886 Сиротенко В. Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV – начале VI вв. – Пермь: Пермский университет. 1975. С. 223; Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи. С. 90. 892 Dushesne L. Fastes.., I, P. 250. Более подробно об этом см. Klingshirn W. Cæsarius of Arles. P. 85–87. 893 Pietri C. Le Senat, Le people chretien et les parties du cirque a Romesous le pape Symmaque (498–514)//Melanges d’archeologie et d’histoire de l’Ecole Francaise de Rome, Vol. 78. Paris. 1966. P. 136– 139. 895 Liber Pontificalis//Le Liber pontificalis. Texte, introduction et commentaire. 3 vols./ed. L.. Duchesne, C. Vogel. Paris. 1955. T. I, P. 263. 897 За 100 лет до этого за неимением богатств так же, по мнению Э. Гиббона, вынуждены были действовать епископы британской церкви (Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. – М.: Терра – Книжный клуб, 2008. Т. Ill, С. 487). 898 Житие Цезария, I, 15. Подробнее о том же у Амвросия см.: Дуров В. С. Латинская христианская литература III-V веков. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2003. С. 69, 78. 904 He совсем ясно, чем руководствовался У. Клингшерн, датируя это событие концом 504 – началом 505 гг. (Ibid. Р. 93). 919 Его некий родственник (Там же, I, 29) и, возможно, племянник Теридий (Klingshirn W. Cæsarius of Arles. P. 138–139) на эту роль, по-видимому, не годились. 928 Иордан. О происхождении и деяниях гетов, 302; Hodgkin Т. The Barbarian Invasions of the Roman Empire. 3 vols. London. 1885. T. 3, P. 209. 930 Остатки Цезаравгустанской хроники, 510//Античные и раннесредневековые источники по истории Испании/пер. Ю. Б. Циркин. – СПб: Филологический факультет СПбГУ. 2006. С. 110; Клауде Д. История вестготов. С. 92. 931 Collins R. Visigothic Spain 409–711. Oxford. 2006. P. 41; Клауде Д. История вестготов. С. 93. 941 Ibid. P. 125; Вольфрам X. Готы/пер. Б. П. Миловидов, М. Ю. Некрасов. – СПб: Ювента, 2003. С. 449. 954 Сиротенко В. T. История международных отношений в Европе во второй половине IV – начале VI вв. С. 115–116.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

362 Theophanes . P. 385.29, 386.6. См. об этом экскурс в: Кулаковский . История. Т. 3. С. 414 сл. 363 Он был родом из Германикии, что в северной Сирии. То, что слова τ ληθεα δ κ τς σαυριας в хронике Феофана (р. 391.6) являются позднейшей прибавкой, доказал еще К. Шенк (см.: Schenk К . Kaiser Leons III. Walten im Innern//BZ 5 (1896). S. 296–298). Этого, по моему мнению, следует придерживаться и далее, несмотря на то что некоторые исследователи высказались в пользу его исаврийского происхождения: см., напр., «Историю» Кулаковского (Т. 3. С. 319 и прим. 2), который опирается на предание, согласно которому Лев при крещении получил «типичное для исавров имя» Конон. Однако же и Римский папа Конон (686–687) совершенно определенно не был исавром, как это подчеркивает Liber Pontificalis: «natione Grecus, oriundus parte Thracesio, educatus apud Siciliam». 364 Подробное описание осады с учетом всех источников и всей относящейся к делу литературы см. в: Guilland R. L " expedition de Maslama contre Constantinople (717–718)// Idem . Etudes byzantines. Paris, 1959. P. 109 sv. 365 О дружеских отношениях между Византией и державой хазар в VIII в. см.: Vasiliev A . The Goths in the Crimea. Cambridge (Mass.), 1936. P. 87. 366 См. выше с. 145–146 и 150, прим. 2. Стратиг фемы Фракисиев впервые встречается в 741 г.: Theophanes . Р. 414.33. Ср.: Diehl . Regime des themes. P. 282 и Gelzer . Themenverfassung. S. 11-IS. 367 Стратиг фемы Вукеллариев впервые встречается в 767 г.: Theophanes . Р. 440.28. Ср.: Gelzer . Themenverfassung. S. 79. 