566 См.: Dogmatiki kai Symboliki Theologia tis Orthodoxou Katholikis Ekklesias. 2 vols. 2nd ed. Thessaloniki, 1973; 1999–2000. 567 См.: Romanidis J. Franks, Romans, Feudalism, and Doctrine: An Interplay between Theology and Society. Brookline, МА, 1982. 568 См.: Liber Pontificalis, Leo. 84//The Lives of the Eighth-Century Popes (Liber Pontificalis)/Trans., comm. R.Davis. Translated Texts for Historians 13. Liverpool, 1992. Р.219, n.171. 569 Мой собственный анализ см.: Louth А. Greek East and Latin West: The Church ad 681–1071. Crestwood, NY, 2007. Р.305–318. 570 Некоторые подробности из жизни Шеррарда я почерпнул из некролога митрополита Каллиста: Sobornost/ECR 17:2 (1995). Р.45–52. Это было дополнено материалами из бесед с Дениз Харви и Лиадейн Шеррард. Также см.: Raine К. Philip Shenard (1922–1995): А Tribute. Birrningham, 1996. Я также обязан Д.Харви за доступ к переписке Филиппа Шеррарда с Георгием Сеферисом. Она была дополнена комментариями Ф.Шеррарда с целью публикации и редактирована Д.Харви. В ближайшем будущем она должна быть опубликована с предисловиями Питера Макриджа и Винсента Росси. Помимо переписки, Д.Харви включила туда несколько других важных сочинений Шеррарда, включая эссе «Иной разум Европы» (англ. «The Отнег Mind of Europe»), а также раннее сочинение о Сеферисе под названием «Взгляд на поэзию Сефериса» (англ. «An Approach to the Poetry of Seferis», 1948). Ссылки на эту книгу – на данный момент предварительные – сделаны постранично по отдельным главам в формате PDF. Письма 1950 г. разделены на «Письма 1950г.» и «Письма 1950г. Продолжение» (англ. «Letters 1950» и «Letters 1950 cont.»). Я очень благодарен Дениз Харви за разрешение цитировать данный материал. 572 См.: Sherrard Р. The Магве Threshing Floor. London, 1956; переиздано в серии книг: Romiosyni Series. Greece, Limni, Evia, 1981. 576 См.: Savidis G. (ed.), Keeley Е. (trans.), Sherrard Р. (mrans.).C. Р. Cavafy: Collected Poems. London, 1975. 577 См.: Keeley Е. (trans.), Sherrard Р. (trans.). Angelos Sikelianos: Selected Poems. Princeton, NJ, 1979; переиздано в серии книг «Romiosyni Series», 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Согласно Каталогу Либерия (сер. IV в.), М. занимал кафедру 8 лет 3 месяца и 25 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Понтификат его предшественника Гая (см. ст. см. ст. Гаий ) завершился 22 апр. 296 г.; М. был возведен на кафедру 30 июня 296 г. и скончался в 304 г., «в консульство Диоклетиана 9-е и Максимиана 8-е, когда произошло гонение и преемственность епископов прервалась (cessauit episcopatum) на 7 лет, 6 месяцев, 25 дней». О дне кончины или погребения М. в Каталоге не говорится. В рим. календаре «Depositio episcoporum» память М. указана под 15 янв., однако в более поздних источниках (Иеронимов мартиролог, Liber Pontificalis, рим. литургические книги) 16 янв.- день памяти Маркелла I, преемника М. По мнению Л. Дюшена , в «Depositio episcoporum» содержится ошибка, в действительности речь идет о поминовении Маркелла I (LP. T. 1. P. LXXIII; Duchesne. 1898. P. 389-390; Kirsch. 1924. S. 100-101, 121; MartHieron. Comment. P. 42-43). Это объяснение было принято большинством исследователей, в т. ч. Й. П. Киршем, И. Делеэ , Р. Дейвисом и А. Ди Берардино. Только А. Аморе считал, что 15 янв. в Риме совершалось поминовение М. ( Amore. 1957; Idem. 2013. P. 65-66), но его аргументы были признаны неубедительными (напр.: Episcopo. 2003. P. 16-17). В источниках содержатся противоречивые датировки понтификата М. Так, в «Хронике» Евсевия-Иеронима о «Марцеллиане» говорится как о 28-м епископе Рима, занявшем кафедру в 297 г. (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 226. (Eusebius Werke; 7)). Эти сведения повторяются в «Хронике» Проспера Аквитанского. Перечисляя Римских епископов, Оптат Милевский упоминал М., но не Маркелла I ( Optatus. Contra Parmenianum Donatistam. II 3// Optat de Mil è ve. Traité contre les donatistes/Éd. M. Labrousse. P., 1995. T. 1. P. 246, 309. (SC; 412)), а в списке блж. Августина, напротив, назван только Маркелл I ( Aug. Ep. 53. 