3326 Paul. Bernriedensis. Vita Gregorii c. 2. Басни касательно его ранних лет можно находить в Annal. Sax. (Pertz, 6:701). 3327 Домашние церковники, какого бы то ни было сана, считались капелланами тех лиц, к дому которых они принадлежали. Так, Норберт, основатель ордена премонстратензов, будучи субдиаконом, назывался Capellanus Генриха V. 3329 Хотя он иногда называется Petrus Damianus, однако же собственно имя его есть Damiani, то есть брат Дамиана. Murat. Annal. 6, 1:39. 3347 Ер. 2:1. Эта классификация, по-видимому, сделалась ходячей. См. например Chron. Casin. 4:120. 3351 Adv. Simoniacos 2:26 и проч. Patrol, 143. В следующем поколении Бруно епископ сегнийский и аббат Монте-Кассино, написал трактат в ответ на мнение, что вследствие всеобщей симонии погибло христианское священнослужение. Он доказывает, что благодать рукоположения зависит от приемлющего; подобно тому как, в случае если симониец рукоположен православным, благословение епископа обращается в проклятие, так равным образом, если православный рукополагается симонийцем, то, что для дающего было бы проклятием, становится благословением, для верного приемлющего. Patrol. 145:1133. 3354 Gesta Ep. Virdun. Patrol, 204:926. Были и другие примеры такого же бичевания в том веке. Бонифаций, маркиз тосканский, был бичуем при алтаре за симонию Гуем, аббатом Помпозы (Pertz.12), и Генрих III сам подчинился подобному наказанию от Аннона Кельнского (Vita Annonis, там же, 11:469). 3355 Hard, 6:99–4. Лев отказался от кафедры Хула в 1051 году, говоря, что он занимал ее дотоле из желания облагодетельствовать эту бедную епископию своей властью в качестве папы. 3363 Там же, 1004, См. также выше и ниже гл. 40, 1. О последующей истории бретонской церкви, которая соединилась с Римом и подчинена была митрополиту турскому, см. Leo. Ер. 40 (Patrol, 143); Urban 2, Epp. 77, 113 (там же, 151). 3364 Ламберт Герцфельдский (от 1050 года) и Адам Бременский (3:29) говорят, как будто Сибихон имел успех в этом испытании. Виберт говорит, что его щеки были поражены параличом в течение всей остальной его жизни; отсюда он, однако же, выводит не то, что епископ был виновен, а то, что такие испытания страшны даже для невинных. De Obit. Leon. с. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воздержание 2–25 . All these poems are located together in A and are taken from or loosely based on Polyanthea, «Abstinentia», as follows: 2: «Mater sanitatis est abstinentia, mater aegritudinis voluptas, sine enim carne & vino cito friget Venus... Hier, in Ep.» (p. 2). 4: «Quid prodest tenuari corpus abstinentia, si animus intumescit superbia? Quid virtutis habet vinum non bibere, & ira & odio inebriari? Hier, ad Celantiam» (ibid.). 5–6: «Per abstinentiam non caro sed carnis vitia extinguenda sunt. Sic necesse est, ut artem continentiae quisque teneat, quatenus non carnem, sed vitia occidat... Greg. lib. 20. moral.» (ibid.). 8: «Incassum per abstinentiam corpus atteritur, si inordinatis moribus dim issa mens vitiis dissipatur. Greg, in pastoral.» (ibid.). 9: «Chordam in cithara si minus tenditur, non sonat: quia nimirum tanto quisque sibimet debet moderamine praeesse, ut ad culpam caro non superbiat: & inde ad effectum rectitudinis in operatione subsistât. Greg. 15 mox super illud Versa est in luctum cithara mea [cf Lam. 5.15 ]» (ibid.). 11–15: «Abstinentia est, quae edenda horam non praevenit, ut fecit Ionathas in favo mellis: non lautiora quaerit edere, ut Israelitae in deserto: non accuratius parare, ut filii Eli in Silo: non ad superfluitatem, ut Sodom itae, non v ile quodlibet ut Esau edulium in fame concupivit. Greg, in ho.» (ibid.). 