368 Еще в 710 г. упоминается «patricius et stratigos Caravisionorum»: Liber Pontificalis. P. 390; но в 732 г. уже появляется стратиг Кивирреотов: Theophanes . P. 410.7. Ср.: Diehl Régime des thèmes. P. 280 sv.; Gelzer . Themenverfassung. S. 34; Guilland R. Études de titulature et de prosopographie byzantines. Les chefs de la marine byzantine//BZ 44 (1951). P. 212. 369 Стратиг Крита упоминается в Житии Стефана Нового: PG 100. Col. 1164. Σπυριδκης Γ. Τ θμα Κρτης πρ τς κατακτσεως τς νσου π τν A ρβων//EEB Σ 21 (1951). Σ. 59–68. Спиридакис, которому принадлежит заслуга впервые указать на это место, предполагает, что Крит получил ранг фемы при Льве III. Ср. тж.: Glykatzi-Ahrweiler H. L’administration militaire de la Crète byzantine//Byz. 31 (1961). P. 217–228, которая, по-видимому верно, предполагает, что Крит прежде был подчинен архонту и представлял собой архонтат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1888 г. избран членом Академии надписей и изящной словесности. В 1895 г. назначен директором Французской школы в Риме (занимал эту должность до конца жизни). С 1895 по 1897 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению действительности англикан. рукоположений. В 1900 г. папа Лев XIII даровал Д. титул апостольского протонотария. В 1903 г. возглавлял папскую историко-литургическую комиссию по ревизии Мартиролога и Бревиария. 26 мая 1910 г. Д. был избран членом Французской академии. После энциклики папы Пия X «Pascendi Dominici gregis» (8 сент. 1907), направленной против модернистов, труд Д. «История древней Церкви» оказался в центре скандала: несмотря на то что с разрешения Римской курии вышло неск. изданий на франц. языке и переводы на англ. и испан. языки, перевод на итал. язык подвергся критике (основные претензии - использование критического метода, умолчание о сверхъестественном факторе в истории, обеление императоров - гонителей христиан, неверное изображение состояния Римской Церкви и папских полномочий). Против публикации выступили 10 кардиналов, 5 архиепископов и 30 епископов. 11 сент. 1911 г. был издан циркуляр, запрещавший чтение этой книги в итал. духовных семинариях, а 22 янв. 1912 г. она была внесена в «Индекс запрещенных книг». Д. подчинился этому решению. Во время коллоквиума в память Д., проходившего в 1973 г. в Риме, папа Павел VI полностью реабилитировал его. Основные труды Д. посвящены источниковедению и общей церковной истории. Мировую известность ему принесли исследование и критическое издание Liber Pontificalis. Д., изучив 110 рукописей, предложил свою реконструкцию оригинального текста памятника, к-рый, по его мнению, был составлен в VI в. в Галлии. Работа привлекла к себе внимание не только из-за актуальности темы папства, но и потому, что в это же время текст Liber Pontificalis безуспешно пытались издать неск. ученых в Германии. В 1898 г. Т. Моммзен , к-рый выступал за более позднюю датировку памятника (не ранее VII в.), сумел в серии MGH выпустить том, охватывающий период до 715 г., однако ему так и не удалось завершить издание. Спор между нем. учеными и Д. обсуждался и в России (М. И. Орловым и В. В. Болотовым на магист. коллоквиуме в 1899). Труд Д. получил высокую оценку мн. ученых (в т. ч. А. фон Гарнака) и был принят в качестве нормативного. Издание Д. было дополнено и исправлено К. Фогелем в 1957 г.

