны приобщать неспособных принять Хлеб младенцев Вином, поскольку «принятие Тела Господня необходимо для вечной жизни» ( Lottin. 1959. P. 55. N 61; Giraud. 2010. N 104). Мн. сентенции в «Liber pancrisis» посвящены решению нравственных вопросов (ср.: Giraud. 2010. P. 303-317). Так, Ансельм предлагал рассуждение о соотношении любви к Богу и любви к ближнему, замечая, что бескорыстная любовь к Богу является наиболее совершенной, однако она «питается» и «возрастает» благодаря деятельной любви к ближним и не может существовать без такой любви ( Lottin. 1959. P. 61-62. N 71; Giraud. 2010. N 201). Важное значение Ансельм придавал намерению (intentio), с которым человек совершает поступки; он утверждал, что «совершаемое не по доброму намерению есть зло для совершающего это независимо от того, совершает ли он доброе дело или злое» ( Lottin. 1959. P. 61. N 70; Giraud. 2010. N 331). В целом этическая позиция Ансельма далека от ригоризма, свойственного мн. представителям монашеского богословия XII в.; осуждая в сентенциях грехи, Ансельм вместе с тем утверждал, что даже впадение в грех не должно лишать человека стремления к добродетели, поскольку грех и добродетель могут сосуществовать в душе и постоянно сражаются в ней: «Когда человек любит Бога и любит добродетель, он может впасть в некое преступление по привычке к греху или по немощи плоти, но, если он будет стыдиться того, что он совершил, если будет молиться, если будет творить милостыню, надеясь, что Бог освободит его [от греха], он сохранит корень любви и не перестанет быть праведным» ( Lottin.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

Григория Великого, спасение - это прежде всего избавление от власти диавола, а Бог - не столько строгий Судья, сколько благой Помощник человека (ср.: Giraud. 2010. P. 261-266). Представление о спасении как о врачевании падшей природы человека еще более отчетливо выражено в сентенции Радульфа Ланского, который связывал необходимость Боговоплощения с тем, что лишь Бог свободен от греха, а потому лишь Он был способен «соединенного (counitum) с Ним Человека укрепить таким образом, чтобы Тот никоим образом не мог более быть побежден грехом» ( Lottin. 1959. P. 185. N 231; Giraud. 2010. N 131). Значительная часть сентенций «Liber pancrisis» посвящена вопросам эсхатологии, в особенности темам воскресения плоти и последнего суда ( Giraud. 2010. N 308-326). Этот суд Ансельм воспринимал в исторической перспективе, как продолжение начавшегося после первого пришествия Иисуса Христа отделения грешников от праведников. Согласно Ансельму, во время последнего суда не будут повторно судиться ни святые, к-рые уже пребывают с Богом, ни осужденные Церковью и отлученные от церковного общения грешники, к-рые уже обречены на погибель; суд будет совершаться лишь над теми, чья участь еще не определена Церковью, хотя уже известна Богу ( Lottin. 1959. P. 79. N 92; Giraud. 2010. N 323). Большое внимание Ансельм уделял учению о церковных таинствах. Рассматривая вопрос о действительности Иоаннова крещения, он проводил четкое различие между «таинством воды» (sacramentum aque), т. е. внешним крещальным актом, и «реальностью таинства» (res sacramenti), т. е. «очищением от грехов» (см. ст. Крещение ). Реальность таинства невозможно получить без веры, однако, если человек не веровал в момент крещения, но уверовал позднее, он получает реальность таинства в силу возникшей у него веры и не нуждается в повторном совершении внешнего акта крещения ( Lottin. 1959. P. 49-50. N 52; Giraud. 2010. N 80). Ансельм настаивал на важности таинств Конфирмации и Покаяния , отмечая, что в таинстве Крещения подается лишь отпущение грехов, поэтому далее христианину надлежит «быть укрепленным даром Святого Духа для совершения добрых дел», а в случае впадения в грехи необходимо приносить покаяние в них; т.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