2), хотя в др. сочинениях Августина есть упоминания о М. В Индекс-каталоге и большинстве других перечней Римских понтификов преемником Гая назван Маркелл I, имя М. отсутствует (см.: LP. T. 1. P. 13-41). Тем не менее изображение М. было среди фресковых папских портретов (V в.?) в римской базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) (см.: Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. P. 34). Согласно Liber Pontificalis, М. занимал епископскую кафедру 8 лет 4 (или 2) месяца и 16 дней в годы правления императоров Диоклетиана и Максимиана. Его понтификат начался 1 июля 296 г. и завершился в 304 г.; затем Римская кафедра вдовствовала 7,5 года (LP. T. 1. P. 72-73, 162).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Учение гностиков можно сформулировать в четырех основных положениях: 1. Крайний дуализм и пессимистическая концепция мира: зло, наравне с добром, вечно, добро исходит от Бога, зло же – от материи; таким образом, материальный мир – дело злой силы. 2. Иерархическая система персонифицированных духов или божеств, называемых эонами, включающая Творца, не являющегося благим божеством, и «Мать», во многом сходную с Астартой. На вершине системы находится непознаваемый «Отец». 3. Концепция истории как борьбы добрых и злых сил. 4. Аллегорический метод выведения этих положений из Св. Писания. Память св. папы по римскому календарю отмечается 11 января. Св. Пий I (S. Pius I) 140–155 гг. «После четырех лет епископства, Игин скончался, а место его в Риме занял Пий» – пишет Евсевий (Церковная история. IV, 6; ср. св. Ириней. Против ересей. III, 3, 3; III, 4, 3). Liber Pontificalis говорит, что Пий родился в Аквилее. Составленный во II веке список священных книг (т.н. «Фрагмент Муратори») содержит упоминание о епископе Пие – брате Ермы, автора одного из наиболее древних христианских сочинений – «Пастыря». По-видимому, папа должен был быть знаком с христианским философом и апологетом св. Юстином (ум. ок. 165 г.), который в это время преподавал в Риме 43 . Имя св. Пия впервые было внесено в мартиролог Адоном Вьеннским, составившим его ок. 858 г. 44 Память св. папы по римскому календарю отмечается 11 июля. Св. Аницет (S. Anicetus) 155–166 гг. «В Риме после Пия, скончавшагося на пятнадцатом году своего епископства, предстоятелем Церкви стал Аницет. Егезип пишет, что он при нем прибыл в Рим и оставался там до епископства Элевтера» ( Евсевий Памфил . Церковная история. IV, II, 7). Егезип был первым историком Церкви, сочинение которого «Памятка о делах церковных» не сохранилось, но, содержащиеся в нем сведения, использовал Евсевий. По сообщению Liber Pontificalis, св. Аницет был родом из Сирии. Во время его понтификата скончался император Антонин Пий, преемником которого стал Марк Аврелий (161–180 гг.), не столько правитель, сколько философ-стоик. При нем положение христиан фактически ухудшилось, что было связано с тем весом, какой получили при нем возмущение толпы и развитие процессов против христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Item glossaria duo, quibus vocabula mixo-barbara collata cum Graeco Nicephori, Georgii Syncelli, et Theophanis, exponuntur. Venetiis, 1729]; итальянский философ, каноник церкви Санта Мария Маджоре в Риме и сотрудник трех пап – Александра VIII, Иннокентия XII и Клймента XI – Франческо Бьянкини (1662–1729), который издал древнюю версию до папы Адриана II с добавлением биографии Стефана VI (De vitis romanorum pontificum a Petro Apost. ad Nicolaum I. 4 vols. Romae, 1718–1735; 4–й том добавлен племянником