http://pravenc.ru/text/180839.html

Относительно детства и юности свят. Льва сохранилось очень мало сведений. Неизвестно даже с достоверностью место рождения его. В Liber pontificalis (у Migne, т. 128) говорится, что он родился в Тусции и отца его звали Квинтилианом. Но не все верят этому сообщению. Кенель (Migne, LV, 183–185) думает, что местом его рождения был Рим. Основания для этого предположения следующие: а) в хронике Проспера Аквитанского под 439 г. сказано: «диакон Лев, приглашенный общественным посольством и представленный радующемуся отечеству (gaudenti patriae), ставится епископом Римской церкви»; b) в Ер. XXXI с. 4, говоря о причинах, почему он не будет присутствовать на Ефесском соборе 449 года, Лев, между прочим, указывает на то, что он не может оставить «отечество» (patriam) и апостольский престол вследствие церковных дел. Под словом «отечество» Кенель в том и другом случаях разумеет Рим. Но под «отечеством» можно разуметь не только Рим, но вообще Италию или точнее «loca suburbicaria» – 10 провинций, находящихся под юрисдикцией римского епископа, между которыми была и Тусция. Правда в двух манускриптах (Regius et Masarinus) liber pontificalis вместо natione Tuscus читается «natione Romanus»; но эти рукописи сравнительно позднего происхождения и можно думать, что поправка сделана намеренно, с целью приурочить место рождения знаменитого папы к городу Риму (Perthel – стр. 10). О детстве и юности св. Льва известно столь же мало, как и о месте его рождения. Но во всяком случае, на основании его деятельности в качестве церковного администратора, проповедника и обличителя ересей, нужно признать за достоверное, что св. Лев получил хорошее по тому времени образование. «Юность его протекла не бесплодно». Можно думать (и не без основания), что местом его образования был «город» Рим, где он и начал свое служение с низших ступеней клира при кафедральной церкви, которою в это время, вероятно, была Латеранская базилика (Migne, LV, 186). О его служении в низших степенях клира известно не много. Но есть некоторые факты, на основании которых можно думать, что св. Лев по своему образованию, уму был одним из самых выдающихся членов клира и пользовался большим уважением и влиянием у епископов Целестина и Сикста. 3 Так в последние годы епископства Целестина (вероятно около 430–432) к нему обратился св. Кирилл Александрийский с письмом, в котором просил его содействия и ходатайства перед папой Целестином . Ходатайство и содействие это должно было заключаться в том, чтобы Целестин воспрепятствовал с своей стороны притязаниям (insolentes ausus) Ювеналия Иерусалимского на главенство над палестинскими епископами. Этот факт, сообщенный самим св. Львом (Ер. 119, 4), показывает, что слава о нем, о его уме и влиянии была распространена далеко за пределами Италии. Это влияние было осуществлено как его выдающимися способностями, так и плодотворною деятельностью в пользу церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

В 534 г. И. пришел запрос св. Кесария , еп. Арелатского, о судьбе Контумелиоза, еп. г. Рейи (Регий, ныне Рьез, Франция), которого обвиняли в различных канонических преступлениях. На Соборе в Массилии (ныне Марсель) (533) Контумелиоз покаялся и обещал вернуть Церкви растраченные средства, однако некоторые епископы выступили за его смещение с кафедры. Сохранились 3 папских послания по этому вопросу, включенные в т. н. Арелатское собрание посланий Римских пап (Epistolae Arelatenses. 32-35//MGH. Epp. T. 3. P. 45-54). В послании галльским епископам от 7 апр. 534 г. папа рекомендовал лишить Контумелиоза кафедры без права совершать таинства и отправить его на покаяние в мон-рь. Управление Рейской кафедрой следовало временно поручить епископу-визитатору без права рукоположения клириков. 13 апр. И. отправил послание клиру г. Рейи с подтверждением низложения Контумелиоза. Папа извещал о назначении визитатором Кесария Арелатского, к-рый должен был совершать таинства, однако не имел адм. прав и не мог распоряжаться церковным имуществом. Третье послание И. св. Кесарию не датировано, к нему приложены каноны о преступлениях епископов и клириков, заимствованные из более ранних папских декреталий. В Liber Pontificalis о деятельности И. в Риме сообщается лишь то, что папа получал дары от имп. Юстиниана I на украшение римских церквей. Кончина И. ошибочно указана в Liber Pontificalis под 27 мая. Погребен в атриуме базилики св. Петра ( Picard J.-Ch. Étude sur l " emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle//Mélanges d " archéologie et d " histoire. R., 1969. Vol. 81. N 2. P. 760). Ист.: PL. 66. Col. 1-32; LP. Vol. 1. P. 108, 285-286; Mansi. T. 8. Col. 795-806; Epistolae Arelatenses genuinae//MGH. Epp. T. 3. P. 45-48; ACO. T. 4. Pars 2. P. XXVIII-XXXII, 206-208; Jaffé. RPR, N 571-575; CPL, N 1692. Лит.: Nolan L. The Basilica of S. Clemente in Rome. R.; Grottaferrata, 19142; Duchesne L. L " église au VIe siècle. P., 1925. P. 87-89, 146; Batiffol P. L " empereur Justinien et le siège apostolique//RechSR. 1926. Vol. 16. P. 211-212; Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longohardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 260-262; Seppelt. Geschichte. 1954. Bd. 1. S. 263-265; Rubin B. Das Zeitalter Justinians. B., 1960. Bd. 1; Anastos M. V. Justinian " s Despotic Control over the Church as Illustrated by His Edicts on the Theopaschite Formula and His Letter to Pope John II in 533//ЗРВИ. 1964. 8/2. С. 1-11; Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 109-118; Meo S. M. La dottrina mariana e le rispettive formule sintetiche dei papi Ormisda e Giovanni II//De cultu mariano saeculis VI-IX. R., 1972. T. 3. P. 17-32; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 83-85; Κουρεμπελς Γ. Ο Νεοχαλκηδονισμς; Δογματικ σημεο διαρεσης. Θεσσαλονκη, 2003.