17: «Qui cib is abstinent, & m ala agunt, daem ones imitantur, quibus culpa adest, & cibus deest. Isido, super Amos Prophetam» (p. 3). 23: «Fames quippe in paucis diebus aufert hominem , & libérât e x hac vita poenali: excessus vero ciborum consumit & putrescere facit corpus humanum & macerat aegritudine diuturna, & tunc eum morte crudeli consum it. Chrys. super Epist. ad Heb. ser. 29» (ibid.). 24: «Semper virtuti cibus jejunium fuit: de abstinentia quoque prodeunt castae cogitationes, rationabiles virtutes, salubria consilia... Leo Papa in ser. de jejuni deci. mensi» (ibid.). 25: «Melior est rationabilis quotidiana cum moderatione refectio, quam per intervalla arduum longum que jejunium. Novit immoderata inedia non solum mentis labefactare constantiam, sed etiam orationem efficaciam reddere lassitudine corporis enervatam. Ioan. Cassian. de inst, mo.» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

91 Не было ли возобновление иконоборчества в том числе и средством нейтрализовать именно это семейство? 93 См. об этом, на мой взгляд, единственно приемлемом, понимании пассажа из Scriptor Incertus, p. 336, 5–13: Winkelman, Probleme einer byzantinischen Prosopographie, S. 124–125. 100 Указано в Vita Theodori, 253В. См. также Доброклонский, Преп. Феодор, т. I, с. 286, прим. 3 (читай 4). 103 ThC, p. 63, 2–4; ср. Bury, History, p. 97–98; Treadgold, Revival, p. 239; Turner, Origins and Accession, p. 186. 106 Этот пассаж сохранился лишь по-церковнославянски: Великие Минеи Четий, Апрель, 93 (славянская нумерация). Издание полного текста Жития св. Никиты Мидикийского с восстановлением недостающих в греческом варианте частей по церковнославянскому переводу готовится ныне проф. Я. У. Русенквистом в Уппсале совместно с автором этих строк. 110 Вот последние фразы этих писем: Theodori Epistulae, ep. 418, 45–47: «...Величая и ваше благочестивейшее и многожеланное царство»; ер. 532, 274–275: «...Молимся, как положено, за боголюбивое ваше царство (eucomeqa kai upereucomeqa ojeilomenwV thV qeojilouV umwn basileiaV)». 111 Некоторые отголоски этих памфлетов можно найти в текстах студитской ориентации. Так, в Житии Феодора Михаил II назван «свинопасом» (Vita Theodori, 317C), а по сведениям Жития Игнатия Никиты Пафлагона (Nicetae Vita Ignatii, 493C) император придерживался ереси субботников, что отсылает к зафиксированным Продолжателем обвинениям (впрочем, взаимоисключающим) либо в иудаизме, либо в установлении субботнего поста: ThC, resp. p. 42,17–43, 5 и 48, 22–23. 112 ThC, р. 85,17–18; 23. То же самое в сокращенном виде у Генесия: Genesios, р. 36, 83–93. У Симеона Логофета этот эпизод изложен несколько иначе: Leo Grammaticus, p. 214, 9–215,3. Тредголд полагает (Revival, p. 433, n. 376), что Продолжатель и Генесий отражают переработанную версию, но это относится к самой процедуре суда, которая выглядит у них более справедливой, а не к уловке, использованной для выявления виновных. В действительности обе версии можно совместить, если принять, что события развивались в два этапа – вначале убийц заставили выдать себя в Магнавре, в узком придворном кругу, а затем вынесли им приговор на ипподроме в обстановке максимальной публичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует четко различать позицию Рима, который возражал против возведения сразу в епископы лиц, не имеющих священного сана, и студитов, которые не видели в этом ничего предосудительного при условии, что кандидат будет монахом (например, отшельником или столпником – ср. Theodori Epistulae, Ep. 16, 30–34). 209 Текст не совсем ясен, грамматически можно       понять и так, что о созыве собора должны просить сами патриархи: εθνεσθαι κανονικς π τν το πθους καθαρευντων μητροπολιτν κα ρχιεπισκπων. E δ μ τν κενων καταδχοιντο κρσιν, πομνσει ατν προσκαλεσθαι παρ τν κρατοντων σνοδον τραν πατριαρχικς ξουσας... κα μετ’ατν τοτων, ν τν κρσιν καλς λεγντων ο κατεδξαντο, κανονικς κρνεσθαι... (ρ. 112,29–114,4). 