Ф. Бьянкини историком и литургистом Джузеппе Бьянкини 1704–1764 : Anastasii bibliothecarii Vitce seu Gesta Romanorum Pontificum. Vol. 4/Ed. Joseph Blanchinius. Romae, 1735; предполагавшийся 5–й том опубликован не был); один из хранителей Амброзианской библиотеки в Милане и с 1700 г. главный библиотекарь и архивист герцогов Моденских Лудовико Антонио Муратбри (1672–1750), перепечатавший издание Бьянкини (как часть своего известного 28-томного собрания источников Rerum Italicarum scriptores», см.: Rerum italicarum scriptores ab anno aerae christianae quingentesimo ad millesimum quingentesimum quorum potissima pars nunc primum in lucem prodit ex Ambrosianae, Estensis, aliarumque insignium bibliothecarum codicibus/Ludovicus Antonius Muratorius... collegit, ordinavit, & praefationibus auxit... Mediolani, 1723–1751. 25 vols. in 28 [в 20 в. серия была переиздана: Rerum italicarum scriptores/Ed. Nicola Zanichelli. Bologna, 1900–1935], добавив недостающих пап до Uoahha XXII (Flores Chronicorum seu Catalogus pontificum Romanorum/Ed. L.A. Muratori/Rerum Italicarum Scriptores. T. III. Pars I. Mediolani, 1723); аббат Жак Поль Минь (1800–1875), вновь повторивший в Патрологии все то же издание Бьянкини, добавив несколько приложений (PL 127–128). В Новое время изданием книги озаботились, как было сказано, директор французского археологического института в Риме о. Л. Дюшен Liber Pontificalis. Texte, introduction et commentaire. 2 vols. Paris, 1886–1892), включивший в свое издание, учитывающее ПО рукописей источника, также Annales Romani (1044–1187), и Теодор Моммзен (Gestorum Pontificum Romanorum pars I: Liber Pontificalis/Monumenta Germaniae historica.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По данным Liber Pontificalis, К. получил «божественное повеление» имп. Юстиниана II от 17 февр. 687 г., адресованное еще его предшественнику папе Иоанну V. Император сообщает папе, что он «обрел» акты Вселенского VI Собора , хранит их при себе и обещает вечно соблюдать «нетронутое и безукоризненное» определение Собора. Письмо сохранилось только в виде копии на лат. языке (Exemplar divinae jussionis Justiniani Augusti). Согласно этому документу, император действительно известил папу о том, что он, призвав высших церковных иерархов, папского апокрисиария , синклит и представителей военных чинов, повелел предоставить им акты Собора и в присутствии всех прочесть и подписать соборные определения. Собравшиеся передали списки (chartae) актов Собора императору, чтобы он всю свою жизнь хранил их невредимыми. Как отмечает Л. Дюшен , списки соборных деяний находились в К-поле и погибли при пожаре 711 г. (LP. T. 1. P. 370. Not. 6). Поскольку лексика в пересказе письма и в сохранившейся копии различается, можно предположить, что автор жизнеописания К. пользовался либо греческим оригиналом, либо др. лат. переводом. В Liber Pontificalis сообщается и о др. «священном повелении» имп. Юстиниана II: «В его времена императорское благочестие священным повелением своим освободило папские владения Бриттия (Бруттия.- Р. К.) и Лукании от 200 annonocapita, которые они ежегодно вносили. Также он направил и другое повеление, дабы семейства вышеназванного патримония и Сицилии, над которыми довлел военный долг, были восстановлены в правах». Вероятно, здесь речь идет о взимании annona militaris - военного налога, выплачиваемого натурой ( Бородин О. Р. Эволюция войска в визант. Италии в VI-VIII вв. (военно-организационный аспект)//ВВ. 1986. Т. 46. С. 129). Автор жизнеописания К. отмечает пожилой возраст папы Римского и его невовлеченность в мирские дела. Старость и болезненность К. приводили к адм. нестроениям в Римской Церкви: папа едва мог совершать поставления священнослужителей (vix ordinationes sacerdotum explere potuisset), тем не менее он рукоположил 16 епископов.