http://pravenc.ru/text/469672.html

В Liber Pontificalis сообщается, что М., сын римлянина Проекта, занимал кафедру в то время, когда началось «великое» гонение и за месяц было казнено 16 или 17 тыс. христиан. По приказу гонителей М. воскурил благовония идолам, но вскоре раскаялся в отступничестве. Имп. Диоклетиан велел обезглавить его вместе с мучениками Клавдием, Кирином и Антонином и оставить тела казненных без погребения. Лишь через 25 или 26 дней пресв. Маркелл ночью забрал останки мучеников и похоронил их в катакомбах Присциллы на Соляной дороге (26 апр.) (LP. T. 1. P. 72-73, 162). Во многих рукописях 2-й редакции Liber Pontificalis добавлено, что М. перед казнью заставил Маркелла, своего будущего преемника, поклясться, что он не отступит от Христа (Ibid. P. CCIX). По мнению Дюшена, эти сведения были заимствованы из агиографического сказания о М., составленного в кон. V в. и впосл. утраченного (Ibid. P. LXXIV, XCIX; ср.: Caspar. 1930. S. 97; Amore. 2013. P. 66). Это сказание, в котором М. был представлен как мученик, стало «ответом» донатистам, к-рые обвиняли Римских епископов в «предательстве». По мнению Дюшена, противоречивые сведения о М. свидетельствуют о том, что донатисты в IV в. и римляне в V в. считали его отступником, но неясно, насколько обоснованным было это мнение. Состояние источников позволяет полагать, что в Римской Церкви деятельность М. намеренно замалчивалась в качестве своеобразной damnatio memoriae (LP. T. 1. P. LXXIV; Duchesne. 1898. P. 391-392; Idem. 1910. P. 93-95). Более определенно об этом высказался Каспар, считавший, что поминовение епископа могло быть прекращено по указанию его преемника Маркелла I ( Caspar. 1930. S. 98-101). После М. христ. община Рима была «деморализована» и расколота на враждующие фракции, возможно, в результате «предательства» епископа, выдавшего гонителям книги Свящ. Писания ( Ste. Croix. 2006. P. 76-77; ср.: Barnes. 1981. P. 38, 303-304; Curran. 2000. P. 49-50; Green. 2010. P. 213). Хотя М. мог быть казнен в связи с празднованием 20-летия правления императоров Диоклетиана и Максимиана, к-рое состоялось в Риме в нояб. 303 г., его не почитали как мученика ( Caspar. 1930. S. 99; ср.: Davis. 1997. P. 461-462, 466). Высказывалось мнение, что епископ был низложен (напр.: Green. 2010. P. 213). Только Аморе последовательно отстаивал его невиновность (см.: Amore. 1957). Др. исследователи считали, что М. и его преемник Маркелл I - один и тот же человек: его образ мог быть «дублирован» из благочестивых соображений, так что М. был представлен как отступник от Христа, Маркелл I - как праведный понтифик ( R ö ttges. 1956; Schwarz. 1962; Pietri. 1976. Vol. 1. P. 392-393). Против этой гипотезы высказался Делеэ (MartRom. Comment. P. 157).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Morawcsik Gyula . Byzantinoturcica. Berlin, B. I, II.1958. Müller Shing . Horses of the Xianbei, 300-600 AD: A Brief Survey//Pferde in Asien: Geschichte, Handel und Kultur/Horses in Asia: History, Trade and Culture. Ed. by Bert G. Fragner, Ralph Kauz, Roderich Ptok et Angela Schottenhammel. 2009. P. 181-193, 284-288. Müller Shing. The costumes of the Xianbei. 2007. P. 84-107. Pelliot Paul . Tokharien et Koutchéen//Journal Asiatique. I. Paris,1934. P. 23-106. Pritsak Omeljan . From the Säbirs to the Hungarians//Hungaro-Turcica: Studies in honor of Jilian Németh. Budapest: Loránd Evtvös Univ. 1976. P. 17-30. Pulleyblanck Edwin G. Tribal Confederations of Uncertain Identity. The Hsiung-nu//Philologiae et Historiae Turcicae Fundamenta (=Philologiae Turcicae Fundamenta III), by H.R. Roemer. Berlin: Klaus Schwarz, 2000. P. 52-101. Sinor Denis . Autour d’une migration de peuples au V e siècle//Extrait du Journal asiatique (1946-1947). Paris, 1948. Speck P. Épiphania et Martine sur les monnaies d’Héraclius//Revue Numismatique, 1997. P. 457-465. Speck P. Kaiser Leon III., Die Geschichtswerke des Nikephoros und des Theophanes und der Liber Pontificalis, T. III. Die Αποστασις Ρωμης και Ιταλιας und Liber Pontificalis , Ποικλα Βυζαντνα 20. Bonn, 2003. Watt James C.Y . China: Dawn of a Golden Age, 200–750 AD. Comp. An Jiayao, Angela F. Howard, Boris I. Marshak, Su Bai, and Zhao Feng. New York: Metropolitan Museum of Art, 2004. Z uckerman C. La petite Augusta et le Turc. Epiphania-Eudocie sur les monnaies d’Héraclius//Revue Numismatique, 1995. P. 113-126.   Источник: Митрофанов А.Ю. Гуннская царица Боа и Юстиниан: Христианизация за кулисами дипломатического протокола//Христианское чтение. 2022. С.249–260 Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6175398

От язычества к христианству: Начальный этап проникновения и утверждения христианства на юге Украины (вторая половина III – первая половина VI в.). – К., 2000. – С. 88,95. 2591 Dvomtk F. Les legendes de Constantin et de Methode, vues de Byzance. – Prague, 1933. – P. 159. 2593 Nicephoros Patriarch of Constantinople: Short History/Text, transi, and comment, by C. Mango. – Washington, 1990. – P. 126. 2595 Архиепископ Феликс был схвачен стратигом Сицилии патрикием Феодором во время карательной экспедиции в Равенну, вероятно, весной 710 г. (Agnelli Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis/Ed. O. Hloder-Egger//Scriptores rerum langobardicarum et italicarum. – Hannoverae, 1878. – P. 367–369: De Liber Pontificalis/Texte, introd. et comment, par L. Duchesne. – Paris, 1955. – T. 1. – P. 389: Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С. 8; Бородин O.P. Равеннский экзархат: Византийцы в Италии. – СПб., 2001. – С. 139–140, 162–165). После утверждения на троне Вардана Фи-липпика он был возвращен в Равенну в 712 г. 2599 Через 17 лет славяне Греции под предводительством князя велесичей Аксамира еще раз попытаются провозгласить василевсом Никифора, но императрице Ирине с большим трудом удастся подавить мятеж С. Б. Императоры Византии. – М., 1997. – С. 139,140). 2602 Mtchailus Monachus. Vita et conversatio sancti patris nostri et confessoris Theodori abbatis monasterii Studii//PG. – 1864. – T. 99. – Col. 269 D.272 DC; Theodori Studitae epistulae//PG. – 1864. – T. 99. – Col. 1068 B, 1072 C – 1073 B, 1076 В, 1116 B; Theodori Studitae Laudatio Sti Platoni//PG. – 1864. – T. 99. – Col. 840 D – 841 А; Доброклонский А.П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский//Записки имп. Новороссийского ун-та. – Одесса, 1913 (1914). – Т. 113. – С. 649. 2603 Theodori Studitae Laudatio Sti Platoni. – Col. 840 D; Theodori Studitae epistulae. – Col. 1052 A. 2604 Theodori Studitae epistulae.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Trier Ivory, “Adventus” Ceremonial, and the Relics of St. Stephen. Dumbarton Oaks Papers. 1979. Vol. 33. P. 113, 115–133. Курукин И. В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия. М.: Квадрига, 2010. C. 50–114. Diehl Ch. Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle. Paris: Ernest Leroux, 1901. P. 41. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб.: Норинт, 1998. C. 292–300; Бильбасов В. А. История Екатерины второй. Берлин, 1900. Т. II.76, 130. Описание коронации ея величества императрицы и самодержицы всероссийской Анны Иоанновны. М.: Тип. Сената, 1730. C. 24. Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М.: Новое литературное обозрение, 2002. C. 72–73; Бильбасов В. А. История Екатерины второй. Берлин, 1900. Т. II. C. 381–382. Speck P. Eine Gedächntisfeier am Grabe des Maurikios. Die Historiai des Theophylaktos Simokates: der Auftrag; der Fertigstellung; der Grundgedanke//Varia IV. Beiträge von Sofia Kotzabassi und Paul Speck. Ποικλα Βυζαντνα 12. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1993. S. 175–254. Speck P. Die Interpretation des Bellum Avaricum und der Kater Μεχλεμπ: Der Protest des Patriarchen Sergios gegen die Heirat des Herakleios mit Martina//Varia II. Beiträge von Albrecht Berger, Lucy-Anne Hunt, Ralph-Johannes Lilie, Claudia Ludwig und Paul Speck. Ποικλα Βυζαντνα 6. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 1987. S. 374–375. Speck P. Kaiser Konstantin VI. Die Legitimation einer fremden und der Versuch einer eigenen Herrschaft. Quellenkritische Darstellung von 25 Jahren byzantinischer Geschichte nach dem ersten Ikonoklasmus. München, 1978. Bd. I. II. S. 281–299. Gregorii II Romani Pontificis Epistulae et Canones/Par Jacques-Paul Migne. Patrologia Latina Vol. 89. Paris, 1863. Col. 521; Speck P. Kaiser Leon III., Die Geschichtswerke des Nikephoros und des Theophanes und der Liber Pontificalis, T. II.: Eine Neue Erkenntnis Kaiser Leons III, T. III.: Die Aπστασις Ρμης και ταλας und der Liber Pontificalis, Ποικλα Βυζαντνα 20. Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBH, 2003. S. 553–571.   Источник: Митрофанов А. Ю. Императрица Екатерина II как пример женского служения Церкви. Комментарий к статье Ю. В. Оспенникова «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)»//Христианское чтение. 2023. 2. С. 134–142. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6192912

Соч.: Étude sur le Liber Pontificalis. P., 1877; La question de la pâque au concile de Nicée//Revue de questions historiques. P., 1880. Vol. 28. P. 5-42; L " historiographie pontificale au VIIIe siècle. R., 1884; Les Sources du Martyrologe Hieronimien. R., 1885 (совм. с J. B. de Rossi); Origines du culte chrétien: Étude sur la liturgie latine avant Charlemagne. P., 1889, 19256; Fastes épiscopaux de l " ancienne Gaule. P., 1894. Vol. 1: Les provinces du Sud-Est: Gaule narbonnaise, region des Alpes. 19072; 1899. Vol. 2: L " Aquitaine et les Lyonnaise. 19102; 1915. Vol. 3; Les anciens recueils de légendes apostoliques. P., 1895; Les prémiers temps de l " État pontifical (754-1073). P., 1898, 19042; Histoire ancienne de l " Église. P., 1906-1910. 3 vol. (рус. пер.: История древней Церкви/Пер. с 5-го франц. изд. под ред. проф. И. В. Попова и проф. А. П. Орлова. М., 1912-1914. Т. 1-2); L " Église au 6eme siècle/Ed. H. Quentin. P., 1925. Изд.: Liber Pontificalis: Texte, introd. et comment. P., 1886-1892. 2 vol.; Martyrologium Hieronymianum ad fidem codicum adjectis prolegomenis. P., 1894, 1971r (совм. с J. B. de Rossi); Liber Censuum de l " Église romain. P., 1889-1952. 3 vol. (совм. с P. Fabre, G. Mollat). Лит.: Бриллиантов А. И. Рец.: Л. Дюшен. История Древней Церкви//ХЧ. 1912. Т. 1. 6. С. 750-756; Habloville C., d " . Msgr. Duchesne: biogr. critique. P., 1911; Colin J. Msgr. L. Duchesne. R., 1922; Cabrol F. Msgr. L. Duchesne: Son œuvre historique//JThSt. 1922/1923. Vol. 24. P. 253-281 [bibliogr.]; Monseigneur Duchesne et son temps: Actes du colloque de 1973. R., 1975; Wach é B. Monseigneur L. Duchesne: historien de l " Église, dir. de l " École française de Rome. R., 1992; Correspondance de G. B. de Rossi et de L. Duchesne (1873-1894)/Établie et annot. par P. Saint-Roch. R., 1995; Joassart B. Monseigneur Duchesne et les Bollandistes: Correspondance. Brux., 2002. (Tabularium hagiographicum; 1); Frend W. H. C. Mgr. Louis Duchesne (1843-1922): Critical Churchman and Historian//From Dogma to History: How our Understanding of Early Church Developed. L., 2003. P. 187-189, 190-197.

http://pravenc.ru/text/180839.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010