213 Alexander, Nicephorus, p. 99; Grumel, Regestes. 384; Lemerle, L " histoire des Pauliciens d " Asie Mineure, p. 81–82. Из чего все названные ученые заключают, что этот документ был принят на специальном соборе, не совсем понятно. 222 Scriptor Incertus de Leone Armenio//Leonis Grammatici Chronographia/ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335–362, p. 349, Это издание используется c учетом поправок, содержащихся в: Browning, Notes on the Scriptor Incertus. 225 Константин Багрянородный, по-видимому, имеет в виду какую-то другую клятву, прямо не относящуюся к Церкви (De Administrando Imperio, 13 Константин Багрянородный. Об управлении империей. M., 1991, с. 56, 67–70). В любом случае его текст – это отговорка для внешнего употребления. Сп. Троянос (Τρωανς, Συμβολ ες τν ρευναν, σ. 155–158) полагает, что клятвы при этом не давалось, а только исповедание веры Однако в дальнейшем будет видно, что под термином ιδιχειρον, который Феофан (р. 493,11) использует применительно к Михаилу I, понималась именно присяга или нечто ей равносильное. 230 Symeonis Magistri Annales, p. 604,1–2; Georgius Monachus Interpolatus, p. 763,5; Leo Grammaticus, p. 207,8–10; cp. Featherstone, The Praise of Theodore Graptos by Theophanes of Caesarea, p. 100. 232 Bury, A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (AD 802–867), p. 56–57; Grumel, Regestes, No 389; Treadgold, Revival, p. 199, n. 266,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение короля (императора) в И. Ц. определялось формулой «царь и священник» (rex et sacerdos), восходящей к ВЗ (Быт 14. 18; см. в послании папы Льва I Великого к имп. Феодосию II «vobis non solum regium, sed etiam sacerdotalem inesse animum» - Leo Magn. Ep. 24//PL. 54. Col. 735-739). Как «царь» он был верховным сюзереном всех земель империи, имел право жаловать привилегии подданным (привилегия королевской защиты, будучи пожалованной независимым еп-ствам и аббатствам, фактически позволяла императору распоряжаться ими как собственными бенефициями). Как «священник» король был причастным к духовной власти (см. ст. Двух мечей теория ). Согласно одной из коронационных формул X в., император представлялся как посредник между духовенством и народом, подобно тому как Христос стал посредником между Богом и миром (Le Pontifical romano-germanique/Publ. C. Vogel, R. Elze, M. Andrieu. Vol. 1. P. 258-259), и как викарий Христа (vicarius Christi). Право императора назначать епископов и аббатов не оспаривалось: «...лишь короли наши и императоры поставляют на эти должности и по праву стоят во главе прочих своих пастырей» (reges nostri et imperatores… hoc soli ordinant, i meritoque pre caeteris pastoribus suis presunt - Thietmar Merseburgensis. Chronicon. I 26); до правления Генриха II часто предоставляемое имп. привилегиями право свободного выбора аббата оставалось формальностью. С кон. X в. правитель входил в состав соборных капитулов главных еп-ств. Так, Оттон III (983-1002, император с 996) был каноником Ахенской капеллы и, вероятно, членом соборного капитула Хильдесхайма. Его преемник Генрих II был каноником капитулов Бамберга, Страсбурга, Магдебурга, Падерборна и Хильдесхайма. Впосл. участие императора в соборных капитулах основных еп-ств стало обязательным. Положение каноника укрепляло связь правителя с основными кафедрами государства, позволяло королю непосредственно участвовать в избрании епископа, а также давало возможность получать доход от пребенд и бенефициев, полагавшихся члену капитула.

