600), слово еп. Захарии (XI в.) и слово Петра Дамиани († 1072) (PL. 144. Col. 567-572). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи Г. Сказания о Г. вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагине († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (сер. XIII в.) и кард. Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе Г. с драконом. В Италии почитание Г. распространилось рано. В Риме Велисарий (ок. 527) поручил защите этого святого ворота мч. Севастиана. Римский папа Лев II (682-683) посвятил Г. и мч. Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741-752) (LP. Vol. 1. P. 360, 434). В этом же храме хранятся копье и хоругвь Г. В 1600 г. часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в нач. V в. еп. Север основал базилику св. Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни еп. Агнелла († 570), в Равенне с VI в. в местности Кориандро рядом с мавзолеем кор. Теодориха существовала церковь, посвященная Г. Др. церковь, называемая ц. во имя вмч. Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из 2 частей позднерим. Равенны. Ок. 657 г. почитание Г. проникло в Феррару, где великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 г. гр. Роберт Фландрский привез в Феррару руку Г. и подарил ее гр. Матильде, к-рая в свою очередь подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 г. в честь великомученика. В Венеции в ц. Сан-Джорджо Маджоре хранятся глава Г. и рука святого, перенесенные туда в 1296 и в 1462 гг. В Галлии почитание великомученика распространилось в правление франк. кор. Хлодвига. В 491 г. его супруга, кор. Клотильда, основала мон-рь вмч. Георгия в Шеле, а ок. 512 г. Хлодвиг посвятил Г. и св. Герману Парижскому мон-рь в Барале близ Камбре.

http://pravenc.ru/text/162188.html

В.Я. Саврей Общая библиография Источники I. На древнегреческом языке и в переводе на европейские языки 1. В «Патрологии» аббата Ж.П. Миня: Basilius Magnus – PG 29–32. Gregorius Nazianzenus – PG 35–38. Gregorius Nyssenus – PG 44–46. 2. В издании Sources Chrétiennes: Basile de Césarée. Sur Saint-Esprit//SC. Vol. 17. 1947. Idem. Homélies sur l " Hexaéméron//SC. Vol. 26 bis. 1950. Idem. Sur l " Origine de l " homme//SC. Vol. 160. 1970. Idem. Contre Eunome 1//SC. Vol. 299. 1982. Idem. Contre Eunome 2–3//SC. Vol. 305. 1983. Idem. Sur le Baptême//SC. Vol. 357. 1989. Grégoire de Nazianze. La Passion du Christ//SC. Vol. 149. 1969. Idem. Lettres théologiques (Ep. 101–102)//SC. Vol. 208. 1974. Idem. Discours 1–3//SC. Vol. 247. 1978. Idem. Discours 27–31//SC. Vol. 250. 1978. Idem. Discours 20–23//SC. Vol. 270. 1980. Idem. Discours 24–26//SC. Vol. 284. 1981. Idem. Discours 4–5//SC. Vol. 309. 1983. Idem. Discours 32–37//SC. Vol. 318. 1985. Idem. Discours 38–41//SC. Vol. 358. 1990. Idem. Discours 42–43//SC. Vol. 384. 1992. Idem. Discours 6–12//SC. Vol. 405. 1995. Grégoire de Nysse. Vie de Moïse (De vita Moysis)//SC. Vol. 1. 1942. Idem. La Création de l " homme//SC. Vol. 6. 1944. Idem. Traité de la Virginité (De virginitate)//SC. Vol. 119. 1966. Idem. Vie de sainte Macrine//SC. Vol. 178. 1971. Idem. Homélies sur l " Ecclésiaste//SC. Vol. 416. 1996. Idem. Lettres//SC. Vol. 363. 1990. Idem. Discours catéchétique II SC. Vol. 453. 2000. Idem. Sur les Titres des psaumes//SC. Vol. 466. 2002. 3. Филокалия Оригена The Philocalia of Origen. A Compilation of Selected Passages from Origen " s Works Made by St Gregory of Nazianzus and St Basil of Caesarea/Transl. George Lewis. Edinburgh, 1911. II. В переводе на русский язык Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 4. Творения Григория Чудотворца и Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. Св. Василий Великий . Собр. соч. Т. 1–5. М., 1993. Св. Василий Великий . О сотворении человека//Журнал Московской Патриархии. 1972. 1. С. 30–38; 3. С. 33–40. Св. Григорий Богослов . Творения. Т. 1,2. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Тема LP – одно из самых крупных явлений всемирной истории. Это Рим и его кафедра. В судьбах всемирной истории Рим всегда занимал первое место; такое же принадлежит и римской кафедре: ее истина и ложь с самой чувствительной стороны отзывались на истории западных народов. Так как папский Рим еще живет, хотя и с потускневшим ореолом своего прежнего обаяния и могущества, то LP с этой стороны особенно интересен. Старокатолическое движение, родившееся из похвального стремления освободиться от слоя папских измышлений, в LPмoжem находить авторитетное за себя свидетельство. Интерес к LP у западного, инославного читателя естествен и несомненен, но он не должен ослабляться и у православного русского читателя. Можем душою болеть, что древнейший чистый источник апостольского предания заражен ложью гибельного вымысла, но не в состоянии отказать в почтении месту, где венчались мученичеством апостолы Петр и Павел, где вся земля была облита кровью первых мучеников, которых целый сонм чтит и наша православная церковь . Магометанство торжествующей в Иерусалиме луны не оскверняет Гроба Господнего, и ложь римская не порочит кровь апостольскую и мученическую. В заключении считаю своим приятным долгом выразить мою искреннюю благодарность высокоуважаемым оппонентам-профессорам – В.В. Болотову , который часто снабжал меня своими важными указаниями, благодаря настоянию которого мой труд является в таком сжатом виде, и в некоторых частях с большею сторойностию, – и А.И. Садову , за его весьма ценные замечания на полях рукописи, которыми я с благодарностью воспользовался. 6 Муратори в предисловии к своему I тому своего раньше названного издания замечает, что спустя 1000 лет после Р. Хр. итальянскими монахами овладел некоторый пыл к составлению истории своих киновий, преимущественно древних и знаменитых. Между прочим, след влияния LP заметен в Chronicon Vulturnense, где имеется series abbatum s. Vincentii (I 2 , 519); здесь нет подробностей LP, но сразу бросается в глаза их однородность. В Specilegium Ravennatis historiae равеннский епископат возводится по своему началу к ап. Петру, через Апполинария, ученика этого апостола (ibid., 529, 547). В Chronicon episcoporum s. Neapolitanae ecclesiae ряд епископских биографий, начиная Aspernas. – с буквальным заимствованием из LP (ibid., 292–294). Opusculum de situ civitatis Mediolani возводить начало этого епископата к ап. Варнаве, за биографией которого следуют биографии его ближайших преемников (ibid., 203). Здесь находим каталог архиепископов медиоланских, начинающийся также Варнавою; он почти весь исчерпывается данными о времени епископства и месте (с временем) погребения (ibid., 228–231).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/o...