3. Сборник «Аррасские сентенции» («Sententiae Atrebatenses»; инципит: «Divina essentia teste»). Это собрание сентенций сохранилось в одной рукописи из б-ки Арраса; оно было опубликовано Лоттеном, однако лишь частично (см.: Lottin. 1938; Idem. 1959. P. 400-440). Первоначально Лоттен считал, что «Sententiae Atrebatenses» являются наиболее ранним из собраний сентенций Л. ш., однако он отказался от этого мнения после обстоятельного исследования Вайсвайлера, продемонстрировавшего, что «Аррасские сентенции» представляют собой талантливую авторскую обработку «Сентенций Ансельма» с добавлением материала из др. сборников сентенций (см.: Weisweiler. 1941). «Аррасские сентенции» служат важным дополнением к 2 предшествующим сборникам, поскольку в них целиком представлен пространный раздел о таинствах, в вопросах к-рого последовательно рассматриваются Покаяние, Крещение, Конфирмация, «Таинство Тела Господня», т. е. Евхаристия (см.: Lottin. 1959. P. 425-434). В настоящее время этот сборник считают одной из наиболее поздних попыток представить законченный свод богословия Л. ш. (ср.: Giraud. 2010. P. 341-348, 393). Лит.: Lef è vre G. De Anselmo Laudunensi Scholastico (1050-1117). Mediolani Aulercorum, 1895; Bliemetzrieder F. P. Anselms von Laon Systematische Sentenzen. Münster, 1919; idem. Autour de l " oeuvre théologique d " Anselme de Laon//RTAM. 1929. T. 1. P. 435-483; Weisweiler H. L " École d " Anselme de Laon et de Guillaume de Champeaux: Nouveaux documents//Ibid. 1932. T. 4. P. 237-269, 371-391; idem. Le recueil des sentences «Deus de cuius principio et fine tacetur» et son remaniement//Ibid. 1933. T. 5. P. 245-274; idem. Das Schrifttum der Schule Anselms von Laon und Wilhelms von Champeaux in deutschen Bibliotheken: Ein Beitrag zur Geschichte der Verbreitung der ältesten scholastischen Schule in deutschen Landen. Münster, 1936; idem. Die ältesten scholastischen Gesamtdarstellungen der Theologie: Ein Beitrag zur Chronologie der Sentenzenwerke der Schule Anselms von Laon und Wilhelms von Champeaux//Scholastik.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

P. Joutard. P., 1977. P. 352-365; Turchini A. Clero e fedeli a Rimini in età post-tridentina. R., 1978; idem. Inquisitori e pastori. Cesena, 1994; Erba A. La Chiesa Sabauda tra cinque e seicento: Ortodossia tridentina, gallicanesimo savoiardo e assolutismo ducale, 1580-1630. R., 1979; Sauzet R. Contre-Réforme et Réforme Catholique en Bas-Languedoc: Le Diocèse de Nîmes au XVIIe siècle. P., 1979; Taveneaux R. Le catholicisme dans la France classique, 1610-1715. P., 1980. 2 vol.; idem. Jansénisme et Réforme Catholique. Nancy, 1992; Alberigo G. Réforme en tant que critère de l " histoire de l " Église//RHE. 1981. Vol. 76. P. 72-81; Ch â tellier L. Tradition chrétienne et renouveau catholique dans la cadre de l " ancien diocèse de Strasbourg (1650-1770). P., 1981; idem. L " Europe des dévots. P., 1987; idem. La religion des pauvres: Les missions rurales en Europe et la formation du catholicisme moderne, XVI-XIX siècles. P., 1993; Christian W. A. Local Religion in XVIth-Cent. Spain. Princeton, 1981; Sebasti á n L ó pez S. Contrareforma y barroco: Lecturas iconográficas e iconológicas. Madrid, 1981; Historia de la Inquisición en España y America/Ed. J. Pérez Villanueva, B. Escandell Bonet. Madrid, 1984-2000. 3 vol.; Lottin A. Lille: Citadelle de la Contre-Réforme?: (1598-1668). Dunkirk, 1984; Mullett M. The Counter-Reformation and the Catholic Reformation in Early Modern Europe. L., 1984; idem. The Catholic Reformation. L., 1999; Po-chia Hsia R. Society and Religion in Münster, 1535-1618. New Haven, 1984; idem. Social Discipline in the Reformation: Central Europe, 1550-1770. L.; N. Y., 1989; idem. The World of Catholic Renewal. Camb.; N. Y., 20052; Bossy J. Christianity in the West, 1400-1700. Oxf., 1985; The Inquisition in Early Modern Europe: Studies on Sources and Methods/Ed. G. Henningsen, J. Tedeschi. DeKalb (Ill.), 1986; Scribner R. W. Ritual and Popular Religion in Catholic Germany at the Time of the Reformation// Idem. Popular Culture and Popular Movements in Reformation Germany.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