http://pravenc.ru/text/389517.html

546 Проспер. Praeteritorum episcoporum sedis apostolicae auctoritates de gratia Dei. Praef. (далее: Auct.). Уже в Epistula ad Rutinum Проспер связал оппонентов учения Августина о предопределении с пелагианами. 560 Cappuyns M. L’auteur du De vocatione omnium gentium//Revue Bénédictine, 39 (1927). P. 198–226 (включает обзор научной дискуссии по этому вопросу); Amann. Semi-Pélagiens. P. 1830–183; Pelland L. S. Prosperi Aquitani. Montreal, 1936. P. 144–181. Противоположную точку зрения см. De Plinval G. Prosper d’Aquitaine interprète de saint Augustin//Recherches augustiniennes, 1 (1958). P. 351. 561 Markus R.A. Chronicle and Theology: Prosper of Aquitaine. P. 36–39. Исследование участия Проспера в составлении и редактировании различных произведений папы Льва см. James N. W. Leo the Great and Prosper of Aquitaine: A Fifth Century Pope and His Adviser//Journal of Theological Studies, n. s., 44 (1993). P. 554–584. См. выше, прим. 87. О различных взглядах на универсализм Проспера см.: Bartnik С. L’universalisme de l’histoire du salut dans le De vocatione omnium gentium//Revue d’histoire eccle-siastique, 68 (1973). P. 731–758. 565 De voc., 1.4: ad animalem surgitur voluntatem; quae... supra sensualem motum sese atollere potest. 572 De voc., 1.9: Quid ad Deum per Deum veniunt, et salvari volentes omnino salvantur: quia ipsum desiderium salutis ex Deo inspiratione concipiunt, et per illuminationem vocantis in agnitionem veniunt veritatis. Sunt enim filii promissionis, merces fidei, spiritale semen Abrahae... praescitum et praeordinatum in vitam aeternam. 591 De voc., 2.11; ср. C. coll., 7; 8.3; 14.2 – о различии между обращением ап. Павла и обращением разбойника. 606 Августин. Ep. 194.32; De gr. et lib. arb. 2.44 ; De corr. et gr., 8.18 ; cp. De Letter. The Call ol All Nations. P. 208, n. 216. 614 De voc., 2.33: Et licet illa generalis vocatio non quiescat, tamen etiam ista specialis jam universis est facta communis. Ex omni gente, et ex omni conditione adoptantur quotidie millia senum, milliajuvenum, millia parvulorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В 535 г., после восстановления рим. (визант.) правления, возник конфликт между еп. К. Репаратом и примасом Бизацены Либератом, вызванный стремлением имп. Юстиниана и папы Агапита укрепить авторитет кафедры К. Папа Агапит признал с этого времени архиепископа К. митрополитом всей Африки, но столкнулся с сопротивлением провинциального епископата, позднее так и не преодоленным. В кон. VI в. представитель папы Григория I Иларий посещал разные епархии по всей Африке, сопровождаемый представителем архиепископа К. Доминика, к-рый т. о. демонстрировал юрисдикцию над Африкой. Тем самым была заложена основа для превращения К. в некий автономный Экзархат, в подчинении к-рого находились бы провинциальные митрополиты. Но дальнейшего развития эта тенденция не получила. В VII в. кафедра К. была подчинена Александрийскому Патриархату, хотя и сохраняла формальные права на юрисдикцию над рим. Африкой. В XI в., несмотря на сильную деградацию церковных структур К. в средние века, известен конфликт между архиеп. К. Фомой и епископом г. Гумми в бывш. Бизацене из-за юрисдикции К. над этой кафедрой. Рим в этом вопросе следовал принципам визант. периода, согласно к-рым архиепископ К. являлся главой Североафриканской Церкви, «великим митрополитом» (maximus metropolitanus; Leo IX, papa. Ep. 83//PL. 163. Col. 730). Д. В. Зайцев Археология История исследований Изучение К. началось в 1-й пол. XIX в., в обстановке соперничества Великобритании и Франции за колонизацию арабо-турецкого Магриба и вывоз его древностей. Первоначально исследованиями занимались чиновники колониальной администрации, дипломаты, миссионеры, с 1833 г.