Свт. Григорий Великий в 590 г. установил в Риме особую покаянную Л., которая получила название Septiformis (Семикратная): процессии одновременно отправлялись из 7 церквей в 7 округах Рима. Клирики выходили из ц. святых Космы и Дамиана (6-й регион), аббаты с братией - из ц. святых Протасия и Гервасия (св. Виталия) (4-й регион), аббатиссы с монахинями - из ц. святых Марцеллина и Петра (1-й регион), дети - из ц. святых Иоанна и Павла (2-й регион), миряне - из ц. первомч. Стефана (7-й регион), вдовы - из ц. св. Евфимии (5-й регион), замужние дамы - из ц. св. Климента (3-й регион) ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. App. 9; Paul. Diac. Hist. Langobard. III 24). Все шествия заканчивались у базилики Санта-Мария-Маджоре. Эта Л. совершалась не регулярно, а только в случае бедствий (напр., после 590 г. повторилась только в 603 г.). В каролингскую эпоху ее стали отождествлять с Великой Л. По этой причине многие средневек. авторы полагали, что Великая Л. была установлена еще и из-за угрозы нападения врагов, а не только ради молитв об урожае ( Amalar. Lib. offic. I 37. 6; IV 24. 1// Hanssens. Vol. 2. P. 178-181, 481). Кроме того, неверное отождествление повлекло за собой спор о соблюдении поста в этот день ( Agobard. Lugdun. Contra libros quatuor Amalarii. 1-2//CCCM. Vol. 52. P. 355-357). В Ordo L Великая Л. описывается так, как должна совершаться Л. Septiformis, но при этом указаны иные пункты отправления: клирики выходят из ц. св. Иоанна Крестителя (Латеранской базилики), мужчины - из базилики мч. Маркелла (Сан-Марчелло-аль-Корсо), монахи - из ц. святых Иоанна и Павла, монахини - из ц. святых Космы и Дамиана, замужние дамы - из базилик Петра и первомч. Стефана, вдовы - из ц. св. Виталия, бедняки и дети - из ц. св. Цецилии (Санта-Чечилия-ин-Трастевере) (OR. L 35. 2// Andrieu. Ordines. Vol. 5. P. 314-315). В Риме совершались и др. Л. Средневековые авторы считали, что разные виды Л. ввел в практику св. еп. Либерий ( 366) ( Beleth. Ration. div. offic. 123; Durand. Rationale. VI 102. 4). В «Liber pontificalis» сообщается о Л., к-рую совершил папа Пелагий I (556-561) из базилики св. Панкратия в базилику св. Петра (LP. 62// Duchesne. Vol. 1. P. 303). После смерти папы Адеодата II в 676 г. Л. в связи с неурожаем совершали ежедневно (LP. 79//Ibid. P. 347). При папе Сергии I (687-701) были введены Л. в честь 4 Богородичных праздников (Пурификации (Сретения), Благовещения, Успения и Рождества Девы Марии), шествия совершались из ц. св. Адриана в базилику Санта-Мария-Маджоре (LP. 86. 14// Duchesne. Vol. 1. P. 376). Папа Стефан II (752-757) постановил совершать Л. каждую субботу поочередно в базиликах Санта-Мария-Маджоре, св. Петра и св. Павла (LP. 94. 13//Ibid. P. 443). Каждый новопоставленный епископ, согласно документу из «Liber diurnus», давал обещание участвовать в Л. дважды в месяц вместе со своим клиром (Liber Diurnus Romanorum Pontificum ex unico codice Vaticano/Ed. Th. von Sickel. W., 1889. P. 78).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