1941. Bd. 16. S. 231-254, 351-368; idem. Die Arbeitsweise der sogenannten Sententiae Anselmi: Ein Beitrag zum Entstehen der systematischen Werke der Theologie//Ibid. 1959. Bd. 34. S. 190-232; idem. Die Klagenfurter Sentenzen «Deus est sine principio», die erste Vorlesung aus der Schule Anselms von Laon: Zum Werden der frühscholastischen Lehre von Schöpfung und Fall, Erlösung und christlicher Moraltheologie//Ibid. 1961. Bd. 36. S. 512-549; 1962. Bd. 37. S. 45-84; Glunz H. H. History of the Vulgate in England: From Alcuin to Roger Bacon. Camb., 1933; Smalley B. Gilbertus Universalis, Bishop of London (1128-34), and the Problem of the «Glossa ordinaria»//RTAM. 1935. T. 7. P. 235-262; 1936. T. 8. P. 24-60; eadem. La Glossa Ordinaria: Quelques prédécesseurs d " Anselme de Laon//Ibid. 1937. T. 9. P. 365-400; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522; eadem. Some Gospel Commentaries of the Early 12th Century//RTAM. 1978. T. 45. P. 147-180; Landgraf A. M. Werke aus dem Bereich der Summa Sententiarum und Anselms von Laon//Divus Thomas. Ser. 3. Freiburg, 1936. Bd. 14. S. 209-220; idem. Introduction à l " histoire de la littérature théologique de la scolastique naissante/Ed. A.-M. Landry; trad. L. B. Geiger. Montréal; P., 1973. P. 67-77; Wilmart A. Un commentaire des Psaumes restitué Anselme de Laon//RTAM. 1936. T. 8. P. 325-344; Lottin O. Aux origines de l " école théologique d " Anselme de Laon//Ibid. 1938. T. 10. P. 101-122; idem. Quatre Sommes théologiques fragmentaires de l " école d " Anselme de Laon//Mélanges Auguste Pelzer/Ed. L. Noël. Louvain, 1947. P. 81-107; idem. Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siècles. Gembloux, 1959. T. 5: Problèmes d " histoire littéraire: L " école d " Anselme de Laon et de Guillaume de Champeaux; Silvain R. La tradition des sentences d " Anselme de Laon//AHDLMA. 1948. T. 16. P. 1-52; Leclercq J. Le commentaire du Cantique des Cantiques attribué à Anselme de Laon//RTAM. 1949. T. 16. P. 29-39; Eynde D., van den. Literary Note on the Earliest Scholastic «Commentarii in Psalmos»//Franciscan Studies.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