- офицеры высадившихся в Сев. Африке франц. войск (в т. ч. археолог-любитель Л. А. Бербрюггер). В 1837 г. было образовано франц. Об-во исследований и раскопок древнего К., а в 50-х гг. XIX в. Ш. Э. Бёле, археолог классической античности из парижской Имперской б-ки, получил от бея Мухаммада разрешение вести в К. раскопки. В 1856-1859 гг. на средства МИД Великобритании в К. работал миссионер Н.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

John Argyropoulos. On the Procession of the Holy Spirit Joh.Bek. John Bekkos Apol. Apology for the Union of 1274 Ep.Joh.XXI. Epistle to Pope John XXI Un. On the Union of the Churches of Old and New Rome Joh.Cant. Emperor John VI Cantacuzenus Apol. Apologies for the Christian Religion against the Mohammedan Sect Or. Orations against Mohammed Joh.D. John of Damascus 1 Cor. Exposition of 1Corinthians from John Chrysostom Dialect. Dialectic Dialex. Dispute (????????) with a Manichean Disp.Sar. Dispute of a Saracen and a Christian F.o. The Orthodox Faith Haer. On Heresies Imag. Orations on the Images Jacob. Against the Jacobites Man. Dialogue against the Manicheans Parall. Sacred Parallels Rect.sent. On the Correct Thought (De recta sententia) Volunt. On Two Wills in Christ (De duabus in Christo voluntatibus) Ps.Joh.D. Trin. Pseudo-John of Damascus. On the Trinity Joh.Diac. John the Deacon Joh.H. John V of Jerusalem Const. Against Constantinus Cabalinus on the Images Icon. Against the Iconoclasts Joh.Maur. Carm. John Mauropus. Poems (Carmina) Just. Dial. Justin Martyr. Dialogue with Trypho LeoM. Tom. Pope Leo I (the Great). Tome Leo II. Ep. Pope Leo II. Epistles Leo III. Ep. Emperor Leo III. Epistle to ‘Umar (Omar), Chief of the Saracens Leo IX. Ep.Petr.Ant. Pope Leo IX. Epistle to Peter of Antioch Leo Ochr. Enc. Leo of Ochrida (Bulgaria). Encyclical Leo Per. Lat. Leo OF Perejaslav. Against the Latins Leont.B. Nest.etEut. Leontius of Byzantium. Aginst the Nestorians and Eutychians Leont.N. Leontius of Neapolis (Cyprus) fr. Fragments Serm. Sermons Lib.Car. Caroline Books (Libri Carolini) Lib.diurn. Daybook of the Roman Pontifs (Liber diurnus Romanorum pontificum) Lit.Bas. Liturgy of Basil Lit.Chrys. Liturgy of Saint John Chrysostom Lit.Clem. Clementine Liturgy Lit.Praesanct. Liturgy of the Presanctified Liut. Leg. Liutprand of Cremona. Narrative of the Legation to Constantinople Luth. Martin Luther Ep. Epistles Rom.Leip. Against the Famous Romanist in Leipzig Mac.Ant. Symb.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Nicet.Amas. Patr. Nicetas of Amasia. On the Patriarchs Nicet.Byz. Nicetas of Byzantium Arab. Refutation of the Falsely Written Book of the Arab Mohammed Arm. Refutation of the Epistle Sent by the Prince of the Armenians Lat. Against the Latins Ref.Ep. Refutation of the Epistles of the Hagarenes Nicet.Chon. Thes. Nicetas Choniata. Thesaurus of the Orthodox Faith Nicet.Nicom. Nicetas of Nicomedia Nicet.Steth. Nicetas Stethatos Antidial Antidialogue Arm.etLat. Against the Armenians and the Latins Nicol.I. Ep. Pope Nicholas I. Epistles Nil.Cab. Nilus Cabasilas of Thessalonica Caus.Diss. On the Causes of Dissensions in the Church Prim. On the Primacy of the Pope Nil.Dox. Not. Nilus Doxopatres. The Order of the