1922. Vol. 2. P. 113-126; Brinktrine I. Per la storia dell " Unde et memores//Riv. liturgica. Padova, 1922. Vol. 9. P. 77-78; idem. Über die Herkunft und die Bedeutung des Kanongebetes der römischen Messe Per quem haec omnia//EphLit. 1948. Vol. 62. P. 365-369; Moreau E., de. Récitation du Canon à voix basse//NRT. 1924. Vol. 51. P. 65-94; Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926; Michels T. Prex, quam scholasticus composuerat//JbLW. 1926. Bd. 6. S. 223-224; idem. The Synodal Letter of Rimini and the Roman Canon Missae//Traditio. N. Y., 1944. Vol. 2. P. 486-491; Salmon P. Les Amen du Canon de la Messe//EphLit. 1928. Vol. 42. P. 496-506; Botte B. L " ange du sacrifice//Cours et conférences des Semaines Liturgiques. Louvain, 1929. Vol. 7. P. 209-221; idem. L " ange du sacrifice et l " épiclèse de la messe romaine au Moyen Âge//RTAM. 1929. Vol. 1. P. 285-308; idem. Communicantes//Questions liturgiques et paroissiales. Louvain, 1957. Vol. 38. P. 119-123; Jungmann J. A. Praefatio und stiller Kanon//ZKTh. 1929. Bd. 53. S. 66-94, 247-271; idem. Missarum Sollemnia. P., 1953. Vol. 3; Schuster I. Liber Sacramentorum. Brux., 1929. Vol. 2; Kennedy V. L. The Pre-Gregorian Hanc igitur//EphLit. 1936. Vol. 50. P. 349-358; idem. The Saints of the Canon of the Mass. Vat., 1938; idem. The Moment of Consecration and the Elevation of the Host//Mediaeval Studies. Toronto, 1944. Vol. 6. P. 121-150; idem. The Date of the Parisian Decree on the Elevation of the Host//Ibid. 1946. Vol. 8. P. 87-96; Maurice D. Les Saints du canon de la Messe au Moyen Âge//EphLit. 1938. Vol. 52. P. 353-384; Capelle B. Les origines de la Préface romain de la Vierge//RHE. 1942. Vol. 38. P. 46-58; idem. Et omnibus orthodoxis atque apostolicae fidei cultoribus//Miscellania historica in honorem A. de Meyer. Louvain, 1946. Vol. 1. P. 137-150; idem (1). Innocent Ier et la Сапоп de la Messe//RTAM. 1952. Vol. 19. P. 5-16; idem (2). Problèmes textuels de la préface romaine//Mélanges J. Lebreton. P., 1952. Vol. 2. P. 139-150.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Шичалина, 2000. – 451 с. 30. Aristotelis opera. – Berolini, 1831. V. 1. P. 391-401. 31. Basil the Great. Epistolae (189)//PG. Vol. 32. P. 684-696. 32. Gregory of Nyssa. Contra Eudomium// PG.Vol. 45. P. 244-1121. 33. Diogenis Laertii De clarorum philosophorum – vitis, dogmatibus et apophthegmatibus libri decem. P. Didot, 1850. P. 1-288. 34.  Iohannes Damascenus . Pro sacris imaginibus orationis tres//PG. Vol. 94. P . 1232-1420. 35.  Justinus Philosophus. Apologia secunda//PG . Vol. 6. P. 327-440. 36. Maximus Confessor. Ambiguorum Liber// PG.Vol. 91. P. 1031-1417. 37. Maximus Confessor. Epistolae (6)/PG.Vol. 91. P. 424-433. 38. Maximus Confessor. Opuscula Theologica et Polemica// PG.Vol. 91. P. 354-361. 39. Maximus Confessor. Orationis Dominicae brevis expositio /PG.Vol. 90. P . 872-909. 40. Nicolai de Cusa Opera Omnia. Vol. I: De docta ignorantia. Lipsiae, 1932. – 1 79 p. 41. Philo Judaeus. De confusione linguarum// Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1897. Vol. II. P. 218-258. 42. Philo Judaeus. De sacrificiis Abelis et Caini// Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1896. Vol. I. P. 202-257. 43. Philo Judaeus. De vita Mosis// Philonis Alexandrini opera quae supersunt. – Berlin: Reimer, 1902. Vol. IV. P. 199-268. 44.  Procli. Commentarium in Platonis Parmenidem//Procli Opera inedita/ed. V. Cousin. – Paris, 1864. P. 603-1314. 45. Procli Diadochi. In Platonis Cratylum commentaria. – Leipzig: Teubner, 1908. – 149 p. 46.  Procli, In Tim. Vol. I. – 475 p. 47.  Procli, In Tim. Vol. II. – 333 p. 48.  Proclus, Theol. Plat. Vol. I. – 173 p. 49.  Proclus, Theol. Plat. Vol. II. – 144 p. 50.  Proclus, Theol. Plat. Vol. IV. – 204 p. 51.  Proclus, Theol. Plat. Vol. V. – 479 p. 52.  Proclus Diadohus. Commentary on the first Alcibiades of Plato. Critical text and indices by L.G. Westerink. – Amsterdam, 1954. – 197 p. 53. Proclus: The Elements of Theology. A Revised Text. ed. Eric Robertson Dodds, Oxford: Oxford University Press, 1963. – 348 p .