20-x гг. XII в. (см.: Ibid. P. 130-131; подробнее о Гильберте см.: Smalley. 1935-1936; Andr é e. 2005. P. 37-45). Об итал. учениках Ансельма сохранилось мало сведений. Одним из них был Ландульф, автор автобиографического соч. «Миланская история» (Historia Mediolanensis), в котором он упоминает, что учился в Лане вместе с 2 друзьями, впосл. занимавшими Миланскую архиепископскую кафедру,- Ольриком да Корте (1120-1126) и Ансельмом делла Пустерлой (1126-1135). О др. итал. ученике Ансельма, уроженце Новары Лотульфе, известно из повествования Петра Абеляра, к-рый относит его к числу своих завистников и противников, отмечая, что он был одним из наиболее преданных и близких последователей Ансельма (см.: Giraud. 2010. P. 132-136). Почти ничего не известно и об учениках Ансельма из герм. земель. Исследователями было обнаружено прямое упоминание лишь о Гуго Метелле (ок. 1080 - ок. 1150), уроженце Туля; краткий рассказ об Ансельме встречается в одном из сочинений Идунга, монаха аббатства Прюфенинг близ Регенсбурга, однако невозможно установить, посещал ли он Лан (подробнее см.: Ibid. P. 144-146). Важным свидетельством того, что учение Ансельма Ланского и его последователей воспринималось как учение единой Л. ш., является полемика, инициатором к-рой стал влиятельный монах и теолог Руперт Дойцский ( 1129), заявивший в созданном ок. 1116 г. соч. «О воле Божией» (De voluntate Dei; текст см.: PL. 170. Col. 437-454), что некоторые мнения, распространяемые последователями Ансельма Ланского и Вильгельма из Шампо как устное учение магистров, являются ошибочными и граничат с ересью (подробнее об обстоятельствах полемики см.: Silvestre. 1961; Idem. 1968; Giraud. 2010. P. 162-175). Руперт приводил 2 таких мнения, связанных с темой предопределения Божия: 1) Бог хочет, чтобы возникло зло (malum fieri vult); 2) воля Божия заключалась в том, чтобы Адам пал (см.: Rupert. Tuit. De volunt. Dei. 2). Не вступая в прямую полемику с Рупертом, Ансельм Ланский отправил краткое письмо Герибранду ( 1128), аббату монастыря Сен-Лоран в Льеже, насельником которого был Руперт; это письмо является единственным сохранившимся документом из переписки Ансельма (текст опубл.: Lottin.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

Лит.: B é thaz J. P. Le Pape Innocent V, est-il français ou italien: Pièce du débat entre Moutiers et Aoste. Aoste, 1883; Borrel J. É. Patrie du Pape Innocent V. Moutiers, 1890; Carboni L. De Innocentio V. R., 1894; F é ret P. La faculté de théologie de Paris et ses docteurs les plus célèbres: Moyen-Âge. P., 1895. T. 2. P. 487-494; Mothon R. P. Vie du bienheureux Innocent V (fr. Pierre de Tarentaise), archevêque de Lyon. R., 1896; Lottin O. Pierre de Tarentaise a-t-il remainé son commentaire sur Les Sentences?//RTAM. 1930. Vol. 2. P. 420-433; Mo é É .-A., van. L " envoi de nonces à Constantinople par les papes Innocent V et Jean XXI (1276)//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1930. Vol. 47. N 1. P. 39-62; Mann H. K., Hollnsteiner J. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 1932 2. Vol. 18. P. 1-22; Renner K. Die Christologie des Petrus von Tarantasia: Diss. R., 1941; Ferrero A. B. Innocenzo V, primo papa domenicano. Chieri, 1942; Beatus Innocentius Papa quinque (Petrus de Tarantasia, O. P.): Studia et documenta. R., 1943; Laurent M. H. Le Bienheureux Innocent V et son temps. R., 1947; Barmann L. F. Peter of Tarentaise//Revue de l " Université d " Ottawa. Ottawa, 1961. Vol. 31. P. 96-125; Kelly J. N. D. Innocent V// Idem. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf.; N. Y., 1986. P. 198-199; Lohrmann K. Innozenz V.//BBKL. Bd. 2. Sp. 1289-1290; Vian P. Innocenzo V, beato//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 423-425; Rubio M. Aquinas and Maimonides on the Possibility of the Knowledge of God. Dordrecht, 2003. P. 34-44; Caldera F. Guglielmo de la Mare tra Bonventura, Tommaso d " Aquino e Pietro di Tarantasia: Dipendenze testuali e originalità del «Commento alle sentenze»//AFH. 2005. T. 98. P. 465-508; Bataillon L.-J. Une intervention maladroite de Pierre de Tarentaise en faveur des mendiants//Kirchenbild u. Spiritualität. Paderborn, 2007. S. 143-177; Longo C. Domenicani e greci in terra d " Otranto e la messa di Papa Innocenzo//Studi sull " Oriente Cristiano. R., 2007. Vol. 11. N 2. P. 143-152.

http://pravenc.ru/text/468781.html

   001   002