Patriarchal Sees (Notitia thronorum patriarchalium) Nil.Sor. Nilus Sorskij Pred. Legacy to His Disciples Ustav. Monastic Rule Or. Origen of Alexandria Cels. Against Celsus Jos. Homilies on Joshua Luc. Homilies on the Gospel of Luke Patr.Job. Excerpt from the Record of the Installation of Patriarch Job Patr.Mosc. Establishment of the Patriarchate of Moscow Paul.I. Ep. Pope Paul I. Epistles Paul.Ant. Ep.Thds.Al. Paul of Antioch. Epistle to Theodosius of Alexandria Paul.II.CP. Ep.Thdr. Paul II of Constantinople. Epistle to Pope Theodore Paulin.Aquil. Paulinus of Aquileia Carm. Poems (Carmina) CFor.(796) Council of Frejus-Toulon [Concilium Forojuliense] Fel. Against Felix of Urgel Paulin.N. Ep. Paulinus of Nola. Epistles Petr.Ant. Peter of Antioch Ep.Al. Epistle to the Patriarch of Alexandria Ep.Cerul. Epistle to Michael Cerularius Ep.Dom. Epistle to Dominicus of Venice Ep.H. Epistle to the Patriarch of Jerusalem Ep.Leo IX. Epistle to Pope Leo IX Petr.Chrys. Serm. Peter Chrysologus. Sermons Petr.Dam. Proc. Peter Damian. Against the Error of the Greeks on the Procession of the Holy Spirit Petr.Lomb. Sent. Peter Lombard. Sentences Petr.Sic. Peter of Sicily Hist. History of the Heresy of the Manicheans, Who Are Also Called Paulicians Serm. Sermons against the Manicheans, Who Are Also Called Paulicians

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cyr.Luc. Patriarch Cyril Lucaris Conf. Eastern Confession of the Christian Faith Ep. Epistles Cyrus.Al. Cyrus of Alexandria Cap. Chapters (Capitula) Ep. Epistles fr. Fragments Dial.Papisc. Dialogue of the Jews Papiscus and Philo with a Certain Monk Didym. Spir Didumus of Alexandria. On the Holy Spirit Dion.Ar. Pseudo-Dionysius the Areopagite C.h. Celestial Hierarchy D.n. On the Divine Names Ep. Epistles E.h. Ecclesiastical Hierarchy Dion.BarSal. Exp.lit. Dionysis Bar Salibi. Exposition of the Liturgy Dion.CP. Tom.syn. Dionysius of Constantinople. Synodical Tome Doct.Ad. The Doctrine of Addai Doct.Jac. The Doctrine of Jacob, Recently Baptized Doct.patr. The Doctrine of the Fathers on the Incarnation of the Logos (Doctrina patrum de incarnatione Verbi) Dom.Ben. Ep.Petr.Ant. Dominicus of Venice. Epistle to Peter of Antioch Ein. Ann. Einhard. Annals Ep.Oliv. Epistle of Pilgrim Monks on the Mount of Olives to Pope Leo III Epiph. Epiphanius of Salamis fr. Fragments Haer. Against Eighty Heresies Epiph.M.V. Serg. Epiphanius the Monk [Epifanij Mnich]. Life of Sergius of Radonez Episc.CP. Ep. Bishops of Constantinople. Epistle Episc.Ger. Graec. Bishops of Germany. Response at Worms on the Faith of the Holy Trinity, against the Heresy of the Greeks Episc.Or. Ep. Bishops of the Orient. Epistle Eug.IV. Ep. Pope Eugenius IV. Epistles Eus. Eusebius of Caeserea Ep.Const.Aug. Epistle to the Empress Constantia H.e. Ecclesiastical History Eus.Bass. Ep.Thds.Al. Eusebius of Mar Bassi et al. Epistle to Theodosius of Alexandria Euth.Zig. Euthymius Zigabenus Anath. Fourteen Anathemas against the Bogomils Bog. Narrative of the Heresy of the Bogomils Panop. Panoply Ps. Commentary on the Psalter Sar. Disputation on the Faith with a Saracen Philosopher Evagr. H.e. Evagrius Cholasticus. Ecclesiastical History Gel.I. Ep. Pope Gelasius I. Epistles Ps.Geo.Arb. Exp. Pseudo-George of Arbela. Exposition of the Offices of the Church Geo.Kiev. Lat. George of Kiev. Against the Latins Geo.Schol. Sal. George Scholarius. Conserning the Only Way of the Salvation of Men

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010