http://bogoslov.ru/article/5333988

14. Col. 597–624. – Expositio in Evangelium secundum Lucani//PL T. 15. Col. 16031944. Афанасий Великий – Vita Antonii//PG T. 26. Викентий Леринский – Commonitorium//PL T. 50. Col. 630–686. Гормизда – Epistulae papae Hormisdae//CCSL Vol. 85A. Григорий Богослов – Oratio XLI in Pentecosten//PG T. 36. Coi. 427–52. Григорий Турский – Historia Francorum//PL T. 71. Евагрий Понтийский – De oratione//PG T. 79. Col. 1165–1200. – Practicus. Traité pratique ou le moine. Vol. 1–2/Ed. A. 8c C. Guillaumont//Sources Chrétiennes. Vol. 170, 176. Иларий Арльский – Vie de Saint Honorat/Ed. M.-D. Valentin//Sources Chrétiennes. Vol. 235. Иоанн Кассиан – Collationes//CSEL Vol. 13. Conferences. Vol. 1–3./Ed. E. Pichery//Sources Chrétiennes. Vol. 42, 54, 64. – De institutis coenobiorum//CSEL Vol. 17. Institutions cenobitiques/Ed./.-C. Guy//Sources Chrétiennes. Vol. 109. Иоанн Максенций – Responsio adversus epistulam Hormisdae//CCSL Vol. 85A. P. 125–153. Кассиодор – Institutiones divinarum et humanarum litterarum//PL T. 70. Coi. 1105D-1220A. Кесарий Арелатский – De gratia/Ed. G. Morin//Sancti Caesarii Arelatensis Opera omnia. Maredsous, 1937–1942. Vol. 2. P. 159–164. – Sermones//CCSL Vol. 103–104. Caesaire d’Arles, Sermons au People. Vol. 1–3/Ed. M.-J. Delage//Sources Chrétiennes. Vol. 175, 243, 330. Киприан Карфагенский – De bono patientiae//PL T. 4. Col. 645–662. – De morialitate//PL T. 4. Col. 603–624. – De opere et eleemosynis//PL T. 4. Col. 625–646. – De oratione dominica//PL T. 4. Col. 535–562. – Testimonia//PL T. 4. Col. 4705–4810. Колумбан – Instructio I, Sancti Columbani Opera/Ed. G. S. M. Walker//Scriptores Latini Hiberniae 2. Люцид – Epistula 2 (Libellus subiectionis)//CSEL Vol. 21. P. 165–168. Мартин из Браги – De correctione rusticorum/Ed. C. W. Barlow//Martini Episcopi Bracarensis Opera Omnia. Максим Туринский – Sermones//CCSL Vol. 23. Ориген – De oratione/Ed. P. Koetschau//GCS Vol. 3. – De principiis/Ed. P. Koetschau//GCS Vol. 22. – Homiliae in Numeros. Homilies sur les Nombres./Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