http://pravenc.ru/text/1841966.html

Вместе с тем, согласно приведенным у Евсевия сведениям, папа боролся с динамическим монархианством, которое распространяли в Риме некие Асклипиодот и Феодот Кожевенник. Асклипиодот и ученик Феодота Кожевенника, Феодот Меняла, уговорили почтенного исп. Наталия стать их епископом за 150 денариев в месяц. Тот согласился, но потом у него часто были видения с увещаниями Божиими, а однажды явившиеся в ночи ангелы жестоко избили его. Наталий обратился с покаянием к Зефирину, и после некоторого колебания тот принял его в церковное общение. Епископ Зеферин скончался 26 августа 217 или 218 года. В Liber Pontificalis кончина епископа Зефирина указана под 25 августа, в Мартирологе блж. Иеронима - под 20 или 21 декабря. В середине IX века Флор Лионский поместил память Зефирина под 26 августа, так же как в Древнем (Малом) Римском Мартирологе. Этот день памяти содержится и в других каролингских Мартирологах ( Адона Вьеннского , Узуарда ). В XVI веке кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе впервые назвал Зефирина мучеником (ранее он почитался как исповедник). Согласно Liber Pontificalis, папа был погребен в отдельной катакомбе возле катакомб Каллиста на Аппиевой дороге. Впоследствии эта катакомба была включена в состав катакомб Каллиста. О захоронении Зефирина на Аппиевой дороге вместе с мч. Тарсикием упоминается в римских итинерариях VII-VIII веков. Литература Использованные материалы    " 20.12: Memoria di San Zeffirino (o Zefirino) papa e patriarca di Roma (verso il terzo secolo) " , месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, .   Philosophumena. IX 7 Редакция текста от: 01.01.2021 16:38:03 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680138.h...

М. скорее всего был погребен не в катакомбах Каллиста, где по традиции хоронили Римских епископов, а в катакомбах Присциллы на Соляной дороге. Возможно, это было связано с гонением: катакомбы Каллиста, известные рим. властям как важнейшее христ. кладбище, могли быть закрыты для христиан в соответствии с 1-м эдиктом императоров Диоклетиана и Максимиана ( Picard. 1969. P. 733-736; Spera L. Les tombes des papes//Dossiers d " Archéologie. Dijon, 2000. N 255: Rome de Constantin à Charlemagne. P. 52-53). Об усыпальнице М. впервые упоминается в Liber Pontificalis: епископ был похоронен «в кубикуле, который сохранился до сего дня... в крипте рядом с телом св. Кресцентиона» (LP. T. 1. P. LXXIV, XCIX, CCIX, 72, 162). О гробнице мч. Кресцентиона говорится в неск. паломнических итинерариях VII в., но только в соч. «О гробницах св. мучеников в окрестностях города Рима» среди святых, похороненных в катакомбах Присциллы, назван М. (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 320. (CCSL; 175)). Помещения к северо-западу от ипогея Ацилиев, служившие усыпальницей мч. Кресцентиона, идентифицированы благодаря паломническим граффити и упоминанию в эпитафии (ICUR. N. S. T. 9. N 24853-24854, 25165), но локализация гробницы М. остается под вопросом. По мнению О. Марукки, епископ был похоронен в самом большом кубикуле ипогея Ацилиев ( Marucchi. 