При Л. был урегулирован конфликт с Равеннской кафедрой, автокефалию к-рой утвердил в 666 г. визант. имп. Констант II Погонат (641-668); архиепископ Равенны рукополагался епископами-суффраганами без участия папы Римского. На Римском Соборе 680 г. Равеннский архиеп. Феодор признал юрисдикцию папы Римского. При Л. были выработаны окончательные условия соглашения: архиепископ получал посвящение в Риме и подписывал ряд документов, в т. ч. indiculum (клятва верности папе как преемнику ап. Петра), однако ему вменялось в обязанность пребывать в городе более 8 дней и потом лично являться в Рим подобно др. епископам-суффраганам; архиепископ имел право отправлять в Рим ко дню св. ап. Петра своего представителя в сане пресвитера ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 124). Согласно Liber Pontificalis, подчинение Равенны Риму произошло «по приказу милостивейшего императора» (jussione clementissimi principis - LP. T. 1. P. 360); это дает основание полагать, что решение об отмене автокефалии было принято имп. Константином IV. Однако при папе Константине (708-715) конфликт между Римом и Равенной вновь возобновился. 22 февр. 683 г. Л. освятил ц. ап. Павла близ ц. св. Вивианы (Санта-Бибиана), куда перенесли мощи рим. мучеников Симплиция, Фаустина и Беатрисы (LP. T. 1. P. 360); считается, что в понтификат Л. была также построена ц. вмч. Георгия в Велабро (Сан-Джорджо-ин-Велабро); общий план этой церкви (3-нефная базилика, разделенная 2 рядами по 6 колонн) действительно восходит к VII в. (см.: Krautheimer. 1937; Webb. 2001; Claussen. 2002-2010). 27 июня 683 г. Л. рукоположил 23 епископа, 9 пресвитеров и 3 диакона. Погребен в Ватиканской базилике. Ист.: LP. T. 1. P. 359-360; Agnelli Ravennatis Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis. 124/Ed. D. Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 298-299. (CCCM; 199); Jaff é . RPR. T. 1. N 2116-2124; Liber diurnus Romanorum pontificum/Ed. Th. Sickel. W., 1889. P. 93-103; Mansi. T. 11. Col. 725, 1053-1055. Лит.: Mann H. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1903. Vol. 1. Pt. 2. P. 49-53; Amann E. Leon II, saint//DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 301-304; Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 84-94, 242-263; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum: Idee und Wirklichkeit. Stuttg., 1950. S. 338-432; Breukelaar A. Leo II//BBKL. 1975. Bd. 4. Sp. 1435-1436; Beck H.-G. Leo II//NCE. 1981. Vol. 8. P. 478-479; Schwaiger G. Leo II//LTK. 1997. Bd. 6. Sp. 947; Бородин О. Р. Равеннский Экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 138; Webb M. The Churches and Catacombs of Early Christian Rome: A Comprehensive Guide. Brighton, 2001. P. 182-184; Claussen P. Die Kirchen der Stadt Rom im Mittelalter, 1050-1300. Stuttg., 2002-2010. Bd. 1. S. 179-185; Bd. 3. S. 15-58; Susi E. Leone II, santo//Enciclopedia dei Papi. R., 2005. Vol. 64. P. 616-620.

http://pravenc.ru/text/2463255.html

Ep.=Epistula LP=On the Lord’s Prayer Myst.=Mystagogia Opusc.=Opuscula thcologica etpolemica QT=Questions to Thalassius The editiones principes by F.Combefis (Paris, 1675) and F.Oehler (for the Ambigua: Halle, 1857) are reprinted in Migne, Patrologia Graeca, 90–1 (Paris, 1865). Column references to Migne have usually been added to references to the works of Maximus. Critical texts of the works of Maximus are appearing in the series Corpus Christianorum. Series Graeca (Brepols, Turnhout, for Leuven University Press: abbreviated: CGSG). The following have already appeared: QT, ed. C.Laga and C.Steel, with the text of Eriugena’s translation (vols. 7, 22, 1980–90); Quaestiones et dubia, ed. J.H.Declerk (vol. 10, 1982); LP and Commentary on Ps. 69 , ed. P.Van Deun (vol. 23, 1991); Amb. 6–71 (in the Greek enumeration), Eriugena’s Latin translation only, ed. E.Jeauneau (vol. 18, 1988). I have also seen, by the kindness of Prof. C.Steel, the critical text (forthcoming in CCSG) of the two opuscula I have translated (Opusc. 3 and 7). There is also a critical text of GG by A.Ceresa-Gastaldo: Massimo Confessore, Capitoli sulla carita (Verba Seniorum, N.S., 2; Rome, 1963). TRANSLATIONS OF MAXIMUS Cited in order of preferred use, though I have frequently modified any translation used) Of CC, CT, LP, and various other (somewhat edited) texts: Palmer, G.E.H. (1979), (1981) with Philip Sherrard and Kallistos Ware, The Philokalia. The Complete Text, compiled by St Nikodimos of the Holy Mountain and St Makarios of Corinth, vols. 1 and 2, London: Faber & Faber. Of AL and CC: Sherwood, P. (1955b) St Maximus the Confessor, The Ascetic Life, The Four Centuries on Charity, Westminster, Maryland: The Newman Press, London: Longmans, Green &; Co. (Ancient Christian Writers, 21). Of the Trial of Maximus, CC, LP, CT, Myst.: Berthold, G.C. (1985) Maximus the Confessor, Selected Writings, London: SPCK (Classics of Western Spirituality). French translation of Ep. 2: Dalmais, I.H. (1948) ‘Saint Maxime le Confesseur, Docteur de la Charite’, in La Vie Spirituelle, 79, 294–303. Other texts and translations

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ma...

Автор жизнеописания осуждает то, что К. «при отсутствии согласия клира по наущению злых человек и в противодействие церковникам» назначил диакона Сиракузской Церкви Константина управителем владениями Папского престола на Сицилии (rectorem in patrimonio Siciliae) и разрешил ему использовать особую попону для конской езды (mappulum ad caballicandum uti licentiam ei concessit). Дюшен указывает, что на должность управителей папским патримонием назначались обычно представители рим. клира (LP. T. 1. P. 370. Not. 8), использование белой попоны являлось их особой привилегией (LP. T. 3. P. 97. Not. 8). Перед смертью К. оставил «благословение в золоте» (benedictionem in auro) всему клиру, мон-рям, диакониям и мансионариям. Однако архидиак. Пасхалий использовал эти средства в качестве взятки Равеннскому экзарху Иоанну для того, чтобы после смерти К. занять кафедру св. Петра (об интригах Пасхалия сообщается в жизнеописании папы Сергия I - LP. T. 1. P. 371-372). Согласно краткому Мученичеству св. Килиана (BHL, N 4660), группа ирл. миссионеров во главе со св. Килианом отправилась к папе Римскому Иоанну V, чтобы получить разрешение на проповедь. Придя в Рим уже после смерти Иоанна V, св. Килиан был принят К., к-рый «даровал ему от Бога и святого Петра, князя апостолов, право и власть проповеди и учения» (dedit illi a Deo et sancto Petro principe apostolorum licentiam et potestatem praedicandi et docendi - Passio Kiliani martyris Wirziburgensis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 724). К. был похоронен 29 сент., после его смерти кафедра оставалась вакантной 2 месяца и 23 дня. Ист.: LP. T. 1. P. 368-370; Exemplar divinae jussionis Justiniani Augusti, directae ad Iohannem papam urbis Romae, in confirmationem sextae synodi Constantinopolitanae// Mansi. T. 11. P. 737; Passio Kiliani martyris Wirziburgensis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 722-728. Лит.: Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1925. Vol. 1. P. 68-76; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 620-632; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 396-401; Bertolini P. Conone//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1983. Vol. 28. P. 21-25; Durliat J. Conon//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 465-466.

http://pravenc.ru/text/1841966.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010