1907). Однако большинство исследователей полагают, что погребение М. находилось в одном из 2 кубикулов усыпальницы Кресцентиона. В этом помещении находится единственная гробница в аркосолии, в к-рой мог быть захоронен либо М., либо мученик. Среди фресок на стенах кубикула - изображение 3 отроков, к-рые отказываются поклониться идолу Навуходоносора (1-я пол. IV в.); этот сюжет мог быть связан с воспоминаниями о действительном или мнимом отступничестве М. ( Tolotti. 1970. P. 283-301; см.: Pohlkamp. 2008. S. 267-268; Amore. 2013. P. 60, 67). Однако Дюшен осторожно высказал сомнение в том, что М. и Марцеллин, гробницу которого почитали в катакомбах Присциллы,- одно лицо (об этом сообщается только в Liber Pontificalis - см.: LP. T. 1. P. 163; Caspar. 1930. S. 99). В пользу отождествления Марцеллина, похороненного в катакомбах, с М. косвенно свидетельствует тот факт, что при папе Сильвестре I на поверхности земли над ипогеем Ацилиев была построена небольшая базилика, ставшая папской усыпальницей (в частности, там был похоронен Маркелл I, умерший в изгнании).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Среди Лжеисидоровых декреталий есть 2 послания М. ( Jaff é . RPR. N †158-†159). Первое направлено против арианской ереси; во 2-м послании, адресованном епископам Востока, содержатся призывы прекратить распри и не повиноваться имп. указам, противоречащим Божественному праву. Ист.: BHL, N 5223b, 5223d, 5223f-g; ActaSS. Apr. T. 3. P. 412-414; LP. T. 1. P. LXXIII-LXXIV, XCIX, CCIX, 72-73, 162-163; T. 3. P. 4-5, 75-76; Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. P. 41-42, 242. (MGH. Gest. Pont. Rom.; 1); Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus/Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 517-520, 528-529, 557-560. Лит.: Duchesne L. La nouvelle édition du «Liber Pontificalis»//MArHist. 1898. T. 18. P. 381-417; idem. Histoire ancienne de l " Église. P., 19104. T. 2. P. 92-97; Marucchi O. Il sepolcro di papa Marcellino nel cimitero di Priscilla//NBAC. 1907. Vol. 13. P. 115-145; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Turner C. H. The Papal Chronology of the Third Century//JThSt. 1916. Vol. 17. N 68. P. 338-353; Kirsch J. P. Die römischen Titelkirchen im Altertum. Paderborn, 1918. S. 77-80; idem. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924; Caspar E. Kleine Beiträge zur älteren Papstgeschichte. 1: Die römischen Bischöfe der diokletianischen Verfolgung, Marcellinus und Marcellus//ZKG. 1927. Bd. 46. S. 321-355; idem. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 97-99; Leclercq H. Marcellin//DACL. T. 10. Pt. 2. Col. 1762-1773; R ö ttges E. H. Marcellinus-Marcellus: Zur Papstgeschichte der diokletianischen Verfolgungszeit//ZKTh. 1956. Bd. 78. S. 385-420; Amore A. Il preteso «Lapsus» di Papa Marcellino//Antonianum. R., 1957. Vol. 32. P. 411-426; idem. È esistito Papa Marcello?//Ibid. 1958. Vol. 33. P. 57-75; idem. Marcellino, papa, Claudio, Cirino e Antonino//BiblSS. Vol. 8. Col. 651-653; idem. I Martiri di Roma/Ed. A. Bonfiglio. Todi, 2013. P. 65-67; Schwarz W. Marcellus I//ZKG. 1962. Bd. 73.

http://pravenc.ru/text/2562328.html

12 июня было внесено в Римский Мартиролог. Помимо поэмы «Карл Великий и папа Лев» Л. посвящены 4 панегирика Алкуина и стихотворный пролог к поэтической версии Мученичества апостолов Петра и Павла, сохранившийся в 2 рукописях XI в. (BHL, N 6676; MGH. Poet. T. 6. Fasc. 1. P. 121-133). Ист.: LP. T. 2. P. 1-48 (англ. пер.: The Lives of the Eight-Century Popes (Liber Pontificalis)/Transl. R. Davis. Liverpool, 20072. P. 170-227); Jaff é . RPR. T. 1. P. 307-316; MGH. Epp. T. 5. P. 58-68, 87-104; ActaSS. Iun. T. 2. P. 572-590; Annales regni Francorum/Ed. F. Kurze//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 1-178; Einhardi Vita Karoli Magni/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 1-41; Divisio regnorum//MGH. Capit. T. 1. P. 126-130; Astronomus. Vita Hludowici imperatoris/Hrsg. E. Tremp//MGH. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 279-555; Theganus. Gesta Hludowici imperatoris/Hrsg. E. Tremp//Ibid. P. 162-259; De Karolo rege et Leone papa/Hrsg. W. Hentze. Paderborn, 1999. 2 Bde. Лит.: Manitius M. Das Epos «Karolus Magnus et Leo papa»//NA. 1883. Bd. 8. S. 9-45; idem. Zu dem Epos «Karolus Magnus et Leo papa»//Ibid. 1884. Bd. 9. S. 614-619; Ausfeld E. Zur Frage nach dem Verfasser des Epos «Carolus Magnus et Leo papa»//FzDG. 1883. Bd. 23. S. 609-615; Waal A., de. Ein Christusbild aus der Zeit Leos III.//RQS. 1889. Bd. 3. S. 386-389; Hampe K. Die Wiedereinsetzung des Königs Eardulf von Northumbrien durch Karl den Grossen und Papst Leo III.//DZGW. 1894. Bd. 11. S. 352-359; David E. Überreste des vatikanischen Trikliniums Leos III. im Campo Santo//RQS. 1923. Bd. 31. S. 139-150; H ü lsen Ch. Osservazioni sulla biografia di Leone III nel Liber pontificalis//PARA.R. Ser. 3. R., 1923. Vol. 1. P. 107-119; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 19252. Vol. 2. P. 1-110; Amann É . L " époque carolingienne. P., 1947. P. 153-203. (Histoire de l " Église; 6); Ohnsorge W. Die Konstantinische Schenkung, Leo III. und die Anfänge der kurialen römischen Kaiseridee//ZSRG.G. 1951. Bd.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

1769       Marucchi О. Eléments d’archéologie chrétienne. 3 vol. P., 1900–1903; Idem. Manuel d’archéologie chrétienne, résumé des éléments d’archéologie chrétienne. Bruges, 1906; Idem. Manuale di archeologia cristiana. Roma, 1908; 1933; нем. пер.: Handbuch der christlichen Archäologie. Einsiedeln; Waldshut; Köln, 1912; Idem. Manuale di epigrafia cristiana. Milano, 1910. Пожалуй, к жанру учебных пособий можно отнести популярный обзор французского автора А. Перате: Peraté A. L’archéologie chrétienne. P., 1892. 1770       Де Росси сотрудничал с Моммзеном в фундаментальном издании Берлинской Академии наук: Corpus Inscriptionum Latinarum. B., 1876. T. VI. 1771       Leclercq H. Monsignor Duchesne//Dictionnaire d " archéologie chrétienne… 1925. T. VI, 2. Col. 2680–2736 ; Waché B. Monseigneur Louis Duchesne (1843–1922). Rome, 1992 (Collection de l’École française de Rome, 167); Задворный В.Л., Хрушкова Л.Г. Дюшен Л.//Католическая энциклопедия. Т. 1. М., 2002. Ст. 1743–1744. 1772       Saint-Roch P. La correspondance de Rossi – Duchesne, le Martyrologe Hieronimien//Acta XIII Congressus internationalis archaeologiae christianae… I.P. 355–362. 1773       Duchesne L. Étude sur le Liber Pontificalis. P., 1877 (Bibliothèque des Écoles Françaises d’Athènes et de Rome, 1); Idem. Le Liber Pontificalis. 2 vol. P., 1886–1892; 3e vol. D’Additions et corrections de Mgr. L. Duchesne par C. Vogel. P., 1957. 1774       Duchesne L. Les origines du culte chrétien: Étude sur la liturgie avant Charlemagne. P., 1889; переизд. B 1898, 1902, 1908, 1920, 1925, англ. пер.: 1903. 1775       Duchesne L. Vita sancti Polycarpi Smyrnensis episcopi auctore Pionio primum graeca editum. P., 1881. 1777       Loisy A. Histoire du canon de Testament. P., 1890; Idem. Histoire du canon du Nouveau Testament. P, 1891. 1784       Письмо Дюшена де Росси от 13.02.1889//Ibid. 476. Сатро di Fiore («Цветочное поле»; грамматически правильная форма – Сатро dei Fiore) – небольшая площадь в центре Рима, на которой был сожжен Джордано Бруно. Сейчас на ней установлен памятник ученому и, как